Живопись нателлы тоидзе. Гармония формы и цвета в картинах нателлы тоидзе Выставка нателла тоидзе скульптура цвета отзывы

Выставка известной московской художницы, члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета» открылась в воронежском музее им. Крамского в пятницу, 6 марта. Нателла Тоидзе - одна из самых известных и востребованных сегодня российских художниц. В последние несколько лет ее крупные, ретроспективные выставки с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных галереях в разных городах мира. Работы Нателлы Тоидзе находятся в музеях и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

Нынешняя выставка включает как ранние работы Нателлы Тоидзе, созданные еще в 1970-е годы, так и написанные совсем недавно. Всего в экспозицию вошло около шести десятков полотен - в основном, крупномасштабных. Это работы из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. В экспозиции присутствуют все жанры, в которых работает художник - пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Вернисаж собрал огромное количество зрителей, открытие посетила супруга губернатора Татьяна Гордеева, воронежские культурные деятели, бизнесмены, городские чиновники.

Определение «Скульптура цвета» принадлежит известнейшему искусствоведу Паоле Волковой, - рассказал о названии экспозиции директор музея Владимир Добромиров, - и на первый взгляд оно кажется парадоксальным, но ведь на самом деле, если форму скульптуры мы воспринимаем через цвет, то почему бы живописи не создать эту скульптурную форму посредством цвета?

Фото: 1 из 17

Фото - Софья Успенская

















Нателла Тоидзе происходит из семьи, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе - живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет». В числе первых женщин - профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Это история, и то, что она имеет продолжение, то, что Нателла Георгиевна так высоко и красиво несет знамя искусства этой потрясающей семьи, - это вдохновляет, - сказал искусствовед Бронислав Табачников, открывая выставку. Саму экспозицию он назвал «праздником живописи».

Когда смотришь картины, меня поражают несколько качеств: это высочайшая культура холста, во-вторых, это праздник цвета - он на полотнах Нателлы Тоидзе ощущается как живой, в него хочется погрузиться - и, наконец, это удивительная драматургия.

Нателла Тоидзе, приехавшая в Воронеж на открытие выставки, отметила, что действительно, стремление уловить «драматургию природы» для нее одна из главных творческих задач.

Все работы сделаны на пленэре - для меня это очень важно, потому что я пытаюсь передать это драматургическое состояние природы, - рассказала Нателла Тоидзе. - Многие мои работы так и называются: «Перед снегом», «После дождя», этот переход из одного состояния в другое. Поэтому всегда, вне зависимости от погоды, если только на улице не ниже -7, я работаю на природе. У меня специальный огромный мольберт, сделанный на заказ, не всегда с ним удобно, но мне это очень интересно, потому что из мастерской писать природу невозможно.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В декабре 2009 года в залах Третьяковской галереи открылась ретроспективная выставка произведений Нателлы Тоидзе. Представленные работы дают полное представление о творческом пути живописца. Наследница знаменитой династии художников, она является членом-корреспондентом Российской академии художеств, награждена золотой медалью РАХ.

Творчество Нателлы Тоидзе — прежде всего отражение глубинных переживаний, осмысление окружающего мира, поэтому темы, сюжеты и техника исполнения столь разнообразны.

Первым и главным учителем стал для нее отец — известный скульптор и график Георгий Моисеевич Тоидзе. Именно он и творческая среда, в которой росла будущая художница с самого рождения — глина, карандаши, натурщики, книги и беседы об искусстве, многочисленные встречи с друзьями дедушки Моисея Ивановича (ученика И.Е. Репина, одного из учредителей Академии художеств СССР) и дяди Ираклия Тоидзе (известного плакатиста) — оказали на нее огромное влияние, сформировали внутренний мир Нателлы Георгиевны.

