Один из лидеров советского конструктивизма в архитектуре. Стиль конструктивизм в архитектуре

Наверное, нет более советских символов, чем знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» и, конечно, Мавзолей Ленина – памятники конструктивизма. И хотя в умах и сердцах грандиозный этот стиль властвовал недолго, его размах, фундаментальность и одухотворенная рациональность ассоциируются с советской эпохой гораздо сильнее, чем «сталинский» ампир и «хрущевские» индустриальные постройки.

Из Европы в Союз: история стиля конструктивизм

Несмотря на то, что конструктивизмом, чаще всего, называют архитектурный метод, возникший в рамках авангардизма в первые советские годы, зародился он раньше, и не в Советском Союзе, которого тогда еще не было…
Предтечами архитектурного конструктивизма называют павильоны для первой Всемирной выставки, состоявшейся в 1851 году в Лондоне, и Эйфелеву башню. Но вот сам термин – конструктивизм – предложили миру советские художники и зодчие.
20-е годы были периодом борьбы старого и нового, традиционного и революционного, временем поиска новаторских форм и концепций. Те, кто первыми назвали себя конструктивистами, призывали отказаться от искусства ради искусства, утверждая, что последнее обязано творить сугубо полезные вещи и служить производству. Задача новой архитектуры, провозглашали они, – «коммунистическое выражение материальных ценностей».

Так появились впечатляющие здания в стиле советского конструктивизма – гигантские дома культуры, дворцы профсоюзов, фабрики-кухни, жилые комбинаты.

Отличие конструктивизма от подобных стилей

Понятно, скажете вы, но чем же этот, советский конструктивизм отличался от других минималистических течений, например, от функционализма? Он ведь тоже проповедует предельный практицизм и простоту подачи.
Пожалуй, главное отличие заключается в том, что конструктивисты пытались соединить высокую функциональность зданий с художественной выразительностью. Достигалось же это не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.

Концептуальные особенности конструктивизма :

  1. монолитность (даже очень большие, разбитые на фрагменты здания воспринимаются цельно);
  2. сегментированность (дома часто состоят из секций, переходящих одна в другую);
  3. большее разнообразие форм, чем это присуще функционализму. Ничего вычурного, конечно, конструктивисты не предлагали, но игра с формами определенно была: квадраты стен перетекали в цилиндры балконов, параллелепипеды – в кубы и ризалиты лестниц.

Кроме перечисленных примет, для советских зданий, построенных конструктивистами, типичны также плоские крыши, удлиненные окна, массивные опоры-столбы.

Если говорить об идейных различиях, то их можно сформулировать так: в целом использует простые материалы и скупые формы потому, что ставит во главу угла удобство, а конструктивисты – еще и потому, что видят в этом красоту.

Материалы и палитра стиля

Бетон и стекло – главные «стихии», из которых вышло большинство всех зданий в духе конструктивизма. Уже позже примкнули к ним металл, пластик и другое современное сырье.

Что касается красок, то наиболее распространенные цвета конструктивизма:

  • светло-серый,
  • грифельный,
  • белый,
  • бежевый,
  • темно-красный,
  • красно-коричневый.

Для построек этого жанра характерен приглушенный и ровный тон. А дополнительный колорит вносят блеск металла и стекла.

Забвение и возвращение идей конструктивизма

Даже в 20-е годы, пик расцвета авангардных течений, массовых симпатий конструктивизм не снискал. Копья критики летели в него со стороны тех, кто отстаивал , берущую начало в античных эпохах, и со стороны тех, кто доказывал превосходство других, не менее новых архитектурных идей.

Вскоре, однако, спор завершился: ритмичные, строгие линии, свойственные конструктивизму, вдруг объявили буржуазным формализмом… И романтичный, но суровый, утопичный, но рациональный, пролетарский аскетизм сменили постройки, стиль которых чуть позже назвали советским неоклассицизмом и «сталинским» ампиром.

Обновленный конструктивизм вернулся в 70-х, в годы очередной «борьбы с излишествами». Ну а третье пришествие этого стиля состоялось недавно, в начале текущего века. Да, конструктивизм снова актуален, причем не в городе, а за его пределами.

Современный конструктивизм: особенности экстерьера

Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль так и зовут – скандинавский конструктивизм .

Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства.

Благодаря внешней простоте, такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, любую природную среду. Они не концентрируют внимание сугубо на себе, благодаря чему деревья, водоем или пригорок, которые рядом, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку, продолжают её.

Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления.

Древесина больше не под запретом, как и каменная, керамическая плитка, панели из керамзита, облицовочный, строгой формы кирпич, а также самые новые материалы. К слову, они должны быть не только высокого качества и броской фактуры, но и тактильно приятные, чтобы дарить домочадцам максимальный комфорт.

Широкие, без затей веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серая, черно-белая, сдержанная гамма – таков язык современного конструктивизма.

Декор экстерьера подобных домов – это, прежде всего:

  • динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий;
  • разноформатность сегментов – окон, террас и навесов;
  • чеканность, выразительность входных порталов;
  • текстура отделки, умеренный проблеск стекла;
  • контраст светлых и тёмных тонов, белой штукатурки и, например, тёмно-серого камня.

