Какие проблемы поднимает гончаров в обломове. Социальная и нравственная проблематика романа обломов

Введение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.

В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.

Социально-психологическая проблематика «Обломова»

Вопрос национального характера

Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем. Затрагивая тему «обломовщины» Гончаров не мог обойти вопросы национального характера, основанных на различиях и сходстве русского менталитета и европейского. Не случайно Обломову – носителю русского менталитета и русских ценностей, воспитанному на национальных сказках, противопоставлен практичный и работящий Штольц, родившийся в семье русской мещанки и немца-предпринимателя.

Многие исследователи характеризуют Штольца как некое подобие машины – совершенного автоматизированного механизма, работающего ради самого процесса работы. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ живущего в мире мечтаний и иллюзий Обломова. Если Илье Ильичу с детства прививали только единонаправленные «обломовские» ценности, которые и стали для него ведущими, то для Штольца полученные от матери, схожие с «обломовскими» ценности были забиты привитыми отцом европейскими, «немецкими» ценностями. Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом. Он постоянно ищет себя, пытается понять цель и смысл своей жизни, но не находит их, – о чем свидетельствуют попытки Штольца всю жизнь стать ближе к Обломову как к источнику исконно русских ценностей и спокойствия души, которых ему не хватало в жизни.

Проблема «лишнего героя»

Из проблемы изображения национального характера проистекает следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов» – проблема лишнего человека и проблема самоотождествления личности со временем, в котором он живет. Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку. Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени – даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желанное – атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений – не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.

Философская проблематика

Тема любви

В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы. Кроме того, у Ольги и Обломова были разные понимания сути любви – Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути. Для девушки любовь была тесно связана с долгом, обязывающим ее вытащить Илью Ильича из «болота» Обломовщины.

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.

Заключение

Раскрытые вопросы не исчерпывают идейной глубины произведения, а только представляют собой анализ проблематики «Обломова» кратко. Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем же счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствие? Автор только приближает читателя к решению этой извечной дилеммы, верным выходим из которой, возможно, является гармония двух ведущих в нашей жизни начал.

Тест по произведению

Урок 1

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.)

Основные этапы жизни и творчества.

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. Знакомство с романом «Обломов» и его структурный анализ

Оборудование : портрет И. А. Гончарова кисти друга И. А. Гончарова Н. А. Майкова; образцы таблиц, которые учащиеся будут заполнять.

Личностные УУД: Самостоятельно подготовленные сообщения (в том числе и из Интернета); Действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

Регулятивные УУД Составление хронологической таблицы по материалам сообщения учащихся и учителя; внесение изменений в собственные ответы, повторение формулировок литературоведческих терминов. Предварительная работа над сообщениями о романе «Обломов». Исторические и литературные источники информации.

Коммуникативные УУД : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ход урока.

    Оформление тетрадей.

Эпиграфы:

В таланте Гончарова главную роль

играет «изящность и тонкость

кисти», «верность рисунка»,

преобладание художественного

мыслью и приговором .

В. Г. Белинский

План.

1. Биографическая и творческая справка. (выступает ученик, заранее подготовивший сообщение о жизни и творчестве писателя)

Знакомство с биографией И. А. Гончарова. (Сообщения учащихся и учителя с одновременным составлением учащимися хронологической таблицы.)

« Обыкновенная история » (работал около 10 лет);

Приступил к « Обломову »

Июль 1849 г.

Симбирск у родных

Задумал « Обрыв»

Лето 1852 г.

Плавание на фрегате «Паллада»

Книга очерков « Фрегат « Паллада»

1855

Старший цензор

1857 (около 2-х месяцев)

Лечение на заграничном курорте Мариенбаде

Семь недель пишет « Обломов»

1859

« Обломов» в № 1 – 4 «Современника»

5 лет

Совет Главного управления по делам печати

1868

Отставка

1869 г.

« Обрыв » (20 лет работы)

1891

Сжёг автографы произведений. Смерть.

2) Общая характеристика романа «Обломов».

Сообщение учителя.

В 1852 г . опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова . Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

Роман «Обломов»: (учащиеся делают записи в тетради)

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

2) Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3 ) 1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный » план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

4) В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада . В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

5) В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная « обломовщина»?

6) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца , борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец . Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

7) 4 – я часть романа посвящена описанию « выборгской обломовщины ». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы , и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток , благодарен . Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

8) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова . Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

9) Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

10) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части . Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

11 ) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку .

12) 6-11 главы этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

13) Кульминация 12 глава 2-й части . Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву . Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части , которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

14 ) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

15 ) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги .

16 ) В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Таким образом , показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой . И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

(в течение лекции учителя учащиеся заполняют таблицу №2)

3. Подведение итога урока, ответы на вопросы, выставление оценок.

