Древние музыкальные инструменты азии. Историческая география музыкальных инструментов средней азии

Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.

Расскажем вам о них поподробней.

Узбекский карнай



Карнай - это массивный духовой инструмент, выполненный из сплавов меди и латуни. Большая труба достигает длиной до 3 метров и позволяет создавать уникальные мелодии.

Современные узбекские музыканты традиционно используют карнай на свадьбах. Эти глубокие торжественные звуки сегодня символизируют праздник. Их слышно не то что с соседней улицы, их слышно даже из другого квартала города. На празднике мелодии, украшенные карнаем, громко и во всеуслышание заявляют, что в этом доме отмечают торжество.

Раньше карнай использовался и как инструмент для созыва воинов, а также в целях оповещения населения, что приближается враг, неприятность. Звук карная был слышан на весь аул и люди были готовы к тем или иным действиям благодаря громкости национального духового инструмента.

Таджикский рубаб





Рубаб - это струнный инструмент с большой историей. Изготавливается он вручную из особых пород деревьев. Процесс вырубки кувшиновидного корпуса очень кропотливен и требует не только большого усердия, но и специальных навыков. Секреты вымачивания срубов, натяжки кожи животного на основную часть музинструмента, настройку струн и колков в Таджикистане передают только от мастера к ученику.

Звучит рубаб очень лирично. Струны рождают дивную мелодию или аккомпанемент для песни поэта. Но настоящие мастера игры могут выдавать на рубабе и танцевальные национальные таджикские мелодии, многим из которых уже несчитанное количество лет, и их просто считают традиционным фольклором.

Кыргызский комуз



Комуз - это национальный кыргызский струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего три струны, но очень звонкое и мелодичное звучание. Изготавливается настоящий комуз из дикого урюка (абрикосового дерева). Процесс плотницких работ для создания формы комуза, соответствующего углубления в корпусе, верхней части, грифа и прочего очень сложный и требует большого мастерства. Заготовка из спила дерева для будущего комуза должна полностью просохнуть, для этого ее могут поместить в специальную темную комнату на несколько лет.

На грифе комуза, как и на некоторых других музыкальных инструментах народов Среденей Азии, нет ладов. На нем учатся играть на слух, поэтому стать комузчи (мастером игры на комузе) может далеко не каждый.

Звучание струнного инструмента, практически, не подражаемо, поэтому для комуза написано так много свойственных мелодий, которые исполняются национальными акынами, как сольно, так и в ансамбле.


Источники информации, фотографий и видео

Музыка у народов Средней Азии, как считают специалисты, является очень оригинальной и разнообразной. Известны многочисленные музыкальные инструменты Средней Азии, их насчитывается около семидесяти двух разновидностей. Некоторые из них были популярны в прошлых веках, часть успешно используют и сегодня. Самыми известными музыкальными инструментами народов Средней Азии считаются:

  • уд или барбад;
  • танбур;
  • канун;
  • икидилли;
  • бозук;
  • дилли туйдук, Гоша дилли туйдук;
  • гамыш баламан.

Музыкальный инструмент уд или барбад

Этот инструмент отличается тем, что не имеет ладов и содержит пять струн. Исполняется музыка при помощи специального приспособления под названием киришкакара либо плектр.

Во времена средневековья этот инструмент был широко известен среди жителей Востока, в том числе и у среднеазиатских народов. Ученые деятели, которые писали трактаты в то время, упоминали и название этого инструмента. Из научных источников стало известно, что изначально данный азиатский музыкальный инструмент носил название барбард , а примерно в восьмом девятом веках его переименовали на уд .

Оба названия, которыми именуется один и тот же инструмент, имеют арабское происхождение и переводятся как лебединая шея.

Этот инструмент создал мервский музыкант по имени Бард Мервези, который в свое время прославился на весь Восток. Мужчина руководил музыкальным салоном, который существовал при дворе Хысрова Первези, царствующего в период с 590 по 628 год.

Звучанием уда наслаждались жители туркменской земли с древних времен и до начала восемнадцатого века. Если сведения о том, что струны этого инструмента были сделаны из шелка. Согласно научным источникам изначально у инструмента было четыре струны, а некий аль Фараби прикрепил к нему пятую, благодаря этому удалось расширить его музыкальные возможности.

Очень часто этот инструмент упоминается в литературе классиков Туркмении.

