Административные и экономические реформы Петра I.

Петр Великий - одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Петр никогда не был простым поклонником иностранных вещей. Он высоко ценил знания и методы, импортированные с Запада; но только потому, что они были теми основами, на которых можно было построить новую Россию, о которой он мечтал и для которой работал.

При Петре I Россия впервые ощутила себя как периферию Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми учреждениями - все это представляет картину деятельности и умственной и физической, которую ни один правитель в современной истории не был способен превзойти. Эта страсть к деятельности отметила каждый аспект его собственной психологии и системы ценностей. Тем не менее, некритичное восторженное отношение к Петру I, ставшее почти всеобщим к концу его правления, стыдливо игнорировало степень, в которой его работа осталась незаконченной, и препятствия, с которыми она столкнулась из-за географических, физических и человеческих особенностей России.

Конечно, как и любой человек, Петр не мог предвидеть всех последствий, порой отдаленных и косвенных, своих действий. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, Россия переживала переломный момент своей истории. Там, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи.

Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий . Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство . История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Программа экономических преобразований Петра I включала: - развитие крупной промышленности; - внешней и внутренней торговли; - сельского хозяйства; - содействие развитию ремесла; - расширение водных путей сообщения; - укрепление финансов страны. Но при этом она предполагала неограниченное вмешательство государства в жизнь подданных, строгое регулирование. Создавалась крупная промышленность, присоединение балтийских портов, подъем сельскохозяйственного производства, т.е. внедрение лучших культур, улучшение породы скота, изменение способов землевладения. Также были введены привилегии для указных мануфактур, т.е. беспошлинное право на продажу и покупку товаров; развитие компанейской формы предприятий; использование на мануфактурах государственных крестьян для подсобных работ .

Внешнеторговая политика строилась на основе опеки и контроля в области торговли. Главные отрасли внешнеторгового оборота манипулирование казной с целью привлечения денег и удержания их в стране и поддержки крупной промышленности использовались таможенные пошлины. В 1724 г. создан первый в России таможенный тариф, которые удерживались в иностранной валюте и принимались в казну по пониженному курсу. Финансовая политика позволила осуществить ряд мероприятий: - впервые организована собственная добыча серебра; - запрещен вывоз золота и серебра за границу; - усилен выпуск серебряных монет и новых номиналов; - выпущены серебряные рубли; - уменьшено содержание серебра в монете, замена мелких серебряных монет на медные;

Расширен выпуск медной монеты для увеличения дохода казны; - обязали русских купцов сдавать казне в обмен на монету по установленному курсу все золото и серебро вырученное от продажи товаров; - учредить систему центрального государственного управления в виде коллегий; - реформа налогообложения.

По указу Петра I в Академии наук упреждены изучения и преподавания экономических наук. Эти реформы сыграли большую роль в историческом развитии России . В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.). Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники.

На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещикавладельца . Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они… получат милость" . Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.

Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале.

Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру . Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели .

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории. Взглянув на сегодняшнюю ситуацию в стране, невозможно не заметить отставания ее от лидирующих стран во многих сферах, и, вероятно, это отставание будет продолжаться до тех пор пока не появится «новый» Петр I - «второй Петр I». Возможно, и в этом заключается одна из особенностей менталитета нашего народа. В каждом периоде жизни государства Российского, в критический момент истории появлялся свой Реформатор: Х век - Владимир; ХVII-ХVIII в - Петр I; ХVIII - Екатерина II; ХIХ - Александр II.

Список литературы

1. Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И.Павленко. - М.: Мысль,1990. - С. 115.

2. Соловьев С.М. Об истории новой России / С.М.Соловьев. - М.: Просвещение, 1993. - С.48.

3. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М.Соловьев. - Москва, 1989. - 768с.

4. Клочков М. Население Руси при Петре Великом по переписям того времени / М.Клочков. - Том 1. - С. Петербург, 1911. - С.156.

5. Андерсон М.С. Петр Великий / М.С.Андерсон. - Ростов-на-Дону, 1997. - 352 с.

6. Карфенгауз Б.Б. Россия при Петре Первом / Б.Б.Карфенгауз. - Москва, 1955. - 175 с.

