Большой театр россии.

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного учреждения "Государственный академический Большой театр России".
2. Министерству имущественных отношений Российской Федерации обеспечить закрепление за федеральным государственным учреждением "Государственный академический Большой театр России" в оперативном управлении соответствующего имущества.
3. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования на финансирование деятельности федерального государственного учреждения "Государственный академический Большой театр России" отдельной строкой в ведомственной классификации расходов федерального бюджета.
4. Министерству культуры Российской Федерации внести в установленном порядке предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2000 г. N 1579 "О Государственном академическом Большом театре России".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 сентября 2000 г. N 649

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 678
"Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России".

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 649 "Вопросы Государственного академического Большого театра России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3719);

пункт 35 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225).

Устав
федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России"
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 678)

I. Общие положения

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России" (далее - театр) является некоммерческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в области музыкально-театрального, хореографического и симфонического искусства.

2. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" театр отнесен к особо ценным объектам национального наследия, являющимся достоянием народов России.

3. Театр руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также настоящим уставом.

4. Официальное наименование театра:

на русском языке:

полное - федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России";

сокращенное - Большой театр России;

на английском языке - The State Academic Bolshoi Theatre Of Russia.

5. Место нахождения театра - 125009, г. Москва, Театральная площадь, д. 1.

6. Правительство Российской Федерации от имени Российской Федерации осуществляет полномочия учредителя театра, обеспечивает правовые и материально-технические условия деятельности театра, сохранность, целостность и неотчуждаемость закрепленного за ним имущества, включая фонды, собрания культурных ценностей и коллекции театра.

Отдельные функции учредителя театра, определенные настоящим уставом, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, в ведении которого находится театр.

7. Театр является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления находящимся в федеральной собственности обособленным имуществом.

8. Театр имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету и смету доходов и расходов от приносящей доход деятельности, а также лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства по учету бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации и счета по учету средств в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Театр имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки, а также символику и зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке товарный знак.

10. Финансовое обеспечение деятельности театра осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

11. Театр от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Театр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам театра несет собственник имущества, закрепленного за театром на праве оперативного управления.

II. Цели и предмет деятельности театра

12. Целями деятельности театра являются:

1) сохранение и развитие общемировых и национальных культурных ценностей, приобщение к ним зрительской аудитории в Российской Федерации и за рубежом;

2) обеспечение высокого международного уровня театра как мирового центра театрально-музыкальной культуры;

3) создание условий для роста профессионального мастерства и преемственности артистической школы театра.

13. Предметом деятельности театра является создание и публичное исполнение произведений музыкально-театрального, хореографического и симфонического искусства.

14. В соответствии с целями и предметом деятельности театр осуществляет следующие виды деятельности:

1) создание и публичное исполнение спектаклей, концертов, проведение культурно-развлекательных и зрелищных программ и фестивалей, тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства и литературы;

3) организация и проведение гастролей театра в Российской Федерации и за рубежом;

4) выбор и реализация программ повышения роста профессионального мастерства творческих и технических работников театра и преемственности артистической школы театра;

5) создание благоприятных условий для сохранения творческого потенциала труппы театра;

6) изготовление сценическо-постановочного имущества, в том числе реквизита, предметов бутафории, декораций (мягких и жестких), мебели, одежды для сцены, театральных и концертных костюмов, включая обувь, головные уборы и постижерские изделия;

8) сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), входящих в состав имущества театра, а также музейного и библиотечного фондов, предметов искусства, музыкальных инструментов и другого имущества, закрепленного за театром на праве оперативного управления;

10) проведение исследований в области музыковедения, источниковедения, театроведения и литературоведения;

11) создание мультимедийной продукции (кино-, видео-, аудио-, фотопродукции), включая программы.

III. Права и обязанности театра

15. Театр имеет право:

2) осуществлять:

выбор вида использования созданных им спектаклей, концертов;

передачу в порядке и в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, другим театрам, иным юридическим и физическим лицам прав на постановку спектаклей и концертов, включая показ по телевидению и передачу по радио, съемку и запись на кино-, видео-, аудио- и другие материальные носители, их тиражирование, реализацию и распространение при условии соблюдения прав авторов и иных лиц, объекты интеллектуальной собственности которых использованы при создании этих спектаклей и концертов;

выдачу разрешений на копирование кино-, видео-, аудио- и других материальных носителей с записями спектаклей и концертов при условии соблюдения прав авторов и иных лиц, объекты интеллектуальной собственности которых использованы при создании этих спектаклей и концертов;

