Почему культура стала предметом изучения региональной географии. Структура культурной географии

Вариант 1.

2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.

5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:

А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.

Б. Ислам. 2. Мьянма.

В. Буддизм. 3.Армения.

« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:

А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:

А. Принцип коллективизма;

В. Частная собственность, рыночные отношения.

Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».

Вариант 2.

1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.

2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

В. общность форм материальной культуры.

3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:

А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.

5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:

А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:

А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Монголия.

Б. Ислам. 2. Швеция.

В. Буддизм. 3.Турция.

8. Определите, о какой цивилизации идет речь:

« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:

А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:

А. Принцип коллективизма;

Б. Индивидуализм, приоритет личности;

В. Верховный собственник – государство.

Понятие «Культурная география»

Замечание 1

Культурная география, как одна из ветвей географии рассматривает культуру в географическом пространстве и часто определяется как география человека

Культурная география является одной из ведущих ветвей общественной географии в зарубежных странах наряду с экономической, социальной и политической географией.

В России культурная география представляет собой совокупность научных направлений, близких по объекту исследования, но в целостную научную дисциплину она ещё не оформилась.

В 20-е годы прошлого века в США была создана школа культурного ландшафта, поэтому основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, основавшего эту школу.

В это время в российской географической науке культура разных регионов и её описание были частью антропогеографии. Развитие культурной географии в стране началось в 80-е годы, и связано было с исследованиями культурного ландшафта и этнологии.

В культурной географии выделяются разделы в зависимости от предмета изучения:

  • этническая география;
  • география языков;
  • география религий;
  • география искусства;
  • география массовой культуры;
  • география культурной инфраструктуры.

В настоящее время практическое значение культурная география имеет в более специализированных областях, например, феминистская география, детская география, туризм, гендерная география, урбанистическая география, политическая география.

Культурная география имеет свой объект, которым является геокультурное пространство – продукт взаимодействия пространств, культурного и географического.

Объектом изучения культурной географии в зарубежном мире, особенно в США во второй половине XX века, стали местные районы. Они в своих границах редко совпадают с границами административно-территориального деления, но население воспринимает их как культурно-целостные территории.

Целью развития культурной географии является изучение культурных практик и человеческой деятельности в той степени как они между собой пространственно связаны.

С начавшейся в XXI веке глобализацией связаны такие процессы, как унификация культуры, утрата локальных культурных традиций, утрата культурных ценностей. Размывались и исчезали самобытные этнокультурные территориальные общности, поэтому исследования, проводимые в области культурной географии стали иметь большое прикладное значение.

Исследования культурной географии и их результаты являются важными при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов. На характер экономического развития той или иной страны воздействуют принятая система ценностей, нормы поведения, тип ментальности, традиции хозяйственной этики, экономическая и экологическая культура.

Специалисты, работающие в области культурной географии, принимают участие в разработке как национальных, так и международных правительственных программ охраны культурного наследия.

В советской послевоенной географии реально развивалось только антропогенное ландшафтоведение. Культурная география являлась проектом будущего, и сегодня её статус остался почти без изменений.

Ещё Н. Н. Баранский говорил о том, что формирование культурной географии было бы желательным. Культурная география была частью социальной, на которой концентрировались общественные потребности.

С. Б. Лавров в то время отмечал, что специалисты по социальной географии не должны переключаться на культурно-географические аспекты, потому что сама социальная география далека от совершенства.

Замечание 2

Таким образом, получается, что в это время культурная география, ещё не восстановленная, пострадала от тесной связи с социальной географией. Она так и не вышла за рамки социальной географии и не стала наукой об образе жизни местных общностей.

Тем не менее, в конце 80-х годов прошлого века культурная география зарождается как узкая прикладная область знания. На первых порах она изучала распространение артефактов культуры на территории страны и связана была с работами А. Г. Дружинина, который концепцию ноосферы считал методологическим основанием географии культуры.

А. Г. Дружинин вводит понятие геокультурной ситуации, как её свойство, а не как особую территориальную систему. Он считает, что именно геокультурные ситуации формируют геоэтнокультурные системы, поэтому изучение географии конкретной культуры сводится к их выделению.

