Вторая профессия модест петрович мусоргский. Модест Петрович Мусоргский: биография, интересные факты, творчество

Основной фигурой данной статьи будет Модест Мусоргский. Биография композитора начинается с 16 марта 1839 г. в одной из небольших деревень Псковской области. С ранних лет родители, которые принадлежали к старинному роду дворян, приобщали мальчика к музыке. Мать обучила его игре на фортепиано, и в семилетнем возрасте он уже исполнял пьесы. Через несколько лет будущий гений уже осиливал целые концерты.

Биография Мусоргского в ранние годы жизни

Мало кто из предков Модеста мог предположить, что он станет великим музыкантом и композитором. Все родственники Мусоргских были преданы государству, и мужчины служили в армии царя. Исключением сначала стал отец - Петр Мусоргский, который отличался большой страстью к музыке, а потом и его сын, который унаследовал этот дар. Первой учительницей по специальности фортепиано была мама Модеста - Юлия Чирикова.

В 1849 году Модест Мусоргский отправляется в Петербург, и там начинаются его первые профессиональные занятия по музыке с педагогом А.А. Герке. Под его началом он выступает на камерных концертах, семейных вечерах и прочих мероприятиях. А уже в 1852 он пишет и публикует собственную польку под названием «Подпрапорщик».

Период основания «Могучей кучки»

С 1856 года биография Мусоргского разворачивается в в Петербурге, где он параллельно знакомится с композитором Они становятся очень близкими друзьями, которых объединяет не только общее дело, но и творчество - музыка. Некоторое время спустя он также знакомится с А. Даргомыжским, М. Балакиревым, Ц. Кюи, а также с братьями Стасовыми. Все эти композиторы знакомы нам благодаря группе «Могучая кучка», которую они и основали.

Основной фигурой в их «плеяде» был Балакирев - он стал учителем и духовным наставником для каждого композитора. Вместе с ним Мусоргский учил новые концерты и произведения крупной формы таких как Бетховен, Шуберт, Штраус. Посещение филармонии, оперных постановок и прочих музыкальных мероприятий поспособствовало тому, что для Модеста целью жизни стало познание прекрасного и сотворение его же.

Биография Мусоргского в период нового творчества «Могучей кучки»

В следующем десятилетии композиторами «Могучей кучки» было принято правило о том, что они должны следовать всем музыкальным канонам М. Глинки. В этот период Мусоргский написал музыку к повести Софокла «Царь Эдип», а после занялся оперой «Саламбо». К сожалению, она так и осталась неоконченной, но многие произведения, написанные для нее, вошли в шедевр композитора - в оперу «Борис Годунов».

Период путешествий и расцвета творчества

В 60-е годы биография Мусоргского разворачивается на новых землях. Он отправляется в путешествие, в котором главным пунктом становится город Москва. Именно это место вдохновило его на написание его оперы «Борис Годунов», так как, по его мнению, подходящие для постановки «бабы и мужики» встретились ему именно там.

В дальнейшем композитор не забывал давать инструментальные концерты, вокальные выступления. Среди пианистов ему не было равных, а его собственные произведения восхвалялись многими ценителями прекрасного. Именно в этом мире провел свои молодые годы композитор Мусоргский.

Биография его круто меняется в 80-е годы. Тогда нарушилось его здоровье, пошатнулось материальное положение. У него более не было так много времени для творчества, поэтому он начал пить. Скончался он в свой день рождения, в 1881 году, в военном госпитале.

| | | | | | | | | | | | | | | |

Мусоргский - гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов » и «Хованщина ». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие - Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», - так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения - оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти ».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали - мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием - психологией, философией, литературой, - пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо » около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат » на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна » на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист », также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение - «Иванова ночь на Лысой горе ». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба » на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского . Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Л. Михеева

Основные даты жизни и творчества:

1839. - 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских - помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

1846. - Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

1848. - Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

1849. - VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. - Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

1851. - Исполнение Мусоргским "Рондо" А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

1852. - VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. - Издание фортепианнной пьесы - польки "Подпрапорщик" ("Porte-enseigne Polka").

1856. - 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. - 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. - X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. - Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

1857. - Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. - Начало занятий композицией под руководством Балакирева.

1858. - 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

1859. - 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. - VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

1860. - 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

1861. - I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). - 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

1863. - VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. - XII. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Флобера. - 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

1863-65. - Жизнь в "коммуне" с группой молодых друзей (под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского).

1864. - 22 V. Создание песни "Калистрат" на слова Н. А. Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

1866. - Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

1867. - 6 III. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. - 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

1868. - Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. - 23 IX. Показ "Женитьбы" в доме Кюи. - Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. - 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

1870. - 7 V. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Е. Маковского. - Запрещение цензурой песни "Семинарист".

1871. - 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов".

1871-72. - Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией "Бориса Годунова".

1872. - 8 II. Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. - 5 II. Исполнение финала 1-го д. "Бориса Годунова" в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. - II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. - 3 IV. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - VI. Начало работы над "Хованщиной".

1873. - 5 II. Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М.

1874. - 27 I. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - 7-19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. - VII. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

1875. - 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. - 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

1876. - 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

1877. - 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. - Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

1878. - 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - 10 XII. Возобновление "Бориса Годунова" (с большими купюрами) в Мариинском театре.

