Интервью-биография знаменитейшей Ульяны Лопаткиной — примы-балерины Мариинского театра. Ульяна Лопаткина: рост, вес и фото балерины Муж ульяны лопаткиной

Известная русская балерина, прима Мариинского театра с 1995 года.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь (Украина). С раннего детства будущая балерина занималась в танцевальных кружках и секции спортивной гимнастики.

В возрасте 10 лет Ульяна, по инициативе матери, решила поступать в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. С педагогами Лопаткиной повезло: она попала в класс Н.М. Дудинской – прима-балерины Кировского театра в 30-50-х годов.

Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003) была одной из самых популярных балерин своего поколения. Ученица Агриппины Вагановой, Народная артистка СССР, лауреат четырех Сталинских премий второй степени. С 50-х годов Дудинская занималась педагогической работой.

В 1990 году Ульяна Лопаткина заняла первое место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой для учащихся хореографических училищ (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию «Сильфида », вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок» и па-де-де из второго акта балета «Жизель ».

Лопаткина окончила Академию в 1991 году, после чего была принята в труппу Мариинского театра.

На выпускном спектакле балерина исполнила фрагмент из балета «Щелкунчик» (миниатюра «Учитель и ученица», постановка Дж. Ноймайера) и «Тени» из «Баядерки».

В начале своей карьеры Ульяна Лопаткина танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали поручать сольные партии. Ее первыми ролями стали Уличная танцовщица в «Дон Кихоте » и Фея сирени в «Спящей красавице ».

В 1994 году в Мариинском театре состоялась премьера программы балетов Михаила Фокина . В одном из премьерных спектаклей Ульяна Лопаткина станцевала партию Зобеиды в «Шехерезаде », а позже вышла на сцену в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане ».

В том же году Лопаткина дебютирует в роли Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро». Ее партнерами по спектаклю стали Александр Курков (Зигфрид) и Евгений Нефф (Ротбарт). Выступление Лопаткиной в «Лебедином озере» стало заметным событием, ей сулили успех в романтическом и академическом репертуаре.

В 1994 г. Ульяна Лопаткина получила приз журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда». Годом позже она была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит» за «Лучший дебют на петербургской сцене».

С 1995 года Ульяна Лопаткина становится прима-балериной Мариинского театра. Каждая ее новая роль привлекает восторженное внимание как зрителей, так и критиков. Лопатнику интересует не только классическая, но и современная хореография. Одной из любимых ролей балерины стала партию царицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (постановка Ю.Н. Григоровича). Ей особенно удаются образы таинственных, инфернальных героинь.

Из современных хореографов Лопаткина выделяет известного чешского постановщика Иржи Килиана.

Сегодня в репертуаре балерины главные и сольные партии во множестве постановок, среди которых балеты «Корсар», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Поцелуй феи». Лопаткина активно гастролирует с труппой Мариинского театра по России, странам Европы, Америки и Азии. Среди ее партнеров - Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов и Андрей Уваров.

В 2006 году Ульяне Лопаткиной было присвоено Народной артистки России. Балерина является лауреатом многочисленных российских и зарубежных театральных премий.

Из-за серьезной травмы Лопаткина на несколько лет покинула сцену. В 2001 году Ульяна вышла замуж в 2001 году за художника, писателя и предпринимателя Владимира Корнева . В этот период балерина не выступала в Мариинском театре из-за травмы ноги. Через год в Австрии она родила дочь Машу, но в 2010 году супруги развелись.

В 2003 году после операции на ноге Лопаткина снова вышла на сцену, исполнив партию «Умирающий лебедь» на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре.

В 2004 году Ульяна Лопаткина приняла участие в международном фестивале балета, премьере спектакля «Приношения Баланчину» . Также она стала российской премии «Триумф» в области литературы и искусства. В том же году Лопаткина впервые после травмы станцевала «Баядерку».