Он очень четко определяет отличительную грань культурной и социальной географии и в то же время их неразрывность. По его мнению, эта неразрывность заключается в следующем:

  • культурная инфраструктура, являясь важным компонентом территориальной организации культуры, подчиняется социальной инфраструктуре;
  • территориальная общность людей и геокультурные ситуации связаны как разновидности территориальных общественных систем.

В своей монографии А. Г. Дружинин указывает, что культурная география это своеобразный интегральный подход в системе географических наук, она пронизывает все подсистемы социально-экономической географии.

А. Г. Дружинин был первым теоретиком и создателем культурной географии в стране. Он называет предпосылки формирования культурной географии:

  • наличие исследований в области социально-культурной географии населения у отечественных географов;
  • новые дисциплины, смежные с географией – география образа жизни;
  • география образования;
  • география потребления, науки;
  • формирование понятийно-концептуального аппарата социально-экономической географии.

После длительного перерыва культурная география в стране формируется в последние годы существования СССР как особая ветвь социальной географии, и её тематика касается территориальной организации объектов культуры.

И, при этом, надо сказать, что формирование культурной географии в стране идет не зависимо от западной культурной географии, и без опоры на русскую антропогеографическую школу.

Культурно-географическое районирование

Культурно-географические районы делят на два типа - реальные районы, ментальные районы.

Реальные районы в свою очередь делят на однородные и неоднородные. Однородными они могут быть как в культурном, так и в культурно-природном отношении.

В ментальных культурно-географических районах выделяют мифологические и вернакулярные районы.

Закону географической зональности, открытому В. В. Докучаевым в начале XX века, подчиняются зональные районы, а сам автор свое открытие рассматривал как закон природно-культурной зональности, т.е. рассматривал значительно шире.

Закон зональности, считал В. В. Докучаев, не только распространяется на природу, он распространяется на явления культуры, хозяйственную жизнь населения, на происходящие социальные процессы и явления духовной жизни.

По выражению Л. Н. Гумилева в зональном вмещающем ландшафте природа и традиционная хозяйственная деятельность взаимосвязаны.

В пределах России последовательно сменяют друг друга с севера на юг следующие зональные природно-культурные районы: район арктических пустынь, район тундры, лесотундры, таежный район, район смешанных и широколиственных лесов, лесостепной район, степной, район полупустынь, район пустынь, средиземноморский район.

К зональному вмещающему ландшафту русской культуры по Гумилеву относится зона смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской (Русской) равнины.

В этих же пределах расположено большинство древнерусских городов. Если учесть этнические границы с соседями, то надо выделить Центральный регион традиционной русской культуры.

На севере Русской равнины в ходе новгородской и ростово-суздальской колонизации был сформирован северорусский регион с традиционным северным жилищным комплексом и «окающим» говором. Экологической нишей этого региона стала тайга.

В южной части Русской равнины сформировался южнорусский регион, протянувшийся от Курской области до Краснодарского края. Экологической нишей южнорусского региона стали степные и лесостепные вмещающие ландшафты.

Замечание 3

Природа и традиционная культура, особенно на европейской части России, в ходе процессов глобализации изменились существенным образом, и с особенностями того или иного природно-культурного региона в более чистом виде теперь можно ознакомиться в музеях-заповедниках, да в национальных парках.

План лекции

  • 1. Культурная география как наука. Место культурной географии в современной теории культуры. Теоретические и прикладные исследования в области культурной географии.
  • 2. Идеи и концепции культурной географии в трудах П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, А. де Токвиля, А. Тойнби, М. Фуко,

Э. де Сото, Д. Норта, X. Ортеги-и-Гассета, А. Раппопорта, М. Вебера.

3. Экономическое развитие и культурные ценности. Типы стран в координатах культурных ценностей. Культурные различия между регионами мира: шкалы измерений. Культурно-географические модели различных стран. Культурный ландшафт: основные модели и концепции. Социальный капитал: подходы и концепции.

