Программа дополнительного образования «музыкальная палитра» (студия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста). Программа кружка по музыкально-ритмическому развитию рабочая программа по музыке на тему Обучение игре на

срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

1. Пояснительная записка:

Программа «Росинка» разработана в соответствии:

с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) ;

действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4. 3049-13) ;

Письмом Минобразования России от 18. 06. 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного об образования детей» .

1. 1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях по вокалу каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений» , которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией! Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу! Однако, в сегодняшней практике музыкального воспитания в детском саду, педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими проблемами. Причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми кроются: в неверных методических установках программы по пению для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий. Последствиями такой работы является то, что в настоящее время значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию. Поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т.д., исполнение песен проходит не на должном художественном уровне, недостаточное развитие слухо – голосового аппарата влияет и на качество обучения в начальной школе.

Нужна дополнительная работа в вокальном кружке в условиях ДОУ для решения ряда проблем, описанных ранее. Ключевая проблема состоит в том, что многие музыкальные руководители отказываются от глубокой и целенаправленной работы по постановке голоса и слуха, при наличии устаревших методик по пению и постановке голоса, и, чувствуя незаинтересованное отношение родителей к развитию детей в этом направлении. Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 % всего времени, а само обучение длится 3 -4 года, дети к семи годам, то есть к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь! Подтверждением тому служит пение малолетних артистов во всевозможных телевизионных шоу, а также опыт работы с шестилетками в студиях, когда за год занятий все они развиваются в музыкально – певческом отношении заметно выше общего детсадовского уровня.

Исследования ведущих педагогов в области вокала, таких как

Г.П Стулова, В.А Шереметьев, Д.Е. Огороднов, Е.Е. Емельянов, К.В. Тарасова, показывают, что пение способствует общему и музыкальному развитию, развитию певческой культуры, песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме.

Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Как настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Методика обучения пению детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему- либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства посредством игровых методов обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Игровые способы обучения пению замечательны тем, что этот процесс проходит незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.

Вид программы: авторская. Программа «Росинка» разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) , программы формирования здоровья детей дошкольного возраста М. Л. Лазарева «Здравствуй!» с использованием учебно-методического пособия «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальный кружок «Росинка» , направленная на духовное развитие обучающихся и на укрепление их здоровья.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Пояснительная записка

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у детей большой интерес, ими широко пользуются и в семье и в детских садах. Вовлекая тем самым ребенка в сферу музыки, игрушки и инструменты помогают развитию его творческих способностей.

Программа рассчитана на демонстрацию разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях – это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. В программе представлены занятия, в ходе которых педагог стремится, прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой (дети учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и тд.).

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

Данная программа предполагает знакомство и учебную деятельность детей с определенными видами музыкальных инструментов, которые отличаются как по способу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные, клавишно-язычковые), так и по характеру звучания (беззвучные и звучащие).


Структура занятия по данной программе может состоять из следующих элементов:

1. Музыкальная грамота.

Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами; введение понятий о длинных и коротких звуках, о высоких и низких звуках; знакомство с понятиями «оркестр», «ансамбль», «форте», «пиано». Дать представление об общем направлении мелодии (вверх, вниз, на одном звуке)

Знакомство с ладом (минор, мажор).

2. Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения.

Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.

Учить слышать и передавать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа; учить исполнять ритмические эталоны и комбинации из них; учить осознанно выделять на слух сильную долю; познакомить с ритмической нотацией.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений .

Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.

Дать представление о концертном качестве исполнения музыкальных произведений; развитие чувства ансамбля, навыков коллективной игры, воспитание внимания, слухового контроля, выдержки

4. Творческое музицирование.

Цель: обучение детей обращаться со знакомым музыкальным материалом, используя приемы игры импровизационного характера.

Развитие воображения, фантазии, изобретательности в приемах исполнительства на музыкальных инструментах; поощрение творческих проявлений обучающихся.

На каждом занятии могут быть представлены как все элементы структуры, так и отдельные.


Учебная задача программы

В дошкольных учреждениях общение детей с музыкальными инструментами и игрушками происходит в различных формах во всех возрастных группах. Обучение игре на музыкальных инструментах в соответствии с основной образовательной программой проходит в средней, старшей и подготовительной группах.