Музыкальный инструмент танбур(тамбура)

Тамбура широко использовался народами Восточных и Среднеазиатских стран, об этом упоминает известный узбекский ученный, который всю свою жизнь занимался изучением музыкальной культуры этих стран. На туркменских землях на нем играли где-то до семнадцатого восемнадцатого века.

Инструмент отличался тем, что имел маленькую головку и длинный гриф. По внешнему виду он похож на дутар. Основание инструмента было деревянным, его изготавливали из ореха, туты, абрикоса. Тамбура являлся трехструнным, а лады состояли из шелковых струн в количестве от шестнадцати до девятнадцати.

Для игры на этом инструмент использовался серебряный либо металлический киришкакара, который одевался на указательный палец. В эпосе под названием «Героглы», а также других классических произведениях есть упоминанием о применении туркменами тамбура.

Музыкальный инструмент чен

В том же эпосе «Героглы» можно прочитать, что музыкальный инструмент под названием чен являлся национальным у туркмен. Этот инструмент использовали в государственном национальном оркестре народных инструментов в 1941 году. Однако в связи с отсутствием исполнителей со временем его исключили.

Музыкальный инструмент канун

Этот инструмент является старинным, его использовали восточные народности. Канун в древние времена применяли турки и арабы, а через некоторое время он стал популярен среди жителей Ирана, Афганистана, Кавказа и Средней Азии.

Во время празднований канун использовали на туркменской земле, в период с девятого по восемнадцатый век. Сегодня этот инструмент также пользуется большой популярностью.

Музыкальный инструмент икителли

Этот инструмент является смычковым и имеет второе название оклы-гопуз.

В книге «Музыка народов Азии и Африки» 1973 года московского издания говорится о том, что туркменский икителли очень похож на тюркский икили.

Музыкальный инструмент бузук

Музыковед по имени Темел Гарахан в 1999 году выпустил книгу «Турецкая баглама», где были приведены сведения о том, что музыкальные инструменты Средней Азии баглама, саз, икидилли, тамбур, бозук походят от гопуза.

Игра на бузуке, также осуществлялась при помощи киришкакара. О внешнем виде первоначального инструмента судить сложно, так как в течение многих веков его развивали и усовершенствовали разные народы.

Музыкальные инструменты Средней Азии дилли туйдук, Гоша дилли туйдук

Именно он, по мнению большинства музыковедов, является прародителем всех известных духовых музыкальных инструментов. Практически у всех народов использовался такой инструмент, отличительным было только его название.

Туркменские чабаны называли его рогом пастуха. С ним выступали фольклорные группы, некоторые исполнители были настоящими виртуозами.

Азиатский кавказский музыкальный инструмент, возрастом более ста лет, на данный момент находится в Московском музее им. М. Глинки.

Гоша дилли туйдук является одним из спаренных инструментов. Играть на нем намного сложнее, чем на дилли туйдуке. Люди, которым доводилось услышать звучание этого инструмента, восхищались ним. Ведь музыкант мог выдувать звуки одновременно с двух дудок либо поочередно из каждой.

Музыкальный инструмент гамыш баламан

Он очень похож с дилли туйдуком, однако является более усовершенствованной моделью, поэтому их использовали в качестве самостоятельных инструментов. Гамыш баламана отличался тем, что имел закрытый наконечник, в месте, предназначенном для дутья.

Благодаря такой особенности извлечь звуки из дудки было легче. Кроме того, у этого инструмента больше ладовых дырочек, поэтому и исполнительские возможности значительно шире. Музыкальный инструмент под названием гамыш баламан чаще всего использовали в окрестностях Каракала.

Видео: Как звучит тамбура

Волынки широко популярны по всему миру на протяжении многих столетий. Среди всего разнообразия волынок максимальную известность имеет волынка шотландская. Когда идет речь о волынке, то, как правило, имеется в виду

Еще с того момента, как музыка появилась на свет, и по сей момент, она используется в качестве средства взаимодействия на человеческое сознание. Хитрые музыкальные приемы Музыку, как стройную систематизированную звуковую линейку можно

Саксофон, инструментальная музыка-пожалуй неразделимые вещи для современных меломанов. Возникновение саксофона Впервые о создании такого инструмента заговорили во Франции, где долгое время многие оркестры состояли только из духовых инструментов известных марок: Harmonies, «Musiques militaires», что

Кул джаз является прохладным или спокойным стилем в таком направлении музыки как джаз. Он был сформирован уже как отдельный стиль и направление с 1939 года и формировался на протяжении 10-12 лет. Кул джаз

Пианистка из города Великий Новгород выступила на официальном открытии XVIII филармонического сезона в Великих Луках. Кроме того открылся и специальный цикл концертов под названием "Молодые таланты России". Восьмиклассница удостоилась права исполнить

Музыка различных народов и национальностей складывалась на национальной и местной основе по особым правилам и положениям. Исторические события, революции, цивилизации, … оказывают ключевое значение на основы и устои национальной и традиционной музыки. С точки зрения музыки Иран имеет очень древнюю и интересную историю.