Историческое возникновение культурной географии связано с все большей спецификацией географии социально-экономической. В качестве предмета исследования культурной географии принято выделять различия между отдельными регионами планеты - как пространственные, так и культурные, обусловленные культурной оригинальностью географических локаций. Культурная география возникла в начале

30-х гг. XX в., ее основателем является американец К. Зауэр. В России культурная география развивалась по двум основным направлениям: имплицитному и эксплицитному. К первому можно отнести ряд трудов таких авторов, как Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин и др. Работая в сферах истории культуры, семиотики, представители данного направления высказывали идеи, которые можно считать культурногеографическими. Второе направление представлено В.Л. Каганским, РФ. Туровским, А.Г. Дружининым, М.В. Рагулиной и др.

Приступая к определению диспозиции культурной географии в современной теории культуры, необходимо попытаться очертить ее положение среди созвучных направлений. Ряд ученых полагает, что область исследований гуманитарной географии более широка, нежели область географии культурной, поскольку науки о культуре являются составной частью гуманитарных наук. Д.Н. Замятин уточняет отличия гуманитарной географии от культурной так: «...гуманитарная география 1) может включать различные аспекты изучения политической, социальной и экономической географии, связанные с интерпретациями земных пространств; 2) позиционируется как междисциплинарная научная область, не входящая целиком или основной своей частью в комплекс географических наук; 3) смещает центр исследовательской активности в сторону процессов формирования и развития ментальных конструктов, описывающих, характеризующих и структурирующих первичные комплексы пространственных восприятий и представлений» 1 .

Поэтическая география, или геопоэтика, представляет собой скорее рядоположенное с культурной географией направление знания. Геопоэтика, основателем которой является К. Уайт, согласно его мнению, призвана заниматься изучением гармоничного существования человека на Земле, которое бы опиралось не на традиционное для западной культуры аналитическое отношение к окружающей действительности, но основывалось бы на поэтическом мировосприятии. Сакральная география - один из разделов культурной географии, специализирующийся на исследовании религиозной философии, религиозного искусства. Границы направлений обусловлены не столько методологическими расхождениями, сколько стремлением различных школ обособиться.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3.

М.С. Уваров предлагает систематизацию культурно-географического знания, согласно которой обозначенные ранее направления распределяются по нескольким уровням. Так, макроуровень представлен новой культурной географией, микроуровень - гуманитарной географией, метауровень - поэтической географией и сакральный уровень - сакральной географией. Культурная география в современной отечественной науке является одним из новых направлений, и, как полагает М.С. Уваров, развитие культурной географии схоже с путем, по которому идет культурология. В настоящее время не вызывает сомнений междисциплинарность области исследований, проводимых в рамках культурной географии.

Современные отечественные ученые все больше понимают культурную географию в прикладном смысле, что согласуется с тенденциями, наблюдающимися в западной науке. Но в рамках культурной географии проводятся исследования и теоретического плана. К примеру, можно отметить диссертационные работы М.В. Рагулиной, В.Н. Калуц- кова, О.А. Лавреновой, которые посвящены следующим теоретическим проблемам: анализ феномена культурной географии и особенностей его бытования на отечественной почве; разработка нового культурноландшафтного направления в культурно-географических исследованиях; проблема соотношения культурной географии и семиотического анализа. Зарубежные ученые, занимающиеся исследованиями теоретического толка, разрабатывают методологию эмпирических исследований; анализируют новейшие преобразования в культурной географии; развивают современную теорию посредством разработки «культурных войн» и др. В области прикладных исследований в культурной географии актуальны такие вопросы, как динамика изменения национальных образов мира; культурные ландшафты отдельных регионов мира; образы некоторых пространств в культуре и литературе; географические образы в кинематографе; культурная география как жанр современной художественной прозы; культурогенез символических форм и др.