ЦЕЛЬ : Развитие навыков ансамблевого музицирования.

ЗАДАЧИ:

1. Тренировать метроритмическое чувство.

2. Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

3. Создавать условия для творческих проявлений детей.

План – программа рассчитана на один год обучения, для детей 5 -7 лет.

К концу пребывания в дошкольном учреждении и за период занятий в музыкальном кружке дети должны овладеть следующим объемом знаний и умений:

иметь представление:

О видах музыкальных инструментов;

знать:

- названия инструментов;

Характер звучания инструментов;

Правила пользования инструментами и их хранение;

Приемы игры на них;

Расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;

Названия нот и их место на пластинах металлофонов и клавишах других инструментов.

уметь:

Владеть простейшими приемами игры на различных инструментах;

Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;

Пользоваться элементарными динамическими оттенками;

Играть индивидуально простейшие песенки, попевки;

Импровизировать ритмические попевки, подбирать по слуху хорошо знакомый вокальный репертуар.

Занятия проводятся ОДИН раз в неделю:

ПОНЕДЕЛЬНИК: 10.00 – 10.25

Формы контроля

Текущий контроль данного вида музыкальной деятельности складывается из контроля над подготовкой детей к учебным музыкальным занятиям.

Итоговый контроль работы кружка, а также показателей результативности обучения детей ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах может быть представлен в виде их выступлений на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т. д.)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

ЗА-НЯ-ТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

Организа-ционное занятие

Сентябрь

Погремушка

Музыкальная грамота

«Погремушка как музыкальный инструмент» «Разновидности погремушек»

«Тембр. Разнотембровые погремушки»

Обучение игре на ДМИ

«Озорные погремушки»

Строение и устройство погремушки:

ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др. , в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.

Знакомство с приемами игры на

погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).

Песенка «Погремушка» Ю. Антонова.

«Пляска с погремушками».

Игра «Кто скорее?»

Свободные игры, пляски с погремушками.

Подвижные игры - «Догонялки»

Музыкально-дидактическая игра -

« Угадай - ка».

Игра на различных погремушках с

использованием р. н.м.

«Мишка с куклой»

«Ах вы, сени», р. н.м.

«Как у наших у ворот», р. н.м.

Игра «Сохрани погремушку»

Сентябрь

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна»

«Разновидности бубнов»

«Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие

Обучение игре на ДМИ

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

донце, ямка, металлические пластинки,

бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые,

средние, большие концертные, с

бубенчиками и без бубенчиков.

бубнов, показ.

Беседа о зависимости громкости звука,

извлекаемого бубном, от его размера,

количества бубенчиков и силы удара.

Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Кроссворд. Музыкальные инструменты.

Упражнение на различение высоких и низких звуков.
Комплект картин. «Игра на муз. инструментах».
«Послушай и угадай» с нотками-пуговками.

Сказка «Два брата».

Игра «Кто скорее?»,

«Угадай-ка».

Свободная игра на всех видах бубнов-

Игра «Бубен».

Н. Фрид «Тихо-громко в бубен бей»

Свободные игры:

«Пойду ль я», р. н.м.

«Ах вы, сени», р. н.м.

Музыкально-дидактическая игра

«Тихо-громко в бубен бей»

Е. Тиличеевой

Свободные пляски с бубном

Игры: «Петушок», «Цветы», «Имена».

Сентябрь-октябрь

Колокольчи-ки (валдайские, маленькие, средние)

Музыкальная грамота

Колокольчик. Его строение»

«Разновидности колокольчиков»

«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»

Обучение игре на

«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»

«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.

Определение на слух звучания различных

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

звонко, мелодично, протяжно - в

зависимости от вида и приема игры

(трель, удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

Закрепление приемов игры на бубне: удар

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках показ

приемов игры: удар палочкой, встряхивание

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

Учить правильно держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку.

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

«Угадай-ка» (бубен,

колокольчики, погремушки).

«Игра с колокольчиками».

Свободная игра на колокольчиках -

«Тихие и громкие звоночки».

Слуховая «Угадай-ка».

Музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой.

