Мероприятия к празднику. Сценарий фестиваля ко дню чув.языка "Чаваш пики" На фоне чувашской народной музыки

Сценарий Акатуя.

На сцене находятся: забор, прялка, лапти, кувшин

Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.

Где, коль праздник - от души ликуют, где работа - гору дай любую.

Выходят дети с гербом, флагом; затем река(голубая ткань), с колосьями пшеницы, ушат,терка

Ученик:

На берегу великой Волги живет и трудиться чувашский народ. Народ со своей интересной историей. Своими обычаями. Самобытной культурой. Своим усердием и трудолюбием чувашский народ достиг больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересной, чуваши старались от души веселиться. Сегодня мы побываем на одном из праздников чувашского народа.

Голубая река сменяется желтым полем, появляются дети с утварью: колосья, терка, прялка, бадья, грабли и замирают на своих местах.

На фоне чувашской народной музыки:

Ученик:

С давних времен у чувашей существовал обычай- это обряд Ниме. Чуваши в течение нескольких тысячелетий сохранили обычай Ниме и донесли его до нас. В жизни селян много таких моментов, когда требуется помощь ближнего. Нужно было:

1 ученик - вывозитиь лес,

2 ученик - строить дом,

3 ученик - вспахать землю,

4 ученик - посеять зерно -

Ученик: везде на помощь приходил обычай «Ниме».

Мальчик (глава помочи)выбегает на сцену и приглашает всех на Ниме:

Нимене-е! Нимене-е!

Таванамарсем, нимене!

Ял-йыш та пускил, нимене!

Эс илтетни, Кавриле?-

Сынсем каяс нимене,

Эй, кумма Кулине,

Атя-ха, каяр хирелле!

Ку-ук!Нимене ту-у-ух!

Ку-ук! Нимене ту-у-ух!

После слов Эс илтетни, Кавриле?-с разных сторон выходят учащиеся и становятся вокруг главы помочи и делают вид, что помогают….

Ученик:

"Ырлăхран ырман теççĕ" Чувашская пословица гласит: - От добрых дел не устанешь. Древний чувашский обычай "ниме", когда люди помогают друг другу. По старой доброй традиции и мы скажем:

Все вместе: «Спасибо вам, за ниме!»

В это время учащиеся исполняет элемент обряда «Акатуя».

(звучит чувашская народная песня Алран кайми аки-сухи.)

Идут мальчики пашут землю, за ними идут девочки сеют зерно.

Во время этого дети говорят слова.)

Ученик:

Акатуй - день проведения первой ритуальной борозды. Один из древнейших земледельческих праздников. К выходу на Акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду.

Ученик:

В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом. Рога быка проводившего вспашку украшали хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.

(Идет бык, украшенный красными лентами, за ним мальчики, потом девочки)

(Выходит девочка и мальчик. Девочка хлебом и солью. Мальчик с ковшом кваса)

Мальчик:

Славлю я мой край красивый,

Славлю край приволжский милый,

Славлю песни птичьих стай,

Славлю мой чувашский край.

Девочка:

Илемлĕ, илемлĕ чăваш ташши,

Илемлĕ чăваш ташши те

Ташлама пĕлсен кăна.

Красив, красив чувашский танец

Красив чувашский танец

Если уметь танцевать.

(Чувашский танец- танец сельской молодежи)

Во время танца на краю сцены стоят дети с музыкальными инструментами и имитируют игру на них. В это время идут слайды с изображением инструментов и их названием с переводом.

Шăхлич (свирель)

Палнай (многоствольная флейта)

Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина)

Параппан (барабан)

Сатаркка (трещетка)

На фоне спокойной музыки звучат слова, идут слайды, выходят дети с нац. блюдами и становятся вдоль сцены. В центре девочка с караваем.

Ученик:

Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.

К праздничному столу чувашки готовили:

Ученики каждый называет свое блюдо:

хапарту - пышный пшеничный хлеб,

пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой,

йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки,

хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).

Звучит проигрыш песни, во время которого звучат слова:

Девочка (держит каравай): Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас,

Хлебосольством да радушием

Знаменит чувашский край,

Для гостей и песнь чувашская,

И медовый каравай.

