Анцупов конфликтология читать онлайн. Лигостаев александр георгиевич

(Документ)

  • (Документ)
  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях (Документ)
  • Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития (Документ)
  • Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций (Документ)
  • Меткин М.В. Конфликтология (Документ)
  • Мириманова М.С. Конфликтология (Документ)
  • Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология.Учебное пособие (Документ)
  • Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая (Документ)
  • Шипилов А.В. Оппозиция мы - они в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II (Документ)
  • n3.htm

    Основные конфликтологические понятия

    АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

    АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕШЕНИЙ - новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.

    АНТАГОНИСТ - непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.

    АНТИПАТИЯ - устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

    АРБИТР - третья сторона в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником и наблюдателем.

    АСИММЕТРИЧНОЕ РЕШЕНИЕ - решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются интересы только одной стороны.

    АУТОАГРЕССИЯ - агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; наряду с сознанием, надсознанием и подсознанием является частью психики.

    БЛЕФ - тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключается в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.


    БЛОКОВАЯ ТАКТИКА - согласование своих действий с партнерами, выступающими одним блоком.

    ВНУТРИГРУППОВОЙ (ИНГРУППОВОЙ) ФАВОРИТИЗМ

    Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам, другой группы, ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

    ГРАНИЦЫКОНФЛИКТА-внешниеструктурнодинамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, На которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

    ДИНАМИКА КОНФЛИКТА - ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

    ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ - иерархически организованная система интересов, ценностных ориентации, установок и мотивов, определяющих готовность личности к тому или иному поведению в конфликте.

    ЗАБАСТОВКА - разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера

    ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.

    ИНЦИДЕНТ - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон.

    КОМПРОМИСС - стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

    КОНКУРЕНЦИЯ - 1) в широком смысле - один из основных видов социального взаимодействия; 2) в узком смысле - соперничество, активное соревнование на каком-либо поприще между отдельными субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.


    КОНФЛИКТ - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

    КОНФЛИКТ АДАПТАЦИОННЫЙ - конфликт, возникающий на основе нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации.

    КОНФЛИКТ ВОЕННЫЙ - форма межгосударственного конфликта, который характеризуется таким столкновением интересов противоборствующих сторон, в котором последние для достижения своих целей используют с различной степенью ограничения военные средства без мобилизации всей своей военной мощи.

    КОНФЛИКТ ВООРУЖЕННЫЙ - конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая вооруженные силы.

    КОНФЛИКТ ЛАТЕНТНЫЙ - 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной, латентной фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.

    КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ - конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентации, имеющих выраженный нравственный компонент.

    КОНФЛИКТ ЭРГАТИЧЕСКИЙ - конфликт между сложными самоорганизующимися системами. Этот термин применяется преимущественно в математике, системотехнике.

    КОНФЛИКТОЛОГИЯ - междисциплинарная область научного исследования конфликта. Объектом ее являются конфликты различного уровня: зооконфликты, внутриличностные, социальные конфликты (межличностные, межгрупповые, межгосударственные), предметом - общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.


    КОНФРОНТАЦИЯ - противоборство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.

    НЕВРОЗ - нервно-психическое расстройство, психогенное по своей природе, в основе которого лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие (невротический-конфликт) между личностью и значимыми для нее сторонами действительности.

    НЕСОВМЕСТИМОСТЬ - взаимное неприятие партнеров по общению, деятельности, основанное на расхождении ценностных ориентации, социальных установок, интересов, потребностей, характеров, темпераментов, темпов и ритмов психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

    ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА - конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

    ПЕРЕГОВОРЫ - механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

    ПОМОЩНИК - третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

    ПОСРБДНИК - третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

    ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

    РАНГ ОППОНЕНТА - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте; «сила» оппонента, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры.

    СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА один из видов системного анализа конфликта; состоит во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.


    СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙАНАЛИЗКОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

    СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - один из наиболее перспективных научных методов конфликтологического исследования. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

    СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как в самом конфликте, так и с внешним окружением.

    СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.

