Презентация на тему венецианская школа живописи. Конспект урока МХК "Венецианская школа живописи

Обучающийся 10 класса С.Монько

Презентация об искусстве эпохи Возрождения содержит иснформацию и слайды по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности искусства эпохи Возрождения Презентацию выполнил ученик 10 класса МОУ СОШ №2 Монько Станислав

Эпоха Возрождения (Ренессанс) Ренессанс – с французского «Возрождение» Возрождение античности Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке

Идеи эпохи возрождения: Гуманизм (гуманистический идеал личности свободной, развитой, способной к самосовершенствованию) Идея национального искусства Утопия (образ идеального мира)

Великий античный опыт философии и искусства возрождён, и прежде всего- мысль о том, что «человек есть мера всех вещей». Эпоха Возрождения литература живопись архитектура

Литература эпохи Возрождения Главные представители эпохи Возрождения в литературе: Данте Алигьери Франческо Петрарка Уильям Шекспир Мигель де Сервантес

Развитие жанров в эпоху Возрождения Раннее: Среднее: Позднее: сонет роман эссе новелла драма

Данте Алигьери (1265 – 1321) Итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (издана в 1472) в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай»)

Франческо Петрарка (1304 – 1374) Итальянский поэт, гуманист, исследователь древности. Петрарка является родоначальником гуманистической культуры эпохи Возрождения, наряду с Данте - создателем итальянского литературного языка. Франческо Петрарка является создателем сонетов.

Афоризмы и цитаты Франческо Петрарки Уметь высказать, насколько любишь, значит мало любить. У кого много пороков, у того много и повелителей. Добиваться власти для спокойствия и безопасности значит взбираться на вулкан, для того чтобы укрыться от бури.

Уильям Шекспир (1564 – 1616) Английский драматург, поэт эпохи Возрождения.

Жанры произведений Шекспира: Хроники(«Ричард II ») Комедии(«Укрощение строптивой») Трагедии(«Ромео и Джульетта») Трагикомедии(«Перикл, князь Тирский»)

Мигель де Сервантес(1547- 1616) Величайший писатель Испании. Автор одного из первых романов в современном понимании «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Живопись эпохи Возрождения Главные представители живописи эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи Вечеллио Тициан Альбрехт Дюрер

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения.

Знаменитые работы Леонардо да Винчи «Джоконда» «Дама с горностаем»

Вечеллио Тициан (1485 – 1576) "Королём живописцев и живописцем королей" называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи. Его искусство - самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения.

Знаменитые работы Тициана Вечеллио «Кающаяся Мария «Флора» Магдалина»

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) Немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Знаменитые работы Альбрехта Дюрера «Молодая венецианская «Мадонна с ребёнком» женщина»

Архитектура эпохи Возрождения

Особенности архитектуры Архитектура возрождения выросла в борьбе со старой готической архитектурой. Главные принципы: симметрия планов и композиций зданий и равномерное распределение, размещение на равных интервалах друг от друга всех элементов фасада. Интернетресурсы: 1.Википедия; 2. http://smallbay.ru/renessitaly.html

Презентация «Искусство Венеции » поможет учителю мировой художественной культуры или истории проиллюстрировать рассказ о творчестве выдающихся венецианских живописцев: Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто, которое отличается от искусства , и особым отношением к природе и живописной технике.

Искусство Венеции

Презентация, посвящённая искусству Венеции , содержит около восьмидесяти слайдов и рассчитана на использование отдельными частями. Каждая из этих частей посвящена творчеству одного из выдающихся венецианских живописцев. Я не случайно называю этих художников живописцами. Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть – это особое отношение художников венецианского Возрождения к живописи . В отличие от Леонардо, Рафаэля и Микеланджело венецианские художники практически отказались от рисунка как основы произведения и краски стали для них основным средством создания образа. Не светотень, а именно различные оттенки цвета создают объём на их полотнах.

Джорджоне

Венецианских живописцев также отличает особое отношение к природе , которая перестаёт быть только фоном. Пейзаж играет особую, очень важную роль в большинстве их творений. В подтверждение можно привести одно из самых загадочных и до сих пор не прочтённых живописных произведений Джорджоне «Грозу». Главным героем этого полотна можно смело назвать именно природу.

