А балабанов биография. Мир мог бы увидеть ещё много интересных фильмов, если бы в судьбу Балабанова не вмешалась преждевременная смерть

» . Каждый из фильмов Алексея Балабанова не оставался незамеченным зрителями и кинокритиками.

Алексей Балабанов .

Было главной присказкой режиссера на съемочной площадке.

Алексей Октябринович Балабанов родился в 25 февраля 1959 года в городе Свердловске. Окончил Горьковский педагогический институт иностранных языков, по образованию переводчик.

«Я вырос в промышленном центре, где не существовало никакой другой логики, кроме как «все побежали, и я побежал». Единственное, чем я отличался от остальных, - я любил делать бомбы из наборов «Юный химик». Я знал много разных составов, смешивал и взрывал. Зачем? Зачем из рогатки воробьев убиваешь? Потому что это часть охотничьего инстинкта. Зачем стекла бьешь в домах? Ради удовольствия».

Служил в военно-десантных войсках Советской армии. Балабанов принимал непосредственное участие в войне в Афганистане.

После окончания службы Алексей Балабанов начл работу на Свердловской киностудии в должности ассистента режиссера и поступает на режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров, которые он окончил в 1990 году. Балабанова интересовала работа в русле экспериментального авторского кино, именно это направление он развивал в своем творчестве.

Свой первый фильм Балабанов снял в 1985 году («Раньше было другое время »). За период с 1985 по 1997 год он как режиссер выпустил шесть картин, среди которых фильм «Замок » по философскому роману немецкого классика Франца Кафки (Franz Kafka).

Однако настоящую известность Алексей Балабанов обрел после выхода картины «Брат » (1997), ставшей культовым фильмом для поколения молодых конца 90-х. В картине Балабанов выступил и в роли сценариста, и рассказанная им история оказалась не просто захватывающей, но чрезвычайно узнаваемой и актуальной для того времени, что в немалой степени обеспечило успех фильма. И, конечно, триумф «Брата » - это заслуга блестящего актерского дуэта Сергея Бодрова и Виктора Сухорукова . Фильм получил семь наград на различных международных кинофестивалях.

«Балабанов - он такой один. Он своего рода Ленин. У него есть присказка: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!» . Он не любит снимать типовых актеров и тех, кто постоянно мелькает на экране. И он любит достоверность».

В 1998 году Балабанов снял фильм «Про уродов и людей », который также принес автору множество наград и призов.

В 2000 году режиссер выпустил продолжение истории о судьбе Данилы Багрова (Сергей Бодров) «Брат-2 ». После выхода на экраны картина сразу заняла первое место в рейтингах фильмов и саундтреков.

С Сергеем Бодровым в главной роли Алексей Балабанов успевает снять в 2002 году фильм «Война » о события второй чеченской войны. В этом же году актер, режиссер, телеведущий Сергей Бодров трагически погибает во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье вместе со съемочной группой фильма «Связной ».

Начиная с 2005 года ежегодно Алексей Балабанов снимал фильмы, каждый из которых не оставался незамеченным зрителем и кинокритиками. Он предпочитал работать по собственным сценариям.
2005 год – картина «Жмурки », в главной роли которой снялся Никита Михалков .
2006 год - фильм «Мне не больно » с Ренатой Литвиновой , Никитой Михалковым ,Сергеем Маковецким и Дмитрием Дюжевым .
2007 год – «Груз 200 », который вызвал столь неоднозначную реакцию, что во многих городах был снят с проката.
2008 год – картина «Морфий ». Это фильм-память о Сергее Бодрове , который написал сценарий к фильму по мотивам ранних рассказов Михаила Булгакова .

«Фильм, который можно рассказать словами, и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать - я люблю кино снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф - это такое великое искусство, которое как воздух необходимо народу».

Алексей Балабанов с 1990 года жил и работал в Санкт-Петербурге. Он был женат на Надежде Васильевой , которая в качестве художника по костюмам работала во всех его проектах.

Алексей Балабанов в 2010 году выпустил киноленту «Кочегар».

Последней картиной известного российского режиссера Алексея Балабанова стала « Я тоже хочу » , снятая в 2012 году. Премьера состоялась на 69-ом Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты».

«После показа минут пять народ стоял и хлопал. Ко мне подошла женщина и рукой показала - надо встать. Я встал, поклонился, и была новая волна оваций».

Алексей Балабанов сам сыграл небольшую роль в своей последней картине « Я тоже хочу ». Фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, режиссер даже лично приехал на показ за день до кончины.

«Я хочу, чтобы все было настоящее. Чтобы люди поверили. Вот и подумал - почему я сам не могу сыграть? И сыграл».