«Игра с колокольчиками»

муз. Римского – Корсакова.

Свободные пляски. Игра с колокольчиками,

«Ёлка» Т. Попатенко («трель»).

Барабан

Музыкальная грамота

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

Показ барабана. Рассказ о его строении:

корпус, два донца, палочки, ремешок.

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

Показ различных барабанов: большого,

малого, железного. Беседа о том, чем они

отличаются друг от друга.

Восприятия на слух звучания различных

барабанов. Различать звучание больших,

малых и железного барабана.

Знакомство с игрой на барабане. Показ

приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Песня «Барабан».

«Маленький марш»

А. Парлова.

Марш под барабан

Упражнение - «Гулять-отдыхать».

Песня «Барабан».

Марш под все барабаны.

Игры «Угадай-ка»

Музыкально-ритмическая игра - «Труба и барабан».

Песня «Барабан» (подыгрывать). «Веселая песенка» Евдокимова.

Упражнение - «Барабанщики» муз. Красева.

«Марш» А. Парлова

Музыкаль-ные

игрушки

Музыкальная грамота

«Музыкальные игрушки»

Обучение игре на ДМИ

«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет»

Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.

Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках,

барабане. Закрепление полученных навыков.

Свободные пляски, игры,

подвижные игры «Угадай-ка»

Повторение пройденного репертуара.

Деревянные ложки

Музыкальная грамота

«Ложки деревянные как музыкальный инструмент».

«Строение ложки»

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»

Обучение игре на ДМИ

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Ложка - музыкальный инструмент.

Описание лодки: расписные, деревянные,

металлические, большие, маленькие,

пластмассовые.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

пяточка. Как извлекается звук.

Слушать звучание различных ложек,

определять на слух большие и маленькие,

деревянные, металлические и пластмассовые.

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

правильно держать ложки в руках, ритмично

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом

«ладушки» .

Песня «Ложкари».

«Лошадка» муз. Потоловского (прямой галоп). «Мышка Хохоша».

Показ приемов игры на ложках.

Свободные игры, пляски.

Определение на слух

«Угадай-ка».

Свободные игры, пляски.

«Ладушки», р. н.м.

«Лошадка» муз. Потоловского

«Цок, цок лошадка» муз. Тиличеевой

« Цирковые лошадки», «Мышка

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон. Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Показ металлофона. Беседа о его

строении: корпус, металлические

пластиночки разного размера, молоточек.

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:

самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

Исполнение взрослым

различных пьес на металлофоне. «Угадай-ка».

Свободные игры, пляски.

Упражнения с молоточками без музыки:

«Дождик»

«Часики»

«Ручейки»

«Цыплятки»

Звуки

Музыкальная грамота

«Звуки музыкальные и немузыкальные»

«Высокие и низкие звуки»

«Звуки громкие и тихие»

Обучение игре на ДМИ

«Наш металлофон звенит, молоточек так велит»

Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных

инструментов. Определение на слух.

Определение на слух звучания

металлофона в высоком и низком

регистре. Узнавание приемов удар и glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.

0бучение приемам игры на металлофоне:

удар по одной пластиночке, glissando на

пластиночках. Добиваться отскакивания

молоточка от пластиночки, стремиться к

красивому звуку.

Исполнение взрослым

знакомых песенок, подпевание детьми

«Птица и птенчики» Упражнения: «Дождик»,

«Дятел», «Ручеек»,

«Мышка», «Речка»

«Дождик-дятел». «Угадайки».

«Дождик» (тихий- сильный)

«Ручейки»,

«Птички»,

«Цыплята».

«Мышка Хохоша».

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ


ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

Погремушки

Бубны

Барабаны

Колокольчи-ки

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна»

«Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны - весело нам с вами!»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

Исполнение детьми и взрослыми

знакомых произведений из репертуара

предыдущего периода обучения.

«Андрей-воробей» р. н.м.

«Ах вы, сени» р. н.м.

«Мишка с куклой».

«Игра с колокольчиками».

«Марш» муз. Тиличеевой

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем»

Повторение строения бубна. Разновидности бубнов.

Беседа о коротких и длинных звуках.

Графическое изображение. Прохлопывание попевок.

Графическое изображение на фланелеграфе.

