Погребение иисуса христа. Вскрытая гробница христа ведет к новым открытиям

Благодаря современной библейской археологии, документальным фильмам многие люди заинтересовались земной жизнью Господа, древнехристианскими временами, жизнью апостолов. Люди, знающие о Церкви, о Христе немного, интересуются: если Он воскрес из мертвых, когда же Он умер? И тогда где Его могила?
Мы расскажем, что такое могила Иисуса Христа, храм Гроба Господня и каковы традиции, связанные с ними.

Жизнь Иисуса Христа — смерть и Воскресение в Священном Писании

В действительности, и все христианские конфессии, и научное сообщество считают, что тело Господа покоилось три дня на том месте, где его положили Иосиф Аримафейский и Никодим, ученики. Именно это место и называется могилой Иисуса.
Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.

Накануне смерти Господь созвал учеников на Тайную Вечерю. Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

В этот момент к Нему и подошел Иуда со стражниками, указав им на Господа. Затем Христос был осужден Пилатом по требованию тех же людей, которые недавно любили и приветствовали Его. В день Входа господня в Иерусалим, за несколько дней до суда и Распятия, Он въехал в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу.

И после осуждения на смерть Господь был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста.

Когда же Господь испустил дух, ученики — не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим — попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Во всех Евангелиях рассказывается, что святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос.

Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им. Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

Этот день, Вознесения Господня, празднуется и сегодня на 40-й день после Пасхи, Воскресения Христова.


Погребение у иудеев — как был создан Гроб Господень

Именно потому, что Христос вознесся на небо, о чем говорят все евангелисты, на Земле нет могилы — то есть места, где лежит Его земное тело. Он пребывает на Небе в обоженной (то есть просиявшей благодаря благодати и силе) человеческой плоти. Однако христиане глубоко почитают Гроб Господень, который иногда называется могилой Иисуса — то есть место в саду Никодим, где пребывало тело Господа после крестной смерти.

По традициям иудейского погребения Иосиф и Никодим обернули тело Христа тканью, пропитанной благовониями, и оставили в каменном склепе, высеченном в виде пещеры. Вход в него был закрыт огромным валуном, а затем по просьбе фарисеев Понтий Пилат послал стражников, чтобы они опечатали склеп и охраняли его.

Каждый богатый человек в Иудее имел собственный склеп — обычно семейный. Он представлял собой пещеру, выдолбленную в скале (поскольку Иерусалим находится в гористой местности), где в нишах на каменных ложах лежали покойники ногами на восток (там обычно располагался и вход). То есть гроб представлял собой пещеру в пещере. В свою очередь, покойника не клали в деревянный гроб, а заворачивали в погребальные пелены — чистые и зачастую дорогие ткани, помазывая благовониями (миром), как бы бальзамируя.


Археологи в поисках потерянной могилы Иисуса Христа

Сегодня существует ряд документальных фильмов о земной жизни Христа. Через них популяризируется научный миф о существовании могилы Христа и ее поисках. На самом деле, подобные поиски существуют только для коммерческих съемок. Настоящие археологи, серьезные исследователи не занимаются подобными вещами.

Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы — святые люди по свидетельствам многих — не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.

Популярны, однако, как мы доказали, не имеют под собой почвы, следующие версии «могилы Иисуса»:

    Пещера Святого Семейства — могила Христа и членов Его семьи. Знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон представил миру один из найденных под Иерусалимом семейных склепов как место захоронения Христа (Который, по версии режиссера, остался на Земле и умер обычной смертью), Марии Магдалины как Его жены и их детей. Ясно, что это кощунственный миф, созданный с коммерческой целью.

    Истинная Голгофа — пещера, созданная во времена земной жизни Господа в результате добычи камня, окруженная полями и близкая к Голгофе. Эту пещеру обнаружил в конце 19 века некий Чарльз Гордон, и представил ее как новый Гроб Господень, бывшее захоронение Христа. Доказательств этому также не существует.

