Китайская рок группа. Яогунь, или рок в китае
Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…
Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.
![](https://i1.wp.com/eatmusic.ru/wp-content/uploads/2015/06/cuijian.jpg)
Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.
Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.
![](https://i2.wp.com/eatmusic.ru/wp-content/uploads/2015/06/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B.jpg)
1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.
По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.
Статью подготовил
«Афиша+» вместе с самым читаемым русскоязычным ресурсом о Китае Magazeta продолжает серию материалов, посвященных современной китайской музыке. На этот раз рассказываем об инди-роке. Вас наверняка долго мучил вопрос: китайский инди-рок, какой же он?!
В каждом материале можно будет найти видео с экспертным мнением известных музыкантов, согласившихся послушать составленный нами плейлист для того или иного жанра. На этот раз экспертами выступили участники групп« Сегодняночью» и «МультFильмы».
Carsick Cars
Говорят, в туалете знаменитого пекинского клуба D-22 есть надпись« Я люблю свою маму, я люблю свою страну и я люблю Carsick Cars». Принято считать, что Carsick Cars стояли у истоков китайской инди-сцены, расцветшей буйным цветом в последние десять лет. До них о таком явлении, как независимая рок-группа, выступающая перед небольшим количеством слушателей, и речи не могло идти. На официальном сайте Carsick Cars так и написано: «Наверное, лучшая инди-группа Китая».
Carsick Cars - бесстрашные бунтари(например, в их арсенале есть песня с актуальным и для российских интернет-пользователей названием« Лучший VPN на данный момент»), они не боятся смешивать отличные поп-мелодии со стеной гитарного шума(Sonic Youth - их главные кумиры), а концерты группы - это всегда выброс дикой, долго сдерживаемой энергии.
За время своего существования группа выпустила три лонгплея - «Carsick Cars»(2007), «You Can Listen, You Can Talk»(2009) и «3»(2014) - и один раз сменила состав: басист и ударник ушли и сформировали дуэт Soviet Pop . Carsick Cars активно гастролируют далеко за пределами своей родины: группа выступала на Primavera Sound в Барселоне и на SXSW в Остине, Техас. Если верить« Гуглу», то на начало октября у группы запланированы выступления в Канаде(Калгари и Ванкувер) и США(Сан-Франциско и Нью-Йорк).
« Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?» - «Ну да, откуда узнал?» - «Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае»
Западному слушателю Carsick Cars открыл известный американский музыкант и продюсер Мартин Аткинс, выпустивший в 2007 году сборник современной китайской музыки« Look Directly Into the Sun: China Pop 2007» по итогам своей поездки в Пекин. В том же году группа должна была выступить на разогреве у Sonic Youth в Пекине, но концерт легендарных американцев был отменен в последний момент, якобы из-за того, что они поддерживают движение« Свободу Тибету».
«Я сидел в своем номере в Пекине и смотрел CNN, - рассказывал Аткинс в интервью Chicago Reader . - Как только пошла новость о стрельбе на границе с Тибетом, экран стал черным и через некоторое время на нем появился кто-то из китайского правительства, сообщивший, что никакой стрельбы не было, все это фигня. Я связался с одним из местных: „Ты видел? Что происходит?“ - „Видел что?“ - недоумевал он. - „Ну CNN же!“ - „Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?“ - смеясь спросил он. - „Ну да, откуда узнал?“ - „Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае“».
В 2007 году Carsick Cars все-таки выступили на разогреве у Sonic Youth в их европейском туре на концертах в Праге и Вене.
New Pants
Свою первую пиратскую кассету Пэн Лэй купил в 1990 году в родном Пекине по дороге из школы домой. «Это был какой-то альбом Bon Jovi, - вспоминает он. - Было круто слушать иностранную музыку, но мне не понравилось. Потом была Nirvana, но на них я тоже не подсел. И только когда я купил кассету с Ramones, понял, что нашел свое. Тем более, что кассеты с панк-музыкой стоили гораздо дешевле: их продавали всего за 5 юаней, тогда как кассеты с хэви-металом столи целых 50».
