4 характерные черты и эволюция древнеегипетской скульптуры. История развития статуй древнего египта

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя - соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.

Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры; скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Скульптура появляется в гробницах как страховой случай, если тело умершего не сохранится. Произведения египетских скульпторов свидетельствуют о высокой степени технического мастерства; их работа требовала больших усилий - они вырезали, тщательно отделывали и отшлифовывали статуи из самых твердых пород камня (гранита, порфира и др.). При этом они достаточно достоверно передавали формы человеческого тела; меньше удавалась им прорисовка мускулатуры и сухожилий. Главным объектом творчества скульпторов был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных

Уже в период Древнего царства сложились канонические типы статуй: 1) стоящая (фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу); 2) восседающая на троне (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте) или сидящая на земле со скрещенными ногами. 3. композиция песцов; 4. кубические статуи; 5. осирические стати (только фараоны); 6. сфинксы. Все они производят впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия; для них характерны скованность позы, бесстрастное выражение лица, крепкая и сильная мускулатура (статуя вельможи Ранофера); перед нами - некий обобщенный социальный тип, воплощающий власть и могущество. В особой степени эти черты присущи огромным статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой бесстрастностью поз (статуи Джосера, Хафра); в своем максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в гигантских каменных сфинксах-львах с головой фараона (первые царские статуи вне пределов храмов). В то же время связь скульптурного изображения с заупокойным культом требовала его сходства с оригиналом, что обусловило раннее появление скульптурного портрета, передающего индивидуальное своеобразие модели и ее характер (статуи зодчего Хемиуна, писца Каи, царевича Каапера, бюст царевича Анхаафа). Таким образом, в египетской скульптуре холодная надменность облика и торжественная поза сочеталась с реалистической передачей лица и тела; она несла в себе идею социального назначения человека и одновременно идею его индивидуального существования. Скульптура малых форм оказалась менее каноничной, поскольку ее объектом могли быть представители низших слоев (статуэтки слуг и рабов в процессе работы).

В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации (статуя Сенусерта I из Лишта), то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство (статуи царицы Хатшепсут и Тутмоса III; возникает обычай воспроизводить в скульптурных изображениях знати черты правящего фараона. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность.

Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц (статуя семейной пары времени Аменхотепа III, мужская голова из Бирмингемского музея). Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа (портретные головы Эхнатона и Нефертити), а также добиться реалистического изображения человеческого тела (статуэтки четырех богинь из гробницы Тутанхамона).

В период антиэхнотоновской реакции делается попытка вернуться к старым антиреалистическим приемам. Ведущей вновь становится тенденция к идеализации, характерная в первую очередь для мемфисской школы (статуи из Пер-Рамсеса). Однако в пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется прежде всего в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя (статуя Рамсеса II).

В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В ХНХ вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет (статуэтки Тахарки, кушитских царевен, статуя фиванского градоначальника Монтуэмхета). В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией.

Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий.

Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени - простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы - пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

Египтяне мыслили статую как ʼʼтелоʼʼ духов и людей. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.

Одни статуи ставились в храмах в память об ʼʼучастииʼʼ в определœенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. 49). Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут всœеляться в женщин рода и вновь возрождаться.

Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было ʼʼузнатьʼʼ именно свое тело и войти в него, а сама статуя ʼʼзаменитьʼʼ тело, каждое лицо статуи наделялось определœенной неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древ­неегипетского искусства - скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса - создание посмертных масок.

Уже в эпоху Древнего царства в мастабах рядом с молельней строилась узкая, закрытая комната (сердаб ), в которую ставили статую умершего. На уровне глаз статуи было небольшое окошко, чтобы обитающее в статуе ка покойного могло принять участие в поминальных обрядах. Полагают, что эти статуи служили для сохранения земной формы усопшего, а также на случай пропажи или гибели мумии.

Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они ʼʼоживалиʼʼ для вечной жизни. По этой причине мы никогда не видим изображения людей, к примеру, в предсмертном или посмертном виде, напротив - присутствует исключительная жизненность. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.

В статуях и рельефах человек всœегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика ʼʼпрозреванияʼʼ покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Οʜᴎ всœегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем (илл. 50). Ибо глаз для египтян - вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов

Так как через ноздри ʼʼвдыхаласьʼʼ живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.

Так как губы мумии наделялись способностью произносить слова загробной исповеди, то сами губы никогда не абстрагировались до схематизированного знака.

В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов, изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Его целью было ʼʼвозрождениеʼʼ престарелого или больного правителя, ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя. В ходе ритуала ставилась статуя ритуально ʼʼубитогоʼʼ фараона, сам же правитель, заново ʼʼпомолодевшийʼʼ, совершал перед шатром ритуальный беᴦ. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.

Статуи одного и того же человека, помещенные в гробницы, могли быть разных типов, ибо отображали различные аспекты заупокойого культа˸ один тип передавал индивидуальные черты человека, без парика, в модной одежде, другой имел более обобщенную трактовку лица, был в официальном опоясании и пышном парике.

Желание обеспечить ʼʼвечноеʼʼ совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей также закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителœей.

Первые ушебти (о них шла речь в вопросœе № 2) датируются 21 в. до н.э. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. 51-а). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Были те, кто покупал 360 штук - по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких ʼʼпомощниковʼʼ.

Во время отдельных обрядов использовались скульптуры связанных пленных. Οʜᴎ, вероятно, заменяли живых пленных во время соответствующих ритуалов (скажем, умервщления поверженных врагов).

Египтяне считали, что постоянное наличие скульптурных изображений участников религиозного ритуала в храме как бы обеспечивает вечное совершение этого ритуала. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где боги Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону - так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.

Найденные в гробницах именно деревянные статуи связаны с погребальным ритуалом (неоднократное поднятие и опускание статуи умершего как символ победы Осириса над Сетом).

Статуи фараонов ставились в святилищах и храмах для того, чтобы поставить фараона под защиту божества и одновременного прославить правителя.

Гигантские статуи-колоссы фараонов воплощали самый священный аспект сущности царей – их ка .

В эпоху Древнего царства появляются канонические фигуры фараона˸ стоя с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком опоясании и короне, сидя с царским платком на голове (илл. 53, 53-а), коленопреклонного, с двумя сосудами в руках (илл. 54), в образе сфинкса, с богами, с царицей (илл. 55).

В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение ʼʼколлективногоʼʼ благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. За исключением короткого амарнского периода фараоны всœегда изображались наделœенными огромной физической силой.

Главное требование для скульптора - создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеа­лизация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Бо­жественность фараона дополнялась деталями˸ к примеру, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора

Амарнский период отмечен совершенно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей - вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас˸ на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах

Статуи частных лиц.

Египтяне всœегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Скульптуры никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы.

Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсœем небольших фигурок в несколько сантиметров.

Скульпторы, ваяя частных лиц, также обязаны были придерживаться канона, прежде всœего фронтальности и симметричности в построении фигуры (илл. 60, 61). У всœех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.

В эпоху Древнего царства появляются скульптурные статуи супружеских пар с детьми (илл. 62, 63), писцов, сидящих поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях - вначале так изображались только царские сыновья

Храм Хора в Эдфу

Материал и обработка.

Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита, диорита͵ кварцита (илл. 68), алебастра, шифера, известняка, песчаника. Египтяне любили твердые породы камня.

Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Стоит сказать, что для небольших фигурок людей и животных чаще всœего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Ушебти делались из дерева, камня, глазурованного фаянса, бронзы, глины, воска. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди.

Инкрустированные глаза с контурной рельефной обводкой век характерны для статуй из известняка, металла или дерева.

Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена.

Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике ʼʼутраченного воскаʼʼскульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.

Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обводили глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надевали на шеи бронзовых кошек.

Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов.

На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые ʼʼколоссами Мемнонаʼʼ . По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. По другой версии, после землетрясения 27 ᴦ. до н.э. одно из изваяний значительно пострадало, и, вероятно, из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Это стало привлекать паломников, считавших, что таким образом эфиопский царь Мемнон, персонаж ʼʼИлиадыʼʼ Гомера, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.

При этом вразумительных объяснений, каким образом колоссы из кварцита высотой 20-21 метр, каждая по 750 тонн, были водружены на пьедестал также из кварцита весом 500 тонн вручную , не найти. Более того, нужно было еще доставить каменные монолиты (или их части?) за 960 километров вверх по течению Нила.

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса . Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед » - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега. К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема , представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства . К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Скульптура Древнего царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве , что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов . К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра , изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III , который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III . Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства

Скульптура Нового царства

В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности

Деревянная скульптура одного из египетских богов с головой барана

Скульптура Позднего царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают - так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.

Древний Египет. Мужская голова из собрания Сальт. Первая половина 3 тыс. до н:э.

Статуэтка носильщика Меир. Гробница Нианхпепи. VI династия, правление Пегги II (2235-2141 до н. э.). Каирский музей

КРЕСТЬЯНИН С МОТЫГОЙ. Для земляных работ применялась мотыга, которая изначально была деревянной, затем появились металлические, состоявшие из двух частей: рукоятки и рычага.

Три носительницы жертвенных даров. Дерево, роспись; высота 59 см; длина 56 см; Меир, гробница Нианхпепи Черного; раскопки Египетской службы древностей (1894); VI династия, царствование Пепи I (2289-2255 до н.э.).

Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. Сменялась власть, изменялись географические границы государства - всё это нашло своё отражение в художественных образах, оставленных на стенах зданий и гробниц, в миниатюрных изображениях на предметах быта.

Первый систематизированный материал по истории зарождения и развития искусства Египта написал известный историк, антрополог и археолог Матье. Искусство Древнего Египта в его понимании является прямым родоначальником художественного творчества Европы. В то время, когда Рим и Греция только постигали основы архитектуры и скульптуры, египтяне возводили монументальные строения и декорировали их многочисленными барельефами и росписями.

Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными. Именно поэтому даже декоративно-прикладное искусство Древнего Египта обладает свойственными только ему чертами. Одного взгляда на предметы, изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте.

Периодизация искусства Древнего Египта, её аспекты и каноны

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В чём же они состояли? Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.). Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Ещё одна особенность - пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.

Чтобы полнее составить себе представление о таком государстве, как Древний Египет, искусство и архитектура которого несут в себе информацию о прошлом, стоит рассмотреть отдельные периоды его развития.

Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно - на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти.

К концу периода гробницы начали приобретать иные формы за счёт возводимых над ними дополнительных ярусов каменных блоков. Скульптурное и изобразительное искусство Древнего Египта в это время представляло собой изображение сцен из жизни богов и фараонов. Также широко распространены были статуи, олицетворявшие умерших, их слуг и войско. Все они изображали людей в расцвете лет.

Основная особенность скульптуры в этот период - монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Среднее царство: особенности искусства и архитектуры

В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены.

Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет. Искусство скульптурного изображения также претерпело изменения.

В отличие от изготовленных в предыдущий период, статуи приобрели более выразительные черты. Скульптуры Среднего царства могли хотя бы в общих чертах дать учёным представление о том, как выглядел изображённый человек в реальности.

Искусство и архитектура Нового царства

Особую монументальность и роскошь культура и искусство Древнего Египта приобретают в период Нового царства. Именно в это время наиболее ярко воспеваются мощь, сила и богатство страны. Храмы и другие значимые постройки теперь строят не только из гранитных и известняковых блоков, но и вырубают в скалах. Размеры их до сих пор поражают воображение. В связи с этим строительство длилось очень долго. Общепринятыми стали правила внутренней и внешней планировки зданий по единому образцу.

В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.

Декоративное искусство Древнего Египта в это время обогатилось такой отраслью, как живопись, а точнее - роспись. Разнообразные сюжеты из жизни египтян изображались в окружении удивительных по красоте орнаментов. При этом не были отвергнуты каноны изображения человеческих фигур, характерных для Древнего царства.

Ещё одним новшеством, которое не было замечено в другие периоды Древнего Египта (искусства как такового тогда еще не сформировалось), стало изготовление небольших по размеру фигурок и предметов быта: туалетных ложечек, флаконов для благовоний и косметических средств. Материалами для них обычно служили стекло и алебастр.

Самые известные архитектурные памятники Древнего Египта

Один из ярчайших примеров типичной египетской архитектуры - пирамидальный комплекс в Гизе. Именно пирамиды олицетворяют собой Древний Египет. Искусство возведения этих погребальных строений было доведено до совершенства во время правления фараона Хеопса, который, согласно историческим данным, инициировал также создание Сфинкса.

Самое величественное строение в этом комплексе представлено пирамидой Хеопса, построенной из более чем двух миллионов блоков. Поверхность её облицована белым турецким известняком. Внутри грандиозного сооружения расположены сразу три погребальные камеры. Самой маленькой постройкой в Гизе считается пирамида Менкаура. Её ценность состоит в том, что она сохранилась лучше других, так как была возведена самой последней.

Все без исключения пирамиды построены по одному образцу. Совпадают схемы их расположения на местности, а также входящие в них комплексные сооружения: нижние и заупокойные храмы, «дорога» и, собственно, сама пирамида.

Ещё один архитектурный памятник Древнего Египта - храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Пирамидальные постройки в нём удивительным образом сочетаются с выдолбленными в скалах храмовыми и погребальными помещениями, колонными залами и барельефами.

Архитектура и искусство Древнего Египта в этих исторически значимых местах изучаются до сих пор. К сожалению, не сохранились дома обычных граждан. Они, по предположениям археологов, были построены из необожжённого кирпича, саманных блоков и дерева.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы - всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, - достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

Ювелирные украшения Древнего Египта

В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум - уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

Египтяне одними из первых стали использовать в архитектуре декорирование стен рельефами, росписями и мозаиками. Изобразительное искусство Древнего Египта также подчинялось определенным канонам. Например, внешние стены зданий украшались изображениями фараона. На внутренних же поверхностях домов, храмов и дворцов принято было изображать сцены, имеющие культовое происхождение.

Представление о египетской живописи современники составляют на основе найденных в гробницах фресках. Росписи в жилых домах и дворцах до нашего времени не сохранились. Мужчины на фресках изображались более тёмными, чем женщины. Интересным представляется и положение частей тел на рисунках: голова и стопы рисовались словно в профиль и были повёрнуты в одну сторону, а вот руки, плечи и туловище изображались с позиции анфаса.

Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций - суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.

Музыка и музыкальные инструменты

Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).

В Древнем Египте существовало понятие хейрономии, что в буквальном переводе означает «двигать руками». Обычно люди с соответствующей подписью изображались стоящими перед оркестром. Это позволило сделать предположение о существовании хорового пения и оркестровой игры под руководством дирижёра.

Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.

Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.

Скульптура в Древнем Египте

Скульптурные портреты, статуи и другие монументальные изделия из камня создавались в Древнем Египте благодаря погребальному культу. Дело в том, что верования древних египтян предписывали им увековечивать внешний облик человека для того, чтобы он мог благополучно вернуться в мир живых, пройдя все тяготы загробной жизни.

В каждой усыпальнице устанавливалась статуя умершего, к ногам которой родственники приносили необходимые для его путешествия по загробному миру предметы быта. Состоятельные и именитые люди, при жизни привыкшие к помощи рабов и собственного войска, не могли благополучно отправиться в мир мёртвых без соответствующего сопровождения. Поэтому рядом с их статуей располагалось множество скульптур поменьше. Здесь могли быть воины, рабы, танцовщицы и музыканты.

Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Черты лица усопших никогда не выражали эмоций и были бесстрастны, а взгляд устремлён вдаль. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.

О культуре и искусстве Древнего Египта в настоящий момент известно многое. Однако существует ещё несметное количество загадок, разгадать которые не могут уже несколько столетий. Может быть, по прошествии веков будет раскрыт смысл, заложенный в каждом рисунке и каждой статуе.

Искусство Древнего Египта
«Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу»…(Из древнеегипетского папируса)
Египет - страна, население которой проживало в районе Сахары еще с неолита, т. е. было автохтонным. Глубинная связь с породившей ее первобытностью пронизывает всю египетскую культуру. Так, идея пирамиды могла родиться из представления о священной горе. Мысль о сакральном значении отдельно стоящего камня реализуется в форме обелиска. Египетская культура медленно вырастала из первобытности, сохраняя связь с такими первобытными верованиями, как анимизм, фетишизм и тотемизм. Анимизм проявлялся в создании статуй-дворников, мумификации тел фараонов, в росписях пирамид и скальных гробниц, темой которых являлось путешествие души умершего в царстве Аида. Основы иконографии и стилистики египетского искусства сохранятся на протяжении тысячелетий.

Искусство в Египте имело своей целью утверждение идеи о всевластии «бога благого», таков был официальный титул фараона. Еще одна отличительная черта искусства Древнего Египта - связь с заупокойным культом, вызванным желанием продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, не только мумифицировать тело, но и создать подобие - статую. Именно поэтому ваятель в Древнем Египте именовался «санх» - «творящий жизнь».
Искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)
Более десяти тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей - номов, постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.
Скульптура

Хатхор богиня неба, изображаласась в облике коровы, позднее с коровьими рогами, между которыми помещен солнечный диск.

Согласно представлениям египтян, каждый человек имел Сах - тело, Шунт - тень, Рен - имя, Ах - привидение, Ба - проявление сущности и Ка - душу, являющуюся бессмертным двойником. Основное условие загробной жизни - сохранение тела, для чего стало использоваться мумифицирование. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин - желтым, волосы - черным, одежды - белым. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. В гробницу помещались статуэтки, изображавшие разнообразных слуг фараона. В отличие от статуй вельмож, позы которых каноничны, статуэтки слуг передавали различные моменты их деятельности, что обусловило большое разнообразие положения их тел.

Скульптура, имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Значительная часть дошедших до нас скульптурных изображений фараонов показывает владык Египта сидящими на троне, завернутыми в погребальную пелену. Эти скульптуры были объектами особого ритуала, в основе которого лежал известный с древности и ныне практикуемый у некоторых африканских племен обряд ритуального убийства вождя. Другой тип египетской скульптуры - культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. На теле - набедренная повязка, на голове - убор. Лицо бесстрастно. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» - ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов - всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти.

Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Египетский художник показывал не то, что видел с определенной точки зрения, а то, что знал о фигуре, стремясь выявить самое выразительное - глаза, показанные в фас на данном в профиль лице, развернутые прямо на зрителя плечи и показанные сбоку ноги. Фигуры опираются на землю всей ступней. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Каждая сцена представляет собой законченное целое и одновременно часть общей композиции. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим. Рельефы и росписи гробниц знати посвящены идее снабжения умершего всем необходимым для загробного существования.

С давних времен перед скульпторами вставала задача создания портретных изображений, необходимых для того, чтобы душа вернулась в сохраненное тело. Сложившийся тип статуи Древнего царства представляет статуя фараона Снофру: шея имеет правильные пропорции, глаза слегка углублены в орбитах. В статуе фараона Микерина показаны полные щеки, прямой, слегка вздернутый нос, прекрасно очерченный, своеобразный рот. Скульптуры сына Снофру Рахотепа и его жены Неферт относятся к числу совершеннейших памятников древнеегипетского искусства. Рахотеп и Неферт изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. Волосы и усы - черные, глаза инкрустированы. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье, на голове пышный парик, поверх которого повязана лента. Писец Каи изображен сидящим поджав ноги, развернув на коленях свиток папируса. У него плотно сжатые губы, слегка плоский нос и выдающиеся скулы.
Таким образом, в гробницах Древнего и Среднего царства обнаружены как идеализированные изображения, так и реалистические. На статуях реалистических всегда свободные передники, а на головах плотно облегающие повязки, на статуях идеализированных - пышные парики, туго обтягивающие бедра передники, широкие ожерелья. Точные ритуальные функции двух различных статуй не выяснены.

В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Рельефы были низкие и врезанные (т.е. контр рельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Настенные росписи были также двух видов: темперой по сухой штукатурке и такой же техникой в сочетании с вкладками из цветных наст. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вход оформлялся двумя фигурами владельца гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Над нишей с изображением статуи умершего располагалось его же изображение за жертвенным столом. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Главное положение занимает фигура царя или вельможи, намного превышающая все остальные, с посохом или жезлом - символами власти.

Рельеф — один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры располагающийся на плоскости и ориентирующийся на нее.

Время правления V-IV династий - период наивысшего расцвета гробничных рельефов и росписей Древнего царства.
Особенность искусства Древнего Египта - выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Первоначально погребение имело форму мастабы. Мастаба - современное название гробниц Древнего царства - наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами. Происходит мастаба от холма из земли и песка, возникающего при рытье могилы. Мастаба включала в себя подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в наземную часть, а также прямоугольную в плане постройку из кирпича-сырца или камня, которая в разрезе имеет форму трапеции. Наземная часть мастабы имела высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту - стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, и каменный жертвенник, установлений перед ложной дверью. В зависимости от знатности умершего мастаба имела такие дополнительные элементы, как сердаб, в котором помещались стелы, в надземной части могли находиться молельни и верхние камеры, куда захоранивали родственников умершего. Комплекс мастаб сохранился до нашего времени на западном берегу Нила в районе Мемфиса.

Мастаба — наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами над подземной погребальной камерой

Следующий этап оформления заупокойного храма - создание зодчим Имхотепом ступенчатой пирамиды Джосера в XXVIII в. до н.э. Она представляла собой поставленные друг на друга шесть сложенных
из камня и уменьшающихся в размерах мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что говорит о следовании традиции строительства мастаб. Пирамида Джосера достигала 62 м в высоту. Первоначально вход в нее находился с северной стороны и вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкавшего к пирамиде также с ее северной стороны. У восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка. Под пирамидой были подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами и 30 тысячами каменных сосудов. Весь погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 550 на 280 м и был окружен расчлененной выступами стеной. К югу от пирамиды Джосера обнаружена постройка с такой же планировкой погребальных камер, ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр, здесь также находился комплекс молелен, посвященных царскому юбилею. Здания ансамбля в камне воспроизводили формы деревянной и кирпичной построек: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий. В ансамбле впервые встречаются капители полуколонн в виде стилизованной раскрытой метелки папируса, капители в виде стилизованного цветка лотоса, а также протодорические - с каннелюрами, на самом деле повторяющими в камне связки тростника.

Полуколонны еще не отделились от кладки стен. Стены залов были декорированы алебастровыми плитами, в некоторых - панно из зеленых фаянсовых плиток, воспроизводящих плетенку из тростника. Решающее значение создание Джосера имело в том смысле, что здания стали расти вверх и камень был определен как главный материал монументального зодчества. Возле пирамиды Джосера ученые нашли обломки его статуи и пьедестал с именем Имхотепа.
В период IV династии в XXVIII веке до н.э. произошло дальнейшее развитие формы монументального надгробия - от ступенчатой пирамиды к классической. Переходный период отмечен возведением пирамиды Снофру, первого фараона IV династии в Дахшуре, имевшей в высоту более 100 м. При Снофру окончательно сложилась геометрическая форма пирамиды, наклон ее стен чуть более 46 градусов, еще довольно пологий по сравнению с классическими. Формирование канона завершилось созданием пирамид классического типа. Пирамида Хеопса, сына Снофру, - самая известная из них. Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей пирамиды и вели подготовительные работы. Одна только дорога, по которой на специальных салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась около 10 лет. По наклонному въезду шириной в 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, строители затаскивали полозья с каменными блоками. Верхний блок - «пирамидон» высотой в 9 м завершил строительство, которое велось 20 лет. Затем ступени пирамиды были заложены камнями и под конец грани пирамиды были облицованы плитами из белого известняка. Полированный саркофаг из красного гранита был помещен в небольшом помещении, находившемся на высоте 4,5 м от основания пирамиды. Ниже находилась еще одна камера, возможно, для супруги царя. Вызывает удивление и не имеет объяснения тот факт, что погребальная камера не имеет украшений, саркофаг лишь грубо отесан, не имеет крышки и шире прохода в камеру, т.е. не мог быть занесен в нее после строительства пирамиды. В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов, ведущих в камеры, и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов камней, над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих разгрузочных камер. Пирамида представляет собой часть грандиозного погребального ансамбля. От нижнего заупокойного храма вел крытый коридор, по которому участники процессии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора и центрального двора. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. С четырех сторон в углублениях скалы помещались 4 деревянные ладьи, предназначенные для путешествия фараона по потустороннему миру. Вблизи пирамиды находился огромный могильник с масштабами знати и высших сановников. В отношениях высоты и основания пирамиды содержалось число «пи», при высоте в 318 локтей и основании 500 локтей отношение удвоенного основания к высоте отвечало священному для египтян числу. На площади основания могли бы разместиться пять крупнейших соборов мира: собор св. Петра в Риме, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на ее возведение, можно было построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Еще одна пирамида классического типа, пирамида Хефрена - сложившаяся форма заупокойного храма Древнего царства, состоящего из двух частей - первой, доступной для верующих, и второй, куда допускались лишь избранные. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Посередине храма возможно находилась статуя фараона, от обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипостиль с монолитными гранитными столбами. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Пирамида Микерина, как и две предыдущие, имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Достигала в высоту 66,5 м, а угол наклона ее стен составил 51 градус. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. В пирамидах Гизы впервые встречаются свободно стоящие колонны с круглыми стволами и четырехгранные.

Пирамиды фараонов IV династии никогда не были превзойдены. Именно в классических пирамидах колонна отделяется от стены. Складывается тип пальмовидной, папирусовидной и лотосовидной капители колонн. Основу Сфинкса из Гизы составила известняковая скала, недостающие части были вытесаны из известковых плит.
На голове Сфинкса надет царский платок, на лбу высечен урей - священная змея, под подбородком видна искусственная борода. Лицо Сфинкса было выкрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные, лицо передавало черты фараона Хефрена.

Еще один канон египетского храма - «Солнечный храм».
Огромные затраты на строительство пирамид ослабили страну. Начались смуты, войны с соседями. После распада Египта около XXIII в. до н.э. начинается долгая борьба за его воссоединение. Фиванские правители Юга завершили объединение страны, однако подчинить номархов Среднего Египта им не удалось. В это время возникли местные художественные центры.

Искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.)
Расцвет Среднего царства связан с правлением XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними народами и сооружали крепости на границах с Нубией. В эпоху Среднего царства на видные места в государственном управлении
начинают выдвигаться незнатные люди. Развивается бронзовое производство, возникает производство стекла. Значительные изменения произошли в области архитектуры.
Происходит переоценка ценностей. В заупокойном культе сильнее ощущается моральных! аспект. Вступающий в мир мертвых должен предстать перед Осирисом.

В период Среднего царства появляется оформление входа в виде двух пилонов - башен с проходом между ними. Создается новый тип капители - с головой богини Хатхор. В строительной практике первой половины Среднего царства вырабатывается новый тип заупокойного храма, примером которого служит усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль Бахри. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. По фасаду и бокам храма, возвышавшегося двумя террасами, проходили портики, на террасы вели пологие подъемы - пандусы. Колонны были четырехгранными. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. За основной частью храма находился вырубленный в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. От заупокойного к нижнему храму вела дорога, огражденная стенами, вдоль которой были установлены раскрашенные статуи царя.

Перед фасадом заупокойного храма был расположен огромный парадный двор, а сбоку от пандуса, ведшего на крышу нижней террасы, - два водоема. Снова возродилось возведение пирамид, но не таких огромных, как прежде. Строительным материалом теперь служил кирпич-сырец. Основу пирамиды составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки между которыми заполнялись обломками камня, кирпичом и песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами. В отличие от пирамид Древнего царства эти пирамиды оказались недолговечными.
При Аменемхете III была завершена ирригационная система в Фаюме и был сооружен погребальный комплекс, включавший кирпичную пирамиду, облицованную известняковыми плитами, и грандиозный по размерам заупокойный храм площадью в 72 тыс. кв. м, состоявший из множества залов и молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Колоннады исполняли ведущую роль в оформлении и являлись его характерной особенностью. Архитекторы применяли и новый тип колонн с каннелюрами и прямоугольными абаками. Этот храм греки позднее назвали «Лабиринтом» (по тронному имени Алиенемхета III - Ни- матра, по-гречески - Лабира).

С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка черт лица правителей, большее внимание стали уделять передаче возраста. Скульптурные изображения фараонов приобретают реалистические черты. Так, скульптурные изображения фараонов Сенусерта III и Аменемхета III реалистичны: глаза уже поставлены наклонно и глубоко сидят в орбите, лица проработаны. Произошли изменения и в построении рельефов. Их темы стали разнообразнее, так, в рельефах номарха Среднего царства Сенби в Меире в сценах охоты звери изображены среди холмистых пространств пустыни. В рельефах переданы сцены повседневной жизни - сбор папируса, работа ремесленников и т.д.
Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.)

После изгнания гиксосов столицей Египта вновь стали Фивы, где развернулось колоссальное строительство. Зодчеству этой поры свойственна пышность и декоративная изысканность. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону, почитание которого объединяло в себе и поклонение солнечному божеству Ра. Наибольшее распространение получает тип храма с четким прямоугольным планом, включающим открытый двор,
обнесенный колоннадой, колонный зал и святилище. Фасадом храмы обращались к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или баранами. Вход окаймляли каменные пилоны - сужающиеся кверху в форме трапеции стены, разделенные узким проходом посередине. Перед пилонами возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора по главной оси намечала прямую линию пути в колонные залы, к молельням и кладовым. Стены храмов покрыты монументальными рельефами.
Архитектура

К началу Нового царства храм отделяется от гробницы. Храмы Нового царства строятся у подошвы скальных массивов. Особое значение приобретают святилища главного бога Амона-Ра, называемые греками Карнак и Луксор. Карнак был официальным египетским святилищем. На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Луксор представлял собой образец храма Нового царства: вход в виде пилона, двор, окруженный портиками, обилие колонн с капителями в виде распустившихся цветков папируса.
Из всех храмов фараонов XVIII династии выделяется заупокойный храм женщины-фараона Хатшеп- сут. Храм стоял на трех террасах и поражал обилием колонн. Рельефы храма изображали путешествие в Пунт, откуда египтяне вывозили экзотических животных.

Еще один скальный храм Нового царства - заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, созданный в первой половине XIII в. в Нубии, на западном берегу Нила. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. С обеих сторон от входа размещались четыре двадцатиметровые портретные статуи Рамсеса II из песчаника. Над входом - вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке - небо со звездами.

Скульптура претерпела ряд изменений. Женские статуи стали более мягкими и пластичными.
Особый период древнеегипетского искусства представляет время правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Этот период получил название Телль-аль Амарна.
Фараон Аменхотеп IV произвел религиозную реформу и ввел поклонение богу Атону. Имущество жрецов было конфисковано, царский двор был перенесен в новую столицу - Ахетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами (папирусовидными, лотосовидными и пальмовидными), статуи фараона, храм - Дом Атона.

Пилон — в архитектуре древнего Египтамонолитное трапецевидное сооружение с сивволическомифилогическими композициями и прямоугольным вертикальным входом.

Для стиля Амарны характерны: экспрессивная манера изображения фараона и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам. Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение царя в кругу семьи. Лучшее, что создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Нефертити показана в высокой короне из раскрашенного известняка, со слегка вытянутым подбородком, плотно сомкнутыми, слегка улыбающимися губами, высокими дугами бровей. Еще один портрет Нефертити, выполненный из кристаллического золотистого песчаника, остался незавершенным.
В конце эпохи наблюдается возвращение к каноничности.

Искусство позднего периода (1085-332 гг. до и.э.)
К концу 1 тыс. до н.э. в Египте начинается спад экономической и культурной жизни, что приводит к сокращению храмового строительства и уменьшению количества декоративных рельефов.
В этот период усиливается власть фиванского жречества, ослабляется централизованное управление. Устанавливается власть сначала представителей ливийской знати, затем династий Куша, Эфиопии и Ассирии. Борьбу с ассирийцами вели правители западной Дельты. Изгнав захватчиков, они образовали XXVI династию со столицей в городе Саисе.
Во всех областях культуры этого периода намечается поворот к древности. Статуи воспроизводят древние образцы, но вместе с тем, отходя от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становится условной.
Завоевания Александра Македонского положили начало эллинистическому периоду развития искусства Египта.