1879. - 16 I. Исполнение сцены в келье из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). - 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). - 27 XI. Исполнение отрывков из "Хованщины" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

1880. - I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. - 8 IV. Исполнение отрывков из "Хованщины" и "Песни о блохе" в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. - 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. - 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании "Хованщины" (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

1881. - II. Резкое ухудшение здоровья. - 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского - 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. - 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

  1. Интересные факты:

У ченик Милия Балакирева , член «Могучей кучки» , Модест Мусоргский всегда интересовался фольклором и народной музыкой. Первая же опера композитора «Борис Годунов» шла в театре с аншлагами, билеты на нее раскупали заранее, а отрывки люди пели даже на улицах. Пьесы, романсы и музыкальные драмы Мусоргского с народными мотивами критики называли «самобытными русскими произведениями».

«Сын старинной русской семьи»: детство и учеба будущего композитора

Пианист Антон Герке. Изображение: mussorgsky.ru

Усадьба Мусоргских в Псковской губернии. Фотография: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский (справа) с братом Филаретом Мусоргским. 1858. Фотография: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Его отец Петр Мусоргский был потомком древнего княжеского рода, который происходил от Рюрика , мать Юлия Чирикова - дворянкой, дочерью губернского секретаря. Она давала будущему композитору первые уроки музыки, учила его играть на фортепиано. Мусоргский был активным ребенком и часто сбегал с занятий к няне - слушать русские сказки.

Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано.

Модест Мусоргский, автобиография

Уже в семь лет Мусоргский мог сыграть некоторые произведения Ференца Листа, выступал на домашних концертах. Теперь с ним занималась профессиональная пианистка.

В 1849 году, когда Мусоргскому исполнилось 10 лет, отец повез будущего композитора и его старшего брата Филарета в Петербург - он хотел, чтобы дети получили образование в столице. Мусоргский поступил в старейшую петербургскую школу Петришуле, где основными предметами были иностранные языки. Он не оставил занятий музыкой и брал уроки у пианиста Антона Герке, выступал с номерами на домашних концертах петербургской знати.

В 1852 году будущий композитор поступил в юнкерскую школу, где готовили кадровых военных. Учился он прилежно, интересовался искусством и философией, переводил на русский произведения швейцарского писателя Иоганна Лафатера. Филарет Мусоргский вспоминал: «Учился он в школе очень хорошо, был постоянно в первом десятке учеников; с товарищами был очень близок, был ими вообще любим» .

В это время Модест Мусоргский впервые сочинил собственное музыкальное произведение - пьесу для фортепиано «Porte-enseigne polka». Работу он посвятил своим одноклассникам по юнкерской школе. Антон Герке одобрил произведение и напечатал его отдельным изданием под названием «Подпрапорщик».

«Соединить военную службу с искусством - дело мудреное»

Модест Мусоргский. 1865. Фотография: mussorgsky.ru

Александр Михайлов. Могучая кучка. Балакиревский кружок (фрагмент). 1950. Частное собрание

Модест Мусоргский - офицер лейб-гвардии Преображенского полка. 1856. Фотография: mussorgsky.ru

В 1856 году Мусоргский закончил юнкерскую школу и поступил на службу в Преображенском полку. Здесь он организовал кружок любителей музыки, в который входили Николай Оболенский и Григорий Демидов. Они вместе посещали театры, слушали оперы и обсуждали теорию музыки. Для Оболенского Мусоргский написал фортепианную пьесу.

В конце 1850-х композитор познакомился с музыкантами Александром Бородиным и Александром Даргомыжским , с которыми потом дружил много лет. Они пригласили Мусоргского в кружок Милия Балакирева, а тот стал учителем и наставником начинающих музыкантов. Вскоре к ним присоединились Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи . Вместе с художественным критиком Владимиром Стасовым они организовали музыкальное содружество, которое получило название «Могучая кучка».

В это же время Мусоргский покинул армию. Он писал: «Соединить военную службу с искусством - дело мудреное» . Композитор много учился под руководством Балакирева, однако почти не сочинял крупных произведений. Цезарь Кюи по этому поводу писал: «Вероятно, Модест по-прежнему полдня думает об том, что он будет делать завтра, а остальную половину об том, что он делал вчера» .

С 1858 года Мусоргский работал над своей первой оперой «Эдип в Афинах», но так и не закончил ее. Он пытался найти свой собственный стиль, много экспериментировал, брался за разные жанры. Композитор создал несколько романсов, пьес, переложений Бетховена. Они не стали популярными. Милий Балакирев полагал, что композитор ленится, а его произведения не оригинальны. Мусоргский не обижался на критику и писал в письме к наставнику: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты» .

В 1861 году Мусоргский создал небольшое инструментальное произведение под названием «Интермеццо». Его вдохновило наблюдение за крестьянами в деревне Псковской губернии: «Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия а-ля Бах: веселые, смеющиеся бабенки представились мне в виде мелодии, из которой я потом сделал среднюю часть» .

