Сценарий фестиваля ко дню чув.языка "Чаваш пики". Мероприятия к празднику Сценарии на день чувашского языка чувашском
Сценарий Акатуя.
На сцене находятся: забор, прялка, лапти, кувшин
Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.
Где, коль праздник - от души ликуют, где работа - гору дай любую.
Выходят дети с гербом, флагом; затем река(голубая ткань), с колосьями пшеницы, ушат,терка
Ученик:
На берегу великой Волги живет и трудиться чувашский народ. Народ со своей интересной историей. Своими обычаями. Самобытной культурой. Своим усердием и трудолюбием чувашский народ достиг больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересной, чуваши старались от души веселиться. Сегодня мы побываем на одном из праздников чувашского народа.
Голубая река сменяется желтым полем, появляются дети с утварью: колосья, терка, прялка, бадья, грабли и замирают на своих местах.
На фоне чувашской народной музыки:
Ученик:
С давних времен у чувашей существовал обычай- это обряд Ниме. Чуваши в течение нескольких тысячелетий сохранили обычай Ниме и донесли его до нас. В жизни селян много таких моментов, когда требуется помощь ближнего. Нужно было:
1 ученик - вывозитиь лес,
2 ученик - строить дом,
3 ученик - вспахать землю,
4 ученик - посеять зерно -
Ученик: везде на помощь приходил обычай «Ниме».
Мальчик (глава помочи)выбегает на сцену и приглашает всех на Ниме:
Нимене-е! Нимене-е!
Таванамарсем, нимене!
Ял-йыш та пускил, нимене!
Эс илтетни, Кавриле?-
Сынсем каяс нимене,
Эй, кумма Кулине,
Атя-ха, каяр хирелле!
Ку-ук!Нимене ту-у-ух!
Ку-ук! Нимене ту-у-ух!
После слов Эс илтетни, Кавриле?-с разных сторон выходят учащиеся и становятся вокруг главы помочи и делают вид, что помогают….
Ученик:
"Ырлăхран ырман теççĕ" Чувашская пословица гласит: - От добрых дел не устанешь. Древний чувашский обычай "ниме", когда люди помогают друг другу. По старой доброй традиции и мы скажем:
Все вместе: «Спасибо вам, за ниме!»
В это время учащиеся исполняет элемент обряда «Акатуя».
(звучит чувашская народная песня Алран кайми аки-сухи.)
Идут мальчики пашут землю, за ними идут девочки сеют зерно.
Во время этого дети говорят слова.)
Ученик:
Акатуй - день проведения первой ритуальной борозды. Один из древнейших земледельческих праздников. К выходу на Акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду.
Ученик:
В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом. Рога быка проводившего вспашку украшали хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.
(Идет бык, украшенный красными лентами, за ним мальчики, потом девочки)
(Выходит девочка и мальчик. Девочка хлебом и солью. Мальчик с ковшом кваса)
Мальчик:
Славлю я мой край красивый,
Славлю край приволжский милый,
Славлю песни птичьих стай,
Славлю мой чувашский край.
Девочка:
Илемлĕ, илемлĕ чăваш ташши,
Илемлĕ чăваш ташши те
Ташлама пĕлсен кăна.
Красив, красив чувашский танец
Красив чувашский танец
Если уметь танцевать.
(Чувашский танец- танец сельской молодежи)
Во время танца на краю сцены стоят дети с музыкальными инструментами и имитируют игру на них. В это время идут слайды с изображением инструментов и их названием с переводом.
Шăхлич
(свирель)
Палнай
(многоствольная флейта)
Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина)
Параппан (барабан)
Сатаркка (трещетка)
На фоне спокойной музыки звучат слова, идут слайды, выходят дети с нац. блюдами и становятся вдоль сцены. В центре девочка с караваем.
Ученик:
Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.
К праздничному столу чувашки готовили:
Ученики каждый называет свое блюдо:
хапарту - пышный пшеничный хлеб,
пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой,
йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки,
хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).
