Шостакович популярное. Дмитрий Шостакович: биография, интересные факты, творчество
- «Москва, Черёмушки» , оперетта в трёх действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1957-1958)
Балеты
Музыка к театральным постановкам
- «Выстрел» , музыка к пьесе А. Безыменского, соч. 24. (1929). Премьера - 14 декабря 1929, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
- «Целина» , музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова, соч. 25 (1930); партитура утрачена. Премьера - 9 мая 1930, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
- «Правь, Британия» , музыка к пьесе А. Петровского, соч. 28 (1931). Премьера - 9 мая 1931, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
- «Условно убитый» , музыка к пьесе В. Воеводина и Е. Рисса, соч. 31 (1931). Премьера - 2 октября 1931, Ленинград, Мюзик-холл
- «Гамлет» , музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 32 (1931-1932). Премьера - 19 мая 1932, Москва, Театр им. Вахтангова
- «Человеческая комедия» , музыка к спектаклю П. Сухотина по романам О. де Бальзака, соч. 37 (1933-1934). Премьера - 1 апреля 1934, Москва, Театр им. Вахтангова
- «Салют, Испания!» , музыка к пьеме А. Афиногенова, соч. 44 (1936). Премьера - 23 ноября 1936, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина
- «Король Лир» , музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 58а (1941). Премьера - 24 марта 1941, Ленинград
- «Отчизна» , музыка к спектаклю, соч. 63 (1942). Премьера - 7 ноября 1942, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
- «Русская река» , музыка к спектаклю, соч. 66 (1944). Премьера - 17 апреля 1944, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
- «Весна победная» , две песни к спектаклю на стихи М. Светлова, соч. 72 (1946). Премьера - 8 мая 1946, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
- «Гамлет» , музыка к трагедии У. Шекспира (1954). Премьера - 31 марта 1954, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина
Музыка к кинофильмам
- «Новый Вавилон» (немой фильм; режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 18 (1928-1929)
- «Одна» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 26 (1930-1931)
- «Златые горы» (режиссёр С. Юткевич), соч. 30 (1931)
- «Встречный» (режиссёры Ф. Эрмлер и С. Юткевич), соч. 33 (1932)
- «Сказка о попе и работнике его Балде» (режиссёр М. Цехановский), соч. 36 (1933-1934). Работа не окончена
- «Любовь и ненависть» (режиссёр А. Гендельштейн), соч. 38 (1934)
- «Юность Максима» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 41 (1934)
- «Подруги» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 41а (1934-1935)
- «Возвращение Максима» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 45 (1936-1937)
- «Волочаевские дни» (режиссёры Г. и С. Васильевы), соч. 48 (1936-1937)
- «Выборгская сторона» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 50 (1938)
- «Друзья» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 51 (1938)
- «Великий гражданин» (режиссёр Ф. Эрмлер), соч. 52 (1 серия, 1937) и 55 (2 серия, 1938-1939)
- «Человек с ружьём» (режиссёр С. Юткевич), соч. 53 (1938)
- «Глупый мышонок» (режиссёр М. Цехановский), соч. 56 (1939)
- «Приключения Корзинкиной» (режиссёр К. Минц), соч. 59 (1940-1941)
- «Зоя» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 64 (1944)
- «Простые люди» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 71 (1945)
- «Молодая гвардия» (режиссёр С. Герасимов), соч. 75 (1947-1948)
- «Пирогов» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 76 (1947)
- «Мичурин» (режиссёр А. Довженко), соч. 78 (1948)
- «Встреча на Эльбе» (режиссёр Г. Александров), соч. 80 (1948)
- «Падение Берлина» (режиссёр М. Чиаурели), соч. 82 (1949)
- «Белинский» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 85 (1950)
- «Незабываемый 1919-й» (режиссёр М. Чиаурели), соч. 89 (1951)
- «Песня великих рек» (режиссёр Я. Ивенс), соч. 95 (1954)
- «Овод» (режиссёр А. Файнциммер), соч. 97 (1955)
- «Первый эшелон» (режиссёр А. Файнциммер), соч. 99 (1955-1956)
- «Хованщина» (фильм-опера - оркестровка оперы М. П. Мусоргского), соч. 106 (1958-1959)
- «Пять дней - пять ночей» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 111 (1960)
- «Черёмушки» (по оперетте «Москва, Черёмушки»; режиссёр Г. Раппапорт) (1962)
- «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 116 (1963-1964)
- «Год как жизнь» (режиссёр Г. Рошаль), соч. 120 (1965)
- «Катерина Измайлова» (по опере; режиссёр М. Шапиро) (1966)
- «Софья Перовская» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 132 (1967)
- «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 137 (1970)
Сочинения для оркестра
Симфонии
- Симфония № 1 f-moll, соч. 10 (1924-1925). Премьера - 12 мая 1926, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр
- Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927). Премьера - 5 ноября 1927, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
- Симфония № 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929). Премьера - 21 января 1930, Ленинград. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр
- Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937). Премьера - 21 ноября 1937, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр
- Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях. Премьера - 21 ноября 1939, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому. Премьера - 4 ноября 1943, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях. Премьера - 3 ноября 1945, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956-1957). Премьера - 30 октября 1957, Москва, Большой зал Консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Рахлин
- Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959-1961), посвящена памяти В. И. Ленина. Премьера - 1 октября 1961, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи , и . Премьера - 29 сентября , Ленинград, Большой зал академии хорового искусства имени М. И. Глинки. (сопрано), Е. Владимиров (бас), Московский камерный оркестр, дирижёр .
