Свято-пантелеимонов монастырь афон. Монастырь Св

Свято-Пантелеимонов монастырь Афон | История Традиции Реликвии

Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон. История храма. Традиции. Особенности. Реликвии. Современный монастырь. Значение. История развития. Помещения.

Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон

Свято – Пантелеимонов храм на протяжении многочисленных столетий располагается на возвышенности Афон. Его ещё именуют - Россикон. На протяжении нескольких столетий этот монастырь находится под контролем российской Церкви. Свято – Пантелеимонов монастырь входит в 20 «правящих» храмов на этой святой местности.


Особенности храма

Пантелеимонов храм располагается с юга – западной стороны полуострова Афон. Стены, храмы и монастыри построены из белого кирпича. Собор неимоверно красивый и величественный.


Особенное качество храма от всех монастырей заключается в том, что он построен почти на уровне моря. Странствующие люди могут с воды лицезреть его неимоверную сказочную красоту. Этот величественный монастырь совмещает в себе несколько стилей. На территории обители во всех монастырях окна спроектированы высокие и узкие, которые располагаются наряду с куполами приземистого вида.


Интерьер – это изюминка всего Пантелеимонова монастыря. В храме собранно огромное количество старинных икон, древних фресок и многих других раритетов.


Построен Пантелеимонов храм в 19 столетии, после того как его освятили именем великого страдальца Пантелеимона. Мощи непорочного находятся в этом храме и придя сюда любой может им вознести молитву и просить поддержки.


Свято –Пантелеимнов храм имеет ещё одну оригинальность – это совокупность колоколов, наибольший из них весит приблизительно тринадцать тонн. Каждый колокол, дарованный российскими государями.



История

Приблизительно в одиннадцатом столетии на этой величественной местности появились первые поселения российских священнослужителей. А в 1169 году ему присвоили статус храма. Хоть Свято – Понтелеимонов храм строил российский народ, однако на протяжении многих годов русские голоса не слышны были здесь.


Главная хроника храма припала на нелёгкие времена девятнадцатого века. Спокойная и размеренная жизнь наступила в Пантелеимоновском монастыре после окончания Адрианопольского мира. Однако всех своих земель повернуть не получилось, так как их забрали за долги соседние обители.


Пантелелеимонов храм даже хотели исключить из списка монастырей, однако допустить этого не позволил Константий первый.


После смерти руководителя монаха Арсения в 1846 году к отцу Иерониму перешёл статус – настоятеля величественного храма на возвышенности Афон. Этот статус он обрёл благодаря его опыту и постоянному участию в жизни монастыря.


Первые жители

Сербские и греческие священнослужители правили монастырём, так как Русь была захвачена татаро – монгольским игом. Однако в шестнадцатом столетии документально подтверждено, что перевес в правлении был за сербами.


Восемнадцатый век для монастыря выдался весьма тяжёлым. В 1726 году Свято – Пантелеимоновский храм посетил Василий Барский и ему довелось засвидетельствовать, что в монастыре осталось четыре священнослужителя, двое из них были русской национальности, а двое болгарской. А почти через десять лет храм стал греческим.


Период развития

С второй половины девятнадцатого столетия храм начали реставрировать. Императорский двор являлся спонсором в строительстве этого сказочно красивого монастыря.


В 1861 году Арсения Минина отправили в Россию для сбора пожертвований. А в 1867 году он привёз в Богоявленский храм несколько икон, фрески и прочие священные вещи.


В 1875 году архимандрита Макария установили иегументом Пантелеимонова храма. Русская братия с того момента начала расти. Священнослужители стали требовать, чтобы монастырь получил официальный статус русского руководства.


В двадцатом столетии Свято – Пантелеимонов храм попал под российский контроль к Святейшему Синоду. Хоть и не имелось документов о церковной принадлежности, однако его считали русским монастырём и входил он в группу священных мест РПЦ.


Передача храма в московскую юрисдикцию

Количество монахов, которые обитали на территории храма постоянно увеличивалось. В начале двадцатого столетия проживало 1446 обитателей, а в 1913 году количество монахов увеличилось более чем на пятьсот человек. Две тысячи монахов весьма помогали при всевозможных бедствиях. Так, например, в 1307 и в 1968 годах были самые катастрофические пожары, которые довелось тушить обитателям голыми руками.