    Могила в Японии, в поселке Синго — место, активно интересующее туристов. По версии местных туристических агентов, в начале прошлого века здесь были найдены древние документы (хотя в Японии очень бережно относятся к подобным вещам и вряд ли важные исторические документы могли быть утеряны), по которым Христос даже не был распят на Голгофе, а приехал в Японию, где уже бывал ранее, женился на японке и скончался в Синго. Эта версия напоминает гипотетическую счастливую жизнь Джона Леннона. Доказательств этому нет, кроме некой местной традиции рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля. Однако эта версия могла появиться как раз в начале прошлого века благодаря святителю Николая Японскому — реальному человеку, основателю Японской православной Церкви, приехавшему по благословению Священного Синода из России для проповеди на землях Японии. Святитель совершил много чудес, его почитают в Японии по сей день, а вот о Синго в его трудах ничего не сказано.

    Индия — место захоронения тела Христа, по версии местных легенд оно лежит в склепе Рауза Бал. Как и японцы, индийцы говорят, что Христос спасся от Распятия и под другим именем жил в Индии до старости. Здесь показывают отпечаток израненных ступней похороненного в пещере человека. Однако почему за долгие годы раны на ступнях не заросли — неясно. Да и то, что Христос «выжил» после Голгофы противоречит самой Его миссии, о которой Он говорил, что Ему надлежит умереть за людей.


Гроб Господень в Иерусалиме

И по свидетельствам апостолов, и по исследованиям современных ученых храм Гроба Господня в Иерусалиме — то самое место, где почивало тело Христа до Воскресения.

  • Во время земной жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;
  • Долгое время храм Гроба Господня окружали обширные сады;
  • Пещера имеет характерные для погребальных склепов того времени следы инструментов;
  • Рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями, то есть кладбище.

Таким образом, признаки захоронения тела Христова в Гробе Господнем совпадают с описанными в Евангелии ориентирами.

Над самим местом стоит часовня-Кувуклия и лежит мраморная плита с крестом — ложе размером 2х0,8 метра. Место почитания тела Христова впервые было торжественно обозначено святым равноапостольным Константином Великим.

Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.

Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.

На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа. Приняв христианство в 325-м году, Константин Великий вместе с матерью велел построить над пещерой, о которой христиане говорили, что именно в ней лежало тело Христа, красивейший храм, чтобы увековечить место.

В течение долгих веков храм несколько раз частично разрушался и отстраивался. вновь. После завоевания крестоносцами Палестины на древних руинах, без разрушения святыни, был возведен новый храм. В 19 веке он горел, а затем был отреставрирован.

Сегодня храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из христианских конфессий (католики, православные, протестанты, армяне, копты) имеет свою часть храма и определенное время для совершения богослужений.

Подземная часовня, то есть пещера с каменным ложем — Кувуклия — находится в центре храма. Сама ниша погребения закрыта мраморной плитой с древности — многие паломники старались увезти с собой частичку Гроба Господня, и святыня разрушалась.


Вскрытие Гроба Господня — могилы Иисуса Христа

27 октября 2016 года археологи впервые в истории сняли мраморную плиту, установленную в Кувуклии над Гробом Господним, то есть местом Его захоронения. Мероприятие прошло в рамках реставрации, которая ведётся в храме Воскресения Христова — Гроба Господня.

Руководитель группы учёных Фредрик Хиберт сказал, что под мраморной плитой обнаружилась вторая плита 12 века, а ниже — известняк, оригинальная поверхность, на которую, по преданию, и было положено тело Господа Иисуса Христа.


Благодатный огонь в храме Гроба Господня

Чудо схождения Благодатного огня на Святой Земле происходит в Кувуклии в Великую Субботу накануне Пасхи, его наблюдают тысячи паломников, а трансляцию смотрят христиане по всему миру.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру. Эти факелы состоят из нескольких свечей, называемых Иерусалимскими. Каждая свеча не просто атрибут богослужения — это символ души, горящей пламенем веры и любви к Богу, знак пламенеющий перед Богом молитвы. Многие православные христиане ставят свечу после молитвы, уже не задумываясь о ее символике. Между тем, сама свеча призывает нас к размышлениям о себе и своей душе. Нужно стоять перед Богом, словно свеча, с таким же, как пламя, светлым и горячим сердцем — по крайней мере, стремясь к этому.

Иерусалимская же свеча — духовный дар, и хранится она вместе с домашними святынями. Ее традиционно зажигают в некоторые дни, не во все и по особым поводам.

