Кто такие орфей и эвридика. Значение слова орфей в словаре-справочнике мифы древней греции Образ в искусстве

По мнению многих историков, философов и литераторов миф об Орфее считается самым древним. В северной части эллинской Греции, где жили доблестные фракийцы, жил певец и бард Орфей. Его чудесным даром был голос, а песни и слава о нём неслись по всей греческой земле.За невероятный талант и великолепные баллады в Орфея влюбляется фракийская девушка Эвридика, которая славилась необыкновенной красотой. Вскоре они поженились. Но прожить долгую и счастливую жизнь вместе им было не суждено.

Как-то раз влюбленные Орфей и Эвридика пошли гулять в лес. Орфей, присев у дерева, начал играть на своей семиструнной кифаре и петь. В это время Эвридика любовалась цветами и собирала букет на поляне. Увлекшись, Орфей не заметил, как его любимая зашла в лесную чащу. Вдруг ей показалось, будто кто-то большой бежит по лесу в ее сторону. Она испугалась и со всех ног кинулась назад, да так быстро бежала, что не заметила под ногами в густой траве змеиное гнездо. Одна из змей обвила ее ногу и ужалила. Эвридика закричала от боли и тут же упала.

Орфей услышал издали ее крик и помчался спасать свою любимую. Но смерть опередила музыканта, он только и мог смотреть вслед ее черным, как ночь, крыльям, которые уносили Эвридику в Подземное царство мертвых.

Горе и тоску Орфея было не описать словами. Он стал отшельником и целыми днями бродил в одиночестве, скитался по лесам, изливал в песнях свою печаль. Эти песни были настолько грустными, что казалось, даже деревья ниже склонялись над ним и окружали певца. Настал день, когда тоска о любимой Эвридике больше не давала ему жить. Тогда решил он спуститься в Царство мертвых и просить самого Аида, чтобы тот вернул ему его возлюбленную.

Долго иль коротко шел Орфей, но очутился в самой глубокой пещере, где протекал ручей, который питал таинственную реку Стикс. Спустившись по его руслу, Орфей вышел к берегам Стикса, где и начиналось Царство мертвых.

После долгого ожидания Орфей увидел, как от другого берега отчалила лодка. Это перевозчик Харон плыл за новыми душами, которых следует переправить к Аиду. Молча причалил к берегу Харон и Орфей стал просить, чтобы тот перевез его к вратам Подземного царства. Но перевозчик был неумолим, ведь живым не было хода в его владения.

Уже отчаливая, услышал Харон жалостные звуки кифары и голос Орфея. Настолько эта песня была печальной, что даже души вслушивались в каждое слово, а сама река стала еще холодней и как будто застыла. Песня Орфея заставила заслушаться даже бездушного перевозчика душ. Не сказав ни слова, Харон причалил обратно и взял Орфея с собой в царство Аида.

В обители темного властелина подземного царства – Аида, возвышаясь на огромном троне из чистого золота, сидел сам грозный бог, а по правую руку сидела его прекрасная супруга Персефона. Сильно рассердился Аид, когда увидел, что смертный смог найти путь в его владения, даже придворные души затаились, почувствовав его гнев. Но услышав песню Орфея, не смог даже слова молвить Аид, настолько поразило его мастерство музыканта.

Когда юноша закончил петь, Аид решил наградить Орфея всем, что тот пожелает. Но у Орфея было одно желание – вернуть свою возлюбленную Эвридику к жизни на землю. Делать нечего, Аид согласился даже на это, но с условием. Эвридика пойдет за Орфеем на землю, но он не должен оглядываться, пока не выйдет на свет.

Направился Орфей назад, откуда пришел, а тень Эвридики последовала за ним. Долгим показался Орфею путь назад, но ни разу не оглянулся он назад. Вот уже и Харон переправил его на тот берег. А когда впереди показался свет, начала его грызть тревога, ведь как ни звал, Эвридика не отвечала ему.