Девочка поет чувашскую песню на чувашском языке. «Асамат кепере»

(В это время угощают гостей нац. блюдами)

Вика Челякова

Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достойна.

Здесь солнце, словно пышный каравай,

Тут воздух, будто на меду настоян.

Живет тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережет

Жемчужины преданий и традиций.

Симфонией звучит грачиный край,

И песней колосится тут пшеница.

Чувашская земля – родимый край,

Позволь перед тобою поклониться.

Ведущий: Столица Чувашской республики- город Чебоксары.

Город Чебоксары расположен на крутом живописном берегу великой реки Волги. Чебоксары – город, имеющий многовековую историю. Это большой культурный и промышленный центр. В Чебоксарах много широких и красивых улиц, летом утопающих в зелени. Здесь живут добрые, красивые и талантливые люди, которые любят трудиться и веселиться.

Богдан

Чебоксары – город мой любимый!

Ты красивый, очень молодой.

Возрождаешься и хорошеешь всем на диво.

Чебоксары – город мой родной.

Вика Колупаева

Хороша чувашская столица!

Много песен сложено о ней.

И она, счастливая, гордится

Славною историей своей.

Песня «В Чебоксарах мы живем»

Ведущий Богата наша Чувашия своей историей. Много замечательных людей прославили ее. Ребята, а кого вы из них знаете?

Ответы детей.

Правильно. Василий Иванович Чапаев – легендарный герой Гражданской войны.

Семен Ефимов

Родился он в нашем чувашском краю,

Крестьянский простой человек.

Он здесь возмужал, чтоб прославить в бою,

Родную сторонку на век.

Водил он бойцов сквозь метели и тьму,

Сражаясь за счастье страны,

Здесь памятник славный поставлен ему,

В полотнищах алых знамен.

Ведущий

В Чебоксарах есть музей, посвященный герою, сквер им. В.И.Чапаева, и памятник В.И. Чапаеву. Он там изображен на коне, в бурке и с саблей.

Андриан Николаев – один из первых космонавтов, родился тоже в Чувашии. Его именем названа улица.

Иван Яковлевич Яковлев — чувашский педагог, просветитель.

Родился Иван Яковлевич Яковлев много лет назад в чувашской семье. Родители у него умерли рано, поэтому пришлось ему жить в чужой семье. Здесь ему приходилось выполнять всякую работу. Часто по ночам пас он лошадей с другими мальчиками, ездил в город продавать огурцы, картошку; бороновал поле, сидя верхом на лошади; жал рожь, косил, водил лошадей на водопой. В свободное от работы время он любил играть вместе с деревенскими ребятами.

Игра « Хитре, Иван»

В 8 лет Ваню отдали в школу, и был очень прилежным и способным учеником. Выучившись и, став взрослым, Иван Яковлев захотел, чтобы все чувашские дети тоже учились. Поэтому открыл в Чувашии много школ и написал «Букварь» на чувашском языке.

Любил Иван собирать чувашские сказки, песни, детские пословицы, загадки, потешки и поговорки. Услышит хорошую пословицу – запишет ее в тетрадку. Загадают ему чувашскую загадку, он ее запомнит. Споют ему песню, вместе запоет

Песня «Улми, лайах- и»»

Много он написал народной мудрости.

Вот послушайте: «Хорошее видишь – хорошим станешь, дурное видишь – дурным станешь», «Спешите делать добро, и будьте добрыми», «Ко всякому делу надо прилагать разум».

Иван Яковлевич очень хотел, чтобы чуваши и русские всегда дружили. Он призывал всех чуваш: «…Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли… . Верьте в Россию, любите ее, и он будет вам матерью….»

И.Я.Яковлев любил свой народ, и хотел видеть его процветающим, чтобы потомки гордились своей Родиной и славили ее.

Яна Николаева

Здравствуй, наша Родина,

Наша радость светлая,

Наше солнце яркое,

Наша песнь заветная!

Ты о нас заботишься,

Чего б тебе не стоило,

Рощи ты взрастила нам

И дворцы построила.

Мало нами прожито,

Мало нами пройдено,

Но любовью крепкою

Тебя мы любим, Родина!

Песня « Моя Россия»

Ведущий

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О певцах и о танцорах

На весь мир молва идет.

