Сценарий для встречи гостей на чувашском языке. Мероприятия к празднику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Сценарий концерта

«Край родной – чувашский край»

подготовила

Баташева Вера Вячеславовна,

музыкальный руководитель

г. Чебоксары, 2014 год

ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.

ЗАДАЧИ:

- Формировать у ребенка мотивационно - ценностного отношения к родному краю. - Обогащать представления детей о жителях, прославивших наш край - Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями. - Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка. - Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских композиторов. ОБОРУДОВАНИЕ: - мультимедиа; - музыкальный центр; - презентация «Край родной» - национальные чувашские костюмы - чувашские народные музыкальные инструменты Ход концерта:

Дети заходят в зал под чувашскую музыку.

Ведущая 1: Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую. Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую. Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов, У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
Ведущая 2: Славлю край родной любимый, Славлю край неповторимый. Лип цветущих аромат, шелковых лугов наряд! Славлю я поля родные, славлю берега крутые, Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой! Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный. Трудом ты славишься, плясками и песней!

Стихи о Родине читают дети подготовительной группы

Песня «Песня о Родине»

Муз.и сл. А.Воробьева

Ведущая 1: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в чувашских песнях.

Песня «Илемле» чувашская народная песня

Ведущая2: Чувашия, как многолика ты...
Трудолюбива, искренна, красива!

И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!

Ведущая 1: Родной наш край по праву можно
Жемчужиной Поволжья назвать!
В своих делах, словах и сердце
Чувашию мы будем прославлять!

Оркестр «Чувашские наигрыши»

чувашская народная мелодия

Ведущая1: Какая веселая музыка, так и хочется пуститься в пляс. А теперь для всех для вас наш чувашский перепляс!

«Чувашский танец»

чувашская народная мелодия

Ведущая 2: Чебоксары- город мой любимый! Ты красивый, очень молодой. Возраждаешься и хорошеешь всем на диво. Чебоксары- город мой родной!

Песня «Чебоксары- любимые мои»

В. Алексеевой, И. Лейме


Ведущая1: Хороша чувашская столица! Много песен сложено о ней. И она, счастливая, гордится Славною историей своей.

Песня «В Чебоксарах мы живем»

музыка Ф. Лукина

Ведущая 2: Ребята, я вам загадаю загадки, а ответы жду на чувашском языке. Хвост с узорами, Сам со шпорами, Под окном стоит, На весь двор кричит. Дети: Автан!

Песня «Автан» Муз.и сл . Р. Долгова.

Вед 2: А теперь загадка потруднее. Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.
Дети:Мулкач!

Песня «Мулкач»

Чувашская народная песня

Вед 2: Ну уж эту загадку точно не отгадаете.

На лугу Она живёт, И всё время спать зовёт! - Пить - пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает?


Песня «Печек сеспутене»

Чувашская народная песня

Ведущая1: Мы в Чувашии живем, в краю озер и пашен, По чувашски мы поем, по чувашски пляшем!

Песня-танец «Пирен анне» Муз.и сл . А. Никитина

Входит Илемпи. ИЛЕМПИ: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня? Ведущая 2: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят. ИЛЕМПИ: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи. Ведущая 2: Какое у вас необычное имя. Что оно означает? ИЛЕМ: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица. Ведущая 2: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи! ИЛЕМПИ: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались? Ведущая 2: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу. ИЛЕМПИ: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае? Ведущая 2: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги. Волгу на Руси называютматушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – ате. Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире.Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки. ИЛЕМПИ: Ребята, а кого вы из них знаете?(Дети отвечают) ИЛЕМПИ: Приготовила я для вас чувашскую народную игру. Хотите поиграть?

Игра «Тухья па картустахан»

ИЛЕМПИ:Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю. Любит пляски наш народ, в праздник пляшет и поет.

ЧУВАШСКИЙ ТАНЕЦ

музыка Ф. Лукина

Ведущая 1: Наш концерт подошел к концу. Спасибо, вам, ребята, за то, что вы порадовали нас своими песнями и танцами. Илемпи: А от меня вам гостинец (конфеты).