«Пространство «Грозы» не менее глубоко, чем перспектива у Рафаэля, но его развитие не поставлено в зависимость от изображённой в ней «истории», а дано во всей полноте и одномоментности. Таким мгновением является здесь вспышка молнии, предшествующая грозе, и, хотя картина написана на библейскую и философскую тему …, её лейтмотивом остаётся природа. … Без этих двух фигур пейзаж потускнел бы, утратил своё значение … ибо природа раскрывает свои тайны лишь в процессе накопления опыта и его истолкования человеком. Именно эта глубокая, жизненная, иррациональная связь между природой и человечеством и составляет поэтику Джорджоне …»

Джулио Карло Арган. История итальянского искусства

Тициан

Интересно было прочитать описание процесса работы над живописным творением Тициана , которое приводит Дмитриева Н.А. в «Краткой истории искусств». Ученики художника вспоминают, как мастер не используя подмалёвка, накладывал на холст густой слой краски и сильными ударами кисти создавал рельеф будущих фигур. Краска уподоблялась пластичной глине. Тициан «лепил» фигуры цветом. Последние штрихи мастер наносил лёгкими ударами пальцев, втирая один тон в другой.

Веронезе

Наиболее типичным художником праздничной Венеции можно смело назвать Веронезе .

«Он был живописец, и только живописец, – зато уж живописец до мозга костей, лев живописи, бурно талантливый и простодушный в своём искусстве тем великолепным простодушием, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее»

Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств»

Веронезе создавал огромные полотна с сотнями нарядно одетых, веселящихся венецианцев. По его картинам можно изучать модные тенденции Венеции 16 века. Героев библейских и античных мифов Веронезе одевал в роскошные наряды, в которых он видел своих современников. Интересно сравнить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Пир в доме Левия», (который вначале также назывался «Тайной вечерей»). После серьёзного «разговора» с инквизиторами художник изменил название своего творения, не пожелав вносить никаких изменений в содержание картины.

Тинторетто

Последним великим художником итальянского Ренессанса был Тинторетто . Его работы предвосхищают творчество мастеров барокко. Они наполнены экспрессией и динамизмом. Его герои находятся в стремительном движении, фигуры написаны в удивительных ракурсах. Композиция часто строится по диагонали, что всегда создаёт эффект движения. Павел Муратов в «Образах Италии» посвящает Тинторетто особую главу, в которой признаётся в любви к художнику и к его творениям.

  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.:Искусство, 1988
  • Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Республика, 1994
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004

Завершить разговор об итальянском Возрождении хочу интересным видео. У Венди Беккет свой оригинальный взгляд на искусство живописи.

Удачи!


Джорджоне, (1477–1510) "Юдифь", Эрмитаж "Спящая Венера» 1507г. Главную роль в творчестве Джорджоне играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Джорджоне считают родоначальником станковой живописи. Его манера оказала воздействие на живопись венецианской школы, получила развитие у его ученика Тициана.


Сельский концерт


Джорджоне. Гроза.Около


Тициан Вечеллио (1476/77годы–1576) В основе колорита Тициана - Золотистая цветовая гамма, которая строится на тонких оттенках цветов. Кого современники называли «живописцем королей и королём живописцев» и почему? "Венера Урбинская", 1538 г.


Мифологические сцены для "комнаты гипсовых отливок" Альфонсо д"Эсте в Кастелло (Феррара). Вакх и Ариадна


Вознесение Богоматери (Ассунта)




"Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг. «Портрет Карла V» КОЛОРИТ – гармония различных цветов картины.


Маньеризм (от maniera – прием, манера), течение, отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. -динамичная композиция, -подчеркнутая экспрессия декора, -стремление к сценическим эффектам. Маньеризм предопределил рождение стиля барокко. Якопо Тинторетто ()


Битва архангела Михаила с сатаной Вторая половина 16 века Тинторетто, Якопо [


Веронезе, Паоло





Умение гармонично связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, пронизанных чувством растворения в природе, отмеченных классической ясностью форм и общей композиции Капра или "Ротонда" близ Виченцы; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо,1560–1570 гг. Самая знаменитая вилла "Ротонда" – первое центрально-купольное здание светского назначения.

Подобные документы

    Искусство живописи и его место в ряду других искусств. Виды живописи и ее выразительные средства, основные виды переживания, вызываемые живописными произведениями. Основные виды техники живописи и характеристика ее жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.

    реферат, добавлен 18.11.2014

    Живопись как отрасль христианского искусства, ее значение. Особенности византийской, готической живописи и достопримечательностей в Украине. Специфика монументального вида. Отличительные черты стиля барокко, рокко и классичности в украинской культуре.

    реферат, добавлен 14.02.2010

    Изобразительные и выразительные возможности живописи. Особенность процесса создания живописной композиции. Характеристика основных материалов искусства. Сущность художественно-выразительных средств. Анализ цветового и светового контрастов в художестве.

    реферат, добавлен 18.04.2015

    Значение гендерно-сенситивного компонента в структуре художественного образа. Изучение образов жанровой и портретной живописи в контексте гендерносенситивной окрашенности, специфика типологии сюжетов и мотивов, которые господствовали в русской живописи.