3) предоставлять сценические площадки для проведения гастрольных мероприятий иных организаций культуры;

5) предоставлять своим работникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, дополнительные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором;

6) планировать свою деятельность и определять перспективы развития;

7) формировать свою программу развития, определять порядок реализации билетов, услуг и продукции;

8) проводить тематические вечера, встречи с деятелями культуры, искусства, литературы;

9) использовать на договорных началах объекты интеллектуальной собственности;

10) создавать по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации филиалы и открывать представительства и ликвидировать их;

11) утверждать положения о филиалах и представительствах, назначать их руководителей;

12) заключать с юридическими и физическими лицами договоры, не противоречащие целям и предмету деятельности театра;

13) осуществлять организацию работ, связанных с капитальным строительством, модернизацией, реконструкцией и ремонтом недвижимого имущества, закрепленного за театром;

14) осуществлять по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом сдачу в аренду и предоставление во временное безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении театра, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) в установленном порядке приобретать, арендовать или брать напрокат имущество, необходимое для обеспечения деятельности театра;

16) устанавливать режим содержания и использования занимаемых театром зданий и сооружений, меры охраны и противопожарной безопасности;

17) участвовать в деятельности ассоциаций, союзов, фондов и иных некоммерческих организаций в Российской Федерации и за рубежом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) получать добровольные имущественные взносы, пожертвования, дары, средства, переданные по завещанию от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций;

19) пользоваться иными правами, соответствующими уставным целям и предмету его деятельности и не противоречащими законодательству Российской Федерации.

16. Театр вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие виды приносящей доход деятельности, если такая деятельность служит достижению уставных целей и не наносит ущерба основной деятельности театра:

1) подготовка спектаклей, концертов, мероприятий для публичного исполнения на собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, трансляции по радио и съемок на кино-, видео-, аудио- и иные материальные носители;

2) проведение мастер-классов с ведущими мастерами сцены и деятелями искусств, стажировок специалистов из театров Российской Федерации и иностранных государств и обмен специалистами;

3) осуществление в установленном порядке издательской и полиграфической деятельности;

4) предоставление услуг по организации и проведению конференций, семинаров, выставок;

5) оказание бытовых, социальных и медицинских услуг в установленной сфере деятельности;

6) оказание услуг и выполнение работ в установленной сфере деятельности по договорам и контрактам в рамках федеральных целевых, региональных и ведомственных программ;

8) реализация сценическо-постановочного имущества, в том числе реквизитов, предметов бутафории, декораций (мягких и жестких), мебели, одежды для сцены, театральных и концертных костюмов, включая обувь, головные уборы и постижерские изделия, изготовленных за счет средств от приносящей доход деятельности;

9) реализация печатной и сувенирной продукции, аудио-, аудиовизуальной, видео- и кинопродукции, изготовленных или приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе по договорам комиссии;

10) распоряжение в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежащими театру правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе осуществления деятельности театра;

12) организация общественного питания;

13) организация проживания граждан, осуществляющих деятельность в сфере ведения театра, в гостиницах и (или) общежитиях.

17. Право театра осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у театра с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

18. Цены (тарифы) на предоставляемые услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Театр обязан:

1) обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества, закрепленного за театром;

2) обеспечивать соблюдение режима содержания, использования и сохранности имущества и земельных участков, закрепленных за театром;

3) обеспечивать соблюдение режима доступа посетителей;

4) представлять сведения об имуществе, приобретенном театром за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

5) соблюдать требования по охране труда, санитарно-гигиенические нормы и требования пожарной безопасности;

6) осуществлять бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую (бюджетную) отчетность;

7) осуществлять в установленном порядке мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной готовности.

20. В театре образуется попечительский совет.

Положение о попечительском совете и его состав утверждаются генеральным директором театра по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.

IV. Имущество театра

21. Театр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества.

Театр не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться федеральным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, и имуществом, приобретенным за счет средств, выделяемых по смете.

Земельные участки предоставляются театру в постоянное (бессрочное) пользование.

22. Источниками формирования имущества театра являются:

1) движимое и недвижимое имущество, закрепленное за театром на праве оперативного управления;

2) имущество, приобретенное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;

3) иное имущество, приобретенное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение недвижимого имущества, закрепленного за театром, или недвижимого имущества, приобретенного театром за счет средств собственника, запрещается.

24. Финансовые средства театра формируются за счет:

1) бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) средств, полученных от приносящей доход деятельности;

3) средств, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации региональных и муниципальных программ;

4) средств в виде грантов, полученных из внебюджетных источников;

5) безвозмездных поступлений, добровольных пожертвований, даров, целевых взносов, полученных от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций, средств, переданных по завещанию;

6) средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных затрат;

7) доходов, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8) иных средств, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим уставом, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение театра и учитываются на отдельном балансе.