Танец «Русские узоры»

Ведущий Мы, ребята, живем в многонациональной республике. Здесь живут и татары, и марийцы, и мордва, и русские в дружбе и согласии.

Самира

Мы на свет родились

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Песня «С нами, друг»

Семен Сорокин

Сколько сказочных мест в Чувашии

Городов в Чувашии не счесть,

Может где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Реб.2 Под самым небом милые холмы,

Внизу поля, раздолье, ширина.

Бегут тропинки и пути — дороги….

Просторы эти – Родина моя.

Реб.3 Вот нежная и молодая хвоя,

Растут подростки – елка и сосна.

Здесь встанет лес сплошной стеной живою,

Богатства эти – Родина моя.

Реб.4 Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Чувашия, милая, родная

Цвети и крепни с каждым днем.

Дети выходят из зала, исполняя муз.- ритм. композицию «Автобус»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Сценарий концерта

«Край родной – чувашский край»

подготовила

Баташева Вера Вячеславовна,

музыкальный руководитель

г. Чебоксары, 2014 год

ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.

ЗАДАЧИ:

- Формировать у ребенка мотивационно - ценностного отношения к родному краю. - Обогащать представления детей о жителях, прославивших наш край - Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями. - Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка. - Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских композиторов. ОБОРУДОВАНИЕ: - мультимедиа; - музыкальный центр; - презентация «Край родной» - национальные чувашские костюмы - чувашские народные музыкальные инструменты Ход концерта:

Дети заходят в зал под чувашскую музыку.

Ведущая 1: Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую. Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую. Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов, У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
Ведущая 2: Славлю край родной любимый, Славлю край неповторимый. Лип цветущих аромат, шелковых лугов наряд! Славлю я поля родные, славлю берега крутые, Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой! Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный. Трудом ты славишься, плясками и песней!

Стихи о Родине читают дети подготовительной группы

Песня «Песня о Родине»

Муз.и сл. А.Воробьева

Ведущая 1: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в чувашских песнях.

Песня «Илемле» чувашская народная песня

Ведущая2: Чувашия, как многолика ты...
Трудолюбива, искренна, красива!

И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!

Ведущая 1: Родной наш край по праву можно
Жемчужиной Поволжья назвать!
В своих делах, словах и сердце
Чувашию мы будем прославлять!

Оркестр «Чувашские наигрыши»

чувашская народная мелодия

Ведущая1: Какая веселая музыка, так и хочется пуститься в пляс. А теперь для всех для вас наш чувашский перепляс!

«Чувашский танец»

чувашская народная мелодия

Ведущая 2: Чебоксары- город мой любимый! Ты красивый, очень молодой. Возраждаешься и хорошеешь всем на диво. Чебоксары- город мой родной!

Песня «Чебоксары- любимые мои»

В. Алексеевой, И. Лейме


Ведущая1: Хороша чувашская столица! Много песен сложено о ней. И она, счастливая, гордится Славною историей своей.

Песня «В Чебоксарах мы живем»

музыка Ф. Лукина

Ведущая 2: Ребята, я вам загадаю загадки, а ответы жду на чувашском языке. Хвост с узорами, Сам со шпорами, Под окном стоит, На весь двор кричит. Дети: Автан!

Песня «Автан» Муз.и сл . Р. Долгова.

Вед 2: А теперь загадка потруднее. Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.
Дети:Мулкач!

Песня «Мулкач»

Чувашская народная песня

Вед 2: Ну уж эту загадку точно не отгадаете.

На лугу Она живёт, И всё время спать зовёт! - Пить - пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает?


Песня «Печек сеспутене»

Чувашская народная песня

Ведущая1: Мы в Чувашии живем, в краю озер и пашен, По чувашски мы поем, по чувашски пляшем!

Песня-танец «Пирен анне» Муз.и сл . А. Никитина

Входит Илемпи. ИЛЕМПИ: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня? Ведущая 2: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят. ИЛЕМПИ: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи. Ведущая 2: Какое у вас необычное имя. Что оно означает? ИЛЕМ: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица. Ведущая 2: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи! ИЛЕМПИ: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались? Ведущая 2: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу. ИЛЕМПИ: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае? Ведущая 2: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги. Волгу на Руси называютматушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – ате. Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире.Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки. ИЛЕМПИ: Ребята, а кого вы из них знаете?(Дети отвечают) ИЛЕМПИ: Приготовила я для вас чувашскую народную игру. Хотите поиграть?

