Лидеры в классном коллективе. Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы Образ лидера в школьных произведениях

Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, меняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

    Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

    На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

    В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами , обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

    С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками .

    Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

    Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

    После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным , положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

    Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

    Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

    Перевести сформированный детский коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».

Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Главная черта лидера - справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Отличительная особенность положения лидера в группе - закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, знайте: готовится «прикол» или своеобразное приглашение к сотрудничеству (принимать его стоит лишь тогда, когда лидерство однозначно уже переходит к вам).

Можно провести известный тест - изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат - наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства , поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. Не навязывайте ему руководство, ведь подлинным вожаком группы сможет стать тот, кого класс или отряд изберёт для этого при нашей поддержке.

Лидер - это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход.

Уверенность и зачастую бескомпромиссность лидера закрепляется характерным взглядом.

Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет.

Вести за собой имеет право лишь тот, кто уже осознаётся как «свой», кто интуитивно чувствует каждого в группе, быстрее и точнее других откликнется на ещё не прозвучавшие вопрос и просьбу.

При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, скетчей, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Ведёт тот, чья идея наиболее привлекательна, чей образ наиболее полно воплощает общие представления об идеале. Но эта идея и этот образ имеют и соответствующую речевую маску, позволяющую быть всегда впереди. Если нет вдохновляющей идеи - лидер не состоялся.

Лидер - это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уверен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить - это способность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые решения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Наоборот, он предоставит оппоненту право высказываться, будет ждать его суждений, аргументов, будет больше спрашивать, чем отвечать, ибо вопрос - самая выгодная позиция в споре. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим целям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в тупик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не использует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если это литературный язык так называемых мажоров, он владеет им в совершенстве. Если это жаргонный язык рокеров или ностальгистов, жаргон должен быть известен ему лучше всех остальных. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним членом своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружающим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся ситуацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен - соглашается, если нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то защите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, поскольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет - он сам.

Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера . Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы, с тем чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. «Мы не хотим тихого часа, мы вполне взрослые люди». Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое - немедленно «обезглавить» группу, противопоставить ей слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Одна из важных черт речи лидера - эллиптичность, неоконченность речевых структур, умение обрывать свои мысли на самом интересном или на очевидном, тем самым как бы передавая эстафету речи ребятам, которые с восторгом подхватят её.

Создать ситуацию, когда мысль, речь будут незамедлительно продолжены другими, - искусство подлинного организатора, дирижёра детского коллектива.

В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению.

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти - возможности управлять одними при помощи других.

Ещё одно качество лидера вы можете наблюдать: форму обращения. В «Бронзовой птице» есть самые разные персонажи: Кит, Бяшка, Генка, Славка, а есть просто - Миша. Он вожатый - лидер, а лидеров всегда называют по именам, они не имеют кличек и искажающих имя суффиксов. Если вожатого назвали «Михой» - имейте в виду, что функции неформального руководителя перешли к тому, кто назвал его так первым. «Серёга», - рекомендуется новый вожатый. При всей демократичности такого представления педагогический просчёт очевиден: если его так и будут звать Серёгой, всегда отыщется «Маша» или «Андрей», имени которых никто и никогда не исказит.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным - качество, определяющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, - вести никого не может.

Как стать лидером в школьном классе?

Во-первых, нужно хорошо учиться, иметь высокие баллы по предметам, чтобы вас ставили в пример. Вот только становиться «зубрилкой» и занудой нежелательно. Будьте активными, получайте удовольствие от игр, приколов, совместного времяпрепровождения с друзьями.

Надо стать «своими» как для учителей, так и для товарищей. Никаких комплексов, зажатости при общении. Вы должны нравиться противоположному полу, уметь постоять за себя, вызывать интерес у окружающих.

Парни-лидеры нередко активно занимаются спортом, выполняют ответственные поручения взрослых, участвуют в общественных мероприятиях. Девушки большое значение придают своему внешнему виду, манере поведения, они тоже принимают участие , но часто становятся предметом разговора, вызывают зависть у одноклассниц.

Хотя в любом случае лидерские качества необходимы в равной степени как в бизнес-сфере, так и на личном фронте. Так что сегодня, чувак, мы постараемся вдохновить тебя на поиски внутренней харизматичной персоны с помощью очередной подборки отличных . Готов? Поехали!

1. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман

Пусть тебя не обманывает скучное длинное название этой книги: на самом деле мысли и идеи, высказанные в ней, могут вполне считаться достойными твоего драгоценного внимания. Возьми ее в руки и познакомься с классическими уроками межличностной коммуникации, основанными на сопереживании и понимании, ведь это невероятно мощные инструменты, которые абсолютно недооценены в нашем современном обществе. Автор книги описывает, как с помощью эмпатии ты сможешь манипулировать людьми и вести их за собой, ослепляя несчастных ореолом своей харизмы и обаяния. Главное, помни, что мы в ответе за тех, кого приручили.

2. «Сезоны жизни», Джим Рон


Книга-размышление, основная мысль которой сосредоточена на основах человеческого поведения и на том, как оно влияет на оптимальную производительность, личную и профессиональную. Автор книги старается помочь читателю научиться генерировать сложные идеи и упрощать их таким образом, чтобы они приносили скорейшие результаты. Своего рода это еще один учебник о том, как научится жить хорошо. Но в отличие от тонны другой подобной макулатуры эта книга действительно умеет «зацепить» и достучаться до сознания читателя.

3. «Лидер без титула», Робин Шарма


Все книги этого канадского писателя и тренера по лидерству читаются легко и с интересом. «Лидер без титула» – произведение, которое по достоинству оценит как состоявшийся владелец бизнеса, так и те, кто только встал на тернистый путь предпринимательства. Автор пишет: «Чтобы стать великим лидером, для начала стань великим человеком», – и эта мысль красной линией проходит через всю его работу, которая пользуется популярностью как у психологов, так и у простых смертных, озадаченных личностным ростом и саморазвитием.

4. «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл


Мораль сей книги такова, что если ты будешь следовать описанным «законам» лидерства, то лидерство станет следовать за тобой. Произведение Максвелла – это мощный набор принципов, которые очень легко понять, а яркие описательные примеры, сопровождающие каждый пункт, помогут даже самой жалкой тряпке найти в себе зачатки лидерских качеств и применить эти навыки в своей сегодняшней жизни.

5. «Эмоциональный интеллект 2.0», Тревис Бредбери


Оказывается, успешные люди обязаны своему состоянию не cтолько высоким уровнем IQ, сколько EQ – эмоциональному интеллекту. Именно он определяет эффективность взаимодействия человека с окружающими людьми и с миром вообще. Самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений – неотъемлемые составляющие гармоничного эмоционального развития человеческого существа. Как наладить взаимосвязь всех этих компонентов и улучшить качество своей жизни, ты можешь узнать, если прочитаешь книгу Тревиса Бредбери, ну, или просто выпив холодного пива в теплой компании своих лучших друзей.

6. «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке


Книга, написанная командиром атомной подводной лодки ВМС США «Santa Fe», капитаном Дэвидом Марке, – убедительное и четкое руководство для тех, кто хочет поменять русло своей жизнедеятельности, но пока не знает, с чего начать свои поиски. Советы, примеры, инструменты и тактики – все это ты найдешь на страницах этого толкового произведения, где предпочтение отдается практике, нежели теории.

7. «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови


Это одна из самых популярных книг о личностном развитии из всех когда-либо опубликованных. Стивен Кови создал настольное руководство для всех, кто держит в своих руках бразды правления или только задумывается о подобном. Мировой бестселлер, написанный доходчивым языком и не лишенный при этом практичности и юмора, восполнит твои пробелы знаний о лидерстве, как личном так и профессиональном, и задаст верный курс на изменения, на которые ты, наконец-то, решишься.

8. «Как становятся лидерами», Уоррен Беннис


Автор обозначает нехватку лидеров как новую социальную болезнь и стремится своей книгой помочь читателю разобраться в себе, тем самым пополнив ряды врачевателей вышеупомянутого недуга. Листая эти страницы, мы читаем о том, что лидерами не рождаются – ими совершенно точно становятся. Менеджеры любого звена и любой сферы, которые считают инвестиции в свое образование самыми полезными инвестициями, обязательно должны прочитать произведение признанного гуру и тренера по лидерству – Уоррена Бенниса.

