Клавесин духовой инструмент. Клавишные музыкальные инструменты

КЛАВЕСИН

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин (происходит от франц. слова). В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук, тембр :

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков. Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.
Интересные факты :

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • Первое время клавесин располагали на столе, немного позднее мастера добавили красивые ножки.
  • Одно время за клавесином приходилось сидеть дирижеру, причем он умудрялся левой рукой играть, а правой – руководить музыкантами.
  • Пытаясь воссоздать звук клавесина, некоторые мастера пошли на хитрость. Так, в рояле Красный Октябрь, изготовленном в советское время, третья педаль опускает на струны специальную ткань, к которой приделаны язычки из металла. Молоточки ударяют по ним и возникает характерный звук. Такая же конструкция есть и у советского фортепиано «Аккорд».
  • Ножные переключатели на клавесине появились лишь в 1750 году.
  • Поначалу динамику звука меняли с помощью удвоения и утроения струн, лишь в XVII-XVIII вв стали изготавливать инструменты с 2 и даже 3 мануалами, расположенными друг над другом с разными регистрами. При этом верхний мануал был настроен на октаву выше.
  • Долгое время старейшим клавесином, сохранившимся до наших дней, считался инструмент итальянского мастера Иеронимуса в 1521 г. Однако, позже нашли более древний клавесин, изготовленный 18 сентября 1515 года Винцентиусом из Ливигимено.
  • Клавесины XVI века преимущественно были итальянского происхождения (Венеция) и изготавливались из кипариса. Французские инструменты с двумя клавиатурами (мануалами) были из орехового дерева.
  • Большинство клавесинов имеет лютневый регистр, он характеризуется носовым тембром. Для того чтобы добиться такого звука, струны заглушались кусочками ткани из войлока или кожи.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Известный исполнитель Гендель, в детстве был вынужден практиковаться в игре на клавесине на чердаке, так как отец был против карьеры музыканта и мечтал, чтобы тот получил юридическое образование.
  • Интересно, что действие прыгунка описал У. Шекспир в своем 128 сонете.
  • Музыкантов, игравших на клавесине, называли клавиристами, так как они успешно владели еще органом и клавикордом.
  • Примечательно, что диапазон концертного клавесина сер. XVIII века был шире, чем у фортепиано, которое его чуть позже вытеснило

КЛАВЕСИН, чембало (французский clavecin, от позднелатинского clavicymbalum - «клавишные цимбалы»; итальянский cembalo), музыкальный струнно-клавишный инструмент. По принятой классификации - щипково-клавишный инструмент класса хордофонов. Механизм передачи от клавиши к струне состоит из так называемого толкачика (узкая дощечка длиной 10-25 см) и закреплённого в его верхней части язычка с плектром («пёрышком»; в прошлом вытачивался из вороньего пера), зацепляющим струну. Известен с 15 века (первые описания и чертежи принадлежат Арно из Зволле, около 1445), с 16 века распространён во всех странах Западной Европы; расцвет клавесинной культуры - в конце 16 - середине 18 века.

Обычно термин «клавесин» применяется к большим инструментам с корпусом крыловидной формы (отсюда немецкое название инструмента Flügel - «крыло»), длиной 1,5-2,5 м. Клавиатура имеет такое же строение, как и у других клавишных музыкальных инструментов, однако в инструментах 16 - начала 18 века порядок чередования «диатонических» и «хроматических» клавиш в басовой части клавиатуры часто нарушен в связи с употреблением так называемой короткой октавы (с пропуском нот). Клавесин может иметь 1 или 2 (реже 3) клавиатуры - мануала. Струны натянуты вдоль корпуса перпендикулярно клавиатуре, расположены горизонтальными рядами (обычно 2-3). В 16-17 веках строились клавесины с педальной (ножной) клавиатурой, состоящей из 9-12 клавиш, связанных с басовой октавой мануала (собственных струн не имели). Каждый мануал управляет 1-2 рядами струн, которые могут использоваться вместе или по отдельности.