При необходимости русская братия всегда вставала на защиту, пока в храме на протяжении многих лет менялись настоятели.


Однако с годами Патриаршество Константинополя соблюдало политику, сосредоточенную на выживание формировавшегося российского подворья Свято-Пантелеимонова храма на горе Афон. Кроме того, Греция прилагала большое количество стараний для того, чтобы сдерживать приезд на его местность людей из Советского Союза. Результаты не принудили себя долгое время ожидать: в завершении двадцатого столетия количество его жителей стремительно сократилось до тринадцати людей.


В окончательном результате руководство Константинополя формально признало пред Московским Патриархатом гибельное состояние монастыря. Было принято решение о передаче юрисдикции Москве. Таким образом эта территория стала одним из красивейших российских мест.


В 1972 году всероссийский Основоположник в первый раз посетил эту священную местность. В тот период времени власть государства реализовывала интенсивную помощь в формировании монастыря. По истечении небольшого количества времени монастырь пришёл в норму.



«Эпоха возрождения»

После того, как СССР распалось Свято- Пантелеимонов храм обрёл интенсивное процветание. Это действительно доказано статистикой: в 1981 г. на территории монастыря проживало двадцать два человека, а в 1992 численность людей увеличилась до сорока.


Время от времени руководство церкви прибывали посмотреть на величественные красоты храм. В 2002 году в Свято – Пантелеимонов храм приезжал Патриарх Алексий второй. Президент Российской федерации Владимир Путин так же посещал святую местность монастыря.


В 2011 году в Пантелеимоновом храме создали специальный фонд и попечительский совет, это решение принял Дмитрий Анатольевич Медведев. Что поспособствовало сбережению и возобновлению церковного и культурного населения монастыря. В данный период времени в храме проводится восстановление старых помещений и ведётся строительство новых жилищ при монастыре.


В настоящий период на местности Афона располагаются свыше двух тысяч послушников, которые представляют разнообразные братии. Из них к Пантелеймонову храму принадлежат семьдесят человек. Каждый из которых владеет греческим гражданством, что предоставляется при оформлении в монастырь.


На сегодняшний день главным Свято – Понтелеимоновским храмом является игумен Евлогий. Он пришёл на смену схиархимандриту Иеремию, который возглавлял монастырь с 1979 года.


Сейчас на местности величественного храма проживают чуть больше семидесяти послушников, почти все они родом из Российской федерации, а малый процент монахов родом из Украины и Беларуси.


На местности неописуемой красоты монастыря построены пятнадцать храмов, что является большой цифрой для Афона. В этих храмах имеется большое количество святых икон, одна из которых Господня Матерь Иерусалимская, которая славится своими удивительными поступками, так же имеется много ценных древних вещей, мощи двоих непорочных апостолов.


На территории монастыря находится огромная библиотека, которая является достопримечательностью храма. В библиотеке хранятся более двадцати тысяч публикаций разных эпох. На полках этой достопримечательности располагаются свыше 1300 манускриптов, которые прописаны на двух языках – на русском и старославянском.


Из далека Пантелеимонов монастырь похож на маленький город, из которого виднеются строения в несколько этажей, так же бросаются в глаза неимоверной красоты белоснежные купола храмов.


Прежде архондарик храма обладал довольно большим помещением, в котором кроме прочего располагались королевские фото. Однако после огромнейшего пожара, случившегося в 1968 году на местности монастыря, его перенесли за границы храма. Сейчас он занимает значительное здание вблизи от морского побережья.


Сейчас Свято – Пантелеимонов храм обладает статусом общежитного. Из двадцати послушников, проживающих на его местности, только один является греческой национальности.


На территории Пантелеимонова монастыря находится огромное количество строений. Самые большие из них это:


Монастырь;


Столовая для монахов;


Ряд святилищ;


Четыре экзартимы.