«Самобытные русские произведения»: песни, пьесы и «Детский цикл»

Обложка вокального цикла «Детская» Модеста Мусоргского в издании Василия Бесселя, с иллюстрациями Ильи Репина. 1872. Изображение: mussorgsky.ru

Матвей Шишков. Площадь перед соборами в Москве (эскиз к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов»). 1870. Изображение: mussorgsky.ru

Титульный лист клавира оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с дарственной надписью А.Я. и О.А. Петровым. 1874. Изображение: mussorgsky.ru

В 1863 году Мусоргский вернулся в Петербург. Он начал работать над оперой «Саламбо» по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера, написал «народные картинки» - песни «Светик Савишна» и «Калистрат» - и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Его композитор создал под впечатлением от повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и драмы Георгия Менгдена «Ведьма».

Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной, а как «Савишна» вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом.

Модест Мусоргский

Параллельно Мусоргский работал над вокальным циклом «Детская», в который вошли семь пьес. После публикации он стал популярен в России и за рубежом. Произведения одобрил Ференц Лист и даже прислал Мусоргскому подарок. Композитор вспоминал: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею» .

Отрывки из неоконченной «Саламбо» композитор использовал в «Борисе Годунове». Эта опера стала его первым крупным завершенным произведением. Либретто для нее он создал на основе одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина . Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали: «Был у директора театров; он сказал, что в этом году они ничего не могут ставить нового, а впрочем, меня могут позвать в половине августа или в начале сентября попугать их «Борисом» . Однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, песни из него распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии.

Это было великое торжество Мусоргского. Старики, индиференты, рутинисты и поклонники пошлой оперной музыки дулись и сердились (это тоже торжество!); педанты консерватории и критики протестовали с пеной у рта. <...> Но зато молодое поколение ликовало и сразу подняло Мусоргского на щитах.

Владимир Стасов, библиографический очерк о Модесте Мусоргском

Раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки». Отрицательный отзыв на оперу в газете «Санкт-Петербургские ведомости» написал композитор Цезарь Кюи: «В нем [либретто «Бориса Годунова»] нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных» .

Однако Мусоргский не оставил творчества. В том же 1874 году композитор закончил цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», в который среди прочих вошли «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» и другие. Произведение Мусоргский посвятил своему умершему другу - архитектору Виктору Гартману. Под впечатлением от сочинения Ференца Листа «Пляска смерти» композитор написал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи поэта Арсения Голенищева-Кутузова. В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям.

«Народная музыкальная драма» Модеста Мусоргского

Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов. Фотография: mussorgsky.ru

Автограф Модеста Мусоргского. Записи народных мелодий для оперы «Сорочинская ярмарка». 1876. Изображение: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский. 1876. Фотография: mussorgsky.ru

Идея создать еще одно масштабное произведение, посвященное российской истории XVII века, появилась у Модеста Мусоргского во время работы над оперой «Борис Годунов». Однако к написанию «Хованщины» композитор приступил только в середине 1870-х. В работе над новой оперой ему помогал Владимир Стасов. Он изучал исторические летописи в библиотеках, собирал факты для либретто. Композитор писал Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»; не будет смешно, если я скажу: «посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период» .

Опера отнимала у Мусоргского много времени. В эти годы у него начались проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшились отношения с членами «Могучей кучки». В 1875 году он писал в письме Стасову: «Могучая кучка выродилась в бездушных изменников» . Регулярные встречи композиторов объединения прекратились. Мусоргский в это время подружился с певцом Осипом Петровым. Тот предложил композитору написать оперу по повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский согласился, а роль крестьянина Солопия Черевика пообещал отдать Петрову. Над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной» он работал до конца жизни. В письмах друзьям он сообщал, что хочет изобразить в них подлинный русский характер, изучить его неизвестные черты.

В человеческих массах, как в отдельном человеке, есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали. Вот задача-то! Восторг и присно восторг!

Модест Мусоргский, из письма к Владимиру Стасову

Работа над операми шла очень медленно. Мусоргский по несколько раз переписывал уже готовые сцены: «До такой степени я становлюсь строгим к себе - уморительно» . Он переделывал и вступление к «Хованщине» под названием «Рассвет на Москве-реке». В нем считывается прием композитора: он часто использовал и перерабатывал народные песни и мотивы, а иногда вставлял их части в свои произведения. Из-за этого сочинения Мусоргского стали называть «народными музыкальными драмами» .

Последние годы жизни и болезнь композитора

Афиша концерта Дарьи Леоновой и Модеста Мусоргского. Тамбов. 14 октября 1879. Изображение: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский (справа) и морской офицер Павел Наумов. 1880. Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского, Наумово, Куньинский район, Псковская область

Афиша постановки оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в Русской частной опере. Москва. 12 ноября 1897. Изображение: mussorgsky.ru

С 1876 года оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском театре начали исполнять в урезанном виде. Цензура вырезала финальную сцену, в которой народ исполнял хор «Слава тебе, царевичу!» для Лжедмитрия I. Композитор по этому поводу писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе» .

