Феномен средневековой культуры. Повседневная жизнь человека Средневековья

Средние века в Европе продлились целое тысячелетие и вместили в себя многое - крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении - в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.

СРЕДНИЕ ВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
История не исчерпывается неким множеством фактов и не сводится к ним, как и вообще к материально-экономической жизни общества - так называемому «общественному бытию». Хотя то и другое лежит в основании истории, об этом не думаешь, разбираясь в калейдоскопической, завораживающей пестроте исторических лиц и событий. Так тому, кто наслаждается вкусом румяных сочных яблок, нет дела до старой сучковатой яблони, на которой они росли, а тем более до ее корневой системы, качества почвы и удобрений, хотя без яблони и земли, на которой она растет, не было бы и этих яблок. Подобно этому нас обычно интересуют исторические события, лица, законы отнюдь не сами по себе в отрыве от историка, их излагающего (что вообще-то и невозможно), а в его приблизительно верной оценке, в его субъективно предвидящем, стоящем над ними прогностическом и, следовательно, нравственном отношении к ним.

Конечно, реальная жизнь людей и всего общества - «корневая тема» исторического процесса. Однако мы не должны ни ограничиваться ею, ни сбрасывать ее со счетов, ибо, несмотря на многоликость и многоплановость, историческое осознание и восприятие социальной действительности не только релятивны и хаотичны. Они по своей природе являются личностными, связанными с человеком как познающим субъектом, а следовательно, необходимыми и закономерными.

СОДЕРЖАНИЕ
Вадим Эрлихман. Путешествие в средневековье
Предисловие. Средние века и современность
Часть первая. ЧЕЛОВЕК
Глава первая. Человек. Время. История
«Человеко-усадьба»
Время и вечность
История в средние века
Глава вторая. Земля и город
Человек средневековья
Земля, ее хозяин и его богатства
Город и горожанин
Глава третья. Возрождение и Реформация
Накануне перемен
Возрождение: экономика и личность
От Возрождения к Реформации
Часть вторая. ВЛАСТЬ
Феодальная лестница
Идеология рыцарства
Рыцарь и солдат
Часть третья. ЦЕРКОВЬ
Церковь и монашество
Переход в свою противоположность
Бог и дьявол, церковь и еретики
Инквизиция и инквизиторы
Часть четвертая. ШКОЛА
Церковь и образование
Школа и школяры
Университет и студенты
Учеба в университете
Средневековое мышление
Примечания
Краткая библиография.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Повседневная жизнь средневековой Европы, Петрушенко Л.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Фантастические часы на здании ратуши на Староместской площади в Праге созданы в 1410 году университетским астрономом магистром Ганушем. Механизм часов обновляли в XVI веке, роспись циферблата в 1865-1866 годах выполнил И. Манес. Римские цифры обозначают астрономическое время. Арабские цифры на большом внешнем кольце показывают время 24-часового богемского дня, который начинался на закате. Малое кольцо в центре циферблата указывает положение Солнца и Луны в Зодиаке. Каждый час механические фигуры - Святые апостолы, аллегории Добродетелей и Смерть - появляются сначала в одном, затем в другом окне над циферблатом. Оригинал ныне находится в Музее Главного города Праги, а на его месте - копия Э.К.Лишки.


(768×1024)

В СРЕДНИЕ ВЕКА контрацепция не практиковалась, поэтому у женщин обычно рождалось много детей. Но высокая рождаемость сопровождалась и высокой смертностью - как женской, так и детской: медицина и гигиена были на самом примитивном уровне. В результате семьи получались небольшими: обычно с двумя-тремя представителями следующего поколения. Это была жестокая борьба за выживание: каждый второй ребенок умирал в возрасте до семи лет. И хотя средневековый мир был полон детей - более половины населения было младше 14 лет, немногие счастливчики доживали до совершеннолетия. Продолжительность жизни в средневековой Европе в те времена составляла примерно 30 лет в более удачные периоды, да и то не везде, а в неудачные, когда были эпидемии и войны, - всего лишь 20.

