Типы узоров на древней глиняной посуде. Семенов С.А

Древнегреческая вазопись

— понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.

Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.



Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.
Периодизация начинается с крито-минойской вазописи , за которой следует вазопись микенского или элладского периода , которые существовали отчасти одновременно.
В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики . По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись . Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.
Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону , а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии , в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Вазопись до Древней Греции

Крито-минойская вазопись , украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес . Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.



Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион

Микенский период , около 1600 г. до н. э.
С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.



Древнегреческая вазопись

Геометрика

С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий , или иначе протокоринфский стиль , характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.



Чернофигурная вазопись



Чаша с глазами «Дионис» Эксекия



Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты ). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика» .

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры , которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.



Амфора-билингва: черно-фигурная сторона

Краснофигурная вазопись



Амфора-билингва: краснофигурная сторона

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону



Лекиф, выполненный в технике по белому фону . 440 г. до н. э.

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Вазы-гнафии



Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе



Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

В данной статье мы с вами, дорогие читатели, рассмотрим стили вазописи Древней Греции. Это самобытный, яркий и потрясающий пласт античной культуры. Любой, кто своими глазами видел амфору, лекиф или скифос, навсегда сохранит в памяти их непревзойденную красоту.

Вазопись Древней Греции

Потрясающие образцы вазописи Древней Греции радуют глаз туристов и являются желанным предметом в коллекции многих ценителей искусства. Эти разноцветные сосуды восхищают разнообразием форм, сюжетов и красок.

В статье мы с вами рассмотрим стили вазописи, отталкиваясь от периодизации культуры Эллады. Греческие вазы (рисунки будут приведены далее) прошли путь от простого горшка, обожженного на костре, до шедевра античной живописи в виде краснофигурной амфоры-билингвы.

Благодаря своей исключительной красоте и утонченности, эти предметы быстро стали популярным импортом в разные части Европы и Азии. Их находят как в кельтских захоронениях, так и в усыпальницах Ближнего Востока и Северной Африки.

Интересен следующий факт. Самые первые образцы были найдены в этрусских склепах, и изначально никто не связывал их с греками. Только в конце девятнадцатого века Иоганн Винкельманн доказал их эллинское происхождение. После такого открытия древнегреческая вазопись стала одной из важнейших тем в изучении античности.

Сегодня сосуды позволяют не только восстановить многие сферы жизни этого народа, но и датировать различные события, а также познакомиться с именами мастеров.

Центры и технологи вазописи

Благодаря находкам археологов сегодня многие музеи мира могут похвастаться образцами вазописи Древней Греции. Есть с острова Крит и коринфская керамика, черно- и краснофигурные амфоры, лекифы и прочие типы посуды.

В материковой части страны основными центрами производства были аттические метрополии Афины и Коринф. Кроме них еще встречаются мастера из Лаконии и Беотии. Именно в этих полисах изобрели разнообразные методы украшения сосудов.

Позже центр производства перемещается в Южную Италию. Так же как и в раннеэллинский период он перешел с Крита на материк. Здесь выделяются два города - сицилийская Чентурипа и южноитальянская Каноза.

Отдельно стоит остановиться на технологии, с помощью которой делались греческие вазы. Рисунки свидетельствуют об использовании гончарного круга уже во втором тысячелетии до нашей эры.

Глина подбиралась по цветам. В отдельных районах она была разного окраса - от желтого до бурого. В случае если материал был очень маслянистым, в него добавляли шамот и песок. Кроме этого, глину специально «старили». Процесс включал в себя долгое выдерживание сырья во влажном помещении после промывки. Вследствие этого она становилась очень эластичной и податливой.

Затем материал вымешивали ногами и клали на гончарный круг. Готовый сосуд сушили в тени несколько дней, после наносили роспись. Только после всех этих процедур предмет подвергался обжигу.

Эгейский период

Самыми ранними примерами этого вида искусства являются сосуды минойской, минийской и микенской керамики. Первая, в частности, еще зовется вазопись Камарес (по названию грота на острове Крит, где впервые были обнаружены образцы).

Как мы говорили ранее, подобная роспись керамики появляется примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Первый период, который соотносится с раннеэлладской или эгейской эпохой, разделяется учеными на несколько подпериодов.

Первый длился примерно до двадцать первого века до нашей эры. В это время преобладали простые геометрические орнаменты на одноцветных стенках сосудов. Далее ему на смену приходит стиль Камарес. Он выделяется среди современной ему керамики. Главной отличительной чертой являются белые спиральные и цветочные элементы, которые наносились на матовый фон сосуда.

В семнадцатом веке до нашей эры характер рисунка значительно меняется. Теперь преобладающими становятся морские элементы: осьминоги, рыбы, кораллы, наутилусы, дельфины и прочие. С середины пятнадцатого века в критской росписи наблюдается период упадка.

Но на материке развивается в это время так называемая «вазопись архаики». В первую очередь сюда следует отнести минийскую керамику. Она была тонкостенной, без рисунков. Этот вид гончарных изделий существовал с двадцать второго до середины шестнадцатого века до нашей эры. Его сменяет микенская керамика.