Святыни

В Пантелеимоновском храме размещаются почти триста мощей непорочных и большое количество святых икон главные из которых являются: образ Божьей Матери «Казанская», «Иерусалимская» и «Игумения Святой Горы Афонской».


Кроме того, тут сохраняются мозаичные образы блаженных и разное церковное имущество.


В 1845 году монастырю была даровано печатное Евангелие и священный потир, которые на сегодняшний день являются достопримечательностью храма.


Высотой в несколько этажей возвышается библиотека в которой хранится множество ценных рукописей и древних публикаций.


Посетив эту священную местность, вы сможете очистить вашу душу и тело.


Осн. в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона. Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

Пантелеимонов монастырь

Монастырь Святого Пантелеймона или «монастырь русских» или просто «Руссик» («Русский») стоит у небольшого залива за Ксенофонтовым монастырем и на незначительном расстоянии перед Дафной, со стороны Сингитского залива. Посвящен монастырь Святому Пантелеймону (праздник – 27 июля).

Местонахождение монастыря на его нынешнем месте, у моря засвидетельствовано после 1765 года и особенно в первые десятилетия XIX века. Ранее он находился там, где теперь находится Палеомонастиро, т.е. старый монастырь Святого Пантелеймона или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Тогда на Афон прибыли монахи из России или Далмации, которые обосновались поначалу в Ксилурговом монастыре. Однако численность их постепенно возрастала, и Священный Кинот после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия и прота уступил им покинутый к тому времени монастырь Фессалоникийца. Впоследствии Ксилургов монастырь был преобразован в существующий до сих пор скит Богородицы.

До ХIII века о Паинтелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому стал большой пожар, во время которого монастырь сгорел дотла вместе со всеми своими документами. Затем, как известно, Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения и права монастыря, а позднее значительную заботу и материальную помощь оказали монастырю многие сербские правители, подарившие ему в частности несколько подворий и разного рода регалии.

Пантелеимонов монастырь

Однако хотя монастырь и называется Русским, настоятель его в те времена подписывался по-гречески – свидетельство того, что тогда среди монахов здесь было больше греков, чем русских. Эта ситуация продолжалась до 1497 года, после чего здесь численно стали преобладать русские, многие из которых прибыли сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.

В Третьем Уставе Святой горы (1394) монастырь Святого Пантелеймона занимает пятое место в ряду существовавших тогда монастырей. Однако после краткого периода подъема монастырь обеднел настолько, что оказался в долгах и был вынужден отдать в залог церковную утварь и ризы, а также многие свои земельные владения. Такое положение продолжалось до середины XVIII века, когда монастырские врата вообще оказались закрыты. Как сообщает путешественник Г. Барский, во время первого своего посещения монастыря он встретил здесь четырех монахов – двух русских и двух болгар, а во время второго – вообще не встретил никого. Таким образом, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и поселиться у моря в местности, где епископ Иерисский Христофор построил в 1667 году небольшую Воскресенскую церковь. Там они и построили новый монастырь Святого Пантелеймона с помощью правителей придунайских стран, в которых продали также принадлежавшие им владения.

Пантелеимонов монастырь

Строительство нынешнего монастыря, как было сказано выше, относится к концу XVIII века и двум первым десятилетиям XIX века. Основную помощь оказал при этом господарь Молдовлахии Скарлат Каллимах, построивший собор монастыря. Патриарх Каллиник V сделал монастырь общежительным в 1806 году и дал ему название «Подлинный Киновий Каллимахидов».

Однако с началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок, а несколько позднее был впутан в судебные споры о границах с соседним Ксенофонтовым монастырем. Оказавшись после всего этого в поистине жалком состоянии, с 1840 года монастырь снова стал принимать монахов из России, которые очень скоро возросли в числе и стали составлять большинство. Таким образом, как и следовало ожидать, в 1875 году русские монахи впервые в новый период истории монастыря избрали настоятеля из своей среды, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря превышало 1000, а многие их соотечественники находились в других частях Афона.

Комплекс построек монастыря напоминает небольшой город с множеством многоэтажных построек и высокими куполами церквей. До последнего ужасного пожара (1968) архонтарик находился в одной из сторон монастыря и располагал просторным залом, в котором висело много фотографий царей. После этого архонтарик находится за пределами монастыря в одном из больших строений близ моря, которые использовались ранее для различных нужд, а в настоящее время закрыть.