9. «От хорошего к великому», Джим Коллинз


Джим Коллинз познакомит тебя с лучшими практиками лидерства, почерпнутыми из опыта известнейших мировых организаций и предприятий. Журнал Forbes включил «От хорошего к великому» в список лучших бизнес-книг, которые издавались за минувшие 20 лет. Эта энциклопедия рекомендуется к прочтению директорам компаний, собственникам бизнеса, директорам по развитию, консультантам менеджмента да и всем тем, кто хочет поднять свою собственную планку и попытаться замахнуться на нечто большее, чем имеет сейчас.

10. «Жизнь на полной мощности», Джим Лоэр и Тони Шварц


Авторы этой книги утверждают, что реальный ключ к высокой производительности не то, насколько хорошо ты умеешь управлять своим временем, а то, насколько ты умело контролируешь свои эмоции и растрачиваемую энергию. Так что, даже если ты сожрал пару собак на планировании и тайм-менеджменте, ты бессилен без крепкого здоровья и стабильного эмоционального состояния. «Жизнь на полной мощности» – это необходимый тебе ускоренный курс по весьма важной тематике: «Благополучие».

«Развитие лидерства в ученическом коллективе»

Введение…………………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………...……………………5

1. Феномен лидерства как социально-психологическое понятие.

1.1.Понятие «лидерство» в социальной психологии………………………….5

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии……………………………………………………………………………….6

2. Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга………..11

2.2. Восприятие лидера группой……………………………………………….12

2.3. Выявление лидера……………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………........17

Приложения……………………………………………………………………….........18

Группа – мощная сила, где «лидерство выступает одним из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия»

Интерес к лидерству берет истоки в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание зарубежных исследователей. В начале девяностого столетия лидерство становится объектом пристального внимания. В 70-х годах появляется масса работ по изучению данного феномена: Дж. Мак-Грегора Бернса, Б. Келлермана, Р. Такера, Дж. Пейджа.

Феномен лидерства как группового явления имеет исключительную значимость и для современного общества. Новые жизненные условия, связанные с переходом к информационному обществу, новой культуре, приобретают усовершенствованные модели поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.

Лидерство - как феномен группового явления приобретает особую актуальность в современных отношениях между людьми.

В любом коллективе, организации складываются формальные и неформальные отношения, где выделяются два типа лидеров: формальный и неформальный.

Формальный лидер – руководитель, который назначается вышестоящим руководством и получает определенные полномочия, без учета мнения подчиненных о его достойной кандидатуре.

Неформального руководитель выдвигается из числа окружающих его людей, равных или близких по статусу. Как бы человек не стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера.

Таким образом, лидерство – социально-психологический феномен группового явления.

Цель работы – изучение лидерства как феномена группового явления.

Объект исследования – обучающиеся 12-13 лет.

Предмет исследования – особенности развития лидерства в ученическом коллективе.

* Изучение и анализ социально-психологической литературы по теме.

* Раскрытие содержания «лидерства» как понятия социально-психологического.

* Рассмотрение методик и выбор оптимального диагностического исследования лидерства в классном коллективе.

* Выявление особенностей лидерства как феномена группового явления.

* Изучение направленности группы в зависимости от характера личности лидера.

* Развитие лидерских качеств через проведение психологического тренинга.

Основная часть

1 Феномен лидерства как социально-психологическое понятие. 1.1. Понятие «лидерство» в социальной психологии.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение и взгляды членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Зигмунд Фрейд понимал лидерство как двоякий психологический процесс: с одной стороны - групповой, с другой – индивидуальный. В основе данных процессов лежит способность притягивать чувство восхищения, обожания и т.д. Принятие людьми одной и той же личности и может сделать эту личность лидером.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или коллективах людей, которые за ним следуют.

Таким образом, лидер – это человек, который обладает особой социальной ролью в обществе: ведущий, планирующий, организатор, управленец деятельностью определенного количества людей, который проявляет более высокий уровень активности по сравнению с остальными членами коллектива.

Доверие к лидеру - это признание его личностных достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Доверие означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в постоянной зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидер (модель), требует от реального лидера соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении данных условий последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются методы воздействия на них. Эти методы призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии.

В настоящее время психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в происхождения лидерства. Рассматривая личные качества лидера, выделяют теорию черт, а также поведенческий и ситуационный подходы.