Пропевание песенок.

Определение на слух коротких и длинных

звуков. Выполнение упражнений.

Повторение приемов игры на бубне: удар

кулачком, ладошкой, встряхивание.

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев. Повторение

выученных приемов.

Исполнение пьесы различными приемами

игры на бубне. Добиваться ритмического

ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

одновременным вступлением, окончанием

«Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида

Слушание «Мишка с куклой»

«Андрей-воробей»

Игра «Шагать и бегать»

«Бег» Магиденко

«Пойду ль я»

«Ах вы, сени»

«Мишка с куклой»

Аудиокассета «Звуки окружающего мира».
Р. н. песня «Петушок»

Гамма до мажор – до минор.

Январь - Февраль

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон.

Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»

Определение на слух приемов игры на

металлофоне. Начинать и заканчивать с

воображения и фантазии.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Работа над приемом игры glissando

«Мишка с куклой»

«Дождик»,

«Ливень»,

«Ручейки», «Мышки». «Дождик», «Дятел».

Подвижные игры.

Придумывай свою музыку.

Колокольчи-ки всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Настроение в музыке»

Обучение игре на ДМИ

«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем - всех на танец приглашаем.»

Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

Поэтапное разучивание нового

произведения на различных

инструментах определенными приемами

«Полька» муз. Красева.

«Колокольчики звенят».

«Полька» муз. Красева (повторение)

«Ливенская полька»

Февраль-Март

Колокольчи-ки

всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Музыкальные

Обучение игре на ДМИ

Марш-танец. Слушание произведений в

этих жанрах, определение на слух.

Повторение и закрепление на знакомом

материале различных приемов игры.

Сольное исполнение отдельных партий.

Свободные маршировки и танцы.

«Колокольчики звенят», «Полька» муз. Красева

(повторение).

Колокольчи-ки

всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Средства музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Беседа о средствах выразительности музыки

(характер, темп и т. д.).

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

«Колокольчики звенят»

«Полька» муз. Красева

(повторение)

«Весёлые музыканты» Тиличеева, «Аннушка» ч. н.мел., «Как у наших, у ворот», «Праздничный марш» муз. Тиличеевой, «Полька» муз. Кабалевского

Март-Апрель

Колокольчи-ки

всех видов,

бубны,

металлофо-ны

Музыкальная грамота

«Средства

музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

Добиваться тишины вовремя выступления

и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.

«Праздник птиц».

«Скворцы и вороны».

«Плачь куклы».

«Колокольчики звенят».

«Полька» муз. Красева

(повторение).

Ложки,

колокольчи-ки

Музыкальная грамота

«Ударно - шумовой оркестр»

«Ударно - шумовой оркестр. Ложки»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Повторение приема игры на ложках

«ладушки». Знакомство с новым приемом

«тарелочки».

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

повторение пройденного.

Распределение приемов игры на ложках

по частям нового произведения: 1 ч -

маленькие «ладушки», 2ч - большие

ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

«Мы запели песенку» муз. Рустамова.

«Пойду ль я» р. н.п.

Подвижные игры:

«Ладушки» , «Пойду ль я».

«Пирожки» муз. Чудновой

«Топотушки».

«Колокольчики звенят».

«Полька»

Апрель-Май

Колокольчи-ки всех видов,

бубны,

металлофо-ны,

треугольник,

ложки, музыкаль-ные палочки, кубики

Музыкальная грамота

«Ударно - шумовой оркестр. Музыкальные

палочки и кубики» «Ударно- шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

«Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать»

«Треугольник заиграй, веселиться помогай»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек. Знакомство с музыкальными

палочками.

Слушание музыкальных произведений.

Выбор соответствующих музыкальных

инструментов. Исполнение по подгруппам

оркестра и движений.

Знакомство с новым произведением.

Распределение инструментов в

зависимости от изобразительного

характера песни. Разучивание партии

каждого инструмента. Соединение всех в

ансамбль. Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

общей динамики, чистоты исполнения

приемов игры на всех инструментах,

Повторение всех ранее выученных

«Топотушки».

Подвижные игры и танцы на

дробном шаге.

«Топотушки» (другие шаги)

«Моя лошадка» муз. Потоловского (галоп).

Свободные танцы под оркестр

(по подгруппам).

«Лесная песенка».

«Колокольчики звенят».

«Полька».

«Весёлые матрёшки» Слонов, «Дождь» Сибелиус (аудио), «Венгерская нар. мел.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.С. Бублей: «Детский оркестр». Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений. Ленинград, «Музыка», 1983 г.

2. . Программа «3вук - волшебник». Москва, «Линка-пресс», 2006.

3. . Музыкальное воспитание младших дошкольников. Москва, «Просвещение», 1985 г.

4. . Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / . - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. Москва, «Просвещение», 1990 г.

6. . Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.

7. . Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). Москва,1998 г.

8. Т. Тютюнникова. Программа. «Элементарное музицирование с дошкольниками.» Журнал «Дошкольное воспитание,1988 г.

9. . «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. Журнал «Дошкольное воспитание»,1997 г.

10. . Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».

11. Юдина уроки музыки и творчества. 1999.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аккордеон

скрипка

Арфа

Барабан

Балалайка

Руководители кружка:

Ф.И.О. Ананьева Людмила Александровна.

Должность : Музыкальный руководитель.

Список детей:

Расписание кружка: Пятница 16.20.

Цель: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.

  1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  2. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  3. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  4. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированностью.
  5. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.

В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности – чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма ее анализа.

План кружка по музыкальному воспитанию “Колокольчик”
музыкального руководителя Ананьевой Л.А.

Программные задачи.

  1. Обогащать опыт восприятия музыки.
  2. Воспитывать интерес к детским музыкальным инструментам, желание научиться играть на них.
  3. Воспитывать чувство ритма, различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду.
  4. Научить правильным приемам звукоизвлечения.
  5. Играть индивидуально и в ансамбле.
  6. Своевременно вступать и заканчивать игру.
  7. Знакомить с оркестровым звучанием.

Сентябрь

Занятие 1. Знакомство с звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.

Занятие 2. Познакомиться с пониманиями: музыкальные и немузыкальные звуки.

Занятие 3. Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные.

Занятие 4.

а) Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, длительность.

б) Диагностика детей.

Занятие 1. Познакомиться с понятиями: динамика f и p.

Занятие 2. а) Учимся прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.

Занятие 3. Знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Занятие 4. а) Учимся играть в ансамбле и индивидуально простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение. “Петушок” р.н.песня.

б) Учимся играть в оркестре на ударных инструментах. “Ах вы, сени” р.н.п.

Занятие 1. Познакомиться с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник).

Занятие 2. Знакомство с понятиями: сильная доля, пульс музыки, размер, пауза, гамма, тоника.

Занятие 3. Знакомство с записью ритмов.

Занятие 4. а) Учимся выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах.

б) Выступление детей с оркестром ударных инструментов на защите проекта “Путешествие в страну музыки”. “Вальс” Д.Б.Кабалевского.

Занятие 1. Учимся играть в шумовом оркестре: своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения.

Занятие 2. Учимся играть гаммы вверх и вниз.

Занятие 3. Продолжаем учиться играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле.

Занятие 4. Учимся играть простейшие партитуры в размере 2/4.

Занятие 1. Продолжаем знакомиться с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)

Занятие 2. Знакомство с новыми понятиями “мажор”, “минор”.

Занятие 3. а)Знакомство с размером 3/4.

б) Учимся определять на слух размеры и 3/4.

Занятие 4. а) Игра “Ритмическое эхо”.

б) Учимся проговаривать различные тексты в определенном размере.

Занятие 1. а) Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.

б) Учимся импровизировать на ударных инструментах.

Занятие 2. Беседа о том, что такое вступление, заключение.

Занятие 3. Игра “Музыкальные инструменты”.

Занятие 4. а) Продолжаем учиться играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки.

Занятие 1. а)Знакомство с народными инструментами: гармоника, балалайка, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.

б) Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

Занятие 2. Познакомить с размером 4/4.

Занятие 3. Учимся передавать метрометрическую пульсацию и сильную долю.

Занятие 4. Выступление на утреннике посвященному Международному женскому Дню 8 Марта. “Веселые гуси” индивидуальная игра на металлофоне.