Собор монастыря

Собор монастыря, как сообщает надпись над входом в литийный притвор, начали строить в 1812 году и завершили в 1821 году. Посвящен собор Святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы. Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковицы куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с сигиллом 1875 года песнопения во время службы ведутся на двух языках – греческом и русском, что сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря – отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. Трапезная эта очень большая и просторная: она может обслуживать одновременно около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (один из них необычайно тяжел и огромен), а перед фасадом, слева от входа находится внешне отличающийся от прочих фиал водосвятия.

Пантелеимонов монастырь

Кроме собора, на территории монастыря и за ее пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы в тыльной части собора и Святого Митрофана к западу от библиотеки: в первой из них служба ведется на греческом языке, во второй на русском. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, Святого яСтергия, Святого Димитрия, Архангельская, Святого Герасима, Святых Константина и Елены, русских равноапостольных святых Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня Святого Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом. На южной стороне из 8 часовен после пожара остались две – Святого Саввы и Святого Николая.

За пределами монастыря сохранились две часовни – Святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (все святые – московские митрополиты) на кладбище и Преображенская в нынешнем архонтарике. У монастыря есть также 5 келий – Святого Евфимия, Святых Бессребреников, Живоносного Источника, Святого Стефана и Святого Георгия. Две последние из них находятся в Карее, причем келья Святого Георгия является представительством.

Кроме того, монастырю Святого Пантелеймона принадлежат также четыре экзартимы – подворье Хромицы или Хромитиссы в начале полуострова, неподалеку от Уранополя (общежительное с немногими русскими монахами), скит Ксилургов или Богородицы (общежительный всего с несколькими болгарскими монахами) в районе Пантократорова монастыря, Новая Фиваида или Гурноскит (покинутый скит на юго-западной стороне Афона) и Палеомонастиро (т.е. Старый Монастырь, в настоящее время закрытый).

Пантелеимонов монастырь

Из сокровищ монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе Богородицы Иерусалимской, Предтечи, Святого Пантелеймона, мозаичную икону Святого Александра Невского и ряд других икон, множество церковной утвари, в основном русской работы, кресты, медальоны, части Животворящего Древа Креста Господня, мощи святых и др. Кроме того, в Покровской часовне хранятся замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие – подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Очень богата монастырская библиотека , расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов в конвертах. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие (№ 2) и 16 Речей Григория Богослова (№ 6). Кроме отдела рукописей в библиотеке есть более 20000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и очень ценные старые издания.

Пантелеймонов монастырь является общежительным с 1803 года и занимает девятнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей. Здесь проживает около 30 монахов, из которых только один грек.

Предание.

Вмч. и целитель Пантелеимон

Святой великомученик и целитель Пантелеимон, особо почитаемый в России, пострадал за веру Христову, будучи усечен мечом. Предание гласит, что привязали его для свершения казни к старой маслине. Булатный меч палача, однако, сделался мягким, как воск, и не оставил следов не шее святого. Видя это, воины отказались было совершить указанное им, но святой Пантелеимон велел им исполнять приказ царя. Когда голова юного угодника Божия покатилась по земле, все увидели, что вместо крови из раны истекает молоко. Но это было лишь началом чудес! Молочно-белая жидкость впиталась в землю под старой сухой маслиной, и все, кто находился у места казни, не веря вначале своим глазам, увидели на ней прекрасные спелые оливки. Вскоре стало ясно, что они чудодейственны - съевший маслину получал исцеление от любой болезни прямо на глазах у изумленного народа.

Тогда нечестивый император Максимиан велел срубить маслину и сжечь — и ее, и тело святого. Маслина сгорела, но тело огонь даже не тронул. Вскоре старый корень дал побег, и это было как символ смерти и воскресения…

А сто лет назад некий русский монах взял косточку плода «воскресшей» маслины и посадил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Маслина выросла, сейчас на ней горит неугасимая лампада в жестяном ящичке, и за ней заботливо ухаживают насельники обители.
Существует предание о том, что, если это дерево начнет иссыхать, то это будет означать приближение эпохи угасания для всей Святой горы.

