Скульптуры таррагоны. Памятник в Таррагоне: бронзовая башня из людей Испанская пирамида из людей

// 2-oi-shans.livejournal.com


Так уж случилось, что из всех дней нашего короткого отдыха на морском побережье Испании, в Таррагону мы выбрались именно 11 сентября, в день, когда вся Каталонии праздновала День Независимости. Мы конечно ожидали, что в Таррагоне этот день должен быть каким-то праздничным, но не могли себе даже и представить, что предстояло нам там увидеть.

Таррагона древнейший римский город, который до сих пор хранит остатки былого величия Римской империи. Когда мы ехали туда, то планировали просто погулять, посмотреть на старый город, с его средневековой архитектурой,

// 2-oi-shans.livejournal.com


ну, и как все заезжие туристы, постоять на "Балконе Средиземноморья", полюбоваться видами на море, город и развалины римского амфитеатра.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Но, когда оказались в центре старого города, то попали в настоящий людской водоворот. Сразу стало понятно, что в городе сегодня праздник и все жители города куда-то направляются. Всё, что нам оставалось - присоединится к людскому потоку и двигаться вместе с ним. Так мы оказались на одной из площадей, в самом центре людской воронки.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Здесь играла музыка, выступали музыкальные коллективы, а транспаранты на домах, указывали на то, что здесь скоро должно что-то произойти.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Пока мы глазели по сторонам, людей становилось все больше и больше. И что сразу бросалось в глаза, так это то, что половина из них была одета в одинаковые костюмы - белые брюки и цветные рубашки. Рубашки были разных цветов, и это наводило на мысль о том, что они принадлежат участникам каких-то команд.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Расспросы местных жителей, с помощью жестов и простейших вопросительных предложений на ломаном испанском, заканчивались тем, что нам показывали рукой на лестницу и произносили загадочное кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


Лестница вела на небольшую площадь перед собором, где уже начинали собираться группы людей в одинаковых костюмах.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Разгадка загадочного кастельс нашлась в витрине одного домов. Все сразу стало понятно... кастельс - это живые замки или башни из людей. Можно было и догадаться... Ведь в написании каталонское castells = ангийскому сastels, и означает замки. Но все дело видимо было в произношении, ударении и в скорости, с которой местные произносили это кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


О том, что в Каталонии проводятся состязания по строительству живых пирамид мы конечно же знали, и не раз видели по телевизору, как это происходит в той же Барселоне, но видеть это шоу "живьем" еще не доводилось. Оказывается традиции проведения состязаний по строительству живых замков зародились именно в Таррагоне, и уходят своими корнями в глубь средних веков.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Постепенно площадь перед собором начала заполняться зрителями, участниками состязаний, их помощниками, и начались "обматывания". И надо сказать, что эти обматывания, по зрелищности мало чем уступают самому процессу "строительства".

// 2-oi-shans.livejournal.com


В Таррагоне четыре команды кастельеров. У каждой команды свой цвет рубашек и эмблема, которая указывает на принадлежность к определенному клубу. Кроме цветных рубашек и белых брюк, форма каждого из участников включает широкий черный пояс и бандану. Пояс нужен для поддержки спины и для более удобного подъёма и спуска, позволяя зацепиться ногой и ухватиться руками.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Тем временем на площадь продолжали прибывать участники команд и весь этот процесс сопровождался грохотом барабанов и звуками духовых инструментов.

// 2-oi-shans.livejournal.com


К 12 часам площадь забилась людьми "под завязку" и самым интересным было то, что команды участников никак не были отделены от зрителей, и просто располагались в их толпе.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Мы ждали, что будут какие-то объявления о начале состязаний, но ничего подобного не случилось.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Началось все даже без громких команд. Просто в какой-то момент все увидели, что состязания начались и над землей начала расти колонна из участников первой команды.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Интересен тот факт, это хорошо видно на всех фотографиях, что участники всех команд не испытывают друг к другу ни какой конкурентной "нелюбви" и охотно помогают держать основание башни своим соперникам.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Кому-то с местами "в зрительном зале" очень повезло.

Скульптура «Ветер», созданная в 1989 году одним из известнейших скульпторов Каталонии - Жузепом Жассансом, является необычным памятником, расположенным рядом с центральной городской церковью Сант-Пере.

Необычность такого соседства заключается в том, что скульптура представляет собой обнаженную женщину, руки которой напоминают ветви склонившегося от ветра дерева, а поза - танцевальное па балерины.

Данная скульптура является одной из самых известных работ Жассанса и его первой публичной работой для Реуса.

Скульптура Els Castellers

Скульптура Els Castellers - одна из необычных скульптур, которая представляет собой башню, построенную из людей.

Она была возведена в 1999 году. С первого взгляда это творение может показаться странным. На самом же деле построение башен, в которых элементами строительства выступают сами люди, является каталонской традицией, появившейся еще в XVIII веке.

Обычно такие постройки проходят в форме соревнований между несколькими командами и устраиваются в конце сентября - в религиозные праздничные дни перед храмом Мизерикордия и на Рыночной площади.