Уже в ее ранних произведениях проявилось незаурядное живописное дарование. В небольшой акварельной работе «Рыбки» (1967) Тоидзе заявляет о себе, как о превосходном колористе. Предметы написаны немного условно, все построено цветом. Блестит столовое серебро, перламутровая поверхность очищенной рыбы вбирает в себя рефлексы от изумрудного стекла бутылки и голубой скатерти. Колорит картины подобен цвету серо-перламутровой раковины, в которой отражается изумрудно-голубое море и сине-бирюзовое небо.

Встреча еще маленькой Нателлы с известным художником Мартиросом Сарьяном и его напутствие «всегда оставайся собой» тогда казались обычными, и только со временем стало понятно, что простая фраза была наилучшим советом начинающему живописцу. В этой простоте скрыт великий смысл — размышления о русском искусстве, таланте и судьбе художника, «генетической памяти», которая является связующей нитью между поколениями, и о том, что художник становится Художником лишь в том случае, если не является заложником всего прошлого опыта, а обретает свободу выбора.

Именно такой путь и избрала Нателла Тоидзе. Она поступила в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года на факультет театрально-декорационного искусства, сознательно отказавшись от выбора живописного факультета. Учеба позволила ей мыслить более широкими категориями, открыть для себя новое понимание пространства и масштаба холста, осознать важность диалога зрителя и художника.

Так, в творчестве Тоидзе появляются крупноформатные произведения («Перед снегом», 2007), задается масштаб, соразмерный человеку, который может «войти» в картину, как в другой мир. Зритель перестает быть сторонним наблюдателем; он словно включается в образный мир художника. Из картин исчезают излишние подробности, и остается главное — природа, находящаяся в гармонии с человеком.

Художественный метод Нателлы заключается не в особой узнаваемой стилистике, а в постоянном поиске единственно верного пластического решения исходя из поставленной задачи. Для ее реализации мастер свободно использует различные живописные приемы.

«Сезанновские» натюрморты с белой скатертью и перспективой, «вывернутой» на зрителя («Натюрморт на кухне», 1974), «левитановские» пейзажи, многогранные по своему содержанию («Слеги», 2000) — это аллюзии на существующие культурные традиции: постимпрессионизм и авангард, московскую и грузинскую школы живописи. Опираясь на опыт предшественников, Тоидзе создает свою систему ценностей, не зависящую от моды.

В последние десятилетия в ее творчестве усилилось декоративное начало. Так, героини диптиха «Флора и Фауна» (1999) предстают перед нами африканскими девами; экзотическая трактовка образов позволяет сосредоточиться на красоте линий, четкости силуэтов, особенно эффектных на фоне цветущих декоративных кустарников, написанных широкими короткими разнонаправленными мазками, включающими в себя все тона — от нежно-розового до темновишневого. Орнаментальный фон, многочисленные детали, силуэтность, большие цветовые плоскости, богатство палитры и контрастность делают картину необычайно эффектной.

На первый взгляд живопись Нателлы Тоидзе проста для восприятия, но чем дольше всматриваешься в ее полотна, тем больше открывается в них смыслов. Любой предмет в пространстве холста приобретает особую знаковость.

В своем творчестве художница сочетает декоративизм и натурное видение, сложные пространственные решения и плоскостные композиции. Каждое ее произведение — глубоко продуманная и решенная задача, а творчество в целом — отражение сложного внутреннего мира.


г.Нижний Новгород, Кремль, корп. 3 ("Дом губернатора"), Нижегородский государственный художественный музей, artmuseumnn.ru

Вы заметили, что с прошлого года Художественный музей очень активно начал знакомить нас с различными направлениями живописи, новыми именами?

Вот и первая выставка 2015 года открывает представителя династии художников, можно сказать, с легендарной биографией...


Музей работает:
ежедневно с 11:00 до 18:00
четверг с 12:00 до 20:00
вторник - выходной день
Проезд: любым транспортом до остановки «Площадь Минина и Пожарского»


Нателла Тоидзе - не просто самобытный художник. Она - представительница уже третьего поколения известной династии художников и скульпторов.

Основал династию ее дед Мосэ Тоидзе - ученик Репина, один из учредителей Академии Художеств СССР.