26. Театр организует и ведет бухгалтерский, в том числе бюджетный, и статистический учет и отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Театр представляет бухгалтерскую, в том числе бюджетную, и статистическую отчетность в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

27. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью театра осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28. Запрещается нецелевое использование финансовых средств театра, в том числе размещение их на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг.

Театр не имеет права получать кредиты (займы) от кредитных организаций, других юридических и физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

V. Управление деятельностью театра

29. Руководство деятельностью театра осуществляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации.

30. Заместители генерального директора и творческие руководители театра назначаются на должность и освобождаются от должности Министерством культуры Российской Федерации по представлению генерального директора.

31. Генеральный директор руководит деятельностью театра на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.

8) принимает решения, связанные с выпуском для публичного исполнения новых и возобновляемых постановок театра;

9) обеспечивает условия для организации публичного исполнения спектаклей и концертов в рамках участия театра в мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (фестивалях, гастролях, конкурсах, смотрах, концертах, днях культуры, официальных мероприятиях и т.п.);

10) утверждает положения, инструкции и регламенты, издает приказы, обязательные для всех работников театра;

11) утверждает структуру и штатное расписание театра, положения о его структурных подразделениях;

13) решает вопросы, связанные с проведением аттестации, профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников театра;

14) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации устанавливает работникам театра дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день;

15) применяет в отношении работников театра меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) открывает лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства по учету бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации, счета по учету средств в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) распоряжается в установленном порядке имуществом и денежными средствами театра;

18) организует проведение ремонтных и реставрационных работ, в том числе работ по реконструкции зданий театра;

19) определяет состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) обеспечивает проведение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

21) осуществляет непосредственное руководство системой обеспечения пожарной безопасности на территории театра и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, обеспечивает разработку мер по обеспечению пожарной безопасности;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Структура, штатная численность, формы и размер оплаты труда работников театра определяются в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели театру, а также средств, полученных из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ставки и оклады работников театра определяются на основе систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

34. По решению генерального директора в театре могут образовываться коллегиальные совещательные органы, состав и порядок работы которых утверждаются генеральным директором.

35. Коллективные трудовые споры между администрацией театра и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Реорганизация и ликвидация театра

36. Реорганизация и ликвидация театра осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

От костюмера с большим стажем Андрея Николаевича Смирнова

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

С таниславский, сказавший, что театр начинается с вешалки, имел в виду вовсе не гардероб, а скрытую от любопытных зрительских глаз в театральных недрах костюмерную.С этой вешалки совсем другая история получается

ПРИХОД В БОЛЬШОЙ

В Большой-то просто так не попадешь! Первый раз, когда сам попытался устроиться, не взяли. Словечка-то за меня некому было замолвить. Приняли со второго захода охранником, а уже оттуда в реквизиторы и только потом в костюмеры. Обратите внимание: в Большом никогда не висят объявления о приеме на работу. Театру не нужны люди со стороны, которым все равно, что делать — полы мыть или шубу на артиста надевать: лишь бы платили. Нужны те, кто любит это дело. Денег-то больших здесь не заработаешь. Так что попадают к нам в основном по знакомству. И это нормально. Если я знаю, что человек искренне любит музыку, могу его порекомендовать. Я ведь потом буду за него отвечать. Девяносто процентов обслуживающего персонала в театре — фанаты своего дела. Больные люди, кого ни возьми. Я, например, могу и ночами работать. В прошлом году, когда японцы снимали нашего «Бориса Годунова» на видео, мы вкалывали две ночи подряд. Сперва до полуночи разбирали декорации «Пиковой дамы», потом до двух часов устанавливали «Бориса», а закончили запись только в половине шестого утра.

Казалось бы, не все ли равно, в каком театре работать, но нет, не могу. Музыку люблю очень. Однажды я попытался уйти из Большого, даже поступил на работу в «Геликон-оперу», но не смог продержаться и полугода. Казалось бы, та же музыка, та же Кармен, но она там на бочке сидит — дикость! Это все равно что работать в столовой после ресторана. Вот у нас, в Большом, разные были Кармен. Но какие! Архипова и Образцова. Даже в разных образах выходили. Архипова — в туфлях на низком каблуке, Образцова — босиком. И одна и другая постоянно пели с Хозе — Соткилавой, но убивал он их по-разному: Архипову — ножом в бок. Образцову — в грудь. Не знаю почему, и мизансцены все у них были поставлены по-разному... Так вот, возвращаясь к своей службе в «Геликоне». Подумал я, подумал и решил: чем так, лучше вообще никакой музыки. Лучше копать канавы. Ведь когда начинается спектакль, мозги уже не здесь, а там... Каждый день смотрел в программку Большого театра и страдал: «Сегодня там Олежка Биктимиров Звездочета поет в «Золотом петушке», а я тут, бедняга». Не выдержал — и обратно в Большой.