Конструктивизм - художественное направление 1920-х годов ХХ века в архитектуре, оформительском, и театрально-декорационном искусстве, в дизайне.

Век бурно развивающейся промышленности и новых технологий многократно ускорил ход времени. Художники первыми почувствовали необходимость полностью изменить мир вокруг себя. Новый человек ХХ века должен был жить в мире ясных геометрических форм; мире, свободном от прошлых изобразительных традиций. У человека работающего, активно участвующего в общественной жизни, уже не оставалось времени на неспешное созерцание. На первое место вышли скорость и технологичность. Здания, мебель, предметы быта должны были быть удобны не только для потребителя, но и для машин, их производящих. Главным критерием в жизни и искусстве стала универсальность. Человеческая личность оказалась подчинена жестким общественным интересам. Предметы, окружающие человека, тоже потеряли свою уникальность.

Дом – машина для жилья. В этом высказывании Ле Корбюзье предельно четко формулирует цели и задачи конструктивизма. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить возможности новой техники, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Особое место конструктивизм занимает в русском искусстве. Уникальная политическая ситуация, победа революции, строительство нового мира полностью совпадали с задачами конструктивизма.

В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга. В 1924 году была создана творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и другие) вели поиски новых принципов планировки населённых мест. Они выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).

Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин).

Можно смело утверждать, что наивысшего расцвета конструктивизм достиг именно в России 1920-х гг. В европейской архитектуре идеи конструктивизма в жизнь проводили такие мастера как Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ, Гропиуса. Опоры, сады на крышах, свободная планировка, ленточное остекление, фасады без украшений - такие принципы сформулировал Ле Корбюзье для новой архитектуры. Железобетон позволил решить многие конструктивные проблемы, архитекторы получили больше свободы и возможности для фантазии.

Очень интересны работы архитекторов в малых формах. Одним из любимых материалов в дизайне становятся металлические трубки. Знаменитая кушетка Ле Корбюзье действительно универсальна. Ее можно поставить у бассейна, на открытой веранде, в гостиной, спальне. Людвиг Мис Ван дер Роэ относился к мебели как к математическим объектам. Он утверждал, что решает форму очередного предмета как уравнение. Но главное, мебель, спроектированная в те далекие годы, очень популярна и сегодня.

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре – одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 11.07.2015 11:54 Просмотров: 5276

Это направление в искусстве считается советским явлением. Оно возникло после Октябрьской революции и развивалось в рамках авангардного пролетарского искусства.

Но никакие проявления искусства не могут ограничиваться рамками одной страны, поэтому термин «конструктивизм» достаточно условен: признаки этого направления можно увидеть в архитектуре функционализма, а в живописи и скульптуре конструктивизм отчётливо виден в произведениях авангардистов. Собственно говоря, конструктивизм и является авангардистским методом – его представители искали новые формы для выражения современных для них идей: новый гармоничный человек должен жить в гармоничном обществе и в благоустроенном городе.

Значение термина

Для осмысления термина «конструктивизм» (лат. cōnstrūctio – составление; строение, структура; соединение, связь) нам подойдёт не прямое его значение, а переносное.
Итак, конструктивный:
1) относящийся к конструкции;
2) перен.: создающий основу для дальнейшей работы, плодотворный, такой, который можно положить в основу чего-нибудь (конструктивное предложение, конструктивное обсуждение и т.д.).
В период после Октябрьской революции в России искусство должно было служить производству, а производство – народу. Конструктивисты считали, что искусство должно сливаться с производством материальных ценностей. Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «...будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены...».
Таким образом, социальной основой конструктивизма стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

История термина

В 1922 г. А.М. Ган написал книгу «Конструктивизм». Известные в то время скульпторы, графики и живописцы А. Родченко и В. Татлин ещё в 1920 г. назвали себя конструктивистами.

В. Татлин А. Родченко
Кстати, В. Татлин разработал проект памятника, посвящённого III Интернационалу – знаменитая Башня Татлина. Её строительство планировалось осуществить в Петрограде после победы Октябрьской революции 1917 г. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которые должны были разместиться в 7-этажных вращающихся зданиях. И хотя проект этот реализован не был, Башня стала символом конструктивизма.

Башня Татлина

Проект башни состоял из двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, гармонично связанных между собой. Здания вращались вокруг своей оси. Нижнее здание имело форму куба и вращалось со скоростью одного оборота в год.

Оно предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, которое вращалось со скоростью один оборот в месяц и предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, который вращался со скоростью один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвертый объем был в виде полусферы и вращался со скоростью один оборот в час. Башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Высота Башни предполагалась в 400 м.
Модель башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства (Стокгольм), в выставочном зале художественного училища К. А. Савицкого в Пензе, в главной столовой Оксфордского университета.

Модель башни венчает современный дом «Патриарх» в Москве, построенный по проекту архитектора С. Б. Ткаченко.