Демографическую кривую Средних веков в середине XIV века перерезает пропасть. До того времени, несмотря на высокую смертность, численность населения медленно, но неуклонно росла. На месте вырубленных лесов и осушенных болот появлялись новые деревни; размеры и общее число городов увеличивались. Но затем пришла «Черная смерть» - эпидемия бубонной чумы и подобных ей болезней, бушевавшая в 1347-1350 годах и унесшая жизни от трети до половины всего населения Европы. Чума регулярно возвращалась и в последующие времена, вплоть до конца XVII века она стала частью жизни европейцев, но размах эпидемий постепенно ослабевал. Грязные, перенаселенные города - смертельные ловушки Средневековья - пострадали больше всего. В результате европейцев в 1500 году стало заметно меньше по сравнению с 1300 годом, сократилась и прежняя продолжительность жизни.

Женщины вступали в брак раньше мужчин. В Тоскане XIII-XIV веков невесте обычно было около 19 лет, а жениху почти на десять лет больше, хотя разница могла быть и значительно большей и, наоборот, незначительной. Поэт Данте, родившийся во Флоренции в 1265 году, женился к 20 годам, что, вероятно, было более типичным. Из-за высокой смертности один из супругов мог быстро овдоветь и вступить в повторный брак. Поэтому взаимоотношения ребенка с отчимом, мачехой, сводными братьями и единокровными сестрами были важной составляющей в жизни средневековой семьи, найдя отражение, в частности, в сюжетных схемах сказок.

Женщины, которые не умирали во время родов, могли достичь самого независимого положения, стать богатыми вдовами. Им нередко приходилось вновь выходить замуж (знатные вдовы в Англии часто платили королю немалые деньги за право не вступать в повторный брак). И если им удавалось избежать брака, то они получали независимость, обычным путем недостижимую для женщины в любом слое общества. Поэты XII столетия, создавшие идеал куртуазной любви, превозносили «даму», к которой обращались «моя госпожа», но в реальной жизни женщина почти всегда подчинялась власти мужа или родственников-мужчин.

Несмотря на общий рост числа и величины городов, основная часть населения в Средние века продолжала жить в деревнях. Даже в богатых на города землях, например в Италии, число горожан никогда не превышало четвертой части всего населения. В остальной Европе доля городского населения составляла и того меньше - около 10 процентов. Большинство людей были мелкими крестьянами, жившими и работавшими на земле. Их положение определялось размером надела и условиями, на которых он ею владел, то есть степенью зависимости от феодала. Безземельные крестьяне и те, у которых был только огород, составляли сельскую бедноту, работая на других.

Богатые крестьяне, напротив, могли нанимать себе работников и, увеличивая объем производства, продавать излишки урожая на рынке. Важную роль играла и степень зависимости. У большинства крестьян был свой господин, иногда - всего лишь землевладелец, которому они платили оброк, но мог быть и хозяин, распоряжавшийся ими полностью. При самой тяжелой форме зависимости крестьяне не имели права покидать свою деревню, были обязаны работать половину недели на земле хозяина, обеспечивая его продуктами и деньгами, просить его разрешения даже на брак и искать суда только у него или у его приближенных. Неудивительно, что во времена экономических или политических кризисов часто вспыхивали крестьянские восстания, перераставшие иногда в настоящие войны, какими стали французская Жакерия (1358), восстание Уота Тайлера в Англии (1381), выступления крестьян-ременсов в Каталонии, результатом которых стала отмена крепостной зависимости (1486).

Ветряная мельница - одно из самых полезных изобретений Средневековья. Но крестьянам приходилось за пользование мельницей землевладельца платить постоянную пошлину. Миниатюра. Англия, XIV век.

Изображение крестьян: редкий для витражной живописи сюжет. Собор в Или. Ок. 1340-1349.

