Ансамбль аллы духовой дети. Алла Духова раскрывает секреты «Тодес

Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES

Алла Духова – хореограф, основатель танцевального коллектива Todes, который из хореографической группы за 30 лет существования превратился в настоящий бренд.

Сегодня детище Духовой балет «Тодес» – это не только танцевальный коллектив, имя которого известно во всем мире, но и сеть танцевальных школ, включающая в себя 80 филиалов, и Театр танца Аллы Духовой TODES, открывшийся в Москве в 2014 году.

Детство и юность

Алла Владимировна Духова родилась в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа в ноябре 1966 года. Но уже через год семья Духовых перебралась в Ригу. Там и прошли детские и юношеские годы Аллы. В столице Латвии произошла первая встреча с миром хореографии.

Духова была музыкальной девочкой. Родители заметили это рано и отдали дочь в Рижскую музыкальную школу. Однажды мама заметила, что маленькая Алла после уроков музыки тихонько заходит в хореографический класс по соседству и долго, как завороженная, смотрит за занятиями ребят. По приходу домой девочка точно воспроизводила увиденное перед зеркалом.


Когда мама спросила Аллу, так чем же она больше хочет заниматься, дочь сразу же дала однозначный ответ: танцами и хореографией. Мама отвела дочку в местный ансамбль народного танца под названием «Ивушка», где на тот момент оказались преподаватели Лайзане, Шуркин и Дубовицкий. Они стали для Духовой главными наставниками в профессиональной хореографии и учителями всей будущей жизни.

Балет «Тодес»

Алла мечтала научиться хорошо танцевать, а также придумывать хореографические номера и полноценные спектакли. В 16 лет она собрала коллектив единомышленников. Тогда он состоял только из девушек и назывался «Эксперимент». Этот эксперимент получился удачным и завоевал немалую популярность. Что и не странно, ведь Духова взяла за основу танцевальных постановок хореографию западноевропейской и американской школ, находившуюся на начало советских 80-х под негласным запретом как чересчур откровенная.


Алла Духова с командой «Тодес» в молодости

Опыт Алла собирала по малым крохам из кассет с выступлениями западных денс-коллективов, наблюдала за уличными брейкерами.

Однажды «Эксперимент» Духовой, выступая на танцевальном конкурсе в Паланге, пересекся с ленинградским юношеским коллективом брейк-данса, носившим звучное и запоминающееся название «Тодес». Хореографу нравились рискованные трюки в танцах «Тодеса», а парни из ленинградского коллектива восхищались резкими и отточенными до автоматизма движениями девушек из рижского «Эксперимента».

Выступление балета «Тодес»

Эта симпатия привела к тому, что команды слились в одну, взяв название мужской. В нем органично переплелись хореография и брейкерские движения. Это было что-то совершенно новое и ни на что не похожее. В 1987 году Алла коллегиально была избрана творческим руководителем нового балета, ведь совмещать и постановку, и организационную работу было все сложней.

Во время гастролей по Северному Кавказу выступления «Тодеса» прошли с небывалым аншлагом. Ребятам посоветовали попробовать выступить в столице. Они подумали, что уже вполне созрели для ее покорения, и поехали в Москву. Поначалу им приходилось непросто. Ребята жили в Люберецком общежитии, сами искали площадки для выступлений и сталкивались с множеством сложных организационных вопросов. Но на их пути и на пути Духовой встретился Александр Бирман, работавший в филармонии Риги.


Он помог балету попасть в Челябинск, где в то время гастролировали популярные певцы , и другие «засвеченные» звезды эстрады. Танцоры выступили между номерами певцов и сразу же получили море оваций.

После челябинских гастролей София Ротару предложила балету Духовой выступать с ней. Их совместная работа длилась 5 лет. Потом «Тодес», уже ставший популярным, решил идти и развиваться своим путем.


5-летний юбилей коллектива был отмечен первым сольным концертом «Тодеса». Его организовал и профинансировал меценат и предприниматель Игорь Попов. После этого концерта коллектив начал регулярно получать предложения о совместных выступлениях от , и других звезд эстрады.

, – с кем только не выступал балет Духовой. Коллектив покорил самые известные музыкальные фестивали от «Новой волны» до «Славянского базара». Но наибольшая победа Аллы и ее «Тодеса» состоялась на международной сцене. Танцоры выступили на премии Music Awards в Монте-Карло вместе с и . Коллектив Духовой дважды танцевал в балете – во время его выступлений в Мюнхене и Сеуле.

«Тодес» на концерте Майкла Джексона

В 2014 году состоялось важное событие в жизни Аллы Духовой – открытие Театра танца TODES в столице России. В репертуар театрального коллектива вошли спектакли «Танцуем любовь!», «Волшебная планета TODES», Attention, «МЫ», «И приснится же такое...». Для создания шоу применяется современное световое оборудование, используются 3D декорации, оригинальные костюмы, что делает каждую постановку неповторимой.

Школа танцев

С 1992 года балетный коллектив «Тодес» постоянно расширяется. В 1997-м второй состав балета Духовой вырос до 150 танцоров и отметил свое 10-летие. С этого же года Алла начала снимать помещение в Лефортово, где открыла свою первую школу танцев балета «Тодес».


Вскоре появились еще 2 – в Санкт-Петербурге и Риге. За следующие 10 лет сеть школ расширилась по всей России, странах СНГ и появилась даже на Мальте. Самые талантливые танцовщики-выпускники школ Духовой теперь демонстрируют мастерство на мировых сценах.

В 2011 году «база» балета Духовой из Лефортово перебралась на Павелецкую набережную. За 24 года существования балета сменилось несколько поколений танцовщиков. Неизменным осталось одно: «Тодес» и сегодня собирает полные залы поклонников по всему миру. Гастрольные туры балета продолжаются непрерывно.


Сейчас эту школу, расположенную в Москве, посещают дети друзей и коллег по артистическому цеху Духовой – Филиппа Киркорова, и других. Алла не стремится из каждого ребенка сделать звезду танцпола, гораздо важнее, по ее мнению, привить любовь к танцу и научиться свободно двигаться.


Творческая биография хореографа имеет еще одну яркую страницу – талантливая женщина выпускает собственную линию одежды Todes Wear для повседневной жизни и занятий спортом и танцами. Также хореограф представила коллекцию парфюмерии, предназначенную для детей. Средства ухода отличаются тем, что создаются только из экологически чистых ингредиентов.

Личная жизнь

Личная жизнь Духовой насыщена событиями, но сама хореограф говорит о них мало. Первый раз замуж танцовщица вышла в ранней молодости – в 22 года. Разлад в семье начался после того, как супруг задумался об иммиграции в США. Алла на тот момент была беременна первым сыном Владимиром и не захотела покидать родину. Рождение ребенка не остановило его отца в принятии решения – пара развелась.


После второго брака, который также закончился расставанием, мужем Духовой стал Антон Кись, бессменный художник по свету балета «Тодес». От третьего супруга Алла родила сына Константина. И если старший Владимир стал театральным режиссером, получив диплом бакалавра в New York Film Academy, то младший увлекся спортом и танцами. Несмотря на крупную комплекцию, юноша обладает удивительной пластичностью, что давно заметила его мама. Парень нередко участвует в постановках «Тодеса».


Хореографу пришлось пожертвовать личной жизнью ради профессии и в третий раз: Алла рассталась с Антоном. Сейчас все внимание балетмейстера направлено на сыновей и на внучку Софию, которую ей подарил Владимир. В интервью хореограф отмечает, что не считает себя феминисткой, а желает каждой женщине быть под защитой мужа, надежного и заботливого. Развод не помешал Антону и Алле сохранить дружеские отношения, экс-супруги продолжают общаться.


Хореограф живет на 2 дома. В Риге вместе с семьей сестры Духова построила 15-комнатный особняк, а в Москве еще в начале 2000-х приобрела апартаменты на Звенигородской улице. Это просторная квартира, выполненная частично в античном стиле.

Алла Духова сейчас

2018 год оказался богатым на события в творческой жизни хореографа. Это и проведение TODES DANCE BATTLE, и участие в церемонии награждения VI Реальной премии MusicBox, и выступление студийцев «Тодеса» в Турине на церемонии зажжения огня зимней Универсиады-2019.


Сейчас Духова продолжает развивать сеть школ «Тодес». Ее филиалы по-прежнему открываются по всей стране, а сильнейшие участвуют в ежегодном смотре «Тодес Фест».


В 2018 году гала-концерты участников школы прошли в Казани, Воронеже, Сочи, Москве. Отчеты о проделанной работе, фото участников фестиваля попали на странички официального сайта балета «Тодес» и персонального «Инстаграма» Аллы Владимировны. Там же анонсирован новый спектакль театра «До встречи в Сказке», премьера которого стартовала в начале 2019 года.

Алла Духова — знаменитый в России и странах Прибалтики хореограф, чья творческая биография и личная жизнь стали настоящим примером для подражания. Эта выдающаяся женщина, не обладая деньгами и связями, смогла пробиться на вершину звездного Олимпа, став востребованным профессионалом, на которого ровняются тысячи начинающих танцоров.

Алла Владимировна Духова появилась на свет в семье педагогов в самом конце осени 29 ноября 1966 года. Местом ее рождения является далекое село Коса, расположенное в Пермской области. Однако так вышло, что родители долго в этом месте оставаться не стали, перебравшись в столицу Латвийской Советской Социалистической Республики город Ригу. Именно там прошли счастливые детские годы будущей танцовщицы.

Как и следовало ожидать, Алла росла ребёнком талантливым. Очень рано близкие заметили ее тягу к музыке, что и побудило их отдать девочку в Рижскую музыкальную школу. Именно там она впервые и увидела профессиональную хореографию. Неоднократно после окончания своих уроков Алла тайком пробиралась в класс и смотрела, как другие дети учатся танцевать. После, дома она повторяла запомнившиеся движение перед зеркалом. Тогда-то ее мама решила предоставить ребёнку право выбора, спросив, чем девочка действительно больше хочет заниматься: музыкой или танцами. Что тогда выбрала Алла мы все прекрасно знаем.

Поняв, что любимая дочь всерьёз увлеклась хореографией, мама отвела одиннадцатилетнюю Аллу в местный ансамбль «Ивушка», где девочка попала в руки прекрасных преподавателей. Именно с этого и начался ее большой путь к успеху. Педагоги хвалили технику Духовой, её целеустремленность и ярко выраженный талант, благодаря которому Алла быстро повышала свою категорию.

Новым витком в карьере будущей знаменитости стал цирк. Придя однажды в качестве зрителя на выступление, шестнадцатилетняя девушка поняла, что хочет выступать на цирковой арене. И что удивительно, ей быстро удалось добиться благосклонности руководства, после чего Алла Духова получила разрешение участвовать в одном из аттракционов и стала, хоть и ненадолго, полноправным членом труппы.

К сожалению, вскоре жизнь девушки круто изменилась. На одном из выступлений она сломала щиколотку, после чего врачами был наложен запрет на танцевальную деятельность.

Чтобы как-то прожить, девушка устроилась на завод, занимающийся производством мопедов, где работала ее мама. Однако мечты о танцах Алла выбросить из головы так и не смогла.

Балет «Тодес»

В молодости, как и сейчас, Алла Духова была очень амбициозным человеком. И просто так смириться с окончанием своей блестящей карьеры она, конечно, не смогла.

Выйдя из депрессии, девушка решила вернуться к хореографии и вместе с сестрой Дианой они влились в ансамбль с говорящим названием «Эксперимент», который продвигал новое революционное для конца восьмидесятых направление брейк-данс. Именно присутствие Аллы и сделало никому неизвестный коллектив популярным. Молодые люди много гастролировали по городам Советского Союза, побеждая во всевозможных конкурсах, и становясь обладателями престижных гран-при.

В 1987 году во время очередных гастролей в небольшом городке Паланге, расположенном в западной Литве, участники коллектива «Эксперимент» познакомились с ленинградскими танцорами, именовавшими себя командой «Тодос». Эти ребята также практиковали брейк-данс, однако серьезных успехов на данном поприще им добиться не удалось.

Пообщавшись между собой, танцоры решили объединить усилия и создать единый коллектив, который назвали «Тодес». С первого дня его руководителем и идейным вдохновителем была Алла Духова. Именно благодаря ее неуемной энергии, хореографическому и педагогическому таланту и высоким организаторским способностям «Тодес» стал настоящим брендом в танцевальной среде.

Алла со своими сыновьями

За те 30 лет, что коллектив выступает на сцене, им удалось добиться поистине внушительных успехов. Подопечные Духовой часто сопровождают номера самых ярких представителей отечественного шоу-бизнеса: Филиппа Киркорова, Кристины Орбакайте, Валерия Леонтьева, Ларисы Долиной, Софии Ратару, которая, кстати, первая и заметила талантливых ребят. Более того, некоторые бывшие воспитанники Аллы стали известными личностями. Например, рэперы Влад Соколовский и Мот, политик Евгения Васильева, певица и светская львица Алена Кравец.

Личная жизнь

Большое значение для Аллы Духовой всегда имела не только успешная творческая биография, но и личная жизнь, а также дети. Впрочем, говорить о своих отношениях с мужчинами хореограф не любит.

Поклонникам известно, что у Аллы Владимировны было два мужа. Первый брак состоялся, когда Духовой было всего 22 года. Супруга звали Сергей и он успешно занимался программированием. В этом союзе появился сын — Владимир. Однако семья распалась вскоре после рождения мальчика. Тогда муж Аллы принял решение эмигрировать в Соединенные Штаты, а Духова, напротив, хотела остаться на Родине.

Второе замужество женщины также оказалось плодотворным. В гражданском браке с Антоном Кись, художником по свету балета «Тодес», Алла в 2002 году родила еще одного сына — Константина. К сожалению, эти отношения тоже сохранить не удалось, и некоторое время назад семья распалась.

Теперь Алла Владимировна полностью сосредоточена на своих творческих проектах, детях и внуках, которых ей начал дарить старший сын Владимир. Известно, что в 2014 году известный хореограф впервые стала бабушкой — у нее родилась внучка София.


Теперь, по прошествии лет Алла уверена, что ее личная жизнь не сложилась из-за работы. «У меня просто не хватило сил на мужа», — заявила она в одном из интервью.

  • После сложного перелома ноги и запрета на профессиональные занятия хореографией в жизни Духовой началась черная полоса. И, чтобы заработать денег, ей приходилось подрабатывать дворником.

  • Пытаясь выйти из депрессии, связанной с потерей возможности танцевать, Алла занялась преподавательской практикой, помогая советским детям в летних лагерях приобщиться к танцам. И надо сказать, что наставник из Духовой получился прекрасный.

    Алла с семьей

  • Первое объединенное выступление коллективов «Тодес» и «Эксперимент» состоялось 8 марта 1987 года.
  • Постоянное число участников шоу-балета «Тодес» — 150 человек.

  • Будучи молодой и очень занятой мамой Алла Владимировна не могла уделять должное внимание своему старшему сыну Владимиру. Именно поэтому мальчик проводил много времени с тетей Дианой в Риге. Но отношения между близкими людьми это не испортило.


  • Алла Духова окончила режиссерский факультет РАТИ.


Алла Духова сегодня

В настоящее время хореограф перебралась жить поближе к своим родственникам в Латвию, где у нее имеется огромный дом. Женщина много путешествует, ведёт личный блог в социальной сети Инстаграм, а также развивает самую крупную сеть танцевальных школ в мире. На сегодняшний день у «Тодеса» насчитывается 111 филиалов в разных странах, где обучается около 20 тысяч учеников, младшему из которых всего 3 года. Педагогов для своей школы Духова подбирает лично.

Алла Духова - "крестная мама" для бессчетного количества танцоров, окончивших школу-студию TODES. В реальной жизни она дважды мама. И уже бабушка - ее внучке Софии три года. Этой осенью девочка стала одной из учениц балета TODES, куда ее привели родители - старший сын Аллы Духовой Владимир и его жена Анна.

Материнство для меня - большая радость. Все свободное время я провожу со своими детьми. Например, с сыном Костей мы занимаемся скандинавской ходьбой. И утренние часы я стараюсь посвящать общению с ним. В плане выбора профессии и жизненного пути я доверяю своим детям. Старший, Владимир, учится на режиссера, Константин пока школьник. Какой они выберут путь, продолжит ли кто-то из них мое дело - жизнь покажет. Принципы моего воспитания просты: я люблю своих сыновей, уважаю их выбор и принимаю его! Сейчас внучка София вовсю танцует перед зеркалом, веселит нас, а в этом году пошла на занятия в школу TODES.

Володя танцами не увлекся. А вот Костя, младший, обожает танцевать, с удовольствием ходит в танцевальную школу. И это прекрасно, когда дети танцуют. С научной точки зрения доказано, что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография.

Когда дети приходят к нам в школу, они становятся настолько увлеченными, что у каждого появляется личная мотивация посещать занятия. Дети становятся дисциплинированными, организованными. Это помогает родителям в воспитании, и они с удовольствием этим пользуются.
Алла с сыном Костей

Почему выбирают танцы? Цели, с которыми приводят детей на занятия, совершенно разные: кто-то приводит ребенка, чтобы тот поправил форму, похудел, для общего физического развития. Есть детишки зажатые, и танец помогает справиться с их комплексами. Да, есть те, из кого пытаются вырастить звезду. Многие родители сами хотели танцевать, но по разным причинам у них это не получилось, и они отправляют к нам своих детей.

Утверждать можно одно: танцы дают колоссальную положительную энергетику, и независимо от поставленных целей каждый получит удовольствие и здоровое тело.
Алла Духова с воспитанницами (в центре - дочь Юлии Барановской и Андрея Аршавина Яна)

Алла Владимировна Духова - профессиональный хореограф, основательница и художественный руководитель балета Todes, она родилась 29 ноября 1966 в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа. Женщина является одной из самых ярких личностей в хореографии, ей удалось покорить публику в Латвии, России и по всему миру.

Она никогда не боялась рисковать, использовать элементы западноевропейской и американской школы танцев, хоть это и не одобрялось правительством. Женщина разработала авторскую методику обучения детей танцам, которая сейчас применяется в разных странах и городах.

Любовь к танцам

Хоть девочка и родилась в Косе, уже через год она с семьёй переехала в Ригу. У родителей Аллы кроме неё была ещё вторая дочь Дина. Мать с отцом прививали детям любовь к искусству, они отдали дочерей в музыкальную школу. По пути на занятия будущая танцовщица постоянно останавливалась возле хореографического класса. Она внимательно наблюдала за движениями преподавателя, а потом повторяла их дома.

Однажды мать спросила Аллу, чем она хочет заниматься в будущем. Дочь сказала, что мечтает посвятить свою жизнь танцам. Её больше ничто не интересовало. Мама отнеслась с пониманием, вскоре она отдала девочку в ансамбль народного танца «Ивушка». На тот момент малышке было всего 11 лет, но она во многом превосходила своих старших коллег. Преподавателями, открывшими Духовой удивительный мир хореографии, стали Лайзане, Дубовицкий и Шуркин.

Юная танцовщица мечтала не только учиться у педагогов, а и самостоятельно придумывать номера. В десятом классе ей удалось попасть за кулисы цирка благодаря знакомству с дочерью дрессировщика. Артисты были поражены способностями Аллы, они предложили ей выступать вместе с ними. Несколько месяцев девушка провела на гастролях, но из-за травмы лодыжки пришлось навсегда забыть о цирке.

Духова всегда отличалась самостоятельностью. Она привыкла зарабатывать на выступлениях, поэтому не хотела оставаться без денег. Танцовщица начала работать дворником, позже она устроилась экспедитором на завод по изготовлению мопедов. В 16 лет девушка поехала в пионерлагерь, где преподавала детям хореографию. После возвращения её пригласили на работу в Дом культуры. Благодаря этому она смогла уволиться с завода.

Когда финансовые вопросы отошли на второй план, Алла решилась собрать свою первую группу. Коллектив «Эксперимент» состоял только из девушек. Среди них были родственницы, подруги Духовой и даже её сестра Дина. Им нравилось работать с целеустремлённой школьницей, ансамбль неоднократно побеждал на фестивалях.

Рождение балета

На одном из фестивалей в Паланге участницы «Эксперимента» пересеклись с мужским коллективом «Тодос» из Санкт-Петербурга. Парни исполняли рискованные трюки на сцене, они были восхищены отточенными резкими движениями девушек. Уже через несколько месяцев группы объединились, взяв название «Тодес». Вместе они выступили в концертном зале «Октябрьский» на брейк-фестивале.

Дебют состоялся 8 марта 1987 года, именно это число принято считать датой рождения балета. В том же году Духова была избрана художественным руководителем коллектива. На тот момент в группе танцевали Дина Духова, Лена Шлык, Марина Лицова, Вячеслав Игнатьев, Андрей Гавриленко и Геннадий Ильин. В течение трёх лет Алла совмещала организационные обязанности с выступлениями, но потом перестала появляться на сцене.

Первые гастроли «Тодеса» по Северному Кавказу прошли с аншлагами. Поклонники советовали танцорам отправиться покорять Москву, и те решили прислушаться. Сначала столица прохладно приняла участников балета, им приходилось жить в общежитии и самостоятельно организовывать концерты. Но вскоре Духова познакомилась с Александром Бирманом, который помог ей договориться о выступлениях в Челябинске. Коллектив сопровождал именитых звёзд - Софию Ротару, «Браво» и Игоря Талькова. Зрители встречали их овациями.

Грандиозный успех

София Ротару была в восторге от выступления Todes. Она предложила танцорам сопровождать её на всех концертах, их сотрудничество длилось около пяти лет. После этого коллектив отметил свой первый юбилей грандиозным концертом с участием Филиппа Киркорова, Татьяны Булановой и Александра Буйнова. Звёзды делились друг с другом впечатлениями, советовали балет, вскоре у Аллы не было отбоя от желающих сотрудничать.

Состав коллектива неоднократно расширялся за всё время его существования, в 1997 году их количество выросло до 150 человек. Танцоры успели выступить на одной сцене с Кристиной Орбакайте, Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной и Валерием Меладзе. Их приглашали на такие мероприятия, как конкурс «Новая волна» в Юрмале, церемонии награждения «Ника» и «Золотой граммофон». Позже они обрели известность за пределами России.

Самой большой победой «Тодеса» Алла считает их совместное выступление с Рики Мартином и Мерайей Керри на премии Music Awards. Кроме того, участники группы сопровождали Майкла Джексона на концертах в Мюнхене и Сеуле. Многие танцоры впоследствии стали на постоянной основе сотрудничать с российскими и зарубежными звёздами. Некоторые из них начали выступать сольно. К примеру, певица Ангина и Влад Соколовский начинали карьеру именно в балете Духовой.

Другие достижения

Алла Владимировна всегда стремилась к чему-то большему. Её коллектив стал невероятно популярным, до сих пор танцоры продолжают гастролировать по всему миру. И тогда женщина решила создать место для тех, кто мечтает научиться хореографии. В 1997 году она сняла помещение в Лефортово, именно туда пришли первые ученики школы «Тодес». Позднее было открыто ещё два учебных заведения в Риге и Санкт-Петербурге. Всего за десять лет сеть школ расширилась по всей территории стран СНГ и даже на Мальте.

Духова лично подбирает преподавателей для филиалов учебного заведения. В школу танцев принимают всех, независимо от возраста, телосложения и степени подготовки. Самым младшим ученикам едва исполнилось 3 года, поэтому педагоги должны обладать психологическими знаниями. В 2011 г. главное здание «Тодеса» перенесли из Лефортово на Павелецкую набережную.

В 2002 г. с помощью Аллы был создан двухчасовой спектакль о балете Todes. Позже она поставила ещё несколько танцевальных пьес - «Танцуем любовь», «Только для тебя», «Я тебя люблю» и «Самая опасная». Некоторые постановки были приурочены к юбилеям коллектива.

С 2007 г. Алла выпускает свою линию одежды, разработанную совместно с коллегами по Todes. Она говорит, что все танцоры являются большой семьёй, их отношения основаны на доверии и командной работе. Возможно, именно благодаря помощи и поддержке своих подопечных женщина смогла добиться таких высот в карьере.

В 2014 г. Духова открыла театр танца «Тодес». В 2015 году она вошла в состав жюри шоу «Танцуй!» на Первом канале. Её коллегами стали хореографы Раду Поклитару и Вячеслав Кулаев, а также телеведущий Дмитрий Хрусталев.

Семья и личная жизнь

Алла Владимировна только один раз была замужем. Её избранником стал талантливый программист Сергей, которого позже пригласили работать в США. Из-за его переезда отношения стали ухудшаться, в итоге супруги расстались. От этого брака у танцовщицы остался сын Владимир.

Из-за загруженности на работе женщина не могла уделять должного внимания сыну. Он жил в Риге с её сестрой, у которой было пятеро своих детей. Дина очень поддерживала Аллу в то время, танцовщица до сих пор благодарна ей за это. Несмотря на редкие встречи, ей удалось сохранить связь с сыном.

Второго мальчика Константина женщина родила от гражданского мужа Антона. Он занимается постановкой света на выступлениях Todes. Влюбленные живут вместе уже много лет, они не считают штамп в паспорте необходимым для семейного счастья. На всех мероприятиях Духова появляется одна, поэтому журналистам не известно, есть ли у неё сейчас мужчина.