Романы о войне 1941 1945. Великая отечественная война в художественной литературе

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Больше 70 лет назад закончилась самая страшная в истории России война. Постепенно забывается ужас и боль, уходят последние свидетели, которые могли бы рассказать молодому поколению, как жили, страдали, сражались их предки.

Остаются только фильмы и книги про войну 1941-1945 года, задача которых показать правду и донести, что такое не должно повториться. Сейчас снова заговорили о войне, способной стать решением политических или экономических проблем.

Война ничего не решает! Она приносит разрушения, мучения и смерть. Книги о войне 1941-1945 года — это книги памяти мирному населению, солдатам и офицерам, погибшим или получившим ранения, их стойкости, мужеству и патриотизму.


Героизм людей, охранявших Брестскую крепость от фашистов в далёком 1941-м году, долгое время не предавался огласке. И лишь кропотливая работа Сергея Смирнова смогла воссоздать все события страшной обороны. Защитники Родины сражались в бесконечных боях за право жить.

Пронзительная повесть Б. Васильева о военном лихолетье наполнена бесконечной отвагой молодых девчонок, не давших немецким солдатам взорвать стратегически важный участок железной дороги. Юные героини даже умирая сражались за голубое небо над своей головой!

Фронтовая поэма «Василий Теркин» посвящена нелёгкой жизни и героической защите советских солдат родной земли от фашистских оккупантов. Василий – «душа компании», отважный воин и находчивый человек. Он воплощает в своём образе лучшее, что есть в русских людях!

В драматической повести М. Шолохова описаны реальные трудности, с которыми столкнулись советские солдаты во время отступления с Дона в 1942-м. Отсутствие опытного командира и стратегические ошибки при наступлении на неприятеля усугублялись ненавистью казаков.

В документальном романе Ю. Семёнов раскрывает нелицеприятную правду о попытках создания военного союза Германия-США. Автор разоблачает в книге совместную деятельность немецких фашистов и «продажных» американских силовиков во время войны в лице Исаева-Штирлица.

Ю. Бондарев участвовал во многих кровопролитных боях против фашистских захватчиков. В повести рассказывается о предателе-полковнике, который в ходе военной операции неожиданно решил бросить свои батальоны на произвол судьбы, оставив их без огневого тыла за спиной…

В основу повести легли беспредельный героизм и самоотверженность Алексея Маресьева – русского лётчика, провернувшего в воздухе множество блестящих военных операций. После тяжелейшего боя полевые врачи ему ампутировали обе ноги, но он всё равно продолжал воевать!

В основу военного романа легла история реально существовавшей тайной организации «Молодая гвардия», участники которой боролись против гитлеровских приспешников. Имена погибших краснодонских ребят навсегда вписаны кровавыми буквами в русскую историю…

У весёлых и молодых ребят из 9 «Б» только что начались каникулы. Они хотели купаться и загорать жарким летом, а после, осенью, гордо пойти в десятый класс. Они мечтали, влюблялись, страдали и жили полной жизнью. Но внезапно начавшаяся война разрушила все надежды…


Жаркое южное солнце, пенистые морские волны, созревающее фруктово-ягодное раздолье. Беззаботные мальчишки впервые влюблялись в красивых девчонок: трогательные поцелуи и прогулки под луной за руку. Но в окна домов неожиданно заглянула «несправедливая» война…

Виктор Некрасов являлся участником Великой Отечественной Войны: он без прикрас смог описать тяжёлые будни передового фронта. В середине 42-го года наши бойцы потерпели поражение под Харьковом и волею судьбы оказались в Сталинграде, где произошла жесточайшая битва…

Синцовы – обычная семья, беззаботно отдыхающая на симферопольском побережье. Счастливые, они стояли возле вокзала и ожидали попутчиков до санатория. Но как гром среди ясного неба по радио прозвучала весть о начале войны. А ведь «там» осталась их годовалая малышка…

«Солдатами не рождаются» — это вторая книга из трилогии «Живые и мертвые». 1942 год. Война уже «заползла» во все дома необъятной страны, на передовых фронтах идут ожесточённые бои. И когда враги слишком близко подошли к Сталинграду, произошла переломная битва…

Наступило лето 1944 года, ставшее, как оказалось после, последним для кровопролитной войны. Вся мощная армия СССР сначала неуверенными шажочками, а потом размашистыми шагами весело и под бравурную музыку шагает к великой победе, сметая на своём пути всех врагов!