Игра «Тухья па картустахан»

ИЛЕМПИ:Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю. Любит пляски наш народ, в праздник пляшет и поет.

ЧУВАШСКИЙ ТАНЕЦ

музыка Ф. Лукина

Ведущая 1: Наш концерт подошел к концу. Спасибо, вам, ребята, за то, что вы порадовали нас своими песнями и танцами. Илемпи: А от меня вам гостинец (конфеты).

Используемая литература:

    И. В. Махалова, Е. И. Николаева « Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа». Учебно-методическое пособие. –Ч. 2003.

    И. В. Махалова, Е. И. Николаева Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Ч: Новое время, 2006 г.

    Л.Г. Ягодова. И. В. Махалова « Чувашские детские игры: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Ч. 2005 г.

    Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой – Ч: Изд-во Л.А.Наумова, 2006.

Предварительный просмотр:

Ч=ваш ч\лхи кун\.

Ака уй=х\н 26-м\ш\.2007 ёул

Х=насене ё=к=р-т=варпа к\тсе илекенсем:

Краснов Романпа Егорова Валерия

Экскурсоводсем:Семенова Анна, Прокопьева Кристина, Иванова Анастасия, Титова Надежда (8 «б»класс). В\сем хакл= х=насене т=ван шкулпа паллаштарч\ё.

1-м\ш хутри экскурсовод.

Хакл= х=насем! Эпир Сире ыр= сунса к\тсе илетп\р. Пир\н шкул – Канаш хулинчи чи ват= шкул шутланать. К=ёал шкул 85 ёулхи уявне ирттерме хат\рленет. Ёул\ нумай иртн\ пулсан та шкулта т\рл\, нумай енл\, интересл\ \ёсем пулса иртеёё\. Эпир хам=р ёит\нъсемпе мухтанма та пултаратп=р. 2005-м\ш ёулта 5 в\ренекен шкултан медальпе в\ренсе тухн=, хулари олимпиад=сенче 16 ача малти выр=нсене йыш=нн=. 2006-м\ш ёулта 4 в\ренекен шкултан медальпе в\ренсе тухн=, хулара ирттерекен олимпиад=сенче 17 ача малтисен шут\нче пулн=. Пир\н шкулта т\рл\ \ёсем пулса иртеёё\. Кунта 9 кружок \ёлет, секцисем тата ытти те. Шкулти мероприятисенчен П\лъ кунне, Ам=шсен кунне, Тусл= ёемье тата нумай нумай \ёсене ас=нса х=варма пулать. Анчах эпир яланах Ё\нтеръ кунне чи п\ррем\ш выр=на лартатп=р. Ку мероприяти =руран =р=ва куёса пырать. «Хам=р ветерансене них=ёан та манас марчч\, яланах асра тытасчч\», - тетп\р эпир ачасене. В\сем сумл= ветерансене хисеплеёё\, ялан х=нана ч\неёё\. Ыр= с\нъсемш\н пит\ пыс=к тав, тайма пуё хакл= ветерансене. Шкул ум\нче ъсекен хур=нсем 1941 ёулхине т=ван шкула п\терн\ в\ренекенсене аса илтереёё\. Хам=р шкул=н пуян историне манас марчч\, яланах ёак \ёсене пурн=ёласа пырасч\. Иртн\ =русен =с-хак=л культурине упраса х=варасси – пир\н тив\ё.

Пир\н шкул теплици к=ёал Республик=ри конкурсра п\ррем\ш выр=н илме тив\ёл\ пулч\. Ёак ёит\нъ – п\т\м ачасен \ё\. Шкул пахчинче, теплицинче ъсекен пахча ёим\ё, чечексем – пурте ачасем тата в\рентекенсем т=р=шнипе пулн=. Ахальтен каламан ваттисем: «/ё – пурн=ё илем\».

