Умерла народная артистка ссср татьяна шмыга. биография

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва - 3 февраля 2011, там же) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная звания Народная артистка СССР (1978).

Биография

Детство

Родилась в Москве. Отец - Иван Артемьевич Шмыга (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975).

Семья отца Татьяны Ивановны, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Её дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но дед рано умер, когда отцу Татьяны Ивановны было всего шесть лет, и её бабушка вторично вышла замуж, сын получил фамилию Шмыга

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны любили театр, слушали П. К. Лещенко и Л. О. Утёсова, вечерами устраивали домашние балы.

В детстве Шмыга мечтала стать юристом, однако позже начала брать уроки пения.

Карьера

В 1947 году Шмыга поступила в музыкально-театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. В 1953 году с красным дипломом окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского по классам пения у Д. Б. Белявской и актёрского мастерства у И. М. Туманова.

Сразу же после окончания института её приняли в труппу Московского театра оперетты. Первой её ролью была Виолетта в «Фиалке Монмартра», с первой же роли талант певицы был замечен.

В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Элизы Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кинофильме, это был фильм «Гусарская баллада». Она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Луизы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны.

На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре Татьяны Шмыги были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж. Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 2001 году в издательстве «Вагриус» в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».

Семья

  • Первый муж: Рудольф Борецкий (1930-2012) - профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).
  • Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в Московской оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964). Вместе они прожили 20 лет, как сообщила Татьяна Шмыга в передаче Бермана и Жандарёва «На ночь глядя» 21 августа 2007 года.
  • Последний супруг: Анатолий Кремер (1933-2015) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в Московской оперетте. Они были вместе 35 лет.

Детей у Татьяны Ивановны не было.

Последние годы

Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин».

В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами (плохую проходимость, тромбоз). Медикаментозное лечение, серия хирургических операций (включая шунтирование сосудов) не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжёлом состоянии, осложнённом ишемической болезнью сердца и заболеванием крови.

Шмыга Татьяна Ивановна (1928 - 2011)

Будущая звезда советской оперетты Татьяна Шмыга родилась в Москве. Ее отец, Иван Артемьевич Шмыга, происходил из семьи поляков, эвакуировавшихся в годы Первой мировой войны от наступавших немецких армий в тыл Российской империи. Настоящая фамилия отца была Мицкевич, но когда бабушка после революции вторично вышла замуж, было решено, что вместо известной дворянской фамилии ему лучше носить фамилию отчима Шмыга. Инженер-металлист, Иван Шмыга занимал руководящий пост на крупном заводе, и семья жила вполне благополучно даже в непростые 1930-е годы. Родители Тани любили музыку, театр, слушали пластинки Лещенко и Утесова, много танцевали и даже брали призы на любительских конкурсах бальных танцев… Музыкой и танцами с детских лет увлеклась и Таня. Она мечтала о карьере певицы, и еще будучи школьницей брала частные уроки пения, потом поступила стажером в училище при Московской консерватории. Вскоре талантливую девушку пригласили в хор при Министерстве кинематографии, и Татьяна Шмыга стала солисткой этого хора. Первые ее выступления на публике проходили в кинотеатрах перед началом сеансов.


Потом было музыкальное училище им. Глазунова, куда Татьяна поступила в 1947 году, затем учеба на факультете музыкальной комедии ГИТИСа. В студенческие годы у Татьяны случилась и первая большая любовь. Ее мужем стал Рудольф Борецкий, будущий известный телевизионный деятель и профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Но тогда влюбленные были очень молоды (Рудольф на два года моложе Татьяны, хотя и она была совсем девочкой), к браку относились легкомысленно и семью не сохранили.
В 1953 году выпускница ГИТИСа Татьяна Шмыга была принята в труппу Московского театра оперетты. Ее коллегами и товарищами оказались такие мэтры музыкального театра, как Г. Ярон, В. Вольская, Н. Рубан, В. Шишкин, Т. Санина, В Канделаки. Они тепло встретили молодую артистку. Первая же роль Татьяны Шмыги - Виолетта в «Фиалке Монмартра» - превратила ее в восходящую звезду оперетты.

В.А. Канделаки, ставший в 1954 году главным режиссером театра, вскоре стал и мужем Татьяны. Второй муж был старше актрисы на двадцать лет, и многие подозревали в ее действиях расчет. Но это была большая любовь, и то, что ее избранник взрослый, сложившийся мужчина с жизненным опытом, как раз и привлекло Татьяну, а не оттолкнуло. Вместе они прожили 20 лет.

