Художник Тициан. Картины биография Тициано Вечеллио - Тициана

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1523 гг. Национальная лондонская галерея

Насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, не так-то просто. Ведь для начала важно разобраться в ее героях и символах.

Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.

Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.


Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея

1. Ариадна.

Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.

Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.

Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.

Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и влюбилась.

Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.

После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.

Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.

Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.

2. Вакх

Он же Дионис. Он же Бахус.

Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.

Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.

Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.

Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.

За Вакхом следует его развеселая свита. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.

Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.

3. Пан

Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.

Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.

Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.

На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, лесная ватага любит этого питомца за его веселый нрав.

4. Силен со змеей

Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.

Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.

Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Те их и задушили.

На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.

5. Силен волосатый

У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.

Над головой он трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.

6 и 7. Вакханки

По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.

Несмотря на свою миловидность, эти девушки были кровожадны. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.

Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.


Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция

8. Пьяный Силен

Силен, пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.

Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.

Тициан изобразил его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.

2. Цвет

Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.

Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.

3. Композиция

Композицию Тициан выстроил тоже интересно.

Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.

Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.

А между этими треугольниками – Вакх, как скрепа, с развевающейся розовой накидкой.

Такая диагональная композиция, тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).

4. Реализм

Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.


Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.

Где же Тициан видел этих животных?

Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.

Эту необычную историю любви и предательства писали многие художники. Но именно Тициан рассказал ее по-особенному. Сделав ее яркой, динамичной и захватывающей. И нам пришлось лишь немного постараться, чтобы раскрыть все секреты шедевральности этой картины.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.


Вакх - Досси Доссо, ок. 1524 г.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов.В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.


Вакх и Ариадна - Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.


Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики.В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса
Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.


Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.

Больной Вакх - Караваджо, ок. 1593 г.

Вакх, Вертумн и Сатурн - Паоло Веронезе, 1560-61 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро

Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.

Вакханка - Артур Уордл

Вакханка - Фредерик Лейтон.

Вакханка - Элизабет Луиза Ле Брюн

Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.

Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.

Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.

Праздник Вакха - Диего Веласкес, 1629 г.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.

Триумф Вакха - Корнелис де Вос

Триумф Вакха и Ариадны - Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.

Шествие Вакха - Франческо де Мура


Картина принадлежит к циклу из трех мифологических холстов, выполненных для герцога Альфонсо д"Эсте. Они предназначались для его “Алебастровой комнаты” в Ферраре - иными словами, кабинета. По преданию, герцог попросил Тициана, слава которого к этому времени уже распространилась по всей Италии, дописать картину “Вакханалия”, начатую умирающим Беллини. Художник согласился. И… вместе с “Вакханалией” вручил заказчику еще два шедевра - “Вакх и Ариадна” и “Праздник Венеры”, своего рода гимн роскошной природе и великой античности. Сюжеты для картин взяты из римской мифологии и литературы. История самой знаменитой - “Вакха и Ариадны” - навеяна поэмой “Свадьба Фетиды и Пелея” великого Катулла, написавшего ее по мотивом мифа.

Об этом великолепном цикле стоит сказать несколько подробнее, поскольку Тициан совершенно по-новому в европейской живописи интерпретировал античный мир. В искусстве впервые так ярко зазвучала музыка ликующего праздника жизни, где доминировала бурная радость языческой вакханалии. Для него античность - не хрупкая ускользающая мечта (вспомним Боттичелли), не мир величественной гармонии и интеллекта, как у Рафаэля, или титанической борьбы и непобедимых героев (в восприятии Микеланджело), а совсем другое. В подлинно венецианском духе Тициан пишет зрелищные, эффектные картины, полные мажорных и ярких эмоций. Наполненные патетической атмосферой, пронизанные неистовой динамикой, они источают дерзкий дух гедонистического наслаждения.

Картина из Лондонской национальной галереи, пожалуй, самая бурная по излиянию чувств. Ее сюжет повествует о прекрасной Ариадне, дочери критского царя Миноса. Влюбившись в афинского героя Тесея, она помогла ему убить злого Минотавра, который должен был погубить прибывших на Крит юношей и его самого. На обратном пути в Афины Тесей по повелению богов оставил Ариадну на острове Наксос. Ей суждено было стать супругой другого… Здесь ее и увидел Вакх. Его, бога вина и виноделия, прекрасного, вечно молодого, изображали с венком из виноградной лозы и плюща на голове - знаком бессмертия.

По легенде, Вакх, возвращаясь из Индии, впряг в свою колесницу леопардов. Тициан же вольно заменил их гепардами. Кортеж Вакха - шумная веселая толпа сатиров, менад - мужчин, юношей и женщин, предающихся бурному веселью, среди которых и лукавые амуры. Все они пляшут под звуки литавр, бубна и охотничьего рога. В этой стремительной сумятице художник с упоением пишет детали: младенец-сатир волочит голову тельца - это один из вакхических обрядов. Цветок каперса между его копыт - символ любви. Здесь же толстый пьяный старик - Силен, главный сатир и приемный отец Вакха. Пьяный сатир справа размахивает телячьей ногой. В руках у него еще и жезл, увитый виноградным побегом. Один из спутников Вакха несет чан с вином. Змеи, непременная принадлежность вакхических культов, символизируют чувственное вожделение и плодородие.