История конструктивизма

Почему конструктивизм в искусстве считается советским явлением? Ведь известно, что Эйфелева башня, символ Парижа, была построена ещё в 1889 г., намного раньше, чем возник термин «конструктивизм»? Она задумывалась как временное сооружение – входная арка парижской Всемирной выставки 1889 г., но сейчас это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира. В ней явно присутствуют черты конструктивизма.

Эйфелева башня (Париж)
Очевидно, советским явлением конструктивизм считают по той причине, что проявление его в других странах было всего лишь единичными образцами, а в СССР он стал социально обусловленной основой, производственным искусством. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм», - отмечал В. Маяковский.

Братья Веснины

Братья Веснины в детстве с родителями и сестрой

Большой вклад в развитие конструктивизма внесли талантливые архитекторы – братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. К этому времени у них уже был опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Они стали лидерами нового направления в архитектуре первой половины XX в.
Участвуя в конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве в 1923 г., они получили третью премию.


Проект братьев Весниных
Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы – братья Веснины
Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование Дворца культуры Пролетарского района в Москве. Дворец строился в 1931-1937 гг., но осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. В соответствии с принципами конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией, удачно соотносятся зрелищные и клубные помещения. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце правого крыла разместилась библиотека, в конце левого – репетиционный зал.

Библиотека

Над зимним садом был размещён конференц-зал, а выше – обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов.

Стилистика конструктивизма присутствует и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.
Среди работ Весниных 1930-х-начала 1940-х годов заслуживают внимания многие другие проекты – реализованные или нереализованные.

Площадь имени В. И. Ленина в г. Октябрьском
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства соответствует «своей» исторической эпохе. Гинзбург и братья Веснины организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. В Россию приезжал Ле Корбюзье, плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
C 1926 г. конструктивисты начинают выпускать свой журнал «Современная архитектура», который выходил на протяжении 5 лет.

Расцвет конструктивизма

Убеждённые конструктивисты трепетно относились к чистоте своего метода, они не хотели, чтобы конструктивизм превратился в стиль, использующий только внешнее подражательство. Сами они основывались на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Т. е. они рассматривали художественные и практические задачи исключительно в совокупности: каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура. Конструктивисты участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов. В этот период к обществу конструктивистом прибавляются и другие талантливые архитекторы: братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Дом культуры имени С. М. Зуева (1928). Архитектор И. Голосов
Типичным примером воплощения функционального метода в конструктивизме стали дома-коммуны. Их строили по принципу Ле Корбюзье: «дом – машина для жилья». Примером является общежитие-коммуна Текстильного института в Москве.

Студенческое общежитие «Дом-Коммуна» (1930)
Автором проекта был Иван Николаев. Идея дома-коммуны: полное обобществление быта. Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов: спальная кабина размером 2,3 х2,7 м, вмещавшая только кровати и табуретки, затем студенты направляются в санитарный корпус, где проходили душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Отсюда спускались в низкий общественный корпус, где была столовая. В других помещениях корпуса были залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотека, актовый зал. В общественном корпусе находились ясли для детей до 3 лет, а на крыше была устроена открытая терраса.
В различных городах страны (СССР) были свои архитектурные особенности конструктивизма. Примером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь – крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда , один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.

Дом правительства в Минске

Конструктивизм в других видах искусства

Конструктивизм чаще всего связывают с архитектурой, но это не совсем верно, т.к. ещё прежде архитектуры конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Например, в фотографии. В этом виде искусства конструктивизм проявлялся в композиции, необычных ракурсах и т.д. Мастером метода считался Александр Родченко.

Фотография А. Родченко

Фотография А. Родченко
Конструктивистские тенденции существовали и в области моды. На основе увлечения прямыми линиями, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы дизайна одежды.
Модельер Варвара Степанова с 1924 г. вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, проектировала модели спортивной и повседневной одежды. А самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик.

Лиля Брик (1924)
В 1923 г. был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии) и создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера – тактовика (стихотворного размера), эксперименты с декламацией. К 1930 г. конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Заседание Литературного центра конструктивистов 1929 г. (А. Квятковский, В. Асмус, Э. Багрицкий, К. Зелинский, Н. Адуев, И. Сельвинский, Б. Агапов, В. Луговской, В. Инбер, Г. Гаузнер, Е. Габрилович)
В качестве литературного кредо конструктивисты выдвигала четыре принципа:
Смысловая доминанта, максимальная «эксплуатация» центральной темы
Повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала («грузофикация»)
Принцип «локальной семантики», заключающийся в подчинении образов, мета¬фор и рифм главной теме произведения
Введение в поэзию приемов прозы.

Постконструктивизм

В начале 1930-х годов изменилась политическая ситуация в стране. Это сказалось и на искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом оказались под запретом как буржуазные.

Советский постконструктивизм
На смену строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко. Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование или были репрессированы. Некоторые же сумели перестроиться. Например, Илья Голосов. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, но такого авторитета, как раньше, уже не имели.
В 30-х годах XX в. под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Пристрастия Сталина к классической архитектуре стали играть гораздо бо́льшую роль, чем популярная в 1920-х годах целесообразность и «пролетарская аскетичность форм».