Концерты
- Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая ) № 1 c-moll, соч. 35 (1933). Премьера - 15 октября 1933, Ленинград, Большой зал филармонии. Д. Шостакович (фортепиано), А. Шмидт (труба), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр .
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 F-dur, соч. 102 (1957). Премьера - 10 мая 1957, Москва, Большой зал Консерватории. М. Шостакович (фортепиано), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Аносов.
- Концерт для скрипки с оркестром № 1 a-moll, соч. 77 (1947-1948). Премьера - 29 октября 1955, Ленинград, Большой зал филармонии. (скрипка), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Концерт для скрипки с оркестром № 2 cis-moll, соч. 129 (1967). Премьера - 26 сентября 1967, Москва, Большой зал Консерватории. Д. Ойстрах (скрипка), оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
- Концерт для виолончели с оркестром № 1 Es-dur, соч. 107 (1959). Премьера - 4 октября 1959, Ленинград, Большой зал филармонии. (виолончель), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Концерт для виолончели с оркестром № 2 G-dur, соч. 126 (1966). Премьера - 25 сентября 1966, Москва, Большой зал Консерватории. М. Ростропович (виолончель), дирижёр
Другие произведения
- Скерцо fis-moll, соч. 1 (1919)
- Тема с вариациями B-dur, соч. 3 (1921-1922)
- Скерцо Es-dur, соч. 7 (1923-1924)
- Сюита из оперы «Нос» для тенора и баритона с оркестром, соч. 15а (1928)
- Сюита из балета «Золотой век», соч. 22а (1930)
- Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб», соч. 23 (1929)
- Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27а (1931)
- Сюита из музыки к фильму «Златые горы», соч. 30а (1931)
- Сюита из музыки к фильму «Гамлет», соч. 32а (1932)
- Сюита № 1 для эстрадного оркестра (1934)
- Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
- Сюита № 2 для эстрадного оркестра (1938)
- Сюита из музыки к фильмам о Максиме (хор и оркестр; аранжировка А. Атовмяна), соч. 50а (1961)
- Торжественный марш для духового оркестра (1942)
- Сюита из музыки к фильму «Зоя» (с хором; аранжировка А. Атовмяна), соч. 64а (1944)
- Сюита из музыки к фильму «Молодая гвардия» (аранжировка А. Атовмяна), соч. 75а (1951)
- Сюита из музыки к фильму «Пирогов» (аранжировка А. Атовмяна), соч. 76а (1951)
- Сюита из музыки к фильму «Мичурин» (аранжировка А. Атовмяна), соч. 78а (1964)
Сочинения с участием хора
- «От Карла Маркса до наших дней», симфоническая поэма на слова Н. Асеева для голосов соло, хора и оркестра (1932), не окончена, утеряна
- «Клятва Наркому» на слова В. Саянова для баса, хора и фортепиано (1941)
- Песня гвардейской дивизии («Идут бесстрашные гвардейские полки») на слова Рахмилевича для баса, хора и фортепиано (1941)
- «Славься, Отчизна советов» на слова Е. Долматовского для хора и фортепиано (1943)
- «Чёрное море» на слова С. Алимова и Н. Верховского для баса, мужского хора и фортепиано (1944)
- «Заздравная песня о Родине» на слова И. Уткина для тенора, хора и фортепиано (1944)
- «Поэма о Родине», кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)
- «Антиформалистический раёк» для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано (1948/1968)
- «Песнь о лесах», оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)
- «Наша песня» на слова К. Симонова для баса, хора и фортепиано (1950)
- «Марш сторонников мира» на слова К. Симонова для тенора, хора и фортепиано (1950)
- Десять песен на слова революционных поэтов для хора без сопровождения (1951)
- «Над Родиной нашей солнце сияет», кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 90 (1952)
- «Мы Родину славим» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
- «Мы в сердце октябрьские зори храним» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
- Две обработки русских народных песен для хора без сопровождения, соч. 104 (1957)
- «Заря Октября» (слова В. Харитонова) для хора и фортепиано (1957)
- «Казнь Степана Разина», вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, соч. 119 (1964)
- «Верность», восемь баллад на слова Е. Долматовского для мужского хора без сопровождения, соч. 136 (1970)
Сочинения для голоса с сопровождением
- Две басни Крылова для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 (1922)
- Шесть романсов на стихи японских поэтов для тенора и оркестра, соч. 21 (1928―1932)
- Четыре романса на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 46 (1936―1937)
- Шесть романсов на стихи британских поэтов в переводе Б. Пастернака и С. Маршака для баса и фортепиано, соч. 62 (1942). В дальнейшем оркестрованы и изданы как соч. 62а (1943), второй вариант оркестровки ― как соч. 140 (1971)
- «Патриотическая песня» на слова Долматовского (1943)
- «Песнь о Красной Армии» на слова М. Голодного (1943), совместно с А. Хачатуряном
- «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, альта, тенора и фортепиано, соч. 79 (1948). В дальнейшем сделана оркестровка и издана как соч. 79а
- Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано, соч. 84 (1950)
- Четыре песни на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано, соч. 86 (1950―1951)
- Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 91 (1952)
- «Греческие песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для голоса и фортепиано (1952-1953)
- «Песни наших дней» на слова Е. Долматовского для баса и фортепиано, соч. 98 (1954)
- «Были поцелуи» на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано (1954)
- «Испанские песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для меццо-сопрано и фортепиано, соч. 100 (1956)
- «Сатиры», пять романсов на слова Саши Чёрного для сопрано и фортепиано, соч. 109 (1960)
- Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил» для баса и фортепиано, соч. 121 (1965)
- Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)
- Семь стихотворений А. А. Блока для сопрано и фортепианного трио, соч. 127 (1967)
- «Весна, весна» на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 128 (1967)
- Шесть романсов для баса и камерного оркестра, соч. 140 (по соч. 62; 1971)
- Шесть стихотворений М. И. Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973), оркестрованы как соч. 143а
- Сюита на слова Микеланджело Буонаротти в переводе А. Эфроса для баса и фортепиано, соч. 145 (1974), оркестрованы как соч. 145а
Камерно-инструментальные сочинения
- Соната для виолончели и фортепиано d-moll, соч. 40 (1934). Первое исполнение ― 25 декабря 1934, Ленинград. В. Кубацкий, Д. Шостакович
Балеты
- «Золотой век » , балет в трёх действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1929-1930). Первая постановка: Ленинград , , 26 октября , балетмейстер Василий Вайнонен . Первое представление возрождённой версии: Москва , Большой театр , 14 октября , балетмейстер Юрий Григорович
- «Болт » , хореографический спектакль в трёх действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1930-1931). Первая постановка: Ленинград , Государственный академический театр оперы и балета , 8 апреля , балетмейстер Фёдор Лопухов .