Сельское население было занято тяжелым трудом круглый год - будь то на глинистых полях Центральной Англии, где выращивали ячмень на хлеб и пиво, или на оливковых и виноградных плантациях Тосканы. Пища и климат могли отличаться друг от друга, но бесконечный изнурительный труд ради поддержания жизни был везде одинаков. Техники в сельском хозяйстве почти не было: единственный механизм - мельница для помола зерна - использовал силу воды или ветра. Водяные мельницы в Европе были еще при римлянах, а ветряные стали важнейшим техническим изобретением Средневековья. Впервые они появились в XII веке в Англии и Франции, а затем быстро распространились по всей Европе. Однако пахать, сеять, пропалывать, молотить и собирать урожай людям приходилось вручную или с помощью волов, которые постепенно были заменены рабочими лошадьми. В Средние века судьба общества напрямую зависела от капризов природы - неурожай означал голод и смерть. Несколько неурожайных лет подряд, вроде Великого Голода 1315 - 1317 годов, могли резко снизить численность населения.

Средневековые города, по современным меркам, были небольшими. В городе средней величины население составляло всего лишь несколько тысяч человек, и даже в самых крупных, таких, как Венеция, Флоренция, Милан и Париж, число жителей не превышало 100 тысяч. Несмотря на это, средневековый город нельзя было назвать «большой деревней»: обычно он обладал определенным юридическим статусом и выполнял особые функции. Города были центрами торговли и мануфактурного производства. Кузнецы жили в деревнях (отсюда пошла самая распространенная в Европе фамилия Смит/Шмидт/Лефевр и производные от нее), а мастерские ремесленников, производивших необходимые в быту вещи - обувь, одежду, мебель, посуду и кожаные изделия, - почти всегда располагались в городах. Там жили и люди интеллектуального труда: юристы, врачи, учителя, а также банкиры и купцы. Хотя рынки были и во многих деревнях, еженедельная торговая ярмарка проходила в городе. Для нее непременно отводилось особое место на окраине, которое становилось тогда центром общественной жизни города. Купцы и ремесленники объединялись в гильдии - организации не только экономические, но и общественные. Члены гильдии вместе пировали, вместе молились и обеспечивали достойные похороны умерших коллег. В правилах гильдий оговаривалось, кто и как должен вести торговлю.

Быстрое развитие средств передвижения постепенно устанавливало прочные связи между городами. Путешествовали обычно по воде - это было гораздо дешевле. Итальянские купцы на юге и Ганзейский союз на севере проложили морские торговые пути от Египта и Черного моря в Англию и на север России. В 1277-1278 годах генуэзцы впервые предприняли путешествие непосредственно в Северную Европу, а с 1325 года из Венеции стали ежегодно отправляться караваны судов во Фландрию и Англию. Несмотря на то что по земле путешествовали меньше, дороги не были пусты. На них можно было встретить купцов, пилигримов, идущих в Сантьяго, и тех, кто двигался в Рим и обратно по судебным или дипломатическим делам. В течение Средних веков сообщение улучшалось: новые мосты и постоялые дворы облегчали тяготы путешествия, но скорость движения оставалась по-прежнему низкой.

Первое, что поразило бы современного человека, попади он в эпоху Средневековья, - это, наверное, тишина и обилие натуральных запахов. Это был мир естественных материалов и нестандартных форм. И деревянные, крытые соломой дома, и каменные постройки, возводившиеся там, где камня было много, органично вписывались в окружающую среду. Средневековые города и деревни казались не инородными телами, а естественным продолжением природы. Вместо техногенного шума мы бы услышали голоса людей и животных, а отсутствие систем канализации и вывоза отходов сразу же напомнило бы о себе специфическими запахами. В маленьких средневековых жилищах, где крестьяне нередко жили вместе со скотиной, не оставалось никакого «личного» пространства.

Так в Средние века выглядел Кельн. Над городом возвышается величественный хор недостроенного собора. Слева от него видна юго-западная башня, возведенная наполовину, над которой нависает деревянный кран.

Жак Кер -удачливый французский купец и банкир - занимался горным делом, производством бумаги и мануфактуры. В 1451 году его огромное состояние вызвало зависть у Карла VII. Был найден предлог, чтобы лишить подданного его владений. Сохранился роскошный дом Жака Кера в Бурже, где тогда находился королевский двор. Его архитектура полна занятных диковинок вроде этих декоративных фигурок над камином, будто выглядывающих из окон.