Российский режиссер и сценарист Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 года от онкологического заболевания . Уже после этого сообщения стало известно, что картина « Я тоже хочу » получила приз прессы в Венеции.

Проектом, съемки которого еще не начинались, должна была стать лента о бандитской молодости Сталина. Балабанов даже просил Эмира Кустурицу помочь ему в съемках картины. Как стало известно, проект завершаться не будет.

Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю.

Image caption Алексей Балабанов умер на 55-м году жизни

Сообщается, что у создателя культовых фильмов "Брат", "Брат-2", "Жмурки", "Про уродов и людей", "Груз 200" и других картин "случился приступ". Что он умер под Петербургом.

Он упал в обморок. Родные, как пишет газета "Коммерсантъ", попытались оказать ему помощь, но безуспешно. Алексей Балабанов умер, не приходя в сознание.

Продюсер Сергей Сельянов сообщил агентству РИА-Новости, что "Алексей скоропостижно скончался сегодня в санатории, где он писал сценарий. Никто в это не верит".

Как сказала Русской службе Би-би-си известный российский кинокритик Ольга Шервуд: "Не стало одного из настоящих, редчайших режиссеров. Это факт, который нельзя подвергать сомнению. Таких в кинематографе единицы".

"Уже час сижу над статьей о нем для своей газеты, и ничего не могу написать. Все в шоке", - говорит Шервуд.

"Хочу в рай…"

Последнее интервью Алексей Балабанов дал накануне, в пятницу, корреспонденту газеты "Вечерняя Москва".

В нем, как отмечают журналисты этой газеты, многие слова оказались пророческими.

В частности, режиссер говорил о своей вере в Бога, и о том, что он "готов поскучать в раю, чтобы увидеть там папу".

Последняя картина режиссера "Я тоже хочу" вышла в 2012 году. Алексей Балабанов снялся в ней в эпизодической роли, его герой по ходу фильма умирает.

"Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова, - говорится в его предсмертном интервью "Вечерней Москве". - Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, - не скажу".

"Он боролся со смертью"

По словам известного кинокритика Михаила Трофименкова, который хорошо знал режиссера, последнее время здоровье Алексея Балабанова было сильно подорвано. Он снимал свои последние фильмы, будучи тяжело больным.

"Фильмами он боролся со смертью, и не только со своей", - отметил Трофименков в интервью Русской службе Би-би-си.

Media playback is unsupported on your device

По словам критика, Алексей Балабанов стал культовой фигурой для кинематографа России последних 20 лет.

"Российский кинематограф современный боится жизни. Балабанов был тем, кто не боялся эту жизнь транслировать на экран. Транслировать Россию на экран", - считает кинокритик.

В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института, затем работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.

С 1990 года режиссер жил и работал в Петербурге. Фильмы он старался снимать по собственным сценариям. Работу над своей последней картиной "Я тоже хочу" режиссер закончил в 2012 году.

Алексей Октябринович Балабанов. Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 18 мая 2013 года в Сестрорецке (Санкт-Петербург). Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Постановщик фильмов «Про уродов и людей», «Брат», «Война», «Груз 200».

В 1976 году окончил среднюю школу в Свердловске.

В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981-1983 годах служил офицером в Советской Армии - в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске, летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.

В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.

В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма - человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, - немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и . Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал "балабановский дух". Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: "Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: "У меня ноги мерзнут..." А он: "Ничего-ничего, потерпи..." Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались".

Широкую известность ему принёс фильм «Брат» , вышедший в 1997 году. Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.

Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: "Денег не было снимать интеллектуальные фильмы... В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов - модно было".

Данила Багров - улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает "в чем правда", и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим: "Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова - к тому времени я уже видел "Кавказского пленника", где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер... Он просто органично существует в пространстве".

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» - сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики - фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи - картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX–начало XX века, главный герой - фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото. В первоначальном варианте фильм назывался «Ехать никак нельзя», потом «Уроды и люди», а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки «Трофимъ» о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл .

Балабанов говорил: "Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла. Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой". "У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится", - отмечал Алексей Балабанов.

В 2005-м на экраны вышла криминальная комедия в стиле нуар «Жмурки» , в которой главные роли сыграли и . Начало 90-х годов ХХ века. Эпоха "стрелок", малиновых пиджаков, кровавых разборок, нарядов от Версаче и шестисотых мерсов. Если «Бумер» расставался с ней на полном серьезе, то «Жмурки» прощаются смеясь. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу - главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы - выстрел в голову.

Алексей Балабанов с Дмитрием Дюжевым и Алексеем Паниным

В 2007 году на экраны вышел фильм «Груз 200» , в котором автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине и расколол российское киносообщество. Во многих городах России лента была снята с проката. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения.