Репертуар Ульяны Лопаткиной:

  • «Павлова и Чекетти», фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»
  • Офелия, монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»
  • «Жизель» (Жизель, Мирта)
  • Медора, «Корсар»
  • Grand Pas из балета «Пахита»
  • Фея Сирени, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
  • Китти, «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского
  • Мария Тальони, Па-де-катр Антона Долина
  • Смерть, «Гойя-дивертисмент»
  • Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа
  • Клеманс, Раймонда, «Раймонда»
  • «Лебедь» Михаила Фокина
  • Зобеида, «Шехеразада»
  • Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
  • Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
  • Девушка, «Ленинградская симфония» Игоря Бельского
  • Фея, «Поцелуй Феи»
  • «Поэма экстаза»
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • 2-я часть, «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • Анна Каренина, «Анна Каренина» Алексея Ратманского

Награды Ульяны Лопаткиной:

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург)
  • 1995 - премия «Золотой софит»
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика» (1997 и 2001)
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственной премии России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2005 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 2015 - премия «Золотой софит» (за балет «Маргарита и Арман»)

Рост Ульяны Лопаткиной, как и другие ее основные параметры, всегда интересовал поклонников и знатоков балета. Ведь это одна из самых популярных современных балерин, которая завершила творческую карьеру только в прошлом году. С 1995 года практически без перерывов Лопаткина блестяще выступала в Мариинском театре. В 2006 году она стала обладательницей звания народной артистки России, ранее стала лауреатом Государственной премии.

Биография балерины

Рост составляет один метр 75 сантиметров. Она появилась на свет в Керчи на территории Украинской ССР на полуострове Крым в 1973 году. Ее детство, прошедшее на берегу Черного моря, было насыщенным и радостным.

Родители героини нашей статьи были учителями. Вячеслав Иванович и Елена Георгиевна преподавали в школе. Ульяна росла в семье не одна, а вместе с родным братом, который всегда и во всем ее поддерживал. Брата Лопаткиной зовут Евгений.

Еще в школе девушка увлеклась балетом, рост Ульяны Лопаткиной располагал к занятию именно этим видом искусства. Параллельно с учебой она занималась в танцевальных кружках, а также спортивных секциях, чтобы поддерживать хорошую физическую форму.

Творческое образование

Параметры Ульяны Лопаткиной (рост и вес) идеально подходили для сцены. Возможно, поэтому она поступила в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой, которую окончила в 1991 году. Героиня нашей статьи занималась в творческой мастерской народной артистки СССР Натальи Дудинской, в 50-х блиставшей в балете «Лебединое озеро».

На всем протяжении учебы рост и вес Ульяны Лопаткиной были оптимальными для выступления в балете. И специалисты это оценили. Кстати, вес 52 килограмма и рост балерины Ульяны Лопаткиной оптимально подошли для труппы Мариинского театра, куда ее и приняли.

Успешный дебют

Балерина Ульяна Лопаткина, рост и вес которой были идеальными для того, чтобы танцевать, с первых своих выступлений стала покорять публику. Скоро ей стали поручать сложные сольные партии, а затем и главные роли. Уже в 1995 году художественный руководитель Мариинского театра назначает ее примой-балериной в труппе.

Всего за свою карьеру в Мариинском театре Ульяна Лопаткина (рост, вес, размер ноги, кстати, 40-й, известны ее многочисленным фанатам) исполнила несколько десятков первых ролей в ключевых постановках.

В балете «Гамлет» Константина Сергеева Лопаткина танцует Офелию, в «Спящей красавице» Мариуса Петипа - Фею Сирени, в «Анне Каренине» Петра Чайковского - Китти, в «Па-де-катр» Антона Долина - Марию Тальони, в «Лебедином озере» Мариуса Петипа и Льва Иванова - Одетту и Одиллию, в «Бахчисарайском фонтане» Ростислава Захарова - Зарему, в «Легенде о любви» Юрия Григоровича - Мехменэ Бану, в «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского - Девушку. Со временем в балете «Анна Каренина» уже в постановке ей досталась заглавная роль вместо образа Китти.

