Лебединое озеро сказка автор. Балет «Лебединое озеро

Идея постановки балета «Лебединое озеро» принадлежала директору Московской императорской труппы Владимиру Петровичу Бегичеву. Он и пригласил Петра Ильича Чайковского в качестве композитора.

В основу сюжета была положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарт превратил в белого лебедя. В балете юный принц Зигфрид влюбляется в прекрасную девушку-лебедя Одетту и клянется хранить ей верность. Однако на балу, устроенном королевой-матерью для того, чтобы Зигфрид выбрал себе невесту, появляется коварный Ротбарт со своей дочерью Одиллией. Черный лебедь Одиллия - двойник и, в то же время, антипод Одетты. Зигфрид невольно попадает под чары Одиллии и делает ей предложение. Поняв свою ошибку, принц бежит на берег озера, чтобы попросить прощения у прекрасной Одетты... В первоначальном варианте либретто сказка оборачивается трагедией: Зигфрид и Одетта погибают в волнах.

Поначалу Одетта и Одиллия были совершенно разными персонажами. Но, работая над музыкой балета, Чайковский решил, что девушки должны быть своеобразными двойниками, что и приводит Зигфрида к трагической ошибке. Тогда и было решено, что партии Одетты и Одиллии должна исполнять одна и та же балерина.

Первые неудачи

Работа над партитурой продолжалась с весны 1875 по 10 апреля 1876 года (именно эта дата указана в партитуре рукой самого композитора). Однако репетиции на сцене Большого театра начались еще до окончания сочинения музыки, 23 марта 1876 года. Первым постановщиком «Лебединого озера» стал чешский балетмейстер Юлиус Венцель Райзингер. Однако спектакль, премьера которого состоялась 20 февраля 1877 года, не имел успеха и, после 27-ми представлений, сошел со сцены.

В 1880 или 1882 году бельгийский балетмейстер Йозеф Гансен решил возобновить постановку. Несмотря на то, что Гансен немного изменил танцевальные сцены, по сути, новая версия «Лебединого озера» мало отличалась от прежней. В итоге, балет был показан всего 11 раз и, казалось бы, навсегда ушел в небытие и забвение.

Рождение легенды

6 октября 1893 года, так и не дождавшись триумфа своего творения, в Санкт-Петербурге скончался Петр Ильич Чайковский. В память о нем Петербургская императорская труппа решила дать грандиозный концерт, состоящий из фрагментов разных произведений композитора, включая второй акт неудачного балета «Лебединое озеро». Однако главный балетмейстер театра Мариус Петипа не стал браться за постановку сцен из заведомо провального балета. Тогда эта работа была поручена его помощнику Льву Иванову.

Иванов блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Именно ему удалось превратить «Лебединое озеро» в легенду. Иванов придал второму акту балета романтическое звучание. Кроме того, балетмейстер решился на революционный для того времени шаг: он убрал из костюмов лебедей искусственные крылья и придал движениям их рук сходство со взмахами крыльев. Тогда же появился и знаменитый «Танец маленьких лебедей».

Работа Льва Иванова произвела сильнейшее впечатление на Мариуса Петипа, и он предложил балетмейстеру вместе поставить полную версию балета. Для новой редакции «Лебединого озера» было решено переработать либретто. Эта работа была поручена Модесту Ильичу Чайковскому. Однако изменения в содержании балета не были существенными, а финал так и остался трагическим.

15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера новой редакции балета «Лебединое озеро». На сей раз, постановку ждал триумфальный успех. Именно версия Петипа - Иванова стала считаться классической и, по сей день, лежит в основе всех постановок «Лебединого озера».

Сегодня «Лебединое озеро» считается символом классического балета и не сходит со сцены ведущих театров России и мира. Следует также отметить, что у большинства современных постановок балета - счастливый финал. И это неудивительно: «Лебединое озеро» - это прекрасная сказка, а сказки должны заканчиваться хорошо.