Школа в Москве (1932–1936). Архитектор И. Звездин
В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля: прямоугольные парапеты на крышах (невысокая стенка, ограждающая кровлю здания); сплошное вертикальное остекление лестничных клеток; акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей. Но в то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся кессонированные своды арок (с углублениями прямоугольной или другой формы); развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком; открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже; безордерные колонны квадратного сечения; использование настенных изображений в технике сграффито и ярких цветов в сочетании с непременным белым.

Кинотеатр «Звезда». Открыт в 1937 г.

"Северный ветер"

Сложная и противоречивая эпоха начала XX века оставила нам в наследство вечно молодое революционное искусство – русский авангард, самым ярким проявлением которого стал конструктивизм в архитектуре. Хотя конструктивизм считается советским искусством, его идеи возникли раньше. Например, черты этого стиля можно увидеть даже в Эйфелевой башне. Но, разумеется, в развитии новаторского пролетарского искусства СССР был впереди планеты всей!

Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, М. Я. Гинзбург, К. Мельников, И. А. Голосов, А. М. Родченко, А. М. Ган, В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова - самые известные художники, которые разрабатывали этот стиль в разных его проявлениях, таких, как архитектура, эстетика, дизайн, графика, живопись, фотография.

Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергли принцип «искусство ради искусства» и решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям. Геометризм, плоские крыши, обилие стекла, нетрадиционные формы, полное отсутствие декора – вот отличительные черты этой архитектуры. Конструктивизм также был реакцией на дворянскую и купеческую архитектуру, надменную, помпезную и классически-традиционную. Необычными в новых зданиях были не только формы, но и сами типы этих строений: дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни – всё это отражало утопические идеи о новой, революционной жизни, где нет места ничему буржуазному, индивидуальному, а всё совместное, в том числе и быт, и даже воспитание детей.


В 1924 году Гинзбург и братья Веснины создают ОСА (Объединение современных архитекторов), в которое вошли ведущие конструктивисты. С 1926 года был у конструктивистов и свой журнал, который назывался «Современная архитектура». Просуществовал он всего пять лет.

В. Паперный, автор книги «Культура 2» приводит интересную цитату: «Пролетариат, - писал автор одного из самых экстремистских проектов тех лет, - должен немедленно приступить к уничтожению семьи как органа угнетения и эксплуатации». И всё-таки, несмотря на утилитарность, конструктивизм считается явлением очень даже романтическим. Дело в том, что именно здесь лучше всего проявился замечательный смелый, бунтарский дух. И, если в жизни последствия этого революционного духа сомнительны, то в искусстве он оставил свой необычный и яркий след.

Свежий ветер, который сдул купеческую дремоту, птица, которая, чтобы летать, должна питаться собственным мясом (метафора уничтожения старого, упомянутая Паперным), северная устремлённость в бесконечность.

Эти странные даже по нынешним временам сооружения оставляют чувство холода и бездушного, почти безжизненного, механического мира – «сараи и казармы».

Вот что по этому поводу писал М. Я. Гинзбург: происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики».

Гинзбург и Милинис в 1928-30 гг. построили на Новинском бульваре дом-коммуну сотрудников Наркомфина . Дом спроектирован так, что в нём можно жить, так сказать, не отрываясь от производства: несколько корпусов выполняют разные функции. Есть жилая зона, столовая, спортивный зал, библиотека, корпус общественного обслуживания, ясли, детский сад, мастерские.

Быт, работу и творчество пытался объединить и главный архитектор русского авангарда Константин Мельников в своем знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Удивительное здание круглой формы с множеством шестиугольных окон кажется маленьким. Но те, кто был внутри, говорят, что впечатление это обманчивое, дом Мельникова довольно просторный. Архитектор был очень привязан к своей семье и хотел соединить мастерскую и жилые помещения и в тоже время максимально усовершенствовать быт. На лекции, посвящённой этому шедевру конструктивизма, рассказывали много интересных вещей. Например то, что Мельникову казалось упущением, что человек столько времени проводит без дела – во сне. Он работал над тем, чтобы как-то найти применение сну, но так и не нашёл.

В районе Арбата находится также первый советский небоскрёб – здание Моссельпрома , расписанное лозунгами Маяковского Александром Родченко. В доме размещались склады, администрация московских продуктовых магазинов, часть здания была жилой. Кроме лозунгов, Родченко поместил на стене рекламные изображения: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор».

Фантазия архитекторов наиболее ярко выразилась в создании клубов и дворцов культуры. В 1927 -1928 годы к юбилею революции по проекту И. А. Голосова был построен один из первых рабочих клубов – Дом культуры имени С. М. Зуева или Клуб профсоюза коммунальников имени Зуева, названный в честь слесаря трамвайного парка, который сражался на баррикадах в 1905 году. Центром этого здания с огромными окнами на Лесной улице является стеклянный цилиндр с лестницей внутри, который «держит» весь корпус строения и остальные элементы.