Досадная травма

В 2000 году настоящая профессиональная трагедия произошла в судьбе Лопаткиной. В балете «Баядерка» Мариуса Петипа она традиционно танцевала Никию. В ходе выступления балерина получила досадную травму голеностопа. Но превозмогла боль и сумела завершить спектакль, несмотря на довольно серьезное повреждение.

Все это негативно сказалось на ее дальнейшей судьбе. Травма голеностопа оказалась настолько серьезной, что ей на несколько лет пришлось оставить сцену, посвятив их длительному и тяжелому восстановлению.

В начале 2003 году Лопаткиной сделали операцию, только после нее она сумела окончательно восстановиться и вернуться в свои идеальные формы, чтобы снова выступать на сцене.

Сотрудничество с Цискаридзе

В 2013 году Лопаткину неожиданно для многих рекомендовали на пост художественного руководителя Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. С такой инициативой выступил только что назначенный исполняющим обязанности ректора академии Николай Цискаридзе.

Само назначение Цискаридзе в академию получилось весьма скандальным. Цискаридзе незадолго до этого покинул Большой театр после того, как руководство учреждения культуры отказалось продлевать с артистом трудовой договор. Сам Цискаридзе в октябре 2013 года приехал в академию вместе с министром культуры Владимиром Мединским. Руководитель ведомства представил профессорско-преподавательскому составу нового исполняющего обязанности ректора, что прямо нарушало устав учебного заведения.

Вера Дорофеева, которая занимала пост ректора до этого, была переведена на работу в Михайловский театр, хотя, как отмечали специалисты, в академии она занималась исключительно хозяйственными делами. После назначения Цискаридзе ректором с должности художественного руководителя уволилась балерина которая проработала на этом месте целых 13 лет. Она не сработалась с Цискаридзе, который тоже был артистом и оказался фактически ее начальником.

Контракт не подписан

Именно на место Асылмуратовой предлагалось назначить Лопаткину, которая в то время еще не окончила танцевальную карьеру, а продолжала выступать в Мариинском театре. В самой Академии русского балета многие были недовольны сложившимся положением вещей. В ноябре даже было составлено обращение в Министерство культуры, которое подписали большинство представителей профессорско-преподавательского состава. В нем сотрудники академии требовали пересмотреть, безусловно, спорное назначение Цискаридзе и Лопаткиной. При этом сама балерина, которой посвящена наша статья, никак не комментировала происходящее.

В результате Лопаткина отказалась от места художественного руководителя, контракт с академией не был подписан. Художественным руководителем стала педагог Михайловского театра Жанна Аюпова. Параллельно с этим она получила должность первого проректора академии. А вот Цискаридзе утвердили на посту ректора. На выборах он получил 227 голосов, при 17 против.

16 июня 2017 года Лопаткина официально объявила о завершении карьеры балерины: 26 лет своей жизни она посвятила Мариинскому театру.

Личная жизнь

Рост Ульяны Лопаткиной, фото которой представлены в статье, для многих ее поклонников стал эталоном настоящей балерины.

Героиня нашей статьи была замужем за состоятельным предпринимателем, писателем и художником, которого звали Владимир Корнев. Они заключили брак в июле 2001 года, а через несколько недель после официальной регистрации венчались в церкви. Церемония прошла в селе Вартемяги, в расположенном там Софийском храме.

Уже в 2002 году в австрийской частной клинике Лопаткина родила дочь Марию. Естественно, что какое-то время она не могла выступать на сцене. Но соотношение веса и роста Ульяны Лопаткиной довольно быстро вернулось в норму.

Однако брак счастливым не получился. Через какое-то время супруги поняли, что быть и дальше вместе не имеет никакого смысла, и в 2010 году они развелись.