УХОД ИЗ БОЛЬШОГО

Уйти из Большого проще, чем туда попасть. Был человек — и нет человека. Не принято у нас устраивать прощальные банкеты, по крайней мере ни разу не видел, чтобы «больших» людей как-то провожали. Может быть, где-то там у них, наверху, что-то подобное и происходит. А так, чтобы весь театр, вся труппа и персонал — никогда. Вот в хоре все совсем по-другому. Они ведь всегда вместе: на гастролях, на репетициях, вместе играют в шахматы, вместе столуются. Отмечают приход нового и уход старого. Там все просто. Нет такого: «Ты лучше меня, я хуже тебя»...

Не знаю, как другие, а лично я очень жалел, когда ушел Владимир Атлантов. Все равно что вытащили из короны большой рубин: корона-то останется, да уже не та. Раньше по уставу театра солист был обязан спеть четыре спектакля в месяц. Но никто, конечно, этого не делал. Все ездили на заработки за границу, ну и Атлантов поехал как-то в Австрию. Спел там один раз и заработал столько, сколько в театре получил бы за три месяца. Вскоре после того случая ему пришлось уйти из Большого: сам ушел, да и жену свою Тамару Милашкину забрал. Ушли «глыбы», а на их место подставили какой-то «пшик»...

Иногда от всего этого становится так скверно, что пропадает последнее желание работать над спектаклем. Когда поет хороший певец, ты слушаешь разинув рот. А тут просто отбываешь за кулисами положенные сорок минут, ожидая, когда закончится действие. И все время думаешь: «А ну его к лешему! Никуда он от тебя не сбежит — переоденется. Я лучше пока в буфет схожу, кофейку попью». Есть разница: одевать талант или посредственность.

Или вот с Лиепой. Когда меня назначили костюмером у балетных, Лиепе оставалось работать в театре каких-то два месяца. А потом его «попросили», и помер человек, в общем-то, из-за этого. Не из-за того, что уволили, а из-за того, что в театр перестали пускать. В тот день Лиепа пришел, как обычно, на пятнадцатый подъезд Большого театра, а охранник подал ему список уволенных накануне сотрудников театра, где значилась и его фамилия... Хорошо помню его последнего «Спартака». Был такой же спектакль, как обычно: за полчаса до начала передо мной сидел вылитый Красс. Одетый и загримированный. Сидел с какой-нибудь «Культурой» или «Правдой» в руках. Уткнулся в газету, но, по-моему, ничего там не видел. Лишь бы отрешиться от всего. Собрался — и «в бой»...

«Спартак» — единственный спектакль в балетном репертуаре, после которого всем дают один день на отдых. Даже кордебалету. А потом Марис быстро сдал, стал грузным, может быть, сердце уже не тянуло. Ему было тогда за сорок, а пенсионный возраст танцовщика — тридцать пять. Хотя Васильев еще больше перебрал.

Про Плисецкую я вообще не говорю. Она навсегда осталась «девочкой». Многие ужасались, когда Щедрин сделал для нее «Анну Каренину», «Чайку». Вы представляете себе семидесятилетнюю Нину Заречную или Каренину? Тогда многие говорили, что балеты Щедрина не танец, а возня по сцене, что Щедрин через них продлил Плисецкой жизнь в балете. Даже друзья говорили: «Ну куда ж ты все тянешься? Денег у тебя мало, что ли?» А уборщицы вообще шептались: «Гляди, Майя Михайловна приползла». Это все из зависти... Великая женщина.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ

Костюмерная — удивительное место в театре, из которого видно практически все. Как кто к своему делу относится, у кого какие проблемы, кто не выспался или, может, настроение плохое. Предположим, дают оперу. Нерадивые солисты прибегают за 15 минут до выхода на сцену, какой-нибудь Коля Басков или Олег Биктимиров. А, к примеру, Зураб Лаврентьевич Соткилава — никогда! Такие солидные солисты уважают и себя и нас. Мы ведь их одеваем. Это же адский труд! И не только физический. Весь обслуживающий персонал приходит за три часа до начала спектакля, но я — на час раньше всех. Привычка. Утренняя смена уже приготовила для меня все костюмы — нательную рубашку Сусанина, шубы, кафтаны. Я беру каталку и на большом лифте спускаю ее вниз, где находятся гримерки солистов. Я знаю, что в этой, к примеру, раздевается Соткилава: он в другую никогда не сядет. А здесь — Юрий Мазурок, непримиримый враг его. Если попадется певец попроще, как Нестеренко, то махнет рукой: «Ну, занята моя, давайте здесь переоденусь». А Соткилава сидит недовольный, ворчит, чаю просит. Дежурная по этажу приносит ему чайку: «Зураб Лаврентьевич, может, вам бутербродику? Мазурок уже почти переоделся». Глядишь, он оттает-оттает да и успокоится. Только в бывшей шаляпинской гримуборной раздеваются все кому не лень, независимо от ранга.

Отношения у меня с солистами складываются со всеми разные. Например, с Олегом Биктимировым мы и шампанского можем выпить после спектакля. Пока я его одеваю, можно и про футбол, и про что угодно поговорить. Он болеет за «Спартак», я всю жизнь — за «Торпедо». А Соткилава нам все про свое тбилисское «Динамо» вкручивает. Он ведь когда-то и сам играл.

Я почти уверен: обратись я к Плисецкой с просьбой: «Майя Михайловна, дай сто рублей» — она бы не отказала. А к Улановой я бы не подошел. Мишу Лавровского, по-моему, весь театр любит. Изумительный парень, со всеми: «Здрасте, здрасте» — от души здоровается, а не то чтобы по обязанности или сквозь зубы, лишь бы отстал. С танцором Иреком Мухамедовым (он сейчас работает в Австрии) мы за руку здоровались, хотя у нас это, в общем-то, не принято. Считается, что они первый класс, а мы — второй. Но ведь мы такая же составная часть их жизни, как и они нашей. Без нас им в театре делать нечего. Сами-то в любом случае не оденутся. Просто физически не смогут этого сделать. Эти костюмы, как скафандр у космонавта. Вот, к примеру, шуба Ивана Сусанина. Ох, тяжелая. Дубленок пять весит.

Если сегодня Нестеренко поет Сусанина, он появляется в театре в половине шестого. Сядет и минут двадцать приходит в себя: с кем-то разговаривает, как будто нет никакого спектакля. Ну а я сижу в коридоре, жду, когда позовут. Потом он кричит мне: «Андрей, ну давай одеваться!» Что ж, я его потихоньку одеваю. Вначале в шубу, в которой он выходит в первом акте. Походит в ней, походит, потом говорит: «Ну, снимай: что-то очень жарко». Раздену его. Он и сидит в одной нижней рубашке. Отдыхает. Если есть настроение, может быть, и поговорит с тобой. Расскажет, что по телевизору посмотрел. А то голова у него болит или еще что — обыкновенные житейские дела. Не жалуется, а просто рассуждает. А что ему жаловаться? Я ж ему не врач и не священник. Вот с хором я начинал работать, так там попроще: обыкновенные мужики, только с голосами.

Бывают, конечно, разные ситуации, костюм поджимает или еще что. Но это уже называется капризом. Я Соткилаву уговариваю: «Ну вот, смотрите: у вас здесь есть бирочка: «Соткилава». Вы говорите, что вам мал костюм, начинаете ворчать (это я уже, конечно, про себя думаю). Вы ж в нем в тот раз пели». Он оправдывается: «Наверное, я растолстел». А я ему: «Другого нет: я ж его с неба не достану». А с другой стороны, попробуй дай тому же Нестеренко костюм Селезнева, у которого одна рука ампутирована. Но однажды так и случилось. Я говорю Нестеренко: «Ну убивайте меня, ну порвался ваш костюм, ну что ж теперь делать?»

Бывает, облачишь его в конце концов в «то, что есть», а он никак не может вжиться в образ: «Ну нет у меня сегодня голоса, ну нету, ну что делать. И водички попил, и кофе попил. Пойду пробегусь на пару этажей вверх-вниз, вспотею, может быть, и голос появится». Многие так говорят. И Нестеренко, и Басков. А раньше — Евгений Шапин, Александр Ворошило.