- «Светлый ручей» , комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1934-1935). Первая постановка: Ленинград , Малый оперный театр, 4 июня , балетмейстер Ф. Лопухов.
Музыка к театральным постановкам
- «Клоп» , музыка к пьесе В. В. Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда , соч. 19 (1929). Премьера - 13 февраля 1929, Москва
- «Выстрел» , музыка к пьесе А. Безыменского, соч. 24. (1929). Премьера - 14 декабря 1929, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
- «Целина» , музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова, соч. 25 (1930); партитура утрачена. Премьера - 9 мая 1930, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
- «Правь, Британия» , музыка к пьесе А. Петровского, соч. 28 (1931). Премьера - 9 мая 1931, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
- «Условно убитый» , музыка к пьесе В. Воеводина и Е. Рисса, соч. 31 (1931). Премьера - 2 октября 1931, Ленинград, Мюзик-холл
- «Гамлет» , музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 32 (1931-1932). Премьера - 19 мая 1932, Москва, Театр им. Вахтангова
- «Человеческая комедия» , музыка к спектаклю П. Сухотина по романам О. де Бальзака, соч. 37 (1933-1934). Премьера - 1 апреля 1934, Москва, Театр им. Вахтангова
- «Салют, Испания!» , музыка к пьеcе А. Афиногенова, соч. 44 (1936). Премьера - 23 ноября 1936, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина
- «Король Лир» , музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 58а (1941). Премьера - 24 марта 1941, Ленинград
- «Отчизна» , музыка к спектаклю, соч. 63 (1942). Премьера - 7 ноября 1942, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
- «Русская река» , музыка к спектаклю, соч. 66 (1944). Премьера - 17 апреля 1944, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
- «Весна победная» , две песни к спектаклю на стихи М. Светлова, соч. 72 (1946). Премьера - 8 мая 1946, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
- «Гамлет» , музыка к трагедии У. Шекспира (1954). Премьера - 31 марта 1954, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина
Музыка к кинофильмам
- «Новый Вавилон » (немой фильм; режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 18 (1928-1929)
- «Одна » (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 26 (1930-1931)
- «Златые горы» (режиссёр С. Юткевич), соч. 30 (1931)
- «Встречный » (режиссёры Ф. Эрмлер и С. Юткевич), соч. 33 (1932)
- «Сказка о попе и работнике его Балде» (мультфильм; режиссёр Михаил Цехановский), соч. 36 (1933-1934). Работа не окончена
- «Любовь и ненависть» (режиссёр А. Гендельштейн), соч. 38 (1934)
- «Юность Максима » (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 41 (1934)
- «Подруги » (режиссёр Л. Арнштам), соч. 41а (1934-1935)
- «Возвращение Максима » (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 45 (1936-1937)
- «Волочаевские дни » (режиссёры Г. и С. Васильевы), соч. 48 (1936-1937)
- «Выборгская сторона » (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 50 (1938)
- «Друзья» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 51 (1938)
- «Великий гражданин » (режиссёр Ф. Эрмлер), соч. 52 (1 серия, 1937) и 55 (2 серия, 1938-1939)
- «Человек с ружьём » (режиссёр С. Юткевич), соч. 53 (1938)
- «Глупый мышонок» (режиссёр М. Цехановский), соч. 56 (1939)
- «Приключения Корзинкиной » (режиссёр К. Минц), соч. 59 (1940-1941)
- «Зоя » (режиссёр Л. Арнштам), соч. 64 (1944)
- «Простые люди » (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 71 (1945)
- «Молодая гвардия » (режиссёр С. Герасимов), соч. 75 (1947-1948)
- «Пирогов » (режиссёр Г. Козинцев), соч. 76 (1947)
- «Мичурин » (режиссёр А. Довженко), соч. 78 (1948)
- «Встреча на Эльбе » (режиссёр Г. Александров), соч. 80 (1948)
- «Падение Берлина » (режиссёр М. Чиаурели), соч. 82 (1949)
- «Белинский » (режиссёр Г. Козинцев), соч. 85 (1950)
- «Незабываемый 1919-й » (режиссёр М. Чиаурели), соч. 89 (1951)
- «Песня великих рек» (режиссёр Я. Ивенс), соч. 95 (1954)
- «Овод » (режиссёр А. Файнциммер), соч. 97 (1955)
- «Первый эшелон » (режиссёр М. Калатозов), соч. 99 (1955-1956)
- «Хованщина» (фильм-опера - оркестровка оперы М. П. Мусоргского), соч. 106 (1958-1959)
- «Пять дней - пять ночей» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 111 (1960)
- «Черёмушки » (по оперетте «Москва, Черёмушки»; режиссёр Г. Раппапорт) (1962)
- «Гамлет » (режиссёр Г. Козинцев), соч. 116 (1963-1964)
- «Год как жизнь » (режиссёр Г. Рошаль), соч. 120 (1965)
- «Катерина Измайлова » (по опере; режиссёр М. Шапиро) (1966)
- «Софья Перовская» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 132 (1967)
- «Король Лир » (режиссёр Г. Козинцев), соч. 137 (1970)
Сочинения для оркестра
Симфонии
- Симфония № 1 f-moll, соч. 10 (1924-1925). Премьера - 12 мая 1926, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
- Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927). Премьера - 5 ноября 1927, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
- Симфония № 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929). Премьера - 21 января 1930, Ленинград. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр А. Гаук
- Симфония № 4 c-moll, соч. 43 (1935-1936). Премьера - 30 декабря 1961, Москва, Большой зал Консерватории. Оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
- Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937). Премьера - 21 ноября 1937, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях. Премьера - 21 ноября 1939, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941). Премьера - 5 марта 1942, Куйбышев, Дом культуры. Оркестр Большого театра, дирижёр С. Самосуд
- Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому. Премьера - 4 ноября 1943, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях. Премьера - 3 ноября 1945, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 10 e-moll, соч. 93 (1953). Премьера - 17 декабря , Ленинград , Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956-1957). Премьера - 30 октября 1957, Москва, Большой зал Консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Рахлин
- Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959-1961), посвящена памяти В. И. Ленина. Премьера - 1 октября 1961, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Симфония № 13 b-moll «Бабий Яр», соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко . Премьера - 18 декабря , Москва , Большой зал Консерватории . В. Громадский (бас), Государственный хор и , оркестр Московской филармонии , дирижёр К. Кондрашин .
- Симфония № 14 , соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки , Г. Аполлинера , В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке . Премьера - 29 сентября , Ленинград, Большой зал академии хорового искусства имени М. И. Глинки. Г. Вишневская (сопрано), Е. Владимиров (бас), Московский камерный оркестр, дирижёр Р. Баршай .
- Симфония № 15 A-dur, соч. 141 (). Премьера - 8 января , Москва , Симфонический оркестр Государственного телевидения и Всесоюзного радио, дирижёр М. Шостакович
Концерты
- Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая труба) № 1 c-moll, соч. 35 (1933). Премьера - 15 октября 1933, Ленинград, Большой зал филармонии. Д. Шостакович (фортепиано), А. Шмидт (труба), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Ф. Штидри .
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 F-dur, соч. 102 (1957). Премьера - 10 мая 1957, Москва, Большой зал Консерватории. М. Шостакович (фортепиано), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Аносов .
- Концерт для скрипки с оркестром № 1 a-moll, соч. 77 (1947-1948). Премьера - 29 октября 1955, Ленинград, Большой зал филармонии. Д. Ойстрах (скрипка), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Концерт для скрипки с оркестром № 2 cis-moll, соч. 129 (1967). Премьера - 26 сентября 1967, Москва, Большой зал Консерватории. Д. Ойстрах (скрипка), оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
- Концерт для виолончели с оркестром № 1 Es-dur, соч. 107 (1959). Премьера - 4 октября 1959, Ленинград, Большой зал филармонии. М. Ростропович (виолончель), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
- Концерт для виолончели с оркестром № 2 G-dur, соч. 126 (1966). Премьера - 25 сентября 1966, Москва, Большой зал Консерватории. М. Ростропович (виолончель), Государственный академический симфонический оркестр СССР , дирижёр Е. Светланов
Другие произведения
- Скерцо fis-moll, соч. 1 (1919)
- Тема с вариациями B-dur, соч. 3 (1921-1922)
- Скерцо Es-dur, соч. 7 (1923-1924)
- Сюита из оперы «Нос» для тенора и баритона с оркестром, соч. 15а (1928)
- Сюита из балета «Золотой век», соч. 22а (1930)
- Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб», соч. 23 (1929)
- Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27а (1931)
- Сюита из музыки к фильму «Златые горы», соч. 30а (1931)
- Сюита из музыки к фильму «Гамлет», соч. 32а (1932)
- Сюита № 1 для эстрадного оркестра (1934)
- Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
- Сюита № 2 для эстрадного оркестра (1938)
- Сюита из музыки к фильмам о Максиме (хор и оркестр; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 50а (1961)
- Торжественный марш для духового оркестра (1942)
- Сюита из музыки к фильму «Зоя» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 64а (1944)
- Сюита из музыки к фильму «Молодая гвардия» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 75а (1951)
- Сюита из музыки к фильму «Пирогов» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 76а (1951)
- Сюита из музыки к фильму «Мичурин» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 78а (1964)
- Сюита из музыки к фильму «Встреча на Эльбе» (голоса и оркестр; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 80а (1948)
- Сюита из музыки к фильму «Падение Берлина» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 82а (1950)
- Балетная сюита № 1 (1949)
- Сюита из музыки к фильму «Белинский» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 85а (1960)
- Сюита из музыки к фильму «Незабываемый 1919-й» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 89а (1952)
- Балетная сюита № 2 (1951)
- Балетная сюита № 3 (1951)
- Балетная сюита № 4 (1953)
- Праздничная увертюра A-dur, соч. 96 (1954)
- Сюита из музыки к фильму «Овод» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 97а (1956)
- Сюита из музыки к фильму «Первый эшелон» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 99а (1956)
- Сюита из музыки к фильму «Пять дней - пять ночей» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 111а (1961)