Разные ряды струн, вместе с управляющей ими механикой называемые регистрами, различаются по тембру и громкости, а иногда и по высоте. Регистры, высота звучания которых соответствует номиналу клавиш и нотной записи, принято называть, по аналогии с регистрами органа, 8-футовыми (сокращенное обозначение 8’). Регистры, звучащие октавой выше написанного, называются 4-футовыми (4’) (струны 4-футового регистра примерно в 2 раза короче). Операция смены регистров производится обычно вручную (с помощью рычажков) во время игры. В клавесинах 17-18 века, имеющих более одной клавиатуры, обычно присутствует копуляция - устройство, которое обеспечивает механическое сцепление клавиатур (таким образом, играя на одной из них, можно приводить в движение регистры, относящиеся к другой). Регистровка (выбор регистров и их комбинаций) имеет меньшее значение, чем на органе, что связано с более скромным набором регистров. В 18 веке, однако, широко использовался принцип «террасообразной» динамики, в целом характерный для жанра инструментального концерта (например, Итальянский концерт И. С. Баха, 1735): эффект достигается сопоставлением массивной звучности регистров нижнего мануала и прозрачной - верхнего.

Диапазон клавесина со временем менялся в сторону расширения: приблизительно от 3 октав в 15 веке до 5 октав в середине 18 века. Системы темперации - те же, что на органе и других клавишных инструментах того времени. Кроме того, авторы 16-17 века (Н. Вичентино, М. Мерсенн, А. Кирхер) описывают клавесины с количеством более 12 клавиш в октаве (разные клавиши на «бемоли» и «диезы»), дающие возможность игры во всех тональностях в чистом и среднетоновом строях (большого распространения такие клавесины не получили ввиду особой сложности игры на них).

Современная нотация клавесинной музыки в основном не отличается от фортепианной. В 15-18 веках виды клавирной нотации (так называемые табулатуры) были разнообразны (одни и те же употреблялись для всех клавишных инструментов), в них использовались нотные знаки, а также буквы (система соответствия букв нотам совпадала с современной) и цифры (было несколько систем нумерации клавиш); существовали и смешанные нотно-буквенные системы, например «старая немецкая табулатура», где верхний голос записывали нотами, а остальные - буквами. Расположение нот на 2 нотоносцах (для 2 рук) появилось около 1400 года в пьесах «Кодекса из Фаэнцы» (Италия). Количество линеек в нотоносцах не было постоянным (их могло быть 6-8). Система из двух нотоносцев с 5 линейками каждый впервые появилась в печатном сборнике «Frottole intabulate» А. Антико (1517, Рим), начиная с парижских изданий П. Аттеньяна (1529) она стала преобладающей во Франции, а со 2-й половины 17 века распространилась в других странах Европы, постепенно вытеснив остальные.

Звук клавесина - со «взрывной» атакой, яркий при возникновении, но быстро затухающий. Громкость звука практически не зависит от силы и способа нажатия клавиши. Ограниченность возможностей динамической нюансировки компенсируется в определённой степени разнообразием артикуляции. Руководства по клавирной игре 16-18 века немало внимания уделяют аппликатуре. Существенный аспект игры на клавесине - исполнение мелизмов (украшений). В тембре велика роль высоких обертонов, что сообщает звуку клавесина хорошую слышимость в концертном зале средних размеров, даже в составе небольшого оркестра. В оркестрах 18 века могли использоваться 2 клавесина; за клавесином часто сидел сам капельмейстер. Как и большинство клавишных инструментов, клавесин обладает богатыми возможностями многоголосной игры. В прошлом широко практиковались сольные импровизации. Репертуар клавесина в 16-17 веках был в основном общий для всех видов клавишных (включая орган). Крупнейшие клавесинисты: К. Меруло, Дж. Фрескобальди, М. Росси, Б. Паскуини, Б. Марчелло, Б. Галуппи, Д. Чимароза (Италия); Д. Скарлатти (Испания); Ж. Шамбоньер, Ж. А. д’Англебер, Л. и Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Ж. Дюфли (Франция). Одно из высочайших достижений мировой музыкальной культуры - немецкая клавирная музыка 16-18 века; её представители: Д. Букстехуде, С. Шейдт, И. Кунау, И. Фробергер, И. К. Керль, И. Пахельбель, И. С. Бах и его сыновья. Расцвет английской клавирной школы 16-17 века связан главным образом с вирджиналом; крупнейшие клавесинисты 18 века, работавшие в Англии, - Г. Ф. Гендель и И. К. Бах. Русский клавесинный репертуар небогат, инструмент использовался для сопровождения пения; 3 сонаты для клавесина созданы Д. С. Бортнянским.