Занятные факты о жизни балерины

Как это ни удивительно, Ульяна была не по годам самостоятельной с первых дней своей жизни. Уже в два с половиной года родители спокойно оставляли девочку одну дома, а когда ей исполнилось десять лет, отправили учиться балетному искусству в Санкт-Петербург, где она жила совершенно самостоятельно, так как у родителей не было возможности переехать вместе с дочерью.

Интересно, что в балетном классе, в котором занималась будущая прима Мариинского театра, все зеркала делились на две категории. Одни стройнили каждого, кто бы в него ни заглянул, а другие визуально полнили человека, добавляя ему несколько лишних килограммов в самых неожиданных местах. Естественно, стоять у второй категории зеркал никто не хотел, поэтому Ульяна, как и все ученицы в ее классе, стремилась прийти на занятие как можно раньше, чтобы занять место у «стройных» зеркал и не расстраиваться зря.

Пока девочка училась в академии, у нее был очень строгий режим дня и питания, ведь балеринам очень важно следить за своим внешним видом. Но даже в этой ситуации юные танцовщицы умудрялись найти для себя маленькие радости. Например, особенным лакомством для них был кусок нарезного батона с маслом, который утюгом придавливался с обеих сторон, чтобы получился импровизированный тост, ведь есть много хлеба будущим балеринам было нельзя.

Рост не проблема

Интересно, что сейчас многие восхищаются параметрами Лопаткиной, но когда она только начинала заниматься балетом, ее рост считался не совсем стандартным. Например, в школе она не была самой высокой среди своих сверстниц.

Причем ранее небольшой рост никого не смущал. Например, рост Улановой был метр 65 сантиметров, а выступала, будучи еще на сантиметр ниже. Но в последние годы стали цениться более высокие балерины, что позволило Лопаткиной сделать блестящую карьеру.

Сейчас ей 44. Уже год как она покинула сцену.

Ее имя на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и пресса всего мира восхваляют балерину, придумывая новые красочные эпитеты, но сама «божественная» танцовщица, «прекрасный лебедь с руками, похожими на птичьи крылья», признается, что от этих восторгов ей не по себе.

Детство и юность

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 года (по зодиаку это пограничный день между Весами и Скорпионом). Мама будущей балерины нисколько не сомневалась, что дочь прославится, и уже с 4-летнего возраста водила ее в кружки и секции. В балетной школе малышка оказалась по совету знакомых преподавателей и взялась на новое увлечение с восторгом.

После школы Лопаткина не смогла поехать учиться в столицу, провалившись на третьем туре вступительных экзаменов. Педагоги предложили попытать судьбу в Ленинградском балетном училище (сейчас это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Трудно поверить, но легендарная танцовщица тогда сдала экзамены на тройки.

Строгое жюри критически отнеслось к ее фигуре: непривычно высокий для балерины рост (175 см при весе в 52 кг) мог стать помехой при подборе партнера, а крупные стопы и кисти – некрасиво смотреться со сцены. В финальном туре юная Ульяна с широкой улыбкой станцевала «полечку». Ее обаяние произвело благоприятное впечатление на экзаменаторов, и девушку приняли.


Следующие 8 лет прошли в жесткой «муштре», непрерывной работе и одиночестве, которые неизбежно сопутствуют становлению балетных танцоров. Родители остались в Керчи, и на выходные Ульяна ходила в гости к лучшей подруге. Будни ее наполняли бесконечные репетиции, но Лопаткина смирилась с неприятными сторонами будущей профессии и приняла их как должное. На выпускном концерте юная балерина, не рассчитав баланс во вращении, упала спиной к зрителям. Публика поддержала ее искренними аплодисментами. Ульяна взяла себя в руки и закончила танец как следует.

Балет

После выпуска Лопаткина некоторое время проработала в кордебалете Мариинского театра. В 1992 году ей выпал прекрасный шанс – половина труппы уехала на гастроли, и молодой балерине впервые предложили сольную партию, с которой она справилась блестяще. Первый раз Ульяна исполнила своего фирменного «лебедя» в 1994 году. За это выступление она получила престижную премию «Золотой софит». В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.