Есть два вида Иерусалимских свечей

  • Факел, сложенный из 33 свечей, по количеству прожитых Иисусом Христом земных лет; они или связаны нитью, или частично сплавлены между собой. Основной цвет факела — белый, красный, зеленый или желтый, он украшен маленькой иконой Христа и разноцветными полосами.
  • Разноцветные одиночные свечи черного, красного, зеленого, желтого, белого, голубого и фиолетового цветов с длинными фитильками-петлями.

Их следует отличать от подделок — например, по пчелиному воску, из которого они приготовлены.


Как молиться с Иерусалимскими свечами

Если вы не знаете, как и о чем попросить Бога, скажите коротко: «Господи, даруй мне и моей семье все, что полезно нам, благослови нашу жизнь»

Можно также прочитать«Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву «Отче наш» можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

«Видя Воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единственному Безгрешному! Кресту Твоему, поклоняемся, Господи Христе, и Святое Воскресение Твое воспеваем и прославляем! Ты — Бог наш, кроме Тебя других богов не имеем, Имя Твое возвеличиваем! Придите, все верующие люди, поклонимся Святому Христову Воскресению — ведь пришла через Крест Христов радость всему миру! Всегда благословляя Господа, воспеваем Воскресение Его ведь Он Сам распятие претерпел и смертью смерть победил!»

Молятся Господу особо усердно, зажигая Иерусалимские свечи. Обращение к Самому Богу — важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю с Иерусалимскими свечами в любой момент жизни:

  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
  • Молитесь в опасности,
  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
  • прося Господа о помощи в любых бедах и скорбях,
  • молясь об исцелении в болезни,
  • обращаясь к Нему во внезапной опасности,
  • когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
  • благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Также есть особые традиции, связанные с Иерусалимскими свечами, по их благоговейному возжиганию и использованию в праздники.

Да хранит вас Господь наш Иисус Христос Своей благодатью!

Погребение Иисуса Христа

В субботу народ должен был праздновать Пасху и, чтобы не омрачать этот великий праздник, в пятницу вечером люди попросили у Пилата разрешения снять трупы казнённых с крестов и похоронить их.

Понтий Пилат согласился.

Похоронить Христа попросил разрешения у Понтия Пилата один из тайных учеников Иисуса по имени Иосиф.

Пилат не стал возражать, он даже был рад, что нашёлся человек, который не побоялся сделать это доброе дело.

Иосиф вместе с другим тайным учеником Иисуса пришли на Голгофу. Они принесли с собой плащаницу (большую простыню) и кувшин с душистой смесью мирры и алоэ.

Они сняли тело Христа с креста, обмыли его душистой смесью, спеленали полосами льняной ткани и обернули плащаницей, а голову обвязали платком – в общем сделали всё, как нужно было при похоронах.

Недалеко от Голгофы у Иосифа был сад, где он велел сделать в скале пещеру. (Такие пещеры назывались гробами, и в них местные жители хоронили своих близких. Помнишь пещеру, в которой похоронили Лазаря?)

В такую пещеру и принесли тело Иисуса.

Иосиф и его друг похоронили Христа. Вместе с ними в похоронах участвовали женщины, которые оплакивали своего Спасителя.

Они смотрели, как хоронят Иисуса, плакали и радовались, что есть люди, которые его чтут, любят и не забыли после смерти.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Погребение Господа Иисуса Христа (Мф. 27:57-66; Марк. 15:42-47; Лук. 23:50-56; Иоан. 19:38-42). О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем каждый сообщает свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

57. Погребение Иисуса Христа 57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Мк. 15:42, 43; Лк. 23:50, 51; Ин. 19:38). У Иоанна (19:31-37) перед тем рассказывается о перебитии голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Глава 7 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. СОШЕСТВИЕ В АД. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОСКРЕСЕНИИ Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. - Ред.) и отвалении ангелом камня от входа

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Погребение Господа Иисуса Христа У Иисуса Христа был ученик, по имени Иосиф, из города Аримафеи, член синедриона. Он отправился к Пилату и попросил позволения взять тело Господа.Пилат разрешил, и Иосиф вместе с Никодимом, тоже учеником Христа и тоже членом синедриона,

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Погребение Иисуса Христа В субботу народ должен был праздновать Пасху и, чтобы не омрачать этот великий праздник, в пятницу вечером люди попросили у Пилата разрешения снять трупы казнённых с крестов и похоронить их.Понтий Пилат согласился.Похоронить Христа попросил