Картина предельно насыщена экспрессией поз и жестов. Сам Вакх, стремительно, в эффектном прыжке пытается настигнуть испуганную Ариадну. Но не только динамика происходящего и построение всего изображения (композиции, совмещающей разнонаправленные движения) определяет звучание сцены. Цветовая гамма картины - богатая, звучная, ликующая. На фоне зеленовато-голубых и коричневых тонов, обозначающих пейзаж, перламутрово-нежными и золотисто-смуглыми кажутся светящиеся обнаженные тела героев. Среди них мелькают белые, лилово-розовые, лазурные одежды. Тициан пишет в особой, одухотворенно-трепетной манере, а форму строит с безупречной архитектоничностью зрелого мастера.

Так, всё вместе - жизненный тонус картины, драматизм рассказа, характер живописи - рождает поразительное чувство гармонии и чувственного праздника. Однако эротическое начало сливается здесь с высокой поэзией повествования, с красотой, грацией и обаянием главных персонажей.

Дух ослепительной и восхитительной Венеции, несомненно, пронизывает этот античный цикл Тициана.

Эту картину очень ценили Рубенс и Ван Дейк. Они копировали ее, изучали живописные приемы великого маэстро.

На лондонской картине есть горделивая надпись на латыни: “Тициан написал”.

_______________________________________

Гедонизм (греч. наслаждение) - этическое учение, возникшее в Древней Греции (IV век до н. э.). Целью жизни и высшим благом приверженцы гедонизма считают наслаждению. Добро - то, что его приносит, а зло - все то, что влечет страдание.

Художника Тициана , написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь , с двумя влюблёнными и второй - полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья , найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518-1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

  • Большой фрагмент картины (без Ариадны) был использован канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet ».
  • Картина появляется в фильме 2006 года «V - значит вендетта» .

См. также

  • «Пиршество богов» (Беллини)

Напишите отзыв о статье "Вакх и Ариадна (картина Тициана)"

Литература

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art , 6,
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine , 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy , New York,

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Вакх и Ариадна (картина Тициана)

Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.


Ариадна, дочь критского царя Миноса, была оставлена на острове Наксосе своим возлюбленным, Тесеем, спасенным ею и обещавшим на ней жениться
Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити (“нить Ариадны"), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис или Вакх, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным Афродитой(Венерой). Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия
Итак, этот сюжет был очень популярен среди живописцев.

На картине Тициана (1520-1523) мы видим момент, когда Ариадну, только что покинутую Тесеем, увидел Вакх, появившийся в сопровождении своей веселой свиты. Очарованный ею, он предложил ей брачный союз, залог бессмертия, которое даруется вступившим в любовную связь с богом.

Вакх и Ариадна -Тициан


Вакх и Ариадна.Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654-1727).

Вакх - образ которого активно использовался в ренессансной живописи Как правило, это был обнаженный женоподобный юноша с кубком вина в руках и венком из виноградных листьев на голове. Его триумфальная повозка запряжена тиграми, леопардами или козлами. Вакха всегда сопровождают прекрасные вакханки (менады) и козлоподобные сатиры. Кроме них рядом с ним обычно находятся его учитель, вечно пьяный старый Силен, и бог Пан, играющий на флейте.
На картине Тициана Ариадна стоит в стороне от остальных персонажей, но именно она является центром притяжения всей сцены.
Застывший в прыжке Вакх изображен в согнутой позе, перекликающейся с позой Ариадны. Розовый плащ развевается как крыль. Темно-красные тона плаща “рифмуются” с тонами красного шарфа Ариадны. Юное лицо бога обрамлено виноградными листьями - Вакх, приоткрыв рот, зачарованно смотрит на прекрасную женщину.
На ярком синем небе сверкает созвездие Ариадны - символ ее бессмертия.
Гепарды, впряженные в повозку Вакха, как бы обмениваются понимающими взглядами. То же самое происходит между бьющей в бубен вакханкой и размахивающим телячьей ногой сатиром. Все это подчеркивает силовую линию, возникшую между Вакхом и Ариадной и тоже расположенную по направлению их взглядов.


А. Турки. Вакх и Ариадна


Ариадна, Вакх и Венера (1576) Якопо Тинторетто


Ариадна 1898 Джон Уильям Уотерхаус


Дж. Вандерлин - Ариадна на Наксосе. 1814


Вот другая Ариадна...опустошенная.В.Р. Флинт. Ариадна


Вот момент отчаяния, Ариадна готова броситься в море.Г. фон Кюгельген. Ариадна на Наксосе