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одетта принцесса, превращенная в белого лебедя
Зигфрид молодой принц
Одиллия дочь Ротбарта, черный лебедь
Владетельная Княгиня мать Зигфрида
Ротбарт злой волшебник
Бенно друг принца Зигфрида
Вольфганг наставник Зигфрида

Краткое содержание «Лебединого озера»


Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Фото:





Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа .
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.


  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.


  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.
  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный «» из второго акта.
  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах . Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

Танец маленьких лебедей - слушать

Испанский танец - слушать

Тема Одетты - слушать

Неаполитанский танец - слушать

Большой вальс - слушать

История создания «Лебединого озера»

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.


Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки


Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.


Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.


Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.


Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Видео: смотреть балет «Лебединое озеро»

Для начала нужно разобраться, какую роль играют лебеди в балете «Лебединое озеро», а также — кто они такие?

«Лебединое озеро» — это балет в четырех актах, музыку к которому написал гениальный композитор Пётр Ильич Чайковский. Трудно найти произведение, имеющее такую сложную сценическую судьбу, но при этом заслужившее известность во всем мире.

У «Лебединого озера» было три версии-постановки, среди которых первые две оказались неудачными. А третья стала основой всех редакций балета, последовавших за ней, и принесла произведению головокружительный успех и бессмертие, сделала его символом балетного искусства. И это не смотря на то, что постановка не отвечала всем законам академической хореографии!

В основе сюжета — фольклорные (народные) мотивы, которые использовались как в литературных произведениях, так и в оперных и балетных либретто.

Прекрасная девушка Одетта заколдована злым волшебником Ротбартом. Днём — она белый лебедь, а когда наступает ночь — превращается в человека. Она окружена такими же заколдованными лебедями-девушками, которые называют Одетту своей королевой — за её доброту и прекрасную душу.

Легенда говорит, что мать Одетты пролила много слез по своей похищенной дочери. Она плакала так долго и много, что из слез образовалось волшебное «лебединое озеро», где и поселилась дочь-лебедь.

Волшебство злого чародея может быть разрушено только в том случае, если прекрасную девушку-лебедь полюбит молодой человек, и его любовь будет верной. Если же он нарушит клятву вечной любви, — Одетта не сможет вновь стать человеком и навсегда останется белым лебедем.

В четырех картинах произведения реальные картины чередуются с фантастическими. Принц Зигфрид отмечает свое совершеннолетие в парке дворца со своими друзьями. Стая лебедей, которая пролетает в это время над ними, манит принца за собой. И он не сопротивляется этому. Очутившись на берегу лесного озера, Зигфрид находит там прекрасного лебедя с короной на голове. Это и есть Одетта, красотой которой покорен принц. Рассказ девушки о злом хозяине озера — Ротбарте, который ее преследует, потряс принца. Он клянется Одетте в вечной любви.

Мать принца настаивает на том, чтобы он на балу выбрал себе невесту. Первые красавицы танцуют перед ним. Вот испанский и неаполитанский, а вот венгерский и польский национальные танцы. Но ничто не трогает и не волнует Зигфрида. Однако когда появляется Одиллия, принц выбирает ее, так как видит в ней Одетту. Очень быстро он понимает, что совершил непоправимую ошибку.

Зигфрид мчится к озеру в надежде получить прощение Одетты. Но его мольбы ни к чему не приводят, прощение не даровано. Тогда принц срывает с головы девушки-лебедя корону, которая служила ей защитой от преследований, и бросает вызов хозяину озера — волшебнику Ротбарту. Именно его образ является в балете олицетворением сил зла и фатума.

У Зигфрида не умирает надежда, что Одетта уйдет с ним в мир людей. Но этого не случается, а разбушевавшиеся волны «лебединого» озера поглощают и принца, и Одетту.

Сколько лебедей в балете «Лебединое озеро»?

В реальной жизни стая лебедей насчитывает от 15 до 20 особей, однако встречаются стаи по 50 и более птиц.