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

57. Погребение Иисуса Христа. 57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;(Мк. 15:42, 43; Лк. 23:50, 51; Ин. 19:38). У Иоанна (19:31-37) перед тем рассказывается о перебитии голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса

Из книги автора

XXIX Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа Распятие было самым ужасным и позорным видом смертной казни в древности, – настолько позорным, что само название его, как говорит Цицерон, «никогда бы не должно приближаться к мыслям, глазам или ушам

О том, где похоронен Иисус, спрашивают редко. Альтернативная версия его жизни предполагает, что он пережил распятие, бежал в Азию, где он поселился и продолжал проповедовать. Эту гипотезу должно подтверждать наличие в столице индийских штатов Кашмира и Джамму Сринагаре могилы мудреца по имени Юз Асаф (Yuz Аsaf), а также легенды о "пророке из сынов Израилевых", который проживал в этом регионе.

С точки зрения Церкви, могила Иисуса – это то место, в котором Иосиф из Аримафеи и Никодим возложили его тело. После двух дней была обнаружена пропажа. Но, как выяснилось, Христос воскрес и еще на протяжении 40 дней пребывал среди своих учеников, чьи свидетельства Церковь признает, как исторические факты, подтверждающие воскресение. По истечении этого срока, согласно Евангелиям от Луки и Марка, Иисус с апостолами пошли на гору Елеонскую, где произошло его восхождение. "Подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо", – говорит святой Лука. Таким образом, Иисус попрощался с миром, не оставив бренные останки.

Однако в эпоху просвещения Библию и описанные в ней события начали критиковать. Генрих Паулюс (1761–1851), немецкий рационалистический теолог, был сторонником гипотезы, что Иисус не умер на кресте, но впал в кому, из которой в недолгом времени пробудился. Эрнест Ренан (1823–1892), французский историк, своей книгой "жизнь Иисуса" (1863) вызвал волну возмущений и негодований. В ней он поведал миру, что чудесные действия вокруг Христа лишь миф.

Эти концепции заложили основу для современного видения Иисуса, как исторической личности. Вопрос о том, что с ним произошло после окончания деятельности на Святой Земле, продолжает являться своего рода табу. Исследователи неохотно принимают попытки ответить на него, поскольку не хотят конфликта с церковью и верующими. Однако следует признать, поскольку Иисус был человеком, его останки не могли исчезнуть просто так. Даже если он умер на кресте, его тело должно быть самой святой реликвией для последователей. Их отсутствие может означать, что Иисус пережил распятие и, возможно, ушел на Восток. И именно там следует искать его могилу.

Теория о том, что Иисус был в Индии, состоит из двух составляющих. Одна из них вращается вокруг таинственного Роза-Бал в Сринагаре, столице Кашмира. Хоть название местности может ассоциироваться с экзотикой и богатством, времена ее расцвета давно позади. Внешний вид мавзолея Роза-Бал отражает этот факт. Скромное здание с белыми стенами, прилегающее к мусульманскому кладбищу, скрывает останки легендарного мудреца, называемого местными жителями Юз Асаф, более известного как Иисус Христос.

Внутри Роза-Бал (дословно "Место мертвых") находится, защищенная деревянной конструкцией, гробница доисламского периода. Идентифицировать личность Юз Асафа призваны вырезанные в камне изображения раненных ног или, как считают некоторые, пробитых гвоздями. О самом мудреце известно мало. Первая информация о нем в письменных источниках появилась в восемнадцатом веке. Интересное упоминание имеется в судебных записях 1770 года. Они касаются дела о праве содержания гробницы под стражей.

"Юз Асаф пришел в долину во время правления Раджа Гопадатти (Raja Gopadatty) […] Был скромным и святым, и, хоть был из царского рода, отказался от всех земных удовольствий. Все время проводил в молитвах и медитации. Для народа Кашмира, который чтил идолов […] стал пророком, который до смерти проповедовал единство Бога. Юз Асаф был похоронен в Кханьяре (Chanjar) на берегу реки, в месте ныне известном, как Роза-Бал. В 871 году эпохи мусульманской там похоронен также Саид Насир-уд-Дин, потомок имама Мусы, который покоится рядом с Юз Асафом", – говорит источник.