Звучит проигрыш песни, во время которого звучат слова:
Девочка (держит каравай): Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас,
Хлебосольством да радушием
Знаменит чувашский край,
Для гостей и песнь чувашская,
И медовый каравай.
Девочка поет чувашскую песню на чувашском языке. «Асамат кепере»
(В это время угощают гостей нац. блюдами)
Вика Челякова
Чувашская земля, родимый край,
Ты всех похвал и почестей достойна.
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян.
Живет тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережет
Жемчужины преданий и традиций.
Симфонией звучит грачиный край,
И песней колосится тут пшеница.
Чувашская земля – родимый край,
Позволь перед тобою поклониться.
Ведущий: Столица Чувашской республики- город Чебоксары.
Город Чебоксары расположен на крутом живописном берегу великой реки Волги. Чебоксары – город, имеющий многовековую историю. Это большой культурный и промышленный центр. В Чебоксарах много широких и красивых улиц, летом утопающих в зелени. Здесь живут добрые, красивые и талантливые люди, которые любят трудиться и веселиться.
Богдан
Чебоксары – город мой любимый!
Ты красивый, очень молодой.
Возрождаешься и хорошеешь всем на диво.
Чебоксары – город мой родной.
Вика Колупаева
Хороша чувашская столица!
Много песен сложено о ней.
И она, счастливая, гордится
Славною историей своей.
Песня «В Чебоксарах мы живем»
Ведущий Богата наша Чувашия своей историей. Много замечательных людей прославили ее. Ребята, а кого вы из них знаете?
Ответы детей.
Правильно. Василий Иванович Чапаев – легендарный герой Гражданской войны.
Семен Ефимов
Родился он в нашем чувашском краю,
Крестьянский простой человек.
Он здесь возмужал, чтоб прославить в бою,
Родную сторонку на век.
Водил он бойцов сквозь метели и тьму,
Сражаясь за счастье страны,
Здесь памятник славный поставлен ему,
В полотнищах алых знамен.
Ведущий
В Чебоксарах есть музей, посвященный герою, сквер им. В.И.Чапаева, и памятник В.И. Чапаеву. Он там изображен на коне, в бурке и с саблей.
Андриан Николаев – один из первых космонавтов, родился тоже в Чувашии. Его именем названа улица.
Иван Яковлевич Яковлев — чувашский педагог, просветитель.
Родился Иван Яковлевич Яковлев много лет назад в чувашской семье. Родители у него умерли рано, поэтому пришлось ему жить в чужой семье. Здесь ему приходилось выполнять всякую работу. Часто по ночам пас он лошадей с другими мальчиками, ездил в город продавать огурцы, картошку; бороновал поле, сидя верхом на лошади; жал рожь, косил, водил лошадей на водопой. В свободное от работы время он любил играть вместе с деревенскими ребятами.
Игра « Хитре, Иван»
В 8 лет Ваню отдали в школу, и был очень прилежным и способным учеником. Выучившись и, став взрослым, Иван Яковлев захотел, чтобы все чувашские дети тоже учились. Поэтому открыл в Чувашии много школ и написал «Букварь» на чувашском языке.
Любил Иван собирать чувашские сказки, песни, детские пословицы, загадки, потешки и поговорки. Услышит хорошую пословицу – запишет ее в тетрадку. Загадают ему чувашскую загадку, он ее запомнит. Споют ему песню, вместе запоет
Песня «Улми, лайах- и»»
Много он написал народной мудрости.
Вот послушайте: «Хорошее видишь – хорошим станешь, дурное видишь – дурным станешь», «Спешите делать добро, и будьте добрыми», «Ко всякому делу надо прилагать разум».
Иван Яковлевич очень хотел, чтобы чуваши и русские всегда дружили. Он призывал всех чуваш: «…Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли… . Верьте в Россию, любите ее, и он будет вам матерью….»
И.Я.Яковлев любил свой народ, и хотел видеть его процветающим, чтобы потомки гордились своей Родиной и славили ее.