Персонаж древнегреческих мифов. Знаменитый певец и музыкант, олицетворение всепокоряющего действия искусства.

История происхождения

Отец Орфея – фракийский речной бог Эагр, а мать – Каллиопа, муза поэзии, философии и науки. Это наиболее распространенная версия происхождения Орфея, хотя матерями героя называют и других муз, а отцом – покровителя искусства, бога . Первые сохранившиеся упоминания об Орфее находят у древнегреческих поэтов Ивика и Алкея.

Мифы

Орфей жил в одном селении у горы Олимп – дома богов. Бог Аполлон считал Орфея любимцем и подарил герою золотую лиру – волшебный инструмент, при помощи которого Орфей мог перемещать скалы и деревья и приручать диких зверей. Голос Орфея вызывал радость у всех, кто его слышал. Во время похорон Пелия проходили погребальные игры, где Орфей победил в игре на кифаре.

Орфей стал одним из участников похода за золотым руном, членом команды аргонавтов. Позже, чтобы усовершенствовать свои знания, Орфей отправился в Египет, где изучал музыку, поэзию, обряды и теологию, став во всем этом первым. Орфей был «вегетарианцем» и запрещал проливать кровь.


Больше всего известен миф о том, как Орфей спускался в за собственной супругой – нимфой . Эвридику ужалила змея, и нимфа погибла. Безутешный Орфей спустился в царство мертвых и добрался до повелителя подземного мира Аида и его супруги . Орфей пел им и играл на лире. Владыки подземного царства прониклись сочувствием к герою и дали тому возможность вывести Эвридику назад, на поверхность земли, в мир живых.


Однако Аид поставил условие, согласно которому Орфей не должен был глядеть на Эвридику, пока оба не окажутся на поверхности. Герой нарушил этот запрет недалеко от выхода из подземного мира и оглянулся. Нимфа канула назад, во тьму, и Орфей снова спустился к подземным богам, взывая о помощи. Но те не пошли ему навстречу второй раз, и Эвридика осталась среди мертвых.

Смерть

Гибель Орфея в Древней Греции описывается в нескольких вариантах, однако все они сводятся к тому, что герой был заживо растерзан обезумевшими женщинами. По Овидию, спутницы Диониса менады «клеились» к Орфею, но тот отверг женщин, за что был ими разорван. По другой версии, Орфей нечаянно стал свидетелем дионисийских мистерий и был убит за это. По третьей - герой пропустил имя , когда восхвалял в песне богов.

Смерть Орфея оплакали музы, которые собрали куски растерзанного тела героя, чтобы похоронить, а золотую лиру Орфея громовержец превратил в созвездие Лиры. Есть также миф о некоем святилище на острове Лесбос, где оторванная голова Орфея изрекала пророчества.


Экранизации

В 1950 году французский режиссер снял сюрреалистический фильм «Орфей». Сценарий фильма основан на собственной пьесе Кокто, основой для которой, в свою очередь, послужил миф об Орфее.

События фильма разворачиваются в современном мире. Орфей, знаменитый поэт со множеством поклонников, становится свидетелем того, как некая принцесса в черном одним прикосновением оживляет труп. Принцесса – образ самой Смерти – влюбляется в Орфея и является к ложу героя, пока тот спит. А в молодую жену Орфея Эвридику влюбляется потусторонний спутник Смерти по имени Эртебиз. В фильме присутствуют и странствия героя по потустороннему зазеркальному миру в поисках погибшей супруги, и канонический запрет глядеть на Эвридику, который нарушается. Финал, однако, оптимистичен.

Роль Орфея в этом фильме сыграл культовый актер . Актеру и позже приходилось бывать в роли персонажей древней мифологии. В 1985 году Маре сыграл роль повелителя преисподней Аида в фильме «Парковка», а в фильме «Похищение сабинянок» (1961 год) Маре сыграл бога .

