Кто руководит театром. Искусство управления искусством

Заслуженный деятель искусств

Старший преподаватель кафедры режиссуры ХГАК

Главный режиссер массовых праздников и креативных проектов

Художественный руководитель театра

«…Мы отличаемся молодостью.

Не важно, сколько тебе лет. Пока внутри что-то

бьется, стучит, не даёт расслабиться, успокоиться,

заставляет расправить руки и лететь, человек

остается молодым…»

Алексей Настаченко с школьных лет связал свою жизнь с искусством. Он был постоянным участником театра — студии «Мадригал». В 1986 году закончил Харьковский государственный институт культуры (ныне ХГАК), по специальности режиссер (курс С.И. Гордеева). С 1986 года руководит театром — студией «Мадригал» А с 1999 становится Художественным руководителем профессионального негосударственного Молодёжного театра «Мадригал».

За 28 лет под руководством Алексея театр стал известный не только в Харькове, но и в Украине. Театр принимал участие в организации и проведении первого Международного фестиваля «Березиль — 93». В 2003 году стал дипломантом первого Всеукраинского молодёжного фестиваля «Театрон», в 2005 — 2006 гг. - лауреат фестивалей негосударственных театров «Курбалесия», а в 2004 г. коллектив театра получил гран — при этого фестиваля.

Алексеем Настаченко поставлено больше 50 спектаклей, среди них спектакли по произведениям драматургов — классиков и современных авторов.

Он один из немногих кто не боится ставить в театре мюзиклы и шоу — программы.

Как режиссер — он создает не только спектакли, но и является организатором, сценаристом и постановщиком массовых театрализованных праздников и концертов. С 2000 года берет участие в городских массовых мероприятиях — сначала, как помощник режиссера, а с 2004 года — как режиссер — постановщик.

С 1996 года Алексей Алексеевич преподает в ХГАК, а с 2003 года занимает должность старшего преподавателя. Выпускники его курсов, пополнили ряды успешных молодых режиссёров не только в Харькове, но и по всей Украине.

Театральные постановки:

1986 - Н. Павлова «Вагончик»

1987 - А. Дударев «Рядовые»

1987 - Б Васильев «Ах, эти чёрные глаза» - (по мотивам рассказа «Ветеран» Б. Васильева)

1988 - М. Себастьян «Безымянная звезда»

1988- Ф. Г. Лорка «Любовь Дона Перлимплина»

1989 - К. Сергиенко «Собаки»

1989 - Е. Заболотный «Лестница»

1990 - Г. Горин «Тиль»

1997 - «Чума, Верона и любовь» (по пьесе Г. Горина «Чума на оба ваши дома»)

1998 - М. Фриш «Дон Жуан или любовь к геометрии»

1999 - Г. Горин «Королевские игры»

2000 - Н. Птушкина «Аргентинское танго «Ревность»

2000- В. Токарева «Вместо меня»

2002 - Г. Горин «Шут Балакирев»

2003 - В. Сигарёв «Фантомные боли»

2004 - рок-опера Ю. Рыбчинского «Белая ворона»

2005 - В. Сигарёв «Отдайтесь гипнотизёру»

2006 - Ф. Г. Лорка «Дом Бернарды Альбы»

2007 - мюзикл «Дон Жуан»

2009 - Г. Горин «Дом, который построил Свифт»

2012 - Мюзикл «Король и шут»

2013 - молодежная драма «Дыши»

2014 - Рок-опера «Костер»

Детские спектакли:

«Чиполино и его друзья»

мюзикл «Питер Пен»

мюзикл «Буратино»

Мюзикл «Волшебник Изумрудного города»

мюзикл - «Бременские музыканты»

мюзикл -«Кай и Герда»

шоу- программа «Карнавал сказок»

шоу- программа «Детскотека»

шоу- программа « Волшебные часы»

шоу- программа «Происшествия в городе Светофорске»

шоу- программа «Бабки Ёжки»

шоу- программа «Вытворяшка против»

шоу- программа «Необыкновенное чудо»

шоу- программа «Фантастические приключения в сказочной галактике».