Сравнивать Лопаткину с Плисецкой начали после «Лебединого озера». Для самой Ульяны этот титул оказался тяжелой ношей. Она утверждает, что все известные балетные артисты страдают перфекционизмом, а сравнение со звездами включает внутреннего критика на полную мощность.

«Вы не представляете, сколько поводов у танцовщицы быть несчастной!», – уверяла она в интервью.

Участие примы в балете – своеобразный знак качества, и каждое выступление на сцене родного Мариинского театра Лопаткина воспринимала с волнением. По ее словам, «домашняя» публика гораздо строже «гастрольной», хотя на выездах приходилось работать дольше и тяжелее. В 2003-2007 годах Лопаткина попробовала себя в роли актрисы. На ее счету работы в 6 фильмах: в двух Ульяна сыграла саму себя, в остальных – похожих по духу девушек-танцовщиц.


В 2006-м ей присвоили звание Народной артистки России. Лопаткина дважды выступала дуэтом с . Правда, первую попытку в «Баядерке» признали не совсем удачной, но на второй раз в «Корсаре» пара смогла станцеваться.

Другие ее известные образы – «Умирающий лебедь» в хореографической миниатюре Сен-Санса, романтичная Жизель в одноименном балете, на Балу сказок, а также роль во фрагменте балета «Щелкунчик». «Русский танец» Александра Горского в исполнении Лопаткиной считается шедевром балетного искусства.

Ульяна Лопаткина исполняет «Русский танец»

В балете «Анна Каренина» она создала масштабный и трагический образ главной героини. Эту партию также танцует , но большинство критиков отдают предпочтение работе Лопаткиной, отмечая, что она лучше передала материнские чувства Анны, а ее величественный танец словно захватывает сцену.


В 2017-м Ульяна Лопаткина завершила карьеру в балете. Поводом стали обострившиеся старые травмы: из-за повреждения стопы танцовщица иногда не могла даже ходить, не то что выступать. Сложная операция, проведенная в Нью-Йорке, не решила проблемы. Мир балета она оставила с сожалением и надеждой, что ее творческая биография еще продолжится в каком-нибудь другом направлении.

В 2017 году Ульяна поступила в СПбГУ, выбрав образовательную программу «дизайн среды».

Личная жизнь

В 1996-1997 годах Лопаткиной приписывали роман с актером , но она не подтверждает эту информацию.

В 2001 году балерина вышла замуж за архитектора и бизнесмена Владимира Корнева, взяв двойную фамилию. Через год она рискнула на время уйти со сцены и родила дочь Марию.


Ульяна Лопаткина и ее бывший муж Владимир Корнев

Поклонники удивились смелости этого решения – вернуться в балет после рождения детей очень трудно, но в тот момент Лопаткина переживала не лучшие времена: мучила хроническая усталость, пошатнулось здоровье, и отдых от сцены был просто необходим. Ульяне очень нравилось, что муж ничего не понимает ни в театре, ни в балете, а она может побыть просто хозяйкой и женой, уделить время рисованию и ребенку.

В 2010 году пара объявила о разводе. Балерина отказалась от фамилии мужа и вновь стала Лопаткиной. По рассказам друзей, портреты балерины по-прежнему украшают дом Владимира Корнева, но общаются супруги нечасто и в основном по поводу дочери.


Ульяна слывет сдержанным и тактичным человеком. Друзья и журналисты отмечают ее искреннюю доброжелательность. Она любит Санкт-Петербург, но считает его тяжелым для жизни местом.

«Он построен на крови, потерянных жизнях, болотах, – поясняет артистка. – Танцовщики, как никто другой, ощущают на себе влияние его тяжелого климата».

Сонный дух города влияет на темп и режим репетиций, мешает рано вставать и быстро работать.

