Чацкий и онегин сравнительная характеристика таблица. Сочинение сходство и различие чацкого и онегина

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный, подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии "Горе от ума" и в "Евгении Онегине" в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.

Чацкий и Онегин - ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Онегину тоже "наскучил света шум", его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, "условий света свергнув бремя", отправляется в свое имение.

Оба героя достаточно образованны: Чацкий "славно пишет, переводит", Онегин "читал Адама Смита", "знал довольно по-латыне". Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. "Пустейший человек, из самых бестолковых", - отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со "страждущей спесью" в лице непременно согласился бы с ним.

Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.

Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к "свету пустому". Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.

Онегин же, "условий света свергнув бремя", не находит никакого применения своим знаниям потому, что "труд упорный ему был тошен". У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.

Чацкий своим имением "управлял оплошно", то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.

Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, "чтоб только время проводить", "ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил". Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.

Столь же различны герои и в главном - в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование - болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья - порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это - не драма всей его жизни. Чацкий - личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него - насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.

Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.

Запоздалая, невостребованная любовь Онегина - символ жизненного краха.

В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.

Евгений Онегин и Александр Чацкий – действующие лица различных литературных произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, однако, в них есть то, что объединяет: героев до конца не понимает и не принимает общество. Но наряду с этим действующие персонажи имеют и отличительные черты. Если Онегин частый посетитель званых балов и обедов, то Чацкий отторгает подобный образ жизни, считая его бессмысленным. Евгений относится к людям высокомерно, Александр же, напротив, настроен ко всем доброжелательно, но, если видит себя правым, отстаивает такую точку зрения Ниже в таблице представлена характеристика этих героев.

Евгений Онегин Александр Чацкий

Возраст

Ему 26 лет Точный возраст не указан – известно, что он молодой человек.

Происхождение

Потомственный дворянин Богатый дворянин, в его владении 400 крепостных

Место рождения

Петербург Родился в Москве

Обучение

Основное образование получил в домашних условиях. К Евгению никогда не ставились жесткие критерии в плане образования. Весь процесс проходил таким образом, чтобы не утомить излишней информацией ум Онегина. Начальное образование получал в доме Фамусова, взявшего его на воспитание после смерти родителей, после обучался заграницей.

Род занятий

Онегин никогда не состоял на службе ни гражданской, ни военной. Только что вернулся с поездки заграницу. Бросил военную службу, но не стал чиновником.

Наличие братьев и сестер

У него нет ни братьев, ни сестер Единственный ребенок в семье.

Отношение к светской жизни

Евгений частый посетитель балов и званых обедов. Он активный деятель светской жизни. Его появления никогда не проходит незамеченным, он любимец публики. Сам же Евгений не отличается любовью к такому времяпровождению – его уже порядком утомил такой порядок. Он скучает и не находит былого утешения для себя. Разочарован светским обществом. Ему чужды принципы, по которым живет аристократия. Он считает русских аристократов позорным явлением, так как большинство из них далеки от понятия аристократизма и праздно живут набивая себе карманы чужими деньгами. Ему скучно и невыносимо такое общество, он предпочитает дистанцироваться от такого окружения.

Отношение к любви и женщинам

Евгений любит общество красивых женщин, но не признает постулаты о любви. В большинстве случаев он ограничивается кокетством – в его планах еще не зреет мысль о женитьбе. Женщины признают его привлекательным – мастерство Онегина в плане обольщения находится на высоком уровне. Восторженно относиться к чувству любви. Он влюблен в дочку Фамусова – Софью. Его чувства истины, он не понимает, как можно лицемерить в любви, поэтому, когда узнает о том, что любимая морочила ему голову, а на самом деле любит подлизу Молчалина, который создает видимость влюбленности, чтобы получить доступ к богатству Фамусова, испытывает глубокое огорчение, разочаровывается в искренности любви.

Умение поддерживать дружеские отношения

Не признает чувства дружбы. Он легко сходится с людьми и легко расстается. Готов поддерживать дружеские отношения, но не видит людей, готовых тоже сделать для него.

Отношение к людям

Высокомерен по отношению к другим людям, независимо от их статуса, талантов, умений и морального облика. Настроен положительно и доброжелательно, но готов отстаивать свою точку зрения, не стесняется высказать свое истинное мнение о положении вещей. В общении с окружающими часто прибегает к колкости и дерзости, высокомерен и горделив – в такой образ он пытается обличить пороки общества.

