Культура общения и ее воспитание. Культура общения с людьми

Общение - неотъемлемый элемент культуры, отвечающий фундаментальным потребностям человека. Генезис и эволюция феномена общения обусловлены как био-психологическими, так и социальнокультурными условиями: необходимостью постоянного обмена информацией, а также энергией эмоционального взаимовлияния субъектов.

Под общением возможно понимать взаимодействие людей, в рамках какой-то общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий (Э. В. Соколов). Общение не может быть односторонним. Так, невозможно подлинное (а не воображаемое) общение с дикими животными, неодушевленными предметами,

Сущность общения двойственна. С одной стороны, оно имеет целью объединение себе подобных, усиление какой-либо социальнокультурной общности за счет индивидов. С другой - оно направлено на обособление в рамках данного сообщества, индивидуальное развитие и обогащение (материальное, духовное, физическое) за счет энергии общности.

Общение и коммуникация тесно взаимосвязаны. Но не тождественны.

Отечественный культуролог М. С. Каган, исходя из диалогического понимания культуры, считал , что общение отличается от коммуникации по таким признакам:

  • - общение является связью равных - партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, тогда как коммуникация есть процесс, предполагающий функциональное неравенство сторон: одна из них отправитель сообщения - коммуникатор, адресант, другая - получатель послания, адресат;
  • - общение имеет своей целью общность , а коммуникация - передачу информации (или обмен информацией, когда есть и обратная связь). Коммуникация по природе своей монологична, а общение - диалогично, поэтому законом коммуникации является убывание информации в канале связи, а законом общения - возрастание информации, обогащающий духовный мир обоих партнеров («обоих» в простейшей модели «Я» и «Ты», а в принципе же бесконечного множества партнеров);
  • - общение возможно лишь при свободном вхождении в него участников, а коммуникация отличается тем, что общество обязывает принять и усвоить ту информацию, которая передается, например, в школе, в средствах массовой информации, программируя необходимый с его точки зрения объем знаний и проектов, которые должен усвоить каждый член общества;
  • - акт коммуникации безличен - послание отправляется всем и все адресаты должны одинаково принять, понять и усвоить его содержание. Общение же интенсионально: диалог предполагает ощущение индивидуальности партнера и ориентацию высказывания на его характер, на его тезаурс, на его мировоззрение, на его отношение.

Таким образом, общение становится способом приобщения к ценностям другого , оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей.

Диалог ^льтур, о котором шла речь выше, представляет собой коммуникацию, которая в то же время проявляет себя как общение.

Принципы общения распространяются на связь человека с природой, со всем окружающим миром: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты человеческими свойствами , позволяющего человеку вступать в воображаемое общение, мысленный диалог с окружающим миром. Такое общение с природой и вещами имеет огромное культурное значение, начиная с древнейшей мифо-обрядовой форм культуры и кончая современным нравственно-эстетическим отношение к природе.

Особым видом общения является восприятие произведений искусства.

Важнейшая ценность общения обусловлена тем, что биологически, социально и психологически отдельный человек не вполне завершен, он не воплощает в себе всех родовых и общественных качеств. Личность может жить лишь в обществе, в культурной среде, представителями которой выступают другие люди. Именно общение, а не изолированное существование является истиной стихией человеческой жизни. Общение является существенной стороной культурного развития, важнейшей человеческой потребностью.

Общение имеет культурный смысл и осуществляется в различных культурных формах.

Рассмотрение форм общения на уровне универсальной человеческой потребности и способности предполагает наряду с изучением общих, инвариантных его закономерностей учет особенностей, свойствен н ых тем ил и и н ы м кул ьтурам.

Формы общения, принятые у того или иного народа, являются неотъемлемой частью его культуры. В формах повседневного поведения культурное своеобразие проявляется особенно ярко, оно выражается, например, в таких аспектах общения, как мимика, жесты, этикет.

Тип общности, ее система и нормы обусловливают качество, границы и основной смысл общения. Его специфичность связана с эт- нонациональными, религиозными и общекультурными традициями, особенностями социальной истории И другими факторами.

