Различия между золотым и серебряным веком. Серебряный век» русской культуры»

В истории русской литературы есть два знаменательных периода, о которых знают все. Это - Золотой и Серебряный век. Они во многом отличаются друг от друга, и принадлежат к разным историческим периодам, но главное, что их объединяет - это многообразие талантливых писателей, которые творили свои гениальные произведения русской литературы именно в те эпохи. Такие названия не случайны, они говорят о той яркости и насыщенности, которые принесли оба этих литературных "века".

Золотой век русской литературы

Этот период расцвета русской литературы относится в 19 веку. Исторический период, в котором сформировалась литература Золотого века , был насыщен переломными моментами и существенными социальными и историческими изменениями. Это Отечественная война 1812 года, знаменитое восстание декабристов, реформы императора Александра II и долгожданная отмена крепостного права.

Таланты, которые принес Золотой век русской и мировой литературе, настолько разнообразны, что о творчестве каждого можно говорить часами. Это и гениальный Пушкин, лирика которого до сих пор не имеет аналогов, мятежный Лермонтов и Некрасов, таинственный Гоголь, произведения которого полны нравственных и остро социальных вопросов.

Это выдающийся писатель Толстой, чье произведение "Война и мир" стало знаменитым на весь мир и гений Достоевский, сумевший изменить течение мировой литературы. Все эти имена известны каждому школьнику и каждому взрослому. Литература Золотого века создала не только фундамент русской классической литературы, она определила ее развитие и дальнейшее становление.

Серебряный век русской литературы

Период, к которому относят Серебряный век литературы, наполнен противоречиями и революционным настроением. Неоднозначное начало 20 века и все события, которые произошли в эту переломную эпоху, изменили все сферы жизни народа. Это касалось и литературы, которая не просто преобразилась, но и полностью изменилась и приняла другие формы.

Две революции сделали революцию в прозе и лирике - благодаря этому образовались новые литературные направления и течения. Символизм и футуризм оставили неизгладимый след в литературе Серебряного века. Блок, Гумилев, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Брюсов - имена гениальных творцов Серебряного века можно перечислять долго, и творчество каждого заслуживает пристального внимания.

Эстетические и нравственные ценности

Каждая их эпох преподносила литературному процессу различные направления. И те ценности, которые писатели закладывали в свои произведения, значительно отличались. Менялись обстоятельства и менялись взгляды на окружающий мир и на жизнь, соответственно - менялась и литература. Благодаря двум ярко выраженным периодам расцвета в русской литературе мы видим, как трансформировались эстетические взгляды и нравственные ценности.

Золотой век русской литературы - это романтизм, подкрепленный реализмом, это поиск нравственной глубины человека, поиск личности человека и его душевных чувств. Те ценности, которые были присущи литературе Серебряного века, показывают то, насколько поменялось мировоззрение людей. Глубины человеческого "я" значительно переосмысляются, и поэты Серебряного века смотрят на человека и его отношение к жизни с совершенно разных сторон.

В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой

По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
(Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»)

Люди всегда были очарованы золотом, которое использовалось прежде всего для создания ценных ювелирных изделий и предметов. Во многих музеях мира есть так называемые «Золотые комнаты», представляющие собой самые настоящие кладовые сокровищ. Например, в бытность свою в Эрмитаже видел я там и знаменитый гребень из кургана Солоха, и золотых баранов из сибирских находок… И много было там самого разного золота. Много… Есть «Золотая комната» и в шведском Историческом музее в Стокгольме. Ее коллекция содержит в общей сложности 52 килограмма золота и более 200 килограммов серебра. Но, понятно, что не вес металла привлекает к ней внимание. И ученым, и посетителям интересно, что из этого металла было сделано и, как и где эти изделия из него нашли.

«Золотая комната» в Историческом музее в Стокгольме.

Почему-то некоторые считают, что территория Швеции была отсталым регионом, что лишь в эпоху викингов, то есть торговцев и пиратов, туда хлынуло арабское серебро и появилось золото, однако это совсем не так. Очень богатой была эпоха непосредственно «до викингов».