Интерес к жизни

Не видит смысла ни в одном занятии, у него отсутствует интерес к жизни. Полон стремления обличить пороки общества с целью прекратить его деградацию, терпит поражение, но не теряет интерес к жизни.

Особенности темперамента

Онегин отличается холодным и расчетливым умом. Он умеет скрывать свои мысли и эмоции. Вспыльчивый и излишне эмоциональный. Ему сложно сдержаться и не вступить в дискуссию.

Отношение к искусству

Он воспринимает искусство на интуитивном уровне – у него нет знаний, позволяющих анализировать те или иные произведения. Признает положительное влияние силы искусства на человека. Его огорчает, что людей, которые готовы заниматься развитием искусства считают ненормальными.

Нрав

Холодный, сдержанный Импульсивный и эмоциональный.

Привязанность к модным тенденциям

Денди, ему нравится быть модным Модные тенденции вызывают у него отвращение. Он не понимает людей, которые гоняются за модой. Чацкому достаточно того, чтобы его костюм был чистый и опрятный.

Умение лицемерить

Мастерски владеет умением лицемерить Не обладает умением лицемерить, считает его пороком человечества.

Организация досуга

Бесцельно проводит свободное время – не знает, чем ему заняться. Занимается саморазвитием.

Самостоятельность

Он обеспеченный и независимый человек. Богатый и самостоятельный человек.

Готовность путешествовать

Необходимость совершать поездки и путешествия его не пугают. Три года прожил заграницей, путешествуя по миру, но затем вернулся на Родину.

Как воспринимают окружающие

Думают, что он чудак Считают, что он сошел с ума.

Итог жизненного пути

Неизвестен. Исходя из предположения исследователей фрагментов неоконченной 10 главы – он умирает. Уезжает из Москвы, чтобы не сойти с ума от традиционных порядков и морали высшего общества.

Чацкий и Онегин.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - произведения, посвя­щенные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллиген­ции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чац­кий и Онегин - представители передовой дворян­ской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со време­нем, с общественным движением.

Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.

Злая ирония слышится в его вопросе:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Пушкин, говоря о воспитании Онегина, спра­ведливо замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Чацкого и Онегина еще более сближает их от­ношение к обществу, к «свету». Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в дерев­ню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Его привы­чки, поведение, «души тоскующая лень» вызыва­ют у соседей недоумение и недовольство.

Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два». Мо­лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет», - гово­рит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почув­ствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Лен­ским), любить (отношения с Татьяной). «Им овла­дело беспокойство, охота к перемене мест».

«Перемена мест», наблюдения, раздумья, вы­званные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающе­гося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным». Таким образом оконча­тельно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот те­перь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает актив­но с ними бороться. Он слишком воспитан, слиш­ком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в дру­гом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?..

Мелькают лица перед ним,

Как ряд докучных привидений.

Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раз­дражается, личная драма делает его особенно уяз­вимым. Появившись на балу у Фамусова, он уст­раивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму», что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.

Оружие Чацкого - карающее слово. Он требу­ет «службы делу». Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков». Чацкий требует места и сво­боды своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни».

Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неиз­менно будут возникать в переломную эпоху. Оне­гины - «лишние» в своей среде люди, их появле­ние всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажден­ный ум».

Чацкие продолжают, развивают начатое «лиш­ними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обли­чают, высмеивают.

«Чацкий - искренний и горячий деятель», - говорит И. А. Гончаров.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Примерный текст сочинения

Вкритическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров написал:«Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективностьдраматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая.Наверное, он имел в виду то, что в комедии „Горе от ума“ Чацкогохарактеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образОнегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам авторв лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, онрассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие изПетербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. АЧацкий проживает в комедии всего один день.

Мнетоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этоготребует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этихгероев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболеепрогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственноймощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протестпротив крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайныеполитические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоиххарактерна „охота к перемене мест“. Им не везет в любви, у них нескладываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий- натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, чтоотжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела,полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия ичестность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему „прислуживатьсятошно“, и считает, что служить надо „делу, а не лицам“.

Онегинже - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал АдамаСмита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов.Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду,поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкийне боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его лютоненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же»свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнениемфамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее.Я не думаю, что он «три часа по крайней мере, пред зеркаламипроводил», как это делал Онегин, «боясь ревнивых осуждений».