Из-за нехватки денег Мусоргский подрабатывал аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 года умер его близкий друг - певец Осип Петров. Композитор писал: «Я утратил опору моей горькой жизни» . Из-за этого он остановил работу над операми, почти не писал других произведений, а вскоре серьезно заболел. Чтобы поправить здоровье, в следующем, 1879 году он отправился в концертное турне по югу России вместе с оперной певицей Дарьей Леоновой. Природа Крыма и Украины вдохновила композитора, он начал писать новые произведения - пьесы «Гурзуф у Аю-Дага» и «Близ Южного берега Крыма». Здесь же Мусоргский вернулся к работе над «Сорочинской ярмаркой», а на концерте в Полтаве впервые выступил с отрывками из этой оперы перед публикой.

«Сорочинская» вызывала там [в Полтаве] и везде вызывала в Украине полнейшую симпатию; украинцы и украинки признали характер музыки «Сорочинской» вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя в украинских землях.

В 1880 году Мусоргский вернулся в Петербург, где вскоре его уволили с официального места работы - ревизионной комиссии Государственного контроля. Из-за этого композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. В это же время ухудшилось здоровье композитора. На одном из концертов он упал в обморок. Владимир Стасов, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков поместили композитора в Николаевский военный госпиталь. Здесь Мусоргский вернулся к написанию «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», но закончить оперы не успел. Он умер 28 марта 1881 года. Похоронили композитора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Михаила Глинки Людмила Шестакова, когда узнала, что он собирается писать оперу по этому произведению.

2. Модест Мусоргский был близким другом художника Ильи Репина . Еще в начале 1870-х их познакомил Владимир Стасов. О том, что в 1881 году композитор попал в больницу, Репин узнал из газет. Он приехал в Петербург из Москвы в начале марта и за четыре дня создал портрет Мусоргского. Стасов позднее писал: «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Ведь Мусоргский - один из самых крупных русских музыкантов» .

3. Оперный певец Федор Шаляпин любил музыку Мусоргского. Он изучил биографию композитора и все его произведения, исполнял главные роли в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Шаляпин вспоминал: «Сильно поражен был я, когда познакомился с биографией Мусоргского. Мне даже, помню, жутко стало. Обладать столь прекрасным, таким оригинальным талантом, жить в бедности и умереть в какой-то грязной больнице от алкоголизма!»

4. Модест Мусоргский никогда не был женат, однако многие свои произведения посвящал Надежде Опочининой, сестре певцов Владимира и Александра Опочининых. Для нее композитор написал романсы «Но если бы с тобою я встретиться могла…» и «Ночь», пьесы «Страстный экспромт» и «Шалунья».

5. Мусоргский хорошо пел и часто выступал на домашних концертах своих друзей. Филолог Сергей Федякин так описывал один из таких вечеров: «У Кюи аккомпанировать сели Балакирев и сам хозяин дома. <...> Вокальные партии - все до единой - Мусоргский взял на себя. Его мягкий баритон преображался, то и дело меняя свою окраску. Потом Мусоргский, переодеваясь и жестикулируя, переходил на фальцет» .

6. В кругу друзей Модеста Мусоргского называли Мусорянином или Модинькой . Некоторые письма композитор подписывал прозвищем Мусорга . Оно произошло от слова «мусургос», которое с греческого переводится как «певец, музыкант».

Первые уроки игры на фортепиано ему дала мать.

В 1858 году Модест Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке.

«Известно, что Мусоргский внимательно прислушивался к крестьянской речи, ходил с этой целью на базар, выезжал в деревню, изучая народные речевые интонации. В письме к Ц. Кюи от 15 августа 1868 г. он замечает: «Наблюдал за бабами и мужиками, извлек аппетитные экземпляры. Один мужик - сколок Антония в шекспировском Цезаре... Всё сие мне пригодится, а бабьи экземпляры - просто клад. У меня всегда так: я вот запримечу кой-каких народов, а потом при случае и тисну».

Махлина С., Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник в двух книгах. Книга вторая, СПб, «Композитор», 2003 г., с. 105.

Немалую роль в его творчестве сыграла его дружба с В.В. Стасовым и рядом русских композиторов.

М.П. Мусоргский писал ему: «Человек - животное общественное и не может быть иным; в человеческих массах, как в отдельном человеке, сеть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем нетронутые; подмечать и изучать их всем нутром, изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали, вот задача-то! Восторг и присно восторг!» (Письмо к В.В. Стасову 3 сентября 1872 г.)».

Лапшин И.И., Модест Петрович Мусоргский, в Альманахе: Звучащие смыслы, СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 282.

С середины 1870-х годов композитор спивался…

М.П. Мусоргский не обнаруживает особенной силы веры в российский прогресс, он писал в 1875 году И.Е. Репину : «Ушли вперёд. Врёшь, там же. Бумага, книга ушли, а мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось - там же. Всякие благодетели горазды прославиться, документами закрепить препрославление, а народ стонет, а чтобы не стонать, лихо упивается и пуще стонет, - там же».

Лапшин И.И., Модест Петрович Мусоргский, в Альманахе: Звучащие смыслы, СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 313.

Сейчас надгробие М.П. Мусоргского находится в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, а могила осталась на прежнем месте – на так называемом Тихвинском кладбище указанной лавры.

После смерти композитора его друг Н.А. Римский-Корсаков привёл в порядок и издал все произведения М.П. Мусоргского, но внёс правку даже в законченные произведения, включая оперу «Борис Годунов» (по одноимённой драме А.С. Пушкина). В предисловии к клавиру этой оперы он пояснил, что хотел исправить «плохую фактуру» и «плохую оркестровку» авторской версии Н.П. Мусоргского.