Более того, период между 400 и 550 гг. упоминается в Швеции, как «золотой век», а годы от 800 до 1050 (эпоху викингов) иногда называют «серебряным веком». Причем, драгоценный металл попадал в Скандинавию, безусловно, и в виде слитков, и также в форме изделий, а они часто таяли в местных плавильных мастерских и превращались в новые вещи и так без конца. Хотя что-то попадало в погребения и клады, и таким образом доходило и до нас.


Вход в Музей викингов в Стокгольме.

Самые старые золотые предметы включают спиральные орнаменты, которые, например, скандинавские женщины обматывались вокруг своих локтей еще примерно в 1500 году до нашей эры. И рядом с ними выставлены две золотые чаши из Блекинге и Халланда, сделанные несколько столетий спустя из тонкого листового золота. На них нет практически никаких следов использования. Обе они, вероятно, были сделаны в качестве жертвы богам.

С самого начала золото и серебро имели коннотации власти, богатства и роскоши. Кольца, украшенные спиральными мотивами, а позже змеями и драконами, украшали руки их владельцев также очень давно. В течение нескольких столетий с начала первого века нашей эры они были главным индикатором женского статуса; сегодня их находят в могилах взрослых женщин. Кольца и перстни на пальцах носили и мужчины. Например, одно такое золотое кольцо из Старого Уппсалы явно принадлежало мужчине. Сделанное где-то в римских провинциях, оно, возможно, было наградой за доблесть в сражении. Другое кольцо, украшенное гранатами и альмандинами, эпохи Великого переселения народов, содержит греческую надпись: «Юнес, будь добр». Это кольцо было найдено в Сёдерманланде.

Римская империя также оставила после себя оригинальные ювелирные изделия или золотые подвески, называемые «bracteates». Найденные в Скандинавии, они были явно смоделированы по римским оригиналам с изображением императора, но с мотивами местных фольклорных традиций. Есть в коллекции музея и кольца с головами змей, вдохновленные явно римской модой. Такие украшения носили и мужчины, и женщины.

Уникальные шедевры, которые можно увидеть в «Золотой комнате» музея в Стокгольме, включают в себя и три золотых воротника, два из Готланда и один из Оланда. Сделанные в V веке, они были обнаружены по отдельности в XIX веке, но без сопровождения каких-либо других находок. Ошейники эти иногда считаются самыми старыми регалиями Швеции, но мы не знаем, кто их носил и какую функцию они выполняли. Одна из теорий предполагает, что их «носили» статуи богов, тогда как другая, что их носили женщины или мужчины, которые были политическими или религиозными лидерами. Мы можем точно утверждать, что эти воротники использовались, потому что на них есть следы износа, а часть украшения вообще оторвалась. Ошейники состоят из трубочек, согнутых в кольцо, и их можно открыть с помощью просто запирающего устройства. Их декор изобилует миниатюрными фигурками человека и животных, значение которых для нас утрачено. Можно увидеть стилизованные лица, женщин с косичками в набедренных повязках, обнаженных щитоносцев, змей и драконов, кабанов, птиц, ящериц, лошадей и сказочных зверей, все они такие маленькие, они едва видны невооруженным глазом.


Золотой воротник V в. из Готланда.

Некоторые изделия, включая и шлемы от Венделя и Уппланда, также отделаны чеканными пластинками из бронзы, изображающими сцены из скандинавской мифологии. Причем это явно местная работа, потому что бронзовые штампы для изготовления бронзовых листов, которые украшают эти шлемы, были найдены также и в Оланде. То есть на севере Уппланда уже в эпоху до викингов правили могущественные вожди, имевшие возможность заказывать себе такие шлемы.

