Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения. Образцы разбора бессоюзных сложных предложений

I. Месяц умер, синеет в окошко рассвет (С.Есенин).

2. Структура открытая, однородного состава.

3. Полисубъектное.

4. Средства связи предикативных частей: интонация перечисления, совпадение модальных планов (реальная модальность) предикативных частей, наличие слов одной тематической группы – «указывающие на время суток» (месяц, рассвет).

5. Общее значение перечисления.

6. Соотносится со сложносочиненным предложением.

7. Модель свободная.

8. Коммуникативно членимое.

9. Однофункциональное повествовательное.

а) , . б) , .

12. Запятой разделяются части бессоюзного сложного предложения, близкие по смыслу.

II. Пальчики в маникюре гладят щеку нагана – такой я тебя видала, юность земли Гавана! (Ю.Друнина).

1. Двучленное бессоюзное предложение.

2. Структура закрытая, неоднородного состава.

3. Полисубъектное.

4. Средства связи предикативных частей: интонация пояснительная, анафорическое местоимение такой во второй части, слова, ассоциативно относимые к одному семантическому полю «революция» (наган, Гавана).

5. Отношения дифференцированные, сравнительные.

6. Структура негибкая.

7. Соотносится со сложноподчиненным предложением.

8. Модель свободная.

9. Коммуникативно членимое.

10.Однофункциональное повествовательное.

11. Невосклицательное.

12. а) – . б) – .

13. С помощью тире разделяются части бессоюзного сложного предложения, выражающие отношения сравнения.

III. Деньги тратятся и рвутся, забываются слова, приминается трава, только лица остаются и знакомые глаза… (Б.Окуджава).

1.Многочленное бессоюзное предложение, состоит из четырех предикативных частей.

2. Неоднородного состава.

3.Полисубъектное.

4. Предложение сгруппированной структуры: 1-я, 2-я, 3-я предикативные части объединяются в первый структурно-семантический компонент, 4-я предикативная часть составляет второй компонент. Имеет два уровня членения.

5. На первом уровне членения выделяются два структурно-семантических компонента. Основное средства связи – интонация противопоставления. Дополнительные средства связи – ограничительная частица только, совпадение видо-временных форм сказуемых (нес. вид, наст. вр.) и модальных планов (реальная модальность), антонимичность сказуемых, параллелизм частей. Отношения между компонентами противительно-уступительные.

6. На втором уровне членения первый компонент представляет собой многочленное бессоюзное предложение, состоящее из трех предикативных частей, второй аналогичен простому предложению. Многочленное бессоюзное предложение однородного состава, несгруппированной структуры. Основное средство связи – интонация перечисления; дополнительные средства связи – совпадение видо-временных форм сказуемых и модальных планов, слова одной тематической группы – глаголы со значением аннулирования, параллелизм частей. Отношения перечисления.



7. Предложение повествовательное.

8. Невосклицательное.

9. а) , , , .


II I

10. Так как предикативные части характеризуются сходством строения и содержания и являются нераспространенными, между предикативными частями ставятся запятые.

IV. День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев (И.Тургенев).

1.Многочленное бессоюзное предложение, состоит из трех предикативных частей.

2. Однородного состава.

3.Полисубъектное.

4. Предложение несгруппированной структуры.

5. Основное средство связи – интонация перечисления.

6. Дополнительные средства связи – общность временного и модального планов предикативных частей, параллелизм частей.

7. Отношения между компонентами перечислительные.

8. Предложение повествовательное.

9. Невосклицательное.

10. а) , , .

11. Между предикативными частями, характеризующимися сходством строения и содержания, ставятся запятые.

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1981 – (Соврем. рус. яз.; Ч. 3). – С. 238 – 242.

2. Русская грамматика. – Т.2. – М., 1980. – С. 634 – 657.

3. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 546 – 552.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 573 – 604.

5. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П.П.Шуба, И.К.Германович, Е.Е.Долбик и др.; Под. ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 429 – 439.

Справочная литература

1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку./ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972.

Задание 4. Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните разбор многочленного сложного предложения с разными видами связи (контаминированной структуры). Объясните расстановку знаков препинания.