    СОПЕРНИЧЕСТВО - стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

    СОТРУДНИЧЕСТВО - кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

    ТЕОРИЯ ИГР - раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений, в том числе в условиях конфликта.

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.

    ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ - третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.


    ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА - свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

    ЧЕЛНОЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ - способ организации деятельности посредника по налаживанию, канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.

    ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА - одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.


    Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение.

    Значение: 1) затяжная борьба, сражение/война;

    2) состояние дисгармонии между людьми, идеями, интересами; столкновение противоположности;

    3) состояние одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний, тенденций;

    4) противостояние характеров, сил в литературном, сценическом произведении. Главная оппозиция, на которой строится сюжет;

    5) эмоциональное напряжение, волнение, беспокойство, возникающие в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью/моральными ограничениями.

    По Анцупову А.Я, Шипилову А.И. конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

    Классификация видов конфликтных явлений

    Возможно, некоторую ясность внесет знакомство с используемыми в науке классификациями конфликтов, что может помочь при определении проблемного поля конфликтных явлений.

    Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада. Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

    – межиндивидуальные конфликты;

    – межгрупповые (группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединённые общностью положения);

    – между ассоциациями (партиями);

    – внутри- и межинституциональные;

    – между секторами общественного разделения труда;

    – между государственными образованиями;

    – между культурами и типами культур.

    Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности, оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.


    Не останавливаясь на спорных моментах описанных классификаций, их недостаточной строгости и неясности формулировок, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то» или реже – «между чем-то и чем-то». Примерами последнего является противостояние между Востоком и Западом (Чейз) и конфликт между культурами или типами культур (Здравомыслов). В этих случаях сторонами конфликта фактически выступают не определенные субъекты взаимодействия, а социальные образования или явления, не имеющие границ и конкретного носителя. Достаточно редко в классификации конфликтов включают зооконфликты. Анцупов и Шипилов аргументируют целесообразность включения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу»: «Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде». Современная психология, по крайней мере в ее гуманистическом варианте, отвергает правомерность параллелей между психическими проявлениями людей и животных, равно как и возможность переноса данных, полученных при изучении животных, на человеческую психику. Исходя из этого, вышеуказанные аргументы вряд ли нашли бы поддержку у большинства психологов.

    Таким образом, анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социальной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты) и т. д.

    Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам. Пять ступеней сущности предмета. Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.

    Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам

    Универсальная схема научного исследования, о которой идет речь, имеет своим автором ныне живущего современного российского философа А.А.Гагаева. Предложенный А.А.Гагаевым вариант общей теории систем выступает в виде очень строгой методологии с жёсткой последовательностью конкретных шагов исследователя.

    Значение универсальной схемы научного исследования заключается в том, что её использование позволяет выработать целостно-системное отношение к такому сложному явлению, как конфликт вообще и конкретный конфликт в частности.

    Пять ступеней сущности предмета

    Данная схема – обладая универсальностью применения – изначально обладает высокой абстрактностью. Пользуясь ею, исследователь обязуется выделять в собственном предмете пять одновременно сосуществующих предмета (исходный предмет; развитой предмет в собственном смысле слова; необходимость предмета; то, во что он превращается; будущий предмет).

    В терминах логики это выглядит как разграничение пяти степеней отвлечённости-конкретности (всеобщее, общее, конкретно-абстрактное, особенное, единичное).

    В понятиях онтологии такое разграничение выступает как различение пяти ступеней сущности предмета – его бытия, сущности, необходимости, явления и действительности.

    Все указанные пять граней выглядят как разграничение 5-ти моментов: 1) исходных причин и условий какого-либо явления; 2) внутреннего закона развития данного явления; 3) необходимости материализации данного явления; 4) материального факта как проявления указанного закона; 5) интерпретации, восприятия данного материального факта.