Используемая литература:

    И. В. Махалова, Е. И. Николаева « Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа». Учебно-методическое пособие. –Ч. 2003.

    И. В. Махалова, Е. И. Николаева Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Ч: Новое время, 2006 г.

    Л.Г. Ягодова. И. В. Махалова « Чувашские детские игры: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Ч. 2005 г.

    Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой – Ч: Изд-во Л.А.Наумова, 2006.

Сценарий Акатуя.

На сцене находятся: забор, прялка, лапти, кувшин

Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.

Где, коль праздник - от души ликуют, где работа - гору дай любую.

Выходят дети с гербом, флагом; затем река(голубая ткань), с колосьями пшеницы, ушат,терка

Ученик:

На берегу великой Волги живет и трудиться чувашский народ. Народ со своей интересной историей. Своими обычаями. Самобытной культурой. Своим усердием и трудолюбием чувашский народ достиг больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересной, чуваши старались от души веселиться. Сегодня мы побываем на одном из праздников чувашского народа.

Голубая река сменяется желтым полем, появляются дети с утварью: колосья, терка, прялка, бадья, грабли и замирают на своих местах.

На фоне чувашской народной музыки:

Ученик:

С давних времен у чувашей существовал обычай- это обряд Ниме. Чуваши в течение нескольких тысячелетий сохранили обычай Ниме и донесли его до нас. В жизни селян много таких моментов, когда требуется помощь ближнего. Нужно было:

1 ученик - вывозитиь лес,

2 ученик - строить дом,

3 ученик - вспахать землю,

4 ученик - посеять зерно -

Ученик: везде на помощь приходил обычай «Ниме».

Мальчик (глава помочи)выбегает на сцену и приглашает всех на Ниме:

Нимене-е! Нимене-е!

Таванамарсем, нимене!

Ял-йыш та пускил, нимене!

Эс илтетни, Кавриле?-

Сынсем каяс нимене,

Эй, кумма Кулине,

Атя-ха, каяр хирелле!

Ку-ук!Нимене ту-у-ух!

Ку-ук! Нимене ту-у-ух!

После слов Эс илтетни, Кавриле?-с разных сторон выходят учащиеся и становятся вокруг главы помочи и делают вид, что помогают….

Ученик:

"Ырлăхран ырман теççĕ" Чувашская пословица гласит: - От добрых дел не устанешь. Древний чувашский обычай "ниме", когда люди помогают друг другу. По старой доброй традиции и мы скажем:

Все вместе: «Спасибо вам, за ниме!»

В это время учащиеся исполняет элемент обряда «Акатуя».

(звучит чувашская народная песня Алран кайми аки-сухи.)

Идут мальчики пашут землю, за ними идут девочки сеют зерно.

Во время этого дети говорят слова.)

Ученик:

Акатуй - день проведения первой ритуальной борозды. Один из древнейших земледельческих праздников. К выходу на Акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду.

Ученик:

В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом. Рога быка проводившего вспашку украшали хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.

(Идет бык, украшенный красными лентами, за ним мальчики, потом девочки)

(Выходит девочка и мальчик. Девочка хлебом и солью. Мальчик с ковшом кваса)

Мальчик:

Славлю я мой край красивый,

Славлю край приволжский милый,

Славлю песни птичьих стай,

Славлю мой чувашский край.

Девочка:

Илемлĕ, илемлĕ чăваш ташши,

Илемлĕ чăваш ташши те

Ташлама пĕлсен кăна.

Красив, красив чувашский танец

Красив чувашский танец

Если уметь танцевать.

(Чувашский танец- танец сельской молодежи)

Во время танца на краю сцены стоят дети с музыкальными инструментами и имитируют игру на них. В это время идут слайды с изображением инструментов и их названием с переводом.

Шăхлич (свирель)

Палнай (многоствольная флейта)

Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина)

Параппан (барабан)

Сатаркка (трещетка)

На фоне спокойной музыки звучат слова, идут слайды, выходят дети с нац. блюдами и становятся вдоль сцены. В центре девочка с караваем.

