Замок Вечной любви. Секешфехервар

0 0

0 0

0 0


0 0


0 0


0 0


0 0


0 0

"Альба Регия - это звучит как название цветка...". Люди старшего поколения хорошо помнят эти слова, открывающие советско-венгерский фильм с Татьяной Самойловой в главной роли советской радистки. Альба Регия - это старинный главный город венгров, в котором располагался в конце 10 века двор главного вождя князя Гезы, внука Арпада, приведшего в конце 9 века в Карпатский бассейн 7 венгерских племён. Позднее сын Гезы король Иштван сделал Альбу Регию местом коронации и погребения венгерских королей. Сейчас этот город, в 60 км от Будапешта, называется Секешфехервар .

Сегодняшний его центр сформировался в 18 веке и блещет архитектурными памятниками барокко. Прогуляться по извилистым улочкам и маленьким площадям Секешфехервара одно удовольствие. А на окраине города стоит удивительный замок-музей - Замок Бори . В его силуэте гармонично соединены различные архитектурные стили: романский, готика, ренессанс, а стены, колонны, купола и даже скульптуры, богато украшающие террасы и баллюстрады, выполнены из бетона. Однако самое удивительное состоит в том, что замок этот построен руками одного человека, на протяжении почти сорока лет неустанно воздвигавшего его стены и башни как символ вечной любви к своей избраннице.

Архитектор и скульптор Енё Бори ещё в начале века решил построить для своей молодой, очаровательной жены, замок в окрестностях Секешфехервара, вокруг небольшого домика, который он приобрёл в 1912 г. Но первая мировая война на десять лет отодвинула исполнение этого замысла. Енё Бори пришлось надеть военную форму и отправиться в изрытую окопами Сербию. К счастью служба на фронте была не долгой: Архитектора перевели в Сараево, где ему предстояло выполнить ряд монументальных проектов по заказу императорской семьи. После войны в 1923 г. он наконец-то смог приступить к выполнению своей мечты. Строительство продвигалось медленно. Работая лишь по выходным дням, делая практически всё своими руками, Енё Бори до конца своих дней создавал этот памятник вечной любви. Многочисленные изображения Илоны Бори, жены архитектора, в скульптурах, картинах или стихи посвящённые ей и высеченные на камнях замка, каждый уголок его рассказывает о том высоком чувстве, которое он питал к своей возлюбленной. Вместе с тем этот замок и свидетельство любви архитектора к своей Родине, к её истории и культуре. В саду, на террасах и под аркадами замка, в мастерской художника представлено более 500 произведений искусств, выполненных самим Бори, его женой и дочерью.

Прогуливаясь по замку, посетитель как бы проходит через исторические эпохи, соприкасаясь с их символами, с героями, отождествляющими славные их страницы, с художниками и мыслителями, сохранившими для нас их историю.

В саду, среди скульптур стоят осколки бомб и снарядов рушивших то, что должно было приносить радость людям. Рядом с надгробными камнями турецких воинов, 150 лет топтавших землю венгрии, памятник советскому солдату, корректировавшему артиллерийскую стрельбу с одной из башен замка и павшему за освобождение чужой земли. На террасах замка бюсты известных венгерских архитекторов, живописцев и скульпторов, определивших европейское лицо Будапешта, прославивших венгерскую культуру. Стены украшены фресками, отображающими суть различных идеологий, сцены жарких сражений, возвышенный дух романтичных мечтаний. Дамоклов меч, висящий между башнями замка, напоминает нам о моральных качествах человека, а слон, держащий на себе земную сферу о прогрессе человеческой мысли. Скульптуры венгерских королей, выстроившиеся в ряд по периметру крепостных стен, как бы рассказывают о славных и трагичных моментах венгерской истории. С подоблачной высоты башен замка окрывается, успокаивающая взгляд, панорама окрестностей.

Время, проведённое в романтичных стенах этого замка, позволяет нам стряхнуть с себя суету мирских будней, заботы и огорчения. Его атмосфера любви к ближнему заставляет очиститься душу, делая её более восприимчивую к высоким порывам, свойственным каждому нормальному человеку прожившему этот сумасшедший ХХ век.