7. Ключевский В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский. - Москва, 1991. - 624 с.

8. Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого / А.Г.Коломиец // Финансы, 1996.

Леонова Е.В., Журба В.В.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Экономика России в 17 веке значительно отставала от европейских стран. Поэтому экономическая политика Петра 1 была направлена на создание условий для экономического развития страны в настоящем и будущем. Отдельно следует отметить, что основное направление развития экономики той эпохи заключалось в развитии, прежде всего, военной промышленности. Это важно понимать, поскольку всё правление Петра 1 проходило в период войн, главный из которой была Северная война.

Экономика эпохи Петра и должна рассматриваться с точки зрения в следующих компонентов:

Состояние экономики к началу эпохи

Экономика России до прихода к власти Петра 1 насчитывала огромное количество проблем. Достаточно сказать, что в стране, обладающие огромным количеством природных ресурсов, не было необходимого материала для собственного обеспечения даже нужд армии. Например, метал для пушек и артиллерии закупался в Швеции. Промышленность находилась в упадническом состоянии. По всей России было всего 25 мануфактур. Для сравнения в Англии в этот же период действовало более 100 мануфактур. Что касается сельского хозяйства и торговли, то здесь действовали старые правила и эти отрасли практически не развивались.

Особенности развития экономики

Великое посольство Петра в Европу открыло перед царем проблемы, которые были в российской экономике. Эти проблемы усугубилось с началом Северной войны, когда Швеция прекратила поставку железа (металла). В результате Петр I был вынужден переплавлять в пушки церковные колокола, за что церковь его называла едва ли не антихристом.

Экономическое развитие России в годы царствования Петра 1 было направлено на развитие прежде всего армии и флота. Именно вокруг этих двух составляющих шло развитие промышленности и других объектов. Важно отметить, что с 1715 года в России стало поощряться индивидуальное предпринимательство. Более того, часть мануфактур и фабрик передавались в частные руки.

Основные принципы экономической политики Петра 1 развивались по двум направлениям:

  • Протекционизм. Это поддержка отечественного производителя и поощрение вывоза товара за границу.
  • Меркантилизм. Преобладание вывоза товара над ввозом. Экономическими терминами - экспорт преобладает над импортом. Это делается для концентрации денежных средств внутри страны.

Развитие промышленности

К началу правления Петра I в России было всего 25 мануфактур. Это крайне мало. Страна не могла себя обеспечить даже самым необходимым. Именно поэтому начало Северной войны было таким печальным для России, поскольку отсутствие поставок того же железа из Швеции делало невозможным ведение войны.

Главные направления экономической политики Петра 1 развевались по 3-м основным направлениям: металлургическая промышленность, горнодобывающая промышленность, кораблестроение. Всего к концу правления Петра в России действовало уже 200 мануфактур. Наилучшим показателем того, что система управления экономикой работала, является факт, что до прихода к власти Петра Россия была одним из крупнейших импортеров железа, а после Петра 1 Россия вышла на 3-еместо в мире по производству железа и стала страной экспортером.


При Петре Первом начали формироваться первые промышленные центры в стране. Вернее такие промышленные центры были, но значимость их была незначительной Именно при Петре происходит формирование и подъем промышленности на Урале и на Донбассе. Обратная сторона роста промышленности - привлечение частного капитала и тяжёлые условия для рабочих. В этот период появились приписные и посессионные крестьяне.

Посессионные крестьяне появились по указу Петра 1 в 1721 году. Они становились собственностью мануфактуры и были обязаны там трудиться всю свою жизнь. Посессионные крестьяне пришли на смену приписным, которые набирались из числа городских крестьян и приписывались к определенной фабрике.

Историческая справка

Проблема крестьян, выразившаяся в создании посессионного крестьянства, была связана с отсутствием квалифицированной рабочей силы в России.

Развитие промышленности в петровскую эпоху отличалось следующими особенностями:

  • Бурное развитие металлургической промышленности.
  • Активное участие государства в экономической жизни. Государство выступало в роли заказчика всех объектов промышленности.
  • Привлечение подневольного труда. С 1721 года заводам разрешено покупать крестьян.
  • Отсутствие конкуренции. Как следствие у крупных предпринимателей отсутствовало желание развивать свою отрасль промышленности, поэтому в России и была долгая стагнация.