- Сюита из оперы «Катерина Измайлова» для сопрано и оркестра, соч. 114а (1962)
- Увертюра на русские и киргизские темы, соч. 115 (1963)
- Сюита из музыки к фильму «Гамлет» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 116а (1964)
- Сюита из музыки к фильму «Год как жизнь» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 120а (1969)
- Траурно-триумфальная прелюдия памяти героев Сталинградской битвы, соч. 130 (1967)
- «Октябрь», симфоническая поэма, соч. 131 (1967)
- «Марш советской милиции» для духового оркестра, соч. 139 (1970)
Сочинения с участием хора
- «От Карла Маркса до наших дней», симфоническая поэма на слова Н. Асеева для голосов соло, хора и оркестра (1932), не окончена, утеряна
- «Клятва Наркому» на слова В. Саянова для баса, хора и фортепиано (1941)
- Песня гвардейской дивизии («Идут бесстрашные гвардейские полки») на слова Рахмилевича для баса, хора и фортепиано (1941)
- «Славься, Отчизна советов» на слова Е. Долматовского для хора и фортепиано (1943)
- «Чёрное море» на слова С. Алимова и Н. Верховского для баса, мужского хора и фортепиано (1944)
- «Заздравная песня о Родине» на слова И. Уткина для тенора, хора и фортепиано (1944)
- «Поэма о Родине», кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)
- «Антиформалистический раёк » для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано (1948/1968)
- «Песнь о лесах», оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)
- «Наша песня» на слова К. Симонова для баса, хора и фортепиано (1950)
- «Марш сторонников мира» на слова К. Симонова для тенора, хора и фортепиано (1950)
- Десять поэм на слова революционных поэтов для хора без сопровождения (1951)
- «Над Родиной нашей солнце сияет», кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 90 (1952)
- «Мы Родину славим» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
- «Мы в сердце октябрьские зори храним» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
- Две обработки русских народных песен для хора без сопровождения, соч. 104 (1957)
- «Заря Октября» (слова В. Харитонова) для хора и фортепиано (1957)
- «Казнь Степана Разина», вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, соч. 119 (1964)
- «Верность», восемь баллад на слова Е. Долматовского для мужского хора без сопровождения, соч. 136 (1970)
Сочинения для голоса с сопровождением
- Две басни Крылова для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 (1922)
- Шесть романсов на стихи японских поэтов для тенора и оркестра, соч. 21 (1928―1932)
- Четыре романса на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 46 (1936―1937)
- Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы) для солистов (сопрано и тенора) и камерного ансамбля. Без н/соч. (1939)
- Шесть романсов на стихи британских поэтов в переводе Б. Пастернака и С. Маршака для баса и фортепиано, соч. 62 (1942). В дальнейшем оркестрованы и изданы как соч. 62а (1943), второй вариант оркестровки ― как соч. 140 (1971)
- «Патриотическая песня» на слова Долматовского (1943)
- «Песнь о Красной Армии» на слова М. Голодного (1943), совместно с А. Хачатуряном
- «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, альта, тенора и фортепиано, соч. 79 (1948). В дальнейшем сделана оркестровка и издана как соч. 79а
- Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано, соч. 84 (1950)
- Четыре песни на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано, соч. 86 (1950―1951)
- Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 91 (1952)
- «Греческие песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для голоса и фортепиано (1952-1953)
- «Песни наших дней» на слова Е. Долматовского для баса и фортепиано, соч. 98 (1954)
- «Были поцелуи» на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано (1954)
- «Испанские песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для меццо-сопрано и фортепиано, соч. 100 (1956)
- «Сатиры», пять романсов на слова Саши Чёрного для сопрано и фортепиано, соч. 109 (1960)
- Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил» для баса и фортепиано, соч. 121 (1965)
- Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)
- Семь стихотворений А. А. Блока для сопрано и фортепианного трио, соч. 127 (1967)
- «Весна, весна» на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 128 (1967)
- Шесть романсов для баса и камерного оркестра, соч. 140 (по соч. 62; 1971)
- Шесть стихотворений М. И. Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973), оркестрованы как соч. 143а
- Сюита на слова Микеланджело Буонарроти в переводе А. Эфроса для баса и фортепиано, соч. 145 (1974), оркестрованы как соч. 145а
- Четыре стихотворения капитана Лебядкина (из романа Ф. М. Достоевского «Бесы ») для баса и фортепиано, соч. 146 (1974)
Камерно-инструментальные сочинения
- Соната для виолончели и фортепиано d-moll, соч. 40 (1934). Первое исполнение ― 25 декабря 1934, Ленинград. В. Кубацкий, Д. Шостакович
- Соната для скрипки и фортепиано , соч. 134 (1968). Первое исполнение ― 3 мая 1969, Москва. Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер
- Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975). Первое исполнение ― 1 октября 1975, Ленинград. Ф. С. Дружинин , М. Мунтян
- Три пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 9 (1923―1924). Не опубликованы, утеряны.