Вариант 1

Дипломат под своим именем так и печатал все остроты, а княжна из одного приличия не хохотала во все горло Печорин вспомнил о том что когда он говорил то же самое и гораздо лучше одной из бальных знакомых дня три тому назад она только пожала плечами и не взяла на себя даже труд понять его с этой минуты он стал больше танцевать и реже говорить умно и даже ему показалось что его начали принимать с большим удовольствием (М.Лермонтов).

Вариант 2

Как только Катюша входила в комнату или даже издалека Нехлюдов видел ее белый фартук так все для него как бы освещалось солнцем все становилось интереснее веселее значительнее жизнь становилась радостней (Л.Толстой).

Вариант 3

Он шел не торопясь и изредка посвистывая в пищик рябчик скоро отозвался и в моих глазах нырнул в густую елку но напрасно указывал мне его Егор как я ни напрягал свое зрение а рассмотреть его не мог пришлось Егору по нем выстрелить (И.Тургенев).

Вариант 4

Замечу для характеристики, что и вообще очень мало было таких из нашего высшего общества, которые предполагали что Лембке чем-нибудь таким нездоров деяния же его находили совершенно нормальными и даже так что вчерашнюю утреннюю историю на площади приняли с одобрением (Ф.Достоевский).

Вариант 5

Все встречавшие его на вокзале знали, что билет первого класса был куплен «для форса» лишь на предпоследней станции, а до тех пор знаменитость ехала в третьем все видели что несмотря на холодное осеннее время на знаменитости были только летняя крылатка да ветхая котиковая шапочка, но тем не менее когда из вагона показалась сизая заспанная физиономия Дикобразова 2-го все почувствовали некоторый трепет и жажду познакомиться (А.Чехов).

Вариант 6

Некоторые хозяева чтобы сохранить престиж своих бань даже входили в сделку с ворами платя им отступного ежемесячно и «купленные» воры сами следили за чужими ворами и если какой попадался – плохо ему приходилось пощады от конкурентов не было если не совсем убивали то калечили на всю жизнь (В.Гиляровский).

Вариант 7

Когда через два месяца я окончательно поправился и няне можно было возвратиться обратно в Петербург родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды но несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах она отказалась наотрез взять эти сто рублей (Ф.Тютчев).

Вариант 8

Ветер толкает нас желая загнать в горы его напор так силен что иногда мы останавливаемся повернувшись спинами к морю широко расставив ноги опираемся на палки и с минуту стоим как бы на трех ногах а мягкая тяжесть давит нас срывая платье (М.Горький).

Вариант 9

Когда начало темнеть стали в темноте исчезать почки но капли на них светились и даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников капли светились одни только капли да небо капли брали у неба свой цвет и светили нам в темном лесу (М.Пришвин).

Вариант 10

Он сел на землю с ослабевшим сознанием не понимая что он живет и действует с известной целью; чужды и скучны были перед ним обычные явления природы; больше не нужно ему было никакое зрелище и наслаждение и он стал искать глазами кого-то в этом незнакомом месте кто его услышит и явится к нему как будто за каждым человеком ходит его неустанный помощник и только ждет когда наступит последнее отчаяние чтобы показаться (А.Платонов).

Схема разбора многочленного сложного предложения с разными видами связи (предложения контаминированной структуры)

1. Тип предложения по структуре.

2. Тип предложения по количеству предикативных частей.

3. Подтип многочленного предложения контаминированной структуры:

а) многочленное предложение с сочинением и подчинением (многочленное сложносочиненное предложение с подчинением);

б) многочленное предложение с сочинением и бессоюзной связью (многочленное сложносочиненное предложение с бессоюзием);

в) многочленное предложение с бессоюзной связью и подчинением (многочленное бессоюзное предложение с подчинением);

г) многочленное предложение с бессоюзной связью и сочинением (многочленное бессоюзное предложение с сочинением);

д) многочленное предложение с комбинацией сочинения, подчинения и бессоюзной связи.

4. Характеристика компонентов на всех уровнях членения:

а) тип структуры,

б) средства связи,

в) синтаксическое значение.

5. Функциональный тип предложения:

а) повествовательное;

б) вопросительное;

в) побудительное;

г) повествовательно-вопросительное.

6. Тип предложения по эмоциональной окрашенности:

а) восклицательное;

б) невосклицательное.