В IX или X веке в погребениях и кладах встречаются тяжелые серебряные ожерелья и великолепные позолоченные броши для женского костюма. Они представляют собой пик достижений в декоративном искусстве того времени. Элегантно орнаментированные браслеты и крученые кольца для рук обычно встречаются в женских кладах, так же, как и множество бус, стекло для которых привозилось из Европы.


Инструменты для работы с тканью: экспонаты Музея корабля викингов в Осло.

Однако и в эпоху викингов люди продолжали скрывать клады серебра и золота в земле. Одним из самых больших средневековых сокровищниц в Европе является клад из дюн Готланда. Он включал в себя прекрасные пряжки для ремня, стаканы с востока и местные подвески. Другие тайники также включали ювелирные изделия, жемчуг и чашки для питья, демонстрирующие влияние России или византийцев. Многие из готландских кладов были закопаны в землю в 1361 году, когда на остров вторглись датчане. Однажды исследователи, раскапывающие поле, обнаружили огромный тайник, который был представлен как самый большой клад викингов в мире. Клад содержал тысячи серебряных монет, десятки серебряных слитков, сотни браслетов, колец, ожерелий и более 20 кг изделий из бронзы. Суммарно клад был оценен в сумму более $ 500 000.

Много кладов и в северных районах Скандинавии. Они состоят из мелких предметов из серебра, олова и медного сплава, а также животных костей и оленьих рогов. «Золотая комната» содержит крупнейший саамский клад сокровищ в Швеции, из Гратраска, на озере Тьяутер в Норрботтене.


Макет порта Бирка из Исторического музея в Стокгольме.

Но понятно, что некоторые из самых великолепных экспонатов «Золотой комнаты» - это военная добыча. Чаши для причастия, алтарь и крестоносные посохи епископов попали в Швецию из разных частей Германии во время Тридцатилетней войны.


Считается, что знаменитый реликварий Святой Элизабет содержал череп этой святой. Это потрясающе изысканный образец европейского ювелирного дела. Реликварий попал в руки шведской армии в 1632 году, когда они захватили крепость Мариенберг в Вюрцбурге. Ну и понятно, что назад на родину он уже не попал.


Рыбак за работой и разговором. Диорама из Музея викингов в Йорке.

Так что изучение сокровищ одной только «Золотой комнаты» Исторического музея в Стокгольме однозначно показывает, во-первых, наличия развитых навыков работы с золотом и серебром непосредственно перед так называемой эпохой викингов, при доминировании изделий из золота. В эпохи викингов количество закопанных в землю драгоценных предметов и арабских серебряных дирхемов значительно возросло, но серебро как металл стало доминировать.


Экспонат Королевской сокровищницы в Стокгольме. Это не викинги, конечно, но мастерство создателей этого доспеха впечатляет.

В Швеции существует законодательство, по которому все находки в земле с XVII века, сделанные из золота, серебра или медных сплавов, если им более чем 100 лет, выкупаются у тех, кто их нашел, государством. Это дает необычайно большое количество золотых и серебряных предметов, которые в Швеции находятся в руках государства.

В качестве вывода можно сказать, что мастера V – VII и VIII – XI вв. владели технологиями волочения и литья, чеканки, зерни, скани, насечки по металлу, умели использовать «метод потерянной формы», знакомы им были и техника обработки драгоценных камней, и изготовление разноцветных стеклянных бус. Очень лаконично, но с большим мастерством оформлялись и рукояти мечей самих викингов, но о мечах и их отделке рассказано будет как-нибудь в другой раз…