Ученик:

Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.

К праздничному столу чувашки готовили:

Ученики каждый называет свое блюдо:

хапарту - пышный пшеничный хлеб,

пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой,

йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки,

хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).

Звучит проигрыш песни, во время которого звучат слова:

Девочка (держит каравай): Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас,

Хлебосольством да радушием

Знаменит чувашский край,

Для гостей и песнь чувашская,

И медовый каравай.

Девочка поет чувашскую песню на чувашском языке. «Асамат кепере»

(В это время угощают гостей нац. блюдами)

Вика Челякова

Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достойна.

Здесь солнце, словно пышный каравай,

Тут воздух, будто на меду настоян.

Живет тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережет

Жемчужины преданий и традиций.

Симфонией звучит грачиный край,

И песней колосится тут пшеница.

Чувашская земля – родимый край,

Позволь перед тобою поклониться.

Ведущий: Столица Чувашской республики- город Чебоксары.

Город Чебоксары расположен на крутом живописном берегу великой реки Волги. Чебоксары – город, имеющий многовековую историю. Это большой культурный и промышленный центр. В Чебоксарах много широких и красивых улиц, летом утопающих в зелени. Здесь живут добрые, красивые и талантливые люди, которые любят трудиться и веселиться.

Богдан

Чебоксары – город мой любимый!

Ты красивый, очень молодой.

Возрождаешься и хорошеешь всем на диво.

Чебоксары – город мой родной.

Вика Колупаева

Хороша чувашская столица!

Много песен сложено о ней.

И она, счастливая, гордится

Славною историей своей.

Песня «В Чебоксарах мы живем»

Ведущий Богата наша Чувашия своей историей. Много замечательных людей прославили ее. Ребята, а кого вы из них знаете?

Ответы детей.

Правильно. Василий Иванович Чапаев – легендарный герой Гражданской войны.

Семен Ефимов

Родился он в нашем чувашском краю,

Крестьянский простой человек.

Он здесь возмужал, чтоб прославить в бою,

Родную сторонку на век.

Водил он бойцов сквозь метели и тьму,

Сражаясь за счастье страны,

Здесь памятник славный поставлен ему,

В полотнищах алых знамен.

Ведущий

В Чебоксарах есть музей, посвященный герою, сквер им. В.И.Чапаева, и памятник В.И. Чапаеву. Он там изображен на коне, в бурке и с саблей.

Андриан Николаев – один из первых космонавтов, родился тоже в Чувашии. Его именем названа улица.

Иван Яковлевич Яковлев — чувашский педагог, просветитель.

Родился Иван Яковлевич Яковлев много лет назад в чувашской семье. Родители у него умерли рано, поэтому пришлось ему жить в чужой семье. Здесь ему приходилось выполнять всякую работу. Часто по ночам пас он лошадей с другими мальчиками, ездил в город продавать огурцы, картошку; бороновал поле, сидя верхом на лошади; жал рожь, косил, водил лошадей на водопой. В свободное от работы время он любил играть вместе с деревенскими ребятами.

Игра « Хитре, Иван»

В 8 лет Ваню отдали в школу, и был очень прилежным и способным учеником. Выучившись и, став взрослым, Иван Яковлев захотел, чтобы все чувашские дети тоже учились. Поэтому открыл в Чувашии много школ и написал «Букварь» на чувашском языке.

Любил Иван собирать чувашские сказки, песни, детские пословицы, загадки, потешки и поговорки. Услышит хорошую пословицу – запишет ее в тетрадку. Загадают ему чувашскую загадку, он ее запомнит. Споют ему песню, вместе запоет

Песня «Улми, лайах- и»»

Много он написал народной мудрости.

Вот послушайте: «Хорошее видишь – хорошим станешь, дурное видишь – дурным станешь», «Спешите делать добро, и будьте добрыми», «Ко всякому делу надо прилагать разум».