Популяризатором идеи, что мавзолей Роза-Бал это место упокоения Иисуса Христа, был Мирза Гулам Ахмад (1835–1908), религиозный реформатор (большинством мусульман считается еретиком) и основатель сообщества Ахмадия, цель которого помощь развитию мирных исламских ценностей. В 1898 году он опубликовала книгу "Masih Hindustan Mein" (в Европе известна, как "Иисус в Индии"), в которой утверждал, что Христос, после ухода из Иудеи, подался через Персию и Афганистан в Индию.

Вывод Мирзы Гулама Ахмада основывался на анализе устных и письменных пересказов, которые указывали на то, что Юз Асаф не кто иной, как Исса, то есть Иисус в трактовке Корана. Верили в это и многие жители Сринагара. Согласно книге основателя Ахмадии, Христос следовал на Восток, чтобы искать там потерянных потомков колен Израилевых.

Бесспорно, что в Роза-Бал действительно похоронен какой-то святой человек. Проблема в том, что, по мнению ученых, в сознании местного населения информация об истории этого места может быть немного запутана. Имя Юз Асаф может исходить от Буд Асаф (Budasaf) или Юд Асаф (Yudasaf), так называли исламисты Будду (эти слова происходят от санскритского "boddhisatva"). Следует иметь ввиду, что Кашмир изначально был буддистским, а в ходе исламизации (период Султаната 14-16 век н.э.) большинство храмов были превращены в мечети.


Тем не менее, Роза-Бал и легенды не единственные следы присутствия в Кашмире человека, который мог бы быть Иисусом. Есть еще надпись с потолка храма Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона) на озере Дал в Сринагаре, в которой говорится: "Колоны создал Бихишти Заргар, в год 54. Кваджа Рукун, сын Мурджан, построил эти колонны. В это время Юз Асаф объявил о своей пророческой миссии, в год 54. Он Иисус, пророк сынов Израиля".

Англоязычная литература, которая повторяет содержимое надписи, не определяет, как это имя звучало в оригинале. Если информация правдивая, то имя не может быть "Иисус", ведь это греческое производное имени, изначально оно звучало "Иешуа". Так же под вопросом и заявленная дата, поскольку неизвестно применяемое летоисчисление и возраст колонн. Ссылки на легенды о путешествующем Иисусе также сохранились в средневековых исламских летописях. В книге 15 века "Раузат Ас-Сафа" (Rauzat as-safa), описывающей жизнь царей и пророков, упоминается о нем в следующих словах: "Он был великий путешественник. Из своей страны он прибыл с несколькими учениками в Насибаин (Nasibain). И послал он их в город, чтобы учили они".

Вторая часть теории пребывания Иисуса в Индии связана с периодом, так называемых, недостающих лет его жизни, когда, согласно писаниям Св. Луки, "Иисус набирался мудрости" (хотя Евангелия не указывает где и как). В 1887 году во время поездки в гималайский Ладакх, называемый "маленьким Тибетом", Николай Нотович (1858-?), российский журналист, офицер и исследователь, узнал некоторые подробности. В монастыре Химис он наткнулся на рукопись о жизни Святого Иссы, который ему показался удивительно похожим на Иисуса.

"Когда достиг он 13 лет, то есть возраста, в котором израильтяне женили мальчиков, убогий дом его родителей стал местом встреч богатых и знаменитых людей, которые стремились сделать молодого Иссу своим зятем. Тогда он тайно ушел из дома, вышел из Иерусалима и с караванными купцами отправился в далекую страну Синд, дабы улучшить знания слов и изучать законы Великого Будды. Брахманы и кшатрии, которые слушали речи Иссы, обращенные к шудрам, решили его убить. Но один из шудр предупредил Иссу, и он оставил Джаганнатху и убежал в горы", - повествует рукопись, найденная в Химисе. Она также описывает возращение сына Божьего на родину, его деятельность в Израиле и смерть на кресте. "Когда солнце зашло, закончились мучения Иссы. Потерял он сознание, его душа освободилась от тела и воссоединилась с Богом".

Не менее спорная тема и предмет поиска Юз Асафа. Он пошел искать потомков, так называемых, 10 потерянных колен Израиля. С карты они исчезли, когда их страну оккупировали ассирийцы. На Ближнем Востоке и Индийском полуострове действительно существуют этнические группы и общины, традиции которых относятся к истории потерянных племен. Наиболее известными являются афганские пуштуны и Бней-Исраэль, сообщество индусов, которые признают себя потомками израильтян. Несмотря на годы изоляции, сохранились многочисленные еврейские традиции.