В общения ярко воплощается (маркируется) принадлежность к той или иной социокультурной или социально-демографической группе. Культурные различия социальных групп, стиль жизни (этосы) той или иной общественной группы - аристократический, буржуазный, богемный и прочие - реализуются в том числе и особенностях общения. Половая (гендерная) и возрастная принадлежность накладывают отпечаток на поведение личности в процессе общения, на манеру общения. Во всех культурах существуют различия в женской и мужской манере поведения, в особенностях общения разных возрастных групп. Субкультуры обладают специфическими чертами общения в рамках какой-либо общекультурной традиции: салонное общение во французской культуре XVIII в., специфические черты общения в современной молодежной тусовки и пр.

Изучая процесс общения в различных культурах, можно выделить три характерных типа общения: традиционный, функционально-ролевой и личностный.

Традиционный тип общения характерен для традиционных культур, небольших общин. Его главный смысл состоит в поддержании определенной структуры взаимоотношений, в психологической сплоченности. Функционально-ролевой тип общения развивается в условиях городской культуры, в сфере экономических, политических, деловых отношений. Он является безличным и специализированным. Он предполагает наличие множества градаций в личностных отношениях (например, правила делового общения). Чем интенсивнее, сложнее функционально-ролевая деятельность, тем меньше остается места спонтанности в общении. Личностный тип общения развивается прежде всего внутри семьи, в небольших дружеских общностях, между любящими людьми. Это общение ма- лоформализованно, спонтанно, оно требует эмоциональной вовлеченности.

Существуют также различные специальные виды общения: производственное, деловое, семейное, игровое, просветительное и многие другие.

Средства осуществления общения (приемы, способы) являются важнейшими «маркерами» и достижениями культуры. Хотя некоторые из них опираются на биологические предпосылки, они являются продуктами культурно-творческой и преобразовательной деятельности человека. Главным инструментом общения является язык. Язык - система символов и знаков, обладающей внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений), правилами образования, осмысления и употребления его элементов, служащая для коммуникативных и трансляционных процессов, формируется и существует только во взаимодействии людей, в общении. Язык - ключевой элемент социализации, аккультурации.

Важным моментом функционирования языка, условием общения, является понимание. При общении неизбежно присутствует опасность неадекватности понимания обусловленная различием индивидуального опыта, сложностями кросскультурного взаимодействия, моментом интерпретации, что приводит к искажению смысла, непониманию.

Важнейшими знаками для человека являются слова. Общение, осуществляемое при помощи слов, называют вербальным, в отличие от невербального, в котором средствами передачи информации являются несловесные знаки (поза, жест, мимика, интонация и т. п.). Именно в словесном языке человеческая сущность общения реализуется наиболее полно. Богатый, хорошо развитый язык включает в себя большое число различных вариантов речи. Язык бытового и делового общения людей - это живая устная, звучащая речь. В живой диалогической речи активную роль играет внутренняя форма слова , с его ассоциативной изобразительностью, эмоциональной экспрессивностью. Не все знаки общения являются искусственно созданными продуктами культуры. Некоторые из них являются вроде бы естественными проявлениями организма (например, покраснение лица, слезы). В культуре, однако, развились ценностные смыслы, культурные значения этих знаков. Культура наложила отпечаток на проявление непроизвольных эмоций: так, существует ограничение на зевание, гримасы и другие мимические действия: В каждой культуре существует система условных знаков для обозначения различных эмоций: рукоплескание (аплодисменты) служит для выражения восторга у европейцев, свист - того же чувства у американцев и т. п., хлопание руками - в Китае признак горя и разочарования.

Невербальные компоненты дополняют смысловое содержание высказывания. Они также позволяют судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, его глубинных психофизиологических качествах. Поза, жест, мимики содержат послания, которые необходимо учитывать в процессе общения. Энергичное рукопожатие политика, кокетливое поглаживание запястья и потряхивание волосами у женщин, грозное выпячивание груди и сжатые кулаки в момент угрозы у мужчины - все это различные элементы невербального языка общения.

Пластика тела отражает не только сведения о характере человека, но и культурные нормы, освоенные в процессе социализации. В русской дворянской культуре много внимания уделялось воспитанию культуры тела и движения, выработке осанки. Выворотные позиции ног, принятые в классической хореографии, в XVII в. были знаком принадлежности к французской аристократии Весь облик человека в целом - физические данные, костюм, прическа - является важнейшим компонентом языка общения.