Далее следует рассмотреть идеи и концепции культурной географии. Начать стоит с воззрений П.Я. Чаадаева, рассуждавшего о дилемме Запад и Восток и месте России в ней. В «Апологии сумасшедшего» П.Я. Чаадаев восхваляет Петра I, принесшего ценности Запада, отрекшегося от старой России. Петр изменил язык, назвал новую столицу на западный манер, принял западный титул и др. Чаадаев отмечает, что Россия переняла одежду, нравы Запада, именно Запад научил Россию ее собственной истории через западные же книги. Заявляя, что важные факты истории, равно как и значимые идеи, все заимствованы, тем не менее, П.Я. Чаадаев настаивает на том, что это не повод для обиды, такова логика Провидения. Понимая Восток и Запад не только как две географические области, издревле противостоявшие друг другу, но и как «два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода» , Чаадаев перечисляет: человеческий ум на Востоке замыкается на самом себе, на Западе - излучается в разные стороны; Востоку свойственна доминирующая роль общественной власти, Западу - власть, базирующаяся на правовых принципах. Чаадаев выступал против тех, кто ратовал за то, что истинный путь для России - путь Востока, поскольку верования, законы были в древности переняты оттуда; к тому же Восток сдает позиции, следовательно, именно Россия может стать полноправным его преемником. Несмотря на то, что ряд областей России расположен на Востоке, центр ее тяготеет к Западу; «есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю... - факт географический» .

Н.А. Бердяев также обращался к проблеме отношений Запада и Востока и месту России в них. С одной стороны, отмечает он, что Запад и Восток снова начали тесно взаимодействовать, Восток активно перенимает западную цивилизацию, но при этом без освоения христианской духовности, к тому же происходит разложение собственных религиозных верований; «... даже индусы, которые были во много раз духовнее обуржуазившихся и материализовавшихся народов Запада, теряют свою духовность и цивилизуются» . Обращаясь к вечному вопросу о месте России, Бердяев выступает против еразийства, но вместе с этим отмечает и его положительные стороны, в частности, тот факт, что евразийцы правильным образом оценивают масштаб происходящих в мире изменений. Но если масштаб и оценен верно, то сущность изменений понята не должным образом: согласно евразийцам, она заключается в разложении европейской цивилизации. Н.А. Бердяев полагает, что правильнее было бы именовать анализируемое им движение не евразийством, но азиатством или даже антиевразийством, замыкающимся в национализме, отгораживающимся от Европы. Автономии Азии и Европы уходят в прошлое, нарастает тенденция универсализма, которая совершенно чужда воззрениям евразийцев. Мир идет по направлению к образованию единого духовного космоса, немаловажную роль в котором должны сыграть русские всемир- ность и всечеловечность. Отсутствие понимания этого в среди евразийцев позволяет Бердяеву заявлять, что «евразийство остается лишь географическим термином и не приобретает культурно-исторического смысла, противоположному всякому замыканию, самодовольству и самоудовлетворенности» .

О. Шпенглер свое внимание сосредоточил на своеобразии отдельных культур, в частности он анализировал античную, арабскую, китайскую, египетскую, вавилонскую и другие культуры. Он полагал, что дома, архитектурные сооружения являются наиболее чистым выражением «породы», или сущности культуры: «...каждая черта первоначальных обычаев и форм существования, брачной и семейной жизни, племенного распорядка - все это находит в плане и его главных помещениях... свой образ и подобие» . Шпенглер рассматривал различные культуры не только отдельно, но и в их взаимоотношениях. К примеру, им разрабатывался феномен исторических псевдоморфоз - случаев, «когда чужая старая культура так властно тяготеет над страной, что молодая и родная для этой страны культура не обретает свободного дыхания и не только не в силах создать чистые и собственные формы выражения, но и не осознает по-настоящему себя самое» .0. Шпенглер назвал два случая псевдоморфоз - это арабская и русская культуры. В каждом из этих случаев он обозначает поворотный исторический момент, во время которого, если бы история пошла по иному пути, последствия отличались бы от насущных кардинальным образом: если бы арабы победили в битве при Акциуме, исход противостояния апол- лоновского и магического духа, многобожия и единобожия, принципа и халифата был совсем иным.