7. Схема многочленного предложения.

8. Пунктуационный разбор.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели: Формировать умение производить синтаксический разбор предложения; Развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации в различных типах предложений.

3 слайд

Описание слайда:

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. - Перечисление одновременных событий: « Солнце не показывалось четыре дня, ветер перемешивал водяную пыль с потоками проливного дождя». - Простые предложения не имеют тесной смысловой связи или имеют осложняющую конструкцию: «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидел никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него».

4 слайд

Описание слайда:

Конструирование предложений: Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

5 слайд

Описание слайда:

Ставится двоеточие: Как проверить Примеры с проверкой 1. Если второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Можновставить союзы А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ Предметы потерялисвою форму: всё сливалось в серую массу. Предметы потеряли свою форму,то естьвсё сливалось в серую массу. 2.Если второе предложение дополняет первое. Можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО и т.д. Пётр оглянулся: котёнок топал за ним. Пётр оглянулсяи увидел, чтокотёнок топал за ним. 3. Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО Мальчик был счастлив: ему подарили велосипед. Мальчик был счастлив,потому чтоему подарили велосипед.

6 слайд

Описание слайда:

Выполните тест: Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие: Поезд ушёл его огни исчезли. На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь. Не бойтесь вас подстрахуют.

7 слайд

Описание слайда:

Ставится тире: Как проверить Примеры с проверкой 1. Если простые предложения противопоставлены друг другу. Можно вставить союзы А, НО, ДА(=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д. Один ушел – другойпришел. Один ушел,затодругой пришел. 2. Если второе предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. По смыслу Он упал – все засмеялись. 3. Если первое предложение указывает на время, условие, причину совершения того, о чёмговорится во втором. Можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК Лес рубят – щепки летят. Когдалес рубят, щепки летят.

8 слайд

Описание слайда:

Ставится тире: Как проверить Примеры с проверкой 4. Если второе предложение содержитв себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом. Можно вставить наречие ПОЭТОМУ Он победил – как не радоваться! Он победил,поэтомукак не радоваться! 5. Если второе предложение содержит сравнение. Можно вставить союзы КАК,СЛОВНО, БУДТО и т.д. Глянет – к земле пригвоздит. Глянет,словнок земле пригвоздит. 6. Если второе предложение является присоединительным предложением. Можно вставить слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д. Всё небо в тучах – плохая погода. Всё небо в тучах, таковаплохая погода.

9 слайд

Описание слайда:

Порядок синтаксического разбора. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). Выделить грамматические основы, определить количество частей (простых предложений), найти их границы. Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно - изъяснительные, сопоставительно - противительные, условно-временные, следствия). Разобрать каждую часть как простое предложение. Составить схему предложения.

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

    Образовательные :

    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

      совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

      углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

    Развивающие :

    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

      развивать умения создавать схемы БСП;

      развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

    Воспитательные :

    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

      воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

    по степени активности учащихся:

    творческие;

    по источнику знаний:

    • словесные,

      практические,

      наглядные,

      использование АРМ;

    по стимулированию и мотивации:

    • познавательные,

      эмоциональные;

    по контролю и самоконтролю:

    • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

    индивидуальные,

    фронтальные,

    групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

    АРМ учителя,

    учебник «Русский язык. 9 класс» тетради учащихся,

    плакаты,карточки

    Презентация ,

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.
VII. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 1 – тема урока.
III. 1 Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

– Ребята, н ачертите шкалу нужных знаний от 1-10 . Отметьте на каком уровне каждый из вас находится.

3 Рефлексия: - Зачем мы начертили шкалу?

На каком уровне знаний каждый из вас находится?

Какие задачи сегодня ставите перед собой?

Опросить 2-3 учащ.

Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

    виды сложных предложений в русском языке;

    характер смысловых отношений между частями БСП;

    навыки постановки знаков препинания в БС;умет строить схемы БСП;

    умет заменять сложные союзные синтаксическими синонимами.