В 1960 году тот же Жан Кокто снял еще один фильм – «Завещание Орфея», где в роли поэта (Орфея) выступает сам Кокто. Оба фильма – часть «Орфической трилогии», и в «Завещании Орфея» присутствуют некоторые персонажи из предыдущего фильма. А также еще один мифологический персонаж – , которого играет Жан Маре.

В 1959 году вышел совместный франко-итальяно-бразильский фильм «Черный Орфей». События снова разворачиваются в современном мире. Орфей – молодой музыкант, который играет на гитаре и подрабатывает трамвайным кондуктором. У Орфея есть невеста – экзотическая дамочка, чья жизнь похожа на карнавал. Есть в сценарии и Эвридика – девушка, которую преследует загадочный незнакомец. События происходят в Рио-де-Жанейро во время ежегодного карнавала. Роль Орфея в фильме сыграл актер Брено Мелло.


В 1998 году вышла фантастическая мелодрама «Куда приводят мечты», которая построена по канону мифа об Орфее, хотя напрямую персонажи и события мифа не задействованы в сюжете. Герой фильма теряет детей, а затем погибает сам в автокатастрофе. Жена героя кончает жизнь самоубийством, и умерший герой, душа которого попала в Рай, отправляется в Ад, чтобы найти там супругу и спасти.

Миф об Орфее и его возлюбленной Эвридике является одним из наиболее известных мифов о любви. Не менее интересен и сам этот загадочный певец, о котором сохранилось не так много достоверных сведений. Миф об Орфее, о котором мы расскажем, - лишь одно из немногих преданий, посвященных этому персонажу. Об Орфее сложено также множество легенд и сказок.

Миф об Орфее и Эвридике: краткое содержание

Во Фракии, расположенной на севере Греции, жил, согласно преданию, этот великий певец. В переводе его имя означает "лечащий светом". У него был чудесный дар песен. По всей греческой земле шла слава о нем. Эвридика, юная красавица, полюбила его за прекрасные песни и стала его супругой. Миф про Орфея и Эвридику начинается описанием этих счастливых событий.

Однако недолговечным было беззаботное счастье возлюбленных. Миф об Орфее продолжается тем, что однажды супруги пошли в лес. Орфей пел и играл на семиструнной кифаре. Эвридика начала собирать цветы, растущие на полянах.

Похищение Эвридики

Вдруг девушке почудилось, что кто-то за ней бежит по лесу. Она испугалась и помчалась к Орфею, бросив цветы. Девушка бежала по траве, не разбирая дороги, и вдруг попала в Вокруг ее ноги обвилась змея и ужалила Эвридику. Девушка громко закричала от страха и боли. Она упала на траву. Услышав жалобный крик своей супруги, Орфей поспешил к ней на помощь. Но ему удалось увидеть лишь то, как большие черные крылья мелькнули между деревьев. Смерть уносила девушку в подземное царство. Интересно, чем продолжится миф об Орфее и Эвридике, не правда ли?

Горе Орфея

Очень большим было горе великого певца. Прочитав миф про Орфея и Эвридику, мы узнаем, что юноша ушел от людей и проводил целые дни в одиночестве, скитаясь по лесам. В своих песнях Орфей изливал свою тоску. В них была такая сила, что сошедшие с мест деревья окружали певца. Из нор выходили звери, камни сдвигались все ближе, а птицы покидали гнезда. Все слушали, как по любимой девушке тосковал Орфей.

Орфей отправляется в царство мертвых

Шли дни, но певец никак не мог утешиться. Его печаль росла с каждым часом. Поняв, что жить без супруги он больше не может, он решил отправиться в подземное царство Аида для того, чтобы найти ее. Вход туда Орфей искал долго. Наконец, он нашел ручеек в глубокой пещере Тэнара. Он тек в реку Стикс, находящуюся под землей. Орфей спустился по руслу ручья и добрался до берега Стикса. Ему открылось царство мертвых, начинавшееся за этой рекой. Глубоки и черны были воды Стикса. Живому существу страшно было в них ступить.

