Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках. Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Консультация для воспитателей

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

  1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

  1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
  3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
  11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Список используемой литературы:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »
  3. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
  4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
  6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.

Воспитатель обязан:

1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;

2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.

4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь ре- пертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.

При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;

б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).

Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.

При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.

При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.

То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан: Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведенияорганизационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения, на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально - ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

(знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах). В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть : движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки .

3. Пение и песенное творчество.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5. Танец.

6. Игра.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, отвлекается на разговоры по телефону).

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а проговаривает текст в ритме песни с детьми.

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7. Знает приемы кукловождения.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем

1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

· Знакомство с задачами предстоящих занятий

· Усвоение репертуара (проверяется,как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

· Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

· Продумывание внесения музыки в быт

· Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.

2. Групповые консультации:

· Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах);

· Составление сцен праздника;

· Обдумывание сюрпризных моментов;

· Обсуждение различных вопросов;

· Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей);

· Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);

· Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию);

· Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку);

· Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.

| Должность: музыкальный руководитель, д.с.7

Роль воспитателя на музыкальных занятиях.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель выполняет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
На музыкальных занятиях происходит реализация разностороннего воспитания детей (умственного, эстетического, физического и т.д.).
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. А так же целеустремленно заниматься, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Умение слушать и понимать музыку воспитывает любовь к искусству, к познанию прекрасного.
Певческие навыки: Развиваются чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитательстоит или садится на стул перед детьми (если муз.руководитель находится за инструментом), чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально - ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, учебный процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. Кроме того, часто муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ воспитателя.

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не только заучивает, как стихи, но и поет с детьми. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку и движения для репетиций в группе.
Иногда воспитатели могут допускать следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Чем активнее воспитатель взаимодействует с музыкальным руководителем, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, тем легче достичь наибольших успехов в музыкальном развитии детей.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.


Педагогу-воспитателю необходимо: 1. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие. 2. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. 3. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.


4. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений. 5. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии. 6. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.


7. Разучивать движения с отстающими детьми. 8. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. 9. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.


10. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.). 11. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально- дидактические игры.


12. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. 13. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.


14. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений. 15. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. 16. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.


17. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. 18. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.


19. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. 20. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам. 21. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.


Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.


Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.


1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. 2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.


3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. 4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.


5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.




10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом). 11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).