2 хутри экскурсовод

Стенд

Пир\н шкул историй\ Канаш хули историй\пе тач= ёых=нса т=рать. Канаш ё\нелсе, хитреленсе пыни лай=х кур=нать. Ку \ёе эпир те туса пыратп=р: йыв=ёсем, чечексем лартатп=р, ёъп-ёап пуётаратп=р, субботниксенче \ёлетп\р. Т=ван хула илем\ш\н т=р=шатп=р.

Стенд 2В\сем Т=ван Ё\ршыва сыхлан=.

Т=ван Ё\ршыв=н асл= в=рёинче пир\н шкулта в\ренекенсем те пулн=. Х=ш\ п\ри ёап=ёу хир\нчен тавр=найман. В\сен яч\сене пир\н шкул историне ылт=н сас паллисемпе ёырса хун=. Эпир в\сене ялан асра тыт=п=р.

Этнографи к\тес\

Пире хал=х культурипе паллаштарма этнографи к\тес\ пул=шать. Ёак япаласене пир\н в\ренекенсемпе в\рентекенсем пуётарн=. Ку \ёе эпир ъл\м те туса пыма т=р=ш=п=р.

Т\р\ пулт=р парне.(Выставка)

Краеведени библиотекин к\неке выставки. Выставк=на й\ркелекен\ Библиотека ертъёи – Кузьмина Надежда Германовна.

Уява уёни.

Таш= 10 класс «Ч=ваш вальс\»

Иванова Юля :

Ыр= кун пулт=р, хакл= юлташсем. Паян эпир сир\нпе т=ван ч\лхем\р ёинчен – ун=н пуянл=х\пе илем\ ёинчен, ун=н тасал=хне упрамалли ёинчен калаёма пуётар=нн=.

Ломжев Виктор :

Ч=ваш ч\лхи кун\ пир\н республик=ра – пыс=к уяв. Ёак уява эпир 1992-м\ш ёултанпа палл= т=ватп=р, =на ч=вашсен палл= просветител\ И.Я.Яковлев ёуралн= куна чысласа ирттеретп\р.

Иванова Юля :

«Хал=ха т=ван ч\лхине манма хушни – ёав хал=ха вилме хушнипе п\рех» - тен\ Иван Яковлевич Яковлев педагог. Ч=нах та, ч\лхе в=л – хал=х чун\. Х=йне хисеплекен кирек х=ш хал=х та х=й\н т=ван ч\лхине чи пыс=к пуянл=х выр=нне хурать. Хал=х =на нумай \м\р хушши, т\рл\ йыв=рл=х тъссе упран=, аталантарса пуянлатн=.

Ломжев Виктор :

Хал\ п\т\м\шле п\лъ паракан 8-м\ш номерл\ в=там шкул директорне Максимов Борис Ивановича с=мах паратп=р.

Ломжев Виктор :

Мухтавл= ч=ваш ёыравёисем те т=ван ч\лхем\ре т\нче умне к=лараёё\, ун=н ятне ёъле ё\клеёё\. К=ёал эпир Петр Петрович Хусанкай 100 ёул тултарнине пал=ртр=м=р. Пир\н республик=ра 2007-м\ш ёула палл= поэта халаллан=. Ак= еплерех ёырн= хал=х поэч\ ч=вашсем ёинчен.

С=вва вулакан\ - Михайлов Евгений 9 «б» класс в\ренекен\.

Эпир пулн=, пур, пулатп=р!

/м\рсем иртсе пыраёё\

Ъстерсе =с-хал мулне.

К\некеё\сем шыраёё\

Ч=вашсен кунне-ёулне.

Тинкеретп\р малалла,

Кайрине те халь куратп=р…

Ман=н шух=ш=мпала –

Эпир пулн=, пур, пулатп=р!

П\р в=рман пулсан этемл\х,

Т\рл\ йыв=ё пур унта.

Яр=нса к=на ъсмел\х

Выр=н ёит\ в=рманта.

Касн=, в=т=рн= пире,

К=класа х=ртман та мар-т=р.

В=рл=х юлн= пурп\рех:

Эпир пулн=, пур, пулатп=р!

Иванова Юля :

Туссем калаён= чух, т=ван ч\лхем\м,

Шур ак=ш т\к\ ев\р эс ёемёе,

Санпа ман хал=х чун\ те илемл\

Ёърет ёълте те ё\р ёинче в\ёсе.