Семнадцатый век до нашей эры оказался переломным как в материковой Греции, так и на В это время здесь распространяется микенская культура со своими мотивами в вазописи. Исследователи разделяют ее на четыре периода, доводя до эпохи дорийского вторжения в страну (в одиннадцатом веке до нашей эры).

Если судить по рисунку, то в ранней микенской росписи преобладают простые матовые темные рисунки на Около пятнадцатого столетия до нашей эры их сменяют растения и представители животного мира. А в тринадцатом веке до рождества христового появляются человеческие фигуры и корабли. Последнее нередко связывается с которая относилась примерно к этому периоду.

Геометрика

В середине двенадцатого века изобразительное приходит в упадок вместе с остальной культурой. Период до десятого столетия считается «темным временем» в развитии этого народа.

Если говорить о керамике, то в данную эпоху выделяют три стиля росписи. С приходом дорийцев большая часть достижений микенской культуры пропадает. До середины одиннадцатого века был этап «субмикенской» традиции, когда сохранились формы сосудов, но исчезли рисунки на них.

После наступает период протогеометрического орнамента. В основном керамика характеризовалась двумя горизонтальными круговыми полосами возле горлышка и посередине сосуда. Между ними обычно располагались концентрические окружности, которые создавались с помощью циркуля.

Значительно усложняется композиция в десятом столетии до нашей эры. Теперь появляются меандры одинарные и двойные. Зачастую геометрические объекты исполняли роль фриза на стенке сосуда. Под ними находились стилизованные изображения людей, растений и животных.

Постепенно древнегреческая культура прогрессировала. В период жизни Гомера появляется тенденция к уменьшению площади геометрических фризов, которые заменяются военными процессиями с колесницами или чередой разнообразных диковинных зверей.

Преобладающим цветом рисунков был черный или красный на белом фоне. В этот период все антропоморфные фигуры изображались схематично. Тело у мужчин было в виде перевернутого треугольника, голова - овал с намеком на нос, а ноги изображались двумя цилиндрами (бедро и голень).

Веяния востока

Постепенно древнегреческая культура совершенствуется. Изображения усложняются, происходит процесс заимствования элементов из искусства восточных народов. Особенно в этот период выделяется Коринф. В ближайшее столетие этот полис станет единственным центром вазописи.

Итак, в седьмом веке до нашей эры греческие мастера начинают перенимать мотивы с импортных тканей и ковров. На стенках сосудов «поселяются» сфинксы, львы, грифоны и прочая живность.

Также характерной чертой данной эпохи является «боязнь пустоты». Так исследователи назвали оригинальную особенность, которой отличалась древнегреческая вазопись коринфского стиля. На всей площади поверхности старались не оставить ни одного незаполненного места.

Именно коринфские гончары заложили основу целой эпохи в керамике. Тройной обжиг, который они изобрели, впоследствии себя показал в чернофигурных амфорах, о которых мы поговорим далее.

Ориентализирующий стиль исследователи разделяют на коринфский и аттический периоды. В первом из них вазопись развивалась от схематических животных до натуральных изображений зверей и детальной прорисовки мифологических существ. Главное правило гончаров заключалось в максимальном использовании внешней поверхности горшков. Эти сосуды можно сравнить с полотном живописца или гобеленом, обтягивающим вазу.

Аттический же период характеризуется тесьмой геометрических элементов на горлышке и возле донышка. Большая же часть стенки выделялась для фигур животных и изредка растений, которые выполнялись черной краской.

Чернофигурные вазы

Следствием развития коринфского и раннеаттического стиля стала чернофигурная вазопись. Это одна из двух самых знаменитых и значимых техник в античном мире, наряду с краснофигурной.

Особенностью данного этапа производства было то, что гончары выделяются в отдельный слой мастеров. Они работали исключительно над созданием формы сосуда и закреплением готового образца. То есть эти ремесленники лепили из глины и обжигали изделия. Росписью керамики занимались исключительно рабы, которые считались значительно ниже гончаров по своему положению.

Подготовленный сосуд обжигался до состояния «сырца». Не совсем затвердевшие стенки позволяли еще делать насечки и наносить слой подготовленного материала, который впоследствии становился потрясающим украшением. Далее изображение создавалось с помощью глянцевой глины и специального резца.

Ранее считалось, что подобная керамика покрывалась лаком, однако последние исследования доказали, что именно шликер (глянцевый тип глины) после обжига делает такой поверхность сосуда.

Таким образом, чернофигурная вазопись родилась в стенах Коринфа, в мастерских ремесленников, которые стремились привнести частичку загадочного востока в будничную жизнь эллинов.

Но после ориентализированного стиля, в котором преобладали животные, появляется собственно чернофигурная керамика. В ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.

Такое производство просуществовало с седьмого до середины шестого века до нашей эры. На смену ему приходит краснофигурный стиль в керамике.