В Средневековье смерть была естественной частью повседневной жизни. В крупном селении с сотней домов похороны проходили в среднем каждые 18 дней. Отправлявшиеся в мир иной христиане не брали с собой даже одежды - лишь епископов погребали в полном облачении, а священников с потиром в руках. Умерших хоронили в гробах или в одних саванах. Кладбища располагались вперемежку с жилыми домами (в противоположность античным и исламским обычаям). Усопшему, похороненному нагим на церковном кладбище, важно было помочь в загробном путешествии, чему служили заупокойные мессы, облегчавшие покойникам пребывание в чистилище. Богачи могли позволить себе надгробия, но памятники были скорее символами смерти и бренности плоти, чем земного могущества покойного. Множеству простолюдинов были доступны лишь голая земля или склеп. Главное, что давала смерть после 20-30 лет тяжелой жизни - «начало покоя, конец трудов».

Вопрос. Вспомните основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в период Средневековья.

Основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в эпоху средневековья заключались в следующем: аграрная экономика, натуральное хозяйство, малонаселенность, общинность, религиозное сознание, следование обычаям и традициям.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Объясните, почему молитва французских крестьян начиналась словами: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».

Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной.

Вопрос 2. Объясните выражение «столетия редкого человека».

Это выражение означает, что европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.

Вопрос 3. Почему в XVII в. люди часто болели?

В XVII в. люди болели часто, т.к. тяжелого труда, низкого уровня медицины, отсутствия личной гигиены

Вопрос 4. Как вы понимаете выражение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»?

Это выражение означает, что по тем продуктам, которые может позволить себе человек, можно определить его социальный статус. Например, дворяне мало ели овощей, считая их едой простолюдинов, и наоборот крестьяне мало ели мяса.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Почему в раннее Новое время люди не могли быть уверены в завтрашнем дне? Какие события вызывали у них парах и неуверенность?

В раннее Новое время люди не были уверены в завтрашнем дне из-за частых войн, регулярных неурожаев, за которым следовал голод, а также частых эпидемий чумы, тифа и других болезней, которые были неизлечимы для того времени. Эти события вызвали страх и неуверенность у средневекового человека, т.к. он не знал когда они могут повториться и сможет ли он их пережить.

Вопрос 2. Какими причинами вы можете объяснить медленный рост численности населения в Европе в XVI-XVII вв.?

Медленный рост населения связан с частым недоеданием, что вело к ослаблению здоровья, частыми эпидемиями, низким уровнем развития медицины и личной гигиены, высокой смертностью, особенно детской, короткой продолжительностью жизни.

Вопрос 3. Обсудите в классе, произошли ли изменения в повседневной жизни человека в XVI-XVII вв. по сравнению с XIV-XV вв.

В повседневной жизни в XVI-XVII вв. произошли изменения по сравнению с XIV-XV вв.Гигиена и медицина оставались на низком уровне. Хотя рост благосостояния отдельных горожан заставлял их следить за собой, подчеркивая свой статус. Повседневная пища оставалась грубой, состоявшей в основном из зерновых культуры (ячменя, овса и просо). Мясо и хлеб из пшеницы оставались роскошью для большей части населения. В городах лишь постепенно появлялась канализация. Более радикальные перемены в повседневной жизни произошли в XVIII в.

Вопрос 4. Подготовьте и проведите экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII в. - самый большой европейский город», «Лондон крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев». Используйте дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.

Экскурсия по Лондону по теме «Лондон XVII в. – самый большой европейский город»

Самым красивым городом Европы в 1700 г. был Лондон. Особое своеобразие и очарование ему придавали силуэты храмов, воздвигнутых архитектором Кристофером Реном. Среди церковных зданий выделялся собор Святого Павла, строительство которого в то время еще не было завершено. Оставалось возвести купол. Окончание работ затягивалось, и в народе в шутку стали говорить о медлительных людях: "Спешит, как строитель с ведром раствора на купол собора Святого Павла".