Ломжев Виктор :

Юрлан= чух сассу хитре те уё=,

Каять в=рман та, хир те янраса,

Чулсем ёинчен канми- т=ми ё=лкуё\

Юхса й=панн= пек сассу таса.

Юр=. «Т=ван ен». Шкулти учительсен ушк=н\ юрлать.

(юрласа п\терсен)

Иванова Юля :

Юр=. «Юрлас-ташласс=м килет». Учительсен ушк=н\ юрлать.

Т=ван ен.

К\ввипе с=мах\сем Н.Иванов=н

Тух=ёран х=парсан сар х\вел,

Эп итлет\п ирхи ё\н к\вве.

Пуёлансасс=н к\р-шав уй-хирте

Ё\нетъ \ёлеме в=й к\ртет.

Хушса юрламалли:

Илемпе ил\ртет\н чуна.

Т=ван ен, савн= ял, т=ван кил,

Эс хушат=н манра ё\н ёунат.

Анне кил\н манми ук=лчи

Шап-шурах чечекри сад пахчи.

Уё= сывл=ш ч\нсен х=й патне

Турт=нать чун таврал=х енне.

Юрлас-ташласс=м килет.

К\ввипе с=мах\сем Н.Иванов=н

Тус-йышсемпе п\рле чух,

Умра хуйх=м-суйх=м ёук

Пурн=ёланать пур т\ллев.

В=й-хал =м=ртма ч\нет

Тусл=х та ёир\пленет

Юрлас-ташласс=м килет.

Т=вансемпе п\рле чух,

Шш=н пырсан калаёу.

Чунтан сав=нас килет.

Сав=нса чун киленет

Т=ван кил илемленет

Юрлас-ташласс=м килет.

Ял-йышсемпе п\рле чух,

/ёе тухсан х\рет чун

Ъс\м =н=ёу пиллет.

Нланулл=н п\р-п\рне

Чыс-хисеп тун= чухне

Юрлас-ташласс=м килет.

Ломжев Виктор :

Х\вел шевли – анне кули,

Анне сасси – ч\кеё юрри.

Анне пулсан – телей тулли,

Чи хакл= мул – анне пурри.

Калаёу. «Ам=ш\пе ыв=л\»

Ам=ш\ - Семенова Анна 8 «б» класс в\ренекен\.

Ыв=л\ - Матвеев Владимир 2 «а» класс в\ренекен\.

С=в=. «Хыпар» 2007 к=рлач=н 27-м\ш\.Левтина Марье

Ам=ш\пе ыв=л\.

Анне, уя тухса утсасс=н,

М\скер унта ялан кашлать?

Унта сар тул= пит ачашш=н

Ёилпе м=наёл=н хумханать.

Ё\р хал=ха т=рантарать,

Пуянл=х\ в=й-хал парать.

Анне, тъпенелле п=хсасс=н,

М\скер унта й=лт=ртатать?

- Ёут ё=лт=р х\лхемне сапсасс=н

Ч=ваш ё\рне, ав, ёутатать.

Мухтать в=л Шурш=л каччине,

С=вапл= Андриян ятне.

Анне, \ёлен\ чух юрлат=н,

М\не п\лсе, Кама савса?

Тавах Тура, сав=нтарат=н

Т=ван ё\ре эс юратса

Пин т\рл\ юр= ёыр=нать –

На пур хал=х та юрлать.

Ъссесс\н эп артист пулат=п,

Т=ван ё\ре мухтап ялан.

- /м\тленниш\н сав=нат=п,

Эс т=р=шса в\рен малтан.

Нумай вула, нумай \ёле,

Ё\ршыв=ма ё\кле ёъле.

Иванова Юля:

Пурте, пурте ыр сунаёё\,

Ачасем, пире паян.

Янратар-и пит хавасс=н

С=в=-юр= ян та ян.

Юр=. «П\р кунхине урамра». 2 «а» класс ушк=н\ юрлать.

П\р кунхине урамра. (Шътл\ в=й=)

Пет\р Ё=лкуё с=вви

Николай Тимофеев к\вви

Ирхине ирех паян

Тухр=м эп\ урама.

Тыт=нн= унта автан

С\рме куп=с калама.

Ак= ёапла, ак ёапла

С\рме куп=с калама.