А дочь Нана стала театральным художником, так что и четвертое поколение от яблони укатилось недалеко.


Нателла Георгиевна родилась и выросла в Москве. Но это буйство цветов - явно не отсюда. Первые картины 1970-х и 80-х годов приехали, вероятно, с Кавказских гор.

Кутаиси. Железный мост. 1982


А вот картины последних лет родились, наверное, на подмосковной даче. И мне они нравятся больше...

Золотые шары. 2001


Северные мальвы. 1995


А это произведение, хотя и называется "Снег сошел", чем-то неуловимо напоминает Саврасова "Грачи прилетели"


Грач, правда, прилетел один.

Хотя нет, это, скорее, ворона.


"Мне интересно передавать настроение того, что я увидела" - сказала Нателла Георгиевна. "Если, глядя на мои работы, это настроение возвращается к зрителю, то я буду ему благодарна."

Вот так. Человек занимается тем, чем ему нравится. И это видно в каждой картине.


А заниматься, наверное, физически тяжело. Картины написаны с натуры, и при этом большинство из них немалых размеров.


"Это труд, большой физический труд" - услышал я случайно сзади. Наверное, художники - знали, что говорили:)


Как отметили на открытии выставки, это редкий случай, когда художник обладает узнаваемым почерком, индивидуальным авторским стилем.

Соглашусь. На мой дилетантский взгляд, не только размер картин, крупные планы, но даже кисти автор использует необычные.

Если вглядеться в холст, то ширина мазков там 15-20 миллиметров. Вот такой, чуть не малярной, кистью автору удается передать все нюансы цвета листьев, неба, лепестков...


Интересно, что две картины, находящиеся в Третьяковской галерее (!), представлены на выставке авторскими вариантами.

Вот одна из них: "Красное сухое". Действительно, оригинально.


А вот вторая - "У камина". По-моему, ничего особенного. Или я ротвейлеров не очень люблю?

То название экспозиции может вызвать у вас ассоциации с яркой скульптурой из различных материалов. И, действительно, придя на выставку, вы увидите и цвет, и форму, но только на холсте.

Картина Нателлы Тоидзе "Антракт. Коломбина и Арлекин"

"Заниматься искусством я начала со скульптуры, поэтому, когда перешла на живопись, то интуитивно стала лепить форму цветом. Если подойти близко к моим работам, то можно увидеть, что они, как мозаика, собраны из множества пятен-мазков", - рассказывает автор выставки.

Само же понятие «скульптура цвета» принадлежит искусствоведу Паоле Волковой , которая, посетив одну из выставок Тоидзе, назвала её живопись скульптурной.

Картина Нателлы Тоидзе "У камина"

Любовь к формам передалась Нателле от отца - Георгия Тоидзе, известного скульптора и графика. Семья жила в квартире, которая была нераздельна с мастерской. Именно там будущая художница проводила все свободное время, занимаясь лепкой из глины и пластилина. По воспоминаниям, у нее даже был свой небольшой станок. В девочке видели подающего надежды скульптора, но в 10-11 лет Нателла попросила купить ей краски: «Цвет всегда для меня имел большое значение. Я с детства любила наблюдать за оттенками, тенями и бликами, причем это происходило неосознанно».

Картина Нателлы Тоидзе "Рассада"

Кроме того Нателле были интересны холсты большого формата. И когда у нее еще не было мольберта, родители давали ей огромные листы, которые можно было разделить на несколько частей. Но Нателла использовала их целиком - клала на пол и рисовала, удлиняя кисточку.

Осталось у художницы и увлечение скульптурой. В дальнейших планах сделать совместную выставку цвета и формы: «Я давно об этом думаю, но со скульптурой больше технических проблем - для нее нужен материал, в следующий раз обязательно постараюсь реализовать эту идею».

Выставка "Нателла Тоидзе. Скульптура цвета" в Новом Манеже

Мастерская на открытом воздухе

Большинство полотен Нателлы Тоидзе - это пейзажи и натюрморты, а также декоративные и аллегорические композиции. Все, что связано с природой, художница пишет на пленэре. По её словам, только работа на открытом воздухе передает всю палитру чувств и эмоций от увиденного.