Ульяна Лопаткина сейчас

В жизни Ульяна Лопаткина предпочитает изысканный минимализм, выбирая темные цвета, струящиеся наряды, длинные шарфы и короткие стрижки. Она не любит пользоваться социальными сетями. Страницы во «ВКонтакте» и в «Инстаграме» ведут поклонники.


Знаменитая танцовщица явно скучает по сцене, но пока не планирует возвращаться. В 2018 году Лопаткина не участвовала в творческих проектах, предпочитая уделять время учебе и личной жизни.

Партии

  • «Щелкунчик» Джона Ноймайера – фрагмент «Павлова и Чекетти»
  • «Гамлет» Константина Сергеева – Офелия
  • «Жизель» – Жизель, Мирта
  • «Корсар» – Медора
  • «Пахита» – Grand Pas
  • «Спящая красавица» Мариуса Петипа – Фея Сирени
  • «Анна Каренина» – Анна, Китти
  • «Гойя-дивертисмент» – Смерть
  • «Баядерка» Мариуса Петипа – Никия
  • «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа – Одетта и Одиллия
  • «Раймонда» – Клеманс
  • «Шехеразада» – Зобеида
  • «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова – Зарема
  • «Легенда о любви» Юрия Григоровича – Мехменэ Бану
  • «Ленинградская симфония» Игоря Бельского – Девушка
  • «Поцелуй Феи» – Фея
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • «Анна Каренина» Алексея Ратманского – Анна

Награды

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix
  • 1995 - премия «Золотой софит» за лучший дебют
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика»
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственная премия России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2006 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 9 ноября 2015 - премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)

Однажды Елена Георгиевна Лопаткина вернулась с работы раньше обычного и увидела интересную картину: дочка Ульяна вальсировала под музыку Баха в мамином розовом пеньюаре. Застигнутая врасплох девочка испугалась, что получит выговор за взятые без спроса вещи, но Елена Георгиевна ругать ребенка не стала. Она приняла судьбоносное решение — талант дочери нужно непременно развивать. В 10 лет юная танцовщица переехала из родной Керчи в Санкт-Петербург, где поступила в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. И хотя сегодня имя Ульяны Лопаткиной известно во всем мире, мы не так много знаем о ней. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал интересные факты из биографии примы Мариинского театра.

№ 1. Не по годам взрослая

Балерина с малых лет была самостоятельной, в 2,5 года родители спокойно оставляла ее одну дома. А с 10 лет Ульяна жила в Санкт-Петербурге и воспитывалась в интернате при Академии им. Вагановой. Увы, у родителей не было возможности переехать в северную столицу вместе с дочерью.

№ 2. Борьба за красоту

В классе, где занималась балерина, все зеркала делились на две категории: одни — стройнили, другие — визуально добавляли лишние кило. Естественно стоять у последних было настоящим горем для любой девочки, поэтому ученицы, а среди них и Ульяна, старались прийти на урок пораньше, чтобы занять самые выгодные места.

№ 3. Маленькие радости

Несмотря на дисциплину и строгие диеты, у балерин были и свои маленькие радости. Иногда девочки готовили необычное лакомство: намазывали нарезной батон маслом, а затем придавливали его утюгом с двух сторон. Импровизированным тостом они радовали не только себя, но и старшеклассниц, ведь много хлеба есть было нельзя .

Ульяна Лопаткина, 1999 год. Фото: www.globallookpress.com

№ 4. Вопреки стандартам

В школе Ульяна была далеко не самой высокой среди сверстниц. Она сильно вытянулась лишь в последние три года обучения. Сегодня, по данным СМИ, ее рост составляет 175 сантиметров. Когда-то такие параметры считалась абсолютно не балетными. Но времена Улановой с ее 1,65 см или Павловой , которая была всего на сантиметр ниже Галины Сергеевны — давно прошли. Лопаткиной никогда не мешал собственный рост. Более того, со временем он стал ее визитной карточкой.