А может Иисус на самом деле пережил распятие и бежал в страну, где он мог рассчитывать на более радушное принятие, нежели у себя на родине? Идеи Мирзы Ахмада и Нотовича продолжает сегодня доктор Фида Хаснаин (Fida Hassnain), автор многих публикаций о тайной жизни Иисуса. Этим идеям трудно прорваться через барьер религиозной догмы и пассивности научного сообщества. Если в фольклоре Кашмира действительно существуют упоминания фигуры Христа, их не мешало бы изучить хотя бы в контексте религиозных исследований.

Точное место захоронения тела Иисуса волнует умы христиан уже несколько тысячелетий. За это время выдвигалось множество ошибочных версий, и проводилась масса археологических раскопок в пределах Иерусалима, целью которых была могила Иисуса Христа. Несмотря на то что на сегодняшний момент мировое научное сообщество склоняется в пользу официальной версии, согласно которой захоронение расположено в храме Гроба Господня, доказать это пока еще не удалось. Давайте попробуем выяснить, где находится могила Иисуса Христа на самом деле?

Священное Писание: источник информации о захоронении

Для многих людей непонятно само понимание термина "могила Иисуса Христа", ведь согласно Священному Писанию, Он вознесся на небеса через сорок дней после своей земной кончины на Голгофе. Что же тогда ищут паломники и археологи уже несколько веков? О какой святыне они говорят?

На самом деле могила Иисуса Христа в Иерусалиме - это то место, куда по тексту Нового завета Иосиф из Аримофеи и Никодим перенесли тело Спасителя после распятия. Они обернули его тканью, пропитанной благовониями, и оставили в пещерном склепе, вход в который закрыли огромным валуном.

Именно из этой пещеры тело Христа исчезло на третий день, а ее местоположение описано как склеп в саду недалеко от Голгофы за пределами города.

Древние традиции захоронения иудеев: как это происходило?

В поисках могилы Христа археологи изучили множество различных захоронений иудеев и четко понимали, каким образом происходил данный обряд в интересующие их времена. Каждый знатный иудей имел собственный семейный склеп, где находили покой несколько поколений одной фамилии. Традиционно он представлял собой пещеру, где в выдолбленные ниши укладывались покойники. Согласно обычаям их клали на каменное ложе ногами на восток, что обычно соответствовало входу в пещеру. Стоит отметить, что большинство пещер являются рукотворными, они оставались после добычи камня, применяемого для строительства городов. На стенах таких пещер просматриваются четкие следы от инструментов рабочих. Именно таким образом должна выглядеть могила Иисуса Христа, которую до сих пор безрезультатно ищут археологи и ученые всего мира. Это находка может стать самой важной и значимой святыней христианства, которая будет служить самым явным доказательством правдивости текста Библии.

Ученые не зря так скрупулезно изучали места захоронений иудеев, ведь таким образом можно точно определить историческое соответствие предполагаемой могилы Христа традициям определенного времени. За несколько столетий была обнаружена масса могил, из которых делали сенсацию, объявляя о том, что нашли то самое захоронение Спасителя, описанное в Новом Завете. Но после беглого изучения становилось понятно, что все это являлось весьма грубой подделкой, так называемым новоделом, созданным только для того, чтобы вызвать общественный интерес. Стоить отметить, что работу ученых осложняет большое количество старинных склепов в пределах Иерусалима, каждый из которых может претендовать на звание святыни.

Где могила Иисуса Христа: варианты и предположения

В последнем столетии интерес к могиле Христа заметно усилился, это связывают с развитием технологий, которые практически с точностью до одного года могут определить возраст тех или иных предметов. Несмотря на это, уже много десятилетий на место главной христианской святыни претендуют пять найденных захоронений. Не все из них располагаются в Иерусалиме, что весьма удивительно для христиан. О каждом из предположительных захоронений мы расскажем максимально подробно.