Скульптурная композиция высотой 11 метров и весом около 12 тонн сформирована из 219 бронзовых фигур. Внешне она представляет собой семиэтажную крепость, первый этаж которой образует целый круг людей. Впервые такая живая пирамида была построена здесь в городе в 1770 году.

Скульптура Als Castells

Monument Als Castells – бронзовый памятник, изображающий «пирамиду» из 219 человеческих фигур.

Автором этого уникального монумента является современный скульптор Франсеск Англес, для творчества которого свойственно изображение человеческих групп в различных сценах. Памятник был возведен в 1999 году и стал одной из главных достопримечательностей Таррагоны. Высота композиции равна 11 метрам, а ее вес составляет 12 тонн.

Наверху скульптуры изображен ребенок, машущий рукой, а рядом с башней творец установил руководителя процессом построения композиции с земли и музыкантов. Уникально то, что среди фигур можно увидеть изображения реальных людей – Пабло Пикассо, Жуана Миро, Хуана Антонио Самаранча, Пау Казальса и многих других. В одной из фигур можно рассмотреть и самого скульптора.

Живые пирамиды Таррагоны.

Мне всегда было интересно, почему испанцы, так любят всякие праздники?

Это, недоступная моему уму, загадка, но так было есть и наверное уже всегда будет... Они раскованы, они не торопливы...

"Приходите завтра и всё будет хорошо!"- их самый распространённый ответ... Они медленно работают, спят и гуляют в сиесту, но вообще-то всё успевают... Как так выходит? Это национальная тайна!

Поэтому, знакомство с новыми культурными особенностями Испании всегда вызывает у нас жгучий интерес.

Город Таррагона прилепился на горе возле побережья, между Ла Пинедой и Барселоной...

Это Древнеримское поселение, потом разрослось и превратилось в целый город, где хорошо сохранились остатки древней цивилизации, множество археологических памятников: амфитиатор, развалины храмов и дворцов, часть древнего города с мазаичной мостовой...

Идёшь по современному городу и вдруг, за поворотом тебя встречает кусок величиственной арки, илил провал с древней мазаикой на полу древнего дома...

Но современная Таррагона славится своими "живыми пирамидами"... Опасным и необычным фестивалем... Ежегодно травмируются и даже гибнут люди, но традиция не умирает...

Традиция «Кастельерс» восходят к валенсийскому танцу «муйшаранга», ставшему популярным в Каталонии в XVII веке. Танец завершался построением «живой башни».

В настоящее время возведению башни не предшествует танец, зато сохранилась традиция музыкального сопровождения.

Теперь построение живых пирамид- это испанская традиция, сопровождающая праздник сбора урожая. В Таррагоне есть даже памятник Кастельерос.

Castellers - Кастельеры,участники, стараются построить башню из как можно большего количества уровней, а затем «разобрать» ее так, чтобы не обрушиться в толпу людей, наблюдающих за выступлением.

Башня, «разобранная» удачно, заслуживает восхищения.

Эта пирамида разрушилась, без травм не обошлось...

В районе пересечения Новой Рамблы с улицей Carrer del Pare Palau стоит бронзовый памятник строителям человеческих башен-кастельс (Monument als Castells) (одна из важнейших каталонских традиций). Автором этого интересного памятника является современный каталонский скульптор Франсеск Англес (Francesc Anglès) (р. 1938) , для творчества которого характерно изображение разнообразных человеческих групп в реалистичных сценах. Конкретно этот монумент был установлен в Таррагоне в 1999 году и изображает «пирамиду », состоящую из 219 полноразмерных человеческих фигур, которые составляют конструкцию quatre de vuit (то есть четыре человека на уровне в башне, состоящей из восьми уровней).Наверху башни машет рукой ребёнок, эншанета (enxaneta), завершающий конструкцию. Рядом с башней скульптор изобразил других традиционных участников действа: менеджера группы (cap de colla), который руководит процессом построения башни с земли, а также музыкантов — гобоистов-гральеров (grallers). Интересный факт: среди фигур можно распознать изображения конкретных персоналий — знаменитых каталонцев , включая художников Жуана Миро и Пабло Пикассо, виолончелиста Пау Казальса и деятеля Олимпийского движения Хуан Антонио Самаранча. В одной из фигур скульптор изобразил и самого себя. Высота композиции составляет 11 метров, а вес 12 тонн.

В испанском городе Таррагона состоялись 25-е соревнования по возведению «живых башен» - кастель. В мероприятии приняли участие более 30 команд со всей страны. Цель соревнования - построение наиболее высокой башни из людей. Красочное зрелище устраивается раз в два года и собирает сотни тысяч зрителей. Стоит отметить, что четыре года назад ЮНЕСКО внёс «живые башни» в список нематериального культурного наследия человечества.

Эта традиция зародилась где-то в XVШ веке, в провинции Таррагона . “Живые” башни использовались на торжествах в честь сбора урожая винограда. Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Позже этот праздник стал распространенным по всей Каталонии. На сегодняшний день каждый поселок имеет свою colla-группу кастельеров. Они тренируются круглый год, а сами соревнования начинаются с марта месяца, а именно в праздник Святой Иулалии.