«Золотой век» был подготовлен всем предшествующим разви-тием русской культуры. С начала 19 века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, еще более усилившийся с началом отечественной войны 1812 года. Он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию
гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с обще-ственным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.
Культурным событием колоссальной важности, способствующему росту национального самосознания, стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Карамзин был первым кто на рубеже XVIII,XIX веков почувствовал, что самой главной проблемой в русской культуре наступающего XIX века будет определение её национальной самоидентичности.
Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотне-сения своей национальной культуры с другими культурами. За тем появилось «философическое письмо» П.Я. Чаадаева - философия истории России, инициировавшие дискуссию между славянофилами и западниками. Одна из них культурно самобытная, ориентированная на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закреп-ление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. А другое мнение - модернизаторское, направлено на изменение содержания национальной культуры, включение её в общемировой культурный процесс.
Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Литература стала синтетическим явлением культуры и оказалась универсальной формой общественного сознания, выполняя миссию социальных наук.
К середине 19 века русская культура становиться все более изве-стной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении вселенной, стал первым прославившимся за рубежом ученым. П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен ревизор Гоголя. Во второй половине XIX века европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь благодаря произведениям Тургенева, Льва Толстого и Ф.М. Достоевского.
Кроме того, в XIX веке развивается живопись, архитектура и музыка.
Живопись: Репин, Саврасов, Поленов, Врубель, Суриков, Левитан, Серов.
Архитектура: Росси, Бове, Жилярди, Тон, Васнецов.
Музыка: Мусоргский, Римский - Корсаков, Чайковский.
Нельзя не отметить период «серебряного века», который захватил и начало XX века. Это историческое время с 90-х гг. XIX века до 1922 года., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее видными представителями творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века»- это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.
Что нового дал этот период русской мировой культуре?
Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающего от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающем думать и чувствовать свободно, индивидуально. Концепция философа В.Соловьева, призывающая к необхо-димости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Эта устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства, Добра, Красоты, Истины.
Во-вторых, «серебряный век» русской философии- это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, интересам к тайнам психики, господство мистического начала в культуре.
В-третьих, «серебряный век» отличает культ творчества как един-ственной возможности прорыва к новым трансцедентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» - святого и звериного, Христа и Антихриста.
В-четвертых, Возрождение - неслучайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «ядровое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культорологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н.Бердяев, В.Розанов, С.Булгаков, Л.Карсавин, А.Лосев и др.
В-пятых, «серебрянный век»- эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. А.Блок, А.Белый, В.Маяковский, М.Цветаева, А.Ахматова, И.Стравинский, А.Скрябин, М.Шагал и ещё много имен.
Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других становился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего»,- проницательно писал Г.Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции».
Художественный уровень, открытия и находки в русской фило-софской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. По словам Д. С. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования по сути преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.

Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.



Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.



Появление в культуре направления, активно утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. “Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. - писал Николай Бердяев в 1918 году. - Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.” [ 1 ] Старые кульруртрегеры, убежденные, что искусство “вырастает из духовной глубины человека”, отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в сознании старых деятелей культуры после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство. Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с “упадочной” буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и зауми. Она делала ставку на искусство, “которое ясно и всякому понятно”. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.

Культурная политика большевиков в 20-х годах только начинала формироваться. Еще отсутствовали органы управления культурой, не было мифов о Ленине, революции и партии - структурирующего элемента советской культуры, охватывающего все стороны общественной и частной жизни. Все это появилось позднее. В 20-х годах партийными идеологами были сделаны общие установки на ликвидацию безграмотности, повышение культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством и антирелигиозной пропагандой. Но у них не было единого взгляда в отношении того, какую культуру необходимо строить классу, оказавшемуся у власти. Он появился позже, в тридцатых годах. Все это способствовало возникновению споров о путях развития культуры. В них принимали участие представители новой власти (Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский и др.) и литераторы, художники, театральные деятели им сочувствующие. Они заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. В спорах принимали участие и представители старой традиционной культуры, желающие в строительстве искусства и общественной жизни исходить из индивидуального начала. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.

Характеристика атмосферы времени

Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого ещё не видела история» (А.П. Столыпин), и «снизу», путём «ожесточенной, кипучей волны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин). Средствами первого пути, например, были манифест 17 октября 1905 г., учреждение Думы. Средствами второго – теоретическая подготовка революции и террор.

Характеристика духовной культуры.

В духовной жизни России отразились и социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени, завершенности культуры. Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира.