Теория черт , или "харизматическая теория" рассматривается в исследованиях английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822–1911), который пытался объяснить лидерство в основе которого лежит наследственный фактор. Лидером, по данной теории, может быть лишь такой человек, обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт, харизмой, экстраординарными свойствами и способностями.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог Габриэль Тард (1843–1904) полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм . С этих же позиций личность лидера характеризовал Густав Лебон (1841–1931), отмечая в ней иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а, следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

В американской социальной психологии наборы лидерских черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они являлись основанием для построения систем тестов для выявления возможных лидеров. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских черт.

Поведенческий подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, где есть основа для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. В качестве наиболее значимого аспекта лидерства теперь рассматривалось влияние, которое оказывалось руководителем. В итоге были выявлены два основных вида поведения, свойственных различным лидерам: внимательность и заботливость в отношении к членам своей группы и инициативность. Ренсис Ликерт (1967), придя к похожим результатам в исследовании лидерского поведения, первый тип поведения назвал центрированным на работниках, а второй – центрированным на производстве. Характеризуя оба фактора, Эндрю Хэлпин отмечает, что заботливость является показателем того, в какой мере руководитель, взаимодействуя с членами группы, проявляет дружелюбие, доверительность, вызывающие ответное доверие, теплоту и т.д. Искренняя заботливость свидетельствует о том, что руководитель знает о потребностях каждого члена группы

Несмотря на то, что поведенческий подход сосредоточил внимание на фактическом поведении руководителя, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, многие исследователи пришли к выводу, что "не существует одного "оптимального" стиля руководства". Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы признали, что ситуационный подход к руководству меняется в зависимости от происходящей ситуации.

Ситуационная теория лидерства (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.)

Данная теория утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве и человек, им обладающий, становится лидером. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Лидер, по Стогдиллу Р., есть функция определенной ситуации, и человек, "являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях". С этой точки зрения лидерские черты относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость компетентности, целеустремленности, уверенности в своих силах, готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи.

Слабость ситуационной концепции – в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером ему уже не стать.

Хартли Е.предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой; 4) лидером становится тот, кто к этому стремится . Но, по мнению Андреевой, вряд ли можно считать достаточно убедительными рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной. Именно на ее основе было проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Важный теоретический подход в понимании происхождения лидерства представлен в так называемой системной теории лидерства , согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует, поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

В качестве основы изучения проблемы лидерства в разрабатывавшихся отечественных теориях различных областей психологии был взят деятельностный подход, предложенный Басовым М.Я., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н.

Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление – психология действия.

Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

Деятельностный подход – методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Согласно теории деятельности, психологически полная структура деятельности всегда включает мотивационно–ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное звено . Полноценное осуществление деятельности предполагает реализацию всех компонентов ее структуры.

Принципы деятельностного подхода находят свое отражение при анализе содержания компонентов психологической структуры лидерства и являются методологической основой исследования лидерской деятельности. Применение деятельностного подхода к трактовке сущности лидерства обосновано рядом положений:

специфически человеческое взаимодействие всегда совершается вместе с другими людьми, поэтому вся человеческая деятельность пропитана социальностью. Исходя из теоретических представлений, лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система в этой структуре;

лидерство можно представить как особый вид деятельности, рассматривая три основных звена его структуры: мотивационно-ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное;

развитие лидерской деятельности целесообразно строить с точки зрения теории деятельности, поскольку без знания структуры деятельности невозможно построение концептуальных моделей управления её становлением и развитием.

По мнению Р.Л. Кричевского, в исследовании лидерства необходим "подход, берущий за основу понимание социальной группы как функциональной единицы, включенной в широкую систему общественных отношений"

Феномен лидерства в малых группах рассматривается отечественными психологами в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во внимание принимаются не просто "ситуации", а конкретные задачи, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется в наличии более высокого уровня влияния. В этом контексте Уманским Л.И. и его сотрудниками описаны: лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции; лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем; лидер-генератор эмоционального настроя (аналог роли эмоционального лидера); лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера); лидер эмоционального притяжения (соответствует "социометрической звезде"); лидер-мастер, умелец (т.е. специалист в каком-то виде деятельности). Наиболее известной является разработанная Кричевским Р.Л. концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, у которого присутствует наиболее полный набор групповых ценностей. Именно поэтому, делают вывод Кричевский Р.Л. и Рыжак М.М. (1985), он и обладает наибольшим влиянием.