Сколько лебедей может быть задействовано в балете? Количество ограничивается размерами сцены. К примеру, в московском Большом театре балерин-лебедей, которые участвуют в массовых сценах во время представления, приблизительно от 25 до 30 человек. На сценах других театров количество колеблется в пределах 9 — 20 балерин.

Почему именно 4 маленьких лебедя?

В настоящей лебединой стае маленьких лебедей мало — примерно третья часть от общего количества птиц. Почему в балете сцену «Танец маленьких лебедей» исполняют именно четыре лебедя?

Все довольно просто: так было изначально задумано по сценарию. В постановке 1877 года танцевало четыре артистки. От этого количества и отталкивались все последующие постановки. Хотя были примеры, когда «Танец маленьких лебедей» исполняли три балерины, а также больше четырех.

Экранизация

В 1953 — 1954 годах режиссер Герберт Раппопорт создал фильм о балетах и балетных артистах Кировского театра города Ленинграда под названием «Мастера русского балета».

Фрагменты из произведения «Лебединое озеро», а также из балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» в постановке Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (такое название носил Мариинский театр в Советском Союзе) вошли в этот фильм как величайшие шедевры советского балетного искусства.

Интересные факты о балете «Лебединое озеро»

Во времена советской власти балет «Лебединое озеро» был зачислен в список достижений правящего режима. И хотя классический балет перешел, образно говоря, «по наследству» к советской власти от императорской труппы, его объявляли достижением «народного хозяйства». Именно поэтому балет в тот период был средством политической борьбы. На балетные спектакли приглашали высокопоставленных гостей из разных стран мира, это входило в рамки обязательной культурной программы.

Популярность балета «Лебединое озеро» была огромной. Однако с ним связаны и серьезные политические события В СССР. В Советском Союзе и на территории постсоветского пространства демонстрация произведения «Лебединое озеро» по телевизору на сцене Большого театра была признаком происходивших политических изменений в жизни страны! Балет показывали в период траура и похорон Генеральных секретарей Центрального Комитета КПСС Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Константина Черненко.

Спектакль-балет «Лебединое озеро» стал символом еще одного периода, который связан с горбачевской Перестройкой. Во время Августовского путча 1991 года, когда представители самопровозглашенного штаба ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) попытались устранить Михаила Горбачева насильственным способом с поста Президента СССР, — по всем телевизионным каналам на протяжении трех дней (!) транслировался балет «Лебединое озеро». Все подготовленные передачи на 18 — 21 августа были в срочном порядке сняты с эфира и заменены этим произведением для того, чтобы как-то отвлечь внимание народа.

Путч потерпел поражение, а вот спектакль «Лебединое озеро» стал одним из самых запоминающихся его символов. На популярности балета это совершенно не отразилось, и он уверенно продолжает свою сценическую жизнь и сегодня.

Самым русским балетом большинство людей считает ». Именно «Лебединое» – символ русского балета.

Сотни прекрасных балерин создавали образы Одетты и Одиллии, и десятки хореографов создавали свои версии этого бессмертного спектакля.

Сейчас себе не возможно даже представить, но премьера «Лебединого озера» в Большом театре в 1877 году прошла более чем скромно. О будущих триумфах своего балета Петр Ильич Чайковский так и не узнал.

Балет – не искусство

В середине XIX века серьезные музыканты на балет смотрели свысока, считая его искусством второго сорта, родственником мелодрамы и водевиля. Впрочем, профессор консерватории, композитор Петр Ильич Чайковский – знаменитый автор опер, симфоний, инструментальной музыки и романсов – балетные представления исправно посещал и даже разбирался в технике танца.

Конечно, о том, чтобы писать музыку к балету Чайковский и не помышлял, и вовсе не творческий порыв, а проза жизни заставила его принять предложение дирекции Московского Императорского Большого театра сочинить балет. Обещанный за гонорар в 800 рублей был большим подспорьем. Оклада педагога московской консерватории Чайковскому отчаянно не хватало, и он откровенно признавался, что взялся за этот труд отчасти ради денег.