Сложная композиция мельниковского Дома культуры имени Русакова (первоначальное название Клуб Русакова Союза Коммунальников) на ул. Стромынка производит мощное впечатление. Дом культуры получил название в память руководителя Сокольнической организации большевистской партии И. В. Русакова. Несмотря на сложность, похожее на шестерёнку здание выглядит очень цельным и динамичным. С первого взгляда оно поражает своими тремя чётко ограненными, выступающими белыми торцами балконов-аудиторий, которые примыкают к зрительному залу. Балконы чередуются с простенками с окнами, за которыми находятся лестницы. Зал, занимающий центральную часть клуба, тоже особенный – он проектировался как многофункциональный, с возможностью разделять его разными перегородками. Небольшое, но очень интересное здание, которое хочется рассматривать с разных ракурсов.

И всё-таки главная цель архитекторов, которые творили в этом авангардном направлении - решение насущных вопросов, например, расширение инфраструктуры города с его растущим населением. Так что обратим наше внимание с домов культуры на утилитарные строения – гаражи, магазины, фабрики-кухни, хлебзаводы.

Хлебзавод № 5 (Хлебзавод имени Зотова) 1931 года на Ходынской улице работал до недавнего времени. Здание было построено в 1931-32 годах по проекту архитектора А.С. Никольского и оборудовано новаторской техникой инженера Г. Марсакова, которая обеспечивала выпуск 50 000 батонов в день. После пожара в 2007 году производственный комплекс было решено перенести на окраину Москвы, а в здании открыть культурный и деловой центр. Непонятно, что будет на месте этого памятника…

Автобусный парк на ул. Образцова – одно из самых известных творений К. Мельникова. Мельников добился того, что готовый проект стандартного манежного типа для этого гаража был заменён на новый, придуманный архитектором и более эффективный. Металлические конструкции крыши Бахметьевского гаража - одна из последних значительных работ инженера В. Г. Шухова. В 2001 состояние гаража было почти что угрожающим, и здание передали еврейской общине, которая организовала реставрацию. К сожалению, во время реставрации часть конструкций Шухова снесли. К 2008 году ремонт здания был завершён: воссоздана крыша, фасад (по фотографиям и чертежам Мельникова). Может быть, к чему-то стоило отнестись с большим вниманием (например, явные следы евроремонта совсем не смотрятся на памятнике начала века). Но всё же это гораздо лучше, чем ничего! Сейчас в Бахметьевском гараже располагается музей современного искусства «Гараж» и еврейский культурный центр.

Ещё одно творение Мельникова находится недалеко от Бахметьевского автобусного парка. Это гараж для автомобилей ВАО «Интурист». Интересно, что Мельников подключился к проекту только на последней стадии – ему требовалось лишь оформить фасад, не затрагивая планировку здания. Фасад архитектор представил как экран, на котором видны проезжающие по внутреннему спиральному пандусу автомобили. Несмотря на парадоксальность идеи иностранного туризма в закрытом государстве, Мельникову эта идея виделась в радужном свете: «Путь туриста изображён бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство».

Новый тип сооружений новой эпохи – фабрика-кухня – наряду с домом-коммуной как нельзя лучше иллюстрирует идеи обобществления быта. Предполагалось, что в маленьких комнатках общежития люди будут проводить совсем мало времени, так как большая часть жизни будет проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне. Иногда эти заведения были частью дома (жилого или производственного помещения), иногда – располагались в отдельном здании. Такова бывшая фабрика-кухня, которую под девизом «Долой кухонное рабство!» возвёл на Ленинградском проспекте архитектор Мешков. Эта кухня была первой в Москве и третьей в СССР и производила 12 000 обедов в день. В 1970х здание перестроили – остеклили галерею третьего этажа. К настоящему моменту осталось только одно действующее советское заведение общепита – фабрика-кухня на заводе МЭЛЗ, а здание на Ленинградском проспекте заняли офисы, и вообще, выглядит оно довольно непрезентабельно, никогда и не подумаешь, что это архитектурный памятник.

«Передовики» нового образа жизни, творцы и пропагандисты новой культуры сами спешили опробовать свои идеи на практике. Дом-коммуну на Гоголевском бульваре построила для самих себя в 1929-1931 гг. под руководством Моисея Гинзбурга та же группа архитекторов, что и дом Наркомфина, поэтому его иногда называют младшим братом последнего. В жилищное товарищество «Показательное строительство» вошли молодые архитекторы Михаил Барщ, Игнатий Милинис, Михаил Синявский, Вячеслав Владимиров, Любовь Славина, Иван Леонидов, Александр Пастернак, Андрей Буров и другие.

Внешне это здание далеко не такое интересное, как многие другие памятники конструктивизма, но идеи, которые оно выражает - те же: обобществление быта всех жильцов, отделение личного пространства от хозяйственных нужд. Дом-коммуна на Гоголевском принадлежит к так называемому переходному типу: столовая, прачечная и прочие бытовые помещения находятся в отдельных блоках здания, а в квартирах, в виде «мелкобуржуазных» уступок, остаются небольшая кухня, туалет и душевая кабина.

Дом состоит из трёх отдельных корпусов: шестиэтажный корпус с квартирами для холостяков, семиэтажный с двух-трёхкомнатными квартирами для семей и бытовой корпус с помещениями для коммунальных и хозяйственных нужд.