Балабанов о фильме «Груз 200» говорил: "Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране - момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким".

В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. По сюжету музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и "режиссера, члена европейской академии".

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и "чернуху". Но равнодушным его работы не оставляли никого. Балабанов как-то сказал: "Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю".

Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов. Снял 3 клипа группы «Наутилус Помпилиус»: 1988 - «Взгляд с экрана», 1992 - «Чистый бес», 1997 - «Во время дождя» (саундтрек к фильму «Брат»). В 1989-м - клип группы «Настя» («Стратосфера»). В 2000-м совместно с режиссёром Валерием Макущенко клип группы «Би-2» - «Полковнику никто не пишет» (саундтрек к фильму «Брат 2»).

Смерть Алексея Балабанова

Умер 18 мая 2013 года около 16 часов дня, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга) от сердечного приступа. Он умер дома, на руках у родных - упал в обморок и больше не пришел в сознание. Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм «Я тоже хочу» сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать.

Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.

Смерть режиссера остановила реализацию и завершение ряда проектов. В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Также, одну из ключевых фигур должен был исполнить музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, но в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра , но этот проект он не успел завершить.

В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости . Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности.

Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер», но не успел закончить его сценарий. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине.

Личная жизнь Алексея Балабанова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина. В браке родился сын Фёдор (1989 г.р.), стал экономистом.

Вторая жена - Надежда Васильева, художник по костюмам «Ленфильма». Их познакомил в коридоре «Ленфильма» продюсер фильма «Счастливые дни». Вдова режиссера вспоминала: "Леша сказал мне: «Давайте работать вместе». Потом мы разговорились, и он заявил, что ему очень нравится, что я в юбке, а не в брюках. С этого все началось".

О своем супруге Надежда рассказывала: "Леша был всегда неполиткорректен, но я за это в него и влюбилась, с первого взгляда! Ему было плевать, если скажут, что надо обязательно прийти в белой рубашке и галстуке, – муж надевал тельняшку. Его особенность: Леша никогда никуда не опаздывал. Если говорил, что придет в 5.37, то ровно во столько и приходил. И считал это очень важным качеством для мужчины. Часто повторял: «Главное – не балаболить»... А еще Леша считал, что плохое всегда побеждает хорошее, что и продемонстрировал в своем фильме «Про уродов и людей»: по сюжету там новые и сильные герои победили хороших и слабых".

В браке в 1995 году родился сын Пётр.

Фильмография Алексея Балабанова:

1995 - Прибытие поезда (киноальманах) - помощник режиссера
2000 - Как снимался Брат-2 (документальный)
2010 - Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2011 - Где ты, брат? (документальный)
2012 - Я тоже хочу - режиссер
2013 - Андрей Панин. Всадник по имени Жизнь (документальный)

Режиссерские работы Алексея Балабанова:



1989 - О воздушном летании в России (документальный)

1991 - Счастливые дни
1994 - Замок

1997 - Брат
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2

2002 - Война

2005 - Жмурки
2006 - Мне не больно
2007 - Груз 200
2008 - Морфий
2010 - Кочегар
2012 - Я тоже хочу

Продюсерские работы Алексея Балабанова:

1995 - Откровения незнакомцу (Confidences a un inconnu)

Сценарии Алексея Балабанова:

1987 - Раньше было другое время (короткометражный)
1988 - У меня нет друга (короткометражный)
1989 - Настя и Егор (документальный)
1991 - Счастливые дни
1994 - Замок
1995 - Прибытие поезда (киноальманах)
1997 - Брат
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2
2002 - Река (короткометражный)
2002 - Война
2003 - Американец (не был завершен)
2005 - Жмурки
2006 - Мне не больно
2007 - Груз 200
2010 - Кочегар
2012 - Я тоже хочу

Призы и награды Алексея Балабанова:

За фильм «Счастливые дни»:

1991 - Приз «Грёзы Парижа» на кинофестивале в Заречном;
1991 - Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном;
1992 - Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве

За фильм «Замок»:

1994 - Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1995 - Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине;
1995 - Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»;
1995 - Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум» (Суздаль)

За фильм «Прибытие поезда»:

1995 - За лучший фильм года - приз кинопрессы;
1996 - Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге;
1996 - Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1996 - Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Брат»:

1997 - Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 - Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 - Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте;
1997 - Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 - Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 - Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Про уродов и людей»:

1998 - Гран-при «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге;
1998 - Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1998 - Гран-при - премия «Золотой Овен»;
1998 - За лучший игровой фильм - премия «Ника»;
2007 - Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Груз 200»:

2007 - Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»

За фильм «Кочегар»:

2010 - Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм на Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер»

За фильм «Я тоже хочу»:

2012 - Приз «Лучший режиссёр» на Санкт-Петербургском международном кинофестивале



18 мая 2013 года перестало биться сердце выдающегося отечественного кинорежиссёра Алексея Октябриновича Балабанова. Причиной смерти стала остановка сердца.

