Есть ли сейчас митрофанушки. Школьникам объясняют на «Недоросле»: быть митрофанушкой старомодно

Сочинение на тему современные Митрофанушки можно написать после знакомства с произведением Фонвизина под названием . Именно там мы встречаемся с Митрофаном, которого в произведении называли ласкательно Митрофанушкой.

Так кто же они, современные Митрофанушки в ? Какие они? Конечно же, необходимо вернуться к комедии Фонвизина, и познакомиться с недорослем Митрофанушкой. Вообще, уже само имя говорит о том, что этот человек, подобен матери. Мать же его Простакова была злой ко всем окружающим, особенно к крестьянам. Одного лишь сына любила и всячески его баловала. Так Митрофан в 16 лет еще не служил, хотя молодые люди уже в 15 лет должны были отправляться на государеву службу. Однако нашего героя волнует лишь одно, как досыта поесть, как хорошо выспаться, и где бы погонять голубей. Мать же всячески поощряет его, говоря, чтобы он пошел и порезвился.

Знакомясь с произведением, мы понимаем, что это недалекий маменькин сынок, который к тому же был необразованным человеком. Мать пыталась дать ему какие-то знания, но в основном дает напутствие учиться для виду, чтобы со стороны казалось, как он усердно трудится. Это невежественный человек, который даже к матери относится пренебрежительно, без уважения. Его отношение к матери мы видим в конце комедии, когда он грубо ответил матери, что потеряла она свою власть. Он попросту крикнул ей в ответ, чтобы та отвязалась от него.

Современные Митрофанушки

Итак, познакомившись с героем произведения Недоросль, в своей работе на тему современные Митрофанушки мы можем ответить на вопрос о том, кто они современные Митрофанушки. При этом достаточно лишь откинуть изображенное прошлое 18 века в произведении Фонвизина и перенести характер Митрофанушки в наш двадцать первый век. И что мы видим? А мы видим таких же современных недорослей, что подобны Митрофану. Многие из нас не любят учиться, ленятся и с удовольствием живут за счет своих родителей. Разве это не Митрофанушки? Как по мне, это самые настоящие недоросли в том самом смысле, которым наделил данное слово Фонвизин. Современные Митрофанушки — это также дети богатых родителей, избалованные и которые не ценят то, что получили просто так, благодаря умению родителям крутиться, зарабатывать и их умению жить.

Современные Митрофанушки — это те, кто хочет прославиться, не приложив к этому никаких усилий, скажем, за счет других. А вообще, если смотреть правде в глаза, современный Митрофанушка имеется в каждом из нас. Может это лишь какая-то часть его характера, а может и полное его подобие. Многие из нас ленятся, многие грубят взрослым, не умеют общаться со сверстниками. Есть среди нас и те, кто мало тянется к знаниям, заканчивая учебу, благодаря стараниям родителей и их деньгам. И здесь важно, как мне кажется, вовремя искоренить эти митрофанушкины черты характера, чтобы потом никто вас не смог сравнить с Митрофанушкой из комедии Фонвизина.

Если детально разобраться, то людей, которые подходят под образ Митрофанушки из знаменитой комедии Фонвизина – огромное множество. Необходимо, так же, освятить тот факт, что из всех произведений, которые были созданы в ту эпоху, только «Недоросль» Д.И. Фонвизина, ставится и на сегодняшний день. Это говорит о том, что комедия абсолютно не утеряла свою злободневность и актуальность.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли «Митрофанушки» и в наше время, необходимо сначала выяснить, что же означает слово «недоросль». До появления комедии, это слово абсолютно не было ироничным. Так называли детей дворян, которые не достигли 15-го возраста. Именно, по достижению этого возраста, согласно Указу царя Петра Первого, юноша имел право поступать на службу.

У Фонвизина же, это слово приобретает иронический и юмористический характер. Он переводит слово «недоросль», из возрастной плоскости, в плоскость умственного и социального развития. «Дорос годами, да не дорос мозгами» - именно так многие критики характеризовали главного героя комедии, чье имя уже два века, как стало нарицательным. И верно, при упоминании этой комедии, практически у всех первая ассоциация - это несчастный Митрофанушка. У многих, кроме смеха и иронии, он вызывает жалость.

Давайте, более детально проанализируем этот образ. То, что он невежда, абсолютно необразованный и не воспитанный, не только его вина. Такое «наследство» он получил от своих родственников. Простаковы–Скотинины, на протяжении всего своего рода, никогда не имели умных и грамотных людей. Большинство из родственников, не умело даже читать! Сама же барыня Простакова – злая, жестокая безграмотная и деспотичная особа, была абсолютно уверена, что образование для дворян – это лишнее. Муж для нее не существовал, как личность, Софью она ненавидела и считала нахлебницей. Между тем, она весьма побаивалась своего брата с огромными кулачищами, который больше всего в жизни, обожал свиней, и когда задумал жениться, то непременно хотел завести своих поросят.