В современных концепциях теории и практики общения активно используется такое понятие, как имидж. Имидж (image) (от лат. imago) - изображение, подобие. В современной культуре слово image имеет множество значений и оттенков. Это не только традиционно отмечаемые образ, изображение, но и такие значения, как олицетворение, представление (о чем-либо), репутация, престиж и т. д. Важно отметить, что такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как imagebulding, в смысле «создание репутации», «лица», больше соответствуют современному пониманию имиджа. Другой взгляд на сущность имиджа состоит в акцентировании его символического характера. Картины мира организуются с помощью символов и человеческие существа живут одновременно в двух средах - естественном окружении и окружении символическом. Роль символизации в ходе формирования имиджа Несомненна. В невербальном общении существенную роль играют также различные артефакты, предметы, выполняющие знаковую и символическую функцию.

Существуют специально созданные языки невербального общения, так, например, существовал язык веера и язык цветов в культуре галантного века.

В процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы. Это овладение полезными сведениями формирует культуру личности, в том числе и культуру общения. Естественный процесс социализации дополняется воспитанием. Огромную роль в воспитании культуры общения в традиционных культурах играли религия, обряды, закреплявшие социально одобряемое поведение, культурная трансляция образцов поведения. В ситуации современной глобализирующейся культуры и активной межкультурной коммуникации особое значение приобретает развитие культуры общения.

Культура общения - это настроенность его участников на взаимопонимание, взаимочувствование, сопереживание и владение культурными формами физического и духовного взаимодействия с другими людьми.

Понятие культуры общения можно рассматривать в широком смысле как принадлежность к тем или иным типам культур и культурно-историческим формам и в более узком - как овладение определенными коммуникативными навыками, направленными на достижение эффективности общения. В гуманистическом смысле культура общения выражается в его нравственной результативности, в благоприятном воздействии на духовный мир личности, в позитивном влиянии на ее личностное развитие.

Культура общения личности выражает аксиологический (ценностный) аспект личностного развития. Он включает наличие развитых коммуникативных навыков - знаний, умений, а также высокие нравственные установки общения.

В современной культурной ситуации воспитанию подлинной культуры общения противостоит мощная индустрия различных тренингов, направленных на развитие коммуникативных способностей, имеющих практические, прикладные цели, зачастую сводящиеся к манипуляции людьми. Безусловно, овладение коммуникативными технологиями с целью манипулирования другими, рассматриваемыми не как субъект общения, а как объект воздействия, не дает оснований говорить о наличии у данного человека развитой культуры общения.

Важнейшим компонентом культуры общения является этикет.

  • См.: Каган М. С. Мир общения. М., 1993.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает:

  1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
  2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
  3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера, таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:

Терпеть. И верить - все на свете
прекрасны - взрослые и дети,
коты, собаки и медведи,
и сослуживцы, и соседи.
Терпимость - Наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас.

Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт, как вежливость и тактичность.

Вежливость - черта характера, основное содержание которой составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Есть одна черта характера, проявления которой мы часто ожидаем от других, но гораздо реже демонстрируем сами,- это уступчивость. Правильное соотношение уступчивости и принципиальности- залог нормальных взаимоотношений.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них некоторые специфические умения, навыки общения.

К таким умениям можно отнести следующие. Прежде всего это способность человека изменять свои первые впечатления о другом при знакомстве с ним. В большинстве случаев эти первые впечатления возникают на основе довольно ограниченной информации-мы еще не знаем, каков наш новый знакомый «на самом деле», а только видим, как он выглядит. Поэтому внешность человека- физический облик, манера поведения, соответствие одежды, прически моде, специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему. По одежке встречают, по уму провожают. Однако умение перейти в оценке человека от «одежды» к «уму» свойственно далеко не всем.

Ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с восприятием и пониманием человека человеком, считают, что эталоны внешности, которые возникают в результате первых впечатлений, являются своеобразными «пусковыми механизмами» процесса интерпретации характера человека. В результате образуются так называемые «оценочные эталоны», или «оценочные стереотипы», т. е. определенный набор качеств, которые человек приписывает познаваемому человеку. Эти стереотипы, или эталоны, возникают под влиянием как собственного опыта человека, так и тех социальных норм, которые он усваивает при обучении, воспитании, воздействии средств массовой информации.

Очень большое влияние на восприятие и понимание человека человеком оказывает определенная установка. Это влияние отчетливо продемонстрировано в опытах, проведенных под руководством психолога А. А. Бодалева. Так, нескольким группам испытуемых показывали одни и те же фотографии неизвестных людей, ко с разной установкой, например фотография молодого человека в одних случаях сопровождалась установкой «герой», в других - «преступник». Испытуемые должны были дать «словесные портреты». О том, как повлияла установка, можно судить по следующим отрывкам из «словесных портретов» одной и той же фотографии:

«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый и непричесанный. Можно думать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (установка - преступник).

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (установка - герой).

Для сравнения приведем отрывок из протокола человека, на которого установка, заданная в эксперименте, не оказала влияния: «Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно, сжаты крупные выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (установка - преступник).

У каждого человека существуют различные по своему содержанию, объективности, обобщенности стереотипы, схематизированные, стандартные образы человека как представителя определенной социальной, профессиональной, национальной и прочих групп. Всем известен широко распространенный в прошлом образ ученого: рассеянного чудака, беспомощного в мелочах быта и т. п. И в настоящее время бытует много социальных стереотипов, которые искажают наше представление о характере, особенностях конкретного человека. Если в одних случаях они помогают общению (или, по крайней мере, не оказывают решающего влияния), то в других случаях могут существенно исказить представление о другом человеке, помешать верно понять и оценить его. По-видимому, стоит и сейчас прислушаться к мнению А. И. Герцена, который считал: «…Ничего в мире не может быть ограниченнее и бесчеловечнее, как оптовые суждения целых сословий - по надписи, по нравственному каталогу, по главному характеру цеха. Названия - страшная вещь».

Вообще следует сказать, что умение вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям. Людям подозрительным, недоброжелательным трудно бывает в обществе других. И, напротив, те, кто видит в людях (не абсолютно в каждом, разумеется) хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять - относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше. Еще А. С. Макаренко завещал подходить даже к самому изломанному обстоятельствами человеку с «оптимистической гипотезой».

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. У каждого из нас постепенно складываются свои убеждения о том, каким должен быть человек, какие качества, поступки мы считаем наиболее существенными. С этой точки зрения мы сознательно и неосознанно оцениваем не только себя, но и других людей. Одни из этих взглядов действительно принципиальны, соблюдать их в жизни и в отношениях с другими необходимо. Однако наиболее часто нарушения во взаимоотношениях даже близких людей появляются из-за того, что слишком большое значение придается малосущественным деталям: какой дорогой пойти, хороший или плохой фильм и т. п. Уважение к чужим привычкам должно формироваться с детства.

Для культуры общения. большое значение имеет, какой стиль отношений устанавливается между людьми: авторитарный, когда «власть» в общении принадлежит кому-то одному, или демократический, когда каждый имеет равные «права» в общении. В приятельских, товарищеских или дружеских парах (группах) отношения могут складываться по типу «лидер - ведомый». Как правило, лидер - это человек или более информированный, знающий, или более «умеющий» (инструментальный лидер), или имеющий большие организаторские способности. Во всех случаях -это более активный человек, принимающий на себя больше обязанностей или ответственности. Ведомый же - это человек, менее активный, но часто более эмоционально развитый, более чуткий и внимательный. Однако для авторитарного стиля характерно манипулирование со стороны лидера ведомыми, при демократическом же стиле каждый человек защищен в коллективе равными правами.

Некоторые ученые, характеризуя особенности межличностных отношений, вводят такое понятие, как «ритм общения» . Так, А. И. Титаренко считает, что потребность общения имеет свой ритм, свои перепады интенсивности: «Многие нравственные качества личности зависят от умения верно выразить этот ритм - свой и других людей, с которыми происходит общение. Назойливость и замкнутость, необщительность - как нравственно-психологические характеристики взаимоотношений людей - во многом зависят от ритма общения, в котором они находятся».

Для культуры общения большое значение имеет наличие у людей такого качества, как деликатность, которое глубже, чем просто воспитанность человека.

Учитель может разобрать с учащимися следующую моральную «задачу», предложенную в свое время А. П. Чеховым: «Предположим, в комнату, где сидит дружеская компания, входит женщина с заплаканными глазами. Как в этом случае поступит культурный человек?.. А как поступит не только культурный, но и деликатный человек?».

Для культуры общения имеет значение и определенный, соответствующий принятому в данном обществе способ выражения чувств благодарности, симпатии, соболезнования и т. п. Важно, конечно, сопереживать и сочувствовать другому, но не менее важно, чтобы этот другой мог догадаться о ваших чувствах.

Очень хорошо о настоящей, интеллигентной культуре общения сказал писатель М. Рощин:

Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины.

Понятие общения

Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:

Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.

Упоминая опосредованное - последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.

Составляющие общения

Как и у любого процесса, у общения имеются необходимые составляющие:

1. Контакт (вербальный или невербальный) - т.к. даже зная, что с неким человеком на другом конце страны вы будете говорить на одном языке и на одну тему, но не имея с ним какого-либо контакта, пообщаться вам не удастся.

2. Общий язык (в том числе и жесты) - т.к. если вы, желая пообщаться с иностранцем на злободневные, интересующие вас темы, не сможете найти общий язык, общение не наладится.

3. Общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) - т.е. общий запас знаний о мире. Говоря об общности тезаурусов, можно вспомнить попытки общения колонизаторов с народами Африки. Культура, образ жизни и представления о мире у участников общения были совершенно разными и контакт налажен не был.

Формы общения

Кроме трех необходимых составляющих мы можем говорить и о формах общения. Формы общения определяются по характеру и содержанию информации, которой собеседники обмениваются между собой. Таким образом, можно выделить следующие формы общения:

Служебное (деловое). Пример: официальные переговоры о предстоящей сделке
. повседневное (бытовое). Пример: разговор матери и ребенка о том, как прошел его день в школе.
. Убеждающее. Пример: предвыборная речь кандидата в депутаты.
. Ритуальное. Пример: общение между служителями храма во время проведения церемонии.
. межкультурное (межэтническое). Пример: коммуникация представителя восточной цивилизации с представителем западной.

Культура общения

Культурой же общения мы называем социальное явление, которое отличается и характеризуется нормативностью этого самого общения. Социальные нормы - это правила поведения, определяемые социальными группами и ожидаемые в реальном поведении участников этих групп.

При помощи этих правил социум избавляется от тяжелой надобности регулировать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке. Подобные эталоны поведения нужны не только самому социуму, но и отдельной личности, более того, их возникновение стало реальным только с приходом осознания человеком своего отношения к остальным людям, к их личности и индивидуальности. Как следствие, социальная жизнь практически не может существовать без норм общения.

Лексика и особенности языка, элементы искусства, ритуалы, правила вежливости и этикет, игры и прочее - все эти социальные явления типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми.

Формирование культуры общения

Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.

Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета. В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения. С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.

Конфликтные ситуации

Однако, даже с учетом культуры общения и многочисленных норм, коммуникация, как правило, не обходится без конфликтов и конфликтных ситуаций.

Конфликтные ситуации - это представления некоего человека Н об имеющемся (реальном или воображаемом) противоречии, о самом себе - Н- о своих мнениях, возможностях и т.п., об оппоненте - его мнениях и возможностях, а также о том, что думает и предполагает оппонент о представлениях человека Н.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Симпатия и антипатия: сотрудничество и соперничество, взаимопонимание
Следующая тема:   Малая группа: многообразие малых групп и групповой эгоизм

Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение».

«Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» – так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский.

Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение.

В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.

На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов:

социальный статус;

– особенности партнера по общению;

– ситуация;

национальные традиции.

Существуют общепризнанные принципы культуры общения :

Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:

1-й этап: начало общения.

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

Этикет в данном случае предписывает следующие обращения:

– Разрешите с Вами познакомиться.

– Я хотел бы с Вами познакомиться.

– Позвольте с Вами познакомиться.

– Давайте познакомимся.

Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:

– мужчина женщину;

– молодой человек более пожилого;

– человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.

Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00).

Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:

– Очень рад Вас видеть.

– Добро пожаловать.

2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.

Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например:

Торжественные ситуации:

– Примите наши самые теплые (горячие) поздравления!

– Горячо поздравляем!

– Скорбные ситуации:

– Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования.

Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:

– Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите.

– Вы так обаятельны.

– Вы отличный специалист.

Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.

Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию.

Тема общения.

Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований:

– не рассказывать о своих личных делах;

– говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;

– если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают;

– не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;

– невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности;

– не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;

– некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста;

– не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;

опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте…». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;

– не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте;

– некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.

– редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

Обращение.

В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.

По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.

В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.

Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».

У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».

К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:

– Будьте любезны.

– Будьте добры.

– Извините.

– Простите.

Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.

3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:

– Всего Вам доброго.

– Разрешите проститься, попрощаться.

– Надеюсь на скорую встречу.

– До свидания.

Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

Человек способен развивать и поддерживать . Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и в повседневной жизни и в общественных местах.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.