4 Деление на группы-команды – названия команд впредложениях, которые нужно составить

Задания группам: из данных словосочетаний собрать предложения, так чтобы в итоге у нас получились ССП, СПП, БСП

5Фронтальный контроль знаний

6.У каждого учащегося оценочный лист

7 Творческое задание: по составить БСП и произвестисинтакс.разбо р на темы:

на слайде алгоритм разбора БСП

8Взаимопроверка по группам

9 Удоски работают по карточкам 2 учащихся:

10 - Пунктограммы в БСП, вывести схему

Первая груп.:

1. , (чтобы)
2. : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. – [ быстрая смена событий].
5. , , .
6. (Если), .

Вторая груп.:

1. , однако .
2. : , .
3. Либо , либо .
4. (Когда), .
5. [ время ] – .
6. [ условие ] – .

- Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП:

Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.

Слайд 3 (3-й гр)

– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора.

Слайд 4 (2-й г)

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И .

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Слайд 5 (1-г)

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

Слайд 6 (2-г)

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом

: [причина]. БСП Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как )

2. есливтороепд поясняет первое или к. – н. его член

: [пояснение]. БСП Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть )

3. если второе пд дополняет первое

: [дополнение]. БСП Пора понять: ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что... )

Слайд 7 (1 г)

Тире между частями БСП:

1. Если в пд содержится противопоставление
противопоставление

– . БСП Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

2. Еслипервоепд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд

[ Время, условие ] – . БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Есливтороепд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд

– [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи
быстрая смена событий

– ! БСП Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

5. Есливтороепд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд

– [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что)

IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Рефлексия анализа БСП

– Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП:

Алгоритм анализа БСП:

    найти грамматические основы;

    определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

    поставить необходимый знак препинания;

    построить схему БСП.

11. Составление и защита кластеров о БСП –

12Дом.задание

8 Итоги урока - вернуться к опорному листу самооценивания,к шкале успешности, отметит на каком уровне оказались к концу сегодняш.урока.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.


Порядок разбора
    1. Выделить грамматические основы, указать количество частей.
    2. Определить смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения и т.д.). Указать основное средство связи частей предложения. Объяснить постановку знаков препинания.
    3. Построить схему предложения.
    4. Разобрать каждую часть как простое предложение.
Образец разбора
ц Я верю: 2) новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. (А. Блок)
1. Грамматические основы две: 1) я верю; 2) век взойдёт.
      1. Вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому после первой части ставится двоеточие. Основное средство связи - интонация.
      2. : .
№ 241.
      1. Каждая часть разбирается как простое предложение.
I. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.
II. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная проблема текста:
        1. Общее и различное у реалиста Бунина и представителей различных поэтических школ начала XX века.
        2. Бунин - продолжатель пушкинского направления в поэзии начала XX века.
        3. Своеобразие стихотворений Бунина.
Рядом с творчеством дек..дентов с..мв..листов акм..истов разв..- рачивалась поэтическая деятельность Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953). Он с..знательно прот..востоял м..дернизму и ав..нгар- ду а по..же советской литературе он был прод..лжателем (П, п)уш- кинского направления в поэзии ХХ века. И всё же у реалиста Бунина и пр..дставителей различных поэтических школ начала века было общее. (Не)трудно догадаться что время и желание изменить жизнь России. Только каждый выр..жал это стремление (по)своему. С..мв..листы через противопоставление земного и небесного акмеисты через утверждение земного. Футуристы через поиски новых форм реалисты наоборот через клас(?)ические традиции. Именно по к..нтрасту с поэтикой м..дернизма и авангарда можно ощутить своеобразие стихотворений Бунина каждое из них ценно той клас(?)ической традицией которая за ними стояла где стихотворные формы несут ор..ол лирики ХІХ века:
И цветы и шмели и трава и к..лосья И л..зурь и полуден(?)ый зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит Был ли счас(?)лив ты в жизни земной? И забуду я всё - вспомню только вот эти Полевые пути меж к..лосьев и трав - И от сладос(?)ных слёз не успею ответить К мил..сердным к..леням припав.
(По В. Баевскому)

Вопросы и задания

          1. Какие смысловые отношения возможны между частями бессоюзного сложного предложения?
          2. Перечислите основные случаи употребления тире в простом и сложном предложении.
          3. Перечислите основные случаи употребления двоеточия в простом и сложном предложении.
§ 99

Еще по теме Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения:

  1. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  2. 43. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксическая форма бессоюзного предложения. Семантические отношения между частями бессоюзного предложения.