Жанр оперетты был в 1950-е годы более, чем популярен. Татьяна Шмыга подходила к своим ролям ответственно, вкладывая в них не только всю душу, ну и очень много труда. Она исполняла ведущие роли в оперетте «Поцелуй Чаниты», премьера которой была приурочена к Московскому международному фестивалю молодежи и студентов, в «Летучей мыши», «Веселой вдове», «Графе Люксембурге».
Шмыгу признавали лучшей исполнительницей партии Глории Розетти в музыкальной новинке отечественного театра - оперетте Ю. Милютина «Цирк зажигает огни». В «Фиалке Монмартра» ей предлагают новую роль - примадонны Нинон. Блестящее исполнение Шмыгой «Карамболины-Карамболетты» надолго останется непревзойденным шедевром. Музыкальный талант, великолепный голос, блестящие хореографические данные, красота и экстравагантность, присущие актрисе, сливаются на сцене в феерический букет, делая ее исполнение уникальным. В 1961 году Татьяна Шмыга становится заслуженной артисткой РСФСР.

Через год она впервые снимается в кино. Эльдар Рязанов предлагает ей небольшую, но яркую роль французской актрисы Луизы Жермон в фильме «Гусарская баллада».
В 1960-е годы в советский музыкальный театр проникает новое направление, прежде считавшееся «буржуазным», - мюзикл. Шмыге этот жанр вполне подвластен; ее Элиза Дулитл в мюзикле Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» стала одной из самых заметных партий на театральной сцене в 1965 году и упрочила славу актрисы. В том же году была подготовлена премьера «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна; Татьяна Шмыга вновь снискала огромный успех, исполнив роль Марии.

В 1969 году Т.И. Шмыге было присвоено звание «Народной артистки РСФСР». Она блистательно исполняла все новые роли - и на сцене своего родного Московского театра оперетты, и в концертных программах. Ролей у актрисы набралось свыше 60, и каждая была заметным театральным событием. Она выступала и в классических постановках музыкального жанра, исполняя ведущие партии в опереттах И. Штрауса, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, и в новаторских спектаклях на музыку Д. Шостаковича («Москва-Черемушки»), К. Хачатуряна («Простая девушка»), Р. Гаджиева («Куба - любовь моя»), В. Мурадели («Девушка с голубыми глазами»), А. Долуханяна («Конкурс красоты»), Т. Хренникова («Белая ночь») и др.
Татьяна Шмыга была единственной актрисой театра оперетты, удостоенной звания «Народная артистка СССР». Она стала лауреатом Государственной премии им. Глинки, имела ряд высоких наград, среди которых ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени. При этом Татьяна Шмыга никогда не состояла в КПСС и не принимала заметного участия в общественной деятельности советского образца.

Третий муж Татьяны Шмыги, композитор и дирижер Анатолий Львович Кремер, занимая пост главного дирижера оркестра театра Сатиры, но при этом много работал в сотрудничестве со своей супругой. Он - автор оперетт «Эспаньола», «Катрин», «Джейн» и мюзикла «Джулия Ламберт», главные роли в которых были написаны для Татьяны Ивановны. Отношения супругов были окрашены не только большой любовью, но и настоящей преданной дружбой и полным творческим взаимопониманием.
Сама Татьяна Шмыга считала, что в ее жизни не происходило ничего необычного, были только напряженная учеба и большой труд, вложенный в роли. «Нет у меня никакой биографии , - сказала она как-то журналисту, бравшему у нее интервью. - Родилась, училась, теперь работаю. В ролях вся моя биография »…

До 2009 года Шмыга выходила на сцену, потом здоровье стало сдавать и, самое страшное, из-за больных сосудов отказали ноги. Актриса мучилась от болей, перенесла ряд тяжелых операций... В конце концов ей ампутировали ногу. Это сломило Татьяну Ивановну. Вскоре она умерла. Это случилось 3 февраля 2011 года.

Но в памяти многих поколений зрителей Татьяна Шмыга осталась молодой и прекрасной.

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва) - выдающаяся советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино, народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1974).

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995).

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны были интеллигентными людьми, любили театр, слушали Лещенко и Утёсова, вечерами устраивали домашние балы, где танцевали самые настоящие бальные танцы.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра".

Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

После Виолетты - её первой роли - почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове» и Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Лучшие роли в Московском театре оперетты (часто - первая исполнительница) были связаны с произведениями советских авторов: Тоня («Белая акация» И. Дунаевского), Чанита, Глория и Марфа («Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю. Милютина), Любаша («Севастопольский вальс» К. Листова), Галя («Конкурс красоты» А. Долуханяна), Роксана («Неистовый гасконец» К. Караева), Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» В. Ильина), Самарина («Господа артисты» М. Зива), Диана, Джулия Ламберт, Катрин, Джейн («Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» - все А. Кремера). Также исполняла некоторые главные роли в опереттах западно-европейских композиторов: помимо упомянутых, Герцогиня Герольштейнская («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха).

В ноябре 1969 года Т. И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСP. Эта актриса по праву заслужила не только народное, но и государственное признание. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» (1978). Она удостоена Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, награждена орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Личная жизнь

Первый муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Нынешний супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Они вместе уже более 30 лет.

— единственная актриса оперетты, удостоенная звания народной артистки СССР. Ее творческий путь — это более 60 ролей на сцене и в кино. Татьяна Шмыга блистала в опереттах «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Севастопольский вальс» и многих других. Миллионам телезрителей Татьяна Ивановна также запомнилась в роли французской актрисы Жермон в фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

Судьба отмерила Татьяне Шмыге 82 года.

Детей у нее не было, а муж, известный композитор и дирижер Анатолий Кремер, умер в августе прошлого года.

О том, каким человеком была Татьяна Шмыга, «ФАКТАМ» рассказала ее ученица и коллега, актриса и режиссер Московского театра оперетты заслуженная артистка России Татьяна Константинова (на фото).

*Фото из семейного альбома Татьяны Константиновой

— Татьяна Викторовна, известно, что Татьяна Шмыга умирала мучительно. За несколько месяцев до смерти ей, еще пару лет назад виртуозно танцевавшей на сцене, ампутировали ногу. Как рассказывал муж актрисы Анатолий Кремер, последними ее словами были: «Я жить хочу»…

— Татьяна Ивановна действительно очень любила жизнь и никогда не говорила о смерти. Последние несколько месяцев она провела в Боткинской больнице. Легла на плановое обследование. Ни о какой ампутации речь не шла. У нее болела нога. Но это было и не удивительно: всю жизнь она ходила на очень высоких каблуках — 12—15 сантиметров, больше полувека танцевала в театре, а это невероятные нагрузки. Отсюда — проблемы с сосудами. Татьяне Ивановне сделали шунтирование вен, и она пошла на поправку. Но вдруг врачи обнаружили признаки саркомы. Ампутация ноги стала неожиданностью для всех.

Накануне вечером я была у Татьяны Ивановны в больнице, и об операции речь не шла. О случившемся узнала на следующий день по телефону от Анатолия Кремера. Оказывается, утром состоялся консилиум врачей. И они сказали Татьяне Ивановне и Анатолию Львовичу, что ампутация неизбежна, иначе жить ей осталось считаные дни. Она категорически отказалась. Но врачи убедили Анатолия Львовича уговорить жену. Через час она уже была на операционном столе…

Все это ужасно. «Лучшие ножки театра» — так говорили о Татьяне Шмыге. В 80 лет она еще танцевала на сцене. И вдруг — ампутация… После нее Татьяна Ивановна прожила еще несколько месяцев. Ее мучили страшные фантомные боли. Мы же всячески ее убеждали, что и с этим можно жить, что сейчас есть специальные протезы, напоминали о Саре Бернар, которой тоже ампутировали ногу, но она не оставила сценическую деятельность. С Анатолием Львовичем придумывали для Татьяны Ивановны концертную программу, где она исполняла бы романсы, которые очень любила. Я приносила ей в больницу ноты, и она даже стала распеваться. Но осуществиться этим планам было не суждено…

— На праздновании 80-летнего юбилея артистки один из ее коллег сказал: «Татьяна Ивановна, вы выглядите на все сто»… Так можно шутить лишь с женщиной, которая знает, что внешне кажется намного моложе своих лет.

— В 80 лет Татьяне Ивановне нельзя было дать больше 60-ти. Она, при-ма нашего театра, его визитная карточка, выглядела шикарно. Даже в больнице была ухожена и обязательно с идеальным маникюром. К слову, каждый раз, выходя в спектакле на сцену в новом наряде, она перекрашивала ногти. Бывало, стоит на лестнице и покрывает их лаком. Я удивлялась: «Татьяна Ивановна, вы же аллергик!» А она в ответ: «Танюшка, не волнуйся, все нормально. Мне это необходимо». И так было всегда. Косметикой же Татьяна Ивановна пользовалась в меру. Считала, чем меньше ее на лице, тем моложе женщина выглядит.