Интервью наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) после посещения Святой Горы Афон.

Отец Алексий, Вы в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывали в конце мая на Святой Горе Афон. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от поездки.

Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000-летие русского присутствия на Афоне. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».

Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу - всё засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.

С благодарностью я размышлял о людях, чьей заботой так преобразился наш монастырь на Святой Горе. Большой знаковой поддержкой, на мой взгляд, было участие Российского государства в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря.

27 мая мы встречали на Афоне Святейшего Патриарха Кирилла. От Святых врат к собору великомученика Пантелеимона Патриарх шел по дорожке, украшенной лавровыми листьями. На следующий день к празднованию Собора Преподобных Русских Святогорцев в обитель прибыл Президент России. У Святых врат Владимира Владимировича под праздничный колокольный звон встречал игумен монастыря схиархимандрит Иеремия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал Президента у входа в соборный храм. Глава государства молился вместе с братией монастыря и многочисленными гостями, а по окончании торжественного богослужения получил в дар от насельников монастыря икону Всех святых русских государей. Известно, что за 1000-летнюю историю нашей страны около 150 ее правителей были причислены к лику святых. Как вы, наверное, знаете, за посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Для нас, церковных людей, очень важно и значимо видеть духовное устремление нашего Президента, единение государства с Церковью. Владимир Владимирович молился вместе с нами в храме, призывая Божию милость на свой народ.

Слава Богу, что мы православные!

Несомненно. Мы приобщились лишь малой части духовной жизни Афона и в очередной раз почувствовали, насколько это непросто. Взять хотя бы ночные богослужения: это очень тяжело, хотя и можно присесть во время службы в стасидии. Я спросил у одного мужчины, который каждый год бывает на Афоне (он врач, семейный человек, замечательный специалист своего дела), зачем он ездит на Святую Гору? И он ответил мне, что даже когда не всё понятно в богослужении на греческом языке, тянешь четочку на службе, а благодать, которая присутствует здесь, потом питает тебя целый год. Еще он сказал, что без этой духовной поддержки не смог бы противостоять всем искушениям, которые случаются в его жизни. Возможно, и нам, монахам, не всё можно применить у себя из духовного опыта афонитов, но ведь это как в семейной жизни: необязательно перенимать у образцовой семьи всё, что видишь. Подчас это и невозможно. Возьми то, что можешь взять. Что не можешь взять, не бери, укоряй себя, и исполняй, что можешь исполнить. Для нас важно, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, но они живут истинной подвижнической жизнью.

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживает более ста русских насельников. Почему так важно для нас русское присутствие на Святой Горе Афон?

В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. Так вот Пантелеимонов монастырь на Афоне - это русская монашеская свеча пред Богом. У наших паломников есть здесь свой уголок, они могут прибыть на Святую Гору, услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно им, когда-то тоже приехали из России и посвятили свою жизнь Христу. Мы не оспариваем первенства греков, мы заимствовали православную веру у Византии, но для нас важно, что когда-то на Афоне было до 5000 русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет - наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

Сегодня наша молитва на Афоне вновь окрепла, и мне кажется, это очень много значит для русских людей. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни мы видим, как церковные, а порой и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Они приезжают подчас буквально на несколько дней, паломничают по монастырям, прикладываются к святыням, питаются этим воздухом, на какие-то часы отрешаются от своих суетных забот, и Божия благодать питает и врачует их.

И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл освящал собор великомученика Пантелеимона в Старом Русике, Его Святейшество говорил, что это великолепие не должно быть забыто, что богослужения должны совершаться здесь регулярно, и что мы будем продолжать посылать на Афон людей, чтобы здесь служить Богу, потому что это очень важно для нашей Церкви и нашего народа.

Справка

Свято-Пантелеимонов монастырь - один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии.

Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим - учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

Среди святынь обители - часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

23.05.2016

Монастырь святого великомученика Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырём и пристанью Дафни. На своём нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Теперь там расположен так называемый «старый» или «нагорный» Русик, или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI века. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи. Первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остаётся им по настоящее время.