Аид отдает Эвридику

Орфей прошел множество испытаний в этом жутком месте. Любовь помогла ему справиться со всем. В конце концов Орфей добрался до дворца Аида, повелителя подземного царства. Он обратился к нему с просьбой возвратить Эвридику, столь юную и любимую им девушку. Аид сжалился над певцом и согласился отдать ему жену. Однако нужно было соблюсти одно условие: смотреть на Эвридику нельзя было до тех пор, пока он не приведет ее в царство живых. Орфей дал обещание, что на протяжении всего пути он не будет оборачиваться и смотреть на свою возлюбленную. В случае нарушения запрета певцу грозило потерять свою супругу навсегда.

Обратный путь

Орфей быстро направился к выходу из подземного царства. Он миновал владения Аида в виде духа, а тень Эвридики следовала за ним. Влюбленные сели в лодку Харона, который безмолвно перенес супругов к берегу жизни. На землю вела крутая каменистая тропинка. Орфей медленно поднимался наверх. Вокруг было тихо и темно. Казалось, что за ним никто не шел.

Нарушение запрета и его последствия

Но вот впереди начало светлеть, выход на землю был уже близок. И чем меньше было расстояние до выхода, тем становилось все светлее. Наконец, стало ясно видно все вокруг. Сердце Орфея сжала тревога. Он начал сомневаться в том, идет ли за ним Эвридика. Забыв о своем обещании, певец обернулся. На мгновение очень близко он увидел прекрасное лицо, милую тень... Миф об Орфее и Эвридике рассказывает, что эта тень тотчас отлетела, растворилась во мраке. Орфей с отчаянным криком начал спускаться по тропинке назад. Он снова пришел на берег Стикса и принялся звать перевозчика. Напрасно молил Орфей: никто не отозвался. Певец долго сидел один на берегу Стикса и ждал. Однако он так и не дождался никого. Ему пришлось возвратиться на землю и продолжать жить. Забыть Эвридику, свою единственную любовь, он так и не смог. В его песнях и в сердце жила память о ней. Эвридика - это божественная душа Орфея. Он соединится с ней лишь после смерти.

На этом заканчивается миф об Орфее. Краткое содержание его дополним анализом основных образов, представленных в нем.

Образ Орфея

Орфей - таинственный образ, который встречается в целом в ряде греческих мифов. Это символ музыканта, силой звуков покоряющего мир. Он способен перемещать растения, животных и даже камни, а также вызывать у богов преисподней (подземного мира) не свойственное им сострадание. Образ Орфея символизирует также преодоление отчужденности.

Этого певца можно рассматривать как олицетворение силы искусства, содействующего превращению в космос хаоса. Благодаря искусству создается мир гармонии и причинности, образов и форм, то есть "человеческий мир".

Орфей, оказавшийся неспособным удержать свою любовь, стал также символом человеческой слабости. Из-за нее он не смог перейти роковой порог и потерпел неудачу в своей попытке вернуть Эвридику. Это напоминание о том, что в жизни есть и трагическая сторона.

Образ Орфея также считается мифическим олицетворением одного тайного учения, по которому планеты движутся вокруг Солнца, находящегося в центре Вселенной. Источником всеобщей гармонии и связи является сила его притяжения. А лучи, исходящие от него, - причина, по которой во Вселенной движутся частицы.

Образ Эвридики

Миф про Орфея - предание, в котором образ Эвридики представляет собой символ забвения и молчаливого знания. Это идея отрешенности и безмолвного всеведения. Кроме того, его соотносят с образом музыки, в поисках которой находится Орфей.

Царство Аида и образ Лиры

Царство Аида, изображенное в мифе, - царство мертвых, начинающееся далеко на западе, где в морскую пучину погружается солнце. Так появляется идея зимы, тьмы, смерти, ночи. Стихией Аида является земля, вновь забирающая своих детей к себе. Однако ростки новой жизни таятся в ее лоне.