- Moderato для виолончели и фортепиано (1930-е)
- Три пьесы для скрипки (1940), утеряны
- Фортепианное трио № 1, соч. 8 (1923)
- Фортепианное трио № 2 e-moll, соч. 67 (1944), посвящено памяти И. И. Соллертинского . Первое исполнение ― Ленинград, 14 ноября 1944. Д. Цыганов (скрипка), С. Ширинский (виолончель), Д. Шостакович (фортепиано)
- Струнный квартет № 1 C-dur, соч. 49 (1938). Первое исполнение ― 10 октября 1938, Ленинград. Квартет имени Глазунова
- Струнный квартет № 2 A-dur, соч. 68 (1944). Первое исполнение ― 14 ноября 1944, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 3 F-dur, соч. 73 (1946). Первое исполнение ― 16 декабря 1946, Москва. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 4 D-dur, соч. 83 (1949). Первое исполнение ― 3 декабря 1953, Москва. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 5 B-dur, соч. 92 (1952). Первое исполнение ― 13 ноября 1953, Москва. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 6 G-dur, соч. 101 (1956). Первое исполнение ― 7 октября 1956, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 7 fis-moll, соч. 108 (1960). Первое исполнение ― 15 мая 1960, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 8 c-moll, соч. 110 (1960). Первое исполнение ― 2 октября 1960, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 9 Es-dur, соч. 117 (1964). Первое исполнение ― 20 ноября 1964, Москва. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 10 As-dur, соч. 118 (1964). Первое исполнение ― 20 ноября 1964, Москва. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 11 f-moll, соч. 122 (1966). Первое исполнение ― 28 мая 1966, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 12 Des-dur, соч. 133 (1968). Первое исполнение ― 14 сентября 1968, Москва. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 13 b-moll, соч. 138 (1970). Первое исполнение ― 13 декабря 1970, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 14 Fis-dur, соч. 142 (1973). Первое исполнение ― 12 ноября 1973, Ленинград. Квартет имени Бетховена
- Струнный квартет № 15 es-moll, соч. 144 (1974). Первое исполнение ― 15 ноября 1974, Ленинград. Квартет имени Танеева
- Фортепианный квинтет g-moll, соч. 57 (1940). Первое исполнение ― 23 ноября 1940, Москва. Квартет имени Бетховена, Д. Шостакович (фортепиано)
- Две пьесы для струнного октета, соч. 11 (1924―1925)
Сочинения для фортепиано
- Соната № 1 D-dur, соч. 12 (1926). Первое исполнение - Ленинград, 12 декабря 1926, Д. Шостакович
- Соната № 2 h-moll, соч. 61 (1943). Первое исполнение - Москва, 6 июня 1943, Д. Шостакович
- Многочисленные ранние сочинения, в том числе Траурный марш памяти жертв революции и др.
- Восемь прелюдий, соч. 2 (1918―1920), не опубликованы
- Менуэт, прелюдия и интермеццо (около 1919-1920), не окончены
- «Мурзилка»
- Пять прелюдий (1919-1921), совместно с П. Фельдтом и Г. Клеменсом
- Три фантастических танца, соч. 5 (1920-1922)
- «Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927)
- Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1932-1933)
- «Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1944-1945)
- Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950-1951). Первое исполнение - Ленинград, 23 и 28 декабря 1952, Т. Николаева
- «Семь танцев кукол» (1952)
- Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922)
- «Весёлый марш» для двух фортепиано (1949)
- Концертино для двух фортепиано, соч. 94 (1954)
- Тарантелла для двух фортепиано (1954)
Оркестровки
- Н. А. Римский-Корсаков ― «Я в гроте ждал» (1921)
- В. Юманс ― «Tea for Two» (оркестровано под названием «Таити трот»; 1927), соч. 16
- Две пьесы Д. Скарлатти (для духового оркестра; 1928), соч. 17
- П. Дегейтер ― Интернационал (1937)
- М. П. Мусоргский ― опера «Борис Годунов» (1939―1940), соч. 58
- М. П. Мусоргский ― Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песня о блохе»; 1940)
- И. Штраус ― полька «Весёлый поезд» (1941)
- Двадцать семь романсов и песен (1941)
- Восемь английских и американских народных песен (в переводе С. Маршака, С. Болотина, Т. Сикорской) для баса и оркестра (1943)
- В. Флейшман ― опера «Скрипка Ротшильда» (окончание и оркестровка; 1944)
- М. П. Мусоргский ― опера «Хованщина» (1958―1959), соч. 106
- М. П. Мусоргский ― «Песни и пляски смерти» (1962)
- А. Давиденко ― два хора, соч. 124 (1963)
- Р. Шуман ― концерт для виолончели с оркестром, соч. 125 (1963)
- Б. И. Тищенко - концерт для виолончели с оркестром № 1 (1969)
- Л. ван Бетховен - «Песня о блохе» (ор. 75 № 3; 1975)
Литература
- Месхишвили Е. Дмитрий Шостакович: нотографический справочник. ― М., 1995
Сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
Оперы
- Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена в 1930, Ленинградский Малый оперный театр)
- Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена в 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция в 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена в 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
- Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение в 1978, Ленинградская филармония)
Балеты
- Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета)
- Болт (1931, там же)
- Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр)
Музыкальная комедия
- Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты)
Для солистов, хора и оркестра
- оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949)
- кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952)
Поэмы
- Поэма о Родине (1947)
- Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964)
Для хора и оркестра
- Гимн Москве (1947)
- Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945)
Для оркестра
- 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 — Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971)
- симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967)
- увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963)
- Праздничная увертюра (1954)
- 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924)
- увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927)
- 5 фрагментов (ор. 42, 1935)
- Новороссийские куранты (1960)
- Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967)
Сюиты
- из оперы Нос (ор. 15-а, 1928)
- из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932)
- 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931)
- из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931)
- Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949)
- Первый эшелон (ор. 99-а, 1956)
- из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932)
Концерты для инструмента с оркестром
- 2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957)
- 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же)
- 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966)
Для духового оркестра
- Марш советской милиции (1970)