Иван Яковлевич очень хотел, чтобы чуваши и русские всегда дружили. Он призывал всех чуваш: «…Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли… . Верьте в Россию, любите ее, и он будет вам матерью….»

И.Я.Яковлев любил свой народ, и хотел видеть его процветающим, чтобы потомки гордились своей Родиной и славили ее.

Яна Николаева

Здравствуй, наша Родина,

Наша радость светлая,

Наше солнце яркое,

Наша песнь заветная!

Ты о нас заботишься,

Чего б тебе не стоило,

Рощи ты взрастила нам

И дворцы построила.

Мало нами прожито,

Мало нами пройдено,

Но любовью крепкою

Тебя мы любим, Родина!

Песня « Моя Россия»

Ведущий

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О певцах и о танцорах

На весь мир молва идет.

Танец «Русские узоры»

Ведущий Мы, ребята, живем в многонациональной республике. Здесь живут и татары, и марийцы, и мордва, и русские в дружбе и согласии.

Самира

Мы на свет родились

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Песня «С нами, друг»

Семен Сорокин

Сколько сказочных мест в Чувашии

Городов в Чувашии не счесть,

Может где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Реб.2 Под самым небом милые холмы,

Внизу поля, раздолье, ширина.

Бегут тропинки и пути — дороги….

Просторы эти – Родина моя.

Реб.3 Вот нежная и молодая хвоя,

Растут подростки – елка и сосна.

Здесь встанет лес сплошной стеной живою,

Богатства эти – Родина моя.

Реб.4 Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Чувашия, милая, родная

Цвети и крепни с каждым днем.

Дети выходят из зала, исполняя муз.- ритм. композицию «Автобус»

Ведущий:Здравствуйте, дорогие гости и все присутствующие в нашем праздничном зале. Сегодня мы с Вами будем отмечать замечательный праздник для взрослых и детей, наш любимый Новый год. Так как в этот день происходит множество всевозможных чудес и сказочных превращений, то и наш вечер будет очень интересным для вас и по истине таинственным. Ну что ж начнем. Дети приготовили для всех нас множество номеров. И самым первым будет песня "Новый год к нам идет"Если кто то знает, то с удовольствием подпевайте вашим деткам.

После исполнения песни дети начинают рассказывать стихи, которые учили с воспитателями, специально подобранными для новогоднего вечера.

Ведущая:

Ну что ж, дети наши молодцы-веселятся от души. Все сегодня весело и красочно. А сейчас я хотела бы предложить деткам собрать один хоровод и дружно исполнить замечательную песню:Зимняя сказка. Это не просто песня, это песня-хоровод. И чем красивее мы с вами сделаем хоровод, тем лучше и сказочнее будет наша песня.

Песня-хоровод.

Далее под красивую музыку входит снегурочка, говорит слова приветствия, поздравляет всех с наступающим Новым годом и предлагает позвать девочек-снежинок, для исполнения танца снежинок. Под красивую музыку выходят девочки и начинают с серебристыми султанчиками исполнять танец снежинок.

Далее, снегурочка начинает новогоднее представление. В котором учавствуют многие жители леса. Это лиса, заяц, гномы, медведь, лиса, волк. Они разыгрывают небольшое представление, в котором сначала подарки унесла баба-яга, и все начинают их искать. Все лесные жители. На подмогу дети стали кричать самого главного хозяина Нового года, это Дедушку Мороза. Придя к детям, дед Мороз попросил детей исполнить для него песни и стихи, а взамен сам исполнил веселую плясовую, в которой учавствовали все, даже баба-яга. А потом все таки, баба -яга стала положительной и сжалилась над детьми, вернула им подарки от деда Мороза.

Дети исполнили песню -танец "Новогодние игрушки"В завершении вечера, подарки были розданы детям, баба-яга попросила прощенья у всех и все ее простили в честь Нового года и разрешили остаться на празднике. В конце праздника была исполнена совместная песня "Пляшут белки, пляшет весь честной народ"Дети уходят из зала.