Спустя 5 лет Пэн Лэй вместе со своими школьными друзьями создал группу New Pants, одну из самых ярких и самобытных в современном Китае, и уж точно самую неугомонную. За время своего существования New Pants выпустили восемь альбомов, съездили в тур по Австралии, сыграли серию концертов в Лондоне и выступили на «Коачелле».
Сначала ребята, конечно же, ориентировались на любимых Ramones и прочих представителей классического панка, но потом переключились на остроумный дэнс-панк, замешанный на диско и восьмидесятническом британском синтипопе. «New Pants звучат, как саундтрек к классической видеоигре Fantasy Zone, записанный Ramones и Daft Punk под кайфом», - написал как-то о группе The Guardian.
Ролик,
ярко демонстрирующий эволюцию New Pants с 1998 по 2009 год. В конце клипа основатели группы Пэн Лэй и Пан Куань под песню«
Go East» изображают китайских чиновников на прогулке.
Оба постоянных участника New Pants - фронтмен Пэн Лэй и клавишник Пан Куань - отучились в Пекинском университете искусств(на режиссера и дизайнера соответственно), что, конечно же, не могло не сказаться на их музыкальной деятельности. Достаточно посмотреть на оформление обложек их альбомов или увидеть их смешные и необычные видео. Кстати, юмор - важнейший элемент творчества New Pants: несмотря на весь успех(а в Китае они - настоящие рок-звезды), участники группы отказываются относиться к себе серьезно.
Помимо своей деятельности в New Pants Пэн Лэй известен как мультипликатор, автор пластилиновых мультфильмов, самые известные из которых - «Peking Monster» и «Panda Candy»(представьте себе немного странную китайскую версию« Уоллеса и Громита»).
Queen Sea Big Shark
Зачастую довольно легко определить, на кого хочет быть похожа та или иная китайская группа. Queen Sea Big Shark - это китайские Yeah Yeah Yeahs, такая ассоциация возникает сразу же. Достаточно увидеть их эпатажную вокалистку Фу Хань или услышать практически любой сингл группы.
Так же, как и нью-йоркцы, Queen Sea Big Shark сначала выпустили грубый гитарный альбом(дебютный« Queen Sea Big Shark» 2007 года), а на втором лонгплее« Wave» (2010) поменяли гитары на синтезаторы. Но это совсем не значит, что у Queen Sea Big Shark нет своего лица. На своем третьем альбоме« Beijing Surfers" Adventure», вышедшем весной этого года, ребята вовсю экспериментируют. «Тут вам и джаз, и танцевальная музыка, и хип-хоп в духе Gorillaz, и даже ситар», - уверяет гитарист группы Цао Пу.
«Когда я была подростком, у нас было очень мало источников информации, между нами и остальным миром была пропасть, - рассказывает Фу Хань о влиянии западной музыки на творчество группы в недавнем интервью пекинскому Time Out. - Со временем эта пропасть становилась все меньше и меньше, и совершенно естественно, что мы начали повторять за всем остальным миром. Но я не думаю, что при столкновении с западной культурой мы потеряли свою индивидуальность».
Queen Sea Big Shark собрались в 2005 году, записали демо« Hard Heart» и выложили его в сеть. За три месяца песню« Nonono» скачали десять тысяч раз, и вскоре группа подписала контракт с лейблом Modern Sky. С тех пор Queen Sea Big Shark выпустили три альбома, съездили с еще двумя пекинскими группами в тур по США под девизом« Sing for China» и эксклюзивно для Converse записали сингл« Let"s Play».
Своим названием группа обязана безымянному шутнику, поставившему на берегу озера Хоухай в Пекине знак с предупреждением: «Это мое озеро, даже не думай к нему притрагиваться! Я - Королева моря большая акула».