    Каждый из указанных пяти предметов, каждая из пяти граней выбранного предмета рассматривается не менее чем в пяти целевых подсистемах, соответствующих генетическому, логическому, динамическому, функциональному и уникально-неповторимому аспектам (целевые подсистемы – далее ЦП – «Всеобщее», «Общее», «Конкретно-абстрактное», «Особенное», «Единичное»):

    всеобщее (где решаются вопросы генезиса, происхождения – вопросы «Почему? Откуда? По какой причине?»);

    общее (где решаются вопросы логики построения – вопросы «Какова модель? Каковы исходные понятия?»);

    конкретно-абстрактное (где рассматриваются динамические, процессуальные, деятельностные аспекты проблемы – вопросы «Как? Каким образом?»);

    особенное (где рассматриваются функциональные, целевые аспекты проблемы – вопросы «Зачем? С какой целью?»);

    единичное (где рассматриваются уникально-неповторимые аспекты проблемы – вопросы «Кто является исполнителем? Кто носитель?»).

    В итоге данная методология предусматривает жёсткую последовательность исследовательских шагов. В результате вырисовывается изящная 25-клеточная схема.

    2. Зеленков М.Ю. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник/ Зеленков М.Ю. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 324 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10934 ЭБС «IPRbooks»

    3. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. Изд-во Инфра-М «Форум», 2014 240 с.

    1. Психология управления: хрестоматия / сост. И. А. Кох, Т. А. Сергеева. Екатеринбург: Урал. акад. гос. Службы, 2011. Разделы: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Козер Л. Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях; Левин К. Типы конфликтов. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). Скотт Дж. Г. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Картография конфликта. Мастенбрук У. Подходы к конфликту.
    2. Ратников В.П. [и др.]. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 543 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023 ЭБС «IPRbooks».

    6. Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. Изд-во «Феникс», 2013. 320 с.

    7. Томас Шеллинг Стратегия конфликта [Электронный ресурс]/ Томас Шеллинг Электрон. текстовые данные. М.: Социум, Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам (ИРИСЭН), 2014. 368 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28731.html ЭБС «IPRbooks»

    б) дополнительная литература:

    1. Афанасьева Е.А. Основы конфликтологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Афанасьева Е.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 159 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19276. ЭБС «IPRbooks»

    2. Егидес А.П. Психология конфликта: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17043 ЭБС «IPRbooks»

    3. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Караяни А.Г., Цветков В.Л. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 247 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15453.html ЭБС «IPRbooks»

    4. Клачкова О.А. Конфликтология [Электронный ресурс]: практикум/ Клачкова О.А. Электрон. текстовые данные. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. 136 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22297.- ЭБС «IPRbooks»

    5. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 050711 «социальная педагогика»/ Электрон. текстовые данные. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. 32 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29678 ЭБС «IPRbooks»

    6. Кузьмина Т.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 64 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/645 ЭБС «IPRbooks»

    7. Манухина С.Ю. Психология конфликта: хрестоматия. Учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14647 ЭБС «IPRbooks»

    8. Муштук О.З. [и др.]. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник. Электрон. текстовые данные. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011. 320 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17019 ЭБС «IPRbooks»

    9. Профилактика и разрешение социальных конфликтов [Электронный ресурс]/ О.И. Андреева [и др.]. Электрон. текстовые данные. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. 277 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22987.html ЭБС «IPRbooks»

    10. Светлов В.А. Словарь по конфликтологии [Электронный ресурс]/ Светлов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 325 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12750 ЭБС «IPRbooks»

    11. Светлов В.А. Современное введение в конфликтологию для бакалавров и специалистов [Электронный ресурс]/ Светлов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 391 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20716 ЭБС «IPRbooks»

    12. Семенов В.А. Конфликтология. История, теория, методология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 384 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6970 ЭБС «IPRbooks»

    13. Цыбульская М.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цыбульская М.В. Электрон. текстовые данные. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 312 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10705 ЭБС «IPRbooks»

    14. Шарков Ф.И. Общая конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 240 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35293 ЭБС «IPRbooks»

    в) нормативные и правовые источники:

    1. Об административных правонарушениях: Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016).

    2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

    3. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009).

    4. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 14.02.2014).

    5. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"): Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.07.2015).

    6. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"): Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 15.07.2015).

    7. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 31.12.2014).

    8. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012).

    9. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"): Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 22.12.2015).

    10. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции: Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

    11. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015).

    12. О некоторых вопросах противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 08.03.2015 N 120 (ред. от 15.07.2015).

    13. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений"): Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364.

    14. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации: Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015) (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации").

    15. Об утверждении Правил уведомления о получении подарка Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, Министром Российской Федерации, на которого возложена организация работы Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, руководителями федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с выполнением ими служебных (должностных) обязанностей, а также сдачи подарка, подачи заявления о его выкупе, рассмотрения вопросов об использовании подарка: Постановление Правительства РФ от 12.10.2015 N 1088.

    16. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации"): Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015).

    17. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)).

    18. Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа" (утв. Аппаратом Правительства РФ 18.02.2010 N 647п-П16)

    г) вспомогательная литература:

    Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2007.

    Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.
    С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.
    Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.


    Предисловие
    Раздел I. Введение в конфликтологию 9
    Глава 1. Предпосылки формирования
    конфликтологических идей 10
    1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт 10
    1.2 Проблема насилия в религиозных учениях 15
    1.3. Отражение конфликтов в искусстве и средствах
    массовой информации 18
    1 4. Практические знания как источник конфликтологических идей 21
    Глава 2. История отечественной конфликтологии 26
    2.1. Историографический анализ 26
    2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 30
    2.3. О междисциплинарных связях наук, исследующих конфликт 33
    Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38
    3.1. Проблема конфликта в военной науке 38
    3.2. Изучение конфликтов в искусствоведении 39
    3.3. Исследование конфликта в исторических науках 41
    3.4. Математические модели конфликтных явлений 43
    3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике 45
    3.6. Исследование конфликтов в политологии 46
    3.7. Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3.8 Исследование конфликтов в психологии 50
    3.9. Подходы к изучению агрессии и конкуренции
    в социобиологии 54
    3.10. Социология конфликта 56
    3.11. Философский анализ конфликтов 57
    Глава 4. Общая характеристика зарубежной
    конфликтологии 61
    4.1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61
    4.2. Западная социология конфликта 67
    4.3. Зарубежные политологические теории конфликта 72
    Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии
    5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликтологии
    Глава 6. Проблема эволюции конфликтов
    6.1. Эволюционная структура психики человека
    6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле
    6.3. Обоснование необходимости изучения зооконфликтов
    6.4. Основные виды эволюции конфликтов Вопросы и задания к разделу I Ответьте на вопросы
    Выполните задания
    Раздел II. Социобиология и проблема конфликтов у животных
    Глава 7. Общая характеристика конфликтов в животном мире
    7.1. Роль агрессии в животном мире
    7.2 Внутривидовые конфликты у животных
    7.3. Межвидовые конфликты у животных
    7.4. Интропсихические конфликты у животных
    Глава 8. Типичные внутривидовые конфликты у животных
    8.1. Конфликты, вызванные борьбой животных за жизненные ресурсы
    8.2. Конфликты, связанные с воспроизводством животными потомства
    8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе Вопросы и задания к разделу II
    Ответьте на вопросы Выполните задания
    Раздел III. Методы исследования и диагностики
    конфликтов 125
    Глава 9. Методологические основы исследования
    конфликтов 126
    9.1. Методологические принципы исследования конфликтов 126
    9.2. О системном подходе к изучению конфликтов 134
    9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта 138
    9.4. Этапы анализа конфликтов 140
    9.5. Программа конфликтологического исследования 143
    Глава 10. Применение методов психологии в конфликтологии
    10.1. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности
    10.2. Возможности тестов в определении конфликтности человека
    10.3. Изучение конфликтных отношений в социальных группах 167
    Глава 11. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов
    11 1 Сущность и особенности применения модульной методики
    11.2 Диагностика характера конфликтов и взаимоотношений в группе 171
    Глава 12. Ситуационный метод исследования
    конфликтов 177
    12.1. Общая характеристика 177
    12.2 Особенности ситуационного исследования конфликтов 180
    Глава 13. Методы исследования межгрупповых
    конфликтов
    13.1 Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
    13 2 Математическое моделирование конфликтов Вопросы и задания к разделу III Ответьте на вопросы Выполните задания
    Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии
    Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций
    14 1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека 14.2 Поведение человека в трудных ситуациях 14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
    Глава 15. Уровни проявления и типология конфликтов
    15.1 Проблема классификации в конфликтологии 15.2. Основные виды классификации конфликтов
    Глава 16. Причины возникновения конфликтов
    16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов185
    16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов 218
    16.3. Социально-психологические причины конфликтов 220
    16.4. Личностные причины конфликтов 225
    Глава 17. Структура конфликта 230
    17.1. Объективные составляющие конфликта 230
    17.2. Психологические составляющие конфликта 236
    17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации 245
    Глава 18. Функции конфликтов 251
    18.1. Двойственный характер функций конфликта 251
    18.2. Влияние конфликтов на основных участников 253
    18.3. Влияние конфликтов на социальное окружение 258
    Глава 19. Динамика конфликтов 262
    19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 262
    19.2. Эскалация конфликта 267
    19.3. Динамика различных видов конфликтов 273
    Глава 20. Информационный подход к изучению
    и регулированию конфликтов 280
    20.1. Проблема системно-информационного
    исследования конфликтов 280
    20.2. Потери и искажение информации при общении оппонентов 283 Вопросы и задания к разделу IV 290 Ответьте на вопросы 290 Выполните задания 290
    Раздел V. Внутриличностные конфликты 291
    Глава 21. Общая характеристика внутриличностного
    конфликта 292
    21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта 292
    21.2. Основные виды внутриличностного конфликта 295
    Глава 22. Переживание как основа внутриличностного
    конфликта 300
    22.1. Генезис внутриличностного конфликта 300
    22.2. Особенности переживания внутриличностного
    конфликта 302
    22.3. Последствия внутриличностных конфликтов 304
    Глава 23. Внутриличностные конфликты
    и суицидальное поведение 308
    23.1. Личностные проблемы человека и суицидальное
    поведение 308
    23.2. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
    23.3. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
    Глава 24. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных
    конфликтов 317
    24 1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 317 24.2. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных
    конфликтов 320
    Вопросы и задания к разделу V 325
    Ответьте на вопросы 325
    Выполните задания 326
    Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
    Глава 25. Семейные конфликты 328
    25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов 328
    25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 334
    25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей 337
    Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными
    26.1. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный»
    26.2. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали»
    26.3. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
    Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности
    27.1. Конфликты между учениками в школе
    27.2. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками
    Глава 28. Инновационные конфликты
    28.1. Инновация как объект конфликта
    28.2. Особенности инновационных межличностных конфликтов
    28.3. Регулирование инновационных конфликтов
    Глава 29. Межгрупповые конфликты
    29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
    29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376
    29.3. Специфика межэтнических конфликтов 380
    29.4. Внутриполитические конфликты 384
    Глава 30. Межгосударственные конфликты 390
    30.1. Особенности межгосударственных конфликтов 390
    30.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396
    Раздел VII. Основы предупреждения
    конфликтов 397
    Глава 31. Прогнозирование и профилактика
    конфликтов 398
    31.1. Особенности прогнозирования и профилактики
    конфликтов 398
    31.2. Объективные и организационно-управленческие
    условия предупреждения конфликтов 400
    31.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404
    Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408
    32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения
    в ней 408
    32.2. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412
    32.3. Психология конструктивной критики 417
    32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420
    Глава 33. Оптимальные управленческие решения
    как условие предупреждения конфликтов 425
    33.1. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425
    33.2. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439
    Глава 34. Компетентная оценка результатов
    деятельности как условие предупреждения конфликтов
    34.1. Основные способы оценки результатов деятельности 443
    34.2. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446
    Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс
    35.1 Психологические факторы нормализации стресса
    35.2. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса
    35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы
    Выполните задания
    Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов
    Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов
    36.1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
    36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
    36.3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов
    Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
    37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулированииконфликтов
    37.2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
    37.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
    37.4. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов
    Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
    38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
    38.2. Динамика переговоров
    38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
    38.4. Психологические условия успеха на переговорах
    38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)
    Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания
    Список литературы
    Основные конфликтологические понятия
    Приложения

    СКАЧАТЬ

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

    1. Конфликт как форма проявления межличностных отношений.

    2. Функции конфликта.

    3. Типология конфликтов.

    4. Типология внутриличностных конфликтов.

    5. Структура и динамика конфликта.

    6. Этапы развития конфликта.

    7. Виды инцидента.

    8. Анализ конфликтной ситуации.

    9. Стратегии поведения в конфликте: концепция К.Томаса-Р.Киллмена.

    10. Методы управления конфликтом.

    11. Коммуникативные барьеры и средства их преодоления.

    12. Социально-психологические условия сотрудничества.

    13. Особенности конфликтов больших социальных группах.

    14. Ролевой конфликт.

    15. Конфликт познавательных структур личности; теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).

    16. Психологические позиции участников межличностного конфликта.

    17. Причины возникновения межличностных конфликтов.

    18. Основания классификации межличностных конфликтов.

    19. Причины возникновения межгрупповых конфликтов.

    20. Ресурсные и ценностные конфликты.

    21. Управление межличностными конфликтами.

    22. Управление групповыми конфликтами.

    23. Межгрупповая конкуренция. Особенности межгруппового конфликта.

    24. Основные типы организационно-управленческих конфликтов.

    25. Структурные конфликты.

    26. Инновационные конфликты.

    27. Позиционные конфликты.

    28. Динамические конфликты.

    29. Конфликты справедливости.

    30. Соперничество за ресурсы в организациях.

    31. Методы изучения конфликтов.

    32. Социальные конфликты: экономические и трудовые.

    33. Особенности педагогического конфликта.

    34. Политические конфликты.

    35. Межкультурные конфликты.

    36. Межнациональные конфликты.

    37. Переговоры в конфликтных ситуациях; переговорные стили.

    38. Принципы управления конфликтом.

    39. Прямые и косвенные методы завершения конфликта.

    40. Оценка результатов и последствий конфликта.

    Темы контрольных работ (рефератов) по курсу «Конфликтология»

    1. Конфликт в больших социальных группах (толпы, массы, народы).

    2. Конфликт в процессе принятия групповых решений.

    3. Проблема сопротивления социальному давлению.

    4. Критерии деструктивности социального поведения личности в конфликте.

    5. Особенности конфликта в виртуальных коммуникациях (на примере анализа коммуникаций на форумах, сайтах, чатах).

    6. Принцип ситуационизма в интерпретации социального поведения участников конфликта.

    7. Исследование внутриличностных конфликтов в постфрейдистских концепциях (А.Адлер; К.Юнг; Э.Фромм, К.Хорни).

    8. Влияние конфликта на величину фундаментальной ошибки атрибуции.


    9. Социальные дилеммы и их решение.

    10. Взаимосвязь когнитивного диссонанса и рационализации поведения.

    11. Влияние религиозных установок на поведение в конфликте.

    12. Взаимосвязь межличностных, внутриличностных и групповых конфликтов.

    13. Причины семейных конфликтов.

    14. Влияние Я-концепции на поведение в конфликте.

    15. Особенности межличностного конфликта в деловом общении.

    16. Особенности ролевого поведения акцентуированных личностей в конфликте.

    17. Особенности конфликтного взаимодействия в педагогическом общении.

    18. Внутриличностные конфликты как проявления возрастных кризисов.

    19. Мотивационно-ценностные основания выбора стратеги разрешения конфликта.

    20. Профилактика педагогических конфликтов.

    21. Внутригрупповой фаворитизм в конфликте.

    22. Эмоциональные аспекты конфликтного взаимодействия.

    23. Гендерные различия поведения в конфликте.

    24. Социальные детерминанты внутриличностных конфликтов.

    25. Влияние внутриличностных конфликтов на социальное поведение.

    26. Экспериментальные исследования межгрупповых конфликтов.

    27. Возрастные различия конфликтных паттернов.

    28. Характерологические различия конфликтных паттернов.

    29. Методы регулирования межличностных конфликтов.

    30. Стратегии разрешения организационно-управленческих конфликтов.

    31. Преодоление коммуникативных барьеров в деловом общении.

    32. Трансактный анализ поведенческих паттернов в конфликте.

    33. Агрессия в конфликтном взаимодействии.

    34. Условия оптимальности стратегии соперничества в разрешении конфликтов.

    35. Условия оптимальности стратегии сотрудничества в разрешении конфликтов.

    36. Достоинства и ограничения стратегии компромисса в разрешении конфликтов.

    37. Условия выбора стратегии приспособления в разрешении межличностного конфликта.

    38. Влияние манипулятивных систем на поведение личности в конфликте.

    39. Функции стратегии избегания в разрешении межличностного конфликта.

    40. Управление эмоциями субъектов конфликта.

    41. Методы управления конфликтом.

    42. Психотерапевтические методы и приемы в регулировании конфликтов.

    43. Управление конфликтом в семейных отношениях.

    44. Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях.

    45. Влияние уровня притязаний на внутриличностный конфликт.

    ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

    1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991. – 164 с.

    Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов/А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2009. – 512 с.

    3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна – М., 1998. – 517 с.

    4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 320 с.

    5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. – М., 1999. – 512 с. (Серия «Психология. ХХ век»).

    6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002. – 512 с.

    7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Мацковского – СПб., 1992. – 400 с.

    8. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2000. – 320 с.

    9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб, 1997. – 336 с.: (Серия «Мастера психологии»).

    10. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа – М.,1998.–320 с. (с. 195 – 308).

    11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – 464 с. – (Серия «Мастера психологии).

    12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000. – 368 с. – (Серия «Практикум по психологии).

    13. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1998. – 480 с.

    14. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – 448 с. (Серия «Мастера психологии»).

    15. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб., 1999. – 464 с.: (Серия «Мастера психологии»).

    16. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999. – 448 с.

    17. Краткий психологический словарь /Ред.–сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д, 1998 – 512 с.

    18. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с немецкого. С.С.Панкова. – СПб., 1998. – 115 с.

    19. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д., 1999. – 608 с.

    20. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М. , 2001. – 288 с.

    21. Лебон Г. Психология толп // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 15 – 254).

    22. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./Пер. с англ. – СПб., 2000. – 408 с.

    23. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., – М., 1997. – 365 с.

    25. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – 336 с. – (Серия «Мастера психологии»).

    26. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996. – 478 с.

    27. Московичи С. Машина, творящая богов. / Пер. с фр. – М., 1998. – 560 с.

    28. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А.Бодалева. – М., Воронеж, 1995. – 356 с.

    29. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М., 1991. – 287 с.

    30. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000. – 528 с. – (Серия «Практикум по психологии»).

    31. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия /Пер. с англ. М., 2000. –358 с.

    32. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. – М., 2001. – 688 с. (Серия «Мир психологии»).

    33. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А.Г.Чернявская – Мн., 1998. – 560 с.

    34. Психология конфликта: Хрестоматия/ Сост. И общая редакция Н.В.Гришиной. – СПб., 2001. – 448 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

    35. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская. – Мн., 1998. – 560 с.

    36. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Психология масс. Хрестоматия. - Самара., 1998. – 592 с.

    37. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Пер. с англ. В.В.Румынского под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна – М., 1999. – 429 с.

    38. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа – М., 1998, - 320 с. (с. 5 – 116).

    39. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 255 - 408).

    40. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

    41. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. – СПб., 1999. – 318 с.

    42. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. – М., 2002. – 400 с.

    43. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М., 2002. – 336 с.

    44. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа – М., - 1998. – 320 с. (с. 117 –194).

    45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. Э.М.Телятникова, Т.В.Панфилова – Мн., 1999. – 624 с.

    46. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996. – 158 с.

    47. Хорни К. Наши внутренние конфликты// Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3./ Пер. с англ. – М., 1997. – 696 с. (с. 5 – 234).

    48. Чалдини Р. Психология влияния – СПб., 1999. – 272 с.: (Серия «Мастера психологии»).

    49. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. – Ростов н/Д., 1998. – 544 с.