Образ Лиры представляет собой магический элемент. С его помощью Орфей трогает сердца как людей, так и богов.

Отражение мифа в литературе, живописи и музыке

Впервые этот миф упоминается в сочинениях Публия Овидия Назона, крупнейшего "Метаморфозы" - книга, которая является основным его трудом. В ней Овидий излагает порядка 250 мифов о превращениях героев и богов древней Греции.

Изложенный этим автором миф об Орфее во все эпохи и времена привлекал поэтов, композиторов и художников. Практически все его сюжеты представлены в живописи Тьеполо, Рубенса, Коро и других. По этому сюжету создано множество опер: "Орфей" (1607 год, автор - К. Монтеверди), "Орфей в аду" (оперетта 1858 года, написанная Ж. Оффенбахом), "Орфей" (1762 год, автор - К. В. Глюк).

Что касается литературы, в Европе в 20-40-х годах 20 века эту тему разрабатывали Ж. Ануй, Р. М. Рильке, П. Ж. Жув, И. Голь, А. Жид и другие. В начале 20 века в русской поэзии мотивы мифа нашли отражение в произведении М. Цветаевой ("Федра") и в творчестве О. Мандельштама.

(или речного бога Эагра) и музы , величайший певец и музыкант греческих мифов.

Тот факт, что Орфей почитался как герой, полностью соответствует мировоззрению античности: эта честь выпадает не только тому, кто превосходит другого в бою, но и превосходному артисту, музыканту, художнику. И величайшие герои считали его ровней себе: например, аргонавты пригласили его участвовать в походе в Колхиду. Это был буквально волшебник своего искусства: когда он трогал струны лиры и начинал петь, дикие звери сходились к нему из чащи, слетались птицы, деревья и скалы собирались вокруг него. Волк лежал рядом с барашком и растроганно внимал Орфею, и даже широколистый платан не бросал тени на полевой цветок. Во всей природе воцарялись мир и согласие.

Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Но им не было суждено долго наслаждаться счастливой супружеской жизнью. Однажды, собирая на лугу цветы, Эвридика наступила на ядовитую змею, и Орфей, поспешивший на ее крик, застал жену уже бездыханной. Охваченный безмерной скорбью, Орфей решился на отчаянный шаг: он добровольно сошел в царство мертвых. Очарованный его музыкой Харон перевез его через Стикс, и Орфей смиренно предстал перед Аидом и Персефоной, моля выслушать его песню о любви к Эвридике и просьбу вернуть ему желанную супругу. Ведь это будет всего лишь отсрочка - пройдя свой жизненный путь, Эвридика неизбежно вернется в царство Аида. Если же это невозможно, пел Орфей, он просит о другой милости: позволить ему остаться здесь, не разлучать его с милой тенью.

Песнь Орфея тронула все загробное царство. Тантал забыл о жажде и голоде, Сисиф перестал катить в гору свой тяжелый камень, колесо остановилось, и по щекам безжалостных впервые заструились слезы. Когда расплакалась даже суровая Персефона, Аид согласился выполнить просьбу Орфея, но с одним условием: Гермес поведет Орфея из загробного царства, а за ними пойдет Эвридика; и пока они не увидят свет солнца, Орфей не должен оглядываться на нее, иначе она вернется к теням.

Орфей с восторгом согласился на условие Аида и держал себя в руках всю долгую и трудную дорогу. Лишь перед входом в Тенарскую расщелину, за которой уже начиналось царство живых, нервы у Орфея не выдержали. Он оглянулся: не заблудилась ли Эвридика, не отстала ли от них, утомленная долгим путем, - и увидел ее удаляющуюся тень. Он сам стал причиной ее второй смерти…

Тщетно пытался Орфей снова проникнуть в загробное царство, неумолимый Харон не хотел перевозить его во второй раз через Стикс. Семь дней и семь ночей, без еды и питья, сидел Орфей на берегу мрачной реки, умолял и плакал - все было напрасно. Сокрушенный, он вернулся на берега реки Гебр, в родную Фракию.