Лет пятнадцать назад страшный, конечно, был случай, когда Ворошило потерял голос. Все удивлялись, как он вообще тогда допел своего Скарпья. По сценарию в конце первого действия «Тоски» он поднимался по винтовой лестнице и заканчивал свою арию уже на вершине башни. Здесь-то у него голос однажды и сорвался. Дирижер срочно «свернул» действие, тут же появился врач, впрыснул Ворошило что-то в горло. И он, представьте себе, допел, «доскрипел». После этого спектакля у нас он больше не пел.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Я очень ревностно отношусь к Большому театру и считаю, что он находится если не в тройке, то в пятерке лучших театров мира. А Мариинка — на шестом месте... Вот я сижу здесь с вами в полнейшей тишине (дело происходит в Большом зале консерватории. — М. С.), а там весь день такой гул стоит. Мы все давным-давно живем только этим гулом. Как начнется там с самого утра какофония, и до самого спектакля. Вечером приходишь домой, а у тебя все равно в ушах «Онегин» звучит... Однажды, забывшись от всей этой музыки, я вышел на сцену во время спектакля. Была «Хованщина». Шел в буфет, о чем-то о своем задумался и... вижу боковым зрением публику в зале. А я-то в черном рабочем халате. Помощник режиссера показывает мне знаками: «Ты что? Ненормальный?» Думаю: назад идти или как? Так до конца спектакля и простоял на сцене.

Изучала историю Марина СОКОЛОВСКАЯ

В материале использованы фотографии: Юрия ФЕКЛИСТОВА

Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России".

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 649 "Вопросы Государственного академического Большого театра России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3719);

Пункт 35 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический Большой театр России"

I. Общие положения

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России" (далее - театр) является некоммерческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в области музыкально-театрального, хореографического и симфонического искусства.

2. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" театр отнесен к особо ценным объектам национального наследия, являющимся достоянием народов России.

3. Театр руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также настоящим уставом.

4. Официальное наименование театра:

На русском языке:

Полное - федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России";

Сокращенное - Большой театр России;

На английском языке - The State Academic Bolshoi Theatre Of Russia.

5. Место нахождения театра - 125009, г. Москва, Театральная площадь, д. 1.

6. Правительство Российской Федерации от имени Российской Федерации осуществляет полномочия учредителя театра, обеспечивает правовые и материально-технические условия деятельности театра, сохранность, целостность и неотчуждаемость закрепленного за ним имущества, включая фонды, собрания культурных ценностей и коллекции театра.

Отдельные функции учредителя театра, определенные настоящим уставом, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, в ведении которого находится театр.

7. Театр является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления находящимся в федеральной собственности обособленным имуществом.

8. Театр имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету и смету доходов и расходов от приносящей доход деятельности, а также лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства по учету бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации и счета по учету средств в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Театр имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки, а также символику и зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке товарный знак.

10. Финансовое обеспечение деятельности театра осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

11. Театр от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Театр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам театра несет собственник имущества, закрепленного за театром на праве оперативного управления.

II. Цели и предмет деятельности театра

12. Целями деятельности театра являются:

1) сохранение и развитие общемировых и национальных культурных ценностей, приобщение к ним зрительской аудитории в Российской Федерации и за рубежом;

2) обеспечение высокого международного уровня театра как мирового центра театрально-музыкальной культуры;

3) создание условий для роста профессионального мастерства и преемственности артистической школы театра.

13. Предметом деятельности театра является создание и публичное исполнение произведений музыкально-театрального, хореографического и симфонического искусства.

14. В соответствии с целями и предметом деятельности театр осуществляет следующие виды деятельности:

1) создание и публичное исполнение спектаклей, концертов, проведение культурно-развлекательных и зрелищных программ и фестивалей, тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства и литературы;

2) проведение творческих смотров и конкурсов;

3) организация и проведение гастролей театра в Российской Федерации и за рубежом;

4) выбор и реализация программ повышения роста профессионального мастерства творческих и технических работников театра и преемственности артистической школы театра;

5) создание благоприятных условий для сохранения творческого потенциала труппы театра;

6) изготовление сценическо-постановочного имущества, в том числе реквизита, предметов бутафории, декораций (мягких и жестких), мебели, одежды для сцены, театральных и концертных костюмов, включая обувь, головные уборы и постижерские изделия;

7) изготовление и распространение всех видов рекламных, информационных, полиграфических материалов, печатной продукции (включая продукцию и товары с символикой театра и его партнеров), связанных с публичным исполнением театром спектаклей и концертов;

8) сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), входящих в состав имущества театра, а также музейного и библиотечного фондов, предметов искусства, музыкальных инструментов и другого имущества, закрепленного за театром на праве оперативного управления;

9) организация музеем театра выставок и постоянных экспозиций, проведение экскурсий;

10) проведение исследований в области музыковедения, источниковедения, театроведения и литературоведения;

11) создание мультимедийной продукции (кино-, видео-, аудио-, фотопродукции), включая программы.

