Серебряный век русской культуры. Российское образование: Серебряный век (начало XX века) Серебряный век русской культуры образование
§ 75. Серебряный век русской культуры
Понятие Серебряного века.
Переломный период жизни России в конце XIX - начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX - начала ХХ в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского , создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ранцевый парашют.
Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.
Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».
Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько известных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная газета «Новое время».
Литература.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький . Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Новые направления в литературе и искусстве.
Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев . Научному познанию мира
символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев . Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам . По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы - их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX - начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства» , возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский - к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
" |
Образование «серебряного века»
Система образования в России рубежа XIX-XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39 %.
В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908- 18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского (1837-1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.
Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование.
В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).
Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых - рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома -своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913- более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835- 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1989-1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества "Знание"», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др.
Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" - кино,
появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов.
Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др.
Наука «серебряного века»
На рубеже XIX-XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847-1921) - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
К.Э. Циолковский (1857-1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель - ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).
Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866-1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова (1849-1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845-1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863-1945). Значение ученого предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.
Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм.
Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900). Сын знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей в семье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от 14 до 18 лет) он пережил, по его словам, пору «теоретического отрицания», страстного увлечения материализмом, и от детской религиозности перешел к атеизму. В студенческие годы - сначала, в течение трех лет, на естественном, затем на историко-филологическом факультетах Московского университета (1889-73) и, наконец, в Московской духовной академии (1873-74) - Соловьев, много занимаясь философией, а также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной
правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории - не космоцентризм и не антропоцентризм, а историкоцентризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества - узловой пункт его построений. Оно «есть самый полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии» (С.Н. Булгаков). Его система - опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы («Философские начала цельного знания», 1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.- 1909; «Оправдание добра», 1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др.).
Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей - Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Л. Франк (1877-1950) и др.-во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения (В.О. Ключевский, С.Ф.Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и др.). Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).
Заключение
Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.
В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит. Какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам духовной культуры XIX в.
Кроме того, наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.
Список литературы
Серебряный век в русской литературе (2)
Реферат >> Литература и русский языкXIX – начала XX века ”. Поэзию серебряного века можно разделить на... в свое время. Поэты «серебряного века» (Николай Гумилев) "Серебряный век" в русской литературе -- это... создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии. Анализ...
Серебряный век русской культуры (6)
Реферат >> Культура и искусствоИскусствоведами и историками как «серебряный век» , представители которого сделали ставку... к изучению культуры «серебряного века» , следует выделить основные духовные... науки, искусства. С другой - «серебряный век» , в отличие от пушкинского «золотого» ...
Серебряный век
Контрольная работа >> История... «Серебряный век» . Особенности культуры на рубеже веков «Серебряный век» русской культуры оказался на рубеже веков . «Век» продолжался... серебряного века . У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком ...
Серебряный век в русской культуре
Реферат >> Культура и искусствоЕго современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название "серебряный век" является поэтическим и метафорическим... в историю как «серебряный век русской культуры». Мы узнали, что «серебряный век» имел большое значение...
М.Г. Бархин. Архитектура и город. - М.: Наука, 1979 г.
Борисова Е.А, Стернин Г.Ю., Русский модерн, «Советский художник», М., 1990.
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 8-е изд.-М.: Академический проект; Трикста, 2008.
Неклюдинова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М., 1991.
История русского и советского искусства, «Высшая школа», М., 1989.века . «Серебряный век» – это время переходной культуры. Такие... музыки (А. Скрябин). Литература «серебряного века» Для художественной культуры России «серебряного века» характерны идейная противоречивость...
1. Образование и просвещение
Система образования в России рубежа XIX--XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38--39 %.
В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло -- с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908-- 18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского (1837--1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.
Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).
Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых -- рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома -- своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913-- более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.
Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835-- 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1989--1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества "Знание"», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др.
Процесс просвещения был интенсивным и успешным, ко-личество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитыва-лось около 76 тыс. различных общественных библиотек.
Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллю-зион" -- кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубеж-ные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Начало про-фессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911--1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы ре-жиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др.
"Серебрянный век" русской культуры
Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства...
Закономерности развития культуры Нового времени
XYIII век в России, или «век Русского Просвещения», - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIX века)...
Оно представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество"...
Западноевропейская культура эпохи Просвещения
Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры...
Западноевропейская культура эпохи Просвещения
Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейся в российском обществе того времени...