Эдуард Суровцев
Будапештский гид

The castle was built by Jenő Bory (1879-1959), who was a sculptor and architect, a professor of sculpture at the College of Fine Arts and that of architecture at theTechnical University Budapest. He followed his own plans and imagination, and raised this special castle through 40 summers. It is a memory of his eternal love for his wife and his artistic dreams.

Jenő Bory bought the land of the castle where there was only a press house and a wine vault among grape and fruit trees in 1912. He enlarged the press house to an accommodation and developed a studio above it. He only started building the castle itself after the First World War, when he could afford it from the fee of his sculptural orders.

He continued building the castle, elaborating details and doing reconstruction works after the Second World War until his death. He mainly worked alone relying on his own two hands and resorted to occasional help only a few times. He was a qualified architect, but instead of factual plans he followed his imagination and adapted to the topography of the land. The slowly growing walls, the shapes of the towers and the areas surrounded by them are all the result of the same artistic idea as the statues. This way, the Bory-castle is nothing else but a sculptural work of art with architectural forms and sizes.

Walking in the castle, the visitor can realise that the material they meet everywhere again and again is the concrete. More precisely, it is the so called quartz concrete which Jenő Bory preferred. At the beginning of the twentieth century concrete appeared in architecture as a new material and in Hungary Jenő Bory was one of the first ones who used it. The door and window frames, columns, domes, balustrades and staircases, and also fountains, pools, statues and relieves in different sizes were made from this material.

He filled the castle with works of arts of contemporary artists, his wife Ilona Komócsin (1885-1974) and those of his own. An exhibition of sculptures and pictures can be seen in the studio gallery.

In the Court of the Hundred Columns, under the archways, you can find plaster statues, the bronze or marble originals of which can still be found in different parts of the country. Behind, in the Chapel the sculpture symbolizing the eternal love of men for their wives is awaiting the visitors.

Bory-castle is now in possession of Jenő Bory’s descendants who manage and look after it with daily hard work with the help of the foundation they have established.

Замок Бори. В его силуэте гармонично соединены различные архитектурные стили: романский, готика, ренессанс, а стены, колонны, купола и даже скульптуры, богато украшающие террасы и балюстрады, выполнены из бетона. Однако самое удивительное состоит в том, что замок этот построен руками одного человека, на протяжении почти сорока лет неустанно воздвигавшего его стены и башни как символ вечной любви к своей избраннице.




Архитектор и скульптор Енё Бори (Jeno Bory) ещё в начале века решил построить для своей молодой, очаровательной жены, замок в окрестностях Секешфехервара, вокруг небольшого домика, который он приобрёл в 1912 г.


Но первая мировая война на десять лет отодвинула исполнение этого замысла. Енё Бори пришлось надеть военную форму и отправиться в изрытую окопами Сербию. К счастью служба на фронте была не долгой: Архитектора перевели в Сараево, где ему предстояло выполнить ряд монументальных проектов по заказу императорской семьи.














После войны в 1923 г. он наконец-то смог приступить к выполнению своей мечты. Строительство продвигалось медленно. Работая лишь по выходным дням, делая практически всё своими руками, Енё Бори до конца своих дней создавал этот памятник вечной любви.










Многочисленные изображения Илоны Бори, жены архитектора, в скульптурах, картинах или стихи посвящённые ей и высеченные на камнях замка, каждый уголок его рассказывает о том высоком чувстве, которое он питал к своей возлюбленной.



Вместе с тем этот замок и свидетельство любви архитектора к своей Родине, к её истории и культуре. В саду, на террасах и под аркадами замка, в мастерской художника представлено более 500 произведений искусств, выполненных самим Бори, его женой и дочерью.









Прогуливаясь по замку, посетитель как бы проходит через исторические эпохи, соприкасаясь с их символами, с героями, отождествляющими славные их страницы, с художниками и мыслителями, сохранившими для нас их историю.


























В саду, среди скульптур стоят осколки бомб и снарядов рушивших то, что должно было приносить радость людям. Рядом с надгробными камнями турецких воинов, 150 лет топтавших землю Венгрии, памятник советскому солдату, корректировавшему артиллерийскую стрельбу с одной из башен замка и павшему за освобождение чужой земли.























На террасах замка бюсты известных венгерских архитекторов, живописцев и скульпторов, определивших европейское лицо Будапешта, прославивших венгерскую культуру.