Пещера Святого Семейства

Тридцать семь лет назад при строительстве одного из домов в Иерусалиме рабочие обнаружили большой склеп, в котором располагалось десять могил. На шести из надгробных плит были надписи с именами усопших. Одну из женщин звали Мария Магдалина. Этим захоронением заинтересовался знаменитый режиссер Джеймс Камерон, который собрал группу профессионалов и принялся изучать захоронение. Собрав необходимую информацию, они пришли к выводу, что найденный склеп является местом захоронения Иисуса Христа и его семьи. Но данную версию официальное научное сообщество не приняло, хотя она получила довольно широкое распространение в обществе.

Истинная Голгофа

Это место известно как альтернативная могила Иисуса Христа. Стоит отметить, что оно по многим параметрам соответствует описаниям, данным в Новом Завете. Найденная пещера в первом веке от Рождества Христова находилась именно за стенами Иерусалима и образовалась в результате добычи камня. В то время она была окружена сельскохозяйственными угодьями и располагалась в предельной близости к Голгофе. Обнаружил пещеру в конце девятнадцатого века Чарльз Гордон, абсолютно уверенный в том, что раскрыл тайну захоронения Христа.

Могила в Японии

Японский поселок Синго уже много лет привлекает к себе толпы туристов, ведь по одной из версий, именно здесь прожил свою жизнь Иисус Христос и в этой земле похоронен после смерти.

Как бы ни была невероятна данная версия, но она вполне имеет право на существование. Ведь в начале прошлого века в Японии нашли древние документы, согласно которым Христос не был распят на Голгофе, а исполнив свою миссию, приехал в Японию, где уже был ранее. Он женился на местной девушке и счастливо прожил до седых волос на этих землях.

В качестве доказательств жители деревни приводят традицию рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля, а на кимоно довольно часто изображается звезда Давида.

Индия - место захоронения Христа

Если вы окажетесь в Индии, то вам наверняка покажут могилу Иисуса Христа. Не удивляйтесь, но индийцы уверены, что Спаситель покоится в склепе Рауза Бал. Об этом месте они могут рассказывать бесконечно.

Здесь уверены, что Христос спасся после Голгофы и приехал в Индию, взяв иное имя. Здесь он прожил до старости и похоронен в Рауза Бал. Трудно утверждать, насколько правдива эта версия, но у нее есть немало защитников. Дело в том, что склеп, вопреки мусульманским традициям, ориентирован на восток. Это полностью соответствует еврейским ритуалам, к тому же существует отпечаток израненных ступней человека, похороненного здесь. Они совпадают с описанием ран Христа, полученных на кресте, к тому же они повторяют рисунок на Туринской плащанице.

Христианская святыня в Иерусалиме

Эта версия является официальной и заслуживающей пристального изучения. Именно в Иерусалим, в Старый город приезжают миллионы паломников со всего мира, которые хотят немного приблизиться к святыне. Ведь считается, что храм Гроба Господня выстроен именно над той пещерой, где был захоронен Христос. Его предположительная могила закрыта мраморной плитой уже несколько сотен лет. Недавно ученые открыли могилу Иисуса Христа, чтобы собрать необходимую информацию, которая поможет определить подлинность захоронения и, наконец, раскрыть эту многовековую тайну.

Храм Гроба Господня: место христианского паломничества

Сегодняшний храм, который известен практически каждому христианину в мире, на самом деле далеко не первое строение на данном месте. Историки утверждают, что римский император Константин, приняв христианство в 325-м году, приказал построить над пещерами красивейший храм, чтобы увековечить это место в веках. Практически в течение семисот лет храм несколько раз полностью разрушался и отстраивался вновь, но приход крестоносцев в начале второго тысячелетия на земли Палестины открыл новую страницу в истории храма.

Через сто лет на развалинах старинных сооружений была возведена новая церковь, простоявшая вплоть до девятнадцатого века, когда ее практически полностью уничтожил страшный пожар. Сейчас на данном месте стоит храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из шести конфессий имеет свою часть храма и определенное время для служения.

Над предполагаемым местом захоронения тела Иисуса возведено специальное сооружение - Кувуклия. А сама ниша закрыта Это сделано с целью сохранения святыни, ведь она сделана из известняка, и паломники часто увозили с собой частичку Гроба Господня.

Несмотря на то что храм считается христианской святыней, ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос, действительно ли храм выстроен вокруг склепа Иисуса Христа. Как доказать или опровергнуть сей факт?