«Большое моё огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Моё горе. Это все равно, что опоздать на судьбоносный поезд. Приходишь на станцию, а поезд на глазах у тебя уходит - навсегда!
Но к памяти Мусоргского относились в этой компании с любовью. Уже давно понимали, что Мусоргский - гений. Недаром Римский-Корсаков с чисто религиозным усердием работал над «Борисом Годуновым», величайшим наследием Мусоргского. Многие теперь наседают на Римского-Корсакова за то, что он - де «исказил Мусоргского». Я не музыкант, но по скромному моему разумению, этот упрек считаю глубоко несправедливым. Уж один тот материальный труд, который Римский-Корсаков вложил и эту работу, удивителен и незабываем. Без этой работы мир, вероятно, и по сию пору едва ли узнал бы «Бориса Годунова». Мусоргский был скромен: о том, что Европа может заинтересоваться его музыкой, он и не думал. Музыкой он был одержим. Он писал потому, что не мог не писать. Писал всегда, всюду. В петербургском кабачке в «Малый ярославец», что на Морской, один в отдельном кабинете пьёт водку и пишет музыку.
На салфетках, на счетах, на засаленных бумажках... «Тряпичник» был великий. Всё подбирал, что была музыка. Тряпичник понимающий. Окурок, и тот у него с ароматом. Ну, и столько написал в «Борисе Годунове», что, играй мы его, как он написан Мусоргским, начинали бы к 4 часа дня и кончали бы в 3 часа ночи. Римский-Корсаков понял и сократил. Но всё ценное взял и сохранил. Ну, да. Есть погрешности.
Римский-Корсаков был чистый классик, диссонансов не любил, не чувствовал. Нет, вернее, чувствовал болезненно. Параллельная квинта или параллельная октава уже причиняли ему неприятность. Помню его в Париже после «Саломеи» Рихарда Штрауса. Ведь заболел человек от музыки Штрауса! Встретил я его после спектакля в кафе де ля Пэ - буквально захворал. Говорил он немного в нос: «Ведь это мерзость. Ведь это отвратительно. Тело болит от такой музыки!». Естественно, что он и в Мусоргском кое на что поморщился. Кроме того, Римский-Корсаков был петербуржцем и не все московское принимал.
А Мусоргский был по духу московским насквозь. Конечно, петербуржцы тоже глубоко понимали и до корней чувствовали народную Россию, но в москвичах было, пожалуй, больше бытовой почвенности, «чернозёмномности». Они, так сказать, носили ещё косоворотки... Вообще наши музыкальные классики в глубине души, при всем их преклонении перед Мусоргским, все несколько отталкивались от его слишком густого для них «реализма»».

Шаляпин Ф.И., Литературное наследство. Письма Шаляпина и Письма об отце, М., «Искусство», 1960 г., с. 291-292.

Композитор Георгий Свиридов : «Самый великий наш композитор - конечно же Мусоргский. Совершенно новый для всего мирового музыкального искусства язык, обогащённый мощным религиозным чувством, да ещё в ту эпоху, когда оно уже начало выветриваться из мировой жизни, да и из русской тоже. И вдруг - «Хованщина»! Это же не просто опера, это молитва, это разговор с Богом. Так могли мыслить и чувствовать разве что только Достоевский и Толстой.
Великие ученики и последователи Мусоргского - Римский-Корсаков в «Сказании о граде Китеже» и Рахманинов во «Всенощной» и «Литургии» продолжили религиозное, православное понимание мироустройства. Но первым в России его выразил Мусоргский. Его сочинения - это настоящее религиозное искусство, но на оперной сцене . Его речитативы не сравнить с речитативами Верди. У Верди речитативы непевучие, механические. У Мусоргского же речитатив - это голос священнослужителя, произносящего божественные, великие по своему значению слова, которые две тысячи лет произносятся в христианских храмах.
В этих словах есть и простота, и детскость, и глубина удивительная. Ведь Христос сказал: «Будьте как дети». И недаром же у Мусоргского есть гениальное сочинение о детях - «Детская». Душа ребёнка - чистая, простая, вопрошающая, живет в этой музыке. А способностью проникнуть в душу человеческую Мусоргский ближе всего к Достоевскому .
Он не признавал оперной европейской музыкальной условности в изображении человека. Его оперные люди по сравнению с людьми Вагнера, Верди, Гуно - совершенно живые, стихийные, загадочные, бесконечные, как у Достоевского. А у западных композиторов их герои - это как бы герои Дюма, в лучшем случае Шиллера или Вальтера Скотта. Нет, у него не романтизм, не приукрашивание мира, не упрощение его, а стихийное выражение жизни со всей её сложностью и бесконечностью. Словом, русское её ощущение.
Потом это назвали музыкальным реализмом. Но простейший быт, при всей своей тяге к реализму, он в музыку не впускал.
Потому и не получилась его попытка с речитативом к гоголевской «Женитьбе». Слишком содержание её ничтожно, ничтожно настолько, что Гоголь сам поражался этой ничтожности, пошлости жизни, обыденности. Мусоргский же - композитор трагических страстей, на которых стоит и зиждется жизнь. Он единственный настоящий композитор-трагик. Его «Борис Годунов» куда ближе к древнегреческим античным трагедиям с их хорами, нежели к легкому и изящному европейскому оперному искусству. «Борис Годунов», «Хованщина» - это музыка крушения царств, это музыкальное пророчество грядущих революций. И одновременно это апология русского православия. Звон колокольный гудит в его операх! Звон великой трагедии, потому что народ, теряющий веру, - гибнет. А сохранивший или возродивший её - доживет до торжества христианства.
Вот что такое Модест Петрович Мусоргский. Потомок Рюриковичей. Умер в богадельне.
Его травили либералы - Тургенев, Салтыков-Щедрин.
Один лишь журнал «Гражданин» (реакционнейший!) поместил некролог со словами: «Умер великий композитор...» Но насколько был силён в идеях - настолько был слаб в оркестровке, она у него на уровне XVIII века».