МБДОУ «Детский сад № 111 «Умка»

Управление администрации образования г.Чебоксары

«Край родной - Чувашский край»

Развлечение для старших дошкольников

ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.

Формировать у ребенка мотивационно - ценностного отношения к родному краю.

Обогащать представления детей о жителях, прославивших наш край

Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.

Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.

Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских

композиторов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедиа;

Музыкальный центр;

Презентация «Край родной»

Национальные чувашские костюмы

Шарфики

Барабан

СЦЕНАРИЙ

Дети сидят в зале.

ВЕД: Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.

Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.

Знаете ли вы такой народ, у которого 100 тысяч слов,

У которого, 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?

Дети: Да. Это Чувашия

ВЕД: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева. (колокольный звон). Посмотрите на портрет.

И.Я. Яковлев…………………………………….

1 ребенок: Чавашла паян юрлатпар

Чавашла сава калатпар

Чавашла тум таханатпар

Чавашла та ак ташлатпар.

7 ребенок: Эп чаваш ачи, саватап

Хамаран чаваш серне

Вал кипке те ман, сапка та

Ана манмап емерне

3 ребенок: Эп чаваш ачи саватап

Чевел-чевел челхене

Юратап савва, юрра та

Купаса та кеслене.

4 ребенок: Пирен садри ачасем

Пурте тусла-ске весем

Туслах пирен хушара

Пите пысак выранта

Ведущая: Чувашский край. Край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок.

Стих детей…………………………………..

ВЕД: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного.

Давайте посмотрим удивительно красивый танец в исполнении группы «Кнопочки»

ВЕД: Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный.

Песня в исполнении группы «Яблоньки»……

ВЕД: Ребята, а вы знаете, что у Чуваш есть свой герб, флаг и гимн. Ещё раз нам об этом расскажут ребята из группы АБВГДейки

(звучит гимн ЧР)

Дети рассказывают о гимне, флаге и гербе Чувашской Республики

ВЕД: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки. Сегодня нельзя не вспомнить о великом поэте, который написал поэму «Нарспи» . Ведь этот года посвящён К.В. Иванову.

Инсценировка отрывка поэмы «Нарспи»

3РЕБ: Славлю край родной любимый,

Славлю край неповторимый.

Лип цветущих аромат, шелковых лугов наряд!

4РЕБ: Славлю я поля родные, славлю берега крутые,

Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой!

5РЕБ: Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный.

Трудом ты славишься, плясками и песней!

ПЕСНЯ «ЧУВАШИЯ» муз. А.Асламаса

(садятся)

ВЕД: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. (Слайд №5)

Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Вот послушайте музыкальное произведение Фандеева «Таван Сершыв»

Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в этой музыке.

ЗВУЧИТ «Таван Сершыв» («Край родной») Фандеева (Слайды № 6,7)

(в конце под эту музыку, напевая заходит Илемпи)

ИЛЕМПИ: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня?

ВЕД: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят.

ИЛЕМПИ: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.

ВЕД: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?

ИЛЕМ: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.

ВЕД: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!

ИЛЕМ: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались?

ВЕД: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу.

ИЛЕМ: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае?

6РЕБ: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги. (Слайд №8)

7РЕБ: Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – ате.

8РЕБ: Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.

Мы живем на Волге – можете завидовать нам!

9РЕБ: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки.

ИЛЕМ: А кого вы из них знаете?

10РЕБ: Герой гражданской войны Чапаев. (Слайд №9)

11РЕБ: Художники: Федоров Ревель Федорович (слайд №ё10),

Осипов Федор Пркопьевич (слайд №11)

Праски Витти (слайд №12)

12РЕБ: Спортсмены: Ольга Егорова(слайд №13),

Анатолий Васильев (слайд №14)

Ирина Калентьева (слайд №15)

13РЕБ: Летчик – космонавт Андреан Николаев. (слайд №16)

ИЛЕМ: Ребята, а кто из вас мечтает в космос полететь?

ДЕТИ: (все) Я!!!