В развитии промышленности у Петра было 2 проблемы: слабая эффективность государственного управления, а также отсутствие интересов у крупных предпринимателей для развития. Решилась это всё просто - царь стал передавать, в том числе и крупные предприятия, в управление частным собственникам. Достаточно сказать, что уже к концу 17 века известная семья Демидовых контролировала 1/3 всего российского железа.

На рисунке представлена карта экономического развития России при Петре 1, а также развитие промышленности в европейской части страны.

Сельское хозяйство

Рассмотрим какие изменения произошли в сельском хозяйстве России в период правления Петра. Экономика России при Петре I в области сельского хозяйства развивалась по экстенсивному пути. Экстенсивный путь, в отличии от интенсивного, предполагал не улучшение условий труда, а расширение возможностей. Поэтому при Петре началось активное освоение новых пашенных земель. Наиболее быстро земли осваивались в Поволжье, на Урале, в Сибири. При этом Россия продолжала оставаться аграрной страной. Примерно 90% населения проживало в деревнях и занималась сельским хозяйством.

Ориентация экономики страны на армию и флот отразилась и на сельском хозяйстве России 17 века. В частности именно из-за этой направленности развития страны пошло развитие овцеводства и коневодства. Овцы были нужны для снабжение флота, а кони для формирования кавалерии.


Именно в петровскую эпоху в сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда: коса и грабли.Эти инструменты закупались из-за границы и навязывали с местным хозяйством. С 1715 каком году Пётр I издал Указ по расширению посева табака и конопли.

В результате была создана система сельского хозяйства, при котором Россия могла прокормить себя самостоятельно, а также впервые в истории начала продавать зерно за границу.

Торговля

Экономическая политика Петра 1 в области торговли в целом соответствует общему развитию страны. Торговля также развивалась по протекционистскому пути развития.

До петровской эпохи вся крупная торговля велась через порт в Астрахани. Но Петр Первый, страшно любивший санкт-петербург, собственным указом запретил вести торговлю через Астрахань (Указ подписан в 1713 году), и потребовал полный перенос торговли в санкт-петербург. Особого эффекта для России это не принесло, но это был важный фактор для усиления позиций санкт-петербурга как города и столицы Империи. Достаточно сказать, что Астрахань в результате этих изменений сократила торговый оборот примерно в 15 раз, и город постепенно стал утрачивать свой богатый статус. Одновременно с развитием порта в санкт-петербурге активно развивались порты в Риге, Выборге, Нарве и Ревеле. При этом на санкт-петербург приходилось примерно 2/3 внешнеторгового оборота.

Поддержка внутреннего производства достигалась за счет введения высоких таможенных пошлин. Так, если товар производился в России, то его таможенная пошлина составляла 75%. Если же ввозимый товар в России не производился, то его пошлина варьировалась в диапазоне от 20% до 30%. При этом оплата пошлины производилась исключительно в иностранной валюте по выгодному для России курсу. Это было необходимо для получения иностранного капитала и получения возможности закупки необходимого оборудования. Уже в 1726 году объем экспорта продукции из России в 2 раза превосходил объем импорта.

Основные страны, с которыми Россия вела торговлю в те времена, Англия и Голландия.


Во многом для развития торговли шло развитие транспорта. В частности были построены 2 крупных канала:

  • Вышневолоцкий канал (1709 год).Этот канал соединял реку Тверцу (приток Волги) с рекой Мстой. Оттуда через Ильмень-озеро открывался путь в Балтийское море.
  • Ладожский Обводной канал (1718 год). Шел в обход Ладожского озера. Этот обход был необходим, поскольку озеро было неспокойным и суда по нему передвигаться не могли.