Станислав Куняев, «Да сгинет тьма!» / в Сб.: Георгий Свиридов в воспоминаниях современников, М., «Молодая гвардия», 2006 г., с. 249-251.

Модест Петрович Мусоргский (21 марта 1839 г. - 28 марта 1881 г.), русский композитор, член «Могучей кучки».

Русский композитор из «Союза пяти», или так называемой «Могучей кучки», он является автором знаменитых опер мирового масштаба на темы русской истории, славянской мифологии, а также и на другие национальные темы, в том числе оперы «Борис Годунов», симфонической поэмы «Ночь на Лысой горе» и цикла для фортепиано «Картинки с выставки». Он стремился к достижению уникальной русской музыкальной индивидуальности, часто с преднамеренным пренебрежением к установленным обычаям западной музыки. «Мусоргский был реформатор, а участь реформаторов никогда не сладка, они никогда не достигают своего скоро и безмятежно», - говорил В. Стасов, идейный вдохновитель «Могучей кучки».

Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии. Фамилия Мусоргских ведёт начало из глубин русской истории. Родоначальник их рода князь Смоленский, Рюрикович, потомок которого Роман Васильевич Мусоргский, живший в XV веке, и был основателем фамилии.

По традиции Мусоргские посвящали себя военной службе: и прадед композитора, и дед были гвардейцами. Отец тоже должен был стать гвардейским офицером, но этому помешало то, что он был незаконнорождённым сыном дворянина и крепостной девушки. Позже брак узаконили, и Алексей Григорьевич, дед композитора, смог официально усыновить своих детей, но военная карьера для Петра Алексеевича, отца композитора, была уже закрыта. Он стал чиновником сената в Петербурге, затем вышел в отставку и поселился в деревне.

Пору своего детства композитор вспоминал как самую счастливую. Мальчик очаровывался няниными сказками, в доме всегда звучала музыка, мать его играла на фортепиано, отец любил романсы Алябьева , Варламова. Тяга мальчика к музыке проявлялась все ярче и ярче, а вскоре ему и старшему брату наняли гувернантку - немку, которая должна была обучать детей кроме игры на фортепиано немецкому языку, арифметике, грамматике и географии.

До 10-летнего возраста Модест и его брат Евгений получали домашнее образование. В 1849 году, после переезда семьи в Петербург, братья поступили в известное немецкое училище St. Petri-Schule. Через несколько лет, не закончив училища, Модест по решению родителей поступает на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем он недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Между тем, занятия музыкой продолжались с одним из лучших петербургских педагогов А. А. Герке, учеником Джона Филда, известного пианиста, игрой которого так восхищался М. И. Глинка (его технику «жемчуга на бархате», он даже предпочитал более, нежели исполнительскую, «котлетную», по его словам, манеру Ф. Листа). Модест Мусоргский с прилежанием занимался и легко усваивал музыкальную теорию. Герке так и не смог разглядеть в юноше особого музыкального дарования. Поэтому, когда началась офицерская служба, занятия прекратились. Зато состоялось знакомство с А. П. Бородиным - будущим крупнейшим композитором, который оставил зарисовку этой встречи: «Я был дежурным врачом, он - дежурным офицером. Комната была общая, скучно было на дежурстве обоим, оба мы были экспансивны, разговорились и очень скоро сошлись. Вечером того же дня мы были приглашены на вечер к главному доктору госпиталя. Модест Петрович был в то время совсем мальчонком, очень изящным, точно нарисованным офицериком: мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волоса приглажены, напомажены, ногти, точно выточенные, руки выхоленные, совсем барские. Манеры изящные, аристократические, разговор такой же, немного сквозь зубы, пересыпанный французскими фразами. Вежливость и благопристойность необычайные». Дружбы тогда не получилось. Сказалась разница возрастов, темпераментов, жизненного опыта.

Бородин в то время был серьёзным, самостоятельным человеком, определившемся в своём профессиональном пути. Мусоргский же - избалованным жизнью и лёгкими успехами в учёбе, службе, и не совсем сознающим себя музыкантом редкой одарённости. Вскоре Бородин перешёл на кафедру химии в медико-хирургическую академию и их пути разошлись.