III. Права и обязанности театра

15. Театр имеет право:

1) осуществлять независимый выбор художественных и творческих направлений своей деятельности, репертуара, самостоятельно принимать решения о публичном исполнении спектаклей, концертов, созданных театром, и публикации рекламных материалов;

2) осуществлять:

Выбор вида использования созданных им спектаклей, концертов;

Передачу в порядке и в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, другим театрам, иным юридическим и физическим лицам прав на постановку спектаклей и концертов, включая показ по телевидению и передачу по радио, съемку и запись на кино-, видео-, аудио- и другие материальные носители, их тиражирование, реализацию и распространение при условии соблюдения прав авторов и иных лиц, объекты интеллектуальной собственности которых использованы при создании этих спектаклей и концертов;

Выдачу разрешений на копирование кино-, видео-, аудио- и других материальных носителей с записями спектаклей и концертов при условии соблюдения прав авторов и иных лиц, объекты интеллектуальной собственности которых использованы при создании этих спектаклей и концертов;

3) предоставлять сценические площадки для проведения гастрольных мероприятий иных организаций культуры;

4) формировать состав творческих коллективов, в том числе путем конкурсного отбора;

5) предоставлять своим работникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, дополнительные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором;

6) планировать свою деятельность и определять перспективы развития;

7) формировать свою программу развития, определять порядок реализации билетов, услуг и продукции;

8) проводить тематические вечера, встречи с деятелями культуры, искусства, литературы;

9) использовать на договорных началах объекты интеллектуальной собственности;

10) создавать по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации филиалы и открывать представительства и ликвидировать их;

11) утверждать положения о филиалах и представительствах, назначать их руководителей;

12) заключать с юридическими и физическими лицами договоры, не противоречащие целям и предмету деятельности театра;

13) осуществлять организацию работ, связанных с капитальным строительством, модернизацией, реконструкцией и ремонтом недвижимого имущества, закрепленного за театром;

14) осуществлять по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом сдачу в аренду и предоставление во временное безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении театра, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) в установленном порядке приобретать, арендовать или брать напрокат имущество, необходимое для обеспечения деятельности театра;

16) устанавливать режим содержания и использования занимаемых театром зданий и сооружений, меры охраны и противопожарной безопасности;

17) участвовать в деятельности ассоциаций, союзов, фондов и иных некоммерческих организаций в Российской Федерации и за рубежом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) получать добровольные имущественные взносы, пожертвования, дары, средства, переданные по завещанию от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций;

19) пользоваться иными правами, соответствующими уставным целям и предмету его деятельности и не противоречащими законодательству Российской Федерации.

16. Театр вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие виды приносящей доход деятельности, если такая деятельность служит достижению уставных целей и не наносит ущерба основной деятельности театра:

1) подготовка спектаклей, концертов, мероприятий для публичного исполнения на собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, трансляции по радио и съемок на кино-, видео-, аудио- и иные материальные носители;

2) проведение мастер-классов с ведущими мастерами сцены и деятелями искусств, стажировок специалистов из театров Российской Федерации и иностранных государств и обмен специалистами;

3) осуществление в установленном порядке издательской и полиграфической деятельности;

4) предоставление услуг по организации и проведению конференций, семинаров, выставок;

5) оказание бытовых, социальных и медицинских услуг в установленной сфере деятельности;

6) оказание услуг и выполнение работ в установленной сфере деятельности по договорам и контрактам в рамках федеральных целевых, региональных и ведомственных программ;

8) реализация сценическо-постановочного имущества, в том числе реквизитов, предметов бутафории, декораций (мягких и жестких), мебели, одежды для сцены, театральных и концертных костюмов, включая обувь, головные уборы и постижерские изделия, изготовленных за счет средств от приносящей доход деятельности;

9) реализация печатной и сувенирной продукции, аудио-, аудиовизуальной, видео- и кинопродукции, изготовленных или приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе по договорам комиссии;

10) распоряжение в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежащими театру правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе осуществления деятельности театра;

11) использование в рекламных и иных коммерческих целях официального наименования, символики, товарного знака, изображений своих зданий, репродукций документов и культурных ценностей, хранящихся в театре, а также предоставление такого права другим юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) организация общественного питания;

13) организация проживания граждан, осуществляющих деятельность в сфере ведения театра, в гостиницах и (или) общежитиях.