шоу- программа «Мультяшные врата»

шоу- программа « Мелодия праздника»

шоу- программа «Золотая шишка»

шоу-программа «Фейерверк настоящих сюрпризов»

шоу-программа «Как Вовка подвиги совершал»

шоу-программа «Когда происходят чудеса»

шоу-программа «Волшебная мечта»

шоу-программа «Сказка - ложь, да в ней намек…»

шоу программа «Ярмарка чудес»

Мюзикл «Буратино»

Мюзикл «Путешествие на остров Небывалый»

Мюзикл «Приключения Элли в Изумрудном городе»

Мюзикл «Весенний бал»

Мюзикл "Снежная королева"

Мюзикл "Приключение на острове Небывалом"

Мюзикл "Королевство волшебных зеркал"

Сказка-фэнтези "Белая колдунья Лединелла" (2015)

Мюзикл "Тридевятое царство"

Сказка-фэнтези "Тайна ледяного меча" (2016)

Сказка-фэнтези "Хранители Времени" (2017)

Городские праздники, шоу — проекты:

1987 - «Молодёжный карнавал» парк Артёма г. Харьков

2000 -2002- День пива пл. Свободы г. Харьков

2001-2010 - День защиты детей парк ЦПКиО им. Горького

2004 - В рамках празднования 350 - летия Харькова»

- «Открытие новых станций метрополитена»

Театрализованное шествие «История Харькова в костюмах и архитектуре»

Праздничная программа в ЦПКиО им. Горького

2004; 2009 - помощник режиссёра Отчётных концертов Харьковской области.

2004-2016 - Новогодняя ночь на площади

2004-2016 Открытие Слобожанской ёлки

2005, 2010 - Слобожанская ярмарка

2005-2007 - День студента.

2006 - День сыра Бурлука

2007 - 100-летие ЦПКиО им. Горького

2008,2009 - Открытие Песочного городка.

2009 - 2013 - Офицерский бал

2010 - 2012 Открытие и закрытие Малых олимпийских игр «Дети Харьковщины»

2010 - Концерт, посвящённый 65 - летию Победы в ХАТОБ

2010, 2011 Кинофестиваль «Харьковская сирень»

2010 - Открытие города Динозавров.

2010 - 2013 Посвящение первокурсников Харьковских ВУЗов в студенты.

2010 - Этнофестиваль «Печенежское поле».

2010 - Презентация талисмана евро-2012.

2010 - 2013 Открытие Новогодней ярмарки и главной ёлки Харькова на пл. Свободы.

2010-2011 — Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта «Снежная королева»

2011 — главный режиссер постановщик г. Харькова на телевизиолнном проэкте «МАЙДAH’S» первый сезон.

2011-2012 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта «Питер Пен».

2011 - 2012 - Конкурс глав районных администриций

2012 - КВН на кубок мэра среди заводов тяжелой промышленности г. Харькова

2012 — предматчевые церемонии и открытие фан — зоны «Евро — 2012».

2013 — 2014 — Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта

«Тридевятое царство».

2013, 2016 - Масленица на пл. Свободы

2014 - 2015 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Бал Снегурочки"

2015 - 2016 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Сказка о забытых игрушках"

2016 - 2017 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Волшебный Замок"

2017 - 2018 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Принцесса подводного мира"

Родился 11 октября 1954 года в городе Тбилиси, где его родители, цирковые артисты, были на гастролях.
Отец - Народный Артист СССР Юрий Владимирович Дуров , мать - Народная артистка Узбекистана Лола Ходжаева.

Впервые вышел на манеж в шестилетнем возрасте в аттракционе отца. И с тех пор продолжает работать в цирке. В смешанной группе животных, которой руководил отец, первыми питомцами Юрия стали молодой слон, шимпанзе и собака-математик.

В 14 лет впервые полностью заменил отца, встав во главе аттракциона, поскольку Юрий Владимирович Дуров был занят на съемках фильма "Освобождение", где исполнял роль Уинстона Черчилля.

В 1971 году на гастролях в Бельгии Юрий Владимирович Дуров скоропостижно скончался. И с тех пор Юрий Юрьевич стоял во главе фамильного циркового аттракциона и, значительно переделав номер, проработал с ним до 1978 года.

Затем ушел на репетиционный период и за два года создал принципиально новый аттракцион "Все на свете". В нем впервые в истории российского цирка на арену вышел жираф.
Были сделаны несколько уникальных авторских трюков с морскими львами. А также уникальный номер "Гепарды на свободе", где два хищника работали на арене без клетки, без поводков, без ошейников. До сегодняшнего дня никто не может повторить этот номер.

За более чем сорок лет работы объездил (и не один раз) все цирки бывшего Советского Союза, побывал на гастролях в Японии. Во Франции работал два года в Национальном французском цирке.

Мультидрессировщик. Через номера дрессировщика прошли десятки видов животных: морские львы, шимпанзе, гепарды, зебры, кенгуру, голуби, слоны, медведи, собаки, пони, лисы, попугаи.

В качестве руководителя стажерской практики, режиссера и автора сценария подготовил номер Фариду Якубову, который впоследствии стал лауреатом премии Ленинского комсомола: номер с дрессированными обезьянами, который назывался "Мартышкин труд". В нем помимо обезьян участвовал собаки и пони.