"Для меня главное - передать эмоциональное состояние природы, которое вместе со мной сможет прочувствовать сам зритель", - говорит Тоидзе.

На написание одного произведения обычно уходит три-четыре дня. Все это время Нателла Георгиевна проводит на открытом воздухе - художница никогда не дописывает работу в студии: «Если вдруг в мастерской я увижу какую-то неточность, то вместе с холстом возвращаюсь на натуру. Потому что на пленэре - свои законы письма: свет, краски, атмосфера. А неточный цветовой штрих (мазок) может загубить всё живописное состояние картины, как фальшивая нота может разрушить музыкальную гармонию».

Картина Нателлы Тоидзе

Работа на открытом воздухе, конечно, несет в себе и определенные трудности (тем более, что размеры холстов огромные - до двух метров). Главная из них связана с погодой, которая должна быть одинаковой несколько дней, чтобы сохранялось состояние природы.

"Однажды, - вспоминает Нателла Георгиевна, - в последний день работы резко упала температура, и когда я принесла картину домой, мои домочадцы сразу заметили: «Пейзаж стал на пять градусов холоднее». Потому что холод - это изменение освещения, появление облаков и, конечно, другие цвета. Так что работать приходится очень быстро - состояние вокруг меняется с каждой минутой".

Картина Нателлы Тоидзе "Герцено. На Москве-реке"

Картины вокруг нас Идеи для новых произведений, по словам художницы, приходят к ней по-разному: что-то она заметит во время прогулки, а что-то придумает, выстраивая очередную композицию. Но главная цель автора - это каждый раз ставить перед собой новые задачи, открывать что-то необычное и доносить это до зрителя: «Если я пишу зиму, то всегда пытаюсь показать ее в разном колорите, ведь в любом времени года множество состояний».

К таким картинам относится «Март», где Нателла Георгиевна хотела изобразить зимнюю композицию, но на дворе уже стояла календарная весна. Тогда она решила внести в работу декоративное начало и развесила на фоне снега узорчатые коврики, которые и стали основой произведения.

Картина Нателлы Тоидзе "Март"

А на соседней картине ("Снег сошел") зима уже окончательно отступила - ясное небо и яркое солнце, сухая земля и ожидающие почек деревья - все это создает осязаемое ощущение весны.

"Куст орешника был так ярко освещен солнцем, что, казалось, светится сам. Таким он и вошел в работу", - рассказывает пейзажистка.

Много на выставке и цветочных композиций, например, «Золотые шары», написанные в костромской деревне: «Я увидела, как цветы мощно проникают сквозь щели забора, и мне показалось интересным детально изобразить увиденное».

Картина Нателлы Тоидзе "Золотые шары"

Есть в экспозиции и натюрморты. Например, необычны по своей живописной задаче картины «Арбуз на черном» и «Арбузы на красном», где автор экспериментирует с фоном: «Я хотела написать кусочки арбуза на алой скатерти, но так, чтобы они оставались целостными и не сливались с тканью».

Картины Нателлы Тоидзе "Арбуз на черном" и "Арбузы на красном"

Такое своеобразное решение художница применяет и к казалось бы привычному образу Флоры и Фауны. Если богиню Флору обычно изображают голубоглазой белокурой девушкой с корзиной цветов, а Фауну сдержанной барышней в окружении животных, то Нателла Георгиевна их видит сначала чернокожими женщинами, погруженными в ночной зной некого тропического мира ("Флора и Фауна/диптих"), а затем и вовсе северными красавицами в прохладе леса ("Северные Флора и Фауна/диптих").

Работа Нателлы Тоидзе "Северные Флора и Фауна/диптих"

Грузинские мотивы

"Когда мой отец был жив, он любил показывать мне Грузию, мы много путешествовали и заранее планировали весь маршрут".