Предыстория «Лебединого озера»

В 1875 году Чайковский приступил к сочинению балета, назвав его «Озеро лебедей» . Действие балета происходило в Южной Германии, а сюжет повествовал о трагической судьбе принца Зигфрида и его возлюбленной феи лебедей Одетте.

На сочинение балета повлияло творчество Рихарда Вагнера. Когда-то в юности Чайковский впервые услышал его оперу «Лоэнгрин» и теперь тема рыцаря-лебедя вновь завладела мыслями композитора.

Для более глубокого изучения Германии он отправился Байройт. Именно там, на представлении тетралогии «Кольцо Нибелунгов», Чайковский познакомился с Вагнером. Имя Зигфрид, героя оперы Вагнера, стало также именем героя балета Чайковского .

Петр Ильич остался под большим впечатлением и от знаменитого покровителя Вагнера, Баварского короля Людвига II. Его называли «Лебединый король». Одинокий мечтатель, влюбленный в рыцарские легенды и музыку Вагнера, Людвиг увлекался строительством фантастических замков в предгорьях Альп. Один из них называется «Новый лебединый замок». Людвиг Баварский погиб в озере при таинственных обстоятельствах. Чайковский глубоко переживал, его не покидала мысль, что финалом своего «Лебединого озера» он напророчил королю столь трагическую смерть.

Сюжет балета

Авторами либретто «Лебединого озера» значились управляющий Большого театра Владимир Бегичев и танцовщик Василий Гельцер, но вскоре и хореограф Венцель Рейзенгер, да и сам Чайковский активно включились в работу над либретто.

Петр Ильич вскоре столь увлекся романтической темой, что объемная партитура четырехактного балета стала лирическим размышлением 36-летнего композитора о собственной судьбе, о порывах благородной души, о недостижимости идеала, о дьявольских соблазнах и о возвышенной любви.

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращенной в белого лебедя. В балете переплетаются реальные и фантастические картины.

Принц Зигфрид веселится в дворцовом парке, празднуя совершеннолетие с друзьями. Он замечает пролетевшую стаю лебедей и следует за ней в лес. На берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбером, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.

На балу в замке мать Зигфрида велела ему выбрать невесту. Появилась Одиллия, в которой принц увидел Одетту, ей он и отдал предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид побежал к озеру молить Одетту о прощении, но не получил его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротберу, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Злые чары рыцаря фон Ротбера и его дочери Одиллии привели к гибели влюбленных в волнах бурного озера.

Партитуру балета Чайковский завершил в 1876 году, совсем не предполагая, что из-под его пера вышел настоящий шедевр.

Провал

Премьера «Лебединого озера» состоялась 1877 года. Чайковский ждал этого дня с тревогой и, как оказалось, не напрасно. В дни премьеры балетному первенцу Чайковского не повезло. Он пал жертвой не слишком одаренных постановщиков и театральных интриг. Партитура оказалась очень сложной для штатного балетмейстера Венцеля Рейзенгера. Премьеру танцевала балерина Полина Карпакова. Партия Одетты ей не удалась. Прием был прохладный, рецензии не радовали: «Кардебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряная мельница крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Только пятый спектакль удалось станцевать приме Большого, Анне Собещанской. Ее участие, впрочем, мало изменило постановку. Оформление и костюмы тоже были далеки от совершенства.

«Лебединое озеро» – самый популярный балет

Сегодня постановки «Лебединого озера» стали украшением балетного репертуара. За право танцевать главные партии в этом балете борются знаменитые примы, а тогда, после премьеры 1877 года, в Большой театр ходили скорее не смотреть, а слушать. Музыкальная сторона решительно преобладала над хореографической. «По музыке – лучший балет, который я когда-либо слышал», – писал критик.

За 5 сезонов «Лебединое» показали всего 39 раз, после чего сняли с репертуара. Чайковский был столь разочарован, что на целых 13 лет постарался забыть о сочинении музыки для балета.