В 2014 году Queen Sea Big Shark выступили во Владивостоке на фестивале V-Rox, основанном фронтменом группы« Мумий Тролль» Ильей Лагутенко. «Queen Sea Big Shark могут с первой песни завести публику, которая вообще ничего не знала об их существовании раньше», - поделился своими впечатлениями Лагутенко после фестиваля.
Mr. Sea Turtle
На мандаринском наречии словосочетание« морская черепаха»(sea turtle) означает студента, который возвращается после учебы за границей и применяет полученные навыки на родине. Но инди-рок-трио Mr. Sea Turtle называется так совсем не поэтому. Дело в том, что морские черепахи - любимые животные фронтмена группы Ли Хунци.
«Наш басист сказал, что „Mr. Sea Turtle“ звучит круто, ну, мы и решили так называться, - говорит музыкант в одном из интервью. - Мы никогда не учились за границей, для этого наш английский слишком фиговый».
Китай – это не только поднебесная страна. Для многих остается неизведанным, что там же зародился и китайский рок-н-ролл, впитав в себя дух американской культуры. Насытившись западными музыкальными творениями, на востоке взялись за современные, (не без включения традиционных китайских), инструменты и «вдарили рок в этой дыре».
Откуда дует ветер?
Такое явление, как «китайский рок» берет свое начало в музыкальном стиле «северо-западный ветер». Праотцами жанрового течения стали две композиции — «Синьтянью» (信天游) и «Ничего за душой» (一无所有). Они соединили в себе традиционные китайские мотивы, приправив их быстротой западного темпа, усилив ритм и включив агрессивные басовые партии.
Новое течение быстро приковало к себе внимание громким и напористым исполнением, которое сильно контрастировало с предшествующим ему стилем кантопоп. Также китайский рок стал музыкальным воплощением культового движения «поиск корней».
Композиции «северо-западного ветра» стали ярким отражением растущего в то время недовольства среди молодежи. Политический подтекст песен демонстрировал западную идеологию, направленную на самовыражение, к которому стремилось современное поколение.
В противовес «северо-западному ветру» в китайской культуре появляется новое направление – «тюремные песни». Причиной популярности этого течения послужила, накопленная усталость от чрезмерно официального стиля жизни и идеологизированной эстрады.
«Тюремные песни» в отличие от «северо-западного ветра» характеризуются более мелодичными и в какой-то степени жалобными композициями, пропитанные цинизмом и отчаянием, в которых во главе тематики стоит отрицание своей социальной роли.
Основными слушателями китайского рока, сочетавшего в себе «северо-восточные ветра» и «тюремные песни», были студенты и богемное общество.
Всему миру открыл этот музыкальный жанр — Цуй Цзянь, который выступил с The Rolling Stones в 2003 году.
Обратная сторона медали.
Течение китайского рока не ознаменовано ярко выраженными недостатками, ведь жанр напротив, стал гимном и основным вдохновителем молодежи. Поэтому основным минусом можно назвать угасание данного направления, на котором значительно сказалась цензура со стороны коммунистических партий, а также ограничение выступлений и запрет передачи такой музыки на телевидении.
«Перекрытый кислород» этому жанру послужил толчком к стремительному возвращению на сцену кантопопа, под который стали подстраиваться многие популярные рок-исполнители, дабы удовлетворить свои потребности в повышении дохода и уровня жизни.
Во главе жанра.
Одни из самых успешных исполнителей рок-индустрии, которым удалось продержаться на музыкальной сцене вплоть до 2014 года — Brain Failure . Их композиции содержали в себе примесь ска и панка, а тексты писались на английском языке, чтобы была возможность выразить то, что китайскому языку неподвластно.
Настоящим гимном китайского рока стала песня — «Ничего за душой», которую исполнил Цуй Цзянь , за счет чего музыкант и приобрел широкую известность. Трек стал «глотком свежего воздуха» для слушателей, ему удалось соединить воедино индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Вскоре он же стал символом разочарования, владевшего поколением молодой интеллигенции с его разрушенными иллюзиями. Цуй Цзяня нередко называли «отцом» данного жанра.