Долго длилось жесточайшее Сталинградское сражение, в котором полегло много русских солдат. Они пытались отстоять Родину и в конце концов им это удалось! Немецкая оккупантская группировка «Дон» потерпела сокрушительное поражение, что повлияло на исход войны…

В «Блокадной книге» задокументированы воспоминания сотен людей, переживших нескончаемые 900 дней, наполненные страданиями и борьбой за жизнь в городе, окружённом фашистскими оккупантами. «Живые» подробности запертых в клетке людей не могут оставить равнодушным…


Савка Огурцов ведёт совершенно удивительную жизнь! Он учится в Школе юнг, расположенной на печально известных Соловецких островах. Каждый день герой автобиографической книги проживает с приключениями. Но когда пришла война – пришлось неожиданно повзрослеть…

Случайная встреча с бывшим однополчанином, давно числившимся в списках без вести пропавших, заставила В. Быкова переосмыслить взгляд на некоторые вещи. Знакомый боец был долгие годы в плену у фашистов, активно сотрудничая с ними и надеясь когда-нибудь сбежать…

Немецких оккупантов смогли победить сильные духом русские люди. Советский писатель Д. Н. Медведев был командиром крупнейшего партизанского отряда, отчаянно борющегося с фашизмов. В книге описаны простые жизненные истории людей, находящихся во вражеском тылу.

Аты-баты шли солдаты – Борис Васильев
В 1944 году произошёл кровавый бой, унёсший жизни восемнадцати молодых мужчин. Они отчаянно сражались за Родину и пали геройской смертью. Через три десятка лет их повзрослевшие дети проходят по дороге отцовской славы, ни на миг не забывая страшную жертву родителей…

Наступила осень 1941 года. Семья Богатько проживает на тихом хуторке недалеко от крупного селения. Однажды к ним в дом заявляются фашисты по приводу полицаев. Петрок надеется уладить с ними дело миром, но Степанида настроена резко отрицательно против чужаков…

Великая Отечественная Война унесла жизни свыше двух миллионов белорусов. Об этом и пишет Василь Быков, восхваляя бессмертные подвиги обычных граждан, борющихся за право проживать в свободной стране. Их героическую смерть всегда будут помнить ныне живущие люди…

На северо-западном фронте наши бойцы участвовали в сражениях за освобождение Прибалтики и части Белоруссии. Однажды в 1944 году русские контрразведчики обнаружили тайную группировку фашистов под кодовым именем «Неман». Теперь её нужно быстро уничтожить…

Нисон Ходза сумел доступным для детей языком написать удивительные, радостные и трагичные события блокадного Ленинграда. Маленькие жители захваченного города вместе со взрослыми наравне шли по «дороге жизни», питаясь крохами хлеба и работая на промышленность…

Русские солдаты ожесточённо боролись за Брестскую крепость, навсегда павши смертью храбрых. Эти каменные стены видели слишком много горя: теперь их окружает блаженная тишина. Николай Плужников − последний защитник, сумевший продержаться почти год против немцев…

Принято считать, что «у войны не женское лицо», но разве это так? С. Алексеевич собрала множество историй о жизни в военном лагере от фронтовичек, не забывая и про содействие тыла в победе. За четыре страшных года Красная Армия приняла более 800.000 красавиц и комсомолок…