Стены украшены фресками, отображающими суть различных идеологий, сцены жарких сражений, возвышенный дух романтичных мечтаний.













Дамоклов меч, висящий между башнями замка, напоминает нам о моральных качествах человека, а слон, держащий на себе земную сферу о прогрессе человеческой мысли.






Скульптуры венгерских королей, выстроившиеся в ряд по периметру крепостных стен, как бы рассказывают о славных и трагичных моментах венгерской истории.







С подоблачной высоты башен замка открывается успокаивающая взгляд панорама окрестностей. Время, проведённое в романтичных стенах этого замка, позволяет нам стряхнуть с себя суету мирских будней, заботы и огорчения.







Замок получился таким, каким и представлял его Бори. Галереи и арки, увитые цветами, сказочные башенки с яркими витражами в круглых окнах и разукрашенными перилами узких лесенок. Скульптуры странных существ, которые таинственно улыбаются из ниш, спрятанных в зелени винограда…Енё Бори продолжал строительство замка до самой смерти, которая наступила в 1959 году.








Илона умерла в 89, пережив мужа на 15 лет.



Но жизнь их обоих до сих пор – в этом замке. В стенах, сложенных руками Ене Бори для своей любимой. В бесчисленных портретах Илоны. В роскошных цветах, за которыми теперь ухаживают внуки Ене и Илоны.

В улыбках молодоженов, которые приезжают сюда – в поисках красивого фона для свадебных фотографий? или сказки, которую однажды любящий мужчина сумел сделать реальностью для своей любимой?...

На окраине венгерского города Секешфехервар стоит необычный замок.

Район здесь полусельский – полудачный: частные дома, палисадники, и никаких намеков на замок. Даже стоя перед воротами с табличкой, слегка недоумеваешь: ну, и где он?

А потом проходишь во двор, заворачиваешь за угол – и ахаешь. И впрямь – рыцарский замок с башенками, донжонами, крытыми галереями. Ведут к нему ступени, а на террасах перед замком – цветники, подстриженные кустарники и лавочки в укромных уголках.

Замок красив и необычен. А самое поразительное, что грандиозное это сооружение построено фактически одним человеком. У него, конечно, были помощники на разных этапах строительства, но львиная часть работы проделана им самим – Йено Бори, скульптором, архитектором, строителем – в общем, Художником в широком смысле этого слова.

Строил он свой замок 40 лет – с перерывами на мировые войны и другие обстоятельства. Строил в свободное от основной работы время. При этом работал над заказами, преподавал в Венгерской королевской школе рисования, в Королевском техническом университете, некоторое время был ректором Венгерского университета изобразительных искусств.

Участок с домом и виноградником был приобретен в 1912 году, а строительство завершилось в 1959. Бори в тот год исполнилось 80 лет, в декабре того же года он умер.

Когда его спрашивали, как он умудрился возвести такой дворец своими силами, он отвечал: весь секрет – в использовании бетона. Не было б цемента – не было бы замка. И тем не менее…

Говорят, двигала им великая сила любви – к своей жене Илоне, ставшего его музой. Действительно, образом этой женщины здесь все наполнено. Скульптуры, барельефы, портреты с ее изображением встречаются здесь на каждом шагу.

Впрочем, исторические и мифические персонажи тоже «прописались» в этом замке. Стоит обнаженный Каин с окровавленными руками. Вдоль открытых галерей по периметру внутреннего двора выстроились скульптуры венгерских королей. Воины, герои, колдуны, животные, композиции многофигурные и малофигурные вплелись в пространство замка и заняли свои места. В крытых галереях внутреннего двора расставлены копии скульптур Йено Бори, когда-либо сделанные им на заказ.

Итак, давайте прогуляемся по замку.

На входе посетителей встречает первая партия скульптур, установленных на лужайке.

В кустах прячется «Манекен-пис»

За ним – молодая женщина с одухотворенным лицом. Илона, жена и муза

Замок находится на небольшом возвышении.

Можно подниматься справа вдоль стены по лесенке. Это как бы приватный проход.

Парадный вход – слева, через цветники, вдоль широкого склона.

Так или иначе, вы оказываетесь на просторном прямоугольном дворе – торжественном и нарядном.

Башня Близнецов – построена и названа в честь дочек-близняшек: Илоны и Клары.

