Рафаэль санти какая эпоха. Биография рафаэля

🙂 Приветствую, вас, дорогие читатели! Статья «Рафаэль: биография, факты и картины художника» посвящена жизни великого итальянского живописца.

Современники называли его «божественным». Он в довольно раннем возрасте заслужил славу и почитание. Его мнение внимательно выслушивали правители и папы. А он оставался скромным и немного застенчивым. Это гений живописи XVI столетия — Рафаэль Санти, который служил волшебной кистью Красоте.

Рафаэль Санти: биография

В 1508 г. в роскошном дворце Ватикана появился стройный молодой человек. Ему только 25 лет, но он известен и ему прислал приглашение папа Юлий II. Нужно сделать росписи нескольких покоев. Пригласить этого художника папе посоветовал архитектор Донато Браманте, его дальний родственник.

Рафаэль родился в Урбино в 1483 г. В восьмилетнем возрасте мальчик потерял мать. Воспитанием сына, по мере возможности, занимался отец, Джованни Санти, который был художником. Спустя всего три года умер и отец. Мальчик остался круглым сиротой.

Пьетро Перуджино (1446-1524), итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы. Учитель Рафаэля.

От отца он получил начальные уроки рисования. Затем он поступил учеником в мастерскую Пьетро Ваннуччи, который известен под прозвищем Перуджино. Мастер сразу определил в обаятельном мальчике внимательность и невероятную работоспособность. А еще новый ученик любил природу во всех ее проявлениях и живопись.

Юноша изучает работы своего учителя и других известных мастеров, много размышляет, все время сравнивает, что-то тщательно копирует, и все время посвящает учебе. Однако при всей занятости, он не замыкается в себе, не отгораживается от своих товарищей по мастерской. Он прост, дружелюбен и с радостью откликается на просьбы о помощи.

Взлет его происходит невероятно стремительно. Он словно соловей, который, только вылетев из гнезда, сразу берет нужные нотки для своих чарующих мелодий. Рафаэль Санти тоже нашел свою песню и весь мир замер, заслушавшись. Эта песня звучит и сейчас.

В 17 лет он создает неподражаемые в своей нежности образы Богоматери. Пройдет совсем немного времени и юноша будет знаменит.

«Мадонна Конестабиле», 1504, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пинтуриккио учит Рафаэля, как правильно делать зарисовки для гигантских фресок, которые будут расположена в сиенской библиотеке. Юноша изучает новый для него стиль прославленных флорентийских художников, вникает в суть загадочной природы творений .

Но до сих пор не создано ничего прекраснее Мадонн, которых он писал в ранней юности. Их нежный, светлый облик — безупречное совершенство.

Приглашение в Рим

В Риме стройный скромный юноша с доверчивым взглядом смотрелся довольно странно среди различного рода льстецов, строгих служителей Церкви и разодетых по последней моде дам. Рафаэль всегда одевался в черное.

Пройдет 5 лет, и этот молодой человек будет назначен главой Римской школы живописи. Его фрески прославят дворцы Ватикана, будут непререкаемым каноном для многих поколений художников… Стены покоев папы постепенно покрываются изумительными фресками. Папа в восторге.

Сикстинская капелла

Здесь же, буквально через пять-десять метров работает Микеланджело, он расписывает плафон Сикстинской капеллы. Но мастер никому не разрешает, даже одним глазком, взглянуть на его творение. Рафаэлю очень хочется посмотреть, его буквально сжигает любопытство, но…

Рафаэль мечтает посмотреть росписи, но до окончания работ еще далеко. Он, конечно, не догадывается, что очень скоро все переменится.

Некоторые искусствоведы предполагают, что в облике мадонны художник запечатлел черноглазую дочь хлебопека, Форнарину. Полюбив, он просто не мог быть вдали от нее. Когда он расписывал фрески на вилле Фарнезина, то Форнарина находилась рядом.

Заказчик, узнав об этом, запретил приводить кого-либо в его дом. Рафаэль потерял аппетит, лишился сна и не мог работать без своей музы. Тогда банкир разрешил присутствие девушки.