П\ч\к сар= ч\п\сем

Саркаланса ташлаёё\.

Ал= ёупса ам=шсем

Сав=найса т=раёё\.

Ак= ёапла ал ёупса

Сав=найса т=раёё\.

Тъпере ч\кеё кулса

К\в\ май=н яр=нать.

Ч\псене саламласа

Ёунаттине в=л суллать.

Ак= ёапла, ак ёапла

Ёунаттине в=л суллать.

1 ертсе пыракан:

Эп – ч=ваш ачи. Сават=п

Хам=р=н ч=ваш ё\рне.

В=л кипке те ман, с=пка та,

На манм=п \м\рне.

Эп – ч=ваш ачи. Сават=п

Ч\в\л- ч\в\л ч\лхене,

Юратап юрра-с=вва та,

Куп=са та к\слене.

Федоров Саша:

«М\н ч=ваш ч\лхи!» - илтетп\р

Х=ш чухне ч=вашранах.

Й\р\нсе п=хса илетп\р

Ун йышши каёрашкана.

Сценка. «П=к=варить».Выляканнисем: Прокопьева Кристин=па Кузьмин Саша. 8 «б» класс

Ломжев Виктор:

Выр=сла п\лни – пыс=к ырл=х, пыс=к ёит\нъ. Анчах в=л пир\н ч=ваш ч\лхине тата Раёёейри ытти хал=хсен ч\лхисене те хупламасть, пурн=ёран х\ссе к=лармасть. В\сем кашниех кирл\. Пир\н шкулти в\рентекен Введенская Валентина Павловна ёырн= с=в=па к\велен\ «С Россией рядом» юрра Климова Настя юрласа парать.

Федоров Саша:

Ч=вашсем, ч=вашла калаёмас=р,

Ан имен\р ч=ваш пулн=ран.

Ч=вашсем, ч=вашла юрламас=р,

Ан писсем\р т=ван хал=хран.

Анатолий Смолин ёырн= «Ч=ваш хал=хне» с=в=. 6 «а» класс в\ренекен\ Егорова Валерия вулать

Анатолий Смолин ёырн= «Ч=ваш хал=хне» с=в=.

Темле х=ват пирте пурах-т=р –

Ахальтен мар ч=тать ч=ваш.

Ёапах та Тур= ан п=рахт=р

К=штах ёуталт=рчч\малаш.

М\ск\нл\хе тъссе ёитет-т\р,

Тек пулар мар ытла й=ваш.

Х=й пурн=ёне к=штах ё\нетт\р,

К=ш м=наёлант=рчч\ ч=ваш.

Ч=ваш=н ыр= пур т\ллев\,

Ёухалас марчч\-ха, атьсем.

Ахальтен мар пире пиллен\:

«Т\нче п\тет – ч=ваш п\тсен».

Ч=ваш ёынни хастар та патт=р!

(К=штах мухтар-ха хам=ра.)

Малашл=ха шанса п=хатп=р:

Х=вач\ пур-ха хал=хра!

Иванова Юля:

Ч=ваш хал=х с=махл=хне фольклор ушк=н\сем к=тартса пама пултараёё\. «/л\кхи ачасен в=й= саманч\» «Мерчен» фольклор ушк=н\ к=тартса парать. 8«б» класс

Федоров Саша:

Ай-хай юрри, ч=ваш юрри!

М\н пур тата унран ырри!

/ёре в=л - \ёл\, йых=рулл=,

К\рекере с=пайл=, сумл=,

Ёемёе ёурхи уяв ёитсен

Янрать юна п=лхатиччен.

Юр=. «Ёурхи илем» 6 «б» класра в\ренекен Прокопьева Анжела юрлать.

Иванова Юля:

Илемл\, илемл\, илемл\ ч=ваш ташши,

Илемл\ ч=ваш ташши те

Ташлама п\лсен к=на.

Ч=ваш ташши. 3 «а» класс ташлать

Ломжев Виктор:

Ёуркуннепе анне с=нар\

Мана п\р ев\р туй=нать.

Телей сунса аннем\р мар-и

Ёурхи кун пек пире л=пкать?

Ё\ршывпала анне с=нар\

Мана п\р ев\р туй=нать.