Источников об истории Русика до XIII века поч­ти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители. Позднее о ней заботились также многие сербские короли, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями, и, конечно, русские цари.

Во времена монгольского ига на Руси монахи Русика в большинстве своём были греками. Однако после 1497 года начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. В Треть­ем Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений.

К середине XVIII века врата Русика закрылись, и монастырь вновь попал в руки греков. Братия решила переселиться поближе к морю. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.

Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти ХIХ века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведён соборный храм). В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Русик, как и большинство афонских обителей, вновь пришёл в запустение. Начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырём по вопросу о границах. Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 году в нём вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 году впервые после долгих лет был избран русский игумен, и Русик стал действительно русским монастырём. К концу ХIХ века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне). Множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.

Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 года нанёс ощутимый ущерб обители - был полностью уничтожен Царский архондарик (восточный братс­кий корпус).
Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 годах. Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 году и расписанная в 1897 году; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону. В Русике, помимо соборного, есть и другие храмы.

Монастырю принадлежат пять келлий: преподобного Евфимия, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомученика Стефана и великомученика Георгия Победоносца (две последних расположены в Карее; в келлии великомученика Георгия находится представительство монастыря при Киноте).
Кроме этого, Русику принадлежат: подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов; скит Ксилургу, или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалёку от монастыря Пантократор; пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и скит Старый Русик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава великомученика Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного, а также частицы Честного Креста, множество икон, облачений, крестов и т. д. В отдельном двухэтажном здании располагается богатая библиотека монастыря.

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Монастырь Святого Пантелеймона, известный ещё и как «Россикон», был переведен на сегодняшнее место в начале XIX века. К особым архитектурным характеристикам добавляется русский стиль куполов, покрытых не свинцом, а медными листами, которые окисляются и приобретают зелёный цвет. В начале XX в., когда монастырь достиг своего наибольшего расцвета, в нем проживало более двух тысяч монахов. Разрушенная многоэтажная постройка на берегу моря, была госпиталем для монахов. В здании с балконами, которое находится недалеко от госпиталя, жил прп. Силуан Афонский.

Изначально монастырь был очень маленьким: в плане представлял собой прямоугольник вокруг кафоликона. Затем он расширился, включив в свою территорию многоэтажные здания построенные на берегу моря.

В 1143 г., Монастырь Ксилургу (Древодел), сегодняшний скит Богородицы, был передан Протосом Святой Горы сербским монахам из Декатерона (сегодня Черногорский город Котор). Спустя 25 лет, число сербских монахов увеличилось, и, в 1169 г., им уступили монастырь Фессалоникийца, в который они и перебрались, сохраняя монастырь Древодела и качестве скита. Много покровительствовали монастырю сербские правители. Здесь принял монашеский постриг с именем Савва принц Растко, сын сербского князя Стефана Неманя. После падения сербского царства (1509 г.), вдова князя Стефана, Ангелина, постриглась в монахини. Она просила великого русского князя Василия Ивановича (1505-1533 гг.) взять монастырь Фессалоникийца под свою защиту. С тех пор связи с Россией стали крепче, и число русских насельником обители увеличилось, особенно после изгнания монголов из России (1497 г.). В Третьем Уставе Святой Горы, монастырь занимал 5-е место в иерархии. В середине XVI в. монастырь столкнулся с настолько серьезными экономическими проблемами, что вынужден был закрыться.

Русский путешественник В.Т. Барский отмечает, что в своем первом путешествии (1725-1726 гг.) застал в монастыре только двух греческих и двух болгарских монахов, а во втором (1744 г.) — никого. Обитель вновь перешла к грекам, которые в 1765 г., во время правления патриарха Самуила I, решили перенести ее на сегодняшнее место, туда где находилась пристань и башня обители Фессалоникийца. Щедрые пожертвования ряда валашских господарей из рода Каллимаки, позволили монастырю восстановиться экономически. Их вклад был настолько велик, что в 1806 г. монастырь был назван „Киновия Каллимахов», сменив, тем самым, старое название „Россикон», которое он получил в связи с происхождением своих насельников.