Его муза была с ним до конца. Рафаэль Санти ушел из жизни в 37 лет. Рядом холст с незавершенным «Преображением». погрузился в глубокую печаль. Он завершил свой недолгий земной путь и ступил … в Вечность. Ему было всего 37 (1483-1520).

На его надгробии в римском Пантеоне можно прочесть: «Здесь упокоен Рафаэль. При его жизни Природа страшилась быть побежденной. После его смерти ей показалось, что умирает и она».

Видео

Здесь дополнительная информация «Рафаэль: биография и творчество»

Картины художника по теме «Рафаэль: биография и творчество»

Друзья, если вы считаете статью «Рафаэль: биография, факты» интересной, поделитесь в соц.сетях. 😉 Заходите за новыми историями! Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 21.11.2016 16:55 Просмотров: 2474

Рафаэль Санти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Он был живописцем, графиком, архитектором, поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами.
Вот один из сонетов Рафаэля, посвящённый возлюбленной:

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться – равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Но для современников сам художник был воплощением добродетели.
Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», - пишет Вазари. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».
Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова... Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет».

Из биографии Рафаэля Санти (1483-1520)

Рафаэль «Автопортрет» (1509)
Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 г. в семье живописца Джованни Санти.
Урбино – небольшой город в предгорьях Апеннин.

Урбино. Современная фотография
Город и до настоящего времени полностью сохранил со времён Ренессанса свой неповторимый облик, где мало что напоминает о современности. У всех, кто попадает сюда, возникает ощущение, что они перешагнули через века и очутились XV в., когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения. Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств.

Дом, где жил Рафаэль
Отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Её здание также сохранилось до наших дней. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла.
Художник покинул Урбино 17-летним юношей.
В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г.). Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино.
В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли», и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Рафаэль «Мадонна Солли»
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль. Появляются его первые шедевры: «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди.

Рафаэль «Коронование Марии» (около 1504). Ватиканская пинакотека (Рим)

Флоренция

В 1504 г. Рафаэль впервые посетил Флоренцию, и в следующие 4 года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Во Флоренции Рафэль познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Талантливый ученик воспринял всё лучшее, что увидел в творчестве этих мастеров: у Микеланджело – новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, у Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За эти годы он создал много картин. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще носит следы стиля Перуджино, хотя уже отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой.

Рафаэль «Мадонна Грандука» (ок. 1505). Масло, доска. 84,4х55,9 см. Галерея Питти (Флоренция)
«Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр) отличается более сложной композицией.
Для «Мадонны Каупер» характерны плавность линий и выразительность движений.

Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Масло, доска. 58х43 см. Национальная галерея (Вашингтон)
Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества.
В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Петра в Ватикане. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю» . Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние.
Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение.
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.

Рим

В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.
Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).

Рафаэль. Фреска «Афинская школа». 500х770 см. Апостольский дворец (Ватикан)
Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом.
Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ); 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев); 12 – Сократ (древнегреческий философ); 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского); 16 – Диоген (древнегреческий философ); 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик); 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ); 22 R – Апелле́с (древнегреческий живописец, отмечают черты самого Рааэля).

Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа, из Википедии
Далее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы д"Элиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца.
Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, поэтому некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам. Одновременно с работой над фресками Рафаэль создавал картоны десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы. В Риме художник также украсил фресками виллу банкира Агостино Киджи, который был его покровителем. Вот одна из фресок из греческой мифологии .

Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. 1512). 295х224 см
Нереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи».
Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.
В Ватикане Рафаэль также выполнял заказы церквей на создание алтарных образов.

Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Дерево, темпера. 405х278 см. Ватиканская пинакотека
Последним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Она написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном.
В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля).
Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.

Архитектура

В картине Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504) на заднем плане изображён храм. Считается, что этот написанный на полотне храм – первый шаг Рафаэля в архитектуре.

Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Дерево, масло. 174-121 см. Пинакотека Брера (Милан)
Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера.
Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В 1508 г. Браманте получил заказ от папы Юлия II – построить галерею, с которой открывался бы вид на Рим. Эта крытая арочная галерея Ватиканского дворца, ведущая в комнаты папы, расположена во втором этаже, рядом с залом Константина. После смерти Браманте в 1514 г. строительство галереи завершил Рафаэль при папе Льве X. Лоджии Рафаэля, последний крупный монументальный цикл, созданный под его руководством – это ансамбль, объединивший архитектуру, живопись и скульптуру.

Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512-1520) по стилю близки произведениям Браманте.

Рафаэль. Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи

Рисунки

Всего известно около 400 сохранившихся рисунков Рафаэля. Среди них есть как законченные графические произведения, так и подготовительные рисунки, наброски к картинам.

Рафаэль «Голова молодого апостола» (1519-1520). Эскиз к картине «Преображение»
По рисункам Рафаэля созданы гравюры, хотя сам художник гравюрами не занимался. Итальянский гравёр Маркантонио Раймонди ещё при жизни Рафаэля создал много гравюр по его работам, причём рисунки для гравюр выбирал сам автор. И после смерти Рафаэля создавались гравюры по его рисункам.

Рафаэль «Лукреция»


Маркантонио Раймонди «Лукреция» (гравюра по рисунку Рафаэля)
Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, предположительно от римской лихорадки, которой заразился во время посещения раскопок. Похоронен в Пантеоне . На его гробнице эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Саркофаг Рафаэля в Пантеоне

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим) - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.
Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа - фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику - «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе - около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты - «Дама с единорогом» (около 1506-1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых - «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506-1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507-1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Рафаэль Санти - это человек с невероятной судьбой, самый тайный и прекрасный живописец эпохи возрождения. Правители Италии завидовали таланту и уму гениального живописца, представительницы слабого пола обожали его за веселый нрав и ангельскую привлекательность, а за доброту и щедрость друзья прозвали художника посланцем рая. Однако Современники не подозревали о том, что великодушный Рафаэль до конца своих дней опасался того, что его ум провалится в бездну сумасшествия.

История всегда имеет свое начало и продолжение. Так 6 апреля 1483 года, в небольшом городке Королевства Италии Урбино, в доме придворного живописца урбинских герцогов и поэта Джованни Санти, родился великий Рафаэль Санти .

Джованни Санти возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Трагедия, в которой он лишился любимой жены и матери, произошла ночью, в его доме. Во время нахождения художника в Риме, где он писал портрет папы Иоанна II, его брат Никколо в припадке помешательства убил престарелую мать и тяжело ранил беременную Маджию, жену художника. Стража, прибывшая на место преступления, арестовала преступника, однако ему удалось сбежать. Охваченный безумным страхом, Никколо бросился с моста в ледяную реку. Солдаты стояли на берегу и пытались выловить тело, тогда, когда Маджия Санти уже родила младенца и скончалась от полученных ран. О беде Джованни узнал от странствующих торговцев. Бросив все он поспешил домой. Но, друзья и соседи уже окрестили мальчика Рафаэлем , похоронили его жену и мать.

Детство великого художника протекало весьма счастливо и беззаботно. Джованни Санти, пережив ужасную трагедию, вкладывал все силы в Рафаэля, оберегая его от забот и хлопот реального мира, предупреждал возможные ошибки и исправлял уже совершенные. Рафаэль с детства занимался только с лучшими учителями, отец возлагал на него большие надежды, прививая вкус к живописи. Первыми игрушками Рафаэля были краски и кисти из мастерской отца. А уже в семь лет, Рафаэль Санти свои одаренные магические фантазии выражал в мастерской придворного живописца - в мастерской своего отца. Вскоре Джованни вновь женился на Бернардине Парте, дочери золотых дел мастера. От второго брака родилась дочь Элизабетт.

С каждым днем мальчишка доставлял все больше радости. Джованни наблюдал за тем, как размышляет и действует в своем вымышленном мире его сын, и как эти слабые и еще неуклюжие ручки выражают все на холсте. Он понимал, что талант и сверхъестественные способности Рафаэля намного достойнее его собственного, поэтому отдал мальчика в обучение к своему другу - художнику Тимотео Вити.

В период обучения десятилетний Рафаэль впервые отошел от канонов классического итальянского портрета эпохи Возрождения и освоил ту неповторимую игру цветов и красок, которая в наши дня является загадкой для художников и искусствоведов всего мира.