Главной водной артерией Великобритании, ее самой оживленной магистралью была река Темза, усеянная тысячами точек прогулочных, пассажирских и торговых судов.

Единственный Лондонский мост связывал северный и южный берега Темзы. Ниже по реке находился порт, в котором постоянно разгружались корабли, прибывшие со всех уголков земли с заморскими товарами.

Милые маленькие деревушки, расположенные в нескольких милях от центра города, Хампстед и Хайгет, были ярким контрастом с процветающей столицей. В эпоху, о которой идет речь, Лондон играл такую значительную роль в жизни королевства, как никогда ни ранее, ни позже. Здесь проживало не менее 530 тыс. человек, что составляло девятую часть населения всего государства, в то время как во втором по величине городе, Норидже, - лишь 30 тыс. жителей. Лондон как магнит притягивал людей разных сословий. Сюда стекались представители аристократии и дворянства, стремясь, чтобы их заметили при дворе. Они заседали в парламенте, улаживали свои дела в суде, развлекались, искали выгодные партии для своих детей, делали покупки... Лондон был настоящим раем для покупателей, он представлял собой огромный торговый центр, который мог удовлетворить любые запросы.

Для издателей газет рынком сбыта стали кофейни города, где посетители часы напролет проводили в дискуссиях и обсуждениях опубликованных материалов. Лондон был центром издательской деятельности, театральной и музыкальной жизни страны. Гости столицы знакомились здесь с новомодными течениями в искусстве и распространяли мнение о них по всему королевству.

Но этот огромный город не мог обеспечить себя людскими ресурсами. Смертность здесь возросла по сравнению с предыдущим столетием. В Лондоне теперь чаще хоронили, чем крестили. Каждый третий младенец умирал, не дожив до двух лет. И лишь только половина остальных детей доживала до пятнадцати лет. Взрослые же люди, становившиеся уже кормильцами больших семейств, очень часто уходили из жизни в 30-40 лет.

Вдоль улиц столицы тянулись сточные канавы; питьевая вода была загрязнена; зловоние помоек распространялось по всей округе; захоронения на переполненных кладбищах проходили бесконтрольно; жилища горожан не имели ни водопровода, ни канализации. Одним словом, в то время в Лондоне не существовало ни малейшего понятия об общественной гигиене. Дышать было нечем: атмосферу загрязнял дым тысячи мелких пожаров, вредивших как людям, так и природе. Широко распространен был туберкулез, и эпидемии оспы жестоко косили жителей густонаселенного города. Лекарства в то время были малоэффективны, и поэтому даже незначительное телесное повреждение человека могло повлечь за собой опасное заболевание, чреватое смертельным исходом. И это неудивительно, так как коренные лондонцы отличались слабым здоровьем и страдали, как правило, целым рядом хронических заболеваний. Поэтому столица нуждалась в постоянном притоке мигрантов. Ежегодно в Лондон прибывало на жительство примерно 8 тыс. молодых людей из всех частей королевства, их привлекали заработки, которые были на 30 процентов выше средних по стране.

Великий пожар 1666 г., вернее, необходимость восстанавливать город дала толчок к развитию Лондона, его территориальному росту. Город значительно расширил свои границы. Расположенный на южном берегу Темзы Саутуорк, известный своей металлообрабатывающей промышленностью и пивоваренными заводами, вплотную подходил к сельскохозяйственным угодьям столицы. На севере, вне черты района Лондона Сити, остались незастроенная территория Моорфилда и кладбище Банхилл. К северо-западу от Сити район Кларкенуэлл населяли ремесленники, занимавшиеся производством часов, а на востоке от Спитлфилдз до Уайтчепел располагались деревеньки ткачей, которые очень быстро застраивались кирпичными домами и сливались с городом.

На запад вели две дороги, связывавшие Сити с Вестминстером. Открытые поля простирались к северу от Оксфордской дороги и подходили к Новой дороге, которая соединяла деревню Мэрилибоун на западе с Сент- Панкрасом на. востоке. К югу от Оксфордской дороги располагался Сохо с его людными улицами и благоустроенной площадью; этот район населяли в основном ремесленники и торговцы предметами роскоши.