Как и большинство других музыкальных инструментов 16-18 века, клавесин не имеет стандартного «классического» вида, но представлен множеством вариантов, созданных мастерами разных стран, эпох и стилей. Школы мастеров общеевропейского значения сложились (в разные эпохи) в Северной Италии (крупнейшие центры - Венеция, Милан, Болонья, Флоренция, среди представителей - Б. Кристофори), Южных Нидерландах (центр - Антверпен, крупнейший представитель - семья Рюккерс), Франции (семьи Бланше, Таскен, братья Эмш), Англии (Дж. Кёркман, семья Хичкок, фирма «Чуди и Бродвуд»), Германии (центры - Дрезден, Гамбург; семьи Гребнер, Фридеричи, Зильберман, Фляйшер, Целль, Хаас). Клавесин - предмет декоративно-прикладного искусства; большую часть сохранившихся исторических инструментов расписана, встречаются инкрустации перламутром и драгоценными камнями; иногда украшались и клавиши.

С последней трети 18 века клавесин быстро терял популярность в связи с развитием фортепиано, однако ещё долго оставался инструментом домашнего музицирования, особенно на европейской периферии и в странах Нового Света. В начале 19 века продолжал использоваться в итальянском оперном театре (для сопровождения речитативов).

С конца 19 века клавесинная культура возрождается. Сначала инструменты копировались, затем стали строиться в соответствии с изменившимися художественными вкусами (типовой стала модель с педальной регистровкой, широко применяется редкий в прошлом 16-футовый регистр, звучащий октавой ниже номинала). После 2-й мировой войны мастера вернулись к копированию старинных моделей; нередко новый клавесин создаётся по индивидуальному проекту. Современная исполнительская школа основана в середине 20 века В. Ландовской. Другие крупнейшие клавесинисты: Р. Керкпатрик, Ю. Дрейфюс, К. Жакоте, Г. Леонхардт, Б. ван Асперен, И. Вьюниски, К. Руссе, П. Антай, А. Б. Любимов. Со 2-й половины 20 века клавесинисты осваивают аутентичные темперации, манеру артикуляции, аппликатуру. Основа концертного репертуара - музыка 18 века и более ранних эпох. Репертуар 20 века представлен сочинениями Ф. Пуленка («Concert champêtre» для клавесина с оркестром, 1926), М. Оаны, А. Тисне, А. Лувье, Д. Лигети и других композиторов.

Лит.: Neupert Н. Das Cembalo. 3. Aufl. Kassel, 1960; Hubbard F. Three centuries of harpsichord making. 2nded. Camb., 1967; Boalch D. Makers of the harpsichord and clavichord, 1440-1840. 2nd ed. Oxf., 1974; Harich-Schneider Е. Die Kunst des Cembalo-Spiels. 4. Aufl. Kassel, 1979; Henkel Н. Beiträge zum historischen Cembalobau. Lpz., 1979; The historical harpsichord. N. Y., 1984-1987. Vol. 1-2; Копчевский Н. А. Клавирная музыка: вопросы исполнения. М., 1986; Mercier-Y thier С. Les clavecins. Р., 1990; Bedford F. Harpsichord and clavichord music of the twentieth century. Berk., 1993; Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel u. а., 2004; Друскин М. Собр. соч. СПб., 2007. Т. 1: Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII вв.

Клавикорды берут свое начало от XIV-XV вв. Изначально небольшие и легкие переносные клавикорды в Западной Европы использовались исключительно бродячими музыкантами, из чего можно сделать вывод о крайне невысокой стоимости инструментов. Клавикорд представлял собой деревянный ящик, в которой размещались узкая клавиатура и набор металлических струн. Так как все струны имели идентичные длину, клавикорды были прямоугольной формы.