В 1494 году от сердечного приступа умирает отец маленького гения, и по решению городского магистрата мальчик остался на попечении в семье торговца сукном фри Бартоломью. Он был младшим братом художника Джованни и в отличие от сумасшедшего Никколо был общителен, имел заботливый, веселый и добрый нрав, не оставался равнодушным и всегда был готов прийти на помощь тем, кто нуждался в этом. Этот добродушный купец обожал племянника - сироту и не жалел денег на его обучение живописи.

Уже в семнадцать лет он с легкостью творил яркие талантливые произведения, до сих пор восхищающие современников. В ноябре 1500 года семнадцатилетний юноша покинул свой маленький провинциальный городок Урбино и переехал в шумный портовый город Перуджо. Там поступил в мастерскую знаменитого живописца Пьетро Вануччи , известного под именем Перуджино. Посмотрев первые экзаменационные работы своего нового ученика, седовласый маэстро воскликнул: «Сегодня у меня радостный день, потому что я открыл для мира гения!»

В эпоху Возрождения мастерская Перуджино была творческой лабораторией, в которой воспитывались гениальные личности. Глубокая лиричность Перуджино, его нежность, спокойствие и мягкость нашли отзвук в душе Рафаэля . Рафаэль переимчив. Он быстро усваивает живописную манеру своего учителя, изучает под его руководством работу над фресками, знакомится с техникой и образной системой монументальной живописи.


Тополиное дерево, масло. 17,1 × 17,3


Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18


Около 1504.

Масло на тополиной панели. 17 × 17

Некоторое время Рафаэль еще находится под мощным влиянием Перуджино. Лишь робко, как мгновенный всплеск, вдруг возникает неожиданное композиционное решение, несвойственное Перуджино. Вдруг своеобразно начинают звучать краски на полотнах. И, несмотря на то, что его шедевры этого периода подражательны, нельзя отойти в сторону и не осознавать, что делал их бессмертный мастер. Прежде всего это «», «», «». Все это завершает созданное монументальное полотно «» в городе Чивита - Кастеллан.

Это как бы его последний поклон учителю. Рафаэль уходит в большую жизнь.

В 1504 году он приезжает во Флоренцию, где сосредоточился центр итальянского искусства, где зарождалось и поднялось Высокое Возрождение.

Первое, что увидел молодой Рафаэль , ступив на землю Флоренции, - была величественная статуя библейского героя Давида на площади Синьории. Эта скульптура Микеланджело не могла не ошеломить Рафаэля, не могла не оставить отпечаток в его впечатлительном воображении.

В это время во Флоренции работал и великий Леонардо . Как раз тогда вся Флоренция с замиранием духа следила за поединком титанов - Леонардо и Микеланджело. Они работали над батальными композициями для Зала Совета дворца Синьории. Роспись Леонардо должна была изображать битву флорентийцев с миланцами при Ангиари в 1440 году. А Микеланджело писал битву флорентийцев с пизанцами в 1364 году.

Уже в 1505 году флорентийцы имели возможность оценить оба картона, выставленные вместе.

Поэтичный, величавый Леонардо и бунтующий, с ослепительной страстью к живописи Микеланджело ! Настоящая титановая битва стихий. Молодому Рафаэлю надо выйти из огня этой битвы не опаленным, оставаясь самим собой.

Во Флоренции Рафаэль овладевает всей той суммой знаний, которые необходимы художнику, чтобы подняться вровень с этими титанами.

Он изучает анатомию, перспективу, математику, геометрию. Все отчетливее и яснее проступает его поиск прекрасного в Человеке, его поклонение Человеку, у него развивается почерк монументалиста, мастерство его становится виртуозным.

За четыре года он из робкого провинциального живописца превратился в настоящего мастера, уверенно владеющего всеми необходимыми ему для работы секретами школы.

В 1508 году двадцатипятилетний Санти приезжает по приглашению папы Юлия II в Рим. Ему поручают роспись в Ватикане. Прежде всего надо было сделать фрески в Зале Подписи, который отводился Юлием II под библиотеку и кабинет. Росписи должны были отразить различные стороны духовной деятельности человека - в науке, философии, богословии, искусстве.

Станца делла Сеньятура. 1509 - 1511

Станца делла Сеньятура. 1509 -1511

Здесь он перед нами не только живописец, но художник - философ, дерзнувший подняться до огромных обобщений.

Зал Подписи - Станца делла Сеньятура - воссоединил представления эпохи о силе человеческого разума, о силе поэзии, о законности, о гуманности. В живых сценах столкнул художник философские идеи.

В историко - аллегорических группах Санти оживляет образы Платона, Аристотеля, Диогена, Сократа, Эвклида, Птолемея. Монументальные произведения требовали от мастера знания самой сложной техники живописи - фрески, математического расчета и стальной руки. Это был поистине титанический труд!

В своих станцах (комнатах) Рафаэлю удалось найти небывалый синтез живописи и архитектуры. Дело в том, что интерьеры Ватикана были очень сложны по конструкции. Перед художником вставали почти невозможные по трудности композиционные проблемы. Но Санти вышел из этого испытания победителем.

Станцы являются шедеврами не только по пластическому решению фигур, характеристик образов, колорита. В этих фресках зрителя поражает величием архитектурных ансамблей, созданных кистью живописца, созданных его мечтой о прекрасном.

В одной из фресок Зала Подписи среди философов и просветителей, как бы участником этого высокого диспута, присутствует и сам Рафаэль Санти . На нас смотрит задумчивый молодой человек. Большие, красивые глаза, глубокий взгляд. Он видел все: и радость и горе - и лучше других чувствовал Красоту, которую оставил людям.

Рафаэль был великолепнейшим портретистом всех времен и народов. Образы его современников папы Юлия II , Бальтасара Кастильоне , портреты кардиналов рисуют нам гордых, мудрых и сильных духом людей эпохи Ренессанса. Пластика, колорит, острота характеристик образов на этих полотнах потрясают.

Дерево, масло. 108 x 80,7

Холст, масло. 82 х 67

Дерево, масло. 63 х 45

Холст, масло. 82 × 60,5

Около 1518. 155 x 119

Дерево, масло. 63 х 45

Вообще за свою короткую тридцатисемилетнюю жизнь мастер создал множество непревзойденных, уникальных живописных полотен. Но все же самым главным остаются вдохновенные Мадонны, которые отличаются особой таинственной красотой. В них сплелись воедино и Красота, и Доброта, и Истина.

Картина «Святое семейство. Мадонна с безбородым Иосифом » или «», написанная в двадцатитрехлетнем возрасте, представляет собой своеобразное творческое «упражнение» художника, решавшего задачу построения идеально согласованной во всех своих частях композиции.

Ее центр обозначен фигурой Младенца. Выделенная направленным прямо на нее лучом света, она, самое светлое пятно в картине, сразу обращает на себя внимание зрителя. Поистине замечательны те настойчивость и целеустремленность, с которыми Санти последовательно добивается впечатления внутренней взаимосвязи между персонажами и их пространственным окружением. Младенец сидит на коленях Марии, но его взгляд обращен в сторону Иосифа - обычный для Рафаэля композиционный прием, с помощью которого удается усилить связь друг с другом расположенных рядом фигур не только зрительно, но и эмоционально. Чисто живописные приемы работают на ту же цель. Так, намеченные в очертаниях рукава Девы Марии плавные параболические линии находят отзвук и в абрисе фигуры Младенца, и в движении складок плаща Иосифа.

Мадонна с Младенцем - один из лейтмотивов в искусстве Рафаэля : только за четыре года пребывания во Флоренции он написал не менее полутора десятков картин, варьирующих этот сюжет. Богоматерь иногда сидит с Младенцем на руках, иногда играет с ним или просто о чем - то размышляет, поглядывая на сына. Иногда к ним добавляется маленький Иоанн Креститель.

Холст (переведена с дерева), масло. 81 x 56

Доска, масло. 27,9 x 22,4

Около 1506.

Доска, масло. 29 x 21

Так, «», написанная им в 1512 - 1513 годах, получила высочайшее признание. Мать держит на руках ребенка и несет его к нам, в наш мир. Святое таинство свершилось - родился человек. Теперь перед ним жизнь. Евангельский сюжет - это только предлог для решения путем сложной аллегории извечной идеи. Жизнь для вступающего в нее человеческого существа не только радость, но и искания, падения, взлеты, страдания.

Женщина несет сына в холодный и страшный, полный свершений и радости мир. Она мать, она предчувствует судьбу своего сына, все, что ему уготовано. Она видит его будущее, поэтому в ее глазах - ужас, ужас перед неизбежным, и скорбь, и страх за своего младенца.

И все же она не останавливается у земного порога, она переступает его.

Лицо Младенца всего поразительнее. Вглядываясь в глаза Младенца, необыкновенно яркие, блестящие, почти пугающие зрителя, то впечатление сказывается не только грозного, но чего - то дикого и «одержимого» с осмысленным взглядом. Это Бог, и, как Бог, он тоже посвящен в тайну своего будущего, он тоже знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.

Невесом полет мадонны. Но еще мгновение - и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое - своего сына, нового человека. Примите его, люди, он готов за вас принять смертные муки. Это основная мысль, которую художник выразил в живописи.

Именно эта идея пробуждает в зрителе добрые чувства, связывает Санти с именами первейшими, возносит его как художника на недосягаемую высоту.

В середине XVIII века бенедиктинцы продали «Сикстинскую Мадонну » курфюрсту Фридриху - Августу II, в 1754 году она оказалась в собрании Дрезденской Национальной галереи. «Сикстинская Мадонна » стала предметом поклонения всего человечества. Ее стали называть самой Великой и Бессмертной картиной мира.

Образ чистой красоты можно увидеть в портрете «». «» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ юной прекрасной девушки полон очарования и девственной чистоты. Это впечатление связано также с загадочным зверьком, умиротворенно лежащий на ее коленях - единорогом, символом чистоты, женской непорочности и целомудрия.

Долгое время «Даму с единорогом » приписывали то Перуджино, то Тициану. И только в 1930 - е годы было открыто и подтверждено авторство Рафаэля. Обнаружилось, что первоначально художник изобразил даму с собачкой, потом на ее коленях оказалось мифическое существо - единорог.

Прекрасная незнакомка, изображенная Рафаэлем , кажется «божеством», «святыней». Она пребывает в безграничной гармонии с миром, который ее окружает.

Эта работа Рафаэля как бы своеобразный диалог гения Ренессанса с Леонардо да Винчи , только что сотворивший свою знаменитую «Мону Лизу », которая сумела произвести на молодого художника глубокое впечатление.

Используя уроки Леонардо, Мастер Мадонн следует за учителем. Он размещает свою модель в пространстве на балконе и на фоне пейзажа, разделив плоскость на разные зоны. Портрет изображенной модели ведет диалог со зрителем, создавая новую образность и раскрывая свой иной, не обыденный внутренний мир.

Колористическое решение в портрете так же играет огромную роль. Красочная и яркая палитра, построенная на градации светлых и чистых цветов, придает пейзажу ясную прозрачность, незаметно окутанной легкой туманной дымкой. Все это еще более подчеркивает цельность и чистоту пейзажа на его фоне образа дамы.

Фреска темперными красками по дереву «Преображение Господне », которое Рафаэль начал писать в 1518 году по заказу кардинала Джулио Медичи для собора г. Нарбонна, может восприниматься как художественная заповедь художника.

Полотно разделено на две части. В верхней части представлено сюжет Преображения. Спаситель с воздетыми руками, в развевающейся праведной одежде парит на фоне освещенной блеском Его собственного сияния дымке. С обеих сторон от Него, также парящие в воздухе, Моисей и Илия - старцы; первый, как уже отмечалось, со скрижалями в руках. У вершины горы в разных позах лежат ослепленные Апостолы: они руками прикрывают свои лица, не в силах переносить исходящего от Христа света. Слева на горе два посторонних свидетеля чуда Преображения, у одного из них четки. Их присутствие не находит оправдания в евангельском рассказе и было, видимо, продиктовано какими - то неизвестными нам сейчас соображениями художника.

Ощущение чуда и благодати фаворского света в картине нет. Зато есть ощущение эмоциональной перенасыщенности людей, которое перекрывает само чудесное явление.

В нижней половине картины у подножия горы Санти изобразил две оживленные группы людей: слева - остальные девять Апостолов, справа - толпа иудеев, в которой на первом плане видны коленопреклоненная женщина и еврей, поддерживающий бесноватого мальчика, сильные корчи которого, помутившийся взгляд и открытый рот, обнаруживают его тяжелые душевные и физические страдания. Толпа умоляет Апостолов излечить бесноватого. Апостолы же с изумлением смотрят на него, не в силах облегчить его участь; некоторые из них указывают на Христа.

Если присмотреться к лицу Христа, которое Рафаэль написал накануне своей кончины, и сравнить его с «» художника, можно найти некое сходство.

1506. Дерево, темпера. 47,5 х 33

Рафаэль Санти - Великий Художник с веселым и добрым нравом скончался неожиданно весенним вечером, в свое тридцатисемилетние. Он оставил этот мир полный божественной красоты после недолгой болезни 6 апреля 1520 года в своей мастерской. Казалось, что искусство умерло вместе с Великим и Почитаемым Художником. По завещанию Рафаэля Санти, его похоронили среди великих людей Италии в Пантеоне.

Рафаэль Санти родился в городе Урбино в 1483 году, 6 апреля. Его интерес к живописи начался довольно рано. Его отец Джованни Санти работал придворным художником у герцога Урбино Федериго да Монтефельтро. За время, которое Рафаэль был с отцом, он имел возможность изучать основы живописи. В 8 лет Рафаэль потерял мать, а в 11 отца. Благодаря заботе мачехи и достаточному количеству денежных средств, которые остались после смерти отца, мастер никогда не боролся за свое достойное существование. Кроме того, он дружил с итальянскими мастерами того времени. Посредством этих связей, Рафаэль довольно рано смог стать достаточно успешным в своей карьере.

Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В 1500 году Рафаэль стал учеником Пьетро Перуджино, который был успешным художником в городе Перуджа. В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Его первой известной работой был алтарный образ для церкви, которая была на полпути между городом его рождения и Перуджей. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию.

Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Однако, художник, который оказал на него наибольшее влияние, несомненно, оставался прежний. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля - «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.

В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Он прожил остаток своей жизни здесь. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и живописец того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже. Первая уполномоченная работа Рафаэля в Риме, была его самым большим и самым высокооплачиваемым заказом, чем когда-либо. Он должен был сделать фрески, в помещении, которое должно было стать библиотекой Юлия II в Ватиканском дворце. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».

Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца д’Элиодоро. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему, используя множество техник других мастеров. В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. Он даже обвинил художника в плагиате.


Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля, и поддержал продолжение росписи. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Его большие и сложные работы для него, Леонардо да Винчи, и Микеланджело стали определять век, в котором они жили.

На закате своей жизни, Рафаэль продолжал получать жалование от Ватикана. Однако, он также получал и другие многочисленные заказы. Его наиболее заметные проекты за пределами Ватикана представляют собой серию алтарных образов и римских Мадонн. Эти работы демонстрируют эволюцию в стиле Рафаэля. По сути, он продолжал развиваться до самой смерти. Кроме того, он сделал серию портретов. Среди них портреты папы Юлия II и его преемника.

Его мастерская-студия была описана, как одна из самых больших, когда-либо принадлежавших мастерам. Несомненно, многое из опыта управления мастерской он перенял у своего отца. В отличие от мастерской организованной Микеланджело, мастерская Рафаэля работала более быстро и продуктивно.

Художник удалось не только организовать целый субподряд мастеров и их помощников, а и поддерживать с ними всеми хорошие рабочие отношения. Его мастерской приписали развитие таланта у некоторых из величайших мастеров того времени.

Когда Браманте скончался, Рафаэль был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В 1515 году он также получает должность главного хранителя древностей. Большинство его работ впоследствии были снесены, так как были, в некоторой степени, угрюмыми. Однако, некоторые его произведения, как архитектора, до сих пор сохранились в Риме.

Рафаэль часто рисовал рисунки, иногда используя для этого наконечник из серебра. Рисунок, сделанный таким образом, вначале голубовато-серого цвета. Постепенно, после окисления, он приобретает коричневатый оттенок. Как видно из его многочисленных рисунков, художник он был весьма инновационный. Рафаэль никогда не делал копий своих работ, но охотно вступал в сотрудничество с другими художниками и позволял им использовать его эскизы для создания гравюр.

Художник никогда не был женат. Некоторое время он был увлечен Маргаритой Лути (Форнариной – булочницей) дочерью богатого пекаря.

По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем, и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.

Без сомнения, Рафаэль принадлежит к числу ведущих художников эпохи Возрождения. Вместе с Тицианом, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспиром, и небольшой группой современников, Рафаэль стал центром движения художественных деятелей, которые пополнили своими шедеврами не только Западную, но и мировую культуру.


«Сикстинская мадонна». Картина размером 196 см. х 265 см. выполнена маслом на холсте в 1514 году. Находится в Галерее старых мастеров, в Дрездене, в Германии.


«Прекрасная садовница» (Мадонна с ребенком и Иоанном крестителем) размером 80 см. 122 см. выполнена маслом на доске примерно в 1507 году. Находится в Лувре, в Париже.


«Мадонна со щеглом». Картина размером 77 см. х 107 см. выполнена маслом на доске в 1506 году. Находится в Галерее Уффици, во Флоренции, в Италии.


«Мадонна в зелени» (Бельведерская Мадонна). Картина размером 88 см. х 113 см. выполнена маслом на доске в 1506 году. Находится в Музее истории искусств, в Вене, в Австрии.



«Мадонна Конестабиле». Картина размером 18 см. х 17,5 см. выполнена маслом в 1504 году, переведена с дерева на холст. Находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.


«Мадонна в кресле». Картина размером 71 см. х 71 см. выполнена маслом в 1514 году. Находится в Палаццо Питти, во Флоренции, в Италии.


«Мадонна Грандука». Картина размером 55,9 см. х 84,4 см. выполнена маслом на доске в 1504 году. Находится в Палатинской галерее Палаццо Питти, во Флоренции.



«Мадонна Альба». Картина в форме тондо размером 94,5 см. х 94,5 см, написана в 1511 году, перенесена маслом на холст. Находится в Национальной галерее искусства, в Вашингтоне, в США.


«Мадонна Темпи». Картина размером 51 см. х 75 см. выполнена маслом на доске в 1507 году. Находится в картинной галерее «Старая пинакотека», в Мюнхене, в Германии.


«Мадонна Фолиньо». Картина размером 194 см. х 320 см. выполнена в 1512 году, перенесена маслом на холст. Находится в Ватиканской пинакотеке.


«Три грации». Картина размером 17 см. х 17 см. выполнена маслом на доске в 1504 году. Находится в Музее Конде, Шантийи, во Франции.


«Кардинал Биббьена». Портрет размером 76 см. х 107 см, написан маслом на доске, примерно в 1516 году, находится в Палаццо Питти.


Портрет Бальдассаре Кастильоне (графа Новилары, итальянского писателя) имеет размер 67 см. х 82 см, выполнен маслом на доске примерно в 1515 году, сейчас находится в Лувре, в Париже.


«Дама с единорогом». Женский портрет имеет размер 61 см. х 65 см, выполнен маслом на доске примерно в 1506 году, находится в Галерее Боргезе, в Риме.


«Юлий II». Портрет 216-го папы римского Джулиано делла Ровере имеет размер 81 см. х 108 см, выполнен маслом на доске в 1511 году, находится в Лондонской Национальной галерее, в Великобритании.


«Форнарина». Портрет, предположительно, изображает любимую женщину Рафаэля. Его размер 60 см. х 85 см. Он был написан маслом на доске в 1519 году. Находится в Палаццо Барберини, в Риме.


«Афинская школа». Фреска размером 770 см. х 500 см. написана в 1511 году в станце делла Сеньятура, в Ватиканском дворце (Апостольском дворце в Ватикане).


«Парнас». Фреска 670 см. в ширину написана в 1511 году в станце делла Сеньятура, в Ватиканском дворце.


«Диспута». Фреска размером 770 см. х 500 см, написана в 1510 году в станце делла Сеньятура.


«Добродетели и закон». Фреска 660 см. в ширину написана между 1508 и 1511 гг. в станце делла Сеньятура.