В 1803 г., указом патриарха Каллиника V, монастырь был объявлен киновией, а его первым настоятелем стал иеромонах Савва, уроженец Пелопоннеса, который раньше подвизался в ските Ксенофонта. Благодаря оказанной Скарлатом Каллимахом помощи, было построено много новых зданий и кафоликон, который был освящен в 1805 г. вселенским патриархом Григорием V. Последним греческим настоятелем был иеромонах Герасим, избранный в 1832 г. Оказавшись в бедственном положении, монастырь стал принимать русских монахов (1838 г), живших до этого в кельях Капсалы. Количество русских насельников сильно увеличилось. В 1869 г. их число составляло уже 250-300 человек, а число греков — 190 человек. Первый русский игумен, архимандрит Макарий, был избран в 1875 г. В монастыре возникли разногласия, для решения которых братия обратилась к Вселенскому Патриархату. Однако Патриархат признал численное превосходство русских, и дал монастырю название «русской киновии Святого великомученика Пантелеймона». Греческие монахи разошлись по другим святогорским монастырям. В течение 30 лет число русских монахов достигло 2000.

В начале XX в. распространилась, особенно среди русских монахов которые жили в кельях, ересь имяславия, согласно которой, само произношение имя Христа освящает того, кто его произносит. Святое Сообщество незамедлительно осудило эту плохую доктрину и прелесть. Общее мнение святогорцев было тем, что монахи принявшие ересь «оставили голову и поклоняются головному убору». Количество последователей этой ереси увеличилось в монастыре Святого Пантелеймона. Так как они отказывались поминать царя, Николай II послал контрторпедный военный корабль (1913 г.), который встал перед монастырем в боевом положении. Военные схватили всех мятежных монахов и сослали на Кавказ. Это деяние царя не оказало негативного влияния па оставшихся в монастыре русских монахов — они признают его прославление в лике святых и почитают как такового.

После революции 1917 г. монастырь пришел в упадок и чуть не был покинут своими насельниками. Его положение еще более ухудшилось вследствие катастрофического пожара, охватившего обитель в 1968 году.

После 1989 г. число новых монахов, большинство из которых украинцы, увеличивается.

Некоторое время в монастыре подвизались святые новомученики Никита (1810 г., Серес) и Павел (1818 г., Триполи). Здесь жил и прп. Силуан Афонский. В монастыре похоронен болгарский иеромонах Анфим Христа ради юродивый (1867 г.), который часто навещал эту обитель.

В монастыре хранятся честные главы вмч Пантелеймона и прпмч. Стефана Нового, которая была подарена обители г-жей Руксандрой, супругой Скарлата Каллимаки. Здесь же хранится и глава прп. Силуана Афонского, а также частицы мощей апп. Петра, Фомы и Варфоломея, свмч. Дионисия Ареопагита, свтт. Григория Нисского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанского.

Главный вход в монастырь находится в южном крыле. Через сводчатый крестообразный коридор, мы попадаем в широкий мощеный двор, который украшен множеством фруктовых деревьев. Восточное крыло — старый архондарик, а также части северного и южного крыльев, после катастрофического пожара 1968 г. остались без ремонта. На верхнем этаже северного крыла находится величественный параклис Покрова Пресвятой Богородицы и параклис Святого Александра Невского. На трёх нижних этажах находятся монашеские кельи. В недавно отремонтированом южном крыле находятся: параклис Святого Иоанна Крестителя, новый архондарик и кельи. В западной части южного крыла расположен синодикон.

Кафоликон посвящен Святому Пантелеймону. Согласно надписи над входом в притвор, его строительство началось в 1812 г. и закончилось и 1821 г. Также эта надпись упоминает о ктиторе монастыря — господаре Молдавского княжества Скарлате Каллимаки (1809-1819 гг.).
Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. 8 куполов, чьи формы напоминают луковицу, выполнены в русском стиле. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. В росписях притвора и средней части храма (1855 г.) чувствуется влияние русской живописи.