В поисках могилы Христа: изучение храма Гроба Господня

В начале двадцатого века ученые проводили реставрационные работы в храме Гроба Господня и обнаружили остатки древних сооружений, которые полностью совпадают с описанием строения первого тысячелетия нашей эры. Это в очередной раз всколыхнуло интерес к месту захоронения Христа, и в храме начались серьезные исследовательские работы.

Один из ученых, Мартин Биддл, тщательно обследовал храм в течение нескольких лет и пришел к выводу, что предположительное место захоронения тела Иисуса вполне может оказаться настоящим. Об этом свидетельствует несколько фактов:

  • во время жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;
  • совсем рядом с пещерой и храмом располагались обширные сады;
  • пещера имеет характерные следы инструментов;
  • помимо предполагаемой могилы Иисуса, рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями (а это значит, что на данном месте располагалось кладбище);
  • все признаки захоронения полностью совпадают с описанными в Новом Завете ориентирами.

Ученые очень долго говорили о том, что вскрытие могилы Иисуса Христа поможет получить недостающую информацию о предполагаемом захоронении. Ведь буквально с шестнадцатого века никто не видел самой могилы, закрытой огромной мраморной плитой. По всей длине плиту пересекает глубокая трещина, о ее появлении существует давняя легенда. Считается, что мусульмане хотели забрать ее на украшение новой мечети, но в тот момент, когда они подошли к ней, плита с грохотом треснула. Это было воспринято как знамение, и пришедшие в храм отступили. С этого момента о том, что может быть вскрыта могила Иисуса Христа, никто даже не упоминал вплоть до недавнего момента. В октябре прошлого года произошло знаменательное событие, которое, как считают ученые, может изменить ход истории.

В конце октября 2016 года было принято беспрецедентное решение о поднятии мраморной плиты, закрывающей каменное ложе, куда предположительно было опущено тело Христа после распятия. Впервые за пять столетий была вскрыта могила Иисуса Христа на шестьдесят часов. Что увидели там ученые? И какие выводы ими были сделаны?

Стоит отметить, что, подняв мраморную плиту, ученые нашли большое количество камней, заполняющих ложе. Работа продолжалась несколько часов без остановки, и тяжелый труд был вознагражден - перед глазами археологов и реставраторов возникла вторая мраморная плита с вырезанным крестом. Под ней оказалось каменное ложе из известняка, практически не затронутое временем. Этот факт поразил ученых, ведь это доказывает, что могила находилась здесь несколько столетий, а над ней менял свое очертание древний храм. Спустя отведенный срок археологи вновь закрыли гробницу, проведя сбор всех необходимых данных. Планируется, что реставрационные работы в Кувуклии будут проводиться вплоть до Пасхи 2017 года.

После этого полученные данные подвергнутся многосторонней обработке и только потом будут предъявлены мировой общественности. Но уже сейчас ученые утверждают, что у них нет иного объекта, который настолько совпал бы с описанием захоронения по всем параметрам. Они надеются разгадать таинственные надписи на стенах пещерных склепов около храма, ведь многие видят именно в них указание на могилу Христа.

Возможно, уже в апреле сего года ученые заявят о результатах своих первых исследований. И человечество наконец откроет тайну захоронения тела Иисуса Христа.

    Великая Суббота. В этот день воспоминают телесное погребение Христа - Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Погребение - Традиционные военные похороны Морские похороны Пакистан Похороны обряд по … Википедия

    Погребение графа Оргаса - … Википедия

    ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ - по обряду Православной Церкви, тело умершего мирянина омывается, тело священника обтирается губкой, напитанной елеем, а тело монаха водой. Затем умершего одевают в чистые, если возможно, новые одежды и полагают в «саван» (белый покров), в знак… … Русская история

    Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умерший одевается в чистые одежды,… … Православный энциклопедический словарь

    Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды,… … Православие. Словарь-справочник

    Сошествие Христа в ад - (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую… … Википедия

    Воскресение Иисуса Христа - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскр … Википедия

    Искушение Христа - «Искушение Христа» (Хуан де Фландес, XVI век) Искуше … Википедия

    Воскресение Христа - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства. Содержание 1 Пророчеств … Википедия

Книги

  • Путь Христов , . Книга «Путь Христов» - это подробное описание земной жизни Спасителя, от Его рождения в Вифлееме и до крестной Голгофы. Впервые выпущена в свет в 1903 году в качествеприложения к журналу… Купить за 511 руб
  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин…