Фагот духовой инструмент. Фагот музыкальный инструмент

Среди большого разнообразия деревянных духовых инструментов фагот занимает особое место. От других инструментов деревянной группы его отличают большие размеры, s-образная трубка, к которой крепится трость и корпус необычной U-образной формы.

Но это только внешние характеристики инструмента, основным же его выразительным средством является ни с чем несравнимый звук – низкий, необычного окраса тембр. Некоторым он напоминает жужжание шмеля, иным – звучание гобоя (особенно если речь идет о верхнем регистре), он яркий и экспрессивный, иногда может показаться даже немного резковатым, насыщен обертонами.

Тот, кто играет на фаготе именуется — Фаготист.

История фагота

Фагот — в переводе с итал. «связка дров». Именно такие ассоциации вызывал он у итальянцев в разложенном виде — достаточно молодой инструмент, в отличии от других деревянных духовых, история возникновения которых давно канула в лета.

Был изобретен итальянцами в XVI в. и носил название «дульциан», что в переводе означает «нежный», «сладкозвучный». Личность изобретателя остается неизвестной.

Его непосредственным предшественником считается «бомбарда» — старинный крупногабаритный деревянный духовой инструмент.

В отличии от него, фагот, для удобства транспортировки, разделили на несколько частей.

Изначально инструмент имел только 3 клапана, в последующие же эпохи, механика фагота постепенно совершенствовалась, вплоть до его современного вида.

Конструкция фагота

Изготавливают инструмент в основном из клена.

Сравнив различия того как выглядит фагот относительно музыкальных инструментов духовой группы, можно сказать что его конструкция достаточно сложна. Корпус представляет собой длинную около 2,5 м полую трубку полого-конической формы и состоит из четырех частей: нижнего U-образного колена называемого еще «сапогом», «флигеля» – малого колена, а также большого колена и раструба.

Эска – тонкая, длинная и изогнутая в форме буквы S металлическая трубка, соединяющая звукообразовательную двойную трость с корпусом инструмента. Механика – система клапанов. Современный фагот имеет около 25-30 отверстий, с помощью которых меняется высота воспроизводимого звука, они покрываются системой мельхиоровых клапанов, и только 5-6 – непосредственно пальцами.


Относится к подгруппе «двуязычковых» инструментов, имеющих двойную трость. К ним также принадлежат гобой, дудук и т.д.

Виды фагота: разновидности инструмента

В настоящее время распространены виды фагота двух систем: французской и немецкой — отличаются механикой клапанов.

Существуют две разновидности фаготов – непосредственно классический инструмент и контрафагот — имеющий дополнительную октаву в нижнем регистре.

В былые времена были популярными следующие разновидности дульцианов:

  • Дискант-фагот;
  • Альт-фагот;
  • Пикколо-фагот – данные виды, в основном звучали на кварту или квинту выше;
  • Фаготтино или «малый фагот» – звучит на октаву выше современного инструмента. Был распространен до XIX в.

Данные разновидности отличаются высоким строем и были распространены в XVI-XVII вв.

Как играть на фаготе

Играть на данном, крупногабаритном инструменте достаточно сложно – нужен большой запас дыхания. Его репертуар состоит из быстрых произведений требующих от исполнителя высокого уровня мастерства и виртуозности.

Диапазон захватывает от «си бемоля» контроктавы, до «фа» второй октавы, можно сыграть и более высокие звуки, но их тембр будет уже не таким красивым. Ноты для фагота пишут в басовом и теноровом ключах, очень редко в скрипичном.

Эффектно звучат на инструменте острое стаккато, различные пассажи, арпеджио и скачки на большие интервалы, двойное стаккато, фруллато, глиссандо и прочие технические приемы.

Где используется инструмент

Нельзя сказать, что фагот всегда занимал какое-то важное место среди оркестровых инструментов — поначалу он исполнял всего лишь функцию усиления и поддержки басовой партии.

Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в. — обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров.

Репертуар «дульцианов» состоит из творчества таких композиторов, как Кайзер, Шпеер, Люлли, Телеман, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Вебер, Россини, Сен-санс, Глинка, Чайковский и другие — все они считали фагот ярким в мелодическом и техническом планах инструментом.

Это достаточно редкий инструмент, что во многом зависит от сложности игры на нем. Отличается яркой эффектной «внешностью», и таким же звучанием — именно поэтому без него не обходится ни один симфонический, а зачастую и духовой оркестр.

Дерева тепло вливается мне в руки.
Клапаны, блестя, зовут меня к игре.
Нежно обхватили губы трость - и звуки
Низко поплыли на утренней заре
Пальцы ожили, колдуя над фаготом.
Никакая партитура не сложна,

Ежели в тебе живёт одна забота –
Передать Другому, чем душа полна.
Ежедневный труд и долгожданный час:
Целым на концерте ощущаю нас.
Соло Фаготиста – всех сердец магнит,
Катарсис для зала Музыкант творит!

Оксана Ефремова

Tobias Stimmer (1539 – 1584) The bassoon player

Denis van Alsloot (c.1570–c.1626) Musicians taking part in The Ommeganck in Brussels on 31st May 1615 (detail)


Denis van Alsloot (c.1570–c.1626) Curtal. Procession in Brussels (detail)

Harmen Hals (1611-1669) Retratos fagotísticos

Pieter Gerritsz van Roestraten (1630–1700) Still life with musical instruments

Seventeenth century. Bassoon maker

Jakob Horemans (1700 –1776) The Munich bassoonist Felix Reiner

A fresco above the organ loft in Vienna"s Peterskirche (St. Peter"s church) depicts cherubs playing trombone and bassoon (1715)

Nicolas Henri Jeaurat de Bertry (1728-1796) Musical instruments and scores on a draped table

Thomas Webster (1800–1886) The Village Choir

Edgar Degas (1834-1917) l"Orchestre de l"Opéra

Hermann Kern (1838-1912)

Gerard Portielje (1856 – 1929) The Bassoon Player

Henri de Toulouse-Lautrec (1864-1901) Pour Toi!… (Désiré Dihau with his Bassoon)

Фаго́т (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка дров», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) - деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. В разобранном виде напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название).
Фагот сконструирован в XVI веке в Италии. Непосредственным его предшественником был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). В оркестре фагот применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

В симфоническом оркестре применяется два, реже три фагота, ещё реже - четыре, иногда последний из них может заменяться в соответствии с партитурой на контрафагот.
В разное время было создано несколько разновидностей фагота. Квартфагот - фагот меньших размеров, с тем же объёмом по письму, но звучавший на чистую кварту выше написанного. Квинтфагот - фагот меньших размеров, звучавший на квинту выше написанного. Фаготино - инструмент, звучавший на октаву выше написанного.
Применение высоких фаготов в наши дни ограничено. В Западной Европе они часто используются для обучения детей и имеют упрощённую механику.
Из разновидностей фагота, в современной оркестровой практике сохранился только контрафагот - инструмент звучащий на октаву ниже написанного.

Gek Tessaro (1957-) Bassoon Stuff

Zhana Viel (1981-) Bassoon Player

Andrei Kovalev. Bassoon. Study in Red

Andrei Kovalev. Clarinet & Bassoon

Betsy Brydon K. Self Portrait experiment in cubism. Playing the bassoon

Lithe-Fider (1987?-) Nematode Bassoon Player

Jenna Ericson Bunny Bassoon Portrait

Nathan Durfee The bassoon boy in stages

Wendy Edelson. Moonlight, Candy Canes and Frogs

Patrick Larrivée. My portrait

Terje Rønnes. The Bassoonist

Mary Paquet (?) Bassoon Rhythms

Sera Knight. Basoon Player

И капля юмора:
A Baboon Plays Bassoon From Balloons by antarcticpip

Фаго?т (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот инструмент


Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

"Петя и волк", о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву . Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты: кларнет , гобой , струнные ... Прокофьев подбирал для характеристики каждого персонажа тембр, который ярче всего его рисует.

Роль дедушки в музыкальной сказке "исполняет" фагот. У дедушки, наверное, должен быть низкий ворчливый голос (пожилые люди любят поворчать на своих внуков!), может быть, немножко хриплый. Фагот как нельзя лучше подходит к этой роли.

Появился фагот в начале XVI века, а с конца XVII века стал постоянным участником оркестров и духовых ансамблей. В современном виде он существует с начала XIX века.

Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов (еще ниже него звучит только контрафагот). Трубка, в которой заключен воздух, очень длинная, а поэтому играть на ней, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Выход нашелся: трубку "сложили пополам". Диапазон фагота - от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы, тембр густой и грубоватый в нижнем регистре.

Очень быстрые, технически сложные пассажи на фаготе играть трудно. Но все же фагот достаточно подвижен. Нередко исполняемая на нем мелодия в быстром движении производит комическое впечатление. Юмористический характер звучания у фагота отрывистых нот - стаккато - чудесно использовал Глинка для характеристики трусливого поклонника Людмилы Фарлафа в опере "Руслан и Людмила": в сцене встречи Фарлафа с колдуньей Наиной чередующееся стаккато двух фаготов передает его трусливую дрожь.

Но иногда фагот звучит трагически. Так, на фоне контрабасов, скорбную сосредоточенную мелодию играет фагот соло в начале Шестой симфонии Чайковского.

П. И. Чайковский Симфония № 6. 1 часть
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.
Скачать

И в симфониях Шостаковича фагот драматичен, патетичен, а иногда - весел или задумчив.

Контрафагот очень похож на фагот по тембру. Звук его полный, немного хриплый. Диапазон по сравнению с фаготом сдвинут на октаву вниз. Применяется он, как правило, для усиления басовых голосов оркестра.

(итал. - Fagotto, франц. - Basson
нем. -
Fagott, англ. - Bassoon,)

Фагот - является язычковым духовым музыкальным инструментом, в переводе с итальянского он означает "вязанка или узел". Он относится к классу музыкальных инструментов, изготовленных из дерева.

Диапазон и регистры фагота

Оркестровый диапазон – от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы.

Нижний регистр отличается густой и сильной звучностью грозного характера

Средний регистр обладает матовым, мягким и более слабым звучанием

Верхний регистр звучит мягко, нежно и вместе с тем несколько сдавленно и напряжённо


Сконструировано язычковое духовое устройство было в Италии, примерно, в VI веке (приблизительно в двадцатые - тридцатые годы), во время великой эпохи барокко. Сначала изобретение фагота приписывалось священнослужителю Афраньо дель Альбонези, который, как считалось, объединил два музыкальных духовых инструмента(какие точно, предполагают) добавив к ним раздувательный мех, после чего изобретение было названо phagotus, но как выяснилось со временем, у созданного клириком музыкального прибора общего с настоящим фаготом почти ничего и не было, и в сущности это была обычная, простая волынка, дополнительно оборудованная язычками из металла, имя же настоящего создателя неизвестно. Однако известно, что нынешний фагот появился благодаря реконструкции старинного инструмента с наименованием бомбарда, а еще некоторые его называли "поммер". Бомбарда, сам по себе инструмент больших размеров, была разделена на две отдельные части, для того, чтобы было легче проводить изготовление и транспортировку. Внесенные в конструкцию изменения не только упростили создание, хранение и транспортировку, но и благотворно отразились на самом тембре и как следствие появился новый, совершенно новый музыкальный инструмент. За счет изменения тембра звучания сначала фагот называли "дульцианом", что с итальянского переводится как "сладкий и нежный". Тогда из фагота убрали трубы раздувательного меха.Эту реконструкцию произвел мастер музыкальных инструментов Сигизмунд Шэльтцэр в начале XVII столетия. Однако, несмотря на свое "нежное" название, инструмент совершенно отличался от нынешнего понятия нежного звучания, но если рассказывать о том как неприятно хрипела, рычала бомбарда в тот период, то новый фагот, переживший новшества в усовершенствовании своего сложно механизма, действительно должен был показаться современникам "мягким". Для игры в симфоничском оркестре инструмент эпохи барокко использовали редко. Начиная с конца VII века, в начале VIII века фагот начали применять и в России, особенно часто на нем играли соло для классических музыкальных произведений. Михаэль Прэториус - известный музыкальный писатель средневековья, в своем описании этого музыкального инструмента давал пять самостоятельных разновидностей фагота в то время, и что довольно интересно, фаготы того времени были вполне сходы по своему виду с современными музыкальными инструментами. В конце XVIII века фагот уже хорошо вошел в большое использование во всех городах Германии, в частности в военных гарнизонах. Такова история фагота до XVIII столетия. Уже с началом XIX века последующее развитие фагота пошло с молниеносной быстротой. Одни изобретали новое, другие сразу добавляли что-то свое, третьи развивали и совершенствовали это. И такой круговорот был вплоть до пятидесятых годов. Тогда знаменитый в то время мастер Эжэн Жанкур вместе с Бюффээ и Крампоном произвели наиболее существенное изменение в устройстве фагота. И именно им мы можем поклониться за современный, вполне совершенный фагот.

Фагот в музыке.

С начала XVIII и до середине XIX века фагот очень быстро начинает приобретать свое место в разных музыкальных жанрах и композициях. Так, самое первое сольное выступление фаготу было прописано в фантазии из сборника Canzoni, fantasie et correnti созданной Бартоломе де Сельма-и-Салаверде. Данная работа впервые была представлена в Венеции, и фаготу была дана сложная партия. Особенно, если учитывать, что он имел всего лишь два клапана, а ему нужно было сыграть в диапазоне, который был расширен вниз до контроктавы "си-бемоль". Начиная с XVIII столетия улучшенный фагот был включен в постоянный состав оперных оркестров. Из-за юмористического, задорного звучания отрывистых нот (стаккато) фагота, Глинка использовал фагот в своей знаменитой на весь свет опере "Руслан и Людмила". Тогда он чувственно показал трусливый характер Фарлафа. Поочередное стаккато двух перекликающихся фаготов сыграло очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. И это не последний момент использования фагота в операх... Так же иногда фагот мог звучать и трагически. Так, у Чайковского в Шестой симфонии фагот играет тяжелое, скорбное соло, сопровождающееся звуком контрабасов. В некоторых симфониях Шостаковича фагот тоже приобретал драматичность и динамичность, бывая то веселым, то совершенно грустным. В музыке зарубежных авторов фагот звучал у Гайдна, И.С.Баха; И.Г.Граун, И.Г.Мютель и К.Граупнер писали концерты для фагота, где полностью раскрывался весь потенциал данного инструмента. Одним из самых частоиграемых произведений для фагота стал концерт Моцарта (Концерт B-dur или си мажор). Одной из важных составляющих истории фагота являются 39 концертов созданных Антонио Вивальди. Написанные Вивальди для инструмента сольные партии, удивляют своими быстрыми переходами и скачками из одного регистра в другой, длинными контиленными эпизодами и виртуозными пассажами, ведь такие приемы вошли в широкое употребление только с усовершенствованием инструмента через несколько десятилетий. Устройство ненышнего фагота: Выглядит фагот как изогнутая длинная трубка(на ней же расположены клавиши), он имеет систему клапанов и двойную трость, одетую на металлическую трубку, выполненную в форсе буквы "S".


Именно эта трубка и соединяет основной корпус инструмента с тростью.

Секрет игры на этом инструменте заключается в том, что необходимо очень быстро и сильно выдыхать воздух. Сама конструкция фагота изогнута три раза, а вот если его развернуть, то его общая длинна будет составлять не менее 6-ти метров в длину. Современные фаготы чаще всего изготавливаются из легкой кленовой древесины, потом на ней укрепляют клапаны и сверлят небольшие дырочки. Этот процесс очень кропотливый, ведь необходимо просверлить отверстие очень узко, при этом постепенно расширить его к концу, таким образом, что на выходе получается полого-коническое сечение.

Во время звучания фагот имеет экспрессивный тембр, в полном своем диапазоне он богат обертонами. Чаще всего используется средний и нижний регистры инструмента. Что касается верхних нот, то у них более сдавленное и гнусноватое звучание. На сегодняшний день существует две модели духового инструмента, сам фагот, и одно из его разновидностей - контрафагот, который имеет идентичную конструкцию, но звучит на одну октаву ниже.

Обычный фагот имеет объем в три октавы с небольшим, начиная с "си-бемоль контр" и заканчивая "ре-второй" октавы, но все же музыканты умудряются извлечь необходимые ноты, несмотря на то, что это опасно, особенно во время концерта.
Звучание у полученных октав глухое и неприятное. Тембр звучания у фагота напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. С появлением духового инструмента фагота классическая музыка приобрела экспрессивности и стала более богатой обертонами.

Некоторые интересные факты о фаготе - музыкальном инструменте:

Фагот - "forgotto" - "вязанка дров", не с проста получил такое название, ведь в разобранном виде он как раз и напоминает ту самую вязанку дров.
Фагот не изготавливается ни из какого другого дерева, как только клена.
Поэты прошлого века сравнивали звучание фагота с "речью Бога морских глубин"

Так как же научиться играть на фаготе?

Знайте, нет ничего невыполнимого. Человек способен сделать все, мы лишь ограничены самооценкой и мнением о себе. Чем раньше вы это поймете, тем лучше! Так как же играть на этом музыкальном инструменте и на сколько это трудно? Как уже было сказано мы ограничены лишь сознанием, поэтому вставайте с дивана, покупайте инструмент и приступайте к делу. Хотелось бы сказать, что фагот - инструмент оркестровый, соответственно он не такой универсальный как, допустим, гитара и фортепиано, однако без этого инструмента некоторые сонаты и симфонии знаменитых авторов просто не имеют право на существование. Итак, вот вы уже "железно" решили построить себе карьеру музыканта. Первое, что надо обязательно сделать - найти преподавателя, который и будет вашим гидом на протяжении обучения. Это может быть как человек из школы искусств (музыкальной школы) или просто частный преподаватель, который за отдельную плату(обычно по договоренности) поможет вам постигать науки музыки. Честно говоря, фагот не самый легкий для обучения инструмент, многие бросают это дело сразу. Однако, что в нашей жизни дается легко? Учитесь, старайтесь и плоды не заставят себя ждать!

Прослушайте как звучит Фагот
Masahito Tanaka - Variations pour basson seul sur un th_me de Paganini