Четыре года был руководителем стажерской практики заслуженного артиста России Бориса Майхровского - номер с морскими животными. Много лет руководил стабильной цирковой программой - коллективом, в котором было задействовано более семидесяти человек.
Ставил спектакли в Московском цирке на Цветном бульваре, во многих цирках России.

Поддерживает дружеские отношения с Андреем Макаревичем, Петром Подгородецким, Александром Кутиковым и другими членами группы "Машина времени", Леонидом Ярмольником, Станиславом Садальским.

Учился цирковому искусству у выдающихся корифеев советского цирка: Карандаша, Игоря Кио, Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Завена Мартиросяна, Ирины Бугримовой.

Женился в 1975 году на Вере Дмитриевне Бусленко - в то время артистке аттракциона иллюзиониста Эмиля Кио. В 1988 году у них родилась дочь Наталья .

Премии и награды за время работы в компании "РОСГОСЦИРК":

С 1992 года - Заслуженный артист Российской Федерации.

С 2007 года - Народный артист Российской Федерации.

С 2006 года - Академик международной академии духовного единства народов мира.

В 2001 году удостоен "Гран-при" Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

В 2002 году получил премию "Цирк" среди профессионалов Международной академии циркового искусства и премию Российской цирковой компании.

В 2004 году получил Международную премию Московского цирка на проспекте Вернадского.

* В 2006 году был награжден Орденом Петра Великого I степени и серебряным орденом "За заслуги перед российским искусством".

Премии и награды за время работы
в ГБУК г. Москвы "Театр "Уголок дедушки Дурова":

2007 г. – присвоение звания "Народный артист Российской Федерации" за работу
в компании "Росгосцирк" как мульти дрессировщик.

2009 г. – Медаль МЧС "За содружество во имя спасения".

2012 г. – премия Союза цирковых деятелей России "Лучший режиссер года" за спектакль "Новогодний каприз королевы".

2012 г. – призер конкурса "Лучший работодатель г. Москвы".

2012 г. - Лауреат Гран-При за номер со слонами на международном фестивале цирка
в г. Ижевске, присвоение звания "Заслуженный работник культуры Удмуртии".

2013 г. – призер конкурса "Лучший работодатель г. Москвы".

2014 г. – лауреат Премии Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры г. Москвы в рамках проведения в РФ Года Культуры в номинации «За вклад в развитие культуры»

За сохранение исторического наследия России и памяти о ее героях, как руководитель проекта, отмечен дипломом историко-литературной премии "Александр Невский".

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

Театр представляет собой целостную систему, функционирующую одновременно в трех ипостасях: как вид искусства, как социальный институт, как производство. Каждая из этих ипостасей имеет свою цель, не вполне совпадающую с целями двух других. В то же время для осуществления этой цели необходима совокупность, взаимодействие всех трех составляющих.

Театр как искусство имеет своей целью самовыражение художника- творца, развитие самого сценического искусства. Однако в акте сценического творчества неотделимы друг от друга создание произведения искусства и его "потребление", т.е. без зрителя оно не состоится. Следовательно, зритель - часть социума - является полноправным участником этого творческого акта. Так же неотделим акт сценического творчества и от других организационных составляющих театра, от материальных ресурсов, т.е. от производства.

Театр как социальный институт выполняет важные социально значимые функции: удовлетворение и формирование духовно-эстетических потребностей, воспитательную, познавательную, рекреационную функции... Для этого важно знать, постоянно изучать само это общество, его интересы и запросы. Однако логика развития искусства требует постоянных поисков, проб и ошибок, эксперимента. Все это далеко не всегда влечет за собой зрительский успех, а значит, мы далеко не всегда видим совпадение интересов художника и его аудитории.

Театр как производство является организационно-материальной стороной творческого процесса. Коммерческий успех, преуспевание театра играют здесь важную роль. Очевидно, что театр как производство входит в противоречие и с экспериментальными поисками театрального искусства, и с идеей общедоступности (читай - низкими ценами на билеты).

Для функционирования театральной системы необходимо нахождение механизма устойчивости , согласования, разумного компромисса между всеми тремя ее ипостасями. История театра, в том числе и советского периода, полна драматических коллизий столкновения художественных и производственных интересов, конфликтов между главными режиссерами и директорами театров, между актерской труппой и ее художественным руководителем.

Разделение полномочий в театре

Если мы рассмотрим организационную структуру театра (рис. 19.1), то отчетливо увидим две взаимодополняющие части: творческо-производственную и административно-хозяйственную, за которые несут ответственность художественный руководитель и директор.