М. Глушко повествует о страшной молодости, выпавшей на её долю в лихие военные годы. От имени 19-летней Ниночки раскрывается весь ужас фашисткой оккупации, не «показывающийся» девчонке некоторое время. Беременная, она желает только одного: родить здорового ребёнка…

Трагичную судьбу артистки Гули Королевой знали все дети Советского Союза. Активистка, комсомолка и спортсменка ушла на фронт почти через год после начала войны, навсегда простившись с Ёжиком и родными. Её четвёртой, посмертной, высотой стал холм в селе Паньшино…


Писатель Василь Быков ежедневно видел тяготы войны с фашистами. Слишком многие отважные люди кинулись в омут с головой и не вернулись никогда. Неизвестность будущего заставляет героев произведения страдать от безнадёжности и бессилия, но всё-таки они выстояли!

Зоенька и Шурочка – две дочери Любови Космодемьянской, погибшие за веру в победу Красной Армии над гитлеровским режимом. В удивительно светлой книжке каждый читатель проследит всю жизнь девочек с самого рождения и до их мучительной смерти от рук немецких фашистов…

Матерь человеческая
Матерь человеческая – это олицетворение Женщины, склонившейся над своим Дитя. Писатель все четыре года фашисткой оккупации прошагал военным корреспондентом. Его настолько сильно взволновала история одной женщины, что он её навсегда запечатлел в своей книге…

Отважная девочка Лара Михиенко стала символом бесстрашности и мужества партизанских отрядов в Великой Отечественной Войне! Она хотела мирной жизни и совсем не хотела воевать, но проклятые фашисты пробрались в её родную деревню, «отрезав» от близких людей…

Многих девушек призывали в Советскую Армию для борьбы с фашизмом. Это случилось и с Ритой: придя домой после тяжёлого дня на заводе, она обнаружила страшную повестку. Теперь совсем молодая девчонка стала минёром и «воспитательницей» подрывной служебной собаки…

Сын всесоюзного детского писателя Николай Чуковский написал памятную повесть о блокаде Ленинграда и лётчиках 16 эскадрильи, стремившихся уничтожить как можно больше гитлеровцев. Товарищи на земле и в небе – они жили обычной жизнью и совсем не хотели умирать!

Как часто мы восхваляем подвиги одних людей, забывая про великие свершения скромных и малозаметных при жизни личностей. Хороня в одном селе П. Миклашевича как народного учителя, люди совсем позабыли о Морозе – другом учителе, который хотел в войну спасти детей от немцев…

Ивановский видел, как к нему медленно приближалась тяжёлая повозка, нагружённая фашистскими оккупантами. Тихой и ясной ночью он хотел лишь одного: дожить до рассвета, и поэтому как можно крепче прижимал к себе спасительную округлость – смертоносную гранату…

В. Астафьев участвовал во многих сражениях Красной Армии против немецких приспешников фашизма. Но только одну вещь он пытался всегда понять: почему царствует жестокость и миллионы людей умирают за тиранию? Он вместе с другими солдатами сопротивлялся смерти…

В последней части трилогии, вышедшей уже после смерти Сталина, В. Гроссман резко критикует его годы власти. Писателю ненавистен советский режим и нацизм Германии. Он обличает классовую жестокость, повлекшую за собой самую страшную войну в истории человечества…


Писатель Валентин Распутин пытался понять, почему некоторые солдаты из многомиллионной Советской Армии предпочитали дезертировать с поля боя, чем умереть храброй смертью. Андрей вернулся в родные края сбежавшим воином: он мог доверить свою жизнь только жене…

В основу известной повести Э. Володарского легло военное положение реально существовавших штрафбатов в рядах Красной Армии. Там служили не герои народа, а дезертиры, политические заключённые, уголовники и прочие элементы, которые советская власть хотела убрать…

Фронтовик В. Курочкин в своей самой известной книге вспоминает страшные военные годы, когда батальонные ряды шли в неизвестность, чтобы достойно сражаться с фашистами. Все страницы произведения пронизывает идея гуманизма: люди на Земле должны жить мирно…