Галереи со скульптурами

Поднимаемся на верхние галереи

Короли и королевы

Сверху открывается вид на Секешфехервар.

Многочисленные переходы, лестницы, связки пространств, выходы на открытые галереи и в залы. Россыпь неких знаков, которые хочется прочесть.

«Сердце» замка – Семейная часовня, где Илона представлена в образе Мадонны, а за ее спиной теснятся музы великих гениев: Мона Лиза да Винчи, жена Рембрандта Саския, жена Рубенса Елена Фоурмант и Форнарина — порочная возлюбленная Рафаэля, кистью Мастера превращенная в святую («Сикстинская мадонна»).



До посещения замка я ничего не слышала ни про скульптора Бори, ни про творение рук его.

Есть в этом мире образцы сверхчеловеческих усилий, нечто такое, что обычному человеку трудно вообразить. Не буду сейчас говорить о художественной ценности замка – несомненно, высокой. Он радует взор, удивляет и восхищает.

За гранью понимания остается, как обычный человек мог выстроить такое! В течение одной человеческой жизни, без каких-то запредельных денег (короли и нувориши, конечно, могут себе позволить такую роскошь, но – преподаватель?) , без строительных бригад и техники!

Ровное и созидательное горение, безостановочное, длиною в жизнь. Делание, делание, делание. Одна ли любовь им двигала? Я ничего не знаю про жизнь этих людей. Илона тоже была художница, творческий человек. Но, скажите, если бы 40 лет ваш любимый муж каждую свободную минуту проводил на стройке, не взмолились бы вы в конце концов: «Любимый, проведи этот день со мной и детьми, не ходи на стройку, оставь свой замок!» Я бы взмолилась. Я бы возненавидела этот замок, отнимающий у меня любимого. Как и каждый заурядный обыватель. В итоге, «Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен о вас не споют».

Я думаю, этот замок — выражение любви и, прежде всего, взаимопонимания двух людей. Илона понимала, что ее муж – одержимый, что он женат в первую очередь на своем замке, это – выражение его творческого начала. Создание замка стало для мужа смыслом жизни. Она приняла это – в силу духовного родства ли, или великой любви.

Красивая история о любви, повесть об упорстве и горении, образец того, что в состоянии совершить одержимость и какой красотой способен наполнить пространство отдельно взятый человек за отдельно взятую жизнь.

Йено Бори и его семья (фото взято из Википедии)

Перед смертью Йено попросил внуков, чтобы, когда их с Илоной похоронят, между их захоронениями положить окно, чтобы они всегда могли взглянуть друг на друга. Ну, вдруг …

Универсальная сим-карта, одна для всех стран -

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Это совсем необычный зáмок. И стоит он не на высокой замковой горе, как водится, а среди жилых одноэтажных домов на окраине Секешфехервара. Поэтому и встреча с замком получается совсем необычной. И впечатления этот зáмок дарит совсем необычные. А всё потому, что история появления зáмка тоже необычная: создал его один-единственный человек - фантастически талантливый венгерский инженер-строитель и скульптор Енё Бори (1879 - 1959 гг.).

С детства Енё увлекался искусством, а его любимым жанром была скульптура.

Как написал мастер в своих мемуарах, однажды, ещё в школьном возрасте, выполняя домашнюю работу по переводу текста с немецкого на венгерский язык, он крепко задумался над одним предложением: « Искусство - это замечательная вещь, однако и на жизнь нужно уметь зарабатывать». Именно тогда у него родилась идея соединить строительное мастерство с творчеством.

Закончив школу реальных наук в Секешфехерваре, Енё Бори поступил в будапештский технический университет, где получил диплом инженера-строителя. Енё не зря получал студенческую стипендию от родного города - студентом он был очень прилежным и учился с большим желанием. За время учёбы он стал частым посетителем Музея истории искусств и охотно проводил там многие часы.

Своё образование Бори получил в так называемой Школе рисования, ставшей впоследствии Акаденией изобразительных искусств. Его преподавателем был замечательный венгерский живописец Берталан Секеи. Премудростям скульптурного мастерства Бори четыре года обучался на факультете скульпторского ремесла под руководством выдающегося Алайоша Штробля. Как отмечал Бори в своих мемуарах, идея о строительстве необычного зáмка вряд ли родилась бы, если бы не воспоминания о необычной романтической атмосфере в мастерской Штробля в Шелковичном парке.