Картина Нателлы Тоидзе "Кутаиси. Железный мост"

Грузинская серия очень отличается от остальных картин. По словам автора, дело не только в смешанной технике - произведения написаны пастелью и акварелью, но и в других ощущениях: «Каждый раз, когда я работаю, пишу то, что чувствую, поэтому необычное цветовое решение связано именно с теплой и яркой атмосферой Грузии».

Больше половины серии - это Сванетия, где художница работала около недели. На своих картинах Тоидзе, кроме знаменитых башен, показала традиционную уборку сена, закат в Ушгули, а также горные массивы, на фоне которых виднеются разноцветные крыши сельских домиков.

Картины Нателлы Тоидзе "Сванетия"

По-своему Нателла Георгиевна чувствует и Тбилиси: «Если вспомнить старую часть Тифлиса, то город кажется перламутровым, как раковина, настолько тонкие у него оттенки».

Любовь к Грузии у пейзажистки выражается не только в картинах, она часто бывает в Тбилиси, где, кстати, находится дом-музей ее дедушки, известного живописца и любимого ученика Репина, Мосе Тоидзе: «Я бы с удовольствием привезла эту выставку в Грузию. Если пригласят, то обязательно приеду».

Картины Нателлы Тоидзе из грузинской серии

Работы Нателлы Тоидзе хранятся в коллекциях крупных российских музеев: Третьяковской галерее, Русском музее и в Московском музее современного искусства Кроме того, картины художницы периодически участвуют в международных показах - Париже, Лиссабоне , Нью-Йорке , Пекине.

В Москве в среду открывается выставка работ известного московского живописца, члена-корреспондента Российской Академии художеств Нателлы Тоидзе. Картины художницы можно увидеть до 31 октября в выставочных залах Российской Академии художеств по адресу: Пречистенка, дом 21.

Выставка включает как ранние работы художницы, так и недавно созданные картины. Пейзажи Грузии, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета" (цикл "Сванетия", "Бабушкин двор", "Нарикала"), и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют с более сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Слеги", "Московский дворик", полиптих "Северные мальвы", "Оттепель").

Характерная черта творчества Тоидзе – непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен ("Зима в Снегирях", "Дикий виноград", "В начале лета"), отмечается в пресс-релизе выставки.

Творческий метод художницы – работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В таких картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения: стебли, листья, стволы деревьев взяты крупно, в натуральную величину, порой превращаясь в сложный по колористическому решению узор ("Заросли", "Август", "Перед снегом").

Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ Тоидзе – метафорических композиций ("Флора и Фауна", диптих "Антракт", "Охота").

"Для Нателлы Тоидзе не существует каких-то самоограничений в выборе сюжета: мир разнообразен, и в этом разнообразии художник видит эстетическое начало. Ей одинаково интересна природа Кавказа и русского Севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено остро индивидуальным чувством, которое вмещает очень многое: начиная от врожденной прапамяти ушедших поколений вплоть до остроты реалий современного мира", - пишет искусствовед Владимир Прохоров.

"Искусство этого мастера должно озадачить сноба-знатока современного искусства, ибо идет от сердца, а не от холодной концепции. Оно не укладывается в какую-либо стереотипную систему и живет по законам чистой живописности. Образный строй этих произведений погружен в вибрирующую красочную стихию. В тончайший колорит работ загадочно вплетены и пряные краски солнечного Юга, и оттенки неизбывной печали просторов Средней России, и уже совсем неземные отблески какого-то иного прекрасного мира, куда влечет зрителя живописная ткань полотен Нателлы", - отмечает Прохоров.

Нателла Тоидзе родилась и выросла в Москве в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, и отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график.

Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декорационного искусства Академического Художественного училища "Памяти 1905 года". В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Вместе с тем, первым и главным учителем художница называет отца: уже с детских лет Георгий Тоидзе ставит перед дочерью серьезные творческие задачи, в том числе скульптурные. Выбрав станковую живопись, она успешно работает в жанрах пейзажа и натюрморта, пишет портреты и аллегорические композиции.