В 1917 Алёшка радовался пушистым снежинкам и белому снегу. Его отец – офицер, без вести пропавший в 1914 году. Мальчишка видит колонны раненных фронтовиков и завидует героической смерти солдат. Он ещё не знает, что и сам станет великим офицером совсем в другой войне…


В. Некрасов – советский писатель и фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную войну. В своей повести про Сталинград он снова и снова возвращается к самым страшным мгновениям жизни советских солдат, ведших ожесточённые кровопролитные битвы за великий город…

Вторую часть цикла о войне С. Алексеевич посвятила воспоминаниям тех, кто в 1941-1945 году был ещё совсем маленьким ребёнком. Несправедливо, что эти невинные глаза видели так много горя и наравне со взрослыми боролись за свою жизнь. Их детство было захвачено фашизмом…

Володя Дубинин – обычный мальчишка из крымского города Керчь. Когда пришла страшная война, он решил создать свой партизанский отряд и вместе со взрослыми истреблять немецких оккупантов. Его короткая жизнь и героическая смерть легли в основу грустной повести…

Беспощадная война многих детей сделала сиротами: их родители безвестно отсутствовали или пали в сражениях. Ванечка тоже лишился своего отца, стрелявшего что есть сил в ненавистных фашистов. Когда он вырос, то пошёл учиться в военное училище, чтобы почтить память папы…

Александр – опытник разведчик Красной Армии. По приказу командира герой пересёк границу и втёрся в доверие гитлеровцев, назвав себя Иоганном Вайсом. Прошёл множество иерархичных ступенек и наконец добрался до «верхушек» фашисткой власти. Но остался ли он прежним?

Автобиографичное произведение «Взять живым» раскрывает работу советской разведки, «выпытывающей» страшные планы немецких фашистов. Читатель также узнает про тайные спецоперации и засекреченные сведения, которые разведчики хорошо охраняли от народного врага…

Летом 1944 года двум разведывательным частям Советской армии была дана задача: отыскать военные укрепления фашистов, их провиант и оружейные склады. И герои книги смело устремились навстречу опасности, честно выполняя свой долг перед разрушенной Родиной…

В. Пикуль в своей «морской» военной книге пишет про героические действия Северного флота, оборонявшего ледяную степь от фашистских захватчиков территории. Смелые разведчики рисковали жизнью для того, чтобы проникнуть во вражеский стан, оставляя на берегу любимых…

15 книг о войне, которые должен прочесть каждый

Чем дальше от нас Великая Отечественная Война, тем больше у нас игры в память, нежели самой памяти. И вот уже стирается для многих дедовское «Больше никогда!» и появляются рассуждения о войне, как о способе решить политические или экономические проблемы. Мы подобрали 15 книг, которые, по хорошему, должен прочесть каждый из нас. Хотя бы для того, чтобы прочувствовать как все это было на самом деле.

«А завтра была война», Борис Васильев

Война, кажется, тут не при чем, она только в названии: обещание, и ничего больше. Обычная жизнь, обычные тревоги, малые и большие, юношей и девушек 1940 года. Тем сильнее ужас нависшей, неотвратимой беды, которая обрушится на главных героев, сомнет их судьбы, сокрушит, заберет все радости. Беды, на фоне которой все другие, такие сейчас важные, померкнут.

«Жизнь и судьба», Василий Гроссман

Это эпос. Его надо читать долго и медленно, переваривая каждую строчку. Книга о войне во всем ее ужасе: смерти на фронте и за фронтом, нечеловеческих унижениях и нечеловеческой силе духа. О том, что бывает подлость своих и о том, что от этого враги не перестают быть врагами. Все здесь – голос свидетеля: Василий Гроссман был военным корреспондентом, и знал войну как с фронта, так и с тыла, а его мать оказалась в еврейском гетто и была расстреляна. В ночь перед смертью женщина успела написать письмо сыну и сумела передать его. В этом письме была вся история унижений, весь ужас людей, ожидающих убийства. Эпос Гроссмана написан больше, чем кровью народа: кровью матери. Страшнее чернил не выдумать.

