Тема - номинативное предложение. Какие бумаги можно назвать ценными Какие ошибки можно назвать непростительными

Какие ошибки можно назвать непоправимыми, трагическими?


Жизненный опыт является главной составляющей личности. Из чего же состоит жизненный опыт? Наверное, из принятых решений, будь то верных или неверных, из сказанных человеком слов, его действий. Чаще всего, опыт – это те выводы, которые делает человек, допуская ошибки. Но есть ли ошибки, которые нельзя исправить?

К сожалению, есть… Человек, оказавшись в сложной жизненной ситуации, порой может принять неверное решение, совершив этим самым ошибочное действие. Потому что именно такие действия могут привести к трагическим последствиям. Лишь позже человек поймёт и осознает, что допустил непоправимую ошибку.

Многие произведения русских писателей являют нам героев, сделавших непоправимый поступок. Для доказательства своих мыслей обращусь к рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Настя, дочь Катерины Петровны, живет полной насыщенной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочь настолько занята, что она совсем забывает писать письма домой. Насте все дела кажутся важными и неотложными, ведь даже когда она узнала о болезни своей старенькой мамы, то всё равно отложила письмо и поездку к ней. Когда Настя приехала в деревню, то уже не застала Катерину Петровну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила и ждала. Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку, которая останется с ней, до самого конца её жизни.

Другим примером, доказывающим мою точку зрения, является рассказ Бориса Петровича Екимова «Говори, мама, говори…». Старушка Катерина живет одна на хуторе, в своем маленьком доме, имея небольшое хозяйство, а её дочь – в городе, находящемся в полторы сотнях вёрст от матери. Когда дочка покупает матери мобильный телефон, с целью держать связь с мамой, то старушке объясняют, что звонки стоят дорого, поэтому говорить нужно лишь по делу, однако, бабка Катерина хочет многое рассказать дочери, но из-за экономии денег дочь ограничивается лишь разговорами о здоровье. Вскоре, дочь понимает, что может больше никогда не услышать голоса своей матери, она понимает насколько её маме, Катерине, важно делиться любыми мелочами из своей жизни, поэтому дочь просит свою старую мать в мобильник: «Говори, мама, говори...». Дочь Катерины смогла вовремя понять свою оплошность и исправить её, тем самым не допустив непоправимую ошибку.

Таким образом, размышляя над судьбами разных героев, мы способны понять, что именно совершенные ошибки дают людям шанс на их исправление в дальнейшей жизни, однако, допустив ошибку, которую уже не в силах исправить, человек может только жить с ней, понимая, что он упустил свой шанс.

Согласно настоящему плану счетов бухгалтерского учета (№ 94н), ценные бумаги подлежат отражению на счете 58, который именуется «Финансовые вложения». Именно в субсчетах этого счета под номером 1 и 2 находятся ценные бумаги. В статье расскажем про учет ценных бумаг в бухгалтерском учете, дадим примеры проводок.

Ценные бумаги - это, в первую очередь, паи и акции, облигации, векселя, чеки и закладные. Для более понятного обозначения этих терминов можно дать им такие краткие определения:

  • Акции закрепляют право владельца данной бумаги претендовать на часть прибыли компании в форме дивидендов.
  • Облигация позволяет обладателю претендовать на получение ее стоимости в номинальном размере, а также установленный процент.
  • Пай закрепляет за его владельцем возможность получить часть имущественных объектов предприятия.
  • Вексель является удостоверяющей бумагой, что определенное лицо (гражданин или организация) должно заплатить второму лицу конкретную суммы денежных средств в ограниченный временной срок.
  • Чек - это бумага, связанная напрямую с банком. В чеке его владелец указывает сумму и дает указание банку распоряжение выплатить эту сумму определенному лицу или предприятию.

Векселя относятся ко 2 субсчету счета 58 и входят в категорию «долговые ценные бумаги».

Проводки с участием векселей:

Порядок, в соответствии с которым операции, связанные с облигациями, подлежат бухучету, подробно расписан в «учете расходов по займам и кредитам». Задолженность перед обладателем данного типа ценной бумаги отражается как долги по кредитам и займам. Для составления корреспонденции берутся счета 66 и 67. Выбор нужного счета зависит от типа долга – краткосрочного он типа или долгосрочного. В первом случае применяется счет 66, во втором – 67.