Для джаз-оркестра
- сюита (1934)
Камерно-инструментальные ансамбли
Для скрипки и фортепиано
- соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху)
Для альта и фортепиано
- соната (ор. 147, 1975)
Для виолончели и фортепиано
- соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому)
- 3 пьесы (ор. 9, 1923-24)
- 2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского)
- 15 струн. квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974)
- фортепианный квинтет (g-moll op. 57, 1940)
- 2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25)
Для фортепиано
- 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву)
- 24 прелюдии (ор. 32, 1933)
- 24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951)
- 8 прелюдий (op. 2, 1920)
- Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927)
- 3 фантастических танца (op. 5, 1922)
- Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945)
- Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952)
Для 2 фортепиано
- концертино (ор. 94, 1953)
- сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича)
Для голоса с оркестром
- 2 басни Крылова (ор. 4, 1922)
- 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар)
- 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944)
Для хора с фортепиано
- Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942)
Для хора a cappella
- Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951)
- 2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957)
- Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970)
Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано
- 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967)
- вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948)
Для голоса с фортепиано
- 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936)
- 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра)
- 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945)
- 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950)
- 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951)
- 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952)
- 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954)
- Испанские песни (ор. 100, 1956)
- 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960)
- 5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965)
- Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967)
- 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром)
- сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром)
- 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975)
Для солистов, хора и фортепиано
- обработки русских народных песен (1951)
Музыка к спектаклям драматических театров
- «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда)
- «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ)
- «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же)
- «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же)
- «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова)
- «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же)
- «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)
- «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького)
Музыка к кинофильмам
- «Новый Вавилон» (1929)
- «Одна» (1931)
- «Златые горы» (1931)
- «Встречный» (1932)
- «Любовь и ненависть» (1935)
- «Подруги» (1936)
- «Юность Максима» (1935)
- «Возвращение Максима» (1937)
- «Выборгская сторона» (1939)
- «Волочаевские дни» (1937)
- «Друзья» (1938)
- «Человек с ружьем» (1938)
- «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39)
- «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939)
- «Приключения Корзинкиной» (1941)
- «Зоя» (1944)
- «Простые люди» (1945)
- «Пирогов» (1947)
- «Молодая гвардия» (1948)
- «Мичурин» (1949)
- «Встреча на Эльбе» (1949)
- «Незабываемый 1919-й год» (1952)
- «Белинский» (1953)
- «Единство» (1954)
- «Овод» (1955)
- «Первый эшелон» (1956)
- «Гамлет» (1964)
- «Год, как жизнь» (1966)
- «Король Лир» (1971) и др.
Инструментовка сочинений других авторов
- М. П. Мусоргского — опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962)
- оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943)
- хоров А. А. Давиденко -«На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с оркестра, 1962)
Публикации раздела Музыка
С чего начинать слушать Шостаковича
Д митрий Шостакович прославился в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через год после ее премьеру Первую симфонию играли во всех ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки». Об опере «Леди Макбет Мценского уезда», Симфонии № 5, Струнном квартете № 8 рассказывает Илья Овчинников.
Фотография: telegraph.co.uk
Концерт № 1 для фортепиано и трубы с оркестром
Концерт - одно из последних сочинений раннего, дерзкого Шостаковича, автора таких авангардных произведений, как опера «Нос», Вторая и Третья симфонии. Здесь Шостакович движется в сторону более демократичного стиля неслучайно. Концерт полон скрытых и явных цитат. Хотя партия трубы в сочинении необыкновенно важна, его нельзя назвать двойным концертом, где роли двух инструментов равноценны: труба то солирует, то аккомпанирует роялю, то перебивает его, то замолкает надолго. Концерт похож на лоскутное одеяло: полон цитат из Баха, Моцарта, Гайдна, Грига, Вебера, Малера, Чайковского , оставаясь при этом абсолютно цельным произведением. Среди источников цитат - бетховенское рондо «Ярость по поводу потерянного гроша». Его тему Шостакович использовал в каденции, которой поначалу писать не планировал: она появилась по настоятельной просьбе пианиста Льва Оборина, ставшего наряду с автором одним из первых исполнителей Концерта. Сочинением также заинтересовался Сергей Прокофьев , собиравшийся сыграть Концерт в Париже, но дело до этого так и не дошло.
Опера «Леди Макбет Мценского уезда»
Главными темами одной из главных опер ХХ века стали секс и насилие; вскоре после триумфальной премьеры в 1934-м она была официально запрещена в нашей стране почти на 30 лет. Отталкиваясь от очерка Лескова, Шостакович многое изменил в образе героини. «Несмотря на то, что Екатерина Львовна является убийцей своих мужа и свекра, я все-таки ей симпатизирую», - писал композитор. С годами трагическая судьба оперы привела к тому, что в ней стали видеть протест против режима. Однако музыка, пронизанная предчувствием беды, говорит о том, что масштаб трагедии шире масштаба эпохи. Неслучайно полицейских, скучающих в участке, больше всего радует известие о трупе в погребе Измайловых, а собственно обнаружение трупа - одна из самых потрясающих сцен оперы - сопровождается бодрым лихим галопом. Образ танцев над могилой - один из ключевых у Шостаковича вообще - был слишком актуален для СССР 1930-х и мог не понравиться Сталину. Обратите внимание на пляску гостей в третьем акте - услышав однажды, забыть это уже невозможно.