Яна Николаева
Здравствуй, наша Родина,
Наша радость светлая,
Наше солнце яркое,
Наша песнь заветная!
Ты о нас заботишься,
Чего б тебе не стоило,
Рощи ты взрастила нам
И дворцы построила.
Мало нами прожито,
Мало нами пройдено,
Но любовью крепкою
Тебя мы любим, Родина!
Песня « Моя Россия»
Ведущий
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О певцах и о танцорах
На весь мир молва идет.
Танец «Русские узоры»
Ведущий Мы, ребята, живем в многонациональной республике. Здесь живут и татары, и марийцы, и мордва, и русские в дружбе и согласии.
Самира
Мы на свет родились
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Песня «С нами, друг»
Семен Сорокин
Сколько сказочных мест в Чувашии
Городов в Чувашии не счесть,
Может где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Реб.2 Под самым небом милые холмы,
Внизу поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути — дороги….
Просторы эти – Родина моя.
Реб.3 Вот нежная и молодая хвоя,
Растут подростки – елка и сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти – Родина моя.
Реб.4 Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Чувашия, милая, родная
Цвети и крепни с каждым днем.
Дети выходят из зала, исполняя муз.- ритм. композицию «Автобус»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Сценарий концерта
«Край родной – чувашский край»
подготовила
Баташева Вера Вячеславовна,
г. Чебоксары, 2014 год
ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.ЗАДАЧИ:
- Формировать у ребенка мотивационно - ценностного отношения к родному краю. - Обогащать представления детей о жителях, прославивших наш край - Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями. - Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка. - Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских композиторов. ОБОРУДОВАНИЕ: - мультимедиа; - музыкальный центр; - презентация «Край родной» - национальные чувашские костюмы - чувашские народные музыкальные инструменты Ход концерта:Дети заходят в зал под чувашскую музыку.
Ведущая 1: Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую. Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую. Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов, У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?Ведущая 2: Славлю край родной любимый, Славлю край неповторимый. Лип цветущих аромат, шелковых лугов наряд! Славлю я поля родные, славлю берега крутые, Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой! Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный. Трудом ты славишься, плясками и песней!
Стихи о Родине читают дети подготовительной группы
Песня «Песня о Родине»
Муз.и сл. А.Воробьева
Ведущая 1: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в чувашских песнях.Песня «Илемле» чувашская народная песня
Ведущая2: Чувашия, как многолика ты...Трудолюбива, искренна, красива!
И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!
Ведущая 1: Родной наш край по праву можно
Жемчужиной Поволжья назвать!
В своих делах, словах и сердце
Чувашию мы будем прославлять!
Оркестр «Чувашские наигрыши»
чувашская народная мелодия
Ведущая1: Какая веселая музыка, так и хочется пуститься в пляс. А теперь для всех для вас наш чувашский перепляс!чувашская народная мелодия
Ведущая 2: Чебоксары- город мой любимый! Ты красивый, очень молодой. Возраждаешься и хорошеешь всем на диво. Чебоксары- город мой родной!Песня «Чебоксары- любимые мои»
В. Алексеевой, И. Лейме
Ведущая1: Хороша чувашская столица! Много песен сложено о ней. И она, счастливая, гордится Славною историей своей.
Песня «В Чебоксарах мы живем»
музыка Ф. Лукина
Ведущая 2: Ребята, я вам загадаю загадки, а ответы жду на чувашском языке. Хвост с узорами, Сам со шпорами, Под окном стоит, На весь двор кричит. Дети: Автан!Песня «Автан» Муз.и сл . Р. Долгова.
Вед 2: А теперь загадка потруднее. Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.Дети:Мулкач!
Песня «Мулкач»
Чувашская народная песня
Вед 2: Ну уж эту загадку точно не отгадаете.На лугу Она живёт, И всё время спать зовёт! - Пить - пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает?
Песня «Печек сеспутене»
Чувашская народная песня
Ведущая1: Мы в Чувашии живем, в краю озер и пашен, По чувашски мы поем, по чувашски пляшем!Песня-танец «Пирен анне» Муз.и сл . А. Никитина
Входит Илемпи. ИЛЕМПИ: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня? Ведущая 2: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят. ИЛЕМПИ: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи. Ведущая 2: Какое у вас необычное имя. Что оно означает? ИЛЕМ: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица. Ведущая 2: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи! ИЛЕМПИ: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались? Ведущая 2: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу. ИЛЕМПИ: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае? Ведущая 2: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги. Волгу на Руси называютматушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – ате. Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире.Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки. ИЛЕМПИ: Ребята, а кого вы из них знаете?(Дети отвечают) ИЛЕМПИ: Приготовила я для вас чувашскую народную игру. Хотите поиграть?Игра «Тухья па картустахан»
ИЛЕМПИ:Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю. Любит пляски наш народ, в праздник пляшет и поет.ЧУВАШСКИЙ ТАНЕЦ
музыка Ф. Лукина
Ведущая 1: Наш концерт подошел к концу. Спасибо, вам, ребята, за то, что вы порадовали нас своими песнями и танцами. Илемпи: А от меня вам гостинец (конфеты).Используемая литература:
И. В. Махалова, Е. И. Николаева « Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа». Учебно-методическое пособие. –Ч. 2003.
И. В. Махалова, Е. И. Николаева Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Ч: Новое время, 2006 г.
Л.Г. Ягодова. И. В. Махалова « Чувашские детские игры: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Ч. 2005 г.
Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой – Ч: Изд-во Л.А.Наумова, 2006.
Ведущий:Здравствуйте, дорогие гости и все присутствующие в нашем праздничном зале. Сегодня мы с Вами будем отмечать замечательный праздник для взрослых и детей, наш любимый Новый год. Так как в этот день происходит множество всевозможных чудес и сказочных превращений, то и наш вечер будет очень интересным для вас и по истине таинственным. Ну что ж начнем. Дети приготовили для всех нас множество номеров. И самым первым будет песня "Новый год к нам идет"Если кто то знает, то с удовольствием подпевайте вашим деткам.
После исполнения песни дети начинают рассказывать стихи, которые учили с воспитателями, специально подобранными для новогоднего вечера.
Ведущая:
Ну что ж, дети наши молодцы-веселятся от души. Все сегодня весело и красочно. А сейчас я хотела бы предложить деткам собрать один хоровод и дружно исполнить замечательную песню:Зимняя сказка. Это не просто песня, это песня-хоровод. И чем красивее мы с вами сделаем хоровод, тем лучше и сказочнее будет наша песня.
Песня-хоровод.
Далее под красивую музыку входит снегурочка, говорит слова приветствия, поздравляет всех с наступающим Новым годом и предлагает позвать девочек-снежинок, для исполнения танца снежинок. Под красивую музыку выходят девочки и начинают с серебристыми султанчиками исполнять танец снежинок.
Далее, снегурочка начинает новогоднее представление. В котором учавствуют многие жители леса. Это лиса, заяц, гномы, медведь, лиса, волк. Они разыгрывают небольшое представление, в котором сначала подарки унесла баба-яга, и все начинают их искать. Все лесные жители. На подмогу дети стали кричать самого главного хозяина Нового года, это Дедушку Мороза. Придя к детям, дед Мороз попросил детей исполнить для него песни и стихи, а взамен сам исполнил веселую плясовую, в которой учавствовали все, даже баба-яга. А потом все таки, баба -яга стала положительной и сжалилась над детьми, вернула им подарки от деда Мороза.
Дети исполнили песню -танец "Новогодние игрушки"В завершении вечера, подарки были розданы детям, баба-яга попросила прощенья у всех и все ее простили в честь Нового года и разрешили остаться на празднике. В конце праздника была исполнена совместная песня "Пляшут белки, пляшет весь честной народ"Дети уходят из зала.