Занятие 1. Знакомство с понятием “октава”.

Занятие 2. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Игровое занятие.

Занятие 3. Продолжаем учится импровизировать на различных детских музыкальных инструментах.

Занятие 4. Разучивание на металлофоне попевки “Во поле береза стояла”.

Занятие 1. Игровое занятие.

Занятие 2. Итоговое занятие. Закрепление и повторение пройденного материала.

Занятие 3. Диагностика детей.

Занятие 4. Выступление на выпускном вечере. Попевка “Во поле береза стояла” коллективное исполнение.

Литература

  1. “Фольклор – музыка – театр”. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, под редакцией С.И.Мерзляковой.
  2. “Музыкальное воспитание дошкольников” Г.П.Новикова. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
  3. Музыкальный руководитель” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
  4. “Музыкальная палитра” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
  5. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” Н.Г.Кононова. Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.
  6. “Камертон” Э.П.Костина. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.

Рабочая программа

Вокального кружка «Домисолька»

Для детей 4 – 7 лет на 2015-2018 учебный год.

Пояснительная записка.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов,

оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Наблюдая за детьми в ДОУ я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон»,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.

Дополнительная программа соответствует требованиям:

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

Конвенции о правах ребенка;

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Состав вокально-хорового кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих кружок,- 4-7 лет. Наполняемость группы на занятиях -8-10 детей.

Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Цель данной программы

– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

Формирование интереса к вокальному искусству.

Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

Развитие умений различать звуки по высоте;

Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

Совершенствование вокально-хоровых навыков

Формирование красивой осанки, правильной походки

Совершенствование чувства ритма, музыкальности

Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры

поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.

Структура программы:

Программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

Основные направления обучения детей пению:

1 .Певческая установка и дыхание.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

2. Звуковедение, дикция.

Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.

3. Вокальные упражнения-распевания.

Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

4. Строй и ансамбль.

Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capellaспособствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.

5. Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

6. Работа над исполнением хорового произведения.

Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

Формы реализации задач вокального кружка

- коллективное занятия;

Индивидуальная работа;

Концертные выступления не реже 1 раз в квартал;

Просветительская деятельность;

Участие в творческих конкурсах;

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

Формы и методы реализации программы:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3 . Беседа;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.

Структура занятия.

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть . Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением

Перспективный план

Примерное распределение материала по программе

вокального кружка «Домисолька».

Первый год обучения

Репертуар Кол-во часов
11
5
8
5
7
4
Упражнения и попевки 32
Всего 72

Второй год обучения

Репертуар Кол-во часов
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением) 11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) 5
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 8
Детские эстрадные песни (под фонограмму) 5
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 7
Песни из мультфильмов (под фонограмму 4
Упражнения и попевки 32
Всего 72

Третий год обучения

Репертуар Кол-во часов
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением) 11
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) 5
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 8
Детские эстрадные песни (под фонограмму) 5
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 7
Песни из мультфильмов (под фонограмму 4
Упражнения и попевки 32
Всего 72

Перспективный план работы

вокального ансамбля «Домисолька»

Первый год обучения

Виды деятельности Программные задачи Содержание занятий Музыкальный материал Часы
распевание научить слышать свой голос; - научить распевать слова; Упражнения на подачу голоса и распевание гласных звуков Различные распевки на слоги 40
-учить правильно интонировать мелодию в диапазоне ре - ля 1 октавы; - узнавать вступление голоса после вступления и проигрыша Знакомство с различными песнями и разбор их содержания; выучивание наизусть 40
Музыкальная грамота - различать материал по двум понятиям: где петь, а где не петь; - ноты и дом «Капельки»; «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»; «Выше всех жираф растёт» 40
развивать чувство метро- ритма, ритмический слух Картотека игр и упражнений 40
Исполнение песен развивать музыкальную память (учить наизусть); - групповое пение; - включение минимальных движений Исполнение выученных песен «Пляска с листочками»; «Зимняя песенка»; «Дед Мороз»; «Пляска с погремушками » «Мама»; «Вальс»; «Весенние цветы» 40