ПЕСНЯ «МАРШ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ»

ИЛЕМ: Но чтоб стать космонавтом надо быть смелым, сильным, ловким и внимательным. Вот сейчас мы проверим, кто самый внимательный.

ИГРА «ЗАЙМИ РАКЕТУ»

ВЕД: Илемпи, а в нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и композиторов.

ИЛЕМ: А кого вы сможете назвать?

14 РЕБ: Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.

15РЕБ: Заслуженная артистка Светлана Бубнова.

16РЕБ: А балерину Надежду Павлову знают во всем мире.(слайд №17)

17РЕБ: А какую прекрасную музыку сочинили композиторы: Воробьев, Хирбю (слайд №18), Асламас, Лукин, Лебедев, и др.

ИЛЕМ: Да-да, они сочиняли очень разнообразную музыку, от веселых плясовых до спокойных лирических, которые услышав, ноги так и просятся в пляс.

19РЕБ: Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю.

Любит пляски наш народ, в праздник пляшет и поет.

ЧУВАШСКИЙ ТАНЕЦ

Муз. Г.Лебедева

20РЕБ: А наши писатели и поэты: Юхма М.Н., Иванов К.В., Сеспель М, Трубина М.Д.

прославляли наш край в своих стихах и поэмах. (слайд №19)

ВЕД: Послушайте стихотворение Илле Тукташа «Таван Сершыв»

21РЕБ: Сурхи хевел сутан куранать, сунми хелхем сапса ашатать.

Сурхи хевелтен те херуллерех таван сершыв пире ашатать.

Шур акашсем асла Аталта, меншен Шура тесе калас мар?

Хам сурална Таван Сершывама меншен анне тесе калас мар?

ИЛЕМП: Ребята, а вы поняли о чем это стихотворение? (пересказ стихотворения на русский язык)

Но Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке»

22РЕБ: Я о солнышке пою, о земле родной –

О земле, что пахнет льном, медом и дымком,

О земле, где никогда не быть одной,

Где с друзьями хорошо бегать босиком!

И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,

И вплетешь свои слова в песенку мою –

Облетит она тогда всю страну вокруг,

Ну а завтра я еще для тебя спою.

ПЕСНЯ «çуркунне» («Весною») чув. нар. песня (слайд №20)

ВЕД: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева. (колокольный звон) (слайд №21)

23РЕБ: По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.

Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!

24РЕБ: Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.

Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!

25РЕБ: Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.

Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.

ВЕД: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Яковлев взял русский алфавит и добавил всего 4 буквы. Вот они, познакомьтесь с ними: А,Е,С,У. Полюбите их, ведь они чувашскую науку приподняли из темнот глухих.

ИЛЕМП: Ребята, а вы знаете чувашский язык?

ИГРА «ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер, ала супар

ВЕД: А наши ребята, еще любят играть в чувашские игры.

ИГРА «ПАРАПАН» («Барабан»)

26РЕБ: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие.

27РЕБ: Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют.

ТАНЕЦ «ДРУЖБА»

ИЛЕМП: К нам в гости очень часто приезжают гости из разных уголков России, и разных стран. И всем им очень нравится наш край, наш любимый, милый город Чебоксары.

28РЕБ: Город Чебоксары – столица Чувашии.

29РЕБ: Чебоксары по чувашски - Шупашкар, что означает крепость.

ИЛЕМП: Ребята, а вы любите свой город?

(слайды № 22-23)

30РЕБ: Ты посмотри, дружок, вокруг на Чебоксары – чудо-город.

Он наш любимый и родной, мы любим его всей душой.

31РЕБ: Посмотрите-ка кругом, на места где мы живем.

Улицы широкие, а дома высокие.

Город наш такой большой.

Приезжайте гости, мы вас ждем.

ЧУВАШСКИЙ ТАНЕЦ «АБВГДейки»

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой - сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, -
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе.
(Лидия Кубашина)

ИЛЕМП: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните:

«Земля талантами богата, земля талантами сильна!»

И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!

Ребята с песней «Иле...