Помимо клубов и гаражей, яркими образцами конструктивизма считаются мосторги - универмаги для пролетариата. В противовес роскошным «капиталистическим» магазинам центра Москвы, их строили в рабочих районах, например, мосторг в Марьиной Роще или Даниловский. Но самый первый мосторг был возведён в районе с революционным названием - на Красной Пресне. В 1913-1914 на Большой Пресненской улице в доме № 36 жил Владимир Маяковский, чья авангардная и по форме содержанию поэзия как нельзя лучше отражает атмосферу той эпохи. В 1927-1928 гг. братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины построили по соседству Пресненский Мосторг (позже переименован в Краснопресненский универмаг). Благодаря лаконичной конструкции и удачному угловому расположению, он хорошо вписалось в старую застройку. При его сооружении были применены новые, передовые по тем временам технологии экономичного строительства, а застеклённый фасад, который выглядит, как одна огромная витрина, также символизировал доступность универмага для всех желающих.

Видимо, пролетарский поэт не раз посещал пролетарский универмаг, а особенно его впечатлили купленные там туфли, которые он увековечил в своём творчестве. Если в «Стихотворении одёжно-молодёжном» эти туфли - всего лишь не очень удачное приобретение простой небогатой девушки:

Рубли
завелись
у рабочей дочки,
у пролетарки

в красном платочке.

Пошла в Мосторг.
В продающем восторге
ей
жуткие туфли
всучили в Мосторге.
(Вл. Маяковский),

то в произведении «Любовь» обувь из Мосторга уже служит зловещим орудием ревнивой женщины:

«А любят,

монашенкой верной -

тиранит

ревностью

всякий пустяк

и мерит

на калибр револьверный,

неверной

в затылок

пулю пустя.

Четвертый -

герой десятка сражений,

что любо-дорого,

в перепуге

от туфли жениной,

простой туфли Мосторга».

Уж не туфли ли превратили девушку в мегеру и запугали несчастного вояку-мужа? А то похоже на детские страшилки: говорила бабушка внучке, не ходи в Мосторг, не покупай там туфли. Девушка не послушалась, купила, вышла замуж… Какими такими ужасными качествами обладали туфли из Мосторга, мы никогда не узнаем: на память о том времени нам остались только стихи Маяковского и творения художников и архитекторов эпохи русского авангарда; в бывшем Пресненском Мосторге теперь ведётся совсем другая торговля. В 2002 году здание приватизировала компания «Бенеттон», которая произвела реконструкцию. Фасад-витрина был обновлён приближенно к первоначальному проекту Весниных, восстановлена вывеска «МОСТОРГ» в стиле 1920х годов, интерьерам же повезло меньше: от них практически ничего не осталось.

Многие из конструктивистских зданий дожили до нашего времени в весьма плачевном состоянии - что-то обветшало или совсем разрушилось, что-то перестроено. Дворец культуры Автозавода имени И. А. Лихачёва - во многом произведение исключительное. Это самый первый и самый большой рабочий клуб и одна из немногих хорошо сохранившихся построек той эпохи.

В 1930 г. Был объявлен конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района, проекты предоставили большинство архитектурных объединений. Победителем не выбрали никого, а проект клуба создали братья В. А. и А. А. Веснины, которые в своей работе использовали материалы конкурса.

Строительство началось в 1931 году и продолжалось до 1937 года. Место под грандиозное здание было выбрано неслучайное - территория Симонова монастыря. В ходе реализации проекта были уничтожены несколько башен, часть стен, главный храм, на рабочих субботниках снесли кладбище, где были похоронены представители известных дворянских фамилий. Сооружение рабочего дворца культуры на месте старинного кладбища имело явное идеологическое значение и символизировало победу нового революционного искусства над «отсталой» религией, историей, памятью.

В ходе первой очереди строительства, к 33 году, построили малый театральный корпус; в 1937 г. во время второй очереди возвели клубный корпус. Покрытое тёмной штукатуркой здание обладает масштабной, сложной планировкой, но вместе с тем отличается целостностью, динамичностью, гармонией. Дворец культуры имеет несколько фасадов: боковой, выходящий на Восточную улицу, северный, перед которым располагается парадная площадь, и парковый, с полуротондой, обращённый в сторону реки. В здании предусмотрены большое фойе, зимний сад, выставочный зал, научно-технические кабинеты, лекционный и киноконцертный залы, библиотека, обсерватория, помещения для работы кружков.

Проект, к сожалению, воплощён не полностью: так и не построен театральный корпус, парковая часть (всю прилегающую территорию хотели превратить в парк со спортивными сооружениями), спортивный комплекс. Но, тем не менее, и сейчас Дворец культуры производит удивительно целостное и позитивное впечатление. Несмотря на трагичное прошлое и «несчастливое» кладбищенское место, судьба этого памятника конструктивизма сложилась на удивление неплохо. Как и многие постройки того времени, он не избежал реконструкции (в 40х, 50х и 70х гг.), но это были те удачные случаи, когда ремонт не сильно нарушил общей идеи и стиля. В течение многих лет со времен своего создания, Дворец культуры ЗИЛ активно функционирует, в нём работает коллектив талантливых педагогов. Такое впечатление, что замысел создателей благополучно воплотился и радует нас и сейчас, в совсем другую эпоху.