Подобно О. Шпенглеру к истории древности обращается в своих трудах А. Дж. Тойнби. Им история человечества была представлена как система цивилизаций, проходящих ряд фаз в своем развитии; прослеживалась смена цивилизаций друг другом; обращаясь к знаковым моментам общечеловеческой истории, Тойнби занимался аналитическим разбором сущности произошедших событий и их ценности для последующего развития не только отдельных цивилизаций, но и человечества в целом. К примеру, речь идет о его работе «Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели», в которой подробно разбираются отношения между Македонией и Персией в IV в. до н.э., Западом и Востоком.

А. де Токвиль занимался проблемой не Востока и Запада, а Старого Света и Америки, что отражено в его труде «Демократия в Америке». С одной стороны, он одобрял демократическое устройство Америки, основанное на народовластии, в противоположность аристократии Европы, он ценил равенство возможностей, предоставляемых Америкой. Но, с другой стороны, был обеспокоен тем, что стремление обеспечить всему народу должный уровень проживания со временем приведет к окончательному примату материальных ценностей над духовными, что скажется и на судьбе искусства, обреченного на затухание; к тому же акцент на стремлении к достатку влечет все большую индивидуализацию и разобщенность внутри страны. Социальные проблемы, вызванные к жизни широким распространением и давлением денежных, товарных отношений, стали темой для анализа, проведенного X. Ортега-и-Гассетом, изложенного в доктрине «массового общества», внутри которого роль отдельного человека все больше сводится к безликому исполнению функций, возложенных на него массой. Избавиться от такого положения дел, в основе которого лежит демократическое омассовление, возможно посредством новой аристократической элиты.

Изучение Америки - одна из основных тем для экономиста Д.С. Норта, сосредоточившего внимание на изучении экономического роста, экономической истории, феноменов бедности и богатства. Он является одним из представителей такого направления, как клиометрия, занимающегося применением экономических методов для исследования исторических событий и прогнозирования дальнейшего будущего. Экономическая проблематика выступает красной нитью исследований Э. де Сото, обратившегося к вопросам развития капитализма на Западе и теневой экономики в различных частях мира. Э. де Сото в середине 1990-х гг. обнаружил, что объем сбережений в развивающихся и бывших социалистических странах больше иностранных инвестиций и помощи в несколько раз, но при этом эти государства продолжают оставаться на достаточно низком уровне капиталистического развития, остановившись на ступени, пройденной Западом 1,5 столетия назад. Причина того, что Запад пошел дальше, согласно де Сото, состоит в изменении законов, касающихся собственности; принятие подобных законов в странах с теневой экономикой позволит им начать интенсивно развиваться. М. Фуко занимали не столько вопросы экономики или политического устройства, сколько история социальных институтов и история знания. Так, им в отдельности были проанализированы становление и развитие систем медицины, психиатрии, знания, наказаний и др.

М. Вебер в своих трудах поднимает вопросы корреляции экономики и религиозных верований, типов господства, доминирующих в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимного господства: рационального, традиционного и харизматического характеров. В первом случае происходит подчинение безличному порядку, законность решений не вызывает формальных сомнений; во втором случае - подчинение господину в силу традиций; в третьем - в силу харизматичности последнего. Важной с точки зрения культурной географии является работа «Город» М. Вебера, рассматриваемая как один из важнейших трудов урбанистики.

Различия между регионами мира в культурных ценностях, экономическом развитии являются актуальной темой для исследований, проводимых учеными разных стран. В качестве примера такого исследования можно обозначить труды нидерландского автора Г. Хофсте- де . Взяв за основу идею об универсальных основаниях культуры, он дифференцирует пять измерений национальных различий культуры: расстояние власти, которое связано с различными решениями основной проблемы человеческого неравенства; предотвращение неуверенности, связанное с уровнем напряжения в обществе перед лицом неизвестного будущего; индивидуализм против коллективизма, что связано с интеграцией людей в первичные группы; мужественность против женственности, что связано с подразделением эмоциональных ролей между мужчинами и женщинами; долгосрочная против краткосрочной ориентации, что связано с выбором центра для усилий, прикладываемых людьми: будущее или настоящее.