Пять лет назад новость о том, что не стало, прогремела громом среди ясного неба для всех, кто его любил. А любили его все, кто ценит настоящее, честное кино. Своему делу режиссёр отдавался без остатка: он думал о работе круглые сутки, во время съёмок просчитывал всё до мелочей. Снимал он очень быстро - часто в конце дня группа могла начать отдых даже раньше запланированного времени, ведь руководил процессом настоящий гений. сайт предлагает вспомнить самые интересные подробности о личности, жизни и работе Алексея Октябриновича Балабанова, о которых знают немногие.

Про детство и юность. Балабанов родился в Свердловске в 1959 году. Со школьной скамьи увлекался иностранными языками и музыкой и очень любил «химичить» - как впоследствии рассказывал режиссер, в школьные годы его любимым хобби было делать бомбочки из наборов «Юный химик». После получения аттестата о среднем образовании выучился на переводчика. Уже потом, вернувшись на гражданку из армии, он пошел работать на Свердловскую киностудию ассистентом режиссера и окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Про войну. После института Алексей Октябринович попал в армию. Он служил в военно-транспортной авиации. Об ужасах войны знал не понаслышке - будущий режиссёр не раз бывал в Афганистане.

Про Санкт-Петербург. В город на Неве Балабанов перебрался в 1990 году. Он обожал этот город, называл его лучшей декорацией для фильмов. В Питере он встретил своих друзей и коллег, вместе с которыми прошёл весь свой творческий и жизненный путь. Режиссёр очень ценил тех, с кем дружил и работал.

Про музыку. Му зыка играла в доме Балабанова всегда. Режиссер просто не мог без неё жить. Он уделял огромное внимание саундтрекам к своим картинам - их и сейчас можно слушать как полноценные сборники даже не смотря сами фильмы.

Про странности. Как и многие творческие люди, Балабанов имел свои странности. Но они были у него, образно говоря, очень светлые и трогательные. Так, например, он не мог пройти по улице мимо бездомных. Режиссёр тащил их к себе в квартиру, чтобы обогреть, накормить, напоить и показать свои фильмы.


Фото: кадр из фильма «Про уродов и людей»

Про отношение к деньгам. Алексей Балабанов был самым настоящим бессеребреником. Деньги его интересовали исключительно как средство для создания кино. Близкие поосле его смерти рассказывали, что режиссерникогда не интересовался у продюсеров какой гонорар получит - ему было искренне всё равно.

Про тельняшку. Режиссёр терпеть не мог пафосную одежду. Он не расставался со своей любимой тельняшкой, которая стала его своеобразной униформой, визитной карточкой. Для протокольных мероприятий вроде красных дорожек или международных кинофестивалей Балабанов брал напрокат фрак или костюм.


Фото: globallookpress.com

Про несбывшиеся планы. Режиссёр так и не успел снять картину о молодых годах Сталина (он думал об этом несколько лет). Также не увидели свет ещё два проекта Алексея Октябриновича - фильм «Американец» (по слухам, исполнитель главной роли Майкл Бин запил во время съёмок) и фильм «Река» (актриса Туйара Свинобоева , занятая в проекте, погибла в автомобильной катастрофе).

Про футбол. Мало кто знает, что Алексей Балабанов обожал футбол, был страстным болельщиком. Он любил смотреть телевизионные трансляции матчей своей любимой команды «Манчестер Юнайтед» вместе с сыном.


Фото: кадр из фильма «Брат»

Про депрессию. Трагедия в Кармадонском ущелье, произошедшая в 2002 году, унесла жизни близких друзей Балабанова - Сергея Бодрова-младшего , Марины Липартии и Владимира Карташова . Алексей Октябринович до конца своих дней переживал эту потерю. Вполне возможно, что это горе ускорило его уход, нанеся удар по сердцу кинематографиста.

Фото: кадр из фильма «Я тоже хочу»Алексей Балабанов о себе и об искусстве:

«Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю»

«Никогда не выяснял своих отношений с Богом. Мне, в отличие от Терри Гиллиама, и так все понятно»

«Я не считаю кино искусством. Искусство - это когда человек что-то делает один. Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек - какое это к черту искусство?»

Справка сайт: Алексей Балабанов снял свой первый полнометражный фильм в 1991 году. Он называется «Счастливые дни». В основе этой картины произведения ирландского абсурдиста Сэмюэла Беккета . Среди самых известных работ режиссёра картины «Брат», «Про уродов и людей» и «Груз 200». Свою последнюю ленту «Я тоже хочу» Алексей Октябринович выпустил в 2012 году.