В обзоре были представлены следующие строения:

1. Дом-коммуна (Жилой комплекс РЖСКТ для строительных рабочих). М. Барщ, В. Владимиров, И. Милинис, А. Пастернак, С. Славина, 1929. Гоголевский бульвар, 8 (м. Кропоткинская)

2. Моссельпром. Д. Коган, 1923-1924. Калашный переулок, 2/10 (м. Арбатская)

3. Дом-мастерская. К. Мельников, 1927-1929. Кривоарбатский переулок, 17 (м. Смоленская)

4. Здание Наркомзема, министерство сельского хозяйства. А. Щусев, 1928-1932. ул. Садовая-спасская, 11/1 (м. Красные ворота)

5. Фабрика-кухня. А. Мешков, 1928-1929. Ленинградский проспект, 7 (м. Белорусская)

6. Жилой дом Наркомфина. М. Гинзбург, И. Милинс, 1928-1930. Новинский бульвар, 25 (м. Баррикадная)

7. Мосторг. А., Л. и В. Веснины, 1929. Красная Пресня, 48/2 (м. Улица 1905 года)

8. Хлебзавод № 5. Г. Марсаков, 1932. Ходынская, 2, стр. 2 (м. Улица 1905 года)

9. Бахметьевский автобусный парк. К. Мельников, 1926-1927. Образцова, 19 (м. Новослободская) - сейчас там галерея "Гараж".

10. Гараж "Интуриста". К. Мельникуов, 1934. Сущевский вал, 33 (м. Савеловская)

11. Клуб им. Русакова. К. Мельников, 1927-1929. Стромынка, 6 (м. Сокольники)

13. ДК автомобильного завода ЗИЛ. А., Л. и В. Веснины, 1930-1937. Восточная, 4 (м. Автозаводская)

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза. В своей идеологии он превозносит концепцию утилитарности искусства, творчества для пользы, гармонии.

Наследие модерна

В истории архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства новое течение не возникает на пустом месте. В этом плане модерн для конструктивизма стал отправной точкой, их объединило стремление к ясно спроектированной композиционной основе.

На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии - квадрат и прямоугольник. Улучшенная производственная технология и набирающие популярность материалы - бетон, железо, стекло - усилили позиции конструктивистов в архитектуре.

Первыми объектами в новой стилистике можно назвать стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.) и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.

Начало направлению было положено, но только советские архитекторы в 1920-х годах полноценно оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве и ввели в обиход термин-название. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России. Вот так, к примеру, выглядел проект павильона Советского Союза на парижской выставке в 1925 году.

Новый метод проектирования

Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Социальное расслоение проявилось, в числе прочего, в эстетических представлениях: напускной нэпмановской роскоши класс пролетариата противопоставил осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки, внешнего вида зданий.

Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми - демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию "без балласта изобразительности" (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.

Архитекторы конструктивизма - братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин - сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.

Два направления архитектурного конструктивизма

На волне увлеченности новым течением создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие устремленность советского государства в будущее. Среди них выделились два подхода.

Сторонники радикального конструктивизма предлагали экстравагантные и экспериментальные работы, редко доходящие до реализации.

Таковы подвесной ресторан Василия Симбирцева, летающий город Георгия Крутикова, стеклянные павильоны Константина Мельникова, башни Эля Лисицкого, увенчанные широкими "горизонтальными небоскребами". Проект института им. Ленина авторства Ивана Леонидова объединил шарообразную аудиторию на 4000 человек и вертикальный параллелепипед книгохранилища.

Знаменитым, но так и не воплощенным стал проект памятника Третьему Интернационалу - его архитектор Владимир Татлин предлагал построить башню высотой 400 метров, состоящую из наклонных металлических спиралей и балок, а внутри композиции размещались подвешенные вращающиеся помещения в форме стеклянных куба, пирамиды и цилиндра.

При всей фантастичности эти работы, хоть и остались на бумаге или в виде моделей, вдохновляли остальных архитекторов-конструктивистов на новые способы применения стали, бетона и стекла.

С другой стороны работали практики, которые направили свое творчество в русло более утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни.

Главной задачей приверженцы классического конструктивизма определили комфорт для советских граждан на работе, в быту и досуге. Конечно, с оглядкой на господствующую идеологию обобществления и отказа от индивидуальности. Именно в традиционном подходе обозначились отличия архитектурного стиля, о которых расскажем подробнее.

Особенности конструктивизма

Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.

В этом - главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.

  • Монолитность

К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.

  • Сегментированность

Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.

  • Масштабность

В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.

  • Объемные решения

Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.

  • Материалы

Ведущие - бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.

  • Выразительные средства

Одна из заметных характеристик конструктивизма - отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.

  • Цветовая гамма

Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.





Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы

Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан реализовались в строящихся дворцах культуры, жилых домах, универсальных магазинах. Вот несколько характерных объектов.