Согласно мнению некоторых историков ориентиром музыкальной древности Ирана служит период эпохи Ахаменидов и одна из надписей того периода, выполненная на семи языках, которыми владел народ того общества, по всей видимости, надпись была музыкальным произведением или песней как, например, песней по случаю траура Сияваша, которые распевались на тех языках, который изображены на надписи. Учитывая древнюю историю своей музыки, иранцы создавали разнообразные музыкальные инструменты, с помощью которых на протяжении всей своей истории они создавали музыку. Давайте познакомимся с некоторыми традиционными иранскими музыкальными инструментами:

Лютня

Лютня - это музыкальный инструмент, который существовал в Иране с древних времен. На персидском языке его называли «Руд, что означало река» или «Шахруд (в значении большая река)». После принятия ислама большинством иранцев и влиянием иранской культуры и искусства на культуру арабов лютня стала одним из основных музыкальных инструментов среди арабов. По-арабски этот музыкальный инструмент произносится как «Ауд», или «Мархер», или «Керан». Иранские деятели искусства и строители, которые для строительства храма приезжали в Мекку, привезли с собой в это священное место лютню и научили местное население манере игры на этом музыкальном инструменте. Сначала этот инструмент имел четыре струны, однако затем добавилась пятая струна. Этот инструмент изготавливается из дерева и с точки зрения веса он был тяжелее своих аналогов примерно на одну треть веса. Первую струну плели из шелка, вторую, третью и четвертую струны изготавливали из кишок молодых львят.

Литавры

Литавры - это один из известных музыкальных инструментов, который широко использовался на праздничных церемониях преимущественно в северо-западных районах Ирана. Наиболее широко литавры распространены среди курдского населения. Несмотря на это, литавры можно найти в различных уголках Ирана и всего мира. Литавры и зурна (духовой инструмент) обычно использовались вместе во время групповых танцев. Литавры имеют очень громкое звучание, что привлекает к себе внимание. Цилиндр литавров изготавливается из дерева, с двух сторон натягивают кожу. В правую руку берут толстую деревянную палочку, а в левую тонкую. Громкий звук издается в результате ударов толстой палочкой, тонкую палочку используют для красоты и иногда для извлечения глухих и тихих звуков.

Гайчак

Гайчак - это музыкальный струнный инструмент округлой формы, наибольшее распространение он получил в южных районах Ирана. Этот инструмент имеет два больших отверстия в верхней части и одно в нижней. Инструмент обтянут кожей. Инструмент имеет четыре основные струны и от 8-ми до 16-ти резонирующих струн.

Сантур

Это инструмент, имеющий форму равнобедренной трапеции, состоит из двух частей: деревянной и металлической. Над верхней поверхностью сантура натянуты семьдесят две струны, концы струн крепятся к вспомогательным вставкам сантура. Сантур имеет два деревянных медиатора: тонкий и высокий, которые называются играющими медиаторами. Каждые четыре струны проходят через одно основание, называемое «Харком».

Даф

Даф - это музыкальный инструмент, изображение которого можно найти на большинстве древних иранских рисунках. Этот инструмент представляет собой вид барабана круглой формы, обод которого выполнен из цинка или медного сплава (в древности) и/или из дерева (в настоящее время). Обод обтянут козлиной кожей. Вокруг обода прикреплены полукольца. Сначала кажется, что игра на дафе не представляет трудности, однако это не так. Даф издает звуки ритма и мелодии. Звуки дафа очень отчетливо слышны среди других музыкальных инструментов. Даф украшают маленькими металлическими колечками, встроенными с внутренней стороны. Даф обтянут козлиной кожей.

Дотар

Дотар - это очень высокий инструмент с длинным грифом, этот инструмент входит в группу музыкальных инструментов, в основе которых лежит инструмент, называемый «удом». Дотар можно встретить в Средней Азии, на Ближнем Востоке, северо-восточных областях Китая. В Иране на дотаре играют на севере и востоке провинции Хорасан, особенно, он распространен среди туркменов Горгана и Гонбада. Конструкция этого инструмента одинакова во всех районах, где играют на нем, однако способы его настройки в различных районах отличаются между собой. При изготовлении дотара используется два вида пород дерева. Та часть дотара, которая имеет грушевидную форму выполнена из тутового дерева, а гриф из древесины грецкого ореха или абрикоса.

