Изобразительное искусство классицизма. классицизм - (от лат
МХК, 11 класс
Урок № 8
Изобразительное
искусство классицизма
и рококо
Д.З.: Глава 8, ?? (с.83), тв. задания (с.83-85)
© А.И. Колмаков
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img1.jpg)
ЦЕЛИ УРОКА
- Познакомить учащихся с характерными чертами изобразительного искусства классицизма и рококо;
- Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
- Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img2.jpg)
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- Н. Пуссен;
- композиционная система;
- «Аркадские пастухи»;
- А. Ватто;
- «Паломничество на остров Киферу»;
- «Жиль»;
- Ф. Буше;
- «Госпожа де Помпадур» ;
- «галантный жанр»;
- рационализм
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img3.jpg)
Проверка знаний учащихся
- Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.
- Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?
- В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
- Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?
Универсальные учебные действия
- определять выявлять своеобразие находить и оценки деятелей культуры
- определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма;
- выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох;
- находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо;
- различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника;
- проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше);
- выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена);
- комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img5.jpg)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в изобразительном искусстве?
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img6.jpg)
подвопросы
- Никола Пуссен - художник классицизма . Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.
- Мастера «галантного жанра»: живопись рококо *. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img7.jpg)
Никола Пуссен -
художник классицизма
Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена (1594-1665) . При жизни его называл и «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».
Пуссен выработал творческий
метод, в основу которого
положил собственное
представление о законах
красоты.
Свой идеал он видел в
соразмерности частей целого,
во внешней упорядоченности,
гармонии и чёткости форм.
Н. Пуссен. Автопортрет.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img8.jpg)
Никола Пуссен -
художник классицизма
Призывал творить
так, «как этому учат
природа и разум».
При выборе тем
отдавал
предпочтение
героическим
поступкам и деяниям,
в основе которых
лежали высокие
гражданские
побуждения, а не
низменные
человеческие
страсти.
Главным предметом
искусства считал
то, что связано с
представлением о
возвышенном и
прекрасном, что
может служить
образцом для
подражания и
средством
воспитания лучших
моральных качеств в
человеке.
Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img9.jpg)
Никола Пуссен -
художник классицизма
Из исторических сюжетов
выбирал только те, в которых
были действие, движение и
экспрессия. Работу над картиной
начинал с внимательного
изучения литературного
источника (Священного Писания,
«Метаморфоз» Овидия или
«Освобождённого Иерусалима»
Т. Тассо). Если он отвечал
Поставленным целям, художник
обдумывал не сложную
внутреннюю жизнь героев,
кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и
разочарования отодвигались на
второй план. Обычная сюжетная
формула Пуссена была такова:
«Жребий брошен, решение
принято, выбор сделан» (Ю.К.
Золотов) .
Пуссен. Пейзаж с Диогеном
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img10.jpg)
Никола Пуссен -
художник классицизма
Композиционная система картин
Пуссена строилась на двух
началах: уравновешенности
форм (построении групп вокруг
центра) и на их свободном
соотношении (сдвинутости в
сторону от центра), что
позволяло достичь
необыкновенного впечатления
упорядоченности, свободы и
подвижности композиции.
Пуссена занимает колорит .
Взаимосвязь основных
красочных звучаний
достигалась благодаря системе
рефлексов : интенсивный цвет в
центре композиции обычно
сопровождают неяркие
нейтральные краски.
Пуссен. Давид-победитель
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img11.jpg)
Никола Пуссен -
художник классицизма
Н. Пуссен.
Аркадские
пастухи.
В основе картины лежит
глубокая философская
мысль о бренности
земного существования и
неизбежности смерти. Четверо пастухов,
жителей счастливой Аркадии
(области на юге Греции,
являющейся символом
вечного благополучия,
безмятежной жизни без
войн, болезней и страданий),
случайно находят среди
зарослей кустарника
гробницу с надписью: «И я
был в Аркадии. Но теперь
меня нет среди живущих, как
не будет и вас, ныне
читающих эту надпись».
Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее…
Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img12.jpg)
Никола Пуссен -
художник классицизма
Колористическая система картин
Пуссена обычно строилась
цвет является важнейшим
средством для создания объёма
и глубины пространства. Разделение на планы
подчёркивалось созвучием
сильных цветов. На первом
плане чаще всего преобладали
жёлтые и коричневые цвета, на
втором - тёплые, зелёные, на
третьем - холодные, прежде
всего голубые. В этой картине
всё подчинено законам
классической красоты: цветовое
столкновение холодного неба с
тёплым передним планом,
красота обнажённого
человеческого тела, переданная
в ровном рассеянном освещении,
воспринималась особенно
эффектно и возвышенно на фоне
сочной зелёной листвы
безмятежного пейзажа.
Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Около 1630 г.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img13.jpg)
A. Baттo .
Паломничество
на остров Киферу. 1717 г.
Лувр, Париж
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Венеры, Дианы, нимфы и
амуры затмевают все
остальные божества. Всевозможные
«купания», «утренние
туалеты» и мгновенные
удовольствия являются
теперь чуть ли не
главным предметом
изображения.
В моду входят
экзотические названия
цветов: «цвет бедра
испуганной нимфы»
( телесный ), «цвет розы,
плавающей в молоке»
( бледно-розовый ), «цвет
потерянного времени»
( голубой ). Чётко
продуманные, стройные
композиции классицизма
уступают место изящному
и утончённому рисунку.
Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «Пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий «королевского стиля».
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img14.jpg)
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Антуана Ватто (1684-1721)
современники называли
«поэтом беспечного досуга»,
«певцом изящества и красоты». В своих произведениях он
запечатлел пикники в
вечнозелёных парках,
музыкальные и театральные
концерты на лоне природы,
пылкие признания и ссоры
влюблённых, идиллические
свидания, балы и маскарады.
В то же время в его картинах
присутствуют щемящая грусть,
ощущение быстротечности
красоты и эфемерности
происходящего.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img15.jpg)
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
«Паломничество на остров Киферу», благодаря которой A. Baттo был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветам и берегу морской бухты. Они Приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи С изображением Венеры и амуров.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img16.jpg)
«Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав ленным
янтарём».
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
К подлинным шедеврам
принадлежит картина Ватт а
«Жиль» («Пьеро»), созданная в
качестве вывески для
выступлений бродячих
комедиантов. Жиль - главный и
любимый персонаж
французской комедии масок,
аналог Пьеро - героя итальянской
комедии дель арте . Неуклюжее,
наивное существо как будто
специально создано для того,
чтобы постоянно сносить
насмешки и проделки ловкого и
хитрого Арлекина. Жиль
изображён в традиционном белом
костюме с пелериной и в круглой
шляпе. Он неподвижно и
потерянно стоит перед зрителем,
в то время как другие комедианты
располагаются на отдых.
A. Bammo. Жиль (Пьеро). Фрагмент. 1720 г. Лувр, Париж
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img17.jpg)
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Франсуа Буше (1703-1770) считал
себя верным учеником Ватта. Одни
называли его «художником грации»,
«Анакреоном живописи»,
«королевским живописцем». Вторые
видели в нём «художника-лицемера»,
у которого есть всё, кроме правды.
Третьи скептически замечали: «Его
рука собирает розы там, где другие
находят только шипы».
Кисти художника принадлежит ряд
парадных портретов фаворитки
короля Людовика XV маркизы де
Помпадур: покровительствовала
Буше, не раз заказывала ему
картины на религиозные сюжеты
для загородных резиденций и
парижских особняков. Маркиза
щедро отблагодарила художника,
назначив его сначала директором
Гобеленовой мануфактуры, затем
президентом Академии художеств,
присвоив ему титул «первого
живописца короля».
Ф. Буше. Госпожа де Помпадур.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img18.jpg)
Мастера
«галантного жанра»:
живопись рококо
Франсуа Буше не раз обращался к
изображению фривольных сцен,
главными героями которых были
жеманные, застенчивые пастушки или
пухленькие обнажённые прелестницы в
виде мифологических Венер и Диан. Его
картины изобилуют двусмысленными
намёками.
В истории мировой живописи Франсуа
Буше по-прежнему остаётся
великолепным мастером колорита и
изысканного рисунка. Остроумно
решённые композиции, необычные
ракурсы героев, сочные цветовые
акценты, яркие блики прозрачных красок,
нанесённых мелкими, лёгкими мазками,
плавные, струящиеся ритмы - всё это
делает Ф. Буше непревзойдённым
живописцем. Его картины превращаются
в декоративные панно, украшают
пышные интерьеры залов и гостиных,
они зовут в мир счастья, любви и
прекрасных грёз. Художник прекрасно
знал моду и вкусы своей эпохи!
Ф. Буше. Завтрак.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img19.jpg)
Контрольные вопросы
1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?
2. Н. Пуссен говорил: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?
3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?
Творческая мастерская
1 . Сравните автопортреты известных вам художников с «Автопортретом»
Н. Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере? Аргументируйте свой ответ.
2. Познакомьтесь с картиной Н. Пуссена «Смерть Германика», которая принесла ему известность и считается программным произведением классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А. Фюсли)?
3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Н. Пуссена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему природа «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фигуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему нередко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ландшафта?
4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимавшего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедлива эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще всего становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем, что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа? Поясните свой ответ.
5*. Попытайтесь доказать справедливость слов одного из исследователей,
что «В материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке». Так ли это? Послушайте музыку французского композитора Ф Куперена (1668-1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img21.jpg)
Темы презентаций, проектов
- «Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»;
- «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Н. Пуссена;
- «Архитектурные мотивы в творчестве Н. Пуссена»;
- «Предшественники и последователи Н. Пуссена»;
- «Творчество Н. Пуссена и традиции театра классицизма»;
- «Мастера "галантного жанра" (живопись рококо)»;
- «А. Ватто - живописец радости и печали»;
- «Мастерство колорита в произведениях А. Ватт»;
- «Театральность и музыкальность живописи А. Ватто»;
- «Художник граций» Ф. Буше»;
- «Характерные особенности декоративно-прикладного искусства рококо».
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img22.jpg)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/a/9/8a94caf6b2c0cc02332ec3c22e2c7055e8f41598/img23.jpg)
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
- Шилова Галина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ № 1 г. Оханск, Пермский край
Николо Пуссен – художник классицизма.- его творчество считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенности композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительная чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Основной критерий Пуссена — разум и мысль в художественной правде и красоте: творить так, « как этому учат природа и разум».
Темы: героические поступки и деяние, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения. Битвы, божественные. Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человека Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека. Его любимые герои – люди высокой нравственности.
В исторических сюжетах Пуссен искал те, в которых были действия, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника. Идея классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение фигур и основных фигур и основных групп. Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве полотен Художник использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром. С ним всегда была записная книжка, в которую он заносил, что его заинтересовало. В работе он шел от общего к частному.
Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение основных групп. Расположение групп выверял с помощью фигурок из воска и специальным освещением. Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм(построение групп вокруг центра) и на свободном соотношении (сдвинутые в сторону от центра), что позволяло достичь впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. Уделял внимание и колориту. От тёмного к светлому. Небо и тени фона тонко. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Применял систему рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.
Давно и справедливо замечено, что эмоциональная выразительность, присущая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируются с выразительностью музыки. Автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. «Аркадские пастухи» — композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппированы возле надгробия, изображённого на переднем плане картине. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, движения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.
Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства «Сбор манны в пустыне» «Поклонение золотому тельцу» «Моисей, источающий воду из скалы» «Суд Соломона» «Снятие с креста» Он действительно был «одним из самых смелых новаторов, каких знала история живописи»(Э. Делакруа).
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Никола Пуссен - художник классицизма
Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Николы Пуссена (1594- 1665). При жизни его называли «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».
Являясь ярким выразителем идей классицизма, Пуссен выработал творческий метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, точный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.
По мнению Пуссена, главными критериями художественной правды и красоты являются разум и мысль. Вот чему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выбор тем Пуссен отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти.
Главным предметом искусства, по мнению художника, является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои - сильные, волевые люди, обладающие высокими нравственными качествами. Они нередко попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера. Их возвышенные чувства живописец передавал через позы, мимику и жесты.
Из исторических сюжетов Пуссен выбирал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника (Священного Писания, «Метаморфоз» Овидия или «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).
Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп.
Изобразительное пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь незначительную зону на втором плане. В большинстве полотен Пуссена точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром.
Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции.
Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Взаимосвязь основных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.
Никола Пуссен - автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные темы, а также пейзажей. В них почти всегда можно найти отточенные мизансцены, полные раздумий и драматизма. Обращаясь к далёкому прошлому, он не пересказывал, а творчески воссоздавал, перебсмысливал хорошо известные сюжеты.
Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения. Строгость пропорций, плавный, чёткий линейный ритм прекрасно передавали строгость и возвышенность идей и характеров.
В основе картины лежит глубокая философская мысль о бренности земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов, жителей счастливой Аркадии (области на юге Греции, являющейся символом вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий), случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «Ия был в Аркадии. Но теперь меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне читающих эту надпись». Смысл этих слов заставляет их задуматься... Один из пастухов смиренно склонил голову, опершись рукою о могильную плиту. Второй, опустившись на колено, водит пальцем по буквам, пытаясь прочитать полустёртую надпись.
Третий, не отрывая руки от печальных слов, поднимает вопрошающий взгляд на свою спутницу. Женщина, стоящая справа, также спокойно смотрит на надпись. Она положила руку на его плечо, словно пытаясь помочь примириться с мыслью о неизбежном конце. Таким образом, фигура женщины воспринимается как средоточие душевного умиротворения, того философского равновесия, к которому автор подводит зрителя.
Пуссен явно стремится к созданию обобщённых образов, близких к канонам античной красоты: они действительно физически совершенны, молоды и полны сил. Фигуры, во многом напоминающие античные статуи, уравновешены в пространстве. В их написании художник использовал выразительную светотень.
Глубокая философская идея, лежащая в основе картины, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Как в римском рельефе, главное действие разворачивается на сравнительно неглубокой площадке переднего плана. Композиция картины предельно проста и логична: всё строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам, достигнутым благодаря точности математического расчёта. Персонажи почти симметрично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удаётся создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим законам разума.
Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим средством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы обычно подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане обычно преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором - тёплые, зелёные, на третьем - холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классической красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, а красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной листвы безмятежного пейзажа.
В целом картина была проникнута ощущением затаённой грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоическое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти роднило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбежное проявление закономерности бытия.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо
Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М.Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».
Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.
Антуана Ватто (1684-1721) современники называли «поэтом беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.
Одна из прославленных картин художника - «Паломничество на остров Киферу» , благодаря которой он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры и получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи с изображением Венеры и амуров, один из которых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекраснейшую из богинь. У подножия статуи сложены оружие, доспехи, лира и книги - символы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно способна победить всё!
Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во взаимоотношениях героев царит язык намёков: внезапно
брошенные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборванная на полуслове... Во всём чувствуется гармония человека и природы. Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник любви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой корабль, который перенесёт их из нереального мира в мир будничной действительности. Чудесный парусник - корабль любви - готов к отплытию. Тёплые, мягкие краски, приглушённые цвета, лёгкие, едва коснувшиеся холста мазки кисти - всё это создаёт особую атмосферу очарования и любви.
И снова землю я люблю за то,
Что так торжественны лучи заката,
Что лёгкой кистью Антуан Ватто
Коснулся сердца моего когда-то.
Г. Иванов
К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро») , созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов. Жиль - главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собеседника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановившимся взглядом есть что- то трогательное и незащищённое. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубоких и многозначительных образов в истории мировой живописи.
В художественном отношении картина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Призрачно-белый балахон написан осторожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельнолиловые, серовато-охристые тона струятся и переливаются, разбиваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удивительную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с высказыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплавленным янтарём».
Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Вторые видели в нём «художника-лицемера», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».
Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в её руке - явный намёк на просвещённость и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого живописца короля».
Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намёками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!
В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы - всё это делает Ф. Буше непревзойдённым живописцем. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Изобразительное искусство классицизма и рококо МХК 10-11 классы
План Никола Пуссен – художник классицизма Скульптурные шедевры классицизма Мастера «галантного жанра»: живопись рококо
Никола Пуссен – художник классицизма (1594 - 1665) французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма
Идеал красоты видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и четкости форм. Его картины отличают уравновешенность композиции, жесткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, чувство ритма. Главные критерии художественной правды – разум и мысль. Основные темы творчества – героические поступки, в основе которых высокие гражданские побуждения; прославление героического человека, способного силой разума познавать и преобразовывать природу. Любимые герои – люди высоких нравственных качеств. Композиционная система картин строилась на двух принципах: уравновешенности форм и на их свободном соотношении.
« Великодушие Сципиона »
«Аркадские пастухи»
«Танкред и Эрминия»
Скульптурные шедевры классицизма Один из выдающихся скульпторов классицизма – Антонио Канова (1757 - 1822) Скульптуры: «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея», «Три Грации».
«Орфей» «Эвридика»
«Персей»
«Три грации» - высшее воплощение нового идеала красоты, по мнению современников Канова.
Бертель Торвальдсен (1768 - 1844) Лучшими работами датского художника признают «Язон с золотым руном», «Ганимед и орел Зевса» («Ганимед, кормящий орла Зевса»), «Меркурий»
«Язон с золотым руном»
«Ганимед, кормящий орла Зевса»
«Меркурий»
Жан Антуан Гудон (1741 - 1828) Известный французский скульптор классицизма, создавший уникальную портретную энциклопедию выдающихся людей эпохи. Главный герой его произведений – человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность.
Статуя Вольтера –вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворных, праздники, идиллические картины жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.
Антуан Ватто (1684 - 1721) – «поэт беспечного досуга», «певец изящества и красоты»
«Паломничество на остров Киферу»
«Жиль» («Пьеро»)
Франсуа Буше (1703 - 1770) – «художник граций», «королевский живописец» 1.Изображение фривольных (соблазнительных, легкомысленных) сцен 2.Двусмысленные намеки 3.Пикантные детали
«Рождение Венеры»
« Юнона посещает хранителя ветров Эола »
«Аллегория живописи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация стиль в музыке (классицизм)
презентация 8 класс стили в музыке знакомит с характерными признаками музыкального классицизма и с представителями венской школы...
Презентация к уроку МХК "Художественная культура классицизма и рококо"
Презентация представляет собой иллюстративный ряд для общего знакомства учащихся с особенностями искусства классицизма и рококо....
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img23.jpg)
Cлайд 25
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img24.jpg)
Cлайд 26
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img25.jpg)
Cлайд 27
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img26.jpg)
Cлайд 28
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22051/389/img27.jpg)