Таким образом, лидерство, с одной стороны, – наиболее изученный, а с другой стороны, – наименее понятный конструкт в социальной психологии, который является феноменом группового развития.

2 Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе.

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга.

Известный специалист нашего времени в области управления и стратегического менеджмента Деминг выделил девять важнейших качеств современного лидера:

*Понимает, как работа его группы сочетается с целями компании.

*Работает с предшествующими и последующими стадиями процесса.

*Пытается создать для всех такую атмосферу, чтобы работа доставляла радость.

*Он тренер и советчик, но не судья.

*Использует цифры для того, чтобы с их помощью понять мотивы своих людей и себя самого. Понимает вариации. Использует статистические вычисления, чтобы узнать, кто из работников находится за пределами системы и требует специальной помощи.

*Работает, чтобы улучшить систему, в которой трудятся он и его люди.

*Создает атмосферу доверия. Понимает, что создание атмосферы доверия требует от него идти на риск.

*Не ждет совершенства.

*Слушает и учится, не наказывая того, кого слушает.

Данные качества, присущие лидеру находят отражение в методе сказкотерапии с обучающимися школ, где возникает возможность максимально идентифицироваться с главным героем – носителем определенного качества.

В используемой модель Деминга, где качества современного лидера таковы, что они оказываются полезными для любого ребенка, даже для такого, который не стремится к лидерству (Приложение 1).

2.2. Восприятие лидера группой.

Лидер должен пониматься как «один из нас».

Принять основные нормы и ценности группы является недостаточным, чтобы стать полноценным лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», а стать «самым лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «ведущего». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены не в полной мере.

Однако лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы могут быть далеки от проблемы в группе, он не будет мотивирован, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллектуальной сфере. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».

Лидер должен оправдывать ожидания последователей.

У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать, и удерживать только такого лидера, который соответствует их ожиданиям.

Две функции лидера, - устранение индивидуальной ответственности и символизация отца, ведущего» - предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.

Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.

2.3. Выявление лидера

Рассматривая понятие лидерство как феномен группового явления, необходимо проанализировать ситуацию в реальной социальной группе – классном коллективе, где лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности.

Результативным показателем может служить мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школы.

Долговременная работа по выявлению лидерства ведется в одной из городских школ Томского района. В работе используется социометрическая методика по классификации предложенной И.Г. Балашовой в 1999г.

Социометрическая методика применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Она получила распространение в зарубежной психологии и социологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживет?». По определению Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки (Морено, 1958). Данный метод был создан исключительно для нужд психологической практики и поэтому при его грамотном использовании может дать важнейшие сведения, необходимые для планирования коррекционно-развивающей работы с классом.

Основной целью социометрического исследования является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе.

Среди требований к проведению социометрии необходимо отметить как минимум следующие:

а) Все обучающиеся должны знать хорошо друг друга.

б) При проведении методики необходимо обязательное присутствие полного состава класса. Если кого-то нет, исследование проводится с ним отдельно.

в) Социометрическое исследование проводит либо классный руководитель или школьный психолог, то есть тот человек, который имеет эмоциональный контакт с классом.

г) Конфиденциальность полученных сведений должна соблюдаться.

Процедура проведения исследования включает 2 этапа. Первым является «вступительное слово», когда создается настрой на выполнение данного вида работы, должная мотивация.

Второй этап представляет практический блок, где обучающиеся выполняют непосредственно само задание. Оно может предъявляться как письменно, так и устно.

Стандартная инструкция звучит следующим образом: «Ответьте на два вопроса: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, а с кем нет» (выбранные вопросы могут видоизменяться, но без изменения смысла).

Обработка полученных данных начинается с заполнения социометрической матрицы (Приложение 2). Отдельно подсчитываются положительные и отрицательные выборы.

Методика И.Г. Балашовой предлагает выделять следующие виды социометрического статуса:

*«Лидер» (человек, набравший максимальное количество положительных выборов и ни одного отрицательного).

*«Любимцы» - не менее 5 положительных выборов и не более 1 отрицательного.