Орфей снова увиделся с Эвридикой только через четыре года. Он погиб от рук фракийских женщин, которые назвали его врагом рода человеческого за то, что он избегал их после смерти Эвридики. Однажды во время вакхических празднеств захмелевшие вакханки увидели Орфея на поляне под Родопскими скалами и стали бросать в него камнями, но камни останавливались на лету, очарованные пением Орфея. Тогда набросились на него подобно стае хищных птиц, разорвали на куски, а голову и лиру бросили в волны Гебра. Вся природа ужаснулась этому злодеянию и облачилась в траур, плакали даже скалы и своими слезами переполнили реку. С тех пор с приближением годовщины смерти Орфея природа всякий раз печалится заново. Больше всех горюют Родопские скалы, и слезы их до сегодняшнего дня переполняют реку Гебр, хотя теперь она называется Марицей.

Согласно преданию, волны перенесли голову и лиру Орфея на остров Лесбос, на котором и возродилось лирическое пение. Однако некоторые версии мифа об Орфее, не желая примириться с его смертью, утверждают, что Орфею удалось спастись, и он закончил свои дни в блаженной стране гипербореев, над которой никогда не заходит солнце.

В мифе об Орфее отражается высокая значимость пения, музыки и поэзии в греческом мире. Любимца муз почитали повсюду, возникла даже мистическая секта особо ревностных его почитателей (орфики). Трогательная история его любви и трагическая смерть знакомы нам прежде всего благодаря «Георгикам» Вергилия и «Метаморфозам» Овидия.

Сцены из этого мифа запечатлены на множестве античных ваз и рельефов, наиболее известный из них - рельеф работы одного из учеников Фидия (ок. 420 до н. э.), некогда украшавший алтарь олимпийских богов на афинской Агоре; однако нам он знаком только по римским копиям. О популярности О. говорит то, что его изображения нашли место и в раннехристианском искусстве, например на фреске «Христос-Орфей со зверями» в римской катакомбе Домициллы конца 3 в. н. э. В Константинопольском археологическом музее хранится очень поздняя мозаика «Орфей среди чудовищ», созданная в 6 в. в Иерусалиме.

Из многочисленных произведений европейских художников, вдохновленных этим мифом, назовем картины: «Орфей» Беллини (кон. 15 в.), «Игра Орфея» Савери (нач. 17 в., в Пражской Национальной галерее), картины «Орфей и Эвридика» Рубенса (1636–1637), Пуссена (ок. 1659), Коро (ок. 1850), Фейербаха (ок. 1867), Бёрн-Джонса (ок. 1879).

Из скульптур: «Орфей» Кановы (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже), «Орфей» и «Орфей и Эвридика» Родена, а также «Орфей» работы Горейца (1916) и Кафки (1921 - обе в Пражской Национальной галерее) и «Орфей» Цадкина (1948, Музей современного искусства в Париже).

Естественно, самой большой популярностью Орфей пользовался у композиторов всех жанров. Оперу «Орфей» написал еще в 1607 г. Монтеверди; одной из вершин мирового оперного творчества явилась опера Глюка «Орфей и Эвридика» (1762); Лист написал симфоническую поэму «Орфей» в 1854 г.; более ста лет живет на сцене классическая оперетта Оффенбаха «Орфей в аду» (1858); музыку к балету «Орфей» написал Стравинский в 1948 г. - мы назвали лишь несколько самых известных произведений.


Вновь и вновь возвращаются к Орфею поэты и драматурги, начиная с Амброджини (15 в.) - его «Сказание об Орфее» является первой итальянской драмой, написанной не на религиозную тему, - и отнюдь не кончая Рильке («Сонеты к Орфею», 1923) или Кокто (драма «Орфей», 1928).