№ 5. Кордебалет

В училище Ульяна поступила не с высшим баллом и на протяжении всего обучения была скорее хорошисткой, нежели отличницей, и все же после окончания академии в 1991 году ее приняли в труппу Мариинского театра. Начинала она с кордебалета. Участие в массовых сценах дало Лопаткиной бесценный опыт, которой помог балерине, когда она стала танцевать ведущие партии.

№ 6. Вера

Ульяна росла в атеистической семье, но в шестнадцать лет она вместе с подругой приняла решение покреститься. С этого момента по признаниям самой балерины в ее жизни началась «новая точка отсчета».

№ 7. Дебют

Свою первую сольную партию Лопаткина исполнила в 1992 году, когда основная часть труппы уехала на гастроли. Это была «Жизель». Сложную роль Ульяне помогла получить Ольга Николаева Моисеева , которая верила в ученицу. Профессиональное чутье не обмануло педагога, балерина справилась с поставленной задачей.

№ 8. Первый «лебедь»

Своего первого «лебедя» балерина показала публике в 1994 году. Она вышла на сцену в последний день сезона. Посмотреть на выступление Лопаткиной кроме зрителей пришли педагоги и коллеги. Волнение зашкаливало. При выполнении одного из элементов у артистки даже чуть подкосились ноги, но она вспомнила совет профессионалов: «если будет очень страшно — погрузись в сами движения, в работу тела и музыку». Ульяна так и сделала. В итоге дебют артистки в этой роли отметили престижной премией «Золотой софит».

№ 9. Легенда о любви

Несмотря на то, что «Лебединое озеро» в исполнении балерины называют эталоном, любимая партия танцовщицы вовсе не Одетты-Одиллии , а Мехменэ Бану из «Легенды о любви».

№ 10. Брак

Узами брака легендарная танцовщица связывала себя лишь однажды. Ее супругом был художник и писатель Владимир Корнев . Свадьба и венчание молодых прошли в узком семейном кругу. В 2002 у пары родилась дочь Маша . Вопрос — семья или карьера — перед Лопаткиной не стоял. Она мечтала о ребенке и хотела стать мамой, хотя понимала, что график и гастроли не позволят ей уделять дочке должного внимания.

Несмотря на то, что в течение многих лет балерина тщательно оберегала свою личную жизнь от посторонних глаз, в 2010 году стало известно, что союз Лопаткина-Корнев распался. Естественно, никаких комментариев относительно развода пара не давала.

Фото: www.globallookpress.com

№ 11. Старые травмы

После родов карьера балерины была под угрозой. Во время беременности давняя травма стопы еще больше усугубились. Когда Лопаткина вернулась к станку, она поняла, что не может танцевать. После двух часов занятий нога распухала настолько, что танцовщица с трудом могла ходить. Консервативное лечение не давало результатов и казалось, что о сцене придется забыть, но ситуацию спас Михаил Барышников .

Они не были знакомы лично, но когда к легендарному танцовщику обратился за помощью коллега балерины, тот без лишних слов дал свой телефон. Именно Барышников посоветовал Лопаткиной хирурга, который много лет проработал с труппой Баланчина и специализировался на подобных травмах. Сложную операцию провели в Нью-Йорке. Когда Ульяна открыла глаза, первым, кого она увидела, был именно Барышников. Он сидел у кровати балерины и читал газету. Эта была их первая личная встреча.

Ульяна Лопаткина исполняет «Умирающего лебедя». Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

№ 12. Отдых для души

Второе после сцены увлечение балерины — рисование. В свободное время она посещает уроки в изостудии, но при этом рисует исключительно для души и выставлять свои работы не планирует.

№ 13. Не только классика

Не смотря на то, что Лопаткина считается классической балериной, в ее репертуаре есть много работ с современными хореографами. Очень нетипичным для артистки стал номер «Лихорадка субботним вечером» под музыку группы «Би Джиз».

