Понятие разговорной разновидности литературного языка. Культура русской речи

Интерес к разговорной речи как объекту лингвистического исследования сформировался в ХХ веке и резко возрос начиная с 60-х годов (Филин,1979,23). Этот интерес обусловлен тем, что "язык живет и исторически становится именно здесь, в конкретном речевом общении, а не в абстрактной лингвистической системе форм языка" (Волошинов,1993,74). Следует отметить, что наука о языке долгое время оставалась наукой о письменной его форме, а речь, будучи той “частью национального языка, которая усваивается...в первые годы жизни” (Скребнев,1985,9), первичной, основной формой существования языка, сферой, где возникают все его изменения (Богородицкий,1935,103), долгое время оставалась почти без внимания со стороны исследователей, хотя изучение частных аспектов устной речи имеет давнюю историю (см.напр. Аристотель,1978).

Возросшее внимание лингвистической науки к разговорной речи объясняется тем, что в середине века стал ясно осознанным следующий тезис: "разговорная речь, являясь основой существования языка, наиболее общей его разновидностью (...), самой естественной и доступной каждому, представляет исключительный интерес для изучения. Без знакомства с нею невозможно исследование языковой системы" (Девкин,1979,7; см.также: Скребнев,1984; Костомаров,1990). Современный интерес к устной форме существования языка, прежде всего к разговорной речи, не ставит под сомнение требование параллельного изучения языка и речи. Сформулированная Ф.де Соссюром дихотомия langue - parole отражает две стороны одного явления, и поэтому "язык и речь необходимо изучать и наряду с лингвистикой языка разрабатывать лингвистику речи, не смешивая их. Но неверно было бы думать, что эти две лингвистики - разные науки, изучающие разные объекты. Обе они изучают один и тот же объект - человеческую речь, но изучают ее в различных аспектах и являются двумя основными подразделениями единой лингвистики" (Савченко,1986,68).

Сложность исследования разговорной речи объясняется в первую очередь тем, что до сих пор не существует такого ее определения, которое удовлетворяло бы всех исследователей. Общенациональный язык - сложный конгломерат, внутри которого выделяются частные языковые подсистемы, обслуживающие различные сферы человеческой деятельности, причем каждая подсистема - это разновидность, вызываемая к жизни функциональной целесообразностью (Щерба,1957,119). Функциональная стилистика, изучающая “применение языка в зависимости от целей и средств общения” (Кожин и др.,1982,8; о проблемах функциональной стилистики подробнее см.:Васильева,1976; Кожина,1992;1995), традиционно выделяет разговорный стиль речи. Стремительное развитие наук, изучающих различные аспекты применения языка, прежде всего функциональной стилистики, обусловило “известную сложность ситуации в науке в плане как будто размытости, пересечения или совмещения предметов исследования” (Кожина,1992,4). Следствием такого положения дел является то, что вопросы о том, что следует считать разговорной речью, в каких отношениях между собой находятся термины “разговорная речь”, “разговорный стиль”, “устная литературная речь”, вопрос о статусе разговорной речи, о месте ее в системе общенационального языка до сих пор остаются дискуссионными (Лаптева,1992,153).

Традиционное определение разговорной речи как стилевой разновидности литературного языка, идущее от В.В.Виноградова (1972), по мнению которого разговорная речь является обиходно-бытовым стилем литературного языка, выделяемым на основании разграничения языковых функций (для обиходно-бытового стиля определяющая функция - функция общения), развивается в первую очередь в работах О.А.Лаптевой, которая считает разговорную речь устно-разговорной разновидностью современного русского литературного языка (Лаптева,1976;1984), являющуюся составной частью современной русской устной литературной речи, которая "шире разговорной и многокомпонентна" (Лаптева,1992,151). При этом О.А.Лаптева соглашается с тем, что резкое противопоставление разговорного и кодифицированного языка недопустимо, так как “полная изоляция разговорного языка от остальной части литературного языка явилась бы нарушением основного его коммуникативного назначения - обслуживать единый языковой коллектив во множестве его функций; она означала бы распад литературного языка” (Лаптева,1974(2),N7,86).