    статья, добавлен 01.12.2018

    Характерные черты творчества импрессионистов, их открытия в живописи, значение данного направления для дальнейшего развития искусства. Влияние японской гравюры и фотографии в отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства.

    реферат, добавлен 22.01.2014

    Этапы и особенности итальянского Возрождения. Творчество Л. де Винчи и Рафаэля Санти. Венецианская и падуанская школы живописи. Наука и искусство, архитектура в период Кватроченто. Особенности поздних работ Тициана. Тип женской красоты Боттичелли.

    шпаргалка, добавлен 08.11.2012

    Караваджо - один из первых художников, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ "мертвой натуры". Обеспечение смысловой и эмоциональной выразительности произведения - важнейшая функция цвета в живописи.

    курсовая работа, добавлен 23.11.2017

    Изучение коммуникативности искусства в связи с категориями пространства. Связь природы художества с пространственностью. Развитие живописи и изменения понимания художественного пространства и его составляющих ввиду перемен в мировоззрении эпохи.

    статья, добавлен 26.11.2018

    Основные вехи жизни Тициана (Тициано Вечеллио) известного итальянского живописца эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Ранний период творчества художника. Специфика реалистических возможностей в его живописи. Поздние мифологические полотна Тициана.

    курсовая работа, добавлен 09.11.2017

    Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности. Развитие романтизма в живописи. Колорит и освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка и фактуры. Мгновенность образа в живописи. Полифоничность художественного образа.

Конспект.

Цель урока: проследить, как меняются образы и художественные средства их воплощения в связи с изменением картины мира при переходе от Высокого Возрождения к Позднему.

Ход урока:

Слайд 1. Запись темы урока в тетрадь.

Слайд 2. Знакомство обучающихся с целями урока.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

Именно художникам венецианской школы удалось добиться максимальной выразительности в живописи.

Слайд 3. План:

    Характеристика венецианской школы.

    Живопись Тициана – «золотой век» венецианской школы.

    Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Слайд 4. Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. «Жемчужина Адриатики» – причудливо-живописный город с каналами и мраморными дворцами, раскинувшийся на 119 островах среди вод Венецианского залива, – была столицей могущественной торговой республики, державшей в своих руках всю торговлю между Европой и странами Востока. Это стало основой процветания и политического влияния Венеции, включавшей в свои владения часть Северной Италии, Адриатическое побережье Балканского полуострова, заморские территории. Она была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.

Слайд 5. В отличии от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV века доминировала живопись. В творчестве Джорджоне и Тициана произошел переход к станковой живописи.

Станковая жи́вопись - один из родов живописи , произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись , созданная на станке (мольберте).

Слайд 6. Причины перехода к станковой живописи:

    Фреска плохо сохранялась во влажном климате Венеции

    Рост светской тематики и расширение круга объектов в живописи

Результат:

Слайд 7.

Интерес в первую очередь к человеку.

Предпочтение рисунку, выразительность пластики.

Идеал красоты - Давид

Интерес к человеку, его окружению, к миру природы, прославляющего радости бытия:

    Яркий колорит, многокрасочность

    Стихия чувств и эмоций

    Роскошные формы, богатство интерьеров

    Градация светотеневых переходов

    Гармония

    Освоение масляной живописи

Идеал красоты – Венера – античная богиня любви и красоты.

Слайд 8. 2. Живопись Тициана – «золотой век» венецианской школы.

Испанский художник XVII в. Диего Веласкес писал: «В Венеции - все совершенство красоты! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан».

Тициан Вечелли (1476/77-1576) родом из городка Кадоре в предгорьях Доломитовых Альп. Учился художник у Джованни Беллини. В 1507 г.

Тициан поступил в мастерскую Джорджоне, который поручал Тициану завершение своих работ. После смерти Джорджоне Тициан закончил некоторые его работы и принял ряд его заказов, открыл свою мастерскую.

Слайд 9. Тициан в это время любит здоровые, чувственные образы, использует звучные, глубокие краски. Тициан развивает реформу живописи, начало которой положил Джорджоне: художник отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. На первоначальный слой, сразу по его высыхании, он накладывал более или менее плотные, но текучие мазки, смешанные с прозрачными и блестящими лаками, заканчивая картину усилением наиболее ярких тонов и теней мазками, приобретающими почти корпусный характер. Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, но сам по себе носил завершенный характер. В это время в ряде портретов, среди которых «Саломея», «Дама за туалетом» и «Флора» он воплощает свое представление о красоте.

Слайд 10. Тициан. Любовь небесная и Любовь земная, ок. 1514. Сюжет картины вызывает большой интерес. До сих пор вызывает споры среди искусствоведов. У картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная», «Три типа любви», «Божественная и светская женщины», и, в конце концов, «Любовь небесная и Любовь земная».Как вы считаете, какое название более соответствует?