Такой же страх передался и Митрофану. Автор не зря его так назвал. Слово «Митрофан», дословно означает «похож на мать». Именно этим обстоятельством, Фонвизин и подчеркивает то, что какая атмосфера и какие принципы царят в семье, то же самое передается и детям. И результат себя ждать не заставил. Митрофанушка с большим удовольствием обсуждает дверь, называя ее, то «существительным», то – «прилагательным». Он не хочет и не желает учиться, так как ему не был привит к этому интерес. Ему даже в голову не может прийти, что можно быть полезным обществу.

Хотя, со времен написания комедии и прошло более двухсот лет, проблемы воспитания в семье, очень актуальны и на сегодняшний день. Тем детям, которым не прививают с раннего детства интерес к знаниям, те дети, которые растут в неблагополучных семьях, или, наоборот, в очень богатых, где выполняют каждый детский каприз и желание, именно в таких случаях и вырастают из таких наследников, «Митрофанушки», которые не приучены к труду, которым антипатичны нравственные ценности и все остальное. К сожалению, случаев с «недорослями», в современном обществе, очень и очень много

Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями?

Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, - половина, если не большая часть России. В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушинься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?»

И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки - нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями.

Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П.А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана - невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время?

В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало пьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разнежась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу.

Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеевне вполне мог принадлежать и Простаковой: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю...» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни.

Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличие от привыкшей Еремеевны, сильно расстроилась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей.

Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать.

В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой - всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе- ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее - высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных Митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа.

Чтобы ответить на вопрос “Есть ли сейчас Мит­рофанушки?”, вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику - гениальной комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.

“Недоросль” - не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только “Недоросль” все еще ставится на сцене.

Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина

во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово “дверь” - то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.

До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово “недо­росль” впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком

значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.

Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать “все несчастные следствия дурного воспитания”. Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.

Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных - Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова - урожденная Скотинина - злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей - естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.

Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.

Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?

Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. “В сей комедии, - писал П. А. Вяземский, - так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину”.

Комедия Фонвизина “Недоросль” направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех “тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами - источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.

Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, “скотство”, “свинство”, только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость “образованности” - наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.

Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном - агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.

Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на “ты”… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы “болезни” и будем ли с ними бороться.

Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: “…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам”.

Глоссарий:

– сочинение на тему современные митрофанушки

– сочинение на тему Митрофанушка

– сочинение на тему воспитание митрофана

– современные митрофанушки

– есть ли сейчас митрофанушки


Другие работы по этой теме:

  1. Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в...
  2. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка –...
  3. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене....
  4. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех...

Публикации раздела Литература

Недоросль. 10 фактов из жизни Митрофанушки

«Не хочу учиться, а хочу жениться» - жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности. Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе . На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии - лучшие авторские характеристики . В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет - уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» - госпожи Простаковой. Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин - герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н.И. Калиты. 1958

Иллюстрация комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

История недорослей в России . Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Недоросль - необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены . За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях. Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве. Московская цензура рисковать не стала. Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга. «Недоросль» пережил множество любительских постановок. В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь .

Автор, он же режиссер . Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» - Иван Дмитриевский. Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики. Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.

«Умри, Денис, лучше не напишешь» - фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом. По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой. По другой версии - лестный отзыв принадлежит Державину . «Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».

«Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин. «Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Смехом казнить пороки . Главную свою задачу своего времени комедия выполнила сполна. «Слишком верные списки с натуры», - говорил о персонажах «Недоросля» Белинский; «Всё взято живьем с природы», - вторил коллеге Гоголь; первой народной комедией называли «Недоросля» декабристы. «Единственный памятник народной сатиры», - называл произведение «русского Мольера» Пушкин .

От бытовой комедии к сатирическому журналу . В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а спустя пять лет Денис Фонвизин пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» - по имени самого рассудительного героя комедии. Журнал запретила императрица Екатерина II.

«Недоросль» в любимцах и у современных режиссеров . История о Митрофанушке - в репертуаре самого северного театра в мире - Норильского заполярного , а также Рязанского и Нижегородского тюзов. С музыкой Дмитрия Шостаковича и русскими народными мелодиями комедию представляет Детская филармония Петербурга. А в 2015 году «Недоросль» стал еще и мюзиклом - с легкой руки композитора Александра Журбина.

30-летний юбилей Митрофанушки в Малом театре . Современная версия «Недоросля» на этой сцене начинает отсчет с 1986 года. Сыграно более 700 спектаклей. «Надоело ужасно, - вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародума, - но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я понял… что им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления…»