Е.А.Земская противопоставляет разговорную речь кодифицированному литературному языку (КЛЯ) "как различные системы, функционирующие в одном и том же коллективе и создающие особый вид двуязычия", разговорная речь - "это особый литературный язык" (Земская,1968,8-9). Здесь важно определение "литературный", подчеркивающее существенную, по мнению исследователя, черту носителей разговорной речи - это люди, непременно владеющие литературным языком, и хотя "просторечие так или иначе может проникать в разговорную речь (обычно через жаргоны), но между двумя этими сферами речи лежит пропасть" (Капанадзе,1984,11). Таким образом разговорная речь рассматривается как “особый язык, противопоставленный КЛЯ не только в его письменной, но и в его устной форме” (Сиротинина,1995,87). При этом единый литературный язык характеризуется “серией разговорнх языковых типов” (Ларин,1974(3),245). Противопоставление разговорной речи кодифицированному литературному языку в некоторой степени снимается влиянием норм КЛЯ на разговорную речь, а также выявлением нормативности внутри разговорной речи - в настоящее время выделены и активно исследуются разговорные нормы (см.работы: Попова,1974; Сиротинина,1974; Лаптева, 1974; 1992; Скребнев,1991; Орлов,1993).

Нам близка точка зрения Т.Г. Винокур, по мнению которой "от современной разговорной речи в ее нейтральном слое невозможно (со стилистической точки зрения) отсечь обширный репертуар нелитературных и окололитературных - сниженно-обиходных, просторечно-профессиональных, жаргонных и полужаргонных средств" (Винокур,1988,54). Определение разговорной речи, не ограниченное рамками литературности языка, в большей мере, по нашему мнению, соответствует реальному месту разговорной речи в системе общенационального языка.

Существует еще один подход, в рамках которого разговорная речь и устно-литературная речь различаются не по сфере употребления и уровню языковой компетентности носителей языка, а по целям (коммуникативно-прагматическим), существующим у коммуникантов и определяющим выбор разговорной или устно-литературной речи в качестве инструмента общения,и по тональности разговора (нейтральность/сниженность). "Представляется возможным квалифицировать разговорную речь и устно-литературную речь в качестве равнофункциональных, практически одноуровневых, но разноцелевых-разнотональных разновидностей современного языка" (Орлов,1981,128). Разговорная речь здесь выступает стилистически маркированной и отождествляется с просторечием.

Немаловажно и определение разговорной речи как речи городской, включающей в себя все городские (социальные и территориальные) диалекты. "Именно в разговорной речи непосредственно отражаются социальные группировки общества, классовые, профессиональные... Социальных диалектов разговорной речи поэтому очень много" (Ларин,1974(1),131). В современном городе языковая ситуация неоднозначна. "Речь горожанина, протекающая в условиях неофициального непринужденного общения, представляет собой сложный конгломерат, в котором тесно сопряжены и реализуются основные формы национального языка: литературный язык, территориальный диалект и городское просторечие" (Ерофеева,1991,16). Следовательно, разговорную речь можно определить как языковой пласт, лежащий между кодифицированным литературным языком и просторечием и, очевидно, не имеющий четких границ ни с тем, ни с другим. Таким образом, разговорная речь "с основной функцией повседневно-обиходного общения" (Сиротинина и др.,1992,142) включает в себя устную речь людей, в разной степени владеющих литературным языком. Разговорная речь - не только устная речь людей, владеющих кодифицированным литературным языком, но и устная речь носителей просторечия, испытывающих в своем языковом существовании достаточное влияние кодифицированного литературного языка, что неизбежно в условиях современной городской коммуникации, устная речь носителей жаргона. (См.сб.: Городское просторечие,1984; Живая речь уральского города,1988; Функционирование литературного языка в уральском городе,1990; Языковой облик уральского города,1990). Своеобразным культурно-речевым аргументом в пользу широкого понимания разговорной речи является, по нашему мнению, типология речевых культур, предложенная В.Е.Гольдиным и О.Б.Сиротининой. Они выделяют элитарную, среднелитературную, литературно-разговорную, фамильярно-разговорную, просторечную, народно-речевую, профессионально-ограниченную речевые культуры и арго (Гольдин, Сиротинина,1993; Сиротинина,1995). С опорой на данную типологию можно говорить о преимущественно устной и преимущественно письменной форме существования той или иной речевой культуры. Очевидно, литературно-разговорная, фамильярно-разговорная, просторечная, народно-речевая культуры существуют практически в устной форме, и именно эти речевые культуры можно соотносить с понятием разговорная речь.