Здание газеты "Известия"

1925-1927 гг.
Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешним видом строение напоминает собранную из опор и балок решетку, окна-иллюминаторы наверху - это кабинет главного редактора. Изначально кирпичные стены на завершающем этапе заштукатурили под очень модный тогда бетон.

Дом культуры им. С.М. Зуева

1927-1929 гг.
Рабочий клуб построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и стремление автора придать сходство с промышленным объектом. В центре композиции - стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.

Дом культуры им. И.В. Русакова

1927-1929 гг.
Среди зданий в конструктивистском стиле выделяется проект Константина Мельникова. Строение похоже на шестеренку с тремя выступающими частями на фасадной стороне - это балконы, примыкающие к зрительному залу. В авторской планировке внутри были обустроены пять залов, которые объединялись в один большой с помощью передвижных перегородок.

Мосторг на Красной Пресне

1927-1928 гг.
Первое конструктивистское здание работы братьев Весниных. Большая площадь фасадного остекления выполняла не только утилитарную, но и идеологическую задачу: демонстрировала советскому человеку изобилие произведенных в стране товаров. На крыше архитекторы разместили вентиляционные шахты, обдувающие витрину и защищающие стекло от морозного инея.

Четвертый этаж отвели для помещений технического и складского назначения, а снаружи расположили огромные буквы "Мосторг. Универсальный магазин".

Дворец культуры завода имени Лихачева

1931-1937 гг.
Еще один пример реализации конструктивизма в архитектуре авторства братьев Весниных. Они использовали в работе теорию Ле Корбюзье и применили свободную планировку, крышу сделали плоской, окна вытянутыми, на месте несущих стен установили опорные столбы. Дворец включил несколько больших корпусов (выставочный, лекционный, киноконцертный залы, обсерваторию, кабинеты для занятий кружков, зимний сад, библиотеку на три этажа). Внешние формы повторяли внутреннюю планировку отдельных секций.

Гараж для автомобилей ВАО "Интурист"

1934 г.
Работу над главным фасадом поручили Константину Мельникову. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника. Внутри здания за остекленным экраном, как за витриной, мелькали автомобили, движущиеся по спиральному пандусу.

Коммунальные дома эпохи конструктивизма

Отдельного упоминания заслуживают проекты, идея которых отражала взгляды архитекторов на тему общежития, равенства и свободы. Жилые дома в конструктивизме виделись коммунами, где зона помещений для сна объединялась со столовой, прачечной, спортзалом, даже детским садом.

Достоинства и недостатки такого подхода одними из первых испытали студенты. Здание общежития московского Текстильного института, расположенное на ул. Орджоникидзе (проект Ивана Николаева, 1930-1931 гг.), представляло собой длинный параллелепипед. Внутри размещалось 1000 спальных кабин. В каждой такой ячейке со сторонами 2,3 х 2,7 м стояли две кровати и две тумбочки, и здесь разрешалось только спать.

Утром после подъема студент направлялся по конвейеру: в душевую, комнату для физзарядки, приводил себя в порядок в раздевалке, затем приходил в столовую. Готовиться к учебе можно было в индивидуальных кабинках. Внутри общежития разместили также библиотеку, актовый зал, плоскую крышу заняли открытой террасой. Насколько удобно было так жить, доподлинно неизвестно.

Зато известно, что в 1960-х планировку здания реконструировали, и от "конвейерного" быта отказались. Сегодня здесь по-прежнему живут студенты, а экстерьер и интерьер обновлены.

В архитектурном стиле конструктивизм выдержан и дом-коммуна для сотрудников Наркомфина. Проект 1930 г. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В основе задумки - многофункциональный комплекс из жилых комнат, фабрики-кухни, читального и спортивного залов, служебных помещений.

Но главная ценность этого объекта - в применении новаторских материалов и конструкций. Каркас здания сделан из монолитного железобетона (впервые в советском жилом строительстве), три ряда бетонных столбов проходят через все этажи и держат перекрытия. Получается, что стены не несут нагрузки, и стало возможным выполнить на фасаде сплошное ленточное остекление. Внутренние перегородки возвели из фибролита и бетонитовых пустотелых камней.

Большинство московских зданий, построенных в стиле конструктивизм, сохранились до наших дней в плачевном состоянии без должного содержания. Но ряд объектов пытаются восстановить в былом величии. Вот так должен выглядеть бывший дом Наркомфина после реставрации.

Возрождение идей

Расцвет конструктивизма как архитектурного движения занял одно десятилетие. В начале 30-х годов прошлого века политическая ситуация в стране изменилась, и новаторские течения были признаны буржуазными. Архитекторы-авангардисты попали в опалу, а на смену пролетарскому аскетизму пришел пышный дизайн советского неоклассицизма.

В 60-70-е годы к идеям функционального проектирования вновь вернулись на волне политической борьбы с излишествами. И очередное обращение к стилю мы переживаем сегодня, причем не в городском контексте, а в частном загородном строительстве.

Современный конструктивизм: жилые дома с акцентом на удобство

Подробно о современных загородных домах, об их проектировании .