Самая южная дорога вела из Сити по Флит-стрит до Странда и далее мимо статуи Карла I на Чаринг-кросс до Уайт-Холла. Дворец Уайт-Холл сгорел в 1698 г., и от него остался лишь Банкетинг-Хаус. После реставрации, когда королевские приближенные вновь заняли дворцы Уайт-Холл и Сент-Джеймс, на площади возле последнего были возведены дома знати. С северо-восточной части района Сент-Джеймс шла Пиккадилли, она пересекалась с Португальской улицей (названной так в честь королевы, супруги Карла II, дочери короля Португалии), которая вела к Гайд-парку.

Домов в районах Сент-Джеймс и Гайд-парк было немного, и здесь свободно разгуливали олени.Мейфэр еще только формировался, здесь проходили ярмарки, которые пользовались столь дурной славой, что городские власти собирались отменить их. Посетители нового дворца королевской четы Вильгельма и Марии, расположенного в деревне Кенсингтон, добирались туда через Гайд-парк по Королевской дороге, которую в народе окрестили Гнилой дорогой. От Уайт-Холла она шла в западном направлении к Вестминстерскому аббатству и к Хорс-Ферри, где кареты и верховые лошади переправлялись через реку. За рекой простирались поля. Западнее находилась деревня Челси с ее садом и пансионами для молодых леди

Никогда еще в истории государства в столице не наблюдалось такого большого количества торговых, промышленных и ремесленных предприятий. Писатель Даниель Дефо называл Лондон «сердцем нации». В столицу стекались сырье, продукты и товары изо всех областей страны и со всего мира, здесь их перерабатывали и потребляли или развозили по другим районам государства.

Развитие Лондона стимулировало рост других городов. Суда доставляли по рекам королевства уголь из Ньюкасла, а средства от сбора налога на уголь пошли на восстановление Лондона после Великого пожара.

Жизнь городских жителей в средние века была наиболее динамична. Занятия горожан были разнообразны, многие люди на протяжении жизни несколько раз меняли род своей деятельности, чего не могло быть в прочих средневековых сословиях. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Бережное отношение к времени и своей свободе - отличительная особенность жителей средневекового города. Горожане представляли себе мир очень сложным и постоянно меняющимся.


Горожане | Бюргеры



Основную часть городского населения составляли бюргеры (от немецкого "бург" крепость). Они занимались торговлей и ремеслом. Одни торговали по мелочам тем, что было нужно жителям города и окружающих деревень. А те, кто побогаче, занимались торговлей с другими областями и странами, где закупали и продавали большие партии товара.

Для таких торговых операций были надобны немалые средства, и среди этих купцов главную роль играли состоятельные люди. Им принадлежали лучшие здания в городе, нередко каменные, где располагались и их склады для товара.


Богачи пользовались большим влиянием в городском совете, который управлял городом. Вместе с рыцарями и знатными людьми, часть которых селилась в городе, богачи образовывали патрициат - этим древнеримским термином обозначалась городская правящая верхушка.

Горожане | Городская беднота


Полного равенства всех горожа н во времена Средневековья не было достигнуто нигде. Далеко не все население являлось полноправными бюргерами: наемные рабочие, слуги, женщины, неимущие, кое-где духовенство не пользовались правами граждан, но - даже последние нищие - оставались свободными людьми.


Бедняками в средневековом городе были все те, кто не имел собственного недвижимого имущества и был вынужден работать по на
йму. Ученики мастера в период обучения представляли собой малообеспеченный слой населения. Но они имели надежду после окончания срока обучения купить ремесленную мастерскую, стать мастерами и получить статус полноправных бюргеров. Более пе чальной была судьба подмастерьев, которые всю жизнь работали в качестве наёмных рабочих у мастера и получали за это жалкие гроши, которых едва хватало на пропитание.


Крайней бедностью отличались и сре
дневековые студенты, университеты которых чаще всего располагались в городской черте. К бедным слоям населения городов можно отнести бродячих актёров, трубадуров, миннезингеров. Среди бедняков были и такие, кто нигде не работал, а жил за счет милостыни, которую выклянчивал на церковной паперти.