«У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич

Снова голоса свидетелей, только речь прямая. Белорусская журналистка Светлана Алексиевич бережно собрала воспоминания воевавших женщин. Причем собрала то лицо войны, о котором почти не принято вспоминать – как будто войны задевают только мужчин. Эту книгу тоже невозможно читать взахлеб, с ее страниц сочится живая боль.

«Матерь человеческая», Виталий Закруткин

Главная героиня книги не отправилась на фронт, но все равно не смогла избежать войны. Увы, когда идут военные действия, мирных жителей уже нет, хотя бы просто потому что нет никакого мира. Женщина оказалась перед лицом беды без оружия в руках, и сражаться за свою жизнь и за жизнь своих детей ей пришлось исключительно своей волей и своим тяжелым трудом.

«Генерал и его армия», Георгий Владимов

Здесь описывается война с того ракурса, в котором видят ее взявшие на себя ответственность за тысячи чужих жизней. Когда масштабы становятся такими, что солдаты кажутся солдатиками, а города и деревни – точками на карте, некоторых берет соблазн начать игру и втянуть в нее остальных.

«Сотников» Василь Быков

Книга о том, как война проявляет человека: черты, которые в мирное время незаметны, в экстремальной ситуации вылезают наружу и определяют основные мотивы и поступки героев. Один идет до конца, рискуя жизнью, другой трусит и отступает. А еще, читая “Сотникова”, можно очень хорошо прочувствовать, как сложно быть таким, как первый, и как тяжело осуждать второго, когда смерть дышит в лицо.

«Время жить и время умирать» Эрих Мария Ремарк

В этом романе, написанном от лица немецкого солдата, рассказывается о том, что в каждой войне, как минимум, две стороны, и о том, каково быть жалкой пешкой со стороны наступающей. Даже больше: “Время жить и время умирать” – книга о том, что война не бывает хорошей и на войне не бывает хорошо. Если ты еще хоть немного человек, конечно.

«Я вижу солнце» Нодар Думбадзе

Очень легкая, теплая и светлая книга. Главные герои - подростки из грузинской деревни, мальчик-сирота, которого вырастила тетя, и слепая девочка, мечтающая увидеть солнце. Где-то далеко идет война. Здесь, в Грузии, не убивают, не сбрасывают бомб, не расстреливают десятками и сотнями. Но даже это райское место опустошает война, как далеко бы ни проходил фронт. И тянутся, тянутся к свету, несмотря на все лишения, будущие люди мира, те, кому однажды лечить раны своей страны и жить за тех, кто не вернулся.

«Бойня номер пять или Крестовый поход детей» Курт Воннегут

Полуфантастическая, или, скорее, сюрреалистическая книга о пережитом автором опыте войны на передовой, немецкого плена и бомбардировки Дрездена – со стороны находящихся в Дрездене. Книга об обычных людях, уставших физически и морально, единственная мечта которых – просто вернуться домой.

«Блокадная книга» Алесь Адамович, Даниил Гранин

Документальная и потому очень тяжелая книга, после которой как-то нестерпимо хочется жить, дышать, наслаждаться воздухом, дождем, снегом. Позвонить друзьям, родственникам, чтобы просто услышать их и, знать, что они с тобой. Эта книга - не воспевание военного подвига ленинградцев, а летопись страданий, для которых человек не может быть предназначен. Авторы записали рассказы десятков свидетелей блокады. После каждого ужасного воспоминания кажется, что страшнее быть уже не может. Но следующее оказывается страшнее.

