Сообщение о русской народной балалайке. Балалайка — музыкальный инструмент — история, фото, видео

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Георгий Нефёдов

Всем привет! А вот и статья нежданчик для всех моих читателей блога. Отвлечемся от гитар и поговорим о нашем родном русском народном инструменте, благодаря которому строилась вся славянская культура. История возникновения балалайки – тема моей сегодняшней статьи.

Сложно сказать, когда балалайка в своей современной форме стала традиционным русским инструментом. Однако известно, что в XVII веке она уже занимала центральное место в музыкальной жизни средней полосы и севера России. Этот щипковый струнный инструмент, относящийся к семейству лютневых, имеет характерную треугольную форму и считается типичным русским представителем данной категории инструментов.

Существует множество доказательств того, что балалайка происходит от домры, которая изначально использовалась в пасторальной культуре. Известно, что домру – лютневый инструмент, принадлежащий к семейству танбур, в XIII веке привезли в Россию монголы.

Округлые формы домры со временем превратились в треугольные формы балалайки, что значительно упростило производство последней. Изменение формы привело к появлению новых техник исполнения: если для игры на домре необходимо было использовать деревянные палочки или твердый конец пера, то на оснащенной новыми струнами балалайке можно было играть пальцами.

Музыкальные исследователи сомневаются в прямой связи между этими инструментами, так как в момент появления балалайки домра практически исчезла с музыкальной сцены. Тем не менее, поставив под сомнение теорию эволюции одного инструмента в другой, невозможно не признать, что балалайка заняла место домры в музыке.

По утверждению некоторых специалистов, балалайка имеет украинские корни. Инструмент, напоминающий балалайку, встречался в разных регионах Украины задолго до ее появления в России. Первое упоминание балалайки встречается в документе 1688 года, в котором говорится о двух исполнителях из Арзамаса, игравших на ней. Также известно, что в 1648 году царь Алексей Михайлович приказал конфисковать и уничтожить все народные музыкальные инструменты, запрещенные православной церковью и государством.

Несмотря на репрессии, в конце XVII века все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Неудивительно, что православная церковь, старавшаяся искоренить языческие традиции, была обеспокоена влиянием шутов и музыкантов.

Скоморохи пользовались большой популярностью и авторитетом в народе, и поэтому духовенство и власть, которые всеми силами старались сохранить контроль над населением, видели в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом. В 1649 году их массово обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Это обвинение было вызвано распространением свободолюбивых песен, которые несли в себе идеи народного восстания. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. В результате чего упростилась ее конструкция, и появились новые менее замысловатые модели.

Многие историки все же соглашаются с теорией происхождения балалайки от домры. Следует заметить, что социальные и исторические условия России XVII века не были благоприятными для развития народных инструментов: на протяжении многих лет исполнители и музыкальные инструменты преследовались властями. Однако в конце XVIII века балалайке удалось завоевать свое место – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов.

Тогда балалайка представляла собой инструмент с треугольным корпусом (также существовали и круглые модели), основа которого составляла 33 см, две или три струны располагались над резонаторным отверстием. Наиболее распространённые в XVIII веке модели имели пять или семь ладов.

В середине XIX века балалайку сменила семиструнная гитара, которая пользовалась большой популярностью. На треугольной балалайке (круглые модели практически исчезли) играли лишь те, кто не мог себе позволить гитару. Некоторые историки утверждают, что балалайка была популярна уже на начальном этапе своего существования, а в последней трети XIX века появились первые виртуозы балалайки.

Выход на сцену российского дворянина Василия Васильевича Андреева коренным образом изменил судьбу этого инструмента. Популярность балалайки в России и в Украине была очень велика. На ней играли многие бродячие поэты и певцы. В середине XVII в. обеспокоенный народными волнениями царь Алексей Михайлович приказал собрать все имевшиеся экземпляры инструмента и сжечь их.

Доподлинно неизвестно, почему Василий Андреев впервые обратился к балалайке. Музыкальные историки утверждают, что он создал свой первый инструмент в 1883 году, вдохновившись образцом неаполитанской мандолины, которую увидел в Италии. Несмотря на то, что Андрееву было трудно найти людей, поддержавших его идею, он не переставал предпринимать новые попытки создания инструмента. В результате экспериментов в 1886 году он произвел на свет настоящий шедевр. Воодушевлённый этим успехом музыкант продолжил работу над совершенствованием инструмента и создал шесть различных по настройке типов балалайки.

Василий Андреев был богатым землевладельцем, однако он не забывал о простых людях. Его главной целью было помочь возрождению любимого инструмента и вернуть его народу, чего он в результате и добился. Андреев давал уроки игры на балалайке солдатам, которые могли забирать инструмент с собой, чтобы заниматься дома. Таким образом, музыкант повлиял на распространение балалайки на всей территории России.