Итак, можно говорить о двух основных пониманиях разговорной речи. Первое:, разговорная речь - это преимущественно устная реализация литературного языка в сфере непринужденного межличностного общения, безусловно, имеющая свою специфику, но остающаяся разновидностью этого языка; второе: разговорная речь - непринужденная устная речь, используемая в неофициальном общении и не ограниченная рамками литературности.

Оба подхода к определению разговорной речи правомерны, но для ряда исследователей является бесспорным, что "разговорную речь причислить к понятию "функциональный стиль" нельзя.., первое сомнение в когда-то общепринятом определении "разговорная речь - это функциональный стиль" возникло именно при стилистическом взгляде на предмет: обнаружилась многомерность разговорной речи и невозможность ее отождествления с набором однородно окрашенных и однотипно употребляемых средств" (Винокур,1988,46).

Широкое понимание разговорной речи как речи городской, включающей в себя как литературно-разговорную речь, так и просторечие, территориальные и социальные городские диалекты, адекватно отражает наш материал - речевые проявления непринужденного неофициального общения горожан в условиях непосредственного контакта говорящих.

Региональная разговорная речь в последние годы исследуются достаточно активно (см. Сиротинина,1988; Санджи-Гаряева, 1988; Овчинникова, Дубровская, 1995; Красильникова, 1988, 1990(2)). Живая речь уральского города изучается в университетах Перми, Челябинска, Екатеринбурга (Свердловска). При этом акцент исследования делается как на региональных особенностях разговорной речи (см.:Помыкалова и др.,1984; Ерофеева,Лузина,1988; Шкатова,1988; Скребнева,1988; Жданова,1988; Габинская,1988; Ерофеева,1990; Ерофеева, Скитова,1990; Шкатова,1990(1;2); Лазарева,1990), так и на типологических ее признаках, такой подход характерен для ученых Екатеринбурга (см.серию межвузовских сборников научных трудов: Живая речь уральского города,1988; Функционирование литературного языка в уральском городе,1990; Языковой облик уральского города, 1990). Тематическая специфика произведений разговорной речи - еще одна из проблем, относящихся к данному направлению.

Разговорная речь в широком понимании - обширная область языка, граничащая с кодифицированным литературным языком и просторечием, в рамках которой происходит постоянное взаимодействие и взаимоприспособление элементов КЛЯ, социальных, профессиональных, территориальных диалектов и просторечия. Разговорная речь обслуживает сферу непринужденного неофициального устного общения. Попутно заметим, что "сфера реализации просторечия - это не только личное неофициальное, но и официальное, даже публичное общение (что так наглядно подтвердила в последние годы речевая практика многих народных депутатов)" (Китайгородская,1993,68).

Мы не ограничиваем круг наших информантов только носителями литературного языка. Основные наши информанты - жители Екатеринбурга и других уральских городов, преимущественно носители литературного языка, в разной мере испытывающие влияние местных говоров, городского просторечия, социальных диалектов и жаргонов, а также носители городского просторечия, испытывающие влияние литературного языка.