Однако именно с того времени Мусоргский интересуется музыкой серьёзнее и глубже. Он с радостью познакомился с другом Глинки, известным композитором А. С. Даргомыжским , в доме которого собирались интересные музыканты. Мусоргский стал частым гостем в этом доме. Воздействие музыки Даргомыжского на Мусоргского было огромным. Творческое credo старшего товарища: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды», - в зрелом творчестве Мусоргского нашёл классическое и гениальное воплощение.

В 1857 году состоялась встреча, сыгравшая важную роль в жизни начинающего композитора. Он познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, молодым композитором и пианистом. Мусоргский сразу и целиком был захвачен силой и обаянием его личности, его темпераментом убеждённого борца за новое русское искусство, и он обратился к нему с просьбой о занятиях по композиции, на что получил согласие.

Занятия не были систематическими, но для Мусоргского были очень полезны. Вдвоём они занимались редко, чаще собирался кружок, куда приходил ещё и Ц. Кюи, В. Стасов.

Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, прояснив ему его настоящее призвание и заставив обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Уже в 1852 г. в Санкт-Петербурге издаётся фортепианная пьеса Мусоргского. В 1858 г. Мусоргский написал два «скерцо», из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.

Вслед за тем Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла «Эдип»; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к «Эдипу», исполненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 году, издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки композитор сначала выбрал роман Флобера «Саламбо», но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет «Женитьбы» Гоголя.

Начало серьёзных композиторских удач совпало с серьёзными бытовыми трудностями. Остатками расстроенного отцовского поместья братья Мусоргские владели нераздельно. В период отмены крепостного права Модест Петрович подолгу бывал в Торопце: ему надо было заключить в своих деревеньках договоры с бывшими крепостными и выдать «уставные грамоты». После реформы доходы от поместья сильно сократились, жить всей семьёй в столице стало не по средствам, и матери, Юлии Ивановне, пришлось в начале 1862 года переехать в село Карева.

Весной этого же года Мусоргский заболел. Чтобы сменить обстановку и подлечиться, он поехал в село Волок Холмского уезда к дальним родственникам. Спокойная, упорядоченная жизнь благотворно повлияла на здоровье. Сочинением и музицированием, чтением он занимался целыми днями.

Осенью 1862 года он возвращается в Петербург с активным желанием работать. Необходимость служить, чтоб иметь средства к существованию, становилась все реальнее. Мусоргский занялся переводами с немецкого и французского знаменитых уголовных процессов, вскоре ему удалось определиться чиновником в Главное инженерное управление. С 1 декабря 1863 года он приступил к службе.

Весной 1865 года нежданно нагрянуло большое горе: умерла мать, самый близкий ему человек. Мусоргский был настолько потрясён, что не мог сочинять, потерял веру в себя.

В 1867 году Мусоргский закончил крупное оркестровое произведение-музыкальную картину «Иванова ночь на Лысой горе».

Известность композиторов «Могучей кучки» росла. Балакирев был приглашён на должность дирижёра симфонических концертов РМО. Он значительно расширил репертуар, включив в него произведения своих современников. Приглашал знаменитых дирижёров, в частности Г. Берлиоза .

Осенью 1868 года весь балакиревский кружок увлёкся сочинением опер. Удачным оказался совет В. Никольского, профессора истории и литературы, друга композитора, писать оперу на сюжет пушкинского «Бориса Годунова».

Эта опера и сделала Мусоргского знаменитым. Поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году, она сразу же была признана выдающимся произведением в некоторых музыкальных кружках. Это была уже вторая редакция оперы, значительно изменённая драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал ее первую редакцию за «несценичность. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара.

Только в конце ноября 1896 году «Борис Годунов» снова увидел свет, но уже в редакции Н. А. Римского-Корсакова , который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» на своё усмотрение. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний».

В Петербурге, выпущен к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возрождается интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

Но на тот момент суровой критики было не избежать. Упрёки были настолько необоснованны, что потрясли композитора, и без того находящегося во власти болезненного нервного возбуждения. Нападки со стороны давних противников (А. Фаминцына, Н. Соловьёва) можно было предвидеть, но разгромной статьи со стороны Ц. Кюи Мусоргский никак не ожидал. «За этим безумным нападением, за этою заведомою ложью я ничего не вижу, словно мыльная вода разлилась в воздухе и предметы застилает!»

Одно из лучших произведений мирового музыкального театра, чей музыкальный язык и драматургия принадлежат уже к новому жанру, складывавшемуся в XIX веке в самых разных странах - к жанру музыкально-сценической драмы, с одной стороны, порывавшего со многими рутинными условностями тогдашнего традиционного оперного театра, с другой стороны, стремившегося к раскрытию драматического действия в первую очередь музыкальными средствами. При этом обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874 гг.), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одного и того же сюжета. Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины ХХ века), сильно отличавшаяся от господствовавших тогда рутинных оперных канонов. Именно поэтому в годы жизни Мусоргского преобладало мнение, что его «Борис Годунов» отличается «неудачным либретто», «многими шероховатостями и промахами».

Такого рода предрассудки во многом были характерны, прежде всего, для Римского-Корсакова, утверждавшего, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. Такое мнение было характерно и для советских учебников музыкальной литературы. В действительности же оркестровое письмо Мусоргского просто не укладывалось в ту канву, которая устраивала, в основном, Римского-Корсакова.