«Блокадная этика» Сергей Яров

Еще одна неимоверно тяжелая книга про блокаду. О том, как нечеловеческие страдания в одних смещают представления о черном и белом, а в других – делают их четче, резче, контрастнее. Без сомнения, одно из самых страшных произведений о войне.

«Воспоминания о войне» Николай Никулин

Это воспоминания известного питерского искусствоведа о своих военных годах. Автор написал их в середине семидесятых, как он выразился, чтобы снять с души невероятный груз, тянувший все эти годы. Опубликовали рукопись лишь в 2007 году, за два года до смерти Никулина. В книге описан взгляд на войну с точки зрения рядового. О том, как и чем живет солдат, когда каждая следующая минута несет чью-то смерть.

«Война - самое большое свинство, которое когда-либо изобрёл род человеческий, … война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства - орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали - античеловечны»

«Это мы, Господи!» Константин Воробьев

Еще одно лицо войны. Книга об обратной стороне отваги. О том, что такое плен, особенно – нацистский. О пытках, об унижении духа через унижение тела, об ужасе и страданиях. И, конечно, о смерти рядом. Не бывает войны без этого мрачного спутника.

«В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов

Название книги полностью раскрывает ее сюжет. Речь идет об одной из самых жестоких и важных битв Великой Отечественной. Автор показывает войну из окопа – оттуда, где крепость руки и уверенность в боевых товарищах важнее решений, принимаемых сверху. Когда жизнь и смерть идут рядом, разделяемые сантиметрами и мгновениями, люди раскрываются такими, какие они есть. Со страхом, отчаянием, любовью и ненавистью.

«Прокляты и убиты», Виктор Астафьев

Еще одна книга от лица солдата, которая могла бы научить считать человеческие жизни. 20 000 при взятии высоты в школе – просто озвученная цифра. А после этой книги 20 000 превращаются обратно в людей. Умерших болезненно, некрасиво, оставленных лежать на земле, прокисшей от крови. Потому что война – это о людях, а не о цифрах.

Текст: Владимир Еркович

В литературе широко освещалась, особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами. Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы предлагаем вашему вниманию список лучших книг, посвященных Великой Отечественной войне, которые стоит читать и перечитывать.

Василь Быков

Василь Быков (книги представлены ниже) - выдающийся советский писатель, общественный деятель и участник ВОВ. Наверное, один из самых известных авторов военных романов. Быков писал преимущественно о человека во время самых суровых испытаний, выпадающих на его долю, и о героизме простых солдат. Василь Владимирович воспевал в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Ниже мы рассмотрим самые известные романы этого автора: «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета».

«Сотников»

Повесть была написана в 1968 году. Это еще один пример того, как описывалась в художественной литературе. Изначально произволение носило название «Ликвидация», а основой сюжета стала встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».

Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они немного отдыхают и получают тушку овцы. Теперь можно возвращаться обратно. Но на обратном пути они натыкают на отряд полицаев. Сотников оказывается серьезно ранен. Теперь Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев.

«Обелиск»

Множество написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.

Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.

«Дожить до рассвета»

Повесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.

Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта - на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача - взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.

В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.

«А зори здесь тихие…»

Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».

«А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) - книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.

Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.

В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев - девушки вызвались сами.

«Завтра была война»

Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.

«Завтра была война» - произведение о предвоенном времени. Главные его герои - совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.

«Горячий снег»

Роман писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Великая Отечественная война в литературе этого писателя представлена особенно широко и стала основным мотивом всего его творчества. Но самым известным произведением Бондарева является именно роман «Горячий снег», написанный в 1970 году. Действие произведения разворачивается в декабре 1942 года под Сталинградом. Основан роман на реальных событиях - попытке немецкой армии деблокировать шестую армию Паулюса, окруженную под Сталинградом. Это сражение стало решающим в битве за Сталинград. Книга была экранизирована Г. Егиазаровым.