Более подробно остановимся на первых двух измерениях. Г. Хоф- стеде вводит специальное обозначение для измерения «расстояние власти», которое называет «Индексом расстояния власти» (ИРВ). В каждом обществе можно обнаружить две противостоящих силы: одна пытается устранить несогласованность статусов различных страт; сила противодействия пытается поддержать неравенство. Но также в обществе непременно существуют люди, находящиеся в срединном положении. На необходимости существования такой страты для снятия возможного напряжения основано большое внимание властей к так называемому среднему классу. К странам, где расстояние власти наиболее велико, можно отнести Индию и Венесуэлу. Хофстеде обнаруживает, что ИРВ прямо коррелирован с уровнем достатка и обратно коррелирован с коррумпированностью.

Вторым основным измерением национальных культур Хофстеде называет предотвращение неуверенности. Технология помогла защититься от неуверенности, вызванной природой; закон - от неуверенности в поведении других; религия - от внутренней неуверенности. Хофстеде заключает, что ИРВ и «Индекс предотвращения неуверенности» (ИПН) коррелированны положительно. Немаловажное значение ИПН имеет в образовательной сфере: когда ИПН относительно велик, студенты и учителя предпочитают изучать ситуации с точными целями. Когда предотвращение неуверенности более слабо, студенты и учителя презирают структуру, им нравятся открытые ситуации изучения с неопределенными целями. Различия в ИПН прослеживаются на потребительском рынке, в религиозной, в политической сферах.

Одним из направлений, в которых ведутся исследования в рамках культурной географии, являются разработки в области культурного ландшафта, который В.Л. Каганский определяет как «упорядоченность, взаимосвязанность и закономерность явлений на поверхности Земли в пространственном аспекте, прежде всего - единство природных и культурных (в широком смысле) компонентов ландшафта» . В.Л. Каганский рассматривает ряд подходов, существующих внутри данного направления: культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта; культурный ландшафт - элементы культуры на природной основе; культурный ландшафт - природно-культурное наследие; этнокультурное ландшафтоведение и др. Кратко охарактеризуем последнюю концепцию, согласно которой этнокультурные группы по-разному воздействуют на окружающую среду, следствием является формирование в одних природных условиях различных культурных ландшафтов. Этот подход применяется для исследования небольших этнических групп, сохраняющих традиционный уклад жизни.

Одним из важных понятий для культурной географии выступает «социальный капитал» - как обладающий сходством с другими формами капитала, так и кардинально от них отличающийся. Социальный капитал наименее осязаем по сравнению не только с материальным, но и с человеческим капиталом, что обусловлено существованием социального капитала только во взаимоотношениях между индивидами. Можно выделить минимум четыре подхода к определению социального капитала. Согласно общинному подходу, он представляет собой совокупность организаций гражданского общества; чем их больше, тем больше социальный капитал. Сетевой подход концентрирует внимание на изучении вертикальных и горизонтальных связей между людьми, организациями, корпорациями и др. Институциональный подход рассматривает социальный капитал как результат деятельности политических, правовых институтов. Сторонники синергетического подхода настаивают, что наибольшим эффектом будет обладать объединение социального капитала и деятельности государства.

  • Шпенглер, О. Закат Европы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/shpengler_sakat/.
  • Hofstede G. Culture’s consequences: comparing values, behaviors, institutions andorganization across nations. London: Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. 595 p.
  • Каганский В.Н. Исследование российского культурного ландшафта как целого и некоторые его результаты // Международный журнал исследования культуры. Культурнаягеография. 2011. № 4(5). С. 26.
  • Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют

    задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим

    названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии.

    Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания

    предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому

    можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е.

    собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей

    КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать

    этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-

    культурной географией.

    В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в

    этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной

    географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии -

    природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной

    географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или

    аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то,

    например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-

    культурных комплексов чаще используется экологический подход, а

    аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в

    исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

    Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх

    названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии.