Позже мастера пришли к выводы, что из-за струн одной длины существует много проблем и неудобств, даже в настройке, поэтому началось производство инструментов, обладавших разной длиной струн, а также бóльшими размерами и наличием ножек. В связи со схожей с фортепиано механикой, клавикорд располагал, говоря современным языком, «динамической» клавиатурой, благодаря чему сила звука имела зависимость от силы удара по клавише. Специально под этот инструмент создавались шедевры такими композиторами, как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Телеман и даже Бетховен в своих ранних сонатах.

Кстати говоря, именно под клавикорд, на базе которого мастерами, наконец, был решен вопрос искусственного уравнивания полутонов, а также равенства бемолей и диезов, Иоганн Себастьян Бах написал целых сорок восемь бесценных для мировой музыкальной культуры фуг и прелюдий, получивших легендарное название «Wohltemperierte Klavier».

И все-таки звук клавикорда был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было проводить выступления в залах перед большим количеством слушателей. Поэтому потом клавикорд широко применялся в домашнем музицировании.

Вторым видом струнно-клавишного инструмента, пользовавшегося популярностью в XV, XVI и XVII веках, является спинет. Фактически, спинет представляет собой мини-версию (слегка упрощенную) клавесина, обладающего одной или двумя клавиатурами с размерностью в четыре или пять октав. Отличительной чертой клавесина, как правило, было богатое декорирование.

Но гораздо большую популярность снискал третий и, наверное, самый необычный музыкальный инструмент – сам клавесин. Его даже по-разному называли: и вёрджинел, и чембало, и клавичембало. Если расцвет искусства игры на клавикорде относится к Германии, то клавесин с его разновидностями широко применялся в Англии, Франции и Скандинавии.

Клавесин напоминает спинет, у него та же щипковая механика, но размеры крупнее. Внутри корпуса находились натянутые струны, имевшие идентичную толщину, но разную длину: именно этим объясняется его характерная форма – по внешнему виду он напоминает современный рояль. Извлечение звука осуществлялось при помощи упругих язычков из кусочков кожи или ороговевших кончиков птичьих перьев, которые, будучи закрепленными на специальных тангентах, которые приводились в движение клавишами, щипали струны.

Клавесины делятся на два типа: прямоугольный или квадратный среднего размера и крыловидный горизонтальный или вертикальный размером побольше. Инструмент пользовался особой популярностью в эпоху барокко, когда модными были пышные наряды с кринолинами и оборками, и даже архитектура и живопись отражала салонное искусство во всех своих проявлениях. Клавесин являлся уже настоящим концертным инструментом.

Первоначально музицирование на клавесине можно было проводить только в гостиных и светских салонах. В крупных залах его звонкий голос затухал, как и у клавикорда. Клавесин издает достаточно специфичный звук – слегка суховатый, «стеклянный», не выдающий достаточной протяженности, которой отличался клавикорд. Но это был добротный, сравнительно звучный музыкальный инструмент, на котором при условии определенного умения можно было играть подвижные пьесы, легкие композиции и аккомпанемент, сопровождающий речитатив и пение. Отличная гармония достигалась при дополнении друг другом коротких звуков клавесина и плавно тянущихся звуков голоса, скрипки или виолы. Таким образом, клавесин постепенно превратился в прекрасный ансамблевый инструмент.

В оркестре его роль была двоякой: партия сопровождения (дирижер музицировал за клавесином, левой рукой исполняя аккорды, а правой руководя оркестром), генерал-бас, и параллельно – партия звеняще-шелестящих ударных. Именно благодаря этим свойствам клавесина, мы можем наблюдать, как почти во всей музыке эпохи барокко партия виолы, а позднее и виолончели, дублируется клавесином.

С течением времени клавесин появился во всех богатых домах. Инструмент уже изготавливался из самых драгоценных пород дерева. Проводилась инкрустация бронзой, слоновой костью, золотом, а на стенках и крыловидных крышках клавесина модными салонными живописцами писались разнообразные картины. Клавиши обзаводились покрытием из самоцветных пластинок. Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогой, ценимой и почитаемой… игрушкой.

Роскошный вид клавесина заставлял придворных вельмож ценить и музыку, которую на нем исполняли. Расцвет клавесинной музыки, наравне с Германией, приходится на Англию (Гендель, Пёрселл) и Францию (Люли, Куперен, Рамо).

Мастера, разумеется, не хотели смиряться с тем, что звучание клавесина стало слишком однообразным, поэтому начали изобретать различные усовершенствования, призванные разнообразить его звучание. К примеру, устанавливались несколько клавиатур, как на органных мануалах, обладающих разной силой звука; приделывалась педаль, нажатие на которой приглушал звук – но все они не отличались удобством. Несмотря на то, что популярность клавесина упала, сам инструмент насовсем не исчез – услышать его можно и в настоящее время на концертах как старинной, так и современной авангардной музыки.

Клавишным музыкальным инструментам характерна система звукоизвлечения при помощи рычагов, управляемых клавишами. Множество клавиш, расположенных в определенном порядке, получило название инструментальной клавиатуры.

Орган - первый клавишный духовой инструмент

История клавишных инструментов берет начало в . Одним из первых клавишных инструментов является орган. В первых органах звук получали путем управления большими задвижками. Они оказались достаточно неудобными и довольно быстро задвижки заменили рычагами, тоже довольно внушительных размеров. В 11 веке на смену рычагам пришли широкие клавиши, которые нажать можно было усилием руки. Удобные узкие клавиши, характерные для современных органов, появились только в 16 веке. Так орган превратился в клавишный духовой музыкальный инструмент.

Клавикорд - первый струнный клавишный инструмент

Первые клавикорды изобрели в период с 14 по 16 век, более точные даты историкам, к сожалению, не известны. Устройством средневековый клавикорд напоминал современное фортепиано. Ему характерно тихое, мягкое звучание, поэтому на клавикорде редко играли для большой аудитории. Кроме того он довольно компактен по размерам, а потому часто использовался для домашнего музицирования и был весьма популярен в богатых домах. Специально для клавикорда создавали музыкальные произведения композиторы эпохи Барокко: Бах, Моцарт, Бетховен.

Клавесин

Клавесин впервые появился в 14 веке в Италии, упоминал о нем даже Боккаччо в своем «Декамероне». Это струнный музыкальный инструмент щипкового типа, поскольку ему характерно звукоизвлечение путем защипывания струны медиатором в момент нажатия клавиши. Роль медиатора выполняет плектр из птичьего пера.

Выделяют одно- и двухмануальные клавесины. В отличие от клавикорда или пианино, струны у клавесина располагаются параллельно клавишам, как и у рояля.


Клавесин

Клавесин дает слабое резкое звучание. Он часто использовался в камерной музыке в роли аккомпанемента к песенному исполнению. Корпус клавесина богато декорировался, да и вообще этот инструмент рассматривался, скорее, как элемент декора.

Спинет, верджинел и мюзелар - это разновидности клавесина. У них похожий принцип звукоизвлечения, но другие конструкции. Это инструменты небольших размеров, чаще всего с одной клавиатурой и диапазоном в четыре октавы.

Фортепиано

Было впервые сконструировано итальянским мастером Бартоломео Кристофи в начале 18 века. К этому периоду клавишные инструменты практически не выдерживали конкуренции струнных, в частности , которая была намного виртуознее и выразительнее. Фортепиано стало тем инструментом, который мог предоставить внушительный динамический диапазон и завоевать сердца музыкантов эпохи.

Свой новый клавишный инструмент Бартоломео Кристофи назвал «играющим тихо и громко», что по-итальянски звучало «piano e forte». Подобные вариации клавишных инструментов практически в то же время создали Кристофор Готлиб Шретер и француз Жан Мариус.

Итальянское фортепиано Бартоломео Кристофи было устроено следующим образом: удар клавиши приводит в действие войлочный молоточек, молоточек в свою очередь заставляет вибрировать струну, а специальный механизм уводит молоточек назад, не позволяя ему прижимать струну и заглушать звук. Ни педалей, ни демпферов у этого фортепиано не было. Позже добавилась возможность возвращать молоточек только на полпути, что оказалось весьма удобно для исполнения различного рода мелизмов, которым характерно быстрое повторение нот.