Развитие финансов

У Петра 1 была одна странность - он очень сильно любил налоги и всячески поощрял людей, которые новые налоги придумывали. Именно в эту эпоху налоги были введены практически на всё: на печи, на соль, на государственные бланки и даже на бороды. В те времена даже шутили, что налогов нет только на воздух, но скоро появятся и такие налоги. Увеличение налогов и их расширение приводило к народным волнениям. Например, астраханское восстание и восстание Кондратия Булавина - основные крупные недовольства народных масс той эпохи, но были еще и десятки мелких выступлений.


В 1718 году царь проводит свою известную реформу, введя подушную подать в стране. Если раньше налоги уплачивались со двора, то теперь с каждой души мужского пола.

Также одним из главных начинаний было проведение финансовой реформы 1700-1704 годов. Основное внимание в этой реформе уделялось чеканке новых монет, приравнивание количества серебра в рубле с серебром.Сам же вес российского рубля был приравнен к голландскому гульдену.

В результате финансовых изменений был увеличен рост доходов в казну примерно в 3 раза. Это было большим подспорьем для развития государства, но сделало практически невозможным проживание в стране. Достаточно сказать, что за петровскую эпоху население России сократилось на 25%, с учетом всех новых территорий, которые завоевал этот царь.

Последствия экономического развития

Основные итоги экономического развития России в первой четверти 18 века, во время правления Петра 1, которые можно считать главными:

  • Рост числа мануфактур в 7 раз.
  • Расширение объема выпускаемой продукции внутри страны.
  • Россия вышла на 3-е место в мире по выплавке металла.
  • В сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда, которые в дальнейшем доказали свою эффективность.
  • Основание санкт-петербурга и завоевание Прибалтики расширили торговые и экономические связи с европейскими странами.
  • Основным торговым и финансовым центром России стал санкт-петербург.
  • За счет уделения внимания государством торговле, выросла значимость купечества. Именно в этот период они утвердились как сильный и влиятельный класс.

Если рассмотреть эти пункты, то сама собой напрашивается положительная реакция на экономические реформы Петра 1, но здесь важно понимать, какой ценой всё это достигалось. Очень сильно увеличилась налоговая нагрузка на население, что автоматически вызвало обнищание большинства крестьянских хозяйств. Кроме того необходимость развития экономики бурными темпами фактически способствовало укреплению крепостного права.

Новое и старое в петровское экономике

Рассмотрим таблицу, где представлены основные аспекты экономического развития России в эпоху правления Петра 1, с указанием того какие аспекты были до Петра, а какие появились при нём.

Таблица: черты социально-экономической жизни России: что появилось, и что сохранилось при Петре 1.
Фактор Появился или сохранился
Сельское хозяйство как основа экономики страны Сохранилось
Специализация экономических районов Появилось. До Петра специализация была незначительной.
Активное промышленное освоение Урала Появилось
Развитие поместного землевладения Сохранилось
Складывание единого всероссийского рынка Появилось
Мануфактурное производство Сохранилось, но значительно расширилась
Политика протекционизма Появилось
Приписка крестьян к заводам Появилось
Превышение экспорта товаров над импортом Появилось
Строительство каналов Появилось
Рост числа предпринимателей Появилось

Относительно роста числа предпринимателей нужно отметить, что Петр 1 этому активно способствовал. В частности он разрешал любому человеку, вне зависимости от его происхождения, проводить исследования нахождение полезных ископаемых и на месте нахождения обосновывать собственные заводы.

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.
При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи.

В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п.

Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун) , а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

ВВЕДЕНИЕ К РЕФЕРАТУ

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос­сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер­ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили из­менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели­чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промыш­ленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо­зяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыду­щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра­нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло­дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс­тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен­ный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс­твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура­ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Состояние финансово-кредитной системы России в конце ХVII – начале ХVIII веков.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII век. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

В конце XVII-начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.

Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра Великого к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.

После хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился. Это было вызвано прежде всего началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. рублей.

Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата.

При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала. О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа А.В.Макарова: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».
Роль финансов в экономической политике Петра I.

Реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории.

Около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др.

Грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в "Книге о скудости и богатстве" (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении "законности" крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительное вознаграждение. Указ " Горная свобода" деректировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. Нехватка денег тормозила исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.

«Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и предназначались в основном для местных рынков и торжков.

Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства.

За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб. серебряной монеты, главным источником выпуска которой был передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные нужды.

Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

Так как выпуск наличных денег не привел к значительному увеличению поступлений доходов в казну, главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40, резко увеличились и сами ставки налогов. Это были прямые, обыкновенные косвенные и чрезвычайные налоги. Для пополнения казны была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. Для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719-1724 гг. выявила почти 5.5 миллионов ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп.

Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями – «ревизских душ».

Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% и так далее.

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание.
Заключение.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура­ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос­тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ­ление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и при­нуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой истории.

Список используемой литературы.

1. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи» //Вопросы истории – 1989 -№7 с. 3-20

2. Белоусов Р.А «Из истории денежного хозяйства Руси» // Экономист – 1997 -№6 с.75-81

3. Белоусов Р.А. «Становление государственных финансов в России » //Финансы –1998 - №2 с. 58-60

4. Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. М.: Планета, 1991 –797с.

5. Колитамов Е.М. Финансы средневековой Руси – М: Наука –1988 –246 с.

6. Коломиец А.Г. «Финансовая политика правительства Петра Великого» //Финансы –1996 -№5 с.54-60

7. Пушкарева В.М. «Генезис категории «налог» в истории финансовой науки» //Финансы – 1999 -№6 с.33-36

Армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров. Лишь они могли обеспечить России господство в Балтийском море. Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему: · создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их · появление целой плеяды талантливых полководцев: Меньшиков, Шереметев, ...

Монополии на соль, государство открыто прибирало к своим рукам прибыльную отрасль, а кроме того реализовывало её продукцию получая 100%-ю добавочную прибыль. В числе мер относительно торговли первого этапа экономической реформы указ 1699 г., согласно которому все торгующие люди были обязаны записаться в посад, в противном случае их деятельность запрещалась. Эта мера была принята с целью улучшения...

ВВЕДЕНИЕ К РЕФЕРАТУ

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос­сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер­ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили из­менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели­чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промыш­ленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо­зяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыду­щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра­нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло­дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс­тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен­ный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс­твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.

Состояние финансово-кредитной системы России в конце Х VII – начале Х VIII веков.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII век. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

В конце XVII-начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.

Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра Великого к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.

После хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился. Это было вызвано прежде всего началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. рублей.

Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата.

При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала. О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа А.В.Макарова: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».
Роль финансов в экономической политике Петра I .

Реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории.

Около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др.

Грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в "Книге о скудости и богатстве" (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении "законности" крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительное вознаграждение. Указ " Горная свобода" деректировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. Нехватка денег тормозила исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.

«Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и предназначались в основном для местных рынков и торжков.

Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства.

За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб. серебряной монеты, главным источником выпуска которой был передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные нужды.

Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

Так как выпуск наличных денег не привел к значительному увеличению поступлений доходов в казну, главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40, резко увеличились и сами ставки налогов. Это были прямые, обыкновенные косвенные и чрезвычайные налоги. Для пополнения казны была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. Для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719-1724 гг. выявила почти 5.5 миллионов ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп.

Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями – «ревизских душ».

Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% и так далее.

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание.
Заключение.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура­ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос­тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ­ление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и при­нуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой истории.

Список используемой литературы.

1. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи» //Вопросы истории – 1989 -№7 с. 3-20

2. Белоусов Р.А «Из истории денежного хозяйства Руси» // Экономист – 1997 -№6 с.75-81

3. Белоусов Р.А. «Становление государственных финансов в России » //Финансы –1998 - №2 с. 58-60

4. Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. М.: Планета, 1991 –797с.

5. Колитамов Е.М. Финансы средневековой Руси – М: Наука –1988 –246 с.

6. Коломиец А.Г. «Финансовая политика правительства Петра Великого» //Финансы –1996 -№5 с.54-60

7. Пушкарева В.М. «Генезис категории «налог» в истории финансовой науки» //Финансы – 1999 -№6 с.33-36

8. Финансово-кредитный словарь т.1 / под. Ред. Дьяченко – М: Госкомиздат, 1961 –663с.