Cочинение «Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина. Cочинение «Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина Орг

Все эпизоды в поэме «Мертвые души» играют большую роль. Они показывают отношение автора к определенной тематике или проблеме. Так и с эпизодом «Чичиков у Плюшкина». Именно с этого момента появляется авторская позиция по поводу того, что жизнь скоротечна, все черты присущие молодости теряются на жизненном пути.

В этом эпизоде Гоголь показывает становление и изменение Плюшкина. По сравнению с другими героями произведения у Плюшкина было прошлое. Когда-то он был женат, у него были дети. Его бережливостью и умением вести хозяйство, восхищались другие помещики. К нему заезжал сосед, чтобы научиться его мудрой скупости. В глазах Плюшкина виднелся и ум, и опыт.

Однако скупость не привела героя ни к чему хорошему. Он обнищал духовно, а все его мысли были заняты экономией. Примечательным стало описание глаз Плюшкина спустя время. Его маленькие глазки выглядывают из-под бровей, и все время бегают, напоминая мышей, которые всего опасаются и высматривают опасность.

Из-за своей скупости Плюшкин отдалился от своих детей, да и вообще ему не было до них никакого дела. Его, казалось бы, положительное качество «накопительство» сыграло с ним злую шутку, превратив его в человека с «мертвой душой». Этот эпизод закончил повествование о помещиках. Среди всех Плюшкин является самым запущенным случаем. Его скупость как неизлечимая болезнь, все больше и больше уничтожает в нем личность. Гоголь показал в эпизоде, как Плюшкин докатился до такой жизни.

Поэма Мертвые души явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, свихнувшись на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве. Таков Плюшкин. А ведь было вре-когда он только был бережливым хозяином! был женат и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, -- - -хозяйству и мудрой скупости... Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей... перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее... скупее... Бережливость переродилась в скаредность, а некогда богатое поместье в развалившееся хозяйство. Вьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек... Окна в избенках были без стекол... Господский дом глядел каким-то дряхлым инвалидом, только сад, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: баба или мужик. Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель, все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами. Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен.
Встреть его Чичиков в церкви, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но Плюшкин не нищий... У этого помещика была тысяча с лишком душ. В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни, заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок. И все тащил к себе в комнату. Вон уж рыболов Шел на охоту, говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинку бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея, что нельзя обойтись восьмушкой. В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о ничтожности и гадости, до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах которым стремился в юности. Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!"-, но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости. Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла крепостного права делающего из людей рабов мелких страстишек, вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ птицы-тройки, способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. Русь, куда же несешься ты Дай ответ. Не дает ответа.

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Чичиков – главный герой поэмы, он встречается во всех главах. Именно ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами, именно он путешествует по России, встречаясь с самыми разными персонажами и попадая в самые разные ситуации. Характеристика Чичикова...

    У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности....

    Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь - исключительный мастер создавать эпитеты огромной ёмкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее...

Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Герцен назвал это произведение “криком ужаса и стыда”, поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает “мертвыми душами”, потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать. Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает

Внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил “какую-то особенную ветхость”: крыши крестьянских изб – как решето, окна в них – без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший “каким-то дряхлым инвалидом”.

Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась

Жизнь.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет. По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит.

В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого. Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, “рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами”, свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…

Но Плюшкин не всегда был таким: “…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…” Когда же умерла жена, помещик “стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…” Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты. Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости.

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком. Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят.

Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда “все текло живо” и когда он превратился в “прореху на человечестве”. В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено […]...
  2. “Корыстолюбие отнимает у людей Самые заветные чувства – любовь к Отечеству, любовь семейную, любовь к Добродетели и чистоте”. Саллюстий У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, – произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явилась поэма “Мертвые души”. Именно в […]...
  3. Поэма “Мертвые души” отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, […]...
  4. К значению названия поэмы Н. В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания “мертвые души” – числимые только на бумаге крепостные люди. Есть и переносное значение этого выражения – люди с умершей душой, люди бесчувственные, бесчеловечные. Такими “мертвыми душами” можно считать всех помещиков, выведенных на сцену в поэме. Появление помещиков перед читателем имеет […]...
  5. Ах, если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; Пусть истину сокроет ложь: Что ж делать? – Все мы человеки М. Ю. Лермонтов Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, появившаяся в 40-е годы XIX века, раскрыла сатирический талант писателя, поднимающегося в разящем смехе до сарказма Гоголь одним из первых писателей понял великую силу сатиры и использовал […]...
  6. “Ну, баба, кажется, крепколобая…” – подумал Чичиков. Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма […]...
  7. 1. Композиционное построение. 2. Сюжетная линия. 3. “Мертвая” душа Плюшкина. 4. Анализ эпизода. 5. Символический образ “мертвых” душ. Сюжетная композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” построена таким образом, что здесь можно рассмотреть три идейных линии или направления, логически связанных и переплетенных между собой части. Первая раскрывает жизнь помещиков, вторая – городских чиновников, а третья […]...
  8. Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи… Н. В. Гоголь Поэма “Мертвые души” явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха. Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в […]...
  9. Пределом морального падения человека является Плюшкин -“прореха на человечестве”. Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле “мертвая душа”. И к этому выводу последовательно и настойчиво ведет нас Гоголь, с самого начала и до конца главы развивая и углубляя, тему духовной гибели человека. Выразительно описание села Плюшкина с его пришедшей в полную негодность бревенчатой […]...
  10. В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который […]...
  11. Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, которые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто оказываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные. Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что […]...
  12. Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является типичным. В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, […]...
  13. Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее, странное. В таких местах часто бегают мурашки по коже. Анализ 6 главы “Мертвые души” как раз описывает самого Плюшкина. Читателю, в первую очередь, кажется, что […]...
  14. В своей поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь гениально отобразил время и характеры, существующие в помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века, когда старый патриархальный уклад начал трещать по швам, давая место новым, капиталистическим отношениям. В образе Чичикова Гоголь раскрыл характер человека нового типа – дельца-приобретателя, мошенника, готового на все ради сколачивания капитала. Он задумал великолепную […]...
  15. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в “Мертвых душах”. Черты маниакальной скупости сочетаются […]...
  16. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации. Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои – помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от […]...
  17. Среди описаний всех губернских помещиков особое место занимает образ Плюшкина. Складывается впечатление, что именно к этому образу Николай Гоголь подошел с наибольшим любопытством, при этом он рассматривал его весьма критически, что заставляет задуматься об этом образе более тщательно и поискать некоторые подобные образы в реальной жизни. Стоит отметить, что это достаточно интересно. В частности, именно […]...
  18. Образ Плюшкина построен на одной ведущей черте: это – всеохватывающая и опустошающая его страсть-скупость. Отсюда нелюдимость, недоверие к людям, подозрительность. Плюшкин ростояшю находится в состоянии раздражения, готов окрыситься на каждого человека. Он опустился до потери человеческого образа и превратился в “прореху на человечнастве”, Гоголь с неповторимым мастерством: передает все эти черты в языке Плюшкина. Почти […]...
  19. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова […]...
  20. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал “прорехой на человечестве”, причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств. Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, […]...
  21. Господа! В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных произведений. Однако делом всей своей жизни Гоголь считал поэму “Мертвые души”. В ней перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич […]...
  22. “Ну, баба, кажется, крепколобая” подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя ” Мертвые души ” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. […]...
  23. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: “Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, […]...
  24. В знаменитой поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека. Одним из таких выраженных слабостей является скупость и жадность. Эти две черты составляют основу образа Плюшкина. Плюшкин изображается, как запустивший не только себя, но и всю деревню, помещик. Его […]...
  25. Приведите примеры использования в поэме “Мертвые души” портрета, интерьера, пейзажа, автор­ской характеристики с целью создания образов героев. В чем отличие изображения Плюшкина от обрисовки иных персонажей? Образы помещиков в первом томе представлены исключительно в негативном освещении. Пейзаж, портрет, сообщение о состоянии помещичьего и кре­стьянского хозяйства, интерьер, речевая характери­стика, реакция на предложение Чичикова продать “мертвые души” […]...
  26. Галерея “мертвых душ” заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа находим в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой – порождение русской жизни. “В среде всеобщего мотовства и разорения… в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых… человека мнительного и неглупого… невольно должен был охватить страх за свое благополучие. И вот […]...
  27. Гоголевский Чичиков – образ необыкно- венный, наполненный какой-то сверхмагиче- ской силой. Отношение Гоголя к Чичикову – это отношение писателя к России того време- ни. Вопрос, куда идет Россия, – центральный в поэме. На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала […]...
  28. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ПЛЮШКИНА В поэме Гоголя “Мертвые души” представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира “деятельности безделья” Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич. Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей “общественного характера”, как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и […]...
  29. Появление Чичикова у Коробочки происходит ночью, и Чи­чиков не успевает даже толком осмотреться. Однако Гоголь вступает с авторской ремаркой и популярно объясняет, что за помещица была Коробочка. Он сразу характеризирует ее как прижимистую и сверхбережливую, на все постоянно жалующую­ся, но потихоньку набивающую деньгами “пестрядевые мешоч­ки” и хранящую старый хлам “на всякий случай”, который нико­гда не […]...
  30. В июне 1836 года после тяжелых пережи- ваний, вызванных премьерой “Ревизора”, Го- голь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сю- жет “Ревизора”, Гоголю подсказал Пушкин. Первоначальное желание “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно пере- растает в замысел “сочинения полного”, “где было […]...
  31. Прореха на человечестве. Н. Гоголь Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме “Мертвые души” при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Говоря о Ноздреве, Гоголь с издевкой называет его историческим человеком, ибо “ни на одном собрании, […]...
  32. “Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампа с надписью “Мертвые души”, шутник-сатана открыл двери”. Так начинается поэма “Похождения Чичикова” М. А. Булгакова, написанная в годы его литературной молодости. Но в “царство теней” открыл дверь не шутник-сатана, а Н. В. Гоголь, бросив вызов литературным критикам, назвав свое произведение “Мертвые […]...
  33. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику по­мещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Какую роль играет мотив дороги в […]...
  34. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма ” Мертвые души ” одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. Чичиков центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с […]...
  35. ­Чичиков – это беда или надежда России? В поэме “Мертвые души” Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это произведение, автор стремился постичь характер русского народа, с которым связывал все свои мечты на лучшее будущее. Несмотря на то, что он открыто высмеивал пороки современного […]...
  36. Поэма Гоголя “Мертвые души” была напи- сана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталис- тические отношения. В этих условиях и по- явились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из са- мых ярких и интересных героев поэмы. С од- […]...
  37. ” …Не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Собакевичи и все прочие – вот “мертвые души”. А. И. Герцен. Сюжет поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголю дал А. С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь Россию крепостническую. Чичиков, главный герой поэмы, странствует […]...
  38. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по на- стойчивому совету ПушкинА. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Ри- ме, где целиком посвятил себя работе над по- эмой. Ее создание он рассматривал как ис- полнение клятвы, данной им ПушкинУ, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма […]...