*«Предпочитаемые» - 3-4 положительных выбора и не более 2 отрицательных.

*«Терпимые» - 1-2 положительных выбора и не более 1 отрицательного.

*«Неоднозначные» - практически равное количество положительных и отрицательных выборов.

*«Незаметные» - получившие не более 1 голоса.

*«Нелюбимые» - отрицательных выборов больше, чем положительных, не менее чем на 2.

«Гонимые» - не менее 10 отрицательных выборов.

Не в каждом классе может быть выявлен лидер, это связано, прежде всего, с тем, что наиболее информативные результаты в последних классах начальной, а также в средней и старшей школе. Это свидельствует о том, что в первые годы обучения отношения детей, как свидетельствует возрастная психология, крайне неустойчивы, а это снижает точность полученных социометрических данных (Приложение 3).

Таким образом, при сформированной группе обучающихся, выделяется 1-2 человека, которые способны влиять на мнение и определенные действия ровесников. В данной работе подтверждается значимость выявления лидерства, как группового феномена.

Заключение

Изучая сущность лидерства можно прийти к выводу, что данное понятие является феноменом группового явления. Выделение определенной группы из «толпы» происходит посредством активной деятельности и взглядов одного человека, обладающего определенным набором качеств, которые ценят последователи.

Многие исследователи изучали данный феномен на протяжении веков. До недавнего времени в нашей стране не изучались проблемы, связанные с понятием лидерства. В связи с этим, большинство работ принадлежит западным ученым, которые рассмотрели определенные подходы к пониманию лидерства в области социальной психологии, где нет универсальной теории и единой трактовки феномена лидерства.

В работе были рассмотрены: содержание понятия «лидерство», теоретические подходы к пониманию лидерства, качества современного лидера, факторы, подчеркивающие лидерство как феномен группового явления.

В практической части выявлены подходы по выявлению и развитию лидерства в коллективе. Применена социометрическая методика на определение лидера в группе через систему социометрических выборов, но выбор данной методики является не всегда оправданным.

Список использованных источников

Агеева В.С. Межгрупповой взаимодействие. – М., 1990г.

Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. – Л., 1967г.

Свенский А.Л. Социальная психология.М.: Проспект, 2004

Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. Пособие – М.: Аспект-Пресс, 2009 (Гриф УМО)

Семечкин Н.И.Психология малых групп: Учебное пособие- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М.: 2003, 187 с

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.: Просвещение 1991

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Психологические сказки о лидерстве для младших школьников /Игорь Вачков. – М.: Чистые пруды, 2009. – с.4-6

Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971г.

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

Иногда самые ценные идеи можно почерпнуть вовсе не у знаменитых бизнесменов, а в классических произведениях.

Когда мы говорим про «книги о лидерстве», на ум приходят произведения вполне определенного жанра, вроде известного труда Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей ».

Но, ограничиваясь руководствами, биографиями и исследованиями, мы упускаем обширный пласт литературы. Иногда самые ценные идеи можно найти вовсе не у знаменитых бизнесменов, а в классической литературе.

В отличие от традиционных бизнес-книг, здесь мы наблюдаем внутреннюю жизнь героев. Представляем список произведений, заставляющих задуматься о бизнесе и при этом выдающихся в литературном отношении.

1. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

В этом бессмертном романе рассказывается история мальчика с фермы на Среднем Западе, который пришел к успеху через чувство к утраченной возлюбленной.

Что сделало Гэтсби великим, что отличало его от остальных? Его идеализм и его мечты. Чему мы можем у него научиться? Тому, что можно менять свою жизнь, не ограничиваясь ежедневными делами, тягой к безопасности и стремлением к власти.

Такой идеализм многие из нас могут себе позволить лишь ненадолго. Но, конечно, книга Фицджеральда бросает вызов этому идеализму Гэтсби, показывая ограниченность его идеалов.

2. «Тропа мудрости. Сиддхартха», Герман Гессе

«Тропа мудрости. Сиддхартха » - еще один литературный пример сохранения баланса между работой и личной жизнью.

Роман рассказывает о человеке, который пытается совместить духовное развитие и бизнес. Он становится богатым купцом, меньше заинтересованным в материальном успехе, чем в соблюдении этического подхода в отношениях с клиентами.