Второй год обучения

Виды деятельности Программные задачи Содержание занятий Музыкальный материал Часы
распевание 40
Разучивание и исполнение песен Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. пение по руке, пение по фразам, пение мелодии на фразы, на слоги «Паучок» К.Костин, «Цветные огоньки» М. Карминский, «Манная каша» Г. Абелян, «Хомячок» Г. Абелян, «Гномик» О.Юдахина, «Новогодняя песенка» Германовска 40
Музыкальная грамота 40
Ритмические и рече- ритмические игры и упражнения развивать чувство метро – ритма, - развивать ритмический слух Картотека игр и упражнений 40
Исполнение песен развивать музыкальную память, - учить сольному исполнению, - учить петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки «Паучок», «Цветные огоньки» М.Карминский,«Манная каша», «Хомячок» Г.Абелян, «Гномик» О.Юдахина, «Новогодняя песенка» Германовская. 40

Третий год обучения

Виды деятельности Программные задачи Содержание занятий Музыкальный материал Часы
распевание Развивать диапазон детского голоса; - учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами Упражнения на развитие слуха и голоса «Вот такая чепуха», «На птичьем дворе» Рыбкина, «Пляшут зайцы», «Дождик» Френкель 40
Разучивание и исполнение песен -учить чисто интонировать мелодию в диапазоне «ре» 1 октавы, до «до» 2; учить вместе начинать и заканчивать песню; петь с муз. сопровождением и без него; выразительно исполнять песни с разным эмоционально- образным содержанием Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко,отрывисто Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. пение по руке, пение по фразам, пение по руке, мелодии на фразы, на гласные слоги 40
Музыкальная грамота

Различать звуки по высоте, по длительности; - учить различать и называть отдельные части муз.произведения вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев

«Музыкальный букварь» Разучиваемые произведения 40
Ритмические и рече- ритмические игры и упражнения

развивать чувство ритма,

Развивать ритмический слух

Картотека игр и упражнений 40
Исполнение песен развивать музыкальную память, - учить сольному исполнению, - учить петь выразительно в разных темпах,тональностях меняя динамические оттенки Пение ранее выученных песен подгруппой и по одному, пение с движением, инсценирование песен «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина, «Я рисую море» Н.Тимофеева, «Кэти и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова. 40
  1. Беседа о музыке, о музыкальных инструментах . Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.
  2. Знакомство с симфоническим оркестром . Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
  3. Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
  4. Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
  5. Обучение игре на музыкальных инструментах . Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.

Работа с родителями.

Консультации на темы:

2. «О колыбельных песнях и их необходимости»

3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»

4. «Музыка и дети, музыкатерапия»

Предполагаемый результат.

1. Проявление интереса к вокальному искусству

3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. – 33

2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.

3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.

5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.

6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.

7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.

8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.

9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.

10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –

11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», 2010 г. – 45 с.

13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», 2012 г. – 45 с.

14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.

15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.

16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.

17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.

18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.

19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.

20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.

22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

К сожалению, в нашем городе нет профессиональных детских театров. И замечательно, если родителям удаётся свозить ребёнка в настоящий театр в другой город. Но ещё лучше, если театр входит в повседневную жизнь ребёнка в детском саду. Наш музыкально-театральный кружок называется «Радуга».

Цель кружка: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к искусству музыкального театра, развивать творческие и музыкальные способности.

Формы работы кружка:

1. Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.

2. Рассказы, беседы о театре.

3. Индивидуальные и коллективные творческие задания.

4. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).

5. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.

6. Изготовление атрибутов, костюмов.

7. Постановка спектаклей.

8. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.

9. Оформление альбома о кружке.

Ожидаемые результаты :

1. Раскрытие творческих и музыкальных способностей детей (эмоциональность, выразительность).

2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение).

3. Развитие личностных качеств (коммуникативные навыки, партнёрские взаимоотношения)

Работа музыкально-театрального кружка строится по следующим принципам :

  • Принцип системности
  • Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям)
  • Принцип увлекательности
  • Принцип коллективизма
  • Принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность)
  • Принцип креативности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств личности.

Педагогическая целесообразность программы определяется возрастными особенностями дошкольников: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью.

Приложение 1: Программа музыкально-театрального кружка «Радуга»

Приложение 2: Презентация Программы «Радуга».