Поэма «Мертвые души» — самое значительное произ-ведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и каче-ственно новое явление в русской литературе. Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда», по-скольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает «мерт-выми душами», потерявшими человеческое лицо и способ-ность по-настоящему видеть, слышать, думать. Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наи-более характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость»: крыши кресть-янских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, ис-тлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший «каким-то дряхлым инвалидом». Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет. По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ кре-постных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отврати-тельнее жизнь, которую он влачит. В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каж-дый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого. Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает цен-ности вещей и хранит как величайшие драгоценности ку-сок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя муха-ми», свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, вы-сохший лимон...

Но Плюшкин не всегда был таким: «...было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семья-нин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости...» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее... подозрительнее... ску-пее...» Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик ра-зогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и изба-вился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты. Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезг-ливости. Материал с сайта

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдаш-ней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком. Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дво-ровыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят. Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, соглас-ным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он превратился в «прореху на человечестве». В поис-ках истоков оскудения души и процесса внутреннего опус-тошения гениальный писатель ярко и красноречиво изоб-ражает пагубность крепостного строя и те ужасающие по-следствия, которые он несет обществу в целом и отдель-ным его представителям в частности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • урок чичиков у плюшкина анализ эпизода
  • краткий анализ чичиков и плюшкин
  • аналих эпизода сичиков у плюшкина
  • почему в складах и амбарах у него преет и гниет хлеб
  • помещик плюшкин, потерявший человеческий облик