Итак, данная работа ориентирована на широкое понимание термина "разговорная речь". При этом определение объекта нашего исследования не связано с изменением основных критериев разговорности (по Е.А.Земской), в соответствии с которыми разговорная речь есть “речь: 1)неподготовленная, 2) обнаруживающаяся в условиях непосредственного общения, 3) при отсутствии официальных отношений между участниками речевого акта" (Земская,1968,3).

Относительно выделения главного фактора, определяющего условия формирования разговорной речи, cуществуют разные мнения. Е.А.Земская (1973) считает определяющими экстралингвистические факторы, прежде всего - неофициальность обстановки и отношений между говорящими. По мнению О.А.Лаптевой (1976), значение фактора официальность/ неофициальность следует ограничить стилистической сферой. О.Б.Сиротинина (1970) в качестве основного выделяет фактор непосредственности общения. Нам близка точка зрения О.Б.Сиротининой, считающей, что специфика разговорной речи "обусловлена непосредственностью общения как условием ее появления" (Cиротинина,1970,67), а фактор официальность/ неофициальность вторичен.

Непосредственность общения стоит в одном ряду с другим непременным условием формирования разговорной речи - ее преимущественно устной формой. "При порождении устного высказывания действуют совсем другие психолингвистические закономерности, чем при порождении письменного. Они и обусловливают появление в речи особенностей, которые служат базой формирования типизированных разговорных явлений" (Лаптева,1992,155). Именно устность и непосредственность общения обусловливают появление и функционирование специфических разговорных форм, эти два фактора позволяют отнести к сфере разговорной речи не только разговоры на обиходно-бытовые темы, но и произведения устной публичной речи, в основе которых лежит письменный текст и неофициальные бытовые письма (ср. Земская,Ширяев,1980). При этом не вызывает сомнения утверждение, что "неофициальная устная речь - центр разговорной речи, а остальное - ее периферия" (Сиротинина, 1974,33). Отметим, что важность фактора непосредственности общения объясняется еще и тем, что для разговорной речи очень важна сама ситуация, в которой происходит общение (Капанадзе, 1988,132), влияние же ситуации возможно лишь в условиях непосредственного (не дистанцированного во времени и пространстве) общения. О важности учета ситуации для речевого общения писал М.Бахтин: "Никогда речевое общение не сможет быть понято и объяснено вне...связи с конкретной ситуацией" (Волошинов,1993,74).

Учитывая сказанное, в рамках настоящего диссертационного исследования мы определяем разговорную речь как устную речь горожан, протекающую в условиях непосредственного общения, при отсутствии официальных отношений между говорящими, в большинстве случаев не являющуюся заранее подготовленной. Это речь, обслуживающая преимущественно сферу бытового общения. В нашем понимании разговорная речь не противопоставлена резко ни кодифицированному литературному языку, ни просторечию.

Разговорная речь – это функциональная разновидность литературного языка. Она выполняет функции общения и воздействия. Разговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой характерны неофициальность отношений между участниками и непринужденность общения. Она используется в обиходно-бытовых ситуациях, семейной обстановке, на неофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах коллег, начальника с подчиненным и т.п.

Темы разговорной речи определяются потребностями общения. Они могут меняться от узкобытовых до профессиональных, производственных, морально-этических, философских и др.

Важной особенностью разговорной речи являются ее неподготовленность, спонтанность (лат. spontaneus – самопроизвольный). Говорящий создает, творит свою речь сразу «набело». Как отмечают исследователи, языковые разговорные особенности часто не осознаются, не фиксируются сознанием. Поэтому нередко, когда носителям языка для нормативной оценки предъявляются их собственные разговорные высказывания, они оценивают их как ошибочные.

Следующий характерный признак разговорной речи – непосредственный характер речевого акта, то есть она реализуется только при непосредственном участии говорящих независимо от того, в какой форме она реализуется – в диалогической или монологической. Активность участников подтверждается высказываниями, репликами, междометиями, просто издаваемыми звуками.

На структуру и содержание разговорной речи, выбор вербальных и невербальных средств общения большое влияние оказывают экстралингвистические (внеязыковые) факторы: личность адресанта (говорящего) и адресата (слушающего), степень их знакомства и близости, фоновые знания (общий запас знаний говорящих), речевая ситуация (контекст высказывания). Например, на вопрос «Ну, как?» в зависимости от конкретных обстоятельств ответы могут быть самыми разными: «Пятерка», «Встретил», «Достал», «Проиграл», «Единогласно». Иногда вместо словесного ответа достаточно сделать жест рукой, придать своему лицу нужное выражение – и собеседнику понятно, что хотел сказать партнер. Таким образом, внеязыковая ситуация становится составной часть коммуникации. Без знания этой ситуации значение высказывания может оказаться непонятным. Большую роль в разговорной речи играют также жесты и мимика .

Разговорная речь – речь некодифицированная , нормы и правила ее функционирования не фиксируются в разного рода словарях и грамматиках. Она не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней активно используются формы , которые квалифицируются в словарях как разговорные . «Помета разг. их не порочит, – пишет известный лингвист М.П. Панов. – Помета предупреждает: лицо, с которым вы в строго официальных отношениях, не называйте голубчиком, не предлагайте ему куда-нибудь его впихнуть, не сообщайте ему, что он долговязый и временами ворчун… В официальных бумагах не употребляйте слова глядь, всласть, восвояси, грошовый… Ведь разумные советы?»

В этом отношении разговорная речь противопоставляется кодифицированной книжной речи. Разговорная речь, как и книжная, имеет устную и письменную формы. Например, ученый-геолог пишет статью для специального журнала о залежах минералов в Сибири. Он использует книжную речь в письменной форме. С докладом на эту тему ученый выступает на международной конференции. Его речь книжная, но форма устная. После конференции он пишет о своих впечатлениях письмо коллеге по работе. Текст письма – разговорная речь, письменная форма.

Дома, в кругу семьи геолог рассказывает, как он выступал на конференции, с кем из старых друзей встретился, о чем говорили, какие подарки привез. Его речь – разговорная, ее форма – устная.

Активное изучение разговорной речи началось в 60-х гг. XX столетия. Стали анализировать магнитофонные и ручные записи непринужденной естественной устной речи. Ученые выделили специфические лингвистические особенности разговорной речи в фонетике, морфологии, синтаксисе, словообразовании, лексике. Например, в области лексики для разговорной речи характерна система собственных способов номинации (называния): различные виды стяжения (вечерка – вечерняя газета, мотор – моторная лодка, поступать – в учебное заведение); неоднословные словосочетания (Есть чем писать»? – карандаш, ручка, Дай чем укрыться – одеяло, плед, простыня); однословные производные слова с прозрачной внутренней формой (открывалка – консервный нож, тарахтелка – мотоцикл) и др. Разговорные слова отличаются высокой экспрессивностью (каша, окрошка – о путанице, кисель, размазня – о вялом, бесхарактерном человеке).

Разговорная речь Разгово́рная речь -

разновидность устной литературной , обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение и выполняющая функции общения и воздействия. В качестве средства национального общения складывается в эпоху формирования наций, в донациональный период в функции Р. р. выступают , полудиалекты, городские и др. Как форма существования Р. р. характеризуется основными его признаками (наддиалектностью, устойчивостью, многофункциональностью).

Р. р. - историческая категория. История Р. р. в разных национальных языках не зафиксирована источниками вследствие устной формы её существования. Основой её формирования служили наддиалектные образования и регионов, игравших связующую роль при консолидации наций. Место Р. р. в составе литературных языков исторически изменчиво. Она может выступать в качестве устной формы литературного языка (например, в литературном языке эпохи Гомера она была единственной его формой), может не входить в его состав (например, литературный язык 16-17 вв., современная obecná čeština ), может взаимодействовать с разговорным типом письменно-литературного языка, представленного в художественных произведениях, наиболее полно отражающих реальную народную речь (например, современная русская Р. р.), или представлять собой стиль литературного языка. Существуют региональные типы Р. р. Так, в современном литературном языке по целому ряду и отчасти признаков можно выделить севернорусский и южнорусский региональные варианты литературной Р. р. Сходная картина наблюдается в современном литературном языке. Р. р. не подвергается кодификации.

Определение характера отношения Р. р. того или иного национального литературного языка к литературному языку в целом или его разновидностям решается по-разному. Так, русскую Р. р. одни учёные (Е. А. Земская, Ю. М. Скребнев), исходя из её структурно-системных свойств, отделяют от кодифицированного литературного языка и рассматривают как противопоставленный ему самостоятельный феномен, другие рассматривают её в составе литературного языка как его разновидность (О. А. Лаптева, Б. М. Гаспаров) или особый стиль (О. Б. Сиротинина, Г. Г. Инфантова). Изучение социальной, локальной, возрастной, половой, профессиональной дифференциации Р. р., речевого поведения, особенностей и речи входит в задачи и .

Общие свойства устной речи проявляются в специфических характеристиках Р. р.: неподготовленности, линейном характере, ведущем как к экономии, так и к избыточности речевых средств, непосредственном характере речевого акта. Р. р. существует в и формах, форма речи влияет на выбор средств выражения.

Основная функция Р. р. - функция общения. Соответственно потребностям общения меняются темы Р. р.: от узкобытовых до производственных и отвлечённых. Признаки общей ситуации протекания речи связаны с предметной обстановкой речи и участниками акта. Выделяется 3 типа ситуаций общения: стереотипные городские диалоги незнакомых лиц; общение знакомых лиц в бытовой обстановке; общение знакомых и незнакомых лиц в производственной и социально-культурной сфере (ситуации непубличного общения и ситуации публичного общения).

  • Шигаревская Н. А., Очерки по синтаксису современной французской разговорной речи, Л., 1970;
  • Кожевникова К., Спонтанная устная речь в эпической прозе, Praha , ;
  • Инфантова Г. Г., Очерки по синтаксису современной русской разговорной речи. Ростов н/Д, 1973;
  • Русская разговорная речь, под ред. Е. А. Земской, М., 1973;
  • Сиротинина О. Б., Современная разговорная речь и её особенности, М., 1974;
  • Лаптева О. А., Русский разговорный синтаксис, М., 1976;
  • Сафиуллина Ф. С., Синтаксис татарской разговорной речи, Каз., 1978;
  • Девкин В. Д., Немецкая разговорная речь. Синтаксис и лексика, М., 1979;
  • Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис, под ред. Е. А. Земской, М., 1981;
  • Русская разговорная речь. Фонетика, морфология, лексика, жест, под ред. Е. А. Земской, М., 1983;
  • Скребнев Ю. М., Введение в коллоквиалистику, Саратов, 1985;
  • Ure F. W., The theory of register in language teaching, Essex, 1966;
  • Problémy běžně mluveného jazyka, zvláště v ruštině, «Slavia», 1973, ročn. 17, seš. 1;
  • Jedlička A., Spisovný jazyk v současné komunikaci, Praha, 1974.

О. А. Лаптева.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Смотреть что такое "Разговорная речь" в других словарях:

    РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ - 1) разновидность устной формы литературного языка: обиходно бытовая речь его носителей.2) То же, что устная речь (в т. ч. диалектная, просторечная, речь отдельных социальных групп и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

    разговорная речь - Речь, которая используется в непринужденных беседах. При этом надо различать устную форму литературного языка и разговорный стиль с его особой речевой системностью. Основная функция разговорной речи – коммуникативная (функция общения). Задачи… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ - РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Одна из функциональных разновидностей языка, представленная главным образом в устной форме. Это основная форма реализации разговорной речи – произносимая, устная речь. Р. р. характеризуется особыми условиями функционирования,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    разговорная речь - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN spoken voice … Справочник технического переводчика

    Разговорная речь - одна из форм существования лит. яз., реализуемая обычно в диалогич. форме в условиях каждодневного общения в неофиц. обстановке. Основной базой Р. Р. служат образованные слои общ ва, лица, владеющие лит. нормой и использующие в общении специфич.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Разговорная речь - 1) принятое в русистике наименование не зафиксированной на письме обиходно бытовой речи носителей литературного языка (См. Литературный язык). Изучается по материалам магнитофонных и ручных записей речевого потока или отдельных… … Большая советская энциклопедия

    разговорная речь - 1) разновидность устной формы литературного языка: обиходно бытовая речь его носителей. 2) То же, что устная речь (в том числе диалектная, просторечная, речь отдельных социальных групп и т. д.). * * * РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ, 1)… … Энциклопедический словарь

    разговорная речь - Особая стилистически однородная функциональная система, противопоставляемая книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, такими, как… … Словарь лингвистических терминов

    разговорная речь - особая стилистически однородная функциональная система, противопоставляемая книжной речи как некоди рованная форма литературного языка. Разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, такими, как отсутствие предварительного… … Толковый переводоведческий словарь

    разговорная речь - ед. Разговорная разновидность литературного языка, используемая, как правило, в ситуациях непринужденного общения. Основными чертами р. р. являются 1) устная форма выражения; 2) реализация преимущественно в неофициальной обстановке в форме… … Учебный словарь стилистических терминов

Книги

  • Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Грамматика , . Настоящая монография является продолжением коллективной монографии "Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика" (М.: URSS, 2008). Она…

Основные виды речи

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: - устной, - письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: - излагать связно, - излагать последовательно и доходчиво, - соблюдать нормы языка, - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, - ориентироваться на психическое состояние слушающих, - контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Письменная речь

Кинетическая речь

Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад. Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями. Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро "перетечь" в чисто внутреннюю речь. Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: "Это ужасно!" В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: "Это ужасно... Ужасно... А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник..." Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях - при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. Этапы речевого развития. Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря. Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это - имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений. Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде. Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту-1200-1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания. Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты - большая, а я маленький. Когда я буду длинный - до ковра... до лампы... тогда я буду большой». Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития - то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. Функции детской речи. Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка - он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений.

Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения. В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре.Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов. Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа - взрослые должны этому специально научить. Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке. Психологические механизмы развития речи. Как формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка: - подражание, - образование условнорефлекторных ассоциаций, - постановка и опытная проверка эмпирических гипотез. Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание - это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка. Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется. Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста. По-видимому, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

разговорный речь стиль

Специфические особенности разговорного стиля как фактор варьирования

Для наиболее глубокого изучения проблемы рассматриваемой в данной курсовой работе, мы начнём рассматривать с наиболее широких понятий лингвистики, однако имеющих непосредственное отношение к проблеме. Это понятия разговорный стиль и разговорная речь.

Начнём с разговорного стиля. И для начала мы обратимся к учёному-лингвисту - Маргарите Николаевне Кожиной. В своём учебнике она пишет, что под разговорным стилем обычно понимают особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Хотя при этом, типичной сферой проявления разговорного стиля является сфера бытовых отношений, однако, по-видимому, и общению в профессиональной сфере также свойственны особенности, присущие разговорному стилю. (8)

Однако, мы не можем не согласится с изложенным ниже мнением.

Разговорный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных стилях общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также используют нейтральные средства.

Перед дальнейшим изложением, следует сказать, что разграничить два понятия разговорная речь и разговорный стиль очень сложно, являющиеся одной частью целой системы функциональных стилей, они неотделимы друг от друга, поэтому в последующем разборе, объяснение будет несколько не систематизированным.

Итак, в пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом. Кодифицированной речью называется, потому что именно по отношению к ней ведётся работа по сохранению её норм, за её чистоту. Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Как правило, каждый носитель литературного языка владеет этими обеими разновидностями речи.

Основными чертами разговорного стиля является уже указанный непринуждённый и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из важней особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, то есть непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: (женщина перед уходом из дома) Что мне надевать то? (о пальто) Вот это что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая, эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идёт речь. Таким образом в разговорной речи неязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.

Разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является её лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и обще книжная, и термины, и иноязычные заимствования, и слова стилистической высокой окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование различных элементов. (9)

Ранее, мы уже говорили о некоторых особенностях разговорного стиля. Здесь же мы рассмотрим их более систематизировано.

Общими экстралингвистическими признаками, обусловливающими формирование этого стиля, являются:

  • ·неофициальность и непринужденность общения; непосредственное участие говорящих в разговоре;
  • ·неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения, и при этом обычно диалогическая (хотя возможен и устный монолог);
  • ·наиболее обычная область такого общения - бытовая, обиходная. С ней связаны содержательные особенности и конкретный характер мышления, отражающийся в строе разговорной речи, прежде всего в её синтаксической структуре;
  • ·для этой сферы общения типична эмоциональная, в том числе оценочная реакция (в диалоге), что также воплощается в речевых особенностях разговорного стиля;
  • ·условием, сопровождающим проявления разговорной речи, оказываются жесты, мимика, ситуация, характер собеседников и ряд других экстралингвистических факторов, влияющий на особенности речи.8.

О.Б. Сиротинина понимает под термином "разговорная речь" устную форму неофициального непосредственного общения и называет только три её признака: устная форма, диалогичность, неподготовленность, но по объёму понятия "разговорный стиль" и "разговорная речь" не совпадают: "неофициальность отношений-обязательное условие разговорного стиля, который характеризуется тематической ограниченностью(обиходно бытовое общение) , но безразличен к форме и виду речи. Непосредственность общения (а, следовательно, устная форма и диалогический вид речи)- обязательное условие разговорной речи, которая тематически не ограничена и необязательно является реализацией лишь разговорного стиля.

Разговорная речь характеризуется следующими признаками. Главным признаком разговорной речи является е` неподготовленность, спонтанность.

Надо отметить, что разговорные особенности не фиксируются, не отмечаются в сознании.

Вторым отличительным признаком разговорной речи является то, что общение возникает лишь при неофициальных отношениях между собеседниками.

Разговорная речь может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

В разговорной речи допустимы паузы, быстрый темп, нечёткое произношение слов. Говоря о лексике, в разговорной речи конкретные слова превалируют над абстрактными, допускается повтор слов, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, упрощение предложений, употребление слов вместо словосочетаний - экономия языковых средств (например, газировка вместо газированная вода). 11.

В словаре Ожегова: "ВАРЬИ?РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несовер., что (книжн.). То же, что видоизменять. В. способы изложения." 10.

Разговорный стиль отличают непринуждённость, неподготовленность общения, жестикуляция, мимика, зависимость от конкретной ситуации.11.

Анализируя определение термина варьировать из словаря Ожегова и соотнося его с основными признаками разговорного стиля, мы увидим, что эти особенности стиля позволяют в процессе "говорения" различным способом варьировать изложенное.

В качестве примера приведём высказывание одного из персонажей рассказа А.П. Чехова "Месть": - Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца? В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля: - вопросительные и восклицательные предложения, - междометие разговорного стиля: "черт возьми", - личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме. Ещё один пример - отрывок из письма А.С. Пушкина к жене, Н.Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года: Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура. В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля: - использование разговорной и просторечной лексики: "женка", "таскаться", "скверный", "разъезжать", " что за охота", союз "да" в значении "но", частицы "уж" и "вовсе не", вводное слово "видно", - слово с оценочным словообразовательным суффиксом "городишко"; - инверсионный порядок слов в некоторых предложениях; - лексический повтор слова скверный; - обращение; - наличие вопросительного предложения; - употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа; - употребление глаголов в настоящем времени; - употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.