Ё\ршыв=м пек аннем\р мар-и

Пире в=й-хал парса т=рать?

Юр= 5 «а» класри Лезина Катя юрлать

Иванова Юля:

Эй, шкул –

Пир\н ыр= та ёут= ачал=х \шни! (поляна)

Эй, шкул –

Сав=нни, шырани, х\мленни, юратни!

Т=хта,

Эс пире каламашк=н т=хта: «Сыв= пул!»

К=штах сав=нар-ха,

Юрлар-ха, ташлар-ха,

Пулар-ха санпа, т=ван шкул.

Юр= «Шкул вальс\» 8 «б» класс ушк=н\ юрлать.

Шкул вальс\.

К\вви Юрий Кудаков=н, с=вви Анатолий Чебанов=н

Тахёан сывпулашсасс=н та

Юратн= шкул тухмасть асран.

Кирек =ёта кайсасс=н та

Ч\ре =на манмасть нихёан.

Хушса юрламалли:

Асран кайми шкул вальс\

К=вар сапать чуна.

Шкул вальс\, ах, шкул вальс\,

Ч\нет пире ёула.

Хурак=ш ч\пписем пекех

Салан\ё пур тус-тант=шсем.

Ачал=х тавр=нм\ текех,

На тем пек ч\нсесс\н те

Хушса юрламалли:

Тавах, учительсем сире!

Упран\ ят=р ч\рере.

Чун =шине парса пире

Теллей пиллер\р \м\ре.

Хушса юрламалли:

1 ертсе пыракан:

Килет

Тух=ёран

Ылт=н-к\м\л сапса сав=к шуё=м.

Янрать,

Таврана ытк=нать пир\н ёул=мл= вальс.

Паян

Санпала калаёма п\леймест\п эп, тус=м,

Ачал=хри тус=м,

Санпа ёавр=нат=п,

Епле ман санпа уйр=лас?

Ломжев Виктор:

Т=р=шса =с-т=н парат=н

Ёулсерен,

Кашнине ыр пурн=ё ёул\

Парнелен.

Ёав=нпа кун-ёул илемл\,

Ёав=нпа эпир телейл\,

Тавтапуё сана, учитель ч\ререн.

Канашри педагогика колледжри учительсен ушк=н\ юрлать

Федоров Саша:

Т\нче хитре х\вел кулса т=рсан,

Т\нче хитре чун кан=ёл= пулсан.

Ч=ваш=мсем, п\рне-п\ри каёар=р,

П\рне п\ри ыр сун=р к=м=лтан.

Ёак \м\р т=р=х ут=р юр=па,

Тус-тант=шпа та савн= м=ш=рпа,

П\рне –п\ри в=й пар=р, вут хыптар=р

Юратупа та =ш= с=махпа.

Юр= «Вальс» 11 «б» класра в\ренекен Вишневский Александр юрлать

Иванова Юля:

Ир\кл\ ё\ршыв ытам\нче,

Ёут= хумл= Ат=л х\рринче

/ёчен хал=х,

Ч=ваш хал=х пур=нать,

Ёир\пп\н, х=юлл=н малалла утать…

Федоров Саша:

Ч=ваш ч\лхи – хал=х=н \м\р сънми =с-т=н чечек\. Ч=ваш хал=хне ёутта к=ларакан\ Иван Яковлевич Яковлев х=й\н халал\нче ёапла ёырса х=варн=:

Ломжев Виктор:

«Туссем, т=вансем ытарайми ч=ваш ёыннисем! М\н \м\р\м т=ршш\пех чун=мпа, ч\ремпе ёунса пур=нт=м сир\нш\н… Ан ман=р, астуса т=р=р ёакна! Эсир х=в=р хал=х=р=н ч\лхинчен ютш=нмасан, хал=х к=м=л\ п\т\мпех сир\н алл=рта пул\».

Федоров Саша:

Хал\ вара пир\н в\рентекен\м\р \ёне малалла туса пымалла, т=ван ч\лхене аталантармалла, т\пчемелле, упрамалла.

Ч=ваш ч\лхипе в\рентекен, шкул директор\, Канаш хула администраций\н в\рентъ тата ёамр=ксен политикин пай\нче \ёлекен Каллина Нина Петровна с=мах илеёё\.