Примерные вопросы:

Происхождение писателя? (купеческого рода)

Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)

Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов)

Его профессия? (морской офицер)

Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)

С кем встретился в 1832 г. в Московском университете И. А.? (Пушкиным)

В каком городе провёл служебную часть своей жизни И. А.? (Петербурге)

Кем служил 16 лет? (переводчиком)

Назови 3 романа на «Об…», написанных Гончаровым.

Кто положительно отозвался о романах? (Л. Н. Толстой, Белинский, Добролюбов, Дружинин, Тургенев)

Какое совершил путешествие И. А. на фрегате «Паллада»? (кругосветное)

Где похоронен И. А. Гончаров? (Александрово – Невской лавре)

Сколько частей в романе «Обломов»? (4)

Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? (русско-немецкое)

Героиня романа? (Ольга Ильинская)

4. Дом. задание: 1) 1 – 10 главы, индивидуальные задания:

Кто такой И. И. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1-й главе)

Приёмы характеристики Манилова («Мёртвые души», 2 глава) и Обломова:

а) портрет;

б) обстановка комнаты;

в) личность раскрывается через вещи, которые его окружают.

Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? Из-за чего ссорятся Обломов и Захар? (1, 7-8,10 гл.)

Парад гостей. Рассказать, кто они, из занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (2 – 4 главы).

Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (прошлое) (5 гл.)

Образование Обломова, его отношение к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава)

9 глава «Сон Обломова» Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование.

- Парад гостей:

- Волков:

    «духовное» его увлечение

    Почему в описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия? Найти их.

    Судьбинский.

    Почему этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников? (Каково его «духовное» увлечение? Смысл его жизни? Какую он принёс новость?)

    Беллетрист Пенкин ? Чем он занимается? Каково его «духовное» увлечение?

    Приятель Обломова Алексеев. 2 гл., конец 4 гл. Какого гоголевского героя из «Мёртвых душ напоминает? Что рассказано о его фамилии? Какой образ жизни ведёт?

    Тарантьев . 3, 4 главы. Какого гоголевского персонажа напоминает? Как Гончаров характеризует его? Какие слова употребляет? Привести примеры.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №6

муниципального образования г. Новороссийск

Предмет : литература

Класс: 10 «б»

Тема: Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.

Тип урока : Открытие нового знания.

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» - социально-бытовой роман. Бытовой - потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта - хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы - обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить». Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов – человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром - его слугой. Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу. Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать». Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей. Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено. смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить - душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров говорит о Захаре, что он «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать действительно качественно, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину. Сопоставив все эти качества в одном человеке, Гончаров вывел типического героя, создал собирательный образ, с помощью которого автор показывает, насколько пагубны для обеих сторон барско-крестьянские отношения.

Здесь искали:

  • проблемы в романе обломов
  • обломов проблемы
  • проблемы романа обломов

В романе «Обломов» (1856) И. А. Гончаров задался целью изобразить историю жизни одного дворянина. Он хотел показать доброго и симпатичного человека, который ищет правду, но на каждом шагу встречает ложь и потому впадает в апатию.

Обломов - это разнополярная личность, воплотившая в себе резкие противоположности: пассивная жизненная позиция в обществе и активная внутри самого себя, явление сонного, «заплесневевшего» героя в начале и трогательного и симпатичного во второй части романа. Образ Обломова своей противоречивостью вывал такие же неоднозначные выводы в критике. А. В. Дружинину Илья Ильич дорог как человек, незлобный и нежный, способный при иных обстоятельствах жизни и ином развитии на дела истинной любви и милосердия. Н. А. Добролюбов же видел в Обломове апатичного и бесхарактерного человека с одним неизменным качеством - отвращением от серьезной деятельности.

Первая часть романа «Обломов» посвящена описанию всех подробностей жизни главного героя романа Ильи Ильича Обломова в его петербургском доме, который, в сущности своей, является не чем иным, как частью родного поместья Обломовки, где прошло детство Ильи Ильича. Обломовка - это некий край, отгороженный от всего мира, почти непроезжий уголок, где никто не знает новостей о том, что делается на белом свете. Это золотой сон, сказка и мечта Ильи Ильича. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют там. Нет в Обломовке ни грабежей, ни убийств, ни каких-либо страшных случайностей. «Ни сильные страсти, ни отажные предприятия» не волновали обломовцев. Никто не знал там, беден он или богат, потому что не с чем было ему сравнивать. Обломовка - это тот идеал детства, с которым подходит Илья Ильич к своей жизни.

Поместившись на диване в петербургском доме, Обломов будто вернулся в родные места. Лежание становится его нормальным состоянием. Печать запустения и небрежности видна на всем том, что окружает Обломова: пятна на ковре, забытое полотенце на диване, не убранная со вчерашнего ужина тарелка, хлебные крошки, книга, открытая всегда на одной и той же странице.

Слуга Обломова Захар похож на своего хозяина во всех своих действиях: он не любит суеты, не желает работать и частенько лежит на кушетке. Как Обломов привязан к старому домашнему халату, так и Захар не старается изменить ни своего образа жизни, ни своего костюма, привезенного из деревни, Он такое же порождение Обломовки, как и его барин.