Талантливому студенту была назначена государственная стипендия для продолжения учёбы в Германии и Италии. Несколько месяцев Бори провёл в Карраре, где изучал мрамор и технику изготовления мраморных скульптур в мастерской всемирно известного Паоло Трискорни (благодаря которому, кстати говоря, в Петербурге появились «Диоскуры» перед Конногвардейским манежем и знаменитые львы перед домом Лобанова-Ростовского).

Автопортрет мастера.

С 1911-го по 1946-ой год Бори был преподавателем скульпторского дела в Академии изобразительных искусств, а с 1943-го по 1945-ый год - там же ректором. Современники называли Енё Бори талантливым педагогом. Мастер в совершенстве владел всеми техниками скульптурного искусства и успешно передавал свои знания ученикам.

А теперь самое время рассказать вам об истории строительства зáмка и прогуляться по его необычным дворам, лестницам и залам.

Когда в 1912 году Бори приобрёл засаженный фруктовыми деревьями и виноградом участок для строительства будущего дома-замка, там стоял только маленький домишко с винным погребом и прессом для виноделия. Сначала мастер расширил дом и соорудил на втором этаже большую мастерскую. Когда скульптор стал получать гонорары не только за педагогическую деятельность, но и за свои скульптурные работы, он с 1922 года смог начать строительство своего необычного детища. Работал Бори в основном в летние месяцы, а его временными помощниками были двое - трое разнорабочих. Продолжалось возведение замка почти четыре десятилетия, до самой смерти мастера в 1959 году!

Очень интересно, что Бори не сделал никакого строительного проекта, главными «инженерами-строителями» были неуёмный полёт фантазии, особое видение мира и безграничная трудоспособность мастера! И ещё огромная, всепоглощающая сила любви. Любви к искусству, к природе, к своему народу, к своей стране и к венгерской культуре. И любовь к супруге - художнице Илоне Бори (в девичестве Комочин), с которой мастер счастливо прожил долгие-долгие годы. Супругов связывали очень нежные и искренние чувства, у них родились трое детей - девочки-близнецы и сын.

Замок стоит посреди небольшого заботливо ухоженного сада. В небольшом здании, где находится билетная касса, есть и две жилые комнаты с оригинальной обстановкой. Для того, чтобы представить, что представляет из себя весь замковый комплекс и где какие терассы и залы находятся, советую сначала рассмотреть макет замка.

В парке стоит огромное количество самых разнообразных скульптур. Все они - копии работ, созданных Енё Бори в разные годы.


К главному зданию, стоящему на холме, ведёт широкая лестница, соединяющая две террасы. На первой из террас находятся оригинальные турецкие надгробья


Место его гибели отмечено отдельно.

Первой была построена Башня близнецов слева.


На первой террасе расположены скульптуры и бюсты венгерских художников.
На бетонной дорожке, украшенной золотой мозаикой, читаем: "Камни говорят".

Вторая терраса называется "Двор со слоном".
Вот он, родимый, держит центральную колонну, которая (только визуально, конечно) поддерживает весь замковый комплекс.



Этюды фресок, изображающих архитектурное восприятие мастером четырёх периодов истории: эпохи Греции и Рима и эпох христианства, дворянства и социализма.

Направо лестница ведёт к ателье- мастерской и галерее, где выставлено более 500 (!) художественных работ мастера и его супруги.



Рабочий стол Енё Бори.


Проход под жилой башней ведёт во "Двор ста колонн".




На аркадах, окружающих двор, размещены скульптуры венгерских королевских пар и важных исторических персон - наглядный экскурс в историю.
В самом центре галерии в небольшой часовне находится выразительная скульптура "Супружеская любовь" (Hítvesi szeretet), для которой позировала жена скульптора.


Фото

Продолжаем экскурсию в "Остроконечной башне".

Гуляем по узким лестницам замка.




А вот это и ещё много-много других замечательных фото о Венгрии вы найдёте в журнале almacska

Глядим через окна.



Рассматриваем кусочки плитки под ногами.

И подмечаем, смакуем тысячи деталей, благодаря которым замок производит сказочное впечатление.
Описывать это трудно. Просто ходим и впитываем Любовь, Красоту и Фантазию.





Надпись гласит: "Велик только Бог".