Такое непонимание оркестрового мышления и стиля Мусоргского (к которому тот, действительно, пришёл практически самоучкой) объяснялось тем, что последний был разительно непохож на пышно-декоративную эстетику оркестрового изложения, характерную для второй половины XIX века и, особенно, самого Римского-Корсакова. К сожалению, культивировавшееся им (и его последователями) убеждение о якобы «недостатках» музыкального стиля Мусоргского на долгое время - почти что на столетие вперёд - стали господствовать в академической традиции отечественной музыки.

«Я почти никогда не доволен собою, но тем более, чем когда-либо, склонен думать, что роль моя поболее в уединении и поболее средоточения искусства для», - писал Мусоргский сестре М. И. Глинки , Л. И. Шестаковой.

Гораздо больше увлекает Мусоргского теперь другая работа - сочинение новой оперы. Для материалов к будущей «Хованщине» Мусоргский завёл специальную тетрадку, на которой записал: «Посвящаю Владимиру Васильевичу Стасову мой посильный труд, его любовью навеянный. 15 июля 1872. Мусорянин».

Встречи балакиревского кружка стали реже: лишь бывая в доме Стасова, Мусоргский чувствовал себя в атмосфере по-юношески творческого горения и увлечённости новым искусством. Именно у Стасова он встречался в эти годы с интересными людьми. Таким был, например, талантливый молодой архитектор Виктор Гартман. Позднее Мусоргский напишет Стасову письмо: «Что за ужас! Что за горе! Бездарная дура смерть косит, не рассуждая». В 1874 году в расцвете творческих сил от сердечной болезни умер Гартман. После посмертной выставки художника Мусоргский пишет фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

Цикл был создан как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Форма этого произведения – «сквозная» сюита-рондо со спаянными между собой разделами, где основная тема-рефрен («Promenade») выражает смену настроений при прогулке от одной картины к другой, а эпизодами, связанными этой темой, являются сами образы рассматриваемых картин. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которых принадлежит Морису Равелю (одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского).

Параллельно все ещё шла работа над «Хованщиной», одновременно композитор работал и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» Мусоргский почти успел закончить - но, за исключением двух фрагментов, опера не была инструментована; последнее было сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину» (опять-таки, с собственными переделками) и приспособил её для сцены.

«Хованщина» была исполнена на сцене Санкт-Петербургского музыкально-драматического кружка в 1886 г. под управлением С. Ю. Гольдштейна на сцене Кононовского зала. В 1960 г. композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал свою редакцию оперы «Хованщина», в которой произведение Мусоргского сейчас и ставится по всему миру. (Среди существующих на сегодняшний день редакций оперы, выполненных другими композиторами, наиболее близкими к оригиналу можно считать оркестровку Шостаковича и завершение последнего действия оперы, сделанное Стравинским.) Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. Но этой музыкальной драмы на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта), написанной на собственный текст, ещё в большей степени, чем «Бориса Годунова», коснулось скептическое отношение коллег.

Произведение это он писал с большими перерывами, и к моменту его смерти оно осталось неоконченным.

Для «Сорочинской ярмарки» он успел сочинить два первых акта, а также для третьего действия: «Сон Парубка» (где он использовал переделку своей симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ещё для неосуществлённой коллективной работы - оперы-балета «Млада»), «Думку Параси» и «Гопак». Опера эта нам известна в редакции выдающегося музыканта В. Я. Шебалина.

Все хуже становились дела на службе: начальство было недовольно его частыми пропусками. Материальное положение становилось похожим на настоящую нужду. За задолженность его выселили из квартиры. Несколько лет композитор провёл в доме своего друга - П. Наумова, флотского офицера, страстного поклонника музыки и творчества Мусоргского.

В 1870-е годы на слова Голенищева-Кутузова он пишет вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Образ Смерти уже много лет занимал композитора, углублялся в его сознание и находил всё более совершенные формы воплощения.

Последние годы жизни были отмечены встречей с Балакиревым, который на тот момент постепенно выходил из душевного кризиса, гастрольной поездкой по югу России, ставшей последним ярким событием. Лето 1880 года Мусоргский проводит на даче у певицы Леоновой. А с осени выполняет обязанности концертмейстера у неё в классах. Но здоровье композитора было подорвано, он стал болеть всё чаще и чаще. В 1881 году его снова выставили из квартиры за неуплату. На одном из концертов с ним случился приступ болезни - глубокий обморок. Поместить композитора в госпиталь тоже оказалось проблемой. Только после того как его выдали за «вольнонаёмного денщика», его уложили в больницу.

Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. Но при всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для его здоровья, быта и интенсивности творчества. Вследствие этого после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства Мусоргский был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.

Композитор скончался 16 (28) марта 1881 года ранним утром. Ему было всего 42 года. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет Мусоргского был написан Ильёй Репиным в госпитале всего за несколько дней до смерти композитора.

Произведения Мусоргского, во многом предвосхитившие новую эпоху, оказали громадное влияние на композиторов ХХ века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграли важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К. Дебюсси и М. Равеля (по их собственному признанию). Стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л. Яначека, И. Стравинского, Д. Шостаковича (характерно, что все они - композиторы славянской культуры), А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана и многих других.