Краснофигурная вазопись

Считается, что краснофигурная вазопись появилась в тридцатых годах шестого века до нашей эры. Афинянин Андокид, будучи учеником мастера чернофигурной керамики, начал впервые экспериментировать с цветами. Фактически он просто сделал все наоборот. Не черный рисунок на фоне необожженной глины, а черный фон, в котором вырисовывается изображение из естественного цвета материала.

Именно этот период знаменит негласным соревнованием между вазописцами, которых в науке часто называют «пионерами». Они работали в разных городах, однако часто оставляли друг другу на вазах послания. Например, на одной из амфор найдена надпись «Эпифаний никогда так не умел». Авторство граффити приписывают мастеру Эвфимиду.

Таким образом, краснофигурный стиль вазописи распространяется достаточно широко. Он шагнул уже за пределы Греции. Подобную технику росписи сосудов находят в Южной Италии. Также она была популярна среди этрусков.

Примечательно, что в этот период происходит некоторый отход от детализации и натурализации образов. Количество героев на сосудах сокращается, зато начинает профессионально использоваться перспектива, движение и прочие художественные методики.

Теперь мастера специализируются не на сюжете или определенном типе образов (животные, люди, растения…). Отныне вазописцы разделяются по типу сосудов. Были художники, работавшие исключительно с амфорами. Также к наиболее распространенным видам керамических изделий относятся чаши, фиалы, лекифы и диносы.

Рисунок на белом фоне

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. Также в этот период мастера продолжают уделять внимание исключительно отдельным видам сосудов.

В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен.

Этот мастер работал «четырехцветной техникой». Он использовал лак, краски и позолоту. Сам же белый достигался за счет известняковой глины, которой покрывался «сырец».

Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи.

Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи. Далее производство шагнуло за пределы страны в колонии и соседние государства. Кроме этого, теперь происходит отход от сцен с богами и животными. Новые мастера сосредоточили внимание на бытовой жизни греков.

Появляются сосуды с женщинами, занимающимися повседневными делами, изображаются театр, игра на музыкальных инструментах, празднества и прочее.

Гнафии

Постепенно искусство вазописи перемещается из греческих метрополий в колонии. Особенно сильными были южноитальянские мастера. Наиболее древним и распространенным их стилем была гнафия. Это специфическая и очень красочная техника росписи, которая появляется в начале четвертого века до нашей эры.

Ей свойственен громадный ассортимент цветов. Здесь были зеленый и коричневый, красный и оранжевый, желтый и золотой, белый, черный и другие. Сюжет также характеризовались на начальном этапе многообразием. На сосудах встречался Купидон, повседневная работа женщин, праздники в дни почитания Диониса, театральные выступления и прочие.

Однако в тридцатых годах четвертого столетия до нашей эры происходит резкое ограничение средств выражения и сцен. Теперь применяется только белый и черный цвета, а орнамент сильно упрощается. Изображаются в основном растения, вроде винограда, плюща и лавра, а между побегами и лозами иногда встречаются людские лица.

Таким образом, греческая вазопись начинает распространение по всему средиземноморскому региону в период краснофигурной керамики. Ведь именно из этой техники и родилась гнафия, как ее продолжение.

Каноза и Чентурипе

Отныне греческая вазопись, пройдя период гнафии, превращается в атрибут ритуалов. Римских граждан больше интересовало оружие, а посуда употреблялась самая простая и практичная.

На заключительном этапе выделяются два центра производства - Каноза и Чентурипе. В первом делали сосуды, расписывая их водорастворимыми красками. Эта посуда не обжигалась и не была в употреблении. Ее просто клали в усыпальницы.

Сицилийские мастера из Чентурипе пошли дальше. Они даже не трудились сформировать целый сосуд. Производились и расписывались отдельные части, которые расписывались и украшались лепниной. Затем в склепах и саркофагах черепки пристраивали друг к другу, создавая подобие целого кувшина, чаши или кубка.

Окончательно изобразительное искусство Древней Греции переместилось на территорию Италии. Теперь латиняне пользовались опытом древних мастеров для украшения быта своих усопших родственников.

Как мы видим, роспись сосудов после упадка Эллады постепенно сошла на нет и канула в Лету. Римская империя строилась как государство воинов и патрициев, а не философское общество исследователей и изобретателей.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи.

Успехов вам, дорогие читатели! Долгих путешествий и красочных впечатлений.

" О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! ".......

Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды - не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! :)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.


Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Продожение здесь (часть 2).

Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.

Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, -
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?

А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…

(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)

Как назывались кубки для вина в древней Греции?

Канфар (греч. kantharos) - кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.

Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos - черпак) - сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.

Килик (греч. kýlix - келих, кубок, чаша) , изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)

Мастос (лат. mastos) - древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.

Скифос- керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).

Ритон - керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.

Как назывались вазы в Древней Греции?

Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей и Феста на

Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра , а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.

Амфора Панафинейская чернофигурная, украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.

Амфориск - «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.

Леканида - маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.

Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Лидион - сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.

Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.

Несторида (лат. Nestoris) - ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.

Ойнохойя - «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для культуры

Ольпа (лат. Olpa) - древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо» . 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) - знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον - глиняный черепок ) - острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм - изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм - презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм - это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п