Но позже деньги все же порабощают его, и он становится не только способен на подлость, но и оказывается на грани самоубийства. В конце концов он находит душевное равновесие, став паромщиком и перевозя путников через реку. Он пытается стать им духовным наставником, но обнаруживает, что чаще всего они хотят просто перебраться на другую сторону.

3. «Посторонний», Альбер Камю

Такие книги многих заставляют полностью переосмыслить свою жизнь. На время отодвигая в сторону темы духовности и религии, они задают более простые и глубокие вопросы: в чем смысл жизни и есть ли он вообще?

4. Романы о Цукермане, трилогия Филипа Рота

Трилогия рассказывает историю вымышленного альтер эго Рота , Натана Цукермана, и это трагикомедия, заслуживающая высочайшей оценкиж

5. «Остаток дня», Кадзуо Исигуро

Книга Исигуро раскрывает природу различий между Западом и Востоком. Это история пожилого дворецкого, который так глубоко предан своей профессии, что отказался от остального мира. На это произведение часто ссылаются в рассуждениях о лидерстве и рабочей этике.

6. «Смерть коммивояжера», Артур Миллер

Эта пьеса - урок доверия, доверия себе и окружающему миру. Коммивояжер Вилли Ломан думал, что может контролировать не только свою судьбу, но и своих детей, пытаясь заставить как себя, так и детей заниматься работой, которая была противна их природе.

Как бы повернулась его судьба, если бы он смог довериться миру и положиться на других, а не пытался все контролировать, и принял свою природу, вместо того чтобы стараться стать кем-то другим? Очень может быть, что она его была бы гораздо счастливее.

7. «Последний магнат», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Последний (незаконченный) роман Фицджеральда поднимает вечно актуальный вопрос соотношения работы и личной жизни.

Фицджеральд рассказывает историю голливудского магната Монро Стара (на основе реальной жизни продюсера Ирвинга Тальберга), на публике изображающего невероятный успех, и при этом глубоко несчастного.

Мы видим пример нездоровой страсти - человека, который преуспевает в работе, но загоняет себя буквально до смерти. И мы спрашиваем себя: а чего бы он добился, если бы вел более умеренную жизнь?

8. «Пансион Мирамар», Нагиб Махфуз

Это книга о крестьянке по имени Зохра, которая уходит из семьи и устраивается на работу в небольшую гостиницу в Александрии. На материале ее жизни рассматриваются вопросы сексуальных домогательств на работе.

Но у текста есть и другое прочтение, из которого можно извлечь важные бизнес-уроки. В книге Махфуза показан конфликт между вечными ценностями (справедливостью, свободой и мужеством) и мимолетным (например, навязчивому стремлению к получению прибыли любой ценой).

9. «Все мои сыновья», Артур Миллер

Двое действующих лиц показывают нам, насколько многогранным может быть человек, и заставляют задуматься о своих ценностях.

Американский бизнесмен Джо Келлер решает отгрузить покупателям бракованные головки блока цилиндров, которые приводят к многочисленным авиакатастрофам во время Второй мировой войны; опасность грозит и его сыну, пилоту Ларри. Он говорит, что делает это ради другого сына, Криса, который должен унаследовать его компанию.

Со временем Джо начинает чувствовать ответственность за всю страну и происходящее с ней по его вине. Он понимает, что не может ограничиваться заботой о Ларри и Крисе, что «они все его сыновья».

Узнав о преступлении отца, Крис расстается с наивным идеализмом, понимает, что мир нельзя поделить на черное и белое, и пытается развить в себе взгляд на человека как на сочетание порока и добродетели.

У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.

«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить »

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия »

Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь »

Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину »

Примеры бизнес-лидеров

Бизнес , в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.

Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

««Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» »

Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».

Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.

«Время не любит, когда его тратят впустую »

«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор »

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство »

Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».

Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?

«Инновация отличает лидера от догоняющего »

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

«Самое красивое в Токио - McDonald"s. Самое красивое в Стокгольме - McDonald"s. Самое красивое во Флоренции - McDonald"s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого »

Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы »

Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом »

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать »

Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.

Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями »

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.

«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка »

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно »

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

«Лидер – это торговец надеждой »

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.

«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший »

Отзывы, комментарии и предложения

Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.