Самая высокая и сложная в построении башня была построена в 1998 году Castellers de Vilafranca. Эта башня состояла из 10 ярусов, и в каждом ярусе находилось по три человека.

В основании «животрепещущего» сооружения стоят самые сильные члены команды – мужчины, правда, и у них трясутся колени и плечи, на которых взгромождаются несколько «этажей» девушек и детская «верхушка», самая легкая и по-обезьяньи ловкая (все малыши – в защитных касках). Всего уровней может быть до десяти – это самая сложная композиция, стандарт – 7-8.

За процессом «роста» башни наблюдать очень увлекательно, если не сказать –захватывающе, ведь одно неверное движение, один малейший перевес не в ту сторону, и вся гигантская конструкция в момент рухнет. Именно поэтому победителями конкурса становится та команда, которая не только построит башню публике на радость, конкурентам на зависть, а еще и сможет удержать ее при обратном процессе – разборе сооружения на «кирпичики», коими служат сами участники конкурса, по одному, начиная с верха, спускающиеся вниз.

Замечено, что большинство башен рушится именно во время «демонтажа». Со стороны это смотрится очень весело – этакий фэйл, а вот самим конкурсантам частенько не до веселья: и лететь с 20-метровой высоты не особо приятно, и принимать на себя удар такой махины тем, кто снизу, тоже не сахар. Вот и дежурит у стадиона скорая, оказывая кастельерам первую помощь с помощью останавливающих носовое кровотечение тампонов и мази от синяков. Для тех, кому повезло меньше, наготове носилки. Но несмотря на такую травмоопасность, праздник жил, жив и будет жить благодаря вечной тяге испанцев к приключениям и их же оптимизму с изрядной долей мазохизма.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.

Испа

Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера - faixa. Это - черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это - верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана - это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса - тут все ясно - это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.

Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия - завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.

Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» - pinya. Он же назначает и «иглу» - agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos - представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.

Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.

Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos - два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador - некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8–9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он - «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Но это еще не конец. Мало построить башню, ее надо еще и разобрать без потерь. А ломать, как говорится, не строить! Как только последний «кирпичик» ступает на землю, зрители начинают аплодировать, хлопать по плечам спортсменов храбрецов, обниматься и танцевать под веселые песни оркестра. Конец пирамиды означает начало народного гуляния.

Круглый год тренируются кастельеры, чтобы показать свое умение на публике. Соревнования смельчаков начинаются с марта, в праздник Святой Иулалии.

Что удивительно, несмотря на то, что сastellers, как вида спорта имеющий свои жесткие правила и регламеты никогда не расценивается соревнованием, как таковым.

Когда каталонцев спрашивают, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство.

Мы же от «Эль Корте Инглес» дошли до Ram­bla Nova, по которой и отправились к морю. Первой достопримечательностью, встретившейся нам на пути, была 11 -​метровая бронзовая статуя - пирамида из людей.

Покровительницей Таррагоны является Святая Текла (Фёкла, по нашему), и в ее честь каждый год местные жители устраивают 10 -​дневную фиесту с 14 по 23 сентября. Так что, по идее, нам можно было и в понедельник ехать в город, Андрей ошибся на один день. Хотя, конечно, все получилось как нельзя лучше.

Кульминацией всех торжеств является строительство пирамид из живых людей. Людей, которые этим занимаются, называют кастельеры (от «castell» - «замок»). Сначала самые сильные встают внизу в кольцо, сплетаются между собой руками и упираются друг в друга. Потом на них встают другие, образуя кольцо поменьше, и так далее. На самый верх, обычно, лезут дети (под ними могут быть еще 2 девушки), и когда они поднимают вверх руку, пирамида считается завершенной и так же постепенно разбирается. Участники залезают друг на друга босыми, а дети надевают защитные шлемы.

Причем испанцы не просто строят эти пирамиды ради прикола, они еще и соревнуются между собой, в празднике участвует до 4 команд, и в итоге выявляется победитель. Не знаю уж, по какой системе, наверное, по сумме баллов за технику и артистичность.

Спорт этот, как говорят, по популярности уступает в Испании если только футболу. Травмы, тоже говорят, случаются, но редко. Откуда есть пошла эта традиция доподлинно неизвестно. Могу предположить, что на стадионе, во время Эль Класико, кому-​то просто было плохо видно, ну вот он и полез на плечи впереди сидящего. Другие тоже от него не отставали, так и получилась пирамида. Правда, на «Камп Ноу» мы ничего подобного не видели:0 )

Ну так вот, на Новой Рамбле стоит памятник этой пирамиде под названием «Эльс Кастэльерс» («Els Castellers») , вернее одной из ее разновидностей - «Qua­tre de vuit», т.е. по четыре человека на каждом уровне, за исключением тех, кто стоит на земле. Высота ее 11 метров, вес около 12 тонн. Говорят, что скульптор изобразил в некоторых из 219 фигур известных испанских персонажей, в том числе Пабло Пикассо и Хуана Антонио Самаранча. С этим памятником мы благополучно сфоткались и пошли дальше.