*Татьяна Шмыга стала королевой оперетты, несмотря на то, что врачи запрещали ей петь

— Правда, что на последнем своем юбилее Татьяна Шмыга была в том же костюме Нинон из оперетты «Фиалка Монмартра», в котором выходила на сцену в 1969 году со знаменитым номером «Карамболина», когда ей было чуть больше сорока?

— Да, платье лишь немного отреставрировали и привели в порядок, но не перешивали.

— Татьяна Ивановна соблюдала какие-то особые диеты?

— Когда рассказывают, что кто-то не ест после шести вечера, для актеров это просто не реально. Никаких диет никогда Татьяна Ивановна не соблюдала. Не поесть после спектакля для нее было немыслимо. «Сейчас бы картошечки с селедочкой!» — часто говорила она. Отварная картошечка с маслицем и селедочка с луком — это было любимое блюдо Татьяны Ивановны.

А как относилась к сладкому?

— Сладости любила, но не объедалась ими. Татьяна Ивановна великолепно сама готовила. Пекла, делала фирменные свои салатики и супчики, очень вкусное у нее получалось мясо. Она была замечательной хозяйкой. Хотя, конечно, имела помощницу по дому. При таком режиме работы, как у нее, это естественно. Но Анатолий Львович очень любил блюда, приготовленные Татьяной Ивановной. Она всегда выбирала время, чтобы съездить на рынок и купить хорошее мясо.

— Представляю, как люди реагировали на рынке…

— Татьяна Ивановна не любила вокруг себя шумихи и восторженных речей в свой адрес. Обычно она надевала большие затемненные очки и старалась быстренько прошмыгнуть к машине, где ее ждал муж.

— А спортом, чтобы быть в форме, она занималась?

— Нет, никаких фитнес-центров и бассейнов не посещала. Только зарядку по утрам делала дома, и этого было достаточно, чтобы сохранить фигуру. Наш жанр — это и так спорт. За спектакль артист теряет около трех килограммов. По утрам Татьяна Ивановна обязательно распевалась. Как только просыпалась, сразу «искала» голос. До 80 лет он у нее сохранился молодой и звонкий.

— Слышала, что Татьяна Ивановна относилась к вам как к дочери. Какой ее подарок особенно близок вашему сердцу?

— Знаете, в больнице, чувствуя, что скоро уйдет, Татьяна Ивановна как-то мне сказала: «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось на память. В моем шкафу есть золотистое концертное платье — возьми его себе». Я отказывалась, но она настояла. Сейчас надеваю его на вечера памяти, посвященные Татьяне Шмыге. А еще Татьяна Ивановна хотела мне отдать колечко с изумрудом, которое носила, — подарок Анатолия Львовича. Но я не разрешила ей снять его с руки. Согласилась взять другое — недорогое бижутерное, но очень эффектное.

— А вы ей что дарили?

— Многое. Исключением были лишь духи. Татьяна Ивановна ими не пользовалась, так как страдала аллергией. А что могло ее порадовать? Как-то, к примеру, я привезла ей из поездки по Волге изумительный чеканный поднос. Татьяна Ивановна любила красивую посуду. Эту любовь она унаследовала от своей мамы, которая была большим эстетом. К слову, Татьяна Ивановна и Анатолий Львович никогда не обедали на кухне. В гостиной накрывался большой обеденный стол. Часто за ним собирались и гости. В основном посиделки устраивались после спектаклей. Хотя Татьяна Ивановна не любила никаких тусовок и старалась по возможности на них не бывать, но хозяйкой была очень радушной. Я поражалась: отыграв спектакль, она же очень уставала, однако всегда накрывала стол. Конечно, мы ей помогали. Правда, сидела с гостями она недолго. Вдруг тихо-тихо исчезала. А гости засиживались до утра.

— Татьяна Шмыга трижды была замужем. Кто были ее мужья?

— Первый супруг, профессор МГУ Рудольф Борецкий, родом из Киева. Они познакомились на отдыхе, когда он был еще студентом. Но вместе прожили недолго — год с небольшим. Несмотря на то что разошлись, сумели сохранить хорошие отношения. С мамой Рудольфа, которую Татьяна Ивановна называла «моя киевская мамочка», они всю жизнь созванивались. Бывшая свекровь ее очень любила, хранила дома фотографии Татьяны Шмыги.

Вторым мужем Татьяны Ивановны стал Владимир Канделаки — с ним она прожила 20 лет. Я знала его. Это был красавец-мужчина, замечательный режиссер. Татьяна Ивановна младше его на 20 лет. Работали они в одном театре. Но, как вспоминала Татьяна Ивановна, счастливыми и безоблачными в их жизни были только первые пять лет. А потом начались сложности в отношениях.