Чацкийне только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против«чужевластья мод», подхалимства и низкопоклонства, жестокогоотношения господ к своим крепостным.

Онегинже - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражаясвое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым инадменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет позаведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, какдолжное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу.Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, чтона русской земле «господствует еще смешенье языков: французского снижегородским».

По-разномуотносятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Эточувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще большеукрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он невходит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращеннаяк ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобныхчувств.

Какрано мог он лицемерить,

Таитьнадежду, ревновать,

Разуверять,заставить верить,

Казатьсямрачным, изнывать…

Новсе-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Онотверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себянесчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочлиподленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнениюБелинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, ираскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность,как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мнебольше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, аОнегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день,а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого,потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том,что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полонэнергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, «отчизне посвятить душипрекрасные порывы», Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/

Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства. Каждый из них выделяется своим характером, поступками и другими качествами, которые запоминаются читателю и откладываются в памяти на всю жизнь. Всех троих объединяет одна общая проблема – одиночество.

Александр Чацкий образован и умен, благороден и честен, молод и горяч. Он смело высказывается о проблеме крепостных и других проблемах его современности. Несмотря на то, что слова его не без доли правды, однако на них никто не откликается. Его сограждане, москвичи, преподносят его поступки как элемент психологического расстройства. Нареченный сумашедшим человеком, он удаляется с высоко поднятой головой, так и оставшись непонятым.

Евгений Онегин для многих читателей является наиболее симпатичным персонажем. Изначально, кажется, что он такой же разбалованный повеса, как и все в Петербурге. Он симпатичен, поэтому пользуется спросом у дам, посещает вечера, театры и ведет вольный образ жизни. Но вскоре такая жизнь наскучила Евгению. Именно там встречает он Ленского, убивает его. Его история с Татьяной Лариной не оставляет в душе героя ничего, кроме равнодушия. Только встретив молодую вдову снова, он бросается к ней в колени и молит о любви. Татьяна по долгу совести не отвечает взаимностью, обрекая Евгения Онегина, как и Чацкого на одиночество.

У Печорина же складывается удачная карьера – он офицер армии. Светским человеком он не был и не интересовался так же политикой. Персонаж романа «Герой нашего времени» на протяжении всего произведения остается эгоистичным человеком. Он, не задумываясь, рушит судьбы других людей. Печорина называют младшим братом Онегина. Он также стреляется на дуэли, которая приводит к смерти его товарища. Так же жестоко он обходится с княжной Мэри, точно так же как поступил Онегин с Татьяной. Поступок Печорина можно назвать даже более дерзким и жестоким.

Из всех трех персонажей критики считают деятелем только лишь Чацкого, который был подвержен не только лишь смелыми речами. Еще одна значительное отличие Чацкого от Онегина и Печорина в том, что Александр, полюбив Софью, по-настоящему искренен и старается всеми силами защитить ее от всего злого в мире.

И всё-таки каждому интересно, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов могли создать таких разных, но в тоже время похожих персонажей. Современники считают, что Онегина, Чацкого и Печорина можно назвать «лишними людьми» в их отдельных мирах. Интересен и тот факт, что Пушкин написал роман в стихах, что придает Онегину более романтический образ. Произведение Лермонтова – первый психологический роман, который заставляет читателя глубже проникнуть в суть его натуры. А вот у Грибоедова – трагедия, название которой раскрывает всю суть произведения. Подведя итоги, можно осознать, что все три представителя не нашли место в жизни и были вынуждены стать одинокими и покинутыми.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Олеся и Иван Тимофеевич сравнительная характеристика

    Главные герои повести «Олеся» И. А. Куприна девушка по имени Олеся и приезжий барин Иван Тимофеевич – яркие образы, которые представляют любовь в одном из своих проявлений

  • Перро

    Сочинения по произведениям Перро

  • Анализ произведения Гончарова Обыкновенная история

    Иван Александрович Гончаров является известным русским писателем и литературным критиком. Его произведения известны всему миру и считаются классическими. Особенно выделяются следующие произведения

  • Образ и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок Островского сочинение

    Одной из главных героинь в пьесе Островского «Бедность не порок» представлена красавица Любовь Гордеевна. Любовь богатая девушка, которую пора выдавать замуж.

  • Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова (рассуждение)

    Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова