Книжная и станковая графика. – Вы с подругами вместе в отпуск не ездите
Организаторы: Управление культуры администрации Петрозаводского городского округа, Городской выставочный зал
Режим работы: 15 октября – 06 ноября 2009 ежедневно с 12:00 до 19:00. Касса работает до 18:30
Место:Городской выставочный зал, пр. Ленина 26, Петрозаводск
Выставка книжной и станковой графики Маргариты Юфа и Владимира Лукконена адресована широкому зрителю, но в первую очередь, безусловно, - детям. Именно иллюстрации к детской книге – основная сфера творчества этих двух талантливых петрозаводских художников. Десятки оформленных ими книг и журналов, есть, наверное, не только на полках большинства карельских библиотек, но и во многих семьях. По ним дети нашего края изучают родной язык (финский, карельский, вепсский), знакомятся с народными сказками и песнями, рассказами и стихами современных писателей. А для кого-то из ребят с их иллюстраций начинается, вообще, первое знакомство с книгой, что накладывает большую ответственность на художников. Не только по экономическим причинам сегодня в Карелии, немногие авторы занимаются этой не самой «громкой» и модной, но зато кропотливой сферой творчества. Необходимые для неё качества – владение навыками рисунка, знание основ книжного дизайна, широкий культурный кругозор, понимание особенностей детского восприятия слова и изображения, - в достаточной степени присущи и Маргарите Юфа и Владимиру Лукконену. За плечами у каждого из них большой опыт работы в книжной графике.
Иллюстрации Владимира Лукконена – весёлые и динамичные, всегда наполнены множеством повествовательных деталей, интересных для рассматривания и раскрывающих драматургию сюжета. В них читается не только опытная рука рисовальщика, но и большое чувство юмора, присущие этому мастеру.
Декоративная и по-женски лиричная графика Маргариты Юфа более романтична и камерна. В ней, как правило, важную роль играют природные мотивы – пейзаж, цветы, травы, птицы, животные, - изображая которых с большой любовью, художница проявляет ещё и незаурядное знание северной флоры и фауны. Свойственное иллюстрациям Маргариты ощущение волшебства, часто окрашивает и, казалось бы, не имеющие отношения к книжной графике её станковые работы – многочисленные натюрморты из цветов, коллажи и акварели.
Мария Юфа, искусствовед
МАРГАРИТА ЮФА
график, художник книги, живописец
В 1984 окончила художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена.
С 1984 – участник ежегодных республиканских, групповых и тематических выставок художников Карелии. Участвовала в региональных выставках «Российский Север» в Кирове (1998) и Вологде (2003), а также показывала свои работы на ряде выставок в Санкт - Петербурге и Финляндии.
Состоялось 5 персональных выставок, в том числе 1 в Финляндии.
С 1996 года – член Союза художников России.
С 1985 года сотрудничает с детским журналом «Kipinä», а с 1995 является его штатным художником. Оформила более 20 книг, которые были опубликованы издательствами «Карелия», «Периодика», «Verso».
Произведения находятся в собраниях Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Карельского государственного краеведческого музея, Валаамского музея-заповедника, а также в частных коллекциях России, Финляндии, Австрии, Англии.
Стипендиат Правительства Республики Карелия (2003).
ВЛАДИМИР ЛУККОНЕН
график, художник книги
Родился в 1959 году в Карелии. Основное направление в работе – детская книжная иллюстрация. Оформил и проиллюстрировал более 50 книг. С 2009 издаёт собственный периодический журнал комиксов «РЕКС».
Участие в выставках и симпозиумах:
Республиканские выставки Союза художников Карелии разных лет, Петрозаводск;
Персональная выставка, Петрозаводск - 1998;
Международные конгрессы мастеров экслибриса, Санкт - Петербург, Вологда, Финляндия, Испания, Турция 1998 – 2008;
Международные выставки экслибрисов, организатор и участник, Петрозаводск - 1999, 2003, 2006;
Ежегодная коллекция рождественских открыток детского фонда UNISEF при ООН, Швейцария - 1999;
Международный симпозиум стран Баренц региона по проблемам литературы для детей, Швеция - 1999 – 2000;
Выставка в рамках IV республиканского фестиваля карельской поэзии памяти Владимира Брендоева, Олонец - 2004;
Персональная выставка в институте Финляндии, Санкт - Петербург - 2007;
- «Калевала для детей», персональная выставка, Петрозаводск - 2009;
Приз зрительских симпатий за серию иллюстраций для детей на республиканской выставке СХ Карелии - 2004;
Специальная премия в номинации «Самая смешная история» на всемирном фестивале комиксов «КомМиссия», Москва - 2005;
Дипломы за оформление книг на республиканских конкурсах ‛Книга года Республики Карелия‛ - 2000 – 2006.
Шаг первый
Когда шел телевизионный проект «Голос», вдруг услышал знакомую фамилию – Георгий Юфа. Прекрасный певец, тонкий виолончелист. Жаль, что из Челябинска. А то, глядишь, пополнил бы блестящую фамилию для Петрозаводска, да и вообще для Карелии, знаковую: замечательный фотограф Валерий Юфа, блестящий живописец Михаил Юфа, неповторимая художница Тамара Юфа. А еще – директор Городского выставочного зала Петрозаводска Мария Юфа. И она – художник Маргарита Юфа. Дочь Тамары и Михаила, единокровная сестра Марии.
– Когда моя дочка Антонина маленькой сильно ушибла ногу, мы вызвали «скорую». Входит мужчина лет тридцати. На Тоньку и не смотрит, говорит нам с мамой: «Ну, наконец-то, я с вами познакомился». Оказалось, сын Валерия Юфа, Михаил.
– Трудно, наверное, быть дочерью известных родителей, тем более если выбрал их профессию?
– И по сей день обо мне порой говорят: если пишу акварелью – это у нее от мамы, если маслом – от отца.
– О вас много кто слышал, но мало кто знает. Мало кто, кроме близких, конечно, представляет, что вы за человек. Да, в связи с выставкой, презентацией какой-либо иллюстрированной вами книги, какими-то художественными проектами информация появляется, но… Себя вы, похоже, на показ выставлять не любительница…
– Я в детстве всё мечтала, что буду жить в лесу, в уютной избушке среди цветов, зверей и птиц…
– Мой племянник маленький мечтал о том же, только еще добавлял: и будет там много-много полок с банками варенья и соленья…
– Насчет варенья не помню, а насчет соленья.… Знаете, я очень остро реагирую на запах. И хорошо помню, как бабушка возвращается из магазина, а я все принюхиваюсь, даже не смотрю: торчит ли у нее из сумки хвост селёдки. Нет селёдки – и вкусного в доме нет. И нынче прилавок, пахнущий рыбой, мне дороже запаха изысканных французских духов.
– А в творчестве?
– Уже в третьем классе завела тетрадку, в которую записывала свои наблюдения о природе, а любимым журналом был «Юный натуралист». Правда, в нем я читала мало, больше картинки разглядывала. Рисовать же начала года в полтора-два: галочки, черточки какие-то. И когда мама спрашивала: «Риточка, а что на рисунках-то твоих?», уверенно отвечала: «Тити и тички», то есть цветы и птички. Так их и на моих нынешних рисунках можно видеть.
– Я был на вашем мастер-классе в Музее изобразительных искусств Республики Карелия – вы показывали накануне Рождества, как можно пастелью изобразить вертеп. В композиции присутствовали, естественно, разные животные. Мне особенно приглянулась нарисованная вами корова, или вол, если следовать Евангелию и Пастернаку: «Его согревало дыханье вола…»
– Я до четырех лет жила в деревне. И помню, обожала сидеть на подоконнике и смотреть, как пастухи гонят на выпас или назад домой стадо коров. Ух, какие были коровы – страшные, рогатые! Бабушка говорила, что если бы они шли весь день, так я бы от окна не отходила.
– У вас на рождественском рисунке корова напротив, хоть и с рогами, но жовиальная такая, ласковая…
– Она же в пещере с младенцем, его пугать нельзя.
Шаг второй
Хотя танец «Рио-Рита», вопреки распространенному мнению не фокстрот, а пасодобль, благодаря тексту Геннадия Шпаликова, который пропел в своем фильме «Военно-полевой роман» Петр Тодоровский, «Рио-Рита» в нашем сознании утвердилась все же как фокстрот. А он изначально покоился на трех шагах. Вот и мы с Маргаритой Юфа делаем второй шаг в нашей беседе. Тем более и само ее имя этому танцу созвучно. И, кстати, многих девочек, родившихся после войны, называли в честь его — Риоритами! А ее назвали в честь маминой подруги, которая, как и Тамара Григорьевна, песню эту, несомненно, слышала.
– Я всегда с кем-то нянчилась. Во дворе с малышами – коляску покатать, в песочнице куличики полепить. Пятнадцать лет назад начала вести мастер-классы для начинающих в техниках пастели, акварели, гуаши, даже маслом мои подопечные пробуют писать.
– Ваш отец утверждал, что каждого человека можно научить рисовать. А вас кто учил?
– Мама. Правда, я больше училась, глядя, как она сама работает. Педагогом, терпеливым со мной, ее вряд ли можно назвать, в этом я вся в нее. Однажды поставила передо мной банку с цветами – «Пиши натюрморт с натуры». Я говорю: «Не смогу».
Она убеждает, что смогу. А я в слёзы. Так плакала и писала, и написала хорошо! Мама назвала его « Натюрморт слез». Это я уже много лет спустя у Александра Харитонова в художественной школе любой натюрморт могла «взять», так акварель чувствовала.
– Валентин Чекмасов, можно сказать, увековечил вас в портрете «Юный художник». На нем он поместил вас в античные декорации…
– Любимая певица моего детства – Валентина Левко. А оперные арии – Жанны д’Арк и Чио-Чио-сан. Когда в Питере училась, постоянно бегала на концерты классической музыки. А когда работала в Национальном театре, с каждой зарплаты покупала пластинки с произведениями Шопена, Грига. Мама тоже любит рисовать под музыку. Поскольку же еще и обожает поэзию, приохотила меня к японской литературе, которая откликнулась и в моих рисунках.
– Что в вашем творчестве только не откликнулось… И не только в рисунках, но и в изумительных куклах, и в поделках разных, и в книжной иллюстрации. Ваша мама дружила с нашим уникальным реставратором Саввой Ямщиковым. И я почти уверен, что, например, любовь к древней Руси идет от него…
– Нет, я его в детстве не помню! Просто по книгам – было очень таинственно, необычно и дышало древностью. Вспомнила еще: маме кто-то подарил альбом с изображениями византийских икон. Как я его обожала рассматривать! Правда, он был на болгарском языке – в советские времена хорошие книги у нас все больше для заграницы выпускали.
В Ельце, куда мы на лето приезжали пару раз, стоял огромный собор, спроектированный Константином Тоном, автором московского Храма Христа Спасителя. И я помню лики святых на закопченных иконах – и казалось, я в другой мир попадала – таинственный и прекрасный.
– Говорят, вера двигает горы. Что движет вами?
– Я усердная очень. К тому же, так случилось, что практически все женщины в нашей семье жили без каждодневной мужской поддержки. Так что надеялись только сами на себя. Ну, кому сказать: я уже класса с восьмого могла и розетки в доме поменять, а позже – спасибо маме – обои поклеить, и линолеум постелить.
Шаг третий
Они все, и в жизни и в творчестве своем, очень усердные. То есть очень профессиональные, привыкшие каждое свое дело доводить до радующего чувства и ум завершения. Они – это подруги Маргариты Михайловны, которые образуют сердечный и душевно уютный маленький клуб с ироничным названием «Розочки». Я бы не осмелился упоминать о нем, если бы входящие в него художник Виктория Зорина и фотограф Ирина Ларионова не поведали о своем содружестве в одной телевизионной передаче. Не буду называть всех, входящих в этот клуб поименно, но прошу поверить мне на слово, что и фамилии и дела их на виду у всей Карелии.
– Я уже и не помню, как все это рождалось. Кажется, у истоков стояла Виктория Зорина. Нам вместе хорошо. Хотя мы все очень разные.
– У поэта Андрея Вознесенского есть нестандартные строчки, очень к вам подходящие: «Я семья: во мне, как в спектре, живут семь Я»… К сети нынешних продовольственных магазинов, естественно, никакого отношения не имеющих. Хотя их владельцам за название надо бы платить авторские отчисления…
– Если бы нам платили по трудам нашим… Иным кажется, чего проще – проиллюстрировать школьный учебник. А это между прочим шестьдесят семь картинок. Просто физически устаешь неимоверно.
– Вы с подругами вместе в отпуск не ездите?
– Мне некогда, хотя я очень люблю путешествовать. Но, помните, как признается героиня фильма «Пять вечеров»: «В Звенигороде, говорят, тоже очень красиво, но я там еще не была…». Хотя и у меня есть свои привязанности: в течение десяти лет я лето проводила со своей племянницей Марфой в Павловске – изумительное по красоте место. Вообще я мечтаю поездить по России.
– Моя бабушка жила в Кировской губернии, на реке Вятке. С городища села, как у Левитана, открывалась неописуемая красота. Казалось мне, что лучше на свете реки быть не может…
– А я в детстве считала, что наша речка Ивинка и не Ивинка вовсе, а Волга. Наслушалась Зыкиной по радио. А еще географию изучала по… фантикам от конфет. Сколько названий городов, где были конфетные фабрики, знала. Жалею, что альбомы, в которые эти фантики наклеивала, не сохранились.
– Было бы что дочкам показывать…
– Им не до фантиков. Обе живут и работают в Питере и крутятся, как белки в колесе.
– По вашим стопам пошли?
– Антонина – дизайнер, Василиса – менеджер, не знаю точно как она называется, мебельного салона. Хотя она окончила художественный колледж, но чтобы дальше учиться, нужны большие деньги. Но чего печалиться, так жизнь складывается.
– Каждый творческий человек не может не задумываться, что останется после него. А что у вас в итоге?
– Мне кажется, что я счастливый человек. Я общалась со многими очень интересными людьми, бывавшими у нас дома. Часто мне достаточно посмотреть на цветок на обочине, чтобы представить цветы всего мира. Я обожаю макросъемку, потому что как в капле воды в ней отражается и существует вся Вселенная. И всё, что меня интересует вокруг.
Я не слышу грохота машин и шума города, зато слышу трели кузнечика, как свистят снегири, поют дрозды.
Фото Ирины Ларионовой
В залах с работами Маргариты Юфа кажется, что ты погрузился в мир японской поэзии:
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка!
Но сквозь графическую вязь её работ можно услышать и пение птиц, и трепет веера, и шуршание кузнечика, и перезвоны чайной церемонии... Почувствовать дуновение ветра. Только всмотритесь вблизи в детали.
В залах Георгия Иванова также царит буйство цветущей черёмухи и сирени, сиреневый вечер переходит в утро у водопада Кивач, всполохи и метаморфозы весны сменяются красками и отблесками осени... Лесные опушки, озёра, заводи, грохот грозы и тишина прозрачностей и туманностей. Отойдите на несколько шагов и ловите впечатления, зафиксированные мастером.
Кстати, Георгий Иванов выступил как составитель и автор проекта издания «Акварель Карелии». Книга, вышедшая в свет в 2015 году в издательстве «Скандинавия» (ООО «Форевер»), стала победителем ежегодного конкурса «Книга года Республики Карелия - 2015». Итоги конкурса были подведены накануне открытия выставки .
Так что, друзья! Если вы не попали на весеннюю выставку «Линия и цвет», приходите в Национальную библиотеку Карелии, чтобы приобщиться к творчеству карельских художников через книги. Прекрасно оформленный альбом рассказывает о произведениях классиков акварельной живописи Карелии и работах современных художников.
Акварель Карелии: [альбом / авт. проекта и сост. Георгий Иванов; вступ. ст.: Людмила Соловьева]. - Петрозаводск: Scandinavia, 2015. - 178, с. : ил. ; 23х25 см. - Посвящается 100-летию карельской акварели.
ГАЛЕРЕЯ
Маргарита Юфа. | Маргарита Юфа. | Маргарита Юфа. |
||
Маргарита Юфа. | Маргарита Юфа. | Маргарита Юфа. |
||
Маргарита Юфа. | Маргарита Юфа. | Маргарита Юфа. |
||
Георгий Иванов. |
К картинам Маргариты Михайловны Юфа хочется прикоснуться. В прямом смысле слова, дотронуться руками, настолько работы этой художницы «живые», лучезарные, легкие, яркие и выразительные. И дело здесь не только в таланте, но и в личности мастера. Маргарита Михайловна поразила меня своей смелостью, силой, позитивом и теплом.
Маргарита Михайловна Юфа, художник, иллюстратор, педагог. Родилась в поселке Ладва Прионежского района Республики Карелия. В 1984 году окончила Ленинградский педагогический институт им. Герцена. С 1996 года является Членом Союза художников России. В настоящее время работает художником в детском журнале «Кипиня» («Kipin ä») и проводит мастер-классы для детей и взрослых в Музее Изобразительных искусств Республики Карелия.
О семье, о возникновении династии художников
- Маргарита Михайловна, в Вашей семье уже третье поколение художников, творцов. Как возникла такая династия?
Всё началось, наверное, с моей мамы. Мама не знает очень далеко в прошлое историю нашей семьи, но существует легенда, что когда-то очень давно кто-то из наших предков был иконописцем или Богомазом, как их называют. Хотя это факт неподтвержденный. А то, что нам известно доподлинно, то это конечно с мамы началось. Или даже, можно сказать, что с бабушки по маминой линии Антонины Васильевны. Бабушка была родом из Ельца (Елец – город в Липецкой области. Елецкие кружева – традиционный местный промысел, принесший городу мировую известность ). И в юности она была кружевницей.
- Вы сами не пробовали освоить кружевоплетение?
Нет. Для меня это всегда было чем-то запредельным, хотя я понимаю, что при желании и это можно освоить. Я видела восьмидесятилетн их бабушек, которые почти ничего уже не видят, но сидят с коклюшками, и у них выходит прекрасное кружево. Моя бабушка первое время была кружевницей. И она даже делала прорисовки узоров. Получается, у неё тоже был талант, и она тоже немного могла рисовать. Я помню, как бабушка иногда со мной маленькой, мне лет шесть было, тоже что-то рисовала. И мы с мамой, спустя уже много лет, говорили, что если бы у бабушки была возможность где-то обучаться, она вполне могла бы тоже стать художником. Она была очень творческим человеком, и чувствовалось, что в ней заложен огромный потенциал. К сожалению, на бабушкину жизнь выпало множество катаклизмов, включая военный период, когда ей пришлось поменять профессию, и когда было уже не до кружев. И, конечно, возможности получить сколько-нибудь серьезное образование тоже не было. Получается, наша династия пошла с бабушки, потому что кружевоплетение – это тоже ведь творчество. Даже маме (Тамара Григорьевна Юфа ) иногда приписывают, что в своих картинах она как раз и использует элементы этих бабушкиных кружев в узорах и рисунках на камнях.
- Как возникает профессиональная династия? Это генетическая предрасположенно сть или последствия определенного уклада жизни?
Я думаю, это всё вместе. Конечно, что-то закладывается, передается следующему поколению генетически. Но с другой стороны, большое влияние имеет и среда, в которой вы живете. У многих художников дети не идут по стопам родителей, а, наоборот, хотят убежать из той среды, в которой они живут. Сейчас современная молодёжь зачастую считает, что творчество не приносит прибыли, а быть нищими, в их понимании этого слова, они не хотят. Сегодня на искусстве много не заработаешь, а то, что некоторым художникам удается получать миллионы за свои работы, это скорее везение или случай.
- Может быть, художник должен обладать определенными качествами, чтобы суметь продать себя?
Не обязательно. Зачастую бывает, что художника продвигает кто-то другой. У нас же масса художников, которые живут просто на мизерные заработки, хотя творчество у них может быть совершенно потрясающее и великое. Я сужу по своей жизни, потому что никогда у нас не было ни дачи, ни машины, ничего, у нас нет денег на роскошь. Хватает на жизнь и, слава Богу.
В целом, я считаю, что такая вот тяга к творчеству может быть заложена генетически, с одной стороны. А с другой стороны, это и влияние среды, в которой ты постоянно находишься, особенно если к этому хоть немножко лежит душа. Мой личный пример очень наглядный. Мама сидела рисовала, а я с ней рядом всегда, в садик я не ходила. Мне было всегда всё это интересно. Например, она рисует костюмы к спектаклю, и мне тоже хочется попробовать сделать костюмы. У меня есть мои детские рисунки, где тети стоят в костюмах и в неимоверных сапогах. И потом, меня всегда немножко подгоняли.
О родительской настойчивости
- Вас обучали рисованию целенаправленно?
Нет. Но было понятно, что у меня есть талант, и это всегда поддерживалось. Так получилось, что ни я своих детей не учила, ни мама нас специально не учила. Конечно, когда я стала постарше и ходила в художественную школу, мама могла сказать мне: «Что это ты сидишь, иди-ка рисуй». И просто ставила мне натюрморт, чтоб я ерундой не страдала, или давала задание что-либо нарисовать.
- Специально технике рисования мама Вас не обучала?
Нет. Во-первых, по моим самостоятельным детским рисункам было видно, что рисовать я могу, у меня это получалось, у меня были какие-то свои идеи, и считалось, что я чувствую цвет очень хорошо. Естественно, когда я рисовала, мама могла что-то подсказать. Процесс обучения шел скорее фоном, мне давали больше свободы, т.е. давалось просто задание, с которым я должна была самостоятельно справляться. Когда-то такой вариант обучения удавался, когда-то я упиралась, что-то мне не нравилось, как все дети, могла и поспорить. Своих детей всегда трудно учить, упрутся и всё тут. Я могла полчаса сидеть рыдать перед белым листом и твердить, что я не могу, а мама мне в ответ твердит: «Нет, ты можешь!»
- Эти слова вдохновляли?
Не знаю. Скорее всего, я просто понимала, что от меня всё равно не отстанут, пока я этого не сделаю. В пример всегда приводилась история жизни Никколо Паганини, которого отец запирал в сарае и заставлял тренироваться и репетировать без конца. Вот так и я: сиди, реви, не реви, хочется, не хочется, пробуй.
- Не осталось ли в связи с этим неприятных воспоминаний или ощущений?
Рисование я не бросила. Есть же дети, которых родители отправляют в музыкальную школу, а они не доучиваются, или, когда доучиваются, счастливо все бросают, прячут свои инструменты и больше никогда о них не вспоминают.
Я думаю, что в чем-то меня это даже подстегивало, потому что я понимала, что результат всё равно должен прийти через преодоление.
У меня был такой «натюрморт слез», как мама его называла. Я сидела три часа плакала, но, в конце концов, я его нарисовала, хотя говорила, что не могу, рыдала, и всё равно писала. У меня же мама не просто яблочко давала рисовать, она мне поставила какой-то немыслимый букет, там пионы, и еще какие-то цветы, которые не каждый художник напишет. Я его написала, а мама мне потом сказала, что она сама его бы ни в жизнь не нарисовала. Когда она решила, что учить меня бесполезно, только нервы тратить, меня отдали в художественную школу к Юрию Павловичу Висаковскому. Мама выбрала мои наиболее интересные работы, и меня взяли сразу во второй класс, потому что в первом мне делать было уже нечего. К сожалению, папка с теми моими работами пропала.
- Сейчас вы маме благодарны, что она настояла на своем? Ведь часто бывает так, что дети потом обижаются и даже обвиняют родителей.
Мне кажется, что я больше сама на себя обижалась, что я какая-то нерешительная, либо несмелая. Маме я очень благодарна. Она видела и чувствовала, что во мне заложено. И всегда верила в меня. И ее уверенность давала мне силы и уверенность в себе.
- Нужно ли родителям настаивать, если они видят в ребенке талант в той или иной области?
Не знаю, это очень тонкий вопрос. Смотря, какой ребенок. Ведь есть дети, которых пытаешься заставить, а они из дому убегут из чувства противоречия или вообще обидятся на всё. Это очень индивидуально. В моем случае такой вариант сработал, а мою сестру было особенно и не заставить. Она вроде бы и не спорила, а просто тихонько улизнет и гулять. Она сама записывалась в разные кружки, которые ей были интересны. Моя сестра тоже очень хорошо рисует, но не посвятила этому свою жизнь. А вот моя племянница рисует и уже ходит в художественную школу.
- Младшее поколение в вашей семье прислушивается к советам старших?
У нас у всех характеры очень своеобразные, особенно не заставишь что-то сделать. Мои дети в школе искусств отучились, Тоня вот уже художник, а младшая не стала рисовать, хотя тоже очень творческая личность. Мы сами хотели, чтобы она выбрала какую-нибудь другую сферу деятельности. Она поступила на экономический факультет, но тут же его бросила, сказав, что это невозможно просто. Как я говорю, «в нашей семье выхода нет». Это же не только рисование, это же целый образ жизни. Мне, например, даже в школе казалось, что я жила совсем по-другому, чем другие ребята. У их родителей была рабочая неделя, например, а потом выходные, а у нас мама могла рисовать когда угодно, какие тут выходные и отпуск.
Продолжение следует…