До триумфа «Лебединого озера» композитор не дожил. Этот балет он оставил как завещание, которое вступило в силу сразу после смерти гения. Петра Ильича Чайковского не стало в 1893 году. На вечере его памяти в Мариинском театре давали второй лебединый белый акт балета в хореографии Льва Иванова. Это был лирический реквием по великому творцу балетной музыки.

Уже через год дополненный хореографией Мариуса Петипа родилось на сцене, чтобы отныне завоевать славу самого русского балета. И с той поры количество исполненных спектаклей уже не сосчитать.

«Лебединое озеро» Петра Чайковского – один из балетов, который чаще всех ставится в мире. Музыка балета дала возможность раскрыться величайшим артистам. А великие артисты вновь и вновь раскрывают глубины гениальной партитуры.

Балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

Юбилей и год Петра Ильича Чайковского, 240 лет со дня основания Большого театра, и самый известный балет великого композитора может похвастаться круглой датой…

Петр Ильич Чайковский был очарован видом замка Нойшвайнштайн. Его название с немецкого можно перевести как «новый лебединый камень (утёс)». В его окрестностях находится озеро Шванзее, которое называют «лебединым».

В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.



По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин — их злой гений.

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.



Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.
На премьере балета в 1877 партии Одетты и Одиллии танцевала Карпакова, Зигфрида - Гиллерт, Ротбарта - Соколов.



В 1894 балет «Лебединое озеро» был показан в постановке Лва Иванова (1834—1901), помощника Петипа, ставившего, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

К 1895 для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто, над ним работали маститый Мариус Петипа (1818—1910) , работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете) и брат композитора М. И. Чайковский.

Эта версия в дальнейшем и стала классической. Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала вдеи Горского (1871—1924), Вагановой (1879—1951), Сергеева (1910—1992), Лопухова (1886—1973).

В 1953 поистине революционный переворот в понимании полотна Чайковского совершил Владимир Бурмейстер спектаклем Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко.

Это было поистине новое слово в прочтении старого шедевра классического наследия, о чем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова:

«Лебединое озеро» в Театре имени Станиславского и ВНемировича -Данченко показало нам, как плодотворны, могут быть искания художников в области классического балета, где, казалось, всё раз и навсегда установлено» .



За длинную историю жизни балета его партии исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.

Русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались в памяти людей, как прекрасные легенды - Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова



Балет Большого театра продолжит свои юбилейные гастроли в Лондоне "Лебединым озером"

Сегодняшний балет "Лебединое озеро" также предполагает интригу. Главные партии в этом спектакле исполнят ведущие солисты ГАБТ Ольга Смирнова и Денис Родькин. Они же открывали гастроли балета Большого театра, выступив в главных ролях в "Дон Кихоте", за что и удостоились высшей оценки британской критики. Теперь артистам предстоит держать новый экзамен перед английскими рецензентами.

К месту будет добавить, что "Лебединое озеро" входило в программу самых первых зарубежных гастролей балета Большого театра 60-летней давности. На сей раз этот хореографический шедевр на сцене Ковент-Гардена покажут восемь раз. В числе исполнителей главных партий, кроме Ольги Смирновой и Дениса Родькина, значатся Светлана Захарова, Анна Никулина, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Семен Чудин, Руслан Скворцов. Предстоит и очередной дебют: одна из исполнительниц партии Одетты-Одиллии Юлия Степанова впервые выступит в спектакле Большого театра, ее партнером в роли принца Зигфрида станет Артем Овчаренко.

В дальнейшей афише московской труппы - "Пламя Парижа", "Укрощение строптивой" и "Корсар". Выступления балета Большого театра на сцене Ковент-Гардена продлятся до 13 августа 2016.


Концерт в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского. Запись 2016.

Исполняет Симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Дирижер и солист - Сергей Стадлер.

В программе: Фрагменты музыки балета "Лебединое озеро": Белое адажио; Па-де-де Одиллии и Зигфрида; Русский танец