В современном языке Орфей - синоним замечательного певца, музыканта:

«Упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей»
- А. С. Пушкин, «Отрывки из путешествия Онегина».

Величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы.

Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток, а матерью - муза Каллиопа (Прекрасноголосая). Не совершал он
подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы.

Орфей и Эвридика

Орфей полюбил юную дриаду Эвридику , и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких киконов во Фракии. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, повстречала Аристея , который вознамерился овладеть ею силой. Убегая, она наступила на змею и умерла от ее укуса.

Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. Звуки его лиры усмиряли волны на пути "Арго" и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути. Когда аргонавты проплывали мимо острова сирен, Орфей не позволил одурманивающему пению этих смертельно опасных женщин-птиц пленить его спутников, заглушив его еще более прекрасной игрой на лире. Но образ Эвридики всюду неотступно следовал за ним, исторгая слезы.

Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустив-
шейся веточки вербы. Чтобы проникнуть в аид он использовал бездонную расщелину Тенар, разверзшуюся близ Аорна, что в Феспротиде. Спустившись, он очаровал своей горестной музыкой перевозчика Харона , пса Кербера и трех судей мертвых. Оказавшись у трона Аида и Персефоны , Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен - песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии , дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

Смерть Орфея

Когда во Фракию пришел Дионис , Орфей отказал ему в почестях, оставшись верным Аполлону, и мстительный бог наслал на него вакханок. Вначале женщины подождали, пока их мужья войдут в храм Аполлона, жрецом которого был Орфей, а затем, захватив оставленное у дверей храма оружие, ворвались внутрь, перебили мужчин и в диком неистовстве растерзали Орфея, разорвав его на части. Голову они швырнули в реку Гебр, которая вынесла ее в море. В конце концов все еще поющую голову Орфея прибило к острову Лесбос, где ее обнаружили лесные нимфы.
Голову поэта вместе с лирой погребли в пещере недалеко от Антиссы, в которой почитали Диониса. В пещере голова пророчествовала день и ночь, до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что эту пещеру Орфея предпочитают его оракулам, в том числе и в священных Дельфах, явился и заставил голову замолчать. В те времена о здоровой конкурренции и речи быть не могло. Лира же была помещена на небо в виде созвездия.
Останки Орфея во Фракии со слезами на глазах собрали музы и погребли близ города Либетры, у подножия горы Олимп - с тех пор соловьи поют там слаще, чем где бы то ни было в мире. Тень Орфея спустилась в царство Аида, где воссоединилась с любимой Эвридикой. Придя в себя от насланного безумия, вакханки попытались смысть с себя кровь поэта в реке Геликон, но река ушла глубоко под землю, чтобы избежать причастности к убийству. Олимпийские боги (кроме Диониса и Афродиты) осудили убийство Орфея, и Дионису удалось сохранить жизнь вакханкам, только превратив их в дубы; крепко вросшие в землю.

Существовало предание, что город Либетры будет уничтожен свиньей, если Гелиос увидит кости Орфея. Много лет спустя гробница Орфея была открыта пастухом, заснувшим на холме и услышавшим во сне сказочное пение. Проснувшись, пастух побежал в Либетры и привел горожан. На холм, из-под которого слышался чудесный голос, поднялось много людей, и своды гробницы обвалились. Тогда-то Гелиос и увидел кости Орфея. Это, однако, не испугало горожан, уверенных, что городские стены в состоянии устоять перед самой большой свиньей. Но на следующий день над Либетрами нависла гигантская туча, из которой хлынул ливень невиданной силы. Переполнились воды реки Сие (что означает "свинья"), и она смыла город.

Генеалогия:

Дети Геры : в этой ветви фигурирует происхождение Орфея.
Эллины : а в этой ветви можно посмотреть происхождение Эвридики.