Причины роста городов

1. Сельское хозяйство в X-XI вв. стало более производительным, увеличились урожаи крестьянского хозяйства, поэтому часть выращенного урожая крестьянин мог продать. Это позволяло людям, не занимавшимся сельским хозяйством, покупать продовольствие у крестьян.

2. Ремесло усовершенствовалось и стало таким сложным занятием, что им мог заниматься только специально обученный человек, не терявший времени на сельское хозяйство. Таким образом произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, и ремесленники стали создавать отдельные поселения, которые и являлись городами.

3. Рост населения приводит к нехватке земли. Поэтому некоторые люди были вынуждены заниматься не сельским хозяйством, а другими занятиями и перебраться из деревни в город.

Городское самоуправление


Городское самоуправление бывало двух видов - полное и частичное. При полном самоуправлении в городе мэров избирали бюргеры, а при частичном его назначал феодал, на территории которого находился город.

Первое время власть в городах обычно находилась в руках самых богатых горожан: купцов, ростовщиков, городских землевладельцев и домовладельцев. Эта прослойка называлась патрициатом. Патрициат - узкий слой, наиболее богатых и влиятельных людей, своего рода городская знать, (в больших городах обычно несколько десятков семей).

Но поскольку города обычно стояли на земле какого-либо сеньора, то именно этот сеньор считался верховным господином города. Поэтому патриции боролись с феодалами за свое полновластие в городе. В своих интересах патрициат использовал народные движения против феодалов. Но в некоторых городах в XIII в. в ряде стран Западной Европы, особенно в Италии и Германии, против патрициата повели борьбу цехи. Историки иногда называют эту борьбу цехов с местным патрициатом "цеховыми революциями".

Результатом цеховых движений было то, что патрициат был вынужден делить свою власть в городе с наиболее влиятельными цехами (на деле - с зажиточной верхушкой этих цехов). "В тех городах, где была сильно развита внешняя торговля, патрициат даже этой уступки не делал, сохраняя власть исключительно в своих руках. Таковы были, например, городские патрицианские республики - Генуя и Венеция в Италии, крупнейшие ганзейские города - Гамбург, Любек и другие в Германии.

Питание горожан

Питание горожан мало чем отличалось от питания жителей села, поскольку практически все горожане имели небольшие огороды в пределах городской черты.

Горожане употребляли в пищу достаточно много овощей, основой их пищи были каши и хлеб из различных видов зерновых, а также многочисленные кисели.

Пища богатых горожан была близка питанию знати. Отличительная черта питания жителей города заключалась в употреблении достаточно большого количества привозной пищи, как из сельской местности, так и из других стран. Поэтому на столах горожан чаще можно было увидеть такие экзотические продукты, как сахар, чай или кофе.

Одежда


Одежда горожан соответствовала общему направлению в развитии одежды в средневековом обществе.
Однако п оскольку жители средневековых городов чаще, чем селяне общались и с представителями знати, и с

купцами, много повидавшими в различных частях света, их одежда отличалась большим изяществом и они больше следили за влияниями моды. антисанитария средневекового города тоже отразилась на одежде его жителей: среди горожан были распространены высокие деревянные башмаки, которые позволяли жителям городов не испачкать свою одежду на грязных и пыльных городских улицах.

Культура


Среди средневековых горожан распространилось мнение о том, что самыми главными ценностями в жизни являются:

1 - личность человека

2 - служба, должность, профессия

3 - имущество, богатство

4 - время его жизни

5 - любовь к ближним, другим христианам

Горожане считали, что общественный строй должен оставаться неизменным, и никто не должен стараться перейти в высший общественный разряд.

По их мнению земная жизнь и небеса не были противопоставлены так резко, как это было в учении монахов раннего Средневековья. Наоборот, необходимость исполнять службу, трудиться и обогащаться считалась первым долгом христианина перед Господом Богом.


В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.

Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.

С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.

Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.

И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия.


К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.

В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.


Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправи
ться с теми, кого они давно ненавидели.