Идеальным, на первый взгляд, кажется простое разделение полномочий между директором и художественным руководителем, обеспечивающее сосуществование и взаимодействие этих частей театра. Однако даже пример взаимоотношений таких безупречно преданных одной идее, глубоко порядочных людей, как К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, показывает ненадежность двоевластия в театре.

Исторический экскурс

Уже в 1911 г., спустя 13 лет после основания МХТ, во главе театра становится Немирович-Данченко. Как директор-распорядитель он "перевел решающее слово из рук правления в руки одного лица, которое имеет возможность выслушивать советы других, но само должно решить, что в этих советах относится к области благоразумия, а что - к области вредного для дела или неосновательного недоверия" .

Положение о театре в Российской Федерации, принятое в 1999 г., предусматривает две формы руководства театром:

на основе единоначалия - когда учредитель (органы исполнительной власти) заключает трудовой договор или с директором, или с художественным руководителем;

на основе разделения сфер ведения - когда учредитель заключает договоры и с тем, и с другим.

Существование двух равноправных руководящих должностей в театре мы можем наблюдать, например, в Великобритании - стране с давними театральными традициями. Часть российских театров также выбрали этот путь. Но практика показывает, что и в Великобритании, и в России этот путь неизбежно чреват конфликтами - явными или скрытыми.

Проблема заключается в том, что в театре главной фигурой, конечно, является творческий лидер - режиссер, имеющий собственную художественную программу и умеющий сплотить вокруг себя коллектив акте- ров-единомышленников. Обладание полной властью в театре было бы для него и для всех наиболее оправдано и удобно. Но беда в том, что такая полная власть требует, чтобы руководитель вникал во все практические, а не только творческие вопросы театра. Это требует, во-первых, его компетентности в этих практических вопросах, во-вторых, отвлекает от собственно творческих дел. Такое "распыление" выхолащивает его потенциал, приводит в итоге к потерям в самом главном - в искусстве.

Рис 19.1.

Полновластие директора - если это не творческая личность, а человек из "номенклатуры" (как часто бывало в советские времена), рассматривающий свой пост лишь как атрибут высокого положения в обществе, - есть, по сути, то же двоевластие, где один из руководителей имеет официальный, другой - неофициальный статус. Чем более далек директор от художественных идей, вдохновляющих режиссера и актеров, тем более возможен и даже закономерен конфликт между ними.

  • Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма: в 2 т. Т. 2. М., 1979. С. 81.

Ирина Душкова, театральный менеджер и агент, участница многочисленных социальных и артистических театральных проектов, рассказала «Русскому акценту», почему организаторам фестивалей иногда приходится мыть полы, зачем финны кричат на сцене и что нужно делать для того, чтобы не разочароваться в современном театре.

На первый взгляд, мир сцены кажется удивительным и возвышенным, однако работа репертуарного театра требует серьезных управленческих усилий. Воплощать эстетическую программу, руководить творческим коллективом и заниматься вопросами финансирования - решение столь разноплановых задач предъявляет к театральному менеджменту особые требования. О том, как управлять драматическим искусством сегодня, рассказал директор театра «Красный факел» АЛЕКСАНДР КУЛЯБИН.

Как устроен театральный менеджмент ? Секретами управления, творческой работой театра и планами развития проектов компании в будущем поделился Дмитрий Богачев, директор компании «Стейдж Энтертейнмент».

Анализ результатов маркетинговой email рассылки не менее важен, чем сама рассылка.
Не надо профессионально знать навыки веб-аналитики, чтобы использовать данные по вашим рассылкам для их улучшения и развития. Достаточно знать какие основные параметры отслеживать в статистике и указывать в отчетах, чтобы оценить результативность действий и выработать стратегию.

Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».

Интервью с художественным руководителем театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом.

Еще в студенческие годы Дмитрий Бертман поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Твери, Одессы.

В 1990 году создал в Москве музыкальный театр «Геликон-опера», получивший вскоре статус государственного. Новый коллектив быстро выдвинулся в ряд крупнейших оперных театров России. Дмитрий Бертман здесь ставил оперы XVIII-XX веков, а также оперетты и мюзиклы.

В настоящее время театр много гастролирует по стране и за ее пределами и является одним из самых востребованных российских оперных коллективов.

В одном человеке уместились многие грани ХХ века. Его тестем был легендарный комдив Василий Чапаев, он работал с Юрием Любимовым и Владимиром Высоцким. Его первую роль в кино оборвала бомбежка 22 июня 1941 года. Ему почти 95, а он на своих «Жигулях» в день накручивает до 200 километров.

Худрук театра «Около дома Станиславского» Юрий Погребничко в интервью Афиша Daily - о новой сцене, культе, ушанках, ограниченности мозга и обучении актеров.