Если поступившие средства превышают номинальную стоимость облигации, то та сумма, на которую превышена номинальная стоимость облигации, включается в счет прочих доходов.

Сюда же входят и расходы в виде начисленных процентов по облигациям. Примеры типовых проводок по бухучету облигаций:

№ п/п Содержание действия Дебет Кредит Тип операции
1 Фирма приобрела облигации 76 51 3
2 Обнаружена задолженность покупателя за погашаемые облигации 91.2 58.2 1
3 Погашена облигация 91 58.2 2
4 Произошло списание разницы между изначальной облигационной стоимостью и номинальной 58.2 91 4
5 Показано получение средств за облигации 51 62 3

Учет акций в бухучете

При учете акций чаще всего используют проводки 58.1, 81 и 76. Учет акций ведется для отслеживания перемещения собственных акций фирмы и акций третьих лиц. В проводках отображаются приобретение, выбытие, продажа и другие действия, происходящие с акциями. Акции являются первичным имуществом фирмы и связаны с уставным капиталом, поэтому множество проводок выполняются со счетом 80.

Кроме первичного выпуска, есть еще выпуск дополнительных акций. О приобретении акций нужно обязательно уведомлять налоговую инспекцию и закреплять это в документах. Приобретение акций бухгалтер может отражать не в ежеквартальном отчете, а оформлять документ в момент приобретения. Также в письменной форме оформляются договоры купли-продажи акций с другими лицами или организациями.

Примеры стандартных бухгалтерских проводок по учету акций:

№ п/п Содержание действия Дебет Кредит Тип операции
1 Фирмой куплены акции 58.1 76 3
2 Показано начисление %-тов по ним 76 91 2
3 Списана стоимость выбывших в связи с продажей акций 91 58 4
4 Списан резерв, формируемый в связи с обесцениванием акций 59 91 4
5 Учтено балансовое принятие акций 58 60 3

Пример учета ценных бумаг

Ценные бумаги, информация по которым представлена выше, возможно поделить на основные и вспомогательные. К первым относятся паи и акции (сч.58.1), а к вспомогательным – оставшиеся бумаги (векселя, чеки, облигации и т.д) (сч.58.2). Ценные бумаги заняты в основном в процессах приобретения, продажи, выбытия и начисления %-тов. В отдельных случаях возможно их перечисление и списание.

Участвовать в передвижении ценных бумаг на рынке могут обычные юридические лица и предприниматели, а также юрлица и ИП, которые занимаются перемещениями таких бумаг на профессиональном уровне. В бухучете есть целые составы операций по конкретным ситуациям, где необходимо составлять большое количество проводок и выявлять абсолютно все операции, совершенные в определенной ситуации. Приведем пример с участием ценных бумаг.

Самый простой пример: компания приобрела акции банка по цене 1500 рублей, хотя номинальная стоимость акций составляла 1000 рублей. Единственный вынужденный расход – оплата эмитенту. Между тем максимальный срок обращения облигаций составил всего 2 года. Доход по облигациям выплачивался их владельцу каждые полгода по тарифу 40% годовых. Далее составим таблицу, в которой запишем все операции, произошедшие в данной ситуации.

№ п/п Содержание действия Дебет Кредит Сумма операции
1 Стоимость облигаций выплачена их первоначальному владельцу (эмитенту) 76 51 1500
2 Отражена балансовая стоимость облигаций 58.1 76 1500
3 Начислены дивиденды 76 91 300
4 Перечислены дивиденды 51 76 300
5 Отражена доля, на которую уменьшилась цена облигаций 91 58

Подобные операции могут происходить и с акциями (что бывает чаще всего), и с векселями, и с остальными видами ценных бумаг. Данный пример включает в себя пять проводок, однако чаще всего проводки в подобных примерах могут достигать двадцати. Здесь главное - правильно подсчитать сумму и дебет с кредитом. В бухгалтерском учете отражение ценных бумаг делает по их балансовой стоимости.

Распространенные ошибки в учете ценных бумаг

Не секрет, что бухгалтерский учет – дело тонкое, и ошибиться нельзя. Даже самая маленькая ошибка будет чревата последствиями. Далее перечислим самые распространенные ошибки, которые возникают у бухгалтеров при учете ценных бумаг. Первая распространенная ошибка связана с оформлением векселей. От неправильного оформления пойдут неправильные проводки.

Следующая ошибка – в учете собственного векселя покупателя. Его отражают 58 счетом. Но здесь очень важно знать, покупатель выписал свой вексель или осуществил его передачу третьим лицам. В первом случае вексель необходимо отражать по дебету 62 счета (расчеты с покупателями и заказчиками). А во втором случае по дебету нужно отразить вексель и отнести его к счету краткосрочных задолженностей.

Третья ошибка опять же связана с векселями. Вексель (да и любую другую ценную бумагу) можно безвозмездно получить от поставщика (подрядчика). И многие фирмы ошибочно полагают, что за это не стоит отчитываться перед налоговой. Но это не так, даже за безвозмездные поступления юридическое лицо обязано отчитаться перед ФНС. И последняя частая ошибка - расходы на реализацию ценных бумаг указаны в статье расходов. Нельзя этого делать, расходы на реализацию ценных бумаг не помогут снизить налоговые выплаты.

Часто возникающие вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Как правильно использовать метод ФИФО при выбытии рассматриваемых бумаг?

Если ценные бумаги покидают обладателя, и при этом принято решение применить метод ФИФО для оформления процесса выбытия, то нужно учитывать их место хранения и цели приобретения. Отражать это следует в учетной политике целей.

Вопрос №2. Как отражать приобретенные бумаги ценного типа на внебиржевом рынке?

В данной ситуации отражать это нужно в той же последовательности, что и прочие бумаги ценного типа, поступившие от иных поставщиков. Тогда стоимость их либо переводится на банковский счет, либо фиксируется через прочие доходы.

Вопрос №3. Должен ли эмитент удержать НДФЛ с дивидендов, которые он перечисляет юридическому лицу за бумаги, обладателями которых выступают физлица?

Ответ однозначный дать нельзя. Однако профессиональные бухгалтеры придерживаются того мнения, что не должен.

Вопрос №4. Что делать, если эмитент признан банкротом?

Для начала с эмитентом необходимо связаться и выслушать его предложения для вас. Далее, если толковых предложений не получено, проще всего дождаться суда, на который эмитента вызовут по заявлению других кредиторов. Также существует закон о банкротстве, где есть порядок действий в такой ситуации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление Опыт и ошибки. Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы: Джек Лондон «Мартин Иден», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Генри Марш «Не навреди» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» «Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени» И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

3 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации: «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

5 слайд

Описание слайда:

Афоризмы и высказывания известных людей:  Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг  Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель  Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер  Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков  Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко  Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн  Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг  Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

6 слайд

Описание слайда:

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

7 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

8 слайд

Описание слайда:

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

9 слайд

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.

10 слайд

Описание слайда:

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

12 слайд

Описание слайда:

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

13 слайд

Описание слайда:

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен.

14 слайд

Описание слайда:

Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

15 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, – ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.

16 слайд

Описание слайда:

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям.

17 слайд

Описание слайда:

Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

19 слайд

Описание слайда:

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей.

20 слайд

Описание слайда:

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи.

21 слайд

Описание слайда:

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

22 слайд

Описание слайда:

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь) По мере взросления человек учится, почерпывая знания из книг, на школьных занятиях, в беседах и взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того, немаловажное влияние оказывают окружение, традиции семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много теоретических знаний, но умение применить их на практике необходимо для того, чтобы приобрести навык, набраться собственного опыта. Иными словами, можно прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой вопрос, однако в реальности научиться жить поможет только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого уникального опыта человек не сможет прожить яркую, полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих произведений художественной литературы изображают героев в динамике, чтобы показать, каким образом происходит у каждого человека становление личности и прохождение собственного пути.

23 слайд

Описание слайда:

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы», «Прах и пепел». Перед взором читателя проходит нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В начале повествования это отзывчивый парень, отличник, выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих друзьях, это открытый человек, готовый прийти на помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства справедливости он и страдает. Сашу отправляют в ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа, совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по политической статье. На протяжении всей трилогии читатель наблюдает за становлением личности Саши. От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари, которая самоотверженно ждет его, помогая его матери преодолеть трагедию.

25 слайд

Описание слайда:

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как хозяева баловали и любили собственных дочерей, которые были нарядно одеты, весь день играли и озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела играть, однако ее заставляли убираться в харчевне, ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не жаловаться, а молча выполнять приказы тетки Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала, чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться, заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в будущем именно этот горький опыт помог Козетте стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

26 слайд

Описание слайда:

Таким образом, наши рассуждения позволяют сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт, горьким либо благостным, он является собственным, пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер и воспитывая личность.

Темы третьего этапа итогового сочинения.

«Разум и чувство»











«Честь и бесчестие»











«Победа и поражение»











«Опыт и ошибки»











«Дружба и вражда»


542. Зачем человеку друзья?








Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

145. Когда разум может оказаться сильнее чувств?
252. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?
350. Какой противник достоин уважения?
441. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
553. Что значит уметь дружить?

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

146. Достижима ли гармония чувства и разума?
250. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
343. Что значит победа над самим собой?
451. Какие ошибки можно назвать ценными?
545. Можно ли прожить без дружбы?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

149. Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?
248. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
347. Можно ли прийти к победе, не испытав поражений?
444. Почему важно уметь признавать свои ошибки?
546. Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?

Уральский федеральный округ

151. Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?
253. Почему надо «беречь честь смолоду»?
352. Когда нужно стремиться к победе любой ценой?
446. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
548. Что может помешать дружбе?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

141. Можно ли выплёскивать чувства наружу?
245. Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
341. В чём проявляется великодушие победителя?
449. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
543. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?

Омская область

142. Всегда ли следует доверять доводам разума?
241. Кого можно назвать человеком чести?
345. Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?
448. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
552. В каких обстоятельствах проверяется дружба?

Иркутская область

143. Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?
246. Честь – это норма или принцип одиночек?
349. Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?
450. Можно ли учиться на чужих ошибках?
542. Зачем человеку друзья?

Забайкальский край

147. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
242. Актуально ли понятие чести для современного человека?
351. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
453. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
544. В чём разница между другом и приятелем?

Дальневосточный федеральный округ

Магаданская область

153. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
249. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
344. Когда поражение закаляет характер человека?
442. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
547. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

152. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
247. Что означает «идти дорогой чести?»
353. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
447. Какие ошибки можно считать непоправимыми?
551. Как отличить истинную дружбу от ложной?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

148. Какую роль в жизни человека играют чувства?
244 .Как Вы понимаете слово «честь»?
346. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
452. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
541. Может ли дружба обернуться враждой?


Какие ошибки можно считать непоправимыми? Те, которые нельзя загладить. Ситуации, из которых нельзя выкарабкаться. Когда ты что-то делаешь, ты должен точно знать, что имеешь варианты для выхода, что сможешь из этого выбраться в случае неудачи. Нужно очень разумно и ответственно подходить к определённому выбору и даже обычным, казалось бы, словам.

К примеру, Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир" приревновал свою жену к Долохову и вызвал его на дуэль. Потом поразмышлял и понял, что напрасно. Но честь и доброе имя якобы дороже жизни человека. И Пьер всё равно с упёртостью барана направляется на дуэль. По несказанной удаче его не убивают, и он даже умудряется ранить Долохова. О чём очень сожалеет, так как был пацифистом и отрицал всякое насилие над человеком.

И такую ношу, как убийство человека, брать на себя боялся. Но, вероятно к счастью, Долохов выжил, и совесть Безухова осталась относительно чиста. А ведь мог и не выжить. Ошибка Пьера - он принял провокацию и решил постоять за свою честь - могла стоить человеку жизни. И исправить было бы трудно. Если только Пьер был некромантом... Но сомнительно.

Таким образом, убийство человека - это ошибка, которую, по стандартным данным, поправить нельзя. А всё остальное можно. Было бы желание. Пока ты жив, возможно всё.

Обновлено: 2017-11-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.