А с третьим мужем Анатолием Кремером она прожила более 30 лет. Это был союз людей, которые творчески «подпитывали» друг друга. Если бы не спектакли Кремера, написанные специально для Татьяны Шмыги, неизвестно, как бы дальше сложилась ее театральная судьба. Перейдя определенный возрастной рубеж, актриса, как бы хорошо она ни выглядела, все равно вынуждена менять амплуа. Но не каждая может пойти на это. Когда Татьяне Ивановне предложили в оперетте «Королева чардаша» сыграть уже далеко не юную Цецилию, она отказалась, так как считала, что для подобных ролей у нее не хватает комического дара.

Татьяна Шмыга никогда не играла возрастных ролей. И не будь спектаклей Анатолия Кремера, лет в 60 ей пришлось бы в творческом смысле остановиться. Наверное, участвовала бы в каких-то концертах, но этого для актрисы недостаточно. Татьяна Ивановна была безумно благодарна Анатолию Львовичу за то, что он продлил ей творческую жизнь. Кроме того, с годами начинаешь больше ценить тех, кто с тобой рядом… Анатолий Львович — нелегкий человек. Как она сама говорила, — «барин». Ему требовался красивый халат дома, по всем правилам сервированный стол… Кремер обладал энциклопедическими знаниями, по первому образованию он переводчик с французского, закончил МГИМО.

— Их с Татьяной Ивановной роман вспыхнул во Франции?

— Да. До этого они много лет знали друг друга, виделись в театре, ездили на концерты — и… ничего не происходило. А тут вдруг на гастролях в Париже, когда гуляли по ночному городу, сидели в маленьких ресторанчиках, что-то такое между ними проскочило. Я помню их в тот конфетно-букетный период. Кремер красиво ухаживал за Татьяной Ивановной. Он всегда преклонялся перед ней как перед актрисой. Думаю, они так долго и счастливо прожили вместе потому, что понимали творчество друг друга. Анатолий Львович знал, что перед спектаклем жене нужно выспаться, а в театре необходимо появиться за три часа до выхода на сцену, он ее привозил, увозил… А когда Кремер работал, зайти к нему в кабинет нельзя было. И при этом они всегда были вместе, даже когда в квартире находились в разных комнатах.

— Как они отдыхали?

Долгие годы у них была дача. Татьяна Ивановна ее очень любила, а Анатолий Львович — нет. Он предпочитал находиться в Москве, ему было комфортно в своей квартире. Иногда ездили в санатории, но этот отдых всегда превращался в ад. Выйти на прогулку было нельзя — к Татьяне Ивановне сразу подходили почитатели ее таланта. За границей в этом смысле было проще, поэтому они много путешествовали.

— Анатолий Кремер пережил жену на четыре года…

— Он был моложе Татьяны Ивановны на пять лет, но после ее ухода стал болеть. Думаю, в иных случаях к концу жизни супруги становятся сродни сиамским близнецам. И когда один умирает, другой продолжает жить по инерции, но это уже не жизнь — утерян смысл. Видимо, так случилось и с Анатолием Кремером, хотя я его убеждала, что надо писать книги, воспоминания. Он соглашался, обещал завтра начать, но все откладывал… К слову, чтобы скрасить одиночество Анатолия Львовича, друзья подарили ему на день рождения красивую кошечку. Она была своенравна: гуляла сама по себе и спала исключительно на журнальном столике в хрустальной вазе. Вела себя как примадонна. Но после смерти Татьяны Ивановны ничто Анатолия Львовича уже особенно не радовало. Он стал болеть: бесконечные простуды, воспаления легких… И угас.

— Татьяна Шмыга верила в судьбу?

— Наверное. Как она рассказывала, все в ее жизни было «вопреки» — в четыре года чуть не утонула в речке, потом заболела воспалением легких и получила осложнение на сердце, всю жизнь были проблемы с голосом, и врач, который ее наблюдал, говорил: «Таня, тебе петь нельзя! У тебя слабые связки». Никогда она не собиралась работать в оперетте, хотела стать камерной певицей. Но судьба распорядилась иначе. Она пришла именно в оперетту и стала ее королевой.

— Какая черта Татьяны Ивановны вас особенно поражала?

— Она была стопроцентным трудоголиком, полностью отдавала себя любимой профессии.

— Что бы вы сказали Татьяне Ивановне сегодня, если бы она могла вас услышать?

— Сказала бы, что благодарна Всевышнему за то, что Татьяна Ивановна была в моей жизни.