Каманча

Каманча - это местный классический музыкальный инструмент, относящийся к древней истории Ирана. Каманча полностью изготавливается из древесины, выпуклая часть которой обтянута бараньей кожей. Гриф имеет цилиндрическую форму и имеет четыре струны. Порядок игры на этом музыкальном инструменте отличается в зависимости от районов распространения.

Ситар

Ситар - национальный иранский музыкальный инструмент. Этот инструмент с самого начала имел не более трех струн, однако, в начале эпохи династии Каджаров один мистик, которого звали Моштаге Алишах, добавил в ситар четвертую струну. Ситар - это струнный музыкальный инструмент, иранскими музыкантами он всегда использовался в качестве второго или третьего музыкального инструмента. В настоящее время он сохранил свое большое значение. Ситар изготавливают из древесины, нижняя его часть имеет грушевидную полусферическую форму, гриф ситара немного тоньше грифа тара, ситар имеет четыре струны, играют на этом инструменте кончиками ногтей пальцев.

Тамбур

Этот музыкальный инструмент был известен еже за 1500 лет до рождества Христова, упоминания об этом музыкальном инструменте можно встретить в различные исторические периоды. Он является самым распространенным среди струнных щипковых инструментов. Тамбур грушевидной формы изготавливали в Иране и Сирии, затем через Турцию и Грецию этот музыкальный инструмент попал на запад. В Египте этот инструмент делали уже овальной формы.
Сегодня тамбур считается местным национальным инструментом, имеющим более длинный гриф и большую чашу, похожую на ситар. У этого инструмента три струны и четыре стенки, играют ногтями пальцев. Музыканты используют этот инструмент на собраниях курдских и креманшахских дервишей для исполнения религиозной музыки.

Дамам

Дамам является одним из самых известных музыкальных инструментов, имеющим преимущественное распространение на юге Ирана, особенно в Бушере. Дамам имеет цилиндрическую форму, с двух сторон он обтянут кожей, закрепленной ободом или тесьмой. Когда этот музыкальный инструмент прочно установлен и зафиксирован на земле, можно играть на нем двумя руками. Иногда дамад вешают на шею и начинают играть. Хоть этот инструмент и распространен в Иране, его можно встретить в Индии и других арабских и африканских странах.

До-Табле (двойной барабан)
Этот музыкальный инструмент изготовлен из двух барабанов: маленького и большого. Этот инструмент использовался курдами во время войн. Его вешали на шею лошади. Использовали для призыва воюющего войска к активным действиям, а также моральной поддержки воинов, создания соответствующего настроя. Этот инструмент состоит из двух металлических чаш, которые обтянуты кожей, закрепленной ободом. Два барабана соединены друг с другом двумя кожаными деталями. Большой барабан имеет более глубокий звук по сравнению с меньшим барабаном. До-Табле похож на индийский барабан за исключением того, что он имеет более громкий звук и по нему бьют пальцами.

Ней

Ней относится к числу духовых инструментов, он выполнен из древесины. Музыкант играет на нем через маленькое отверстие, расположенное около конца трубочки. Этот музыкальный инструмент не настраивается. Ширина его звука равна двум с половиной октавам. В Иране ней считается одним из мистических инструментов, когда из дерева издаются звуки, то они оказывают влияние даже на животных.

Тар

Тар - это иранский старинный традиционный музыкальный инструмент, относящийся к струнным щипковым инструментам. Вначале девятнадцатого века он появился в Египте. Некоторые его связывают с Фараби. Сегодняшняя форма этого музыкального инструмента не имеет длительной истории, так как несколько десятилетий тому назад нам нем играли на пяти струнах, однако затем из-за необходимости добавили шестую струну. На таре играют с помощью металлического медиатора, сделанного из медного сплава. И с точки зрения воспроизведения звука, этот инструмент является исключительно иранским музыкальным инструментом. Роль тара в оркестре разнообразна и заключается от исполнения мелодии до поддержки других музыкальных инструментов, это объясняется тем, что можно использовать тар, имеющего басовые струны.