Tang Dynasty — этническая арт-рок и прог-метал группа, которую часто относят к первой волне хэви-метала в Китае.
Слушатели не раз отмечали, что музыка Tang Dynasty позволяет вернуться к древней китайской цивилизации. В творчестве коллектива преобладает сочетание прогрессивного рока, арт-рока и традиционных китайских вокальных техник с лирической поэзией.
Стоит отметить, что коллектив очень быстро получил звание главных представителей тяжелой музыки. В таком достижении немало важную роль сыграл их молниеносный гитарист Liu Yijun, известный как «Lao Wu».
И, наконец, Twisted Machine – пекинская группа, состоящая из четырех человек. Музыканты вдохновились творчеством Rage Against The Machine, поэтому дали себе созвучное имя — Twisted Machine и стали позиционировать себя как хардкор-команду.
Коллектив добился больших успехов у себя на родине, после чего лидер группы Ван Сяо принял решение покинуть коллектив по личным причинам. Ему на замену пришел Лян Лян, который стал новым «маяком» группы и повел Twisted Machine к новому стилю с чертами ню-метала и рэпкора.
Напоследок стоит отметить, Китай может славиться не только высокими горами, но и качественной и вполне развитой рок-музыкой, за плечами которой тернистый путь к существованию. Несмотря на все попытки «прижать» это течение и «перекрыть ему кислород», на сегодняшний день есть примеры коллективов, которые не поддались натиску своих противников.
В эпоху глобализации появляются причудливые коктейли из всевозможных стилей и направлений. Ярким примером является китайская фолк-метал группа . Чем она примечательна? Представьте традиционные китайские и монгольские мелодии, наложите тяжелые рифы бас-гитар, добавьте совершенно невероятный бласт-бид на грани человеческих возможностей. Невероятно? Дополните картину этническим сценическим образом музыкантов, играющих как на современных, так и на народных монгольских музыкальных инструментах. И завершающий мазок – непередаваемый голос вокалиста Ashan. Необыкновенный драйв обеспечен!
Nine Treasures: китайская метал группа
Российские поклонники рок-музыки смогли ознакомится с творчеством группы на международном рок-фестивале Vladivostok Rocks, который проходит ежегодно во Владивостоке и привлекает исполнителей Европы и Азии. Хэдлайнерами фестиваля в 2015 году были такие группы, как On-The-Go из России, Love Psychedelico и другие. Для них даже построили отдельную сцену. Среди приглашенных групп были коллективы из Франции, США, Китая, России, Киргизии. Настоящей находкой для рок-меломанов стала .
Первый альбом Nine Treasures вышел в 2012 году и назывался «Arvan Ald Guulin Honshoor». Этот сборник сразу стал популярен среди почитателей рок-музыки Китая, Тайваня и Монголии. Затем группа выиграла международный музыкальный конкурс Metal Battle, а в 2015 году покорила сердца российских любителей рок-музыки. Кстати, купить в России альбомы невозможно, проще их найти в Китае. Если вы не знаете, как это сделать – посетите форум Китайский Компот , участники которого с удовольствием поделятся с вами опытом.
А для затравки предлагаю посмотреть клип группы Nine Treasures - Wisdom Eyes
:
Сомневаетесь, стоит ли тратить время и деньги на покупку альбомов Nine Treasures? Не знаете, на что это вообще похоже? Тогда представьте поздние композиции Nightwish с участием . Примерно в этом стиле выдержаны композиции китайско-монгольской рок группы. Некоторые песни здорово смахивают на творчество SOAD.
Дискография Nine Treasures :
Arvan Ald Guulin Honshoor (2012);
Nine Treasures (2013);
Live In Beijing (2015)- живой альбом;
Galloping White Horse (2015) - EP.