История древнерусской культуры
Письменность у восточных славян, как и другие проявления культуры, возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности...
Культура в эпоху Просвещения
Культура в эпоху Просвещения
Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине 18 столетия Франция уже была на пороге великой революции...
Культура Древней Руси
Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...
Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века
Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. Одним из величайших достижений Петра I в том, что он заставил российское дворянство учиться...
Культура русского зарубежья
Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций...
Расцвет русской культуры в XVIII в.
Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение...
Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур
На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в...
Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение
Просвещение по сути своей -- рационалистический тип культуры. Это нисколько не противоречит тому, что и во Франции, и в Англии...
Серебряный век русской культуры
В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе...
В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).
1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.
Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых - рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы - 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.
По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.
Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.
Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» - кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914 г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.
Российское образование: Серебряный век (начало XX века)
Блистательную пору в развитии российской культуры на грани XIX - начала XX столетий Н. А. Бердяев именовал «русским ренессансом». Она названа «Серебряный век», в котором изысканная литература стала высшим достижением: И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. А. Блок,
О. Э. Мандельштам, 3. В. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Б. Л. Пастернак,
А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, М. И. Цветаева, В. В. Маяковский и другие. В России «царица наук» - философия, во времена господства нигилизма ее вместе с этикой и эстетикой изгнали из общественной мысли. В конце XIX в. великое созвездие имен и идей в философии: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, О. П. Флоренский,
С. Л. Франк, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский и другие. Русское общество находилось в предчувствии надвигающегося разрушения, оно остро нуждалось в моральном нравственном обновлении. В. В. Зеньковский утверждал, что главной составляющей русской философии является «антропоцентризм»: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе; и путях, о смысле и целях истории» .
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - философ, поэт. Сын великого русского историка С. М. Соловьева. Читал лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. Защитив докторскую диссертацию по своему груду «Критика отвлеченных начал» в 1880 г., однако, профессорскую кафедру не получил. В 1881 г. после лекции, в которой содержался публичный призыв к помилованию убийц императора Александра II и протеста против смертного приговора народовольцам, Соловьева вынудили оставить преподавание. Влияние трудов Соловьева не было однозначным и прямолинейным, однако появление в России философа столь высокого уровня не смогло не сказаться на концептуальных основах теории и практики образования, переживавшего серьезнейший аксиологический кризис в последние десятилетия XIX в. Соловьев определял философию как свободное исследование основ человеческого знания, бытия и деятельности, он писал об идеале нормального общества, определяемого «характером свободной общности или практического всеединства, в силу которого все составляют цель деятельности для каждого и каждый для всех» . Наиболее важным в антропологическом учении Соловьева стало знаменитое суждение: «Никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться только как средство для каких бы то ни было посторонних целей» . Ученый редактировал философский отдел энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В конце 1890-х гг. у него ухудшилось здоровье: атеросклероз, болезнь почек и общее истощение организма привели его к ранней кончине в имении его друзей братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких в 1900 г. Соловьев похоронен на Новодевичьем кладбище.
Князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) - философ. По окончании Московского университета в 1885 г. был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, преподавал там же - приват-доцент с 1888 г., профессор - с 1900 г. Командирован в Германию с научными целями в 1903 г. Работал редактором журнала «Вопросы философии и психологии». Трубецкой - последователь философского направления В. С. Соловьева, с которым дружил на протяжении многих лет. Трубецкой последовательно боролся за автономию университетов. В качестве члена делегации земства и городских органов самоуправления князь произнес речь о необходимости реформ в присутствии Николая II в июне 1905 г. Трубецкой был избран ректором Московского университета в сентябре 1905 г. Автономия была принята: «...Университет одержал великую нравственную победу. Мы получили разом то, чего желали; мы победили силы реакции. Неужели бояться нам общества, нашей молодежи?