Томбак

Томбак - это ударный инструмент, имеющий покрытие из кожи. Этот музыкальный инструмент состоит корпуса, выполненного из дерева, металла или пустотелой керамики, поверхность корпуса обтянута кожей. Томбак прижимают рукой к боку и играют на нем двумя руками кончиками пальцев. Со времени эпохи Сасанидов этот инструмент был известен как домбаляк, в последние пятьдесят лет на нем играют как на независимом музыкальном инструменте.

Персидский струнный смычковый музыкальный инструмент. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. В наши дни этот инструмент распространен в Центральной Азии и Среднего Востока.
"Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Кяманча возникла в 19 веке, в эту эпоху историк констатируют период расцвета исполнительского искусства игры на кяманче. Это связано с развитием искусства профессиональных певцов ханенде.
Ханенде - это азербайджанские народные певцы. Они обладали не только прекрасными голосами, но и редким умением импровизировать. Ханеде пользовались большим уважением. Именно эти певцы «вывели в свет» кяманчу.
Первые инструменты были изготовлены из выдолбленной тыквы или индийского ореха. Как правило, они богато украшались слоновой костью.
Корпус кеманчи круглый. Шейка - деревянная, прямой и округлой формы с крупными колками. Дека сделана из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом.
Согласно одному из предположений о возникновении кяманчи, она появилась на основе смычкового гопуза. Гопуз - азербайджанский народный струнный музыкальный инструмент. Это двух- или трехструнный инструмент, чем-то напоминающий гитару.
Знания о кяманче дополняются сведениями из классической поэзии и изобразительного искусства. Благодаря этому можно составить представление о ней. Так, например, кямнача упоминается в поэме «Хосров и Ширин» персидского поэта Низами Гянджави. Он сравнивает игру на кяманче с божественной музыкой, которая стонет и пылает.
Чтобы представить себе, как выглядит кяманча, достаточно взглянуть на миниатюры средневековых азербайджанских художников. Там она изображена в составе ансамбля.



- древний духовой музыкальный инструмент. Его возникновение из бараньего рога не случайно. Дело в том, что в семитских языках слово «шофар» и название горного барана - однокоренные слова. В Талмуде разрешается изготовлять шофар из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей, но всё же рекомендуется использовать именно рог барана, который ассоциируется с жертвоприношением Исаака. Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля.
Шофар используется в особых случаях. Так, в древности звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года. Этот же инструмент сообщал о начале несчастий – военных действий или каких-либо бедствий. Шофар - это непременный атрибут различных празднеств.
Существует две разновидностей шофара – ашкеназский и сефардский. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары - длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.
Шофар имеет четко выраженный религиозный характер. В него играют в время некоторых ритуалов, в дни постов или молитв. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона («иерихонская труба»). Ни один еврейский Новый год (Рош ха-Шана) не обходится без шофара. В Израиле, например, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош ха-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно. Звуки шофара в день Рош ха-Шана усиливают торжественность, побуждают к покаянию. Согласно народным представлениям, это звуки должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.



- это праздничная флейта, распространённая на Ближнем и Среднем Востоке, Закавказье, Индии, Анатолии, Балканах, Иране, Средней Азии. Как и любая флейта, она имеет вид трубки с отверстиями и маленьким пищиком. Обычно на трубке до девяти отверстий, одно из которых находится на противоположной стороне.
Близким родственником зурны можно назвать гобой, который имеет такую же двойную трость. Отметим, что гобой все же длиннее зурны, у него больше боковых отверстий, а, кроме того, он оснащен клапанной механикой, как кларнет, флейта, фагот. Однако по устройству пищик зурны и двойная трость гобоя настолько похожи, что иногда музыканты-зурначи покупают в магазине для своего инструмента трость гобоя.
Зурна имеет особый специфический звук. Ее диапазон – до полутора октав, а тембр яркий и пронзительный.
Зурна хорошо звучит в составе инструментального ансамбля. Музыканты чаще всего выступают втроем. Первый музыкант называется уста (или мастер), он играет основную мелодию. Второй музыкант как бы дополняет игру первого и вторит ему протяжными звуками. Третий же музыкант играет на ударном инструменте и исполняет разнообразно варьируемую ритмическую основу.
Самая древняя зурна насчитывает боле трех тысяч лет. Во время раскопок на территории Армянского нагорья был обнаружен древнейший экземпляр зурны. Известно о наличии подобного инструмента в Древней Греции. Он сопровождал гимнастические упражнения, театральные представления, жертвоприношения, военные походы. Название у него, правда, тогда было другое - авлос, но он мало отличался от нынешней зурны.
Основой для изготовления зурны является дерево – абрикос, орех или тутовник. Диаметр ствола инструмента – около двадцати миллиметров. Инструмент расширяется книзу до шестидесяти миллиметров в диаметре. Средняя длина зурны – триста миллиметров.
В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»). Ее длина около ста миллиметров. Вытачивается она из древесины ивы, ореха или абрикоса. Именно втулка регулирует настройку пластины. Мундштук зурны делается из сухого камыша, его длина – десять миллиметров.
Исполнитель выдувает воздух через мундштук и таким образом получаются звуки. Диапазон зурны довольно большой для такого маленького инструмента - от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы. Однако профессиональный музыкант может расширить этот диапазон на несколько звуков. Опытные исполнители умеют заставить зурну петь мягко и нежно.