слайд 11. «Любовь земная и небесная» - одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Замысел Тициана - передать определенное душевное состояние.
На фоне чувственного пейзажа, в прекрасный летний вечер, у колодца, воду которого маленький амур мутит рукою, друг против друга сидят две женщины. Одна, совсем юная, с мечтательными глазами, с головкой, склоненной к плечу, как бы отдается поцелуям неба, предвкушая любовь. Другая, великолепно одетая красавица, спокойная и уверенная в себе, держит руку на крышке чаши. Купидон опустил пухлую ручку в фонтан-саркофаг, превращая мертвую воду в живую.

Сколько женщин изображено на полотне?

Художник предлагает - на выбор - два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Две любви: небесную и земную. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Впереди у него - еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании.

Слайд 12. Известный вам сюжет в творчестве других мастеров - Пьета – Оплакивание Христа. Это творение художника самое глубокое по чувству и мысли. Работа эта так и осталась незаконченной. Завершал ее уже ученик Тициана Пальма Младший.

Что отличает, по вашему мнению, эта картина? Можно ли применить высказывание Леонардо да Винчи: "Живопись в одно мгновение должна вложить в сознание зрителей всё своё содержание» в отношении этого полотна? (обсуждение впечатлений обучающихся от картины).

Слайд 13. Подводя итог анализа творчества Тициана хочу привести слова Джулио Аргана, итальянского историка искусства и политического деятеля ХХ в: «Первопричина его успеха - в новизне художественного мышления. Тициан реформирует типологию алтарного образа, историко-религиозной композиции, картины на мифологическую или аллегорическую тему, портрет. Он обновляет структуру художественного образа, добиваясь того, чтобы зрительное впечатление поражало, подобно молнии».

Слайд 14. Эстетические особенности музыки Возрождения. Звучит 1 часть «Мессы папы Марчелло» итальянского композитора Джованни да Палестрины.

Периодизация и эволюция музыки Возрождения

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

    музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

    музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

    музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.

Слайд 15. Музыкальная культура Возрождения иногда позиционируется как «золотой век хоровой музыки». На самом же деле, горизонты музыки были значительно расширены.

Если в период средневековья композиторы и музыканты работали преимущественно на церковь, то вследствие религиозного и светского раскола, произошедшего в Западной Европе в эпоху Возрождения, музыка обрела нескольких покровителей: католическую и протестантскую церкви, королевские дворы, богатых аристократов, новый буржуазный класс. Все они стали источниками доходов для композиторов, включая, конечно, и мелотипию: музыкальная культура Возрождения тесно связана с новыми технологиями (изобретением книгопечатания подвижными литерами Иоганном Гуттенбергом).

Слайд 16.

Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием развития гуманистической мысли, восстановления греко-римского классического наследия.

В древнегреческой культуре все искусства и науки считались взаимосвязанными, а гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

Усилия по организации музыкальных знаний включали упорядочение звукоряда так, чтобы можно было установить взаимосвязь между нотами и человеческими эмоциями.

Слайд 17. Звучит «Мадригал любви» Дж. Да Палестриены.

В большей степени ренессансная музыка по-прежнему являлась духовной, но «гуманис-тические» изменения повлияли на поиски в ней более яркой выразительности – для достижения совершенства. В свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, набирала силу светская музыка – мадригал. Со второй половины 16-го века непревзойдённого мастерства в музыкальном искусстве добиваются итальянские композиторы. Среди знаковых фигур – Джованни да Палестрина.

Слайд 18. Не смотря на то, что музыка на протяжении эпохи преимущественно зависела от вокала, всё больше начинают использоваться инструменты. Исполнители на инструментах иногда аккомпанировали певцам, время от времени заменяли некоторые голоса.

Инструменты варьировались от крупных, таких как орган и клавесин, виола де гамба, к небольшим – арфе (позднее лютне), рекордеру (блокфлейта). Постепенно композиторы начинают писать произведения только для инструментов без вокалистов.

Слайд 19. Музыка сильно повлияла и на придворные танцы, вводя широкий спектр инструментов для их сопровождения.

Инструменты использовались в церкви, во время праздничных и общественных мероприятий, в театральных постановках, в частных домах.

Слайд 20. Домашнее задание: § 5

Мини - проект* «Венеры Тициана». (слайд-фильм, синквейн)

Эссе* «В колорите он не имеет себе равных... он идет в ногу с самой природой. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» Л. Дольче.

Подготовиться к тестированию.

Слайд 21. Источники:

Музыкальные фрагменты

Иллюстрации к слайдам.