Роман начинается с того, что двум артиллерийским взводам под командованием Давлатяна и Кузнецова предстоит закрепиться на реке Мышкова, а затем сдержать наступление немецких танков, спешащих на выручку армии Паулюса.

После первой волны наступления от взвода лейтенанта Кузнецова остается одно орудие и три бойца. Тем не менее солдаты еще в течении суток продолжают отражать натиск врагов.

«Судьба человека»

«Судьба человека» - школьное произведение, которое изучается в рамках темы «Великая Отечественная война в литературе». Рассказ написал знаменитый советский писатель Михаил Шолохов в 1957 году.

В произведении описывается жизнь простого шофера Андрея Соколова, которому пришлось покинуть семью и родной дом с началом Великой Отечественной войны. Однако не успел герой попасть на фронт, как он тут же получает ранение и оказывается в нацистском плену, а затем и в концлагерь. Благодаря своему мужеству Соколову удается пережить плен, а уже в конце войны удается бежать. Попав к своим, он получает отпуск и отправляется на малую родину, где узнает, что семья его погибла, в живых остался только сын, который ушел на войну. Андрей возвращается на фронт и узнает, что его сын был застрелен снайпером в последний день войны. Однако это еще не конец истории героя, Шолохов показывает, что, даже потеряв все, можно найти новую надежду и обрести силы для того, чтобы жить дальше.

«Брестская крепость»

Книга известного и журналиста была написана в 1954 году. За это произведение автор был удостоен в 1964 году Ленинской премии. И это неудивительно, ведь книга представляет собой результат десятилетней работы Смирнова над историей обороны Брестской крепости.

Произведение «Брестская крепость» (Сергей Смирнов) - сама часть истории. Писать буквально по крупицам собирал сведения о защитниках, желая, чтобы их добрые имена и честь не были забыты. Многие из героев оказались в плену, за что после окончания войны они были осуждены. И их желал защитить Смирнов. В книге множество воспоминаний и свидетельств участников сражений, что наполняет книгу истинным трагизмом, полным мужественных и решительных поступков.

«Живые и мертвые»

Великая Отечественная война в литературе 20 века описывает жизнь простых людей, которые по воле судьбы оказались героями и предателями. Это жестокое время многих перемололо, и лишь единицам удалось проскользнуть между жерновами истории.

«Живые и мертвые» - первая книга знаменитой одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Вторые две части эпопеи называются «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Первая часть трилогии была опубликована в 1959 году.

Многие критики считают произведение одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великая Отечественная война в литературе 20 века. При этом роман-эпопея не является историографическим произведением или хроникой войны. Персонажи книги - вымышленные люди, хотя и обладающие определенными прототипами.

«У войны - не женское лицо»

Литература, посвященная Великой Отечественной войне, обычно описывает подвиги мужчин, подчас забывая о том, что и женщины внесли свой вклад в общую победу. Но книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, можно сказать, восстанавливает историческую справедливость. Писательница собрала в своем произведении рассказы тех женщин, что принимали участие в Великой Отечественной. Названием книги стали первые строки романа «Война под крышами» А. Адамовича.

«В списках не значится»

Еще одна повесть, темой которой стала Великая Отечественная война. В советской литературе Борис Васильев, о котором мы уже упоминали выше, был довольно известен. Но известность эту он получил как раз благодаря своим военным произведением, одним из которых и является повесть «В списках не значится».

Книга была написана в 1974 году. Действие ее происходит в самом в Брестской крепости, осаждаемой фашистскими захватчиками. Лейтенант Николай Плужников, главный герой произведения, перед началом войны попадает в эту крепость - он прибывал в ночь с 21 на 22 июня. И на рассвете уже начинается бой. У Николая есть возможность уйти отсюда, так как его имени нет ни в одном воинском списке, однако решается остаться и защищать свою родину до конца.

«Бабий яр»

Документальный роман «Бабий яр» Анатолий Кузнецов опубликовал в 1965 году. Произведение основано на детских воспоминаниях автора, который во время войны оказался на оккупированной немцами территории.