17. Право театра осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у театра с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

18. Цены (тарифы) на предоставляемые услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Театр обязан:

1) обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества, закрепленного за театром;

2) обеспечивать соблюдение режима содержания, использования и сохранности имущества и земельных участков, закрепленных за театром;

3) обеспечивать соблюдение режима доступа посетителей;

4) представлять сведения об имуществе, приобретенном театром за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

5) соблюдать требования по охране труда, санитарно-гигиенические нормы и требования пожарной безопасности;

6) осуществлять бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую (бюджетную) отчетность;

7) осуществлять в установленном порядке мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной готовности.

20. В театре образуется попечительский совет.

Положение о попечительском совете и его состав утверждаются генеральным директором театра по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.

IV. Имущество театра

21. Театр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества.

Театр не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться федеральным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, и имуществом, приобретенным за счет средств, выделяемых по смете.

Земельные участки предоставляются театру в постоянное (бессрочное) пользование.

22. Источниками формирования имущества театра являются:

1) движимое и недвижимое имущество, закрепленное за театром на праве оперативного управления;

2) имущество, приобретенное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;

3) иное имущество, приобретенное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение недвижимого имущества, закрепленного за театром, или недвижимого имущества, приобретенного театром за счет средств собственника, запрещается.

24. Финансовые средства театра формируются за счет:

1) бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) средств, полученных от приносящей доход деятельности;

3) средств, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации региональных и муниципальных программ;

4) средств в виде грантов, полученных из внебюджетных источников;

5) безвозмездных поступлений, добровольных пожертвований, даров, целевых взносов, полученных от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций, средств, переданных по завещанию;

6) средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных затрат;

7) доходов, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8) иных средств, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим уставом, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение театра и учитываются на отдельном балансе.

26. Театр организует и ведет бухгалтерский, в том числе бюджетный, и статистический учет и отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Театр представляет бухгалтерскую, в том числе бюджетную, и статистическую отчетность в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

27. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью театра осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28. Запрещается нецелевое использование финансовых средств театра, в том числе размещение их на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг.

Театр не имеет права получать кредиты (займы) от кредитных организаций, других юридических и физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

V. Управление деятельностью театра

29. Руководство деятельностью театра осуществляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации.

30. Заместители генерального директора и творческие руководители театра назначаются на должность и освобождаются от должности Министерством культуры Российской Федерации по представлению генерального директора.

31. Генеральный директор руководит деятельностью театра на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.

32. Генеральный директор:

1) без доверенности действует от имени театра, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления и во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, от имени театра заключает договоры и выдает доверенности;

2) организует и направляет деятельность театра;

3) обеспечивает творческую и административно-хозяйственную деятельность театра;

4) осуществляет выбор художественных и творческих направлений деятельности театра;

5) утверждает репертуар театра;

6) утверждает план выпуска новых и возобновляемых постановок театра;

7) утверждает распределение ролей в новых и возобновляемых постановках театра;

8) принимает решения, связанные с выпуском для публичного исполнения новых и возобновляемых постановок театра;

9) обеспечивает условия для организации публичного исполнения спектаклей и концертов в рамках участия театра в мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом (фестивалях, гастролях, конкурсах, смотрах, концертах, днях культуры, официальных мероприятиях и т.п.);

10) утверждает положения, инструкции и регламенты, издает приказы, обязательные для всех работников театра;

11) утверждает структуру и штатное расписание театра, положения о его структурных подразделениях;

12) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников театра, определяет их обязанности, заключает с ними трудовые договоры, осуществляет конкурсный отбор творческих работников;

13) решает вопросы, связанные с проведением аттестации, профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников театра;

14) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации устанавливает работникам театра дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день;

15) применяет в отношении работников театра меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) открывает лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства по учету бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации, счета по учету средств в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) распоряжается в установленном порядке имуществом и денежными средствами театра;

18) организует проведение ремонтных и реставрационных работ, в том числе работ по реконструкции зданий театра;

19) определяет состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) обеспечивает проведение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

21) осуществляет непосредственное руководство системой обеспечения пожарной безопасности на территории театра и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, обеспечивает разработку мер по обеспечению пожарной безопасности;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Структура, штатная численность, формы и размер оплаты труда работников театра определяются в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели театру, а также средств, полученных из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ставки и оклады работников театра определяются на основе систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

34. По решению генерального директора в театре могут образовываться коллегиальные совещательные органы, состав и порядок работы которых утверждаются генеральным директором.

35. Коллективные трудовые споры между администрацией театра и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Реорганизация и ликвидация театра

36. Реорганизация и ликвидация театра осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.