Посетители, приходящие к Обломову, олицетворяют три жизненных пути, по которым мог бы пойти главный герой. Он мог бы стать светским человеком, проводящим жизнь в бездумном веселье, в балах и развлекательных поездках, как Волков. Мог Илья Ильич пойти на службу и стать начальником отделения, как Судьбинский, который занят лишь тем, что старается успеть за всеми переменами в канцелярском деле. Надо ли писать теперь в письмах «примите уверения»? Открыт был для Обломова и путь Пенкина, который стал кем-то вроде писателя. Казалось бы, все эти люди гораздо деятельнее лежащего на диване Ильи Ильича - они куда-то спешат, торопятся. А чем они заняты? Что они в действительности делают? Да ничего. В сущности, их деятельность ничем не важнее для общества, чем лежание Ильи Ильича на диване.

Ничто не нарушает спокойного течения жизни Обломова. Но появление старого друга деятельноо немца Андрея Штольца заставляет беспокоиться русского барина. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки. Он уговаривает его ехать в путешествие. Обломов уже почти соглашается, но в последнюю минуту, несмотря на то, что старый друг ждет его в Парие, остается. Штольц энергичен и деятелен. Он верит в то, что человек должен трудиться. Он постоянно занят какими-то делами: то он куда-то едет, то участвует в каких-то предприятиях. В этом для него счастье. Мать у Штольца русская, и потому немецкое трудолюбие и организованность отца соединяются в его характере с русской романтичностью и мечтательностью матери. Штольц противопоставлен в романе Обломову во всем. Если у Обломова мягкость в чертах, «сонный взгляд», и он обрюзг не по годам, то Штольц весь «составлен из костей и нервов». Илья Ильич - барин, у которого есть свое имение, и ему не нужно трудиться. Штольц же пробивает в жизни дорогу себе сам. Он закончил университет, пользуется успехом на службе, постепенно наживает приличные деньги и собственный дом.

И. А. Гончаров объяснял, почему он не русского поставил в противоположность Илье Ильичу. Дело все в том, что писатель задался целью изобразить застой, болото русской жизни. Поэтому, сравнивая русского Обломова с деятельным и энергичным русским же человеком, он впал бы в противоречие, так как цель его была нарисовать типичный для тогдашней России образ бездеятельного русского барина, а его родовое поместье Обломовку изобразить как всю Россию в миниатюре. Миросозерцание Обломова, по Гончарову, есть продукт реального бытия российского помещика. Илья Ильич - порождение сонного царства Обломовки. Ему не нужно трудиться. Он барин. Притом русский барин. Именно поэтому русскому Обломову противостоит немец Штольц.

Однако образ Штольца не так прост, как кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова и желает помочь ему. Штольц хорошо знает и пониает Илью Ильича. Он, например, не раз говорит о его верном и добром сердце и щедрой душе. Именно Штольц, как никто другой, понимает нравственную суть Обломова. Именно он рассказывает «литератору» историю жизни своего ближайшего друга. Но Гончаров подчеркивает и еще одну очень важную деаль. В конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии и практически приближается к тому, на чем остановился Обломов.

Очень важное место в романе занимает тема любви. Гончаров видел в любви главную силу, которая движет миром. Ольга Ильинская была идеалом Обломова. Она старалась расшевелить, пробудить его, но из их романа ни него не вышло. Ольга, казалось бы, любила Илью Ильича, но, видимо, она любила в нем свою мечту, свой идеал, а не того реального Обломова, коорый существовал на самом деле. В итоге каждый из героев находит свою любовь: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов успокаивается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. По сути своей, Илья Ильич в ее доме снова находит свою Обломовку.

Русский критик Добролюбов высоко оценил этот роман Гончарова. По его мнению, в произведении Гончарова о том, как лежит и спит Обломов, отразилась вся русская жизнь, то явление, которое критик определил как «обломовщину». Обломов сам по себе не является ни глупым, ни апатичным человеком, но российская жизнь сделала его таким. Обломов стоит в ряду таких «лишних» людей, как Онегин и Печорин. Но они были сильными натурами, Обломов же - человек мягкий и слабый. Вряд ли он захочет и сумеет что-то делать, даже если обстоятельства изменятся.

Роман Гончарова не был воспринят критикой однозначно. Если посмотреть на образ Обломова повнимательнее, то за его барством и апатией можно увидеть и нравственный вызов человека современной жизни. Что может изменить его деятельность? Читатель видит, чем заняты его приятели, понимает, к какому концу приходит и Штольц. И если Добролюбов усмотрел в романе кризис и распад крепостнической России, а самого Обломова считал последним в ряду «лишних» людей, то многие другие критики подчеркивали доброту Ильи Ильича. А в жестоком мире уже одно это заслуживает уважения.

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.