Тот же самый галоп - в исполнении Шостаковича.
Симфония № 5
Симфония не родилась бы без оперы «Леди Макбет» и ее разгромной критики. Продиктованная Сталиным статья «Сумбур вместо музыки» нанесла тяжелейший удар по Шостаковичу: он ждал ареста, хотя работы не прекращал. Вскоре была закончена Четвертая симфония, однако ее исполнение было отменено и состоялось 25 лет спустя. Шостакович же написал новую симфонию, премьера которой обернулась подлинным триумфом: публика не расходилась полчаса. Вскоре симфония была признана шедевром на высочайшем уровне; ее хвалили Алексей Толстой и Александр Фадеев. Шостаковичу удалось создать симфонию, которая помогла ему реабилитироваться, но при этом не была компромиссом. В предыдущих сочинениях композитор смело экспериментировал; в Пятой, не наступая себе на горло, он представил результаты своих сложных поисков в традиционной форме четырехчастной романтической симфонии. Для официальных кругов ее мажорный финал звучал более чем приемлемо; публике же навязчивый мажор давал безграничные возможности для размышлений о том, что имел в виду автор, и дает до сих пор.
Струнный квартет № 8
Рядом с пятнадцатью симфониями в наследии Шостаковича - пятнадцать струнных квартетов: его личный дневник, разговор с самим собой, автобиография. Впрочем, и масштабы иных его квартетов - симфонические, многие из них исполняются в обработках для оркестра. Наиболее известен Восьмой, название которого «Памяти жертв фашизма и войны» - лишь прикрытие для подлинного авторского замысла. Шостакович писал своему другу Исааку Гликману: «...написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета»... Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез, сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы».
Оперетта «Москва, Черемушки»
Единственная оперетта Шостаковича посвящена переезду москвичей в новый район столицы. Для оттепельных времен либретто «Черемушек» на удивление бесконфликтно: не считая борьбы новоселов за жилплощадь с прохвостом Дребеднёвым и его женой Вавой, остальные конфликты здесь - лишь между хорошим и отличным. Симпатичен даже жуликоватый управхоз Барабашкин. Почерк Шостаковича в этой образцовой оперетте практически не слышен: любопытно представить себе, как воспринял бы ее слушатель, не знающий имени автора. Наряду с музыкой, примечательны и трогательные диалоги: «Ах, какая интересная люстра!» - «Это не люстра, а фотоувеличитель». - «Ах, какой интересный фотоувеличитель... О чем говорить, люди умеют жить!» Оперетта «Москва, Черемушки» - своего рода музей, где экспонатом служит не столько наш быт 60-летней давности, сколько его тогдашнее осмысление.
Сочинять музыку Шостакович начал, когда ему было всего девять лет. После посещения оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" мальчик заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой и поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской.
На протяжении долгих лет он активно работал над симфониями и операми. В январе 1936 оперу "Катерина Измайлова" , музыку к которой написал Дмитрий Шостакович, посетил сам Иосиф Сталин . Произведение шокировало диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и фольклорной музыке. Его реакция нашла своё выражение в редакционной статье "Сумбур вместо музыки" , которая на годы определила пути развития советской музыки. Большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны.
В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов (в том числе Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна) объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу". Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Композитор, вынужденный подчиниться диктату и "осознавший свои ошибки", выступил с ораторией "Песнь о лесах" (1949), кантатой "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952), а также музыкой из фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение.
Вокальные циклы и фортепианные сочинения Шостаковича вошли в мировую сокровищницу музыкального искусства, но прежде всего он был гениальным симфонистом. Именно в своих симфониях он попытался переложить на язык музыки историю XX века, со всеми его трагедиями и страданиями. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.
Симфония №1
Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа. После её премьеры в Ленинграде 12 мая 1926 года критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Слушатели были поражены, когда после бури аплодисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.
Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем в Филадельфии и Нью-Йорке. Её включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошёл в историю музыки.
Симфония №7
Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начал работать над седьмой симфонией - "Ленинградской". Закончил он её в декабре 1941 года, 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии в Куйбышеве. Концерты также прошли в Москве и Новосибирске, но поистине легендарное исполнение симфонии состоялось в осаждённом Ленинграде. Музыкантов отзывали из военных частей, некоторых из них перед началом репетиций пришлось положить в больницу, чтобы подкормить и подлечить. В день исполнения симфонии, 9 августа 1942 года, все артиллерийские силы осаждённого города были брошены на подавление огневых точек врага - ничто не должно было помешать знаменательной премьере.
Любопытно, что написал о симфонии Алексей Толстой: "Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича - в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения".
Симфония №10
Десятая симфония, одно из самых личных, автобиографичных сочинений Шостаковича, была создана в 1953 году. Её ждали как апофеоз победы, а получили нечто странное, двусмысленное, вызвавшее и недоумение и недовольство критики. Ею в советской музыке символически открылась эпоха "оттепели". Это была глубоко интимная исповедь художника, отстоявшего свое "Я" в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет.