Армянская выставка в музее русского импрессионизма. Анна толстова о том, чем был импрессионизм для армянской живописи

Вплоть до 4 июня в Музее русского импрессионизма демонстрируются произведения из собрания Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана. В экспозицию «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа» вошли 58 работ более 20 армянских художников-импрессионистов.

Среди живописных полотен посетители смогут увидеть работы такого всемирно признанного мастера, как Мартирос Сарьян. Великий армянский художник был учеником Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсником Кузьмы Петрова-Водкина. Также на выставке будут представлены неизвестные широкой публике авторы, чьи работы по красоте не уступают картинам Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Клода Моне и других. Это работы Егише Тадевосяна - ключевой фигуры для армянского искусства. Егише Тадевосян принимал активное участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении «Мир искусства», дружил с Василием Поленовым, Михаилом Врубелем. Также среди художников стоит выделить Седрака Аракеляна, тонкого и лиричного живописца, у которого яркий колорит сочетается с мягкой моделировкой объемов, и Ваграма Гайфеджяна, работавшего совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре.

Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX-XX веков под влиянием родоначальников направления - французских художников, переняв их уникальную манеру обращаться к изображению мгновений, будто бы выхваченных из реальной человеческой жизни; вслед за великими учителями они передавали ощущение света, как бы растворяя в нем привычные очертания предметов и форм. Их живой, вибрирующий мазок, выбор тем были призваны прославлять и воспевать все живое. Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армяне учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени - Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Исключительным армянский импрессионизм делает приверженность многовековым национальным культурным традициям, красота родной земли, улочек армянских городов и деревень. Традиционная армянская кухня и знаменитый армянский коньяк, пронзительные полотна Аршиля Горки и кинофрески Сергея Параджанова - то, чем славится Армения во всем мире. Музей русского импрессионизма представляет малоизвестную страницу - творчество армянских художников-импрессионистов, впитавших лучшее в Москве и Париже. Директор музея Юлия Петрова считает важным знакомить зрителей с традициями импрессионизма разных школ: «Год назад, открыв музей, мы заявили о феномене русского импрессионизма и настаиваем на том, что это течение существовало не только в границах Франции. Поэтому очень важно для нас рассказывать о развитии импрессионизма в искусстве разных стран - это часть нашей программы. Армянский импрессионизм, с которым мы познакомились не так давно, оказался абсолютно европейским искусством. Думаю, что такой Армении наши посетители и не видели, и не ожидали увидеть. Мы покажем нежную живопись, дающую ощущение легкости, воздуха, простора, покоя, умиротворения».

Мартирос Сарьян. Домик в саду.1935. 54.5х73


В рамках партнерства с армянскими музеями постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма пополнилась четырьмя шедеврами русского искусства - произведениями Аристарха Лентулова, Алексея Кравченко, Александра Куприна и Натальи Гончаровой, которые останутся в Москве до 4 июня. Эти полотна принадлежат Музею русского искусства, основанному в 1979 году профессором Арамом Яковлевичем Абрамяном.

К открытию выставки издан иллюстрированный каталог: помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении, в него войдут биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Запланирована масштабная образовательная программа: лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.


01. Продолжим знакомство с экспонатами - картина "Батуми.На наберной"

01.1БАТУМИ. НА НАБЕРЕЖНОЙ, 1913

ОВАННЕС ТЕР-ТАТЕВОСЯН

Ованнес Тер-Татевосян, которому суждено было стать одним из самых видных художников Советского Узбекистана, родился в семье портного. Меценаты помогли талантливому юноше поступить сначала в Тифлисскую художественную школу, а затем в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал Константин Коровин, чей артистичный импрессионизм заметно повлиял на молодого живописца.

По окончании училища вместо положенной ему заграничной поездки, отмененной из-за войны, Тер-Татевосян отправился в Самарканд. О нем он узнал от Коровина, писавшего в Туркестане этюды для парижской Всемирной выставки. Восток притягивал художников из разных уголков Российской империи, искавших ярких впечатлений и новых изобразительных форм. Средняя Азия навсегда покорила сердце Тер-Татевосяна - в 1920-е годы мастер неоднократно сюда возвращался, затем поселился тут и прожил почти до самого конца жизни. Пейзажи, созданные на Востоке, - в числе самых удачных произведений Тер-Татевосяна.

Написанный в Батуми пейзаж напоминает об уроках Коровина широким, плотным и фактурным мазком, роскошным подвижным красочным месивом, которое лишь при взгляде с определенной дистанции оказывается силуэтами людей и предметов. Кажется, что можно физически ощутить утомительное, густое марево, оплавленное солнечными лучами. Праздные фигуры мужчин в малиновых фесках, укрывшихся от жары в тени, лишь легко намечены, словно перед нами не реальный бытовой мотив, а мираж.


02.Григор (Гиго) Шарбабчян. Дом в Сурами.1917. 54х65

03. Арсен Шабанян, Прачки у реки. 1930-е.46.5х61

04. Три картины: "Мартиг.Венеция Прованса", "Дворик в Гарни", "Сбор пшата"

04.1 МАРТИГ. ВЕНЕЦИЯ ПРОВАНСА, 1927

РАФАЕЛ ШИШМАНЯН

54X65.5



Рафаел Шишманян родился в западноармянском селе, в семье многодетного земледельца. Он рано лишился родителей, и детство будущего художника было нелегким. Однако блестяще окончив армянский лицей в Константинополе, Шишманян смог уехать для продолжения учебы в Париж. Здесь он обучался в Национальной школе изящных искусств, постигал ювелирное ремесло в Национальной школе декоративного искусства. Тут же он посещал знаменитую Академию Жюлиана, которую можно считать международной кузницей самых новых и экспериментальных художественных течений.

Шишманян принимал активное участие в парижских выставках, а в 1926 году вместе с другими армянскими художниками основал и возглавил Союз армянских художников Парижа «Ани». Став заметной фигурой французской художественной сцены, живописец, искусствовед и критик Шишманян принял решение переехать на историческую родину, в Армению.

Художника привлекали изображения скромных уголков природы, сельских видов, узких улочек провинциальных городов, рыбацких поселков, старых построек и мостов, старинных крепостей. В пейзажных этюдах Шишманяна видна его чуткость и восприимчивость к современным ему французским художественным веяниям. От сдержанных по колориту пейзажей в духе Камиля Коро он шагнул в сторону пуантилизма, изображая классический импрессионистский вид со стогами сена в поле. Нарядный по цвету и лучезарный по светосиле пейзаж набережной с лодками написан во французском Мартиге. Городок, который называют «Венецией Прованса», вдохновлял Огюста Ренуара и Андрэ Дерена, Мориса Вламинка и Рауля Дюфи. Шишманян пишет c оглядкой на пост-импрессионистов и фовистов, но усмиряет буйство красок декоративной стройностью линий.


04.2 СБОР ПШАТА, 1936

СЕДРАК АРАКЕЛЯН

99.5X72.5

Седрак Аракелян родился в селе, в крестьянской семье. Отец отправил его в Тифлис к брату-портному. Там самодеятельные рисунки Седрака как-то заметил художник Генрик Гриневский и помог ему поступить в Художественную школу. После нескольких лет учебы Аракелян, по совету своего преподавателя Егише Тадевосяна, с двадцатью пятью благотворительными рублями в кармане уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учился у Константина Коровина и Абрама Архипова. В летние месяцы Аракелян путешествовал по Армении, писал местные пейзажи, часто изображая мистические ночные виды. По окончании училища Аракелян получил право на учебную поездку по Европе, которая не состоялась из-за войны и революции. Художник вернулся в Армению, с которой оказалась связана вся его дальнейшая жизнь.

На родине Аракелян вдохновлялся видами Севана и Еревана с окрестностями, в ту пору, когда по улицам города еще расхаживали верблюды. Аракеляну было суждено стать одним из первых армянских мастеров урбанистического пейзажа. Художник много работал на пленэре; писал быстро, стараясь безошибочно запечатлеть изменения освещения и свое настроение. В его полотнах заметен интерес к восточному колориту, ориентальным мотивам и орнаментам. Помимо импрессионизма и фовизма в определенные периоды творчества Аракелян использовал принципы символизма, конструктивизма и даже кубизма.

Уже во время главенства соцреализма в искусстве Аракеляну приходилось писать «на заданную тему» — про сельскохозяйственные и промышленные успехи республики. Но ему удавалось деликатно «растворять» подробности трудовой советской жизни в колористически тонких пейзажах. Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и утренние туманы, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево — излюбленные мотивы художника. Картина сбора сладких плодов с тяжелых упругих серебристых веток пшата поражает энергией ударов кисти, свежестью красок. Жанровый сюжет оборачивается фейерверком цвета и света, прославляя солнце и природное богатство Армении


05.Седрак Аракелян. Дорога в сады.1921-22.
Карапет (Шарль) Адамян. На пляже.

06.Григор (Гиго) Шарбабчян. Красный парусник.Бретань.54х64.5


07. Ну очень большой портрет...

07.1ПОРТРЕТ АРТИСТКИ ЕЛЕНЫ БАРОНКИНОЙ, 1935

СТЕПАН АГАДЖАНЯН

ХОЛСТ, МАСЛО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ АРМЕНИИ, ЕРЕВАН

Степан Агаджанян, родившийся в многодетной семье портного, с ранних лет проявлял страсть к рисованию. Родственники не одобряли тяги Степана к искусству и прочили ему карьеру финансиста. Однако оказавшись в Марселе, куда Агаджаняна отправили на заработки, он поступил в местную художественную студию, а затем продолжил обучение в знаменитой Академии Жюлиана в Париже. Он прекрасно освоил уроки живописцев-реалистов. Сдержанность колорита французской академической живописи, которую перенял Агаджанян, только в позднем творчестве сменилась светлой и яркой палитрой.

О жизни в Париже художник рассказывал мало, хотя был знаком со многими французскими мастерами того времени. Особенно охотно он обсуждал проблемы искусства с Ренуаром, прогуливаясь с ним в окрестностях Булонского леса.

По возвращении в родной город Шуши он энергично работал, писал пейзажи и психологические портреты. Агаджанян надеялся вернуться в Париж, но почти на двадцать лет связал свою жизнь с Ростовом-на-Дону, где преподавал рисунок и живопись. Всегда требовательный к себе и коллегам, он твердил: «Нельзя изменять искусству, нужно себя целиком посвятить ему, иначе искусство найдет способ отомстить и опозорить».

В 1921 году Степан Агаджанян переехал в Ереван. В Армении палитра художника изменилась, приобретя более яркие и свежие цвета. Манера живописца стала более свободной и выразительной.

Яркий пример тому — портрет артистки Елены Баронкиной 1935 года. Этой эффектной меццо-сопрано композиторы посвящали свои произведения, а живописец Ваграм Гайфеджян написал её в образе Кармен. В портрете Баронкиной Агаджанян уходит от прежней мрачной палитры, выбирая тонкие, перламутровые оттенки. Писательница Мариэтта Шагинян отмечала высокое мастерство художника. Она говорила: «В наше время (по смерти Серова), почти не насчитывающее хороших портретистов, [Агаджанян] представляет собою отрадное и редкостное явление».


08.Егише Тадевосян. Улица в Тифлисе.38х28

09.Портрет Жюстины - жены художника Тадевосяна и Автопортрет Ваграма Гайфеджяна

09.1ПОРТРЕТ ЖЮСТИНЫ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, 1903

ЕГИШЕ ТАДЕВОСЯН

ХОЛСТ, МАСЛО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ АРМЕНИИ, ЕРЕВАН

«Всей своей сутью он был сыном своей Родины», - говорил о Егише Тадевосяне художник Ерванд Кочар. Все детство Тадевосяна прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. Он говорил на чистейшем армянском, был влюблен в армянскую книжную миниатюру, архитектуру и музыку. Дома у художника была фисгармонь, на которой он наигрывал песни Комитáса и собственного сочинения.

Егише Тадевосян получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там его главным учителем и близким другом стал Василий Поленов. Именно в поездках с Поленовым в 1899 году по Палестине, Сирии, Египту и Греции раскрылось мастерство Тадевосяна-пейзажиста. Некоторые этюды он писал прямо с палубы парохода.

На обратном пути Егише Тадевосян впервые оказался в Западной Европе, о которой так много слышал из рассказов московских коллег. Уже будучи преподавателем, художник часто отправлялся в Европу на летние каникулы - смотреть искусство старых мастеров. Познакомившись с импрессионизмом, Тадевосян не сразу осознал его значение, но все же постепенно проникся им.

Взгляните на его пейзажи: как тонко художник чувствовал природу, как легко и свободно ему удавалось передать ее трепетное дыхание. Восприняв открытия импрессионистов, Тадевосян выработал собственную живописную манеру, с на редкость богатой красочной палитрой. Обратите внимание на женские портреты: на них художник изобразил свою жену Жюстину. Швейцарка по происхождению, она была воспитательницей детей в доме у Поленовых, там её и встретил Егише Тадевосян. На портрете из собрания Национальной галереи Армении Жюстина читает книгу в саду полулежа на зеленой лужайке. Подобные идиллические сцены писал Клод Моне, любуясь красотой и непринужденной грацией своей супруги Камиллы.


Использована информация сайта и табличек "Музея русского импрессионизма"
Фото этих и других картин (11 полотен) можно посмотреть на сайте

ЕРЕВАН, 26 марта. Новости-Армения . Иллюстрированный каталог шедевров армянского импрессионизма издан в Москве, в рамках выставки "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", открывшейся 25 марта в Музее русского импрессионизма.

В экспозицию вошли произведения из собрания Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана - 58 работ более 20 армянских художников-импрессионистов.

Как сообщается на сайте Музея русского импрессионизма, в каталог помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении, включены биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Запланирована масштабная образовательная программа: лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.

Среди живописных полотен посетители смогут увидеть работы такого всемирно признанного мастера, как Мартирос Сарьян. Великий армянский художник был учеником Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсником Кузьмы Петрова-Водкина.

Также на выставке будут представлены неизвестные широкой публике авторы, чьи работы по красоте не уступают картинам Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Клода Моне и других. Это работы Егише Тадевосяна – ключевой фигуры для армянского искусства. Егише Тадевосян принимал активное участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении "Мир искусства", дружил с Василием Поленовым, Михаилом Врубелем.

Также среди художников стоит выделить Седрака Аракеляна, тонкого и лиричного живописца, у которого яркий колорит сочетается с мягкой моделировкой объемов, и Ваграма Гайфеджяна, работавшего совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре.

Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX–XX веков под влиянием родоначальников направления – французских художников, переняв их уникальную манеру обращаться к изображению мгновений, будто бы выхваченных из реальной человеческой жизни; вслед за великими учителями они передавали ощущение света, как бы растворяя в нем привычные очертания предметов и форм. Их живой, вибрирующий мазок, выбор тем были призваны прославлять и воспевать все живое. Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армяне учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени – Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Исключительным армянский импрессионизм делает приверженность многовековым национальным культурным традициям, красота родной земли, улочек армянских городов и деревень. Традиционная армянская кухня и знаменитый армянский коньяк, пронзительные полотна Аршиля Горки и кинофрески Сергея Параджанова – то, чем славится Армения во всем мире.

Музей русского импрессионизма представляет малоизвестную страницу – творчество армянских художников-импрессионистов, впитавших лучшее в Москве и Париже.

Директор музея Юлия Петрова считает важным знакомить зрителей с традициями импрессионизма разных школ. "Год назад, открыв музей, мы заявили о феномене русского импрессионизма и настаиваем на том, что это течение существовало не только в границах Франции. Поэтому очень важно для нас рассказывать о развитии импрессионизма в искусстве разных стран – это часть нашей программы. Армянский импрессионизм, с которым мы познакомились не так давно, оказался абсолютно европейским искусством. Думаю, что такой Армении наши посетители и не видели, и не ожидали увидеть. Мы покажем нежную живопись, дающую ощущение легкости, воздуха, простора, покоя, умиротворения", - отметил Петрова.

В рамках партнерства с армянскими музеями постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма пополнится четырьмя шедеврами русского искусства – произведениями Аристарха Лентулова, Алексея Кравченко, Александра Куприна и Натальи Гончаровой, которые останутся в Москве до 4 июня. Эти полотна принадлежат Музею русского искусства, основанному в 1979 году профессором Арамом Яковлевичем Абрамяном.

Видео с открытия выставки смотрите ниже --0--

ЕРЕВАН, 26 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Музей русского импрессионизма открылся в современном культурно-деловом центре на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик" менее года назад, но уже завоевал популярность среди ценителей искусства — в день его посещает более пятисот человек. Руководство музея уверено, что выставка армянских художников, которая продлится с 25 марта по 4 июня, будет пользоваться еще большим успехом.

Единое полотно армянского искусства

"Как-то я приехал в Ереван, а у меня есть такая привычка — я всегда хожу в музеи. Во многих уже был, но вот до Национальной галереи Армении никак не доходило дело. И в этот раз оказалось, что гостиница, в которой я поселился, располагается как раз напротив. Подумал, это судьба. Зашел в музей и, честно говоря, был просто заворожен десятками работ. Поговорил с сотрудниками музея и понял, что русские туристы в него почти не заходят. Если приезжают в Армению, то едут в горы, на озера, еще куда-то… Решил, что обязательно нужно привезти картины в Россию. Поэтому я искренне благодарен армянской стороне, я много кого задействовал, нет смысла перечислять всех, за помощь и взаимопонимание. Весь этот процесс был крайне комфортным. И я очень рад тому, что мы с музеями Еревана смогли сделать такую выставку. С моей точки зрения, она совершенно восхитительна", — сказал учредитель Музея русского импрессионизма и большой знаток этого направления Борис Минц.

Увлекаться работами художников конца XIX — начала XX века предприниматель Борис Минц начал еще в начале нулевых годов, в его коллекцию входят работы Валентина Серова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского, Василия Поленова, Юрия Пименова, Александра Герасимова. На их основе Минц и создал свой музей в Москве, в котором теперь выставляются работы также из других частных коллекций.

Выставка "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", по замыслу руководства музея, должна стать жемчужиной сезона. На этот раз коллекция музея пополнилась почти шестью десятками работ выдающихся армянских импрессионистов — Мартироса Сарьяна, Вардгеса Суренянца, Карапета (Шарля) Адамяна, и менее известных за пределами Армении художниками — Егише Тадевосяна, Седрака Аракеляна, Оганеса Зардаряна, Ваграма Гайфеджяна и других.

"Мы покажем импрессионизм еще не виданный в нашей стране. Естественно, что развитие импрессионизма в мире проистекало не только во Франции, не только в России. И очень важно для нас, для нашей музейной концепции, знакомить наших зрителей с развитием импрессионизма разных стран. У каждого из них свое лицо, свой колорит. Работы, которые собрались в наших залах сегодня, приехавшие из Национального музея Армении и из Музея русского искусства Еревана, яркие, сочные, при этом очень тонкие. И вглядываясь в каждую, можно увидеть, как они не похожи одна на другую и как при этом складываются в единое полотно армянского искусства", — дополнила его слова директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Впервые за четверть века

"Самое главное в импрессионизме — это первые впечатления. Когда я уже в Москве зашел посмотреть экспозицию, первый импрессион, впечатление было таким — это великолепно. За 25 лет постсоветского развития — это наша первая возможность экспонировать такое большое количество армянских художников, которые причислены к импрессионистам. Мы гордимся, что у нас есть это искусство, и хотели бы, чтобы больше наших друзей, коллег в Российской Федерации знали об армянских художниках-импрессионистах, многие из которых учились в России, путешествовали по Европе и творили это великолепие", — отметил директор Национальной галереи Армении Арман Цатурян.

Он вспомнил, как вместе с представителями московского музея ходил по своим залам и по-доброму спорил с коллегами, что стоит везти на выставку, а что нет.

"Мне кажется, нам удалось привезти оттуда лучшее наполненное импрессией искусство", — сказал он.

"Сегодня праздник и для нашего музея. После стольких постсоветских кризисных лет мы впервые вышли на такой уровень, у нас международная выставка. Для нас это большая честь. Могу сказать, что так будет и в дальнейшем, поскольку у нас большая коллекция русского импрессионизма", — добавила директор Музея русского искусства Еревана Марине Мкртчян.

© Sputnik / Кирилл Каллиников

Открывая армянских экспрессионистов

Специально для журналистов за день до открытия выставки была устроена экскурсия по залам, в которых представлены картины армянских художников.

"Вардгес Суренянц является сейчас символом Армении. Родившись в семье священника в Восточной Армении, учитель истории и религии, он блестяще знал свою родную культуру, но сам считал себя человеком мира, потому что свободно говорил на шести европейских языках, превосходно знал европейскую художественную культуру, учился в Москве, затем в Мюнхене. Ему свойственна очень благородная и сдержанная классическая гамма и такой раздельный импрессионистский мазок, сквозь который просвечивает холст, — начала экскурсию по выставке ведущий редактор музея Елизавета Новикова. — Вот достаточно загадочный портрет — дамы по имени Анна Идельсон, подруги семьи художника, который был написан чрезвычайно быстро — всего за четыре сеанса. Известно, что Серов мучил своих моделей десятками и сотнями сеансов, а Суренянц работал, как подлинный экспрессионист".

Работами армянских импрессионистов Елизавета Новикова проникалась на протяжении довольно долгого времени — именно она говорила каталог выставки и может говорить часами не только о самих художниках и их работах, но также о связи между ними.


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников

1 / 5

© Sputnik / Кирилл Каллиников

"Суренянц, будучи еще семилетним мальчиком, получил публичное благословение от Ивана Айвазовского, которого он встретил в Крыму. Айвазовский даже подарил ему какие-то первые художественные принадлежности, и стоит отметить, что именно пример армянина Ивана-Ованеса Айвазовского был примером для всех художников-армян, примером для подражания", — сказала она.

Отметив, что художники-армяне предпочитали заканчивать не Санкт-Петербургскую художественную академию, а Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Василий Поленов, Валентин Серов, Константин Коровин. И это тоже их объединяло.

"Получалось, что художники-армяне сначала знакомились не с французским первоисточником — импрессионизмом, а с его русским изводом, — добавила Елизавета Новикова и повела к новым картинам.

"Это Егише Тадевосян, вероятно, самый импрессионистический из всех представленных здесь художников. И он также учился в Москве, а художник Василий Поленов был не только его главным учителем, но также, можно сказать, вторым отцом. Потому что именно Тадевосян сопровождал Поленова в его поездках по Палестине, по Ближнему Востоку. И там он писал очень много этюдов, причем часто экстремально скоростных — прямо с палубы корабля, например. Именно в этих поездках Тадевосян проявил свое дарование художника-импрессиониста, пленэриста, замечательно раскрыл его. А потом женился на воспитательнице детей Поленовых, еще крепче связав свою судьбу с этим русским художником…".

"Но самым влиятельным художником ХХ века было суждено стать Мартиросу Сарьяну. Именно под его знаком развивалась армянская живописная школа. Он был примером для молодых армянских художников и также был связан с Москвой, где учился на одном курсе с Кузьмой Петровым-Водкиным. В конце двадцатых годов он оказался в Париже, писал там пейзажи с натуры и еще ближе познакомился с импрессионизмом. Его гамма стала более сдержанной, тонкой, в сюжетах проявилось больше внимания к малозаметным уголкам жизни. И в этом, конечно, было уже влияние французских художников", — рассказала Новикова об еще одном знаменитом армянском художнике, чьи картины на два с половиной месяца украсили московский музей.

Яркие, эмоциональные и чувственные полотна импрессионистов не обязательно имеют французскую прописку. Музей русского импрессионизма организует выставку «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа», чтобы вы имели возможность познакомиться с исторически близкими нам по духу последователями Гогена, Дега и Моне ─ поторопитесь успеть до 4 июня. О том, почему это обязательно нужно увидеть, нам рассказала куратор выставки Юлия Ракитина.

Егише Тадевосян, «Портрет Жюстины, жены художника», 1903

Армянский импрессионизм сформировался как отдельное явление на рубеже XIX-XX веков под влиянием трех художественных направлений: французского импрессионизма, русской художественной школы, а также традиций армянского искусства, уходящего корнями вглубь веков. Истоки армянского импрессионизма нужно искать в России. Многие художники-армяне учились в России, в первую очередь, конечно же, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Ваграм Гайфеджян, Мартирос Сарьян). Их преподавателями были Василий Поленов, Валентин Серов и Константин Коровин, виднейший русский художник-импрессионист. В то же время на рубеже веков многие художники-армяне жили во Франции и путешествовали по Европе. Очень многие мастера, представленные на выставке, учились в академии Рудольфа Жюлиана в Париже (Григор Шарбабчан, Рафаэл Шишманян). Оказавшись на родине импрессионизма, армяне образовали сплоченную диаспору.

Французская импрессионистическая палитра оказалась очень близка к традиционному колориту Армении, как художественному, так и географически-природному. Яркие и жизнеутверждающие краски как нельзя лучше подошли для живописания природы Армении, ее зеленых лугов, величественных гор и цветущих садов. Красота армянской земли, традиционно-уважительное и восхищенное отношение к женщине, зарисовки улочек армянских городов и деревень – все это стало новым источником вдохновения для армянских импрессионистов.

На выставке, организованной Музеем русского импрессионизма (она охватывает временной диапазон с 1898 по 1970 год) представлены 57 работ из собраний Национальной галереи Армении, Музея русского искусства Еревана (коллекция профессора А. Абрамяна) и частных коллекционеров из России и Армении. Познакомимся с некоторыми художниками поближе.

Вардгес Суренянц

На художественное становление Вардгеса Суренянца повлиял случай. Ему едва исполнилось 7 лет, когда отца перевели с Кавказа в Крым настоятелем армянской церкви в Симферополе. Суренянцы приехали к своим дальним родственникам Айвазовским. Однажды вместе с великим художником священник Акоп Суреньянц ездил в Бахчисарай, взяв с собой совсем еще маленького Вардгеса. В той поездке мальчик делал зарисовки ханского дворца, в которых знаменитый маринист увидел задатки большого таланта (впоследствии Суренянц посвятит свои работы по Бахчисараю именно Айвазовскому), похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца.

Вардгес Суренянц

«Портрет А. Г. Идельсон», 1913 (фрагмент)

Суренянц считается основоположником исторического жанра в армянском искусстве, он же одним из первых, если не первым привнес в национальную живопись влияние модерна и символизма.

Суренянц получил художественное образование сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Мюнхенской академии художеств. Он много путешествовал по Европе (в армянском монастыре на острове Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции он открыл для себя богатейшее собрание армянских иллюминированных рукописей), присоединился к иранской экспедиции Валентина Жуковского. В поездках по Армении он создал множество этюдов, зарисовок и полотен, проникнутых восхищением красотой и величием страны. Впрочем, сам Суренянц считал себя представителем мировой культуры. Полиглот и известный переводчик, он на персидском декламировал Хафиза и Омара Хайяма, переводил с английского Шекспира и Уайльда, читал доклады на итальянском, писал предисловия к немецким книгам. С 1892 года Вардгес Суренянц активно участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга (в частности, в 22-й выставке Передвижников с картиной «Покинутая»), как театральный художник сотрудничал с Мариинским театром, а в конце жизни расписал церковь Сурб Рипсиме в Ялте.

Егише Тадевосян

Детство Егише Тадевосяна прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. В его родном городе Вагаршапате расположен Эчмиадзинский монастырь – престол главы Армянской церкви и сокровищница средневекового искусства, в первую очередь, иллюстрированных рукописей. «Проводником» в глубокое понимание традиционной культуры для Тадевосяна стал живописец и знаток национального искусства Вардгес Суренянц, в семье отца которого Тадевосян жил в Москве (он привил Егише любовь к фольклорным сказаниям, научил копировать орнаменты с древних армянских манускриптов). Главным учителем и близким другом Тадевосяна был Василий Поленов – мастер исторических и пейзажных полотен, страстный пленэрист и наставник многих выдающихся художников. У него Тадевосян учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в его доме познакомился с Репиным и Суриковым, Левитаном и Виктором Васнецовым, там же встретил свою будущую супругу.

Егише Тадевосян, «Автопортрет»

Бюст Егише Тадевосяну в Ереване

Мастерство Тадевосяна-пейзажиста раскрылось в поездке с Поленовым в Палестину, Сирию, Египет и Грецию в 1899 году, где некоторые этюды он написал прямо с палубы парохода. На обратном пути из Константинополя Тадевосян впервые оказался в Западной Европе, о которой раньше слышал лишь в рассказах московских коллег. Уже став преподавателем в Тифлисе, на летние каникулы художник отправлялся в Европу – смотреть искусство старых мастеров. Постепенно проникался он и живописными открытиями импрессионистов. Помимо пейзажей, Тадевосян писал портреты (часто его моделью становилась жена Жюстина). Во время путешествий по Европе Тадевосян создал большое количество как полноформатных работ, так и этюдов. Одной из точек притяжения для художника стала Венеция, очаровавшая Тадевосяна своими каналами, гондолами и яркой, средиземноморской атмосферой. Увлеченный исследователь свето-воздушной среды, Тадевосян в своих венецианских этюдах постарался не только отразить праздничный, «открыточный» колорит города, но и описать завораживающую красоту переменчивых вод каналов, многоцветие итальянского неба.

«Канал и гондола», 1905

Карапет Адамян

Карапет Адамян родился в Османской империи, учился в Италии, но талант его наиболее ярко раскрылся во Франции, где художник был известен под именем Шарль. Он родился в семье константинопольского ювелира и музыканта. Из армянской школы Мхитарян тринадцатилетнего Карапета отправили в гимназию Мурад-Рафаэлян в Венеции, располагавшейся в здании барочного палаццо Ка’Дзенобио. Здесь Адамян брал частные уроки живописи у профессора Антонио Паолетти, затем стал посещать венецианскую Академию изящных искусств. Не окончив Академии, он вернулся в Константинополь, где состоялась его первая выставка. Молодой художник поступил на работу в мастерскую керамики султанского дворца.

Карапет (Шарль) Адамян

«На пляже»

В 1897 году Адамян, успешный придворный керамист и живописец, не обделенный и частными заказами, из-за армянских погромов эмигрировал во Францию и в скором времени стал известным мастером плаката. Он также иллюстрировал книги Ги де Мопассана, Рене Базена, Анатоля Франса, сотрудничал с ведущими газетами и журналами (L’Illustration, Le Monde Illustre), оформлял спектакли в театрах Парижа и был одним из основателей общества армянских художников Франции.

«Женщина на берегу моря»

«Визитной карточкой» Адамяна стали идиллические морские пейзажи с фигурами людей на берегу. Он наполнял полотна светом и прозрачным воздухом, струящимся в вихре мелких, динамичных мазков, зачастую наложенных на холст лопаточкой-мастихином. Силуэты отдыхающих женщин и играющих детей написаны против света, в контражуре, на фоне мерцающей цветовыми отблесками поверхности воды.

Ваграм Гайфеджян

Ваграм Гайфеджян родился в Грузии, в семье священника и учителя армянского языка и литературы. В 12 лет он приехал в Москву, где учился сначала в Лазаревском институте восточных языков, а затем продолжил учебу в Московском университете на медицинском и юридическом факультетах. Однако склонность к изящным искусствам оказалась сильнее. Еще во время учебы в Лазаревском институте он посещал художественный кружок, а в 1902 году поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где стал учеником Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова и других известных мастеров.

Ваграм Гайфеджян

«Май», 1915

Закончив учебу, молодой художник некоторое время работал в Москве (копировал произведения русских и европейских художников, участвовал в оформлении спектаклей в Императорском Большом театре), но затем вернулся на родину в Грузию. Грузинский город Ахалцих становится для художника «духовной родиной», подобной тому, что искали Поль Гоген на Таити. После переезда из Грузии в Армению Гайфеджян долгие годы проработал в художественном училище, совмещая преподавание и творчество. Разносторонне развитый интеллектуал, он был блестящим педагогом. Важную роль он сыграл и в развитии армянской художественной критики и искусствоведения, став автором ряда научно-критических и теоретических статей и монографий.

«Прогулка», 1920

Мартирос Сарьян

Путь Мартироса Сарьяна в искусстве начался с курьеза. В нахичеванской городской конторе по распространению журналов и газет, куда после гимназии устроился пятнадцатилетний Мартирос, его внимание захватили журнальные иллюстрации и зарисовки колоритных городских типажей. Как-то раз Сарьян нарисовал старика, который на следующий же день заболел. Причиной болезни назвали сарьяновский рисунок и из суеверия его сожгли. Оценив «силу искусства» Мартироса, старший брат Сарьяна помог поступить ему в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

«Домик в саду, холст», 1935

В 1926 году Мартирос Сарьян оказался в Париже, где жил и активно работал два года. Там он основательно изучил и использовал художественные принципы импрессионизма, что послужило обновлению его цветовой палитры и восприятия света… И 7 января 1928 года в знаменитой парижской галерее Шарля Огюста Жерара открылась персональная выставка художника, имевшая успех у критиков и любителей искусства. Экспонировалось около сорока картин, созданных художником в Париже. Сегодня их, увы, не увидишь: «Французский пароход «Фрижи», который вёз мои картины, должен был погрузить в Новороссийском порту яйца и с этой целью забрал с собой древесные опилки. Ящики с картинами были уложены как раз на этих опилках… В Константинопольском порту на корабле по случайной причине, или преднамеренно, возник пожар – загорелись опилки – и… от моих сорока картин остался лишь небольшой клочок холста». Уцелели только те полотна, которые были проданы Сарьяном в Париже, а также несколько этюдов, которые он вез с собой (среди них «Горы. Котайк», «К роднику», «Газели», «Уголок кавказского города», «На берегу Марны. Париж», «Из окна мастерской»).

На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество Гогена и Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме («На берегу Марны», 1927)

В искусстве Сарьяна сплелись воедино знойное солнце Востока и новейшие методы западного искусства. Его творчество стало своеобразным символом Армении.

После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: «сны о Востоке» превращаются в «сны об Армении». Дар обобщения позволял Сарьяну трансформировать образы родной природы в синтетические изображения мира, его сотворения, постоянной изменчивости, размышлениям о роли человека в природе. По сути, в искусстве Сарьяна сплелись воедино знойное солнце Востока и новейшие творческие подходы и методы западного искусства.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Импрессионизм - это не только божественная "Олимпия", "Завтрак на траве", расправляющие голубые перья танцовщицы Дега, Монмартр и знаковые полотна парижских отцов-основателей. Это мощное явление европейской культуры XIX века, создавшее не только шедевры, но и пересечения, точки сближения и соприкосновения. Еще одно подтверждение тому - выставка, которая откроется совсем скоро.

25 марта во всего год как открывшемся Музее русского импрессионизма Москвы состоится вернисаж масштабной выставки "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", которая продлится до 4 июля.

Частный музей

Прежде чем обратиться непосредственно к событию, которое, несомненно, станет значимым в контексте экспорта и пропаганды отечественного искусства за рубежом, немного новейшей истории.

МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА, В КОТОРОМ ПРОЙДЕТ ВЫСТАВКА, открылся в российской столице всего год назад. Основал его предприниматель, коллекционер и меценат Борис Минц, продолжающий традиции Третьякова, Бахрушина, Мамонтова и Морозова. Понадобилось вложение в 16 с лишним миллионов долларов для того, чтобы один из корпусов бывшей кондитерской фабрики "Большевик", где раньше хранились мука и сахарная пудра, превратился в более тысячи квадратных метров выставочных площадей, оснащенных по последнему слову техники и отвечающих всем современным требованиям музейного хранения.

В футуристического вида здании есть кинотеатр, мультимедийная зона, детский класс. Постоянной экспозиции отведен всего один этаж, все остальные площади - для временных проектов. Новый музей объединит выставочную работу с научной, издательской и просветительской. В основу музейных фондов легла личная коллекция Бориса Минца, которую он собирал более 15 лет. В постоянной экспозиции - Серов, Коровин, Кончаловский, Пименов.

"ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ МИР УЗНАЛ О ТАКОМ ВЫДАЮЩЕМСЯ ЯВЛЕНИИ в русском искусстве, как импрессионизм. Честно говоря, занявшись три года назад концепцией музея, я совсем не задумывался, что настанет момент - и лучшие работы из моей коллекции нужно будет изъять. Когда вывозили очередную партию картин из нашей квартиры, моя дочь-школьница не выдержала и сказала: "Папа, ты не можешь закрыть этот свой музей?" - "Как? Я же тебе рассказывал, зачем его создаю и столько сил потратил". Она в ответ: "Что же, мы наши картины будем смотреть в музее?" Я пожал плечами и резюмировал: "Теперь так и будет, да".

Для любого коллекционера это болезненно - расставаться, пусть условно, с вещами, которые привык видеть дома, с которыми сжился. Но я такой человек: если принял решение, то действую исходя из целеполагания, а не из того, что мне нравится или не нравится. Поэтому сразу сказал искусствоведам, формировавшим экспозицию: я перечить не буду, отбирайте что необходимо. В итоге я передал в музей порядка 100 работ. Постоянно будет выставлено около 80, остальные - про запас, основная экспозиция должна частично ротироваться. Новые приобретения в последние три года я на 90% делал только для музея.

Купил картину Валентина Серова, о которой давно мечтал, "Окно", работу 1887 года, когда он создал "Девочку с персиками", - продолжает Борис Минц. - Приобрел на аукционе "Венецию" Кустодиева - очень нетипичную для него работу. Кустодиев всем известен своими купеческими сюжетами, а тут совершенно другая живопись. Та же история с Петром Кончаловским. Он был активным участником "Бубнового валета", но у нас есть "Каток "Динамо" - великолепный, почти двухметровый импрессионистский пейзаж. Мы его еще не выставляли, в музее покажем в первый раз. Или возьмем Александра Герасимова. Первая ассоциация - "Два вождя после дождя". Но он на самом деле совершенно разный. Для выставки Герасимова в Историческом музее мы давали несколько работ, в том числе "Монмартр ночью" - тоже импрессионизм. Герасимова, а также Налбандяна, Грабаря, Серова, Поленова и много кого еще - всего 50 работ - мы показывали в Венеции, в палаццо Франкетти.


После этой выставки у меня не осталось никаких сомнений в идее музея. В Венеции очень искушенный зритель, и там столько всего одновременно проходит! А у нас была средняя посещаемость 60 человек в час - два с лишним месяца, причем без тенденции к снижению. Русский импрессионизм был для них настоящим открытием! Вот это и есть моя задача - сделать так, чтобы словосочетание "русский импрессионизм" попало в искусствоведческие каноны, стало привычным для людей, интересующихся живописью. Еще одна задача музея - возвращение незаслуженно позабытых имен. Следующее очень важное дело - надо находить молодые таланты и выставлять их. Но ни в коей мере не в коммерческих целях. Так что импрессионизм мы показываем и будем показывать во всей его временной и стилистической палитре", - так комментирует свое решение основатель музея.

СМОТРИШЬ НА БОРИСА ИОСИФОВИЧА И ДУМАЕШЬ: ПОЧЕМУ отечественная почва подобных явлений не рождает? Вы возразите - а наш замечательный Центр "Гафесчян"?! Конечно. Только Джеральда Гафесчяна все-таки взрастила почва не армянская, а американская. А Борис Минц приехал в Москву не из Парижа, а из Иваново… Впрочем, не будем прекраснодушно мечтать о временах, когда наши толстые дяденьки с толстой мошной научатся любить не только себя и спорт. Обратимся к грядущей выставке.

Рожденные с солнцем в крови

Выставка "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа" - воплощение мечты нынешнего культурного руководства об участии в нашем арт-процессе не местных, но армянских финансов и связей. В прошлом году довелось подарить московскому предпринимателю и еще одному коллекционеру, а по совместительству своему родственнику Рубену ГЕВОРКЯНУ только что вышедший альбом-книгу Рубена Мирзаханяна "Художники-импрессионисты армяне".

"ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВАЖНО", - СКАЗАЛ РУБЕН, и в голове зазвучало классическое винни-пуховское "Это ж-ж-ж неспроста". Рубен - коллекционер, Рубен дружит с Борисом Минцем, Борис Минц основал Музей импрессионизма… Когда недавно, будучи в Москве, получила приглашение приехать в конце марта на открытие выставки, подумалось: так и должно было быть.

В историю армянской живописи вошли имена блестящих мастеров кисти, которые начали и закончили свое творчество как импрессионисты: Егише Тадевосян, Гайфеджян. Но абсолютное большинство больших художников, особенно в ранний период, были под влиянием импрессионизма, обязательно входили в него, чтобы затем продолжить свой индивидуальный путь. К импрессионизму обращался Мартирос Сарьян. Импрессионизм проявляется в раннем, парижском периоде родоначальника пространственной живописи Ерванда Кочара. Италия, Франция, Германия, Россия… Мюнхенская императорская школа, Академия Жюлиана… Художники-армяне и армянские художники, ставящие руку в самых прославленных школах Европы, овладевшие не только мастерством живописи, но и мировой культурой и сумевшие обогатить эту культуру своим великим творчеством. Из вибрирующих лучей солнца, переливающихся красок марины, из ирреальной прозрачности весенних пейзажей, из сияющих бесконечными оттенками неба, из пленительных женских портретов рождается образ высокого и пленительного искусства - армянского импрессионизма.


В ЭКСПОЗИЦИЮ ВЫСТАВКИ "АРМЯНСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ОТ МОСКВЫ ДО ПАРИЖА",
которая пройдет в московском Музее русского импрессионизма, войдут 54 полотна 19 художников. Какие-то работы предоставил Музей русского искусства Еревана (коллекция профессора Абрамяна, какие-то - частные собиратели. Основное ядро вернисажа, естественно, работы, хранящиеся в Национальной галерее Армении. Перед посетителями выставки предстанут полотна великих мастеров - Мартироса Сарьяна, Вардгеса Суренянца, Егише Тадевосяна, ключевой фигуры для армянского импрессионизма, Седрака Аракеляна, Ваграма Гайфеджяна и других художников. К открытию выставки ее организаторы планируют издать иллюстрированный каталог и провести обширную "параллельную программу" - лектории, тематические дискуссии, музыкальные вечера и все остальное, что делает выставку привлекательной для современных посетителей.

Кстати, уже есть договоренность о том, что в конце мая выставку "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа" посетит президент РА Серж Саргсян.

Словом, приятно, почетно, оптимистично. Нам остается радоваться и надеяться, что когда-нибудь, желательно в обозримом будущем, и мы заимеем музеи с полным комплектом современных возможностей, - от условий хранения до мультимедийного сопровождения. Заимеем людей, готовых такие музеи если не создавать, то хотя бы финансово поддерживать. Почему бы нет - мечтать, как говорится, не вредно.