Это не просто танец, а импровизация хореографа Ролана Пети , самой Ульяны и ее партнера, которую они к счастью сняли на видео во время репетиции и уже по записям смогли воспроизвести и воплотить в жизнь. Номер получился легким, хотя для Лопаткиной подобного рода эксперименты — это всегда вызов самой себе: получится или нет? Такова профессия — вечные сомнения и борьба с собственными страхами. Но балерина не из тех, кто сдается без боя.

Ульяна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь, Республика Крым. С раннего детства девочка занималась танцами. В школьные годы она поступила в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, где в младших классах педагогом Ульяны была Галина Новицкая, а в старших Наталия Дудинская. В 1991 году, после окончания Академии, Ульяна Лопаткина стала лауреатом Международной премии Vaganova-Prix.

Сразу после выпуска ее приняли в труппу Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Уже спустя три года девушка стала одной из ведущих балерин театра ей доверили партию Одетты Одиллии в балете «Лебединое озеро», и дебют в этой роли принес молодой балерине «Золотой софит». А спустя еще год Лопаткину назначили прима-балериной Мариинского театра.

Сегодня репертуар Ульяны Лопаткиной включает множество ведущих ролей. Она танцевала в таких известных балетах, как «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебедь», «Шехеразада», «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви», «Ленинградская симфония». Помимо Мариинского театра в Санкт-Петербурге Лопаткина выступает и на других известных сценах мира, среди них: Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, «Гранд Опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета в Хельсинки, зал телекомпании NHK в Токио. Её педагогом по сценическому мастерству сегодня является Ирина Чистякова.

Талант Ульяны Лопаткиной отмечен многочисленными наградами и званиями. В 1997 году она получила «Золотую Маску» и приз «Бенуа де ла Данс», в 1998 году премию лондонских критиков Evening Standard, в 1999 году - Государственную премию России. В 2000 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки России, в 2006 году звание Народной артистки России.

Ульяна Лопаткина в 2010 году выступила на церемонии закрытия Олимпийских игр в Ванкувере Канада, а вскоре после этого по приглашению «Гранд Опера» станцевала в «Лебедином озере» вместе с Мануэлем Легри. В мае 2010 года Лопаткина приняла участие в гала-концерте Russian Ballet Icons, посвящённом памяти Галины Улановой, прошедшем в Лондоне. Сама же Ульяна Лопаткина главным достижением своей жизни считает рождение дочери Маши.

В свободное от сценического творчества время известная балерина увлекается рисованием, кинематографом и дизайном интерьеров.

Репертуар Ульяны Лопаткиной

«Павлова и Чекетти», фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»
Офелия, монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»
«Жизель» (Жизель, Мирта)
Медора, «Корсар»
Grand Pas из балета «Пахита»
Фея Сирени, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
Китти, «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского
Мария Тальони, Па-де-катр Антона Долина
Смерть, «Гойя-дивертисмент»
Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа
Клеманс, Раймонда, «Раймонда»
«Лебедь» Михаила Фокина
Зобеида, «Шехеразада»
Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
Девушка, «Ленинградская симфония» Игоря Бельского
Фея, «Поцелуй Феи»
«Поэма экстаза»
«Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
«Серенада» Джорджа Баланчина
«Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
«Вальс» Джорджа Баланчина
«Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
«Юноша и Смерть» Ролана Пети
Анна Каренина, «Анна Каренина» Алексея Ратманского

Награды Ульяны Лопаткиной

1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург)
1995 - премия «Золотой софит» (за лучший дебют)
1997 - премия «Золотая маска»
1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
1997 - премия «Балтика» (1997 и 2001)
март 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
1999 - Государственная премия России
2000 - Заслуженная артистка России
2006 - Народная артистка России
2015 - Премия Правительства Российской Федерации
2015 - Премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)

Семья Ульяны Лопаткиной

Была замужем за художником, писателем и предпринимателем Владимиром Корневым - они поженились 5 июля 2001 года, 25 июля того же года повенчались в Софийском храме села Вартемяги. Через год, 24 мая 2002 года в австрийской клинике родила дочь Марию. В 2010 году супруги развелись.