Согласно с патриаршим указом 1875 г. службы в кафоликоне совершаются поочередно — на славянском и греческом языках. Храм также называется и «греческим кафоликоном», по отношению к параклису Святителя Митрофана Воронежского, который русские использовали в качестве кафоликона с 1858 г.

Монастырь располагает 36 параклисами. В параклисе Успения Пресвятой Богородицы, который находится в тыльной части собора, службы совершаются на греческом языке, а в параклисе Святителя Митрофана — на русском. В северном крыле расположены 9 параклисов, из которых самым красивым и величественным является Свято-Покровский. В южном крыле находятся 8 параклисов, из которых только три остались после пожара: Святого Саввы, Святителя Николая и Святого Иоанна Крестителя. Остальные параклисы расположены вне стен обители.

Фиал водосвятия, который не имеет ни купола, ни колонн, а только четыре мраморных сосуда, которые размещены на разных уровнях, расположен между кафоликоном и трапезной.

На западной стороне двора, напротив кафоликона, находится трапезная. Это отдельно стоящее здание, построенное в 1893 г., может вместить до 1000 человек.

Колокольня (1893 г.) располагается над входом в трапезную. Это высокая, устойчивая постройка, которая может выдержать вес более 20 тонн — столько весят установленные на ней 32 колокола. Диаметр большого колокола — 2.7 м, а длина его окружности — 8,7 м. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны.

В двухэтажном здании, которое находится к северу от трапезной, располагается ризница. Здесь хранятся облачения, кресла, священные сосуды.

В иконохранилище, которое расположено к северу от кафоликона, хранятся множество икон. Среди них находитси и Иерусалимская икона Божией Матери.

Богатая библиотека монастыря расположена в отдельном двухэтажном здании во дворе. Здесь находится около 1300 рукописей, 110 из которых пергаментные, а 600 написаны на славянском языке. Также здесь хранятся 30000 экземпляров книг.

В монастыре находятся два кладбищенских храма: старый храм Святых Апостолов Петра и Павла, построенный в 1820 г., и новый, построенный в 1896-1898 гг., который на самом деле является двухэтажным зданием с двумя небольшими церквями.

Старая монастырская пристань находится на некотором расстоянии в сторону Дафни, однако она была разрушена водяным потоком. Недавно восстановленный каменный причал находится возле монастыря.

Монастырю принадлежат 12 келлий, скит Успения Богородицы (Богородица), две кафизмы, одна из которых является так называемым Старым Руссиком (старый монастырь), а также скит „Новая Фиваида» и подворье Хромица.

Выше монастыря, недалеко от дороги, ведущей в Карей, в горах, находится Старый Руссик (обитель Фессалоникийца). Он расположен на окруженном густым лесом плато. Храм Святого Пантелеймона, с высокой колокольней, построен в русском стиле. Его строительство началось в 1870 г. и закончилась в 1889 г. За храмом находится келейный корпус, в конце которого возвышается башня с маленьким храмом. Здесь, в конце XII в., был пострижен в монахи Святой Савва, младший сын сербского князя Стефана Неманя, который, вместе со своим отцом, является основателем Хиландарского монастыря. Между келейным корпусом и алтарем сохраняется Святой Престол старого кафоликона обители Фессалоникийца, рядом с которым растут три, символизирующих образ Святой Троицы, платана.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой), в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Стамбуле.

Игумены:
игумен Савва (1803-1821)
игумен Герасим (1821-1874)
архимандрит Макарий (Сушкин) (1875-1889)
схиархимандрит Андрей (Верёвкин) (1889 - †12 ноября 1903)
схиархимандрит Нифонт (Четвериков) (1903 - †24 октября 1905)
архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)
архимандрит Иакинф (Кузнецов) (31 мая 1909-1940)
схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958)
схиархимандрит Илиан (Сорокин) (1958 - 18 января 1971)
схиархимандрит Гавриил (Легач) (26 апреля 1971-1975)
архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)
схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (с 9 июня 1979 года)

Текст: Келлия Благовещения. Скит Святого Димитрия. Лак. Святая гора Афон, ru.wikipedia.org
Фото: Матей Буце, Костас Асимис, Виктор Коноплёв