Роман начинается с небольшого авторского предисловия, краткой вступительной главы и нескольких глав, которые объединены в три части. В первой части рассказывается о выводе из Киева отступающих советских войск, крахе Юго-Западного фронта и начале оккупации. Также сюда были включены сцены расстрела евреев, взрывов Киево-Печерской Лавры и Крещатика.

Вторая часть полностью посвящена оккупационной жизни 1941-1943 годов, угонам русских и украинцев в качестве рабочих в Германию, о голоде, о подпольном производстве, об украинских националистах. Заключительная часть романа повествует об освобождении украинской земли от немецких оккупантов, бегстве полицаев, сражении за город, о восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра.

«Повесть о настоящем человеке»

Литература про Великую Отечественную войну включает и произведение еще одного русского писателя, прошедшего войну в качестве военного журналиста, Бориса Полевого. Повесть написана в 1946 году, то есть практически сразу после окончания военных действий.

В основе сюжета - событие из жизни военного летчика СССР Алексея Мересьева. Его прототипом стал реальный персонаж, герой Советского Союза Алексей Маресьев, который, как и его герой, был летчиком. История рассказывает о том, как он был сбит в бою с немцами и тяжело ранен. В результате аварии он потерял обе ноги. Однако сила воли его была настолько велика, что ему удалось вернуться в ряды советских летчиков.

Произведение было удостоено Сталинской премии. Повесть проникнута гуманистическими и патриотическими идеями.

«Мадонна с пайковым хлебом»

Мария Глушко - крымская советская писательница, ушедшая на фронт в начале ВОВ. Ее книга «Мадонна с пайковым хлебом» - о подвиге всех матерей, на чью долю выпало пережить Великую Отечественную войну. Героиня произведения - совсем юная девушка Нина, чей муж отправляется на войну, а она по настоянию отца едет в эвакуацию в Ташкент, где ее ждут мачеха и брат. Героиня находится на последних сроках беременности, но это не защитит ее от потока бед человеческих. И за небольшое время Нине предстоит узнать то, что до этого от нее было скрыто за благополучием и спокойствием довоенного существования: настолько по-разному живут в стране люди, какие у них жизненные принципы, ценности, установки, чем они отличаются от нее, выросшей в неведении и достатке. Но главное, что предстоит сделать героине, - родить ребенка и спасти его от всех напастей войны.

«Василий Теркин»

Таких персонажей, как герои Великой Отечественной войны, литература рисовала читателю по-разному, однако самым запоминающимся, неунывающим и харизматичным, несомненно, был Василий Теркин.

Эта поэма Александра Твардовского, начавшая издаваться в 1942 году, сразу же получила всенародную любовь и признание. Произведение писалось и публиковалось на протяжении всей ВОВ, последняя часть была издана в 1945 году. Основной задачей поэмы было поддержать боевой дух солдат, и Твардовскому с успехом удалось выполнить эту задачу, во многом благодаря образу главного героя. Удалой и веселый Теркин, который при этом всегда готов к бою, покорил сердца многих простых солдат. Он душа подразделения, весельчак и балагур, а в бою - пример для подражания, находчивый и всегда добивающийся своей цели воин. Даже будучи на волосок от гибели, он продолжает бороться и уже вступает в схватку с самой Смертью.

Произведение включает пролог, 30 глав основного содержания, разделенных на три части, и эпилог. Каждая глава представляет собой небольшую фронтовую историю из жизни главного героя.

Таким образом, мы видим, что подвиги Великой Отечественной войны литература советского периода широко освещала. Можно сказать, что это одна из основных тем середины и второй половины 20 века для русских и советских писателей. Обусловлено это тем, что вся страна была вовлечена в бой с немецкими захватчиками. Даже те, кто не был на фронте, безустанно трудились в тылу, обеспечивая солдат боеприпасами и провизией.

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера - шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.