О том, как воспринималось и оценивалось это время можно судить по названиям популярных тогда философских книг: «Вырождение» (Макс Нордау, 1896), «Закат Европы» (Отто Шпенглер, 1918 – 1922).

Появляется так называемая «философия пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Он писал: «Мир порождён некой слепой волей, которая непредсказуема. Сущность мира – страдание».

Макс Нордау («Вырождение») говорил: «Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. И все традиции подорваны и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

Поэт и философ Д.С. Мережковский ещё в 1893 г. в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».



Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше с его обличением христианства как помехи на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию «с переоценкой ценностей», его учением «о воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). то есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо богочеловека нужен новый «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль.

Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества. Наступление новой эпохи в жизни русского общества признаётся представителями самых различных и идейных и художественных течений.

Золотой и Серебряный век русской культуры.

Подъём общественных и духовных интересов, который начался с середины 90-х гг. и проявился в области философии, литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета позволил современникам говорить о «духовном возрождении» России, о наступившем Серебряном веке русской культуры.

Если следовать знаменитой формуле А. Григорьева «Пушкин – наше всё!», то и этимологию устоявшегося сочетания СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (С.В.)стоит поискать именно в этом классическом периоде, который называли пушкинской эпохой или ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ русской литературы. Однако, в отличие от него, С.В. не может быт назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Но каждый их них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

И всё же откуда появилось это название – Серебряный век? В 1933 г. для обозначения поэзии русского модернизма дал поэт Н.А. Оцуп в своей статье «"Серебряный век" русской поэзии» (журнал «Числа», кн. 7-8, Париж, 1933, с. 174-178): эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (XIX век) он уподобил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал отечественным «золотым веком». Последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь XIX век и начало XX», именовал «серебряным веком» (ныне пишется без кавычек, с большой буквы).

Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры , основанной на глубинном единстве всех её творцов. С.В. – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, Е. и С.Трубецких.

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Перов-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова; К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

…………………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

Брюсов В.Я

Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

Блок А.А.

Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

Белый А.

Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.

В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.

Эпоха рубежа веков была временем величайших открытий в области естественных наук, прежде всего математики и физики (теория относительности, квантовая теория и др.), которые поколебали прежние представления о строении мира. Вселенная казалась философам-идеалистам непостижимым хаосом. Кризис прежних научных представлений трактовался как крушение возможностей интеллектуального познания, не способного охватить сложность мироздания. Блок назвал это «водоворотом эпохи».

Человек ощущает себя причастным к мировому круговороту. Отсюда чувство страха, жажда смерти, чувство тревоги, жизнь иссякает в своих источниках.

Модернизм и реализм.

Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Нои, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству.

Применительно к данному периоду литературы употребляется два термина: «декаданс» и «модернизм» , которые не следует путать.

Термином «декаданс» («декадентство»), (от лат. «упадок» ) принято называть явление в культуре конца XIX – начала XX веков, характеризующееся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождавшимся нередко эстетизацией греха и порока. Декаданс был вызван состоянием безнадёжности, неприятия общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Термин «модернизм» (от франц. «новейший, современный» ) в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы XX века, отошедших от традиций внешнего подобия. Основой чертой методологии модернизма в различных течениях искусства является метафорическое построение образа по принципу ответвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений.

По отношению к поэзии модернизм воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнуто в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций» (Эстетика. Словарь. – М., 1989. С. 210-211).

Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом . Некоторые художники слова, организованно не связанные с этими объединениями, внутренне тяготели к опыту одного из них (М. Волошин, И. Анненский и др.).

В острой полемике эти течения сменяли друг друга. Тем не менее, это движение опиралось на общую основу. В деятельности любого творческого союза так или иначе казалось стремление к предвосхищению идеальной культуры или даже к духовной перестройке мира (что было чуждо реализму).

Позже мы обратимся к каждому течению в отдельности и составим таблицу, чтобы можно было сравнить их между собой. (Перерисовать таблицу в тетрадь).