    Этнокультурная география научное направление в рамках географии



    культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической

    культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование.

    География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не

    совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит

    набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью.

    В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в

    пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют

    сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена

    внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а

    также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают

    влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного

    поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества,

    уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы.

    Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением

    пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е.

    традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в

    различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а

    также территориальных различий в экономической культуре населения.

    Эколого-культурная география может характеризоваться изучением

    природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в

    ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной

    культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в

    экологической культуре населения.

    Социально-культурная география , по всей видимости, должна изучать

    процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е.

    территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и

    поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в

    специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в

    геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

    Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает

    обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ).

    Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в

    перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве

    самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений),

    напрямую входящих в комплекс «географии культуры».

    Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса

    дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления,

    образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией,

    политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и

    смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих

    «аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям

    (и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог

    этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое

    ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные

    направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение

    хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных

    общностей людей).

    С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения

    междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в

    комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за

    «свой» сектор в пределах всего комплекса ГК.

    В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только

    в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

    Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов

    субдисциплин КГ, «открытых» географами.

    В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать

    изучение этноконтактных зон , а также географию этнических меньшинств и

    диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в

    МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части

    СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими

    специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник

    «Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в

    1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным

    этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…,

    1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в

    пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона

    настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995).

    Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии

    исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств),

    в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела

    этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также

    приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению

    еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985;

    Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом

    СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики

    русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в

    положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое

    положение…, 2000).

    В хозяйственно-культурной географии можно выделить два

    направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам.

    Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению

    территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее,

    землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение

    этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997,

    1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического

    природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием

    идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения

    устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов,

    Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998).

    В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных

    ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного

    наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного

    наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996;

    Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того

    же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела -

    географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников

    монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой

    культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина

    «Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей

    (Лавренова, 1996, 1998а, 1998б).

    В социально-культурной географии , которая сама находится в стадии

    становления, происходит формирование раздела на стыке с политической

    географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в

    рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то

    исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов,

    1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной

    географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих

    политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно

    региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999;

    Региональное самосознание…, 1999 и др.).

    В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного

    направления культурно-географических исследований - географии городской

    культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение

    городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел)

    социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в

    геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому

    следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные

    исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные

    совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов

    (Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как

    социокультурное..., 1995 и др.).

    Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных

    направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно

    рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и

    т.д. «научным гражданством»).

    Традиционно звучит название научного направления география религий

    (конфессиональная география) , однако оформление этой отрасли в отечественной

    ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили

    единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного

    мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых

    конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992;

    Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.).

    География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление,

    находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992).

    Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление

    геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие

    принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев,

    1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное

    направление исследований опирается на экологическую модель и может быть

    рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989;

    Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую

    очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995;

    Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной

    дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию.

    И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в

    отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на

    стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная

    Культура и компоненты культуры.

    Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов. Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

    Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Средства передачи культурных образцов , с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет.



    Культурная география как наука

    Культу́рная геогра́фия - направление социально-экономической географии, изучающее пространственные культурные различия и территориальное распределениекультур.

    Как научное направление создано Карлом Зауэром в 1930-х годах, долгое время развивалось преимущественно в США. После Зауэра наибольший вклад в становление культурной географии внесли Ричард Хартшорн и Вильбур Зелинский. Зауэр применяет преимущественно методологию качественного и дескриптивного анализа, ограниченность которых в 1930-х годах стремился преодолеть в страноведческой географии Ричард Хартшорн, а в дальнейшем сторонники революции количественного анализа. В 1970-х годах возрастает критикa позитивизма в географии и чрезмерной увлеченности количественными методами.

    С 1980-х годов становится известным такое направление как "новая культурная география". Она опирается на критические теории Мишеля де Серто и Жиля Делеза, которые отрицают традиционное представление о статичном пространстве. Развитие этих идей получило в непрезентативной теории.

    Двумя основными разделами культурной географии являются поведенческая и когнитивная география.

    Области изучения

    Глобализация, объясняемая как культурная конвергенция,

    · вестернизация или подобные ей процессы модернизации, американизации, исламизации и другие,

    · теории культурной гегемонии или культурной ассимиляции посредством культурного империализма,

    · культурная региональная дифференциация - изучение различий в образе жизни включающего идеи, социальные установки, язык, социальные практики, институты и структуры власти и полный спектр культурных практик в географическом регионе,

    · изучение культурного ландшафта,

    · другие области включая дух места, колониализм, пост-колониализм, интернационализм, иммиграция и эмиграция, экологический туризм.

    место культурной географии в системе наук.

    География образа жизни, которая обрела свою научную самостоятельность (как отрасль общественной географии) в 1980-е гг. (Райтвийр, 1983), в настоящее время уже стала традиционной дисциплиной с достаточно устоявшимися подходами и методиками, и лишь заметно обновляющейся эмпирической базой. Для культурной географии наиболее значимым является направление исследований в географии образа жизни, изучающее социальные предпочтения и интересы населения (включая систему приоритетов и специфику менталитета людей, образующих территориальные общности разного иерархического уровня). Достаточно распространённым методом исследования в рамках данного направления являются социологические опросы населения. При этом наиболее интересные методики по изучению систем ценностей людей, их предпочтений, а также идентичности, разрабатываются в этносоциологии (Арутюнян, 1995; Сикевич, 1994; Дробижева, 1995; Арутюнян и др., 1998; Гудков, 1995, 1996, 1999 и др.).

    География культурной инфраструктуры может быть рассмотрена как отрасль географии культуры и, вместе с тем, географии сферы обслуживания. Количество исследований в рамках этого направления заметно увеличилось в 1980-1990-е гг. Во-первых, вопросы развития и размещения культурной инфраструктуры занимают заметное место в комплексных географических исследованиях сферы обслуживания (Алексеев, Зубаревич, 1987; Алексеев, Ковалёв, Ткаченко, 1991). Во-вторых, стало больше внимания уделяться изучению роли городов в формировании инфраструктуры культуры (Пацирковский, 1985) и территориальной организации сети учреждений культуры (Даринский, 1985), музеев (Середина, 1991), заведений, осуществляющих подготовку специалистов с высшим и профессиональным образованием (Катровский, 1988, 1997).

    Кульминационным моментом стало объявление культурной географии в качестве самостоятельной дисциплины общественной географии наравне с социальной и экономической географией (Гохман, 1984). Произошло это в первой половине 1980-х гг. и было связано с формированием концепции общественной географии как противовеса устаревшим концепциям экономической и социально-экономической географии (Райтвийр, 1983). С этого момента начинается формирование теоретического направления культурной географии, большой вклад в развитие которого внесли Б.Б. Родоман (1980, 1990), Ю.А. Веденин (1988, 1990), Ю.Д. Дмитревский (1990 в соавторстве с Н.Ф. Дмитревской, 2000), Д.В. Николаенко (1999а) и, наконец, А.Г. Дружинин (1989, 1990, 1991, 1995 и др.).

    Закончив обзор истории развития ряда научных дисциплин, подготовивших основу для становления и развития отечественной культурной географии, вернёмся к вопросу об объекте и предмете исследования данной отрасли научного знания. Так, А.Г. Дружинин определяет в качестве наиболее общего объекта культурной географии территориальную организацию культуры (ТОК). При этом объект исследования данной научной дисциплины оказывается практически тождественным интегральному объекту общественной географии - территориальной организации общества. В качестве предмета культурной географии тот же автор называет пространственные закономерности ТОК, включая «всё разнообразие и иерархичность её географически детерминированных и дифференцированных форм» (Сущий, Дружинин, 1994, с. 10). Постановка вопроса об объекте и предмете культурной географии важна не только сама по себе, но с точки зрения анализа её внутренней структуры. Об этом и пойдёт речь в следующем разделе книги.