Василию Андрееву с помощью мастеров, входивших в его кружок, также удалось вывести в народ другие народные инструменты — домбру, гусли и жалейку, что привело в 1897 году к созданию Великорусского Оркестра. Успех этого оркестра и других музыкальных групп, игравших на народных инструментах, вызвал большой интерес композиторов. Они стали писать произведения, в которых раскрывались многогранные возможности этих инструментов. После гастролей российских оркестров в начале XX века подобные музыкальные коллективы начали активно появляться заграницей. Так, в Лейпциге, Париже, Нью-Йорке, Лондоне и других культурных столицах, были основаны многочисленные ансамбли, исполнявшие русский репертуар. В XIX в. Василий Андреев сыграл ключевую роль в возрождении балалайки. С конца XIX — начала XX в. балалайка стала популярной на всей территории России.

В 1930-е годы талантливый музыкант Сергей Никифорович Василенко написал «Сюиту для балалайки и аккордеона» и «Концерт для балалайки с оркестром». Виртуоз Михаил Ипполитов-Иванов также использовал сочетание балалайки и симфонического оркестра в своей симфонии-фантазии «Юбилейный марш». Во второй половине XX века для балалайки писали такие композиторы, как Юрий Шишаков («Концерт для балалайки», 1955), а также Николай Римский-Корсаков, Арам Хачатурян и Рейнгольд Глиэр.

Музыкальные критики считают появление богатого репертуара признаком зрелости балалайки, которая заняла, наконец, достойное место в музыкальной культуре. Так она перестала быть инструментом только для народных развлечений, перейдя в оркестровый ранг. Ее уникальные тембровые возможности позволяют исполнять не только русские народные мелодии, но и классическую музыку.

Сегодня в профессиональных музыкальных кругах с сожалением говорят об исчезновении оркестров народных инструментов в Украине. Этот факт связывают с тем, что преподавание игры на балалайке в консерваториях стало большой редкостью. Напротив, обучение игре на народных инструментах в российских консерваториях считается очень престижным. Интерес к народным инструментам, возникший на Западе во второй половине XX века, впоследствии способствовал созданию большого числа фольклорных групп во всем мире. В XX в. балалайка стала признанным музыкальным инструментом и заняла достойную роль в оркестре.

Балалайка, благодаря своим неограниченным возможностям, может быть как сольным, так и оркестровым инструментом. Начиная с 1880 года появление целого семейства балалаек, способствовало созданию многочисленных нюансов звучания. В традиционном балалаечном оркестре также могут участвовать домра, гармонь (русский вариант аккордеона) и гусли.

Первый балалаечный оркестр был создан в 1888 году Василием Андреевым, который представил его публике в Петербурге. В процессе введения народных инструментов в оркестр их конструкция, так же как техника исполнения на них, претерпели множество изменений, благодаря которым народные инструменты вошли в симфоническую музыку. В настоящее время интерес к балалаечным оркестрам значительно вырос как в России, так и в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.

Выход на большой экран легендарного фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго» значительно способствовал популярности балалайки во всем мире. Самая известная тема фильма – тема Лары, исполнена на этом инструменте. Вдохновленный балалаечными оркестрами, композитор Морис Жарр создал эту великолепную музыкальную композицию всего за шесть недель. Критики считают это произведение одним из лучших когда-либо написанных для кино. По их мнению, такой успех вызван тем, что в своей работе Жарру удалось одновременно передать агонию, охватившую Россию во время революции, а также историю любви главных героев.

Cообщение про балалайку кратко поможет узнать много полезной информации об этом музыкальном инструменте.

Сообщение о балалайке

Балалайка - русский, белорусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.

История балалайки для детей

История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.

Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всейРоссии. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь. Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.

Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России.

Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны.Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки».На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.

Как устроен инструмент?

После модернизации Василия Васильевича Андреева балалайка была укорочена до 600 – 700 мм, одно круглое резонаторное отверстие было заменено несколькими (расположенных звездообразно). Дека изготавливалась из ели, а задняя часть из бука. Так корпус приобрел улучшенные резонансные свойства. Балалайка состоит из таких частей:

  • Корпус. Он состоит из передней части и задней части, которая склеенная из деревянных сегментов.
  • Гриф. На нем расположились лады.
  • Головка. Это верхняя часть инструмента, где находятся колки и механика для настраивания балалайки.

Какой звук издает балалайка?

Инструмент обладает богатыми исполнительскими, акустическими и художественными достоинствами. Издает негромкий звук, но мягкий и звонкий. Тембр нежный, камерный. Источником звука выступают сильно натянутые струны, которые зажимаются пальцами левой руки на ладах. У балалайки всего 3 струны. Две нижние звучат одинаково: звук «ми» первой октавы. Первая струна: звук «ля» на кварту выше.

  • Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.
  • Возраст самой старой балалайки составляет 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее.
  • Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером.
  • На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.
  • В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.
  • Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Надеемся, что доклад про балалайку помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом русском музыкальном инструменте. А свой краткий рассказ про балалайку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим - заимствована у соседних народов (татар или киргизов).

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.

Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 - 26 декабря 1918). Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц. Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.

Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Выступления Андреева имеют большой общественный резонанс в Петербурге, что способствует росту популярности балалайки.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности - альт, пикколо, бас, позднее - контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).

В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: "Школа для балалайки", составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.

Осенью 1887 В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы обучения игре на балалайке.

20 марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Рейнеке, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров, Н.П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В.В. Андреев исполнил "Марш для балалайки и фортепиано" собственного сочинения.

Слава об Андрееве и "Кружке балалаечников" после концертов 1889 года в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже распространяется по всему миру.

Реконструированная балалайка широко входит в быт. Мастера-художники начинают создавать образцы высококачественных концертных инструментов. Наряду с любителями появляются солисты-виртуозы: В.В. Андреев, Б.С. Трояновский, создавшие своим блестящим исполнительским мастерством славу инструменту как в России так и за её пределами.

В конце XIX - начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.

Название инструмента «балалайка»(«балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского *balalbol. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Балалайка - замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.

Балалайка – самый известный и распространенный русский народный инструмент, который относят к щипковым; имеет 3 струны (в редких случаях 4, для басовых вариаций), при этом используются различные способы настройки. Корпус треугольный или округлый, реже другой формы. Изготавливается из деревянных массивов или из отдельных фрагментов.
Балалайка считается символом русского народного творчества, сейчас присутствует даже в иностранных музыкальных магазинах. В музыкальных школах, училищах, консерваториях есть класс балалайки, инструмент применяется в народных ансамблях. Есть возможность установки звукоснимателей, так можно превратить инструмент в электронный, что весьма востребовано.

История происхождения

Существует несколько версий возникновения балалайки. Однозначно можно сказать, что впервые инструмент стал упоминаться с конца XVII века. Наиболее популярной гипотезой является происхождение от домбры, которая пришла в европейские страны из Азии; имела всего лишь две струны и до сих пор используется в небольших восточных ансамблях национальной музыки. В конце XIX века ряд известных музыкантов и конструкторов решили переработать балалайку и усовершенствовать её. Первым предложением (его сделал В. Андреев ) было применить в изготовлении композитные древесные породы, то есть сделать переднюю деку из ели, а заднюю часть корпуса из бука, он же предложил изготовить укороченный вариант, который должен был выглядеть более компактно и практично.

Позже Ф. Пасербский занялся конструированием целого семейства балалаек с разными диапазонами и спецификой звучания, в итоге все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими. По другим сведениями балалайка в различных видах и модификациях встречалась ещё со времен «шутовства», когда ряженые заходили в избы и устраивали небольшие представление на потеху зрителям. Интересно, что в Украине и Белоруссии балалайка также считается народным инструментом и в разной степени распространена.

Виды балалаек

Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов , при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую, секунда и альт играют созвучиями, а бас и «отрабатывают» басы. Балалайки бас и контрабас звучат ниже на октаву, чем записано в нотах. Можно увидеть эти балалайки в различном сочетании – друг с другом, а также с другими инструментами, например популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и др.

Перечислим все разновидности балалаек:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Контрабас

Конструкция

Длина современной балалайки (примы) колеблется в пределах 55-75 см, но существуют и модели с пониженным строем, которые могут иметь размер до 2 метров. При этом конструкция их схожа: корпус с закрепленным на нём грифом. Задняя часть корпуса составная, состоит из сегментов, а передняя, дека, плоская, делается из хвойных сортов дерева и служит в качестве резонатора, в ней проделано отверстие, куда попадает звук. К корпусу крепится гриф, который имеет 16 и более ладов – это набитые полоски из стали или другого крепкого материала (например из кости), в верхней части грифа размещаются колки для натяжения струн, применяется червячная передача – как и для многих струнных инструментов.

Головка грифа отогнута назад, эта специфика пришла к нам из древних времен. Струны бывают металлические, а могут быть из пластика, нейлона, жильные и др. В каждом случае существенно меняется звучание инструмента. Некоторые исследователи сообщают, что форма балалайки раньше была округлой, то есть в целом инструмент напоминал домру, но сейчас такие разновидности встречаются крайне редко. Высота струн регулируется специальной подставкой, которая может быть передвинута при надобности.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием : звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать : верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

  • академический (ля-ми-ми);
  • народный (соль-ми-до);
  • квартовый (ре-ля-ми).
  • Вы можете

    Видео

    Слушать балалайку : Михаил Рожков : Евгений Блинов : Алексей Архиповский : Балалайка Контрабас : Осетинская балалайка : Чеченская балалайка : Балалайка Лезгинка :