Флейта - деревянный духовой инструмент. Это общее название для ряда инструментов, которые состоят из цилиндрической трубки с отверстиями. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.
В мире существует большое разнообразие флейт: блокфлейта, поперечная флейта, Панфлейта, флейта пикколо и другие. – это тоже флейта, которая распространена в арабо-иранской, таджикско-узбекской и молдавской культурам. Нэй является разновидностью продольной флейты, к которой относятся свирель, пыжатка и вистл. – не единственное название такой флейты. Ее имя зависит от материала, из которого она сделана. Так, деревянная флейта назывется агач-Най, жестяная - гарау-НайНай, латунная - бриндгжи-Най. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке
Рассмотрим нэй, о которой не так много известно. У арабской флейты восемь игровых отверстий, а у узбекской – шесть. Несмотря на такие отличия, это не отражается на игре, которая имеет немало поклонников. Звуки на флейте не только «обычные», привычные большинству слушателей, но и хроматические. Что касается молдавской флейты, то ее составляющие многочисленны – до двадцати четырех трубок. Они должны быть разной длины, от этого зависит высота звука. Трубки укреплены в дугообразной кожаной обойме. Ее звукоряд – диатонический.
Най (или нэй)- не принципиально новый инструмент, он появился из усовершенствованного гаргы туйдука, который был известен на протяжении многих веков у восточных народов. Однако этот древний духовой инструмент - гаргы туйдук – дошел до наших дней. Он изготавливается из тростника и имеет шесть ладовых отверстий. Нет определенных размеров для него, каждый экземпляр вырезается по-разному. Используют эти инструменты также индивидуально: одни – для сольной игры, другие - при аккомпанементе. Продольная флейта, способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Гиджак (гыджак, гыржак, гижак, gijjak ) - струнный смычковый народный музыкальный инструмент узбеков, таджиков, каракалпаков, туркмен, уйгуров. Конструкция гиджака очень близка к персидской кеманче , которая распространена в Азербайджане, Иране и Армении.

В народных музыкальных инструментах - вся философия и мудрость веков. На гиджаке исполняют народную музыку , песни, инструментальные пьесы, макомы (вокально-инструментальный циклический жанр, в мелодической основе которого чаще всего лежит интонация плача). Гиджак и его разновидности наряду с другими народными инструментами входит в узбекские национальные инструментальные оркестры .

Корпус гиджака - шаровидной формы, по традиции изготавливается из тыквы специального сорта, дерева или другого материала (например, крупного кокосового ореха), сверху обтянут кожей. Размеры инструмента различаются и часто зависят от материала, из которого он изготовлен.

Количество струн современного гиджака - четыре, хотя исторически это число было также непостоянным, чаще всего встречались трехструнные гиджаки. В старину у гиджака были шелковые струны, сегодня - металлические.

Принято считать, что гиджак еще в XI в. изобрел Авиценна (Абу Али ибн Сина) - великий персидский ученый, врач и философ, который заложил основу области науки о музыкальных инструментах (инструментоведения), описал почти все существующие на то время музыкальные инструменты и составил подробную классификацию их типов.

При классической игре на гиджаке инструмент держат вертикально, звук извлекается специальным коротким смычком в форме лука, хотя современные исполнители также используют скрипичный смычок.

Однако есть виртуозы , которые играют на гиджаке не только классическую народную музыку, но и необыкновенно яркие пассажи. На видео ниже можно не только послушать, как звучит гиджак , но и посмотреть виртуозную игру на гиджаке мастера своего дела - узбекского музыканта Фарходжона Гаппарова (произведение "Storm" иранского композитора Бижана Мортазави):