Ведь не останутся же они слепыми к торжеству светлого начала в Университете. Правда, все бушует вокруг, волны захлестывают; мы ждем, чтобы они успокоились... Будем верить в наше дело и нашу молодежь», - сказал
«Вехи» и российская интеллигенция. В 1909 г. Был опубликован сборник философских статей «Вехи», содержавших критику взглядов радикально настроенной интеллигенции. С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, II. Б. Струве и другие авторы статей призывали интеллигенцию «проверить самые основы своего традиционного мировоззрения, которые до сих пор слепо принимались на веру», здесь виден «низкий уровень философской культуры, отсутствие серьезных философских знаний и неспособность к серьезному философскому мышлению». Н. А. Бердяев отмечал, что интеллигенция «фанатически дорожила своим материализмом и атеизмом», и этим «исказила свою душу, умертвила в себе инстинкт истины». Другой грех - «космополитизм пустоты, отсутствие здорового национального чувства, препятствие выработке национального самосознания», - обнаружил недавний сторонник марксистского учения С. Н. Булгаков. «Мы были твердо уверены, что народ разнится от нас только степенью образованности и что, если бы не препятствия, которые ставит власть, мы бы давно уже перелили в него наше знание и стали бы единой плотью с ним. Что народная душа качественно другая - это нам и на ум не приходило», - писал М. О. Гершензон. Блистательного студента, его не оставили при университете для подготовки к профессорскому званию: помешало его вероисповедание. Впоследствии он занимался исследованием истории философии и культуры России. Не полностью разделяя взгляды большинства участников этого сборника, А. С. Изгоев считал, что «русская молодежь мало и плохо учится». Идейной формой русской интеллигенции является «отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему» и «не деловитость в политике», - вынес свой приговор П. Б. Струве. Основой интеллигентского мышления является «сплетение в одно целое непримиримых начал нигилизма и морализма», поэтому «мы можем определить классического русского интеллигента как воинствующего монаха земного благополучия», - утверждал С. Л. Франк. «Символ веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд большинства... Служение этой цели есть для него высшая и вообще единственная обязанность человека, а что сверх того - то от лукавого. Именно потому, он не только просто отрицает или не приемлет иных ценностей - он даже прямо боится и ненавидит их», - заключал С. Л. Франк в статье «Этика нигилизма» . Сборник выдержал несколько изданий в течение одного года, его выводы не были поддержаны, авторы «Вех», не представляли господствующего в обществе мнения, вскоре появилось множество сборников и статей, защищавших интеллигенцию и обличающих «Вехи».
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - публицист, эссеист и критик, служил учителем истории и географии гимназиях. В труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) содержится критика отсутствия последовательности в университетском образовании. В сборнике «Сумерки просвещения» (1893) Розанов резко критикует современную школу и стиль воспитания. Розанов - один из основателей Религиозно-философский собраний 1901 - 1903 гг., преобразованных в Петербургское Религиознофилософское общество в 1907 г. Розанов - автор трудов «Семейный вопрос в России» (1905), «Уединенное» (1912), «Смертное» (1913), «Опавшие листья» (1913-1915), «Апокалипсис нашего времени» (1917). Розанов скончался в Сергиевом Посаде от болезней и нищеты в 1919 г.
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864-1918) - принцесса Гессен-Дармштадтская, сестра императрицы Александры Федоровны. Постоянно помогая бездомным, беспризорным, недужным и беднякам, великая княгиня покровительствовала Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После гибели мужа вл. кн. Сергея Александровича 1905 г. Елизавета Федоровна посетила в тюрьме убийцу своего мужа И. Каляева и обратилась к Николаю II с прошением о помиловании, но царь отклонил прошение. Великая княгиня - устроительница Марфо- Мариинской обители сестер милосердия на Большой Ордынке 1907 г., приюта для девочек. Ее опекой и заботой пользовались сироты и бездомные, нищие и калеки, раненые и убогие. В Марфо-Мариинской обители воздвигли две церкви, часовню, бесплатную больницу, аптеку, амбулаторию, воскресную школу, приют для девочек-сирот и столовую, в которой ежедневно готовили свыше 300 обедов для неимущих. Пройдя обучение, все сестры посещать недужных и бедных, ухаживать за смертельно больными, оказывать помощь нуждающимся и бедным, многодетным семьям. После 1917 г. богоугодная деятельность была запрещена, Елизавета Федоровна арестована и казнена. Ее тело впоследствии было захоронено в храме Св. Марии Магдалины в Иерусалиме в 1921 г.
Выдающийся ученый естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - профессор Московского университета с 1898 по 1911 гг., он подал в отставку в знак протеста против нарушения министром просвещения автономии высшей школы. Последовательный борец за самоуправление высшей школы, ученый последовательно отстаивал доступное и демократическое образование. Образование должно способствовать формированию свободной личности, обладающей творческими качествами. Вернадский - один из организаторов и преподавателей университета А. Л. Шанявского. Вернадский - автор «Очерков по истории естествознания в России в XVIII столетии» (1914). Академик Петербургской академии наук (с 1912 г.), академик Российской академии наук (с 1917 г.). Основатель и первый президент Академии наук Украины (1918), ректор Симферопольского Таврического университета (1920), академик Академии наук СССР (с 1925 г.). Вернадский - автор теории о биосфере, живом веществе, организующем земную оболочку, и ноосфере - пространстве рациональной преобразующей деятельности человека. В 1960-х гг. идеи В. И. Вернадского получили отклик на Родине, в 1990-е гг. его груды, в частности «Биосфера» и «Научная мысль как планетное явление», были изданы в США и в Европейских странах.
Великий русский ученый, физиолог Иван Петрович Павлов (1849- 1936) создал науку о высшей нервной деятельности, основал российскую физиологическую школу. По окончании Петербургского университета (1875) и Медико-хирургической академии (1879), заведовал кафедрой физиологии (1896-1924). В Институте экспериментальной медицины, открытом в 1890 г. при материальной поддержке известного мецената принца А. П. Ольденбургского, Павлов руководил отделом физиологии (1890-1936). Павлов создал новый раздел науки - физиологию высшей нервной деятельности. Павлов снискал всемирную известность своими исследованиями физиологии кровообращения и пищеварения, а также учением о типах высшей нервной деятельности. В 1904 г. Павлов стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии «За работу по физиологии пищеварения». Павлов разработал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы взаимодействуют с речевыми. Учение Павлова нашло применение в том числе и в процессе обучения в связи с педагогическим процессом выработки навыков, развитием памяти, внимания. Он был избран академиком Петербургской академии наук в 1907 г. В ответ на приглашение Шведской академии наук переехать в Стокгольм в 1919-1920 гг., где планировали создать для него исследовательский институт, Павлов заявил, что из России не уедет. Правительство в конце 1920-х гг. построило для Павлова в Колтушах, под Ленинградом, Биологическую станцию, ставшую известной как «столица условных рефлексов». В 1925 г. Павлов возглавил Физиологическую лабораторию, преобразованную в Физиологический институт Российскую академию наук. Он был избран почетным членом 120 академий, университетов, научных обществ, включая академии Франции, Италии Германии, Англии, США. На 15-м Международном физиологическом конгрессе Павлов был признан «первым физиологом мира» в 1935 г.
Сергей Федорович Ольденбург (1863 - 1934) - востоковед, буддолог, индолог, археолог. По окончании Петербургского университета 1885 г. Ольденбург был оставлен там преподавать санскритскую словесность с 1889 г. В 1887-1889 гг. работал над буддийскими текстами в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа. Не желая мириться с установленным министром авторитарным режимом высшей школы, Ольденбург покинул университет в 1899 г. Активный сторонник-пропагандист демократизации системы просвещения, автономии университетов и институтов, сторонник вольного образования, Ольденбург выступал за введение всеобщего бесплатного и обязательного обучения. Автор исследований по религии, культуре, словесности, искусству, этнографии народов Востока, Ольденбург возглавлял экспедиции в Центр Азию и Тибет. Ольденбург руководил экспедицией в Китайский Туркестан (1909-1910, 1914-1915). С. Ф. Ольденбург вместе с М. М. Ковалевским стал одним из организаторов Лиги образования в Петербурге. В качестве министра народного просвещения Временного правительства в 1917 г., Ольденбург планировал проведение реформы высшей школы, организации десятков университетов, реорганизации уже имеющихся учебных заведений. Идейный и научный руководитель Академии наук до 1929 г., Ольденбург старался сохранить научный корпус, ходатайствуя об освобождении арестованных и репрессированных ученых. В период так называемого «Академического дела» 1929 г. Ольденбурга сместили с поста непременного секретаря Академии. В период с 1930 по 1934 г. Ольденбург был директором Института востоковедения Академии наук СССР, созданного на базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Туркологического кабинета.
- Князев Е. А. Россия от реформ к революции (1861 - 1917). С. 303 ; Цит. по: Князев Е. А.Россия от реформ к революции (1861 - 1917). С. 260.
- Там же.
- Соловьев В. С. Нравственные основы общества // Вестник Европы. 1894. № 12. С. 807-808.
- Трубецкая О. Н. Князь С. Н. Трубецкой (